Разное

Современные направления нейропсихологии – 3Направления современной нейропсихологии

3Направления современной нейропсихологии

Направления современной нейропсихологии.

К настоящему времени можно выделить следующие направления нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология (синдромология). Изучает нейропсихологические синдромы, в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, поражения глубоких подкорковых структур и коры головного мозга. Изучает нейропсихологические синдромы травматического и сосудистого генеза, выясняет их отличие от опухолевых синдромов. Использует методы неаппаратурного клинического нейропсихологического исследования, разработанные в основном А.Р. Лурия (которые сейчас у нас и за границей называют «луриевскими методами»). В этом направлении работали: А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Н.К. Киященко, Э.Г. Симерницкая, Н.В. Гребенникова и другие.

Объединенные общим методическим подходом — методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности — теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины. Вместе с тем в настоящее время отчетливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии. Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой — накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых иди экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.). Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при этом, могут быть результатом изменений деятельности мозга не на структурном, а на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях обеспечения деятельности мозга. При этом самостоятельное значение приобретают не только и не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры ее изменений на основе факторов, формирующих синдром. Получаемые при этом данные обеспечивают совершенствование дифференциальной диагностики и дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Последнее обстоятельство представляется весьма важным для профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Экспериментальная нейропсихология. Занимается экспериментальным аппаратурным изучением психологических и мозговых механизмов нарушений различных психических функций (у взрослых и детей). Изучает когнитивные, двигательные функции, эмоционально-личностная сфера. Использует экспериментальные методы общей психологии, адаптированные к условиям клиники. Служит целям получения фундаментальных резуль-татов, которые вносят вклад в развитие теории общей психологии и нейропсихологии о мозговых механизмах психических процессов. Это направление развивает Е. Д. Хомская со своими учениками.

В экспериментальной нейропсихологии А. Р. Лурия и его школой накоплен новый фактический материал, характеризующий психологические и физиологические механизмы нарушений разных психических процессов (речи, памяти, зрительного восприятия, внимания, мышления, произвольных движений и действий и др.), полученный с помощью как клинических, неаппаратурных, так и различных аппаратурных методов исследования (разных ЭЭГ-методик, регистрации движений глаз, тахистоскопии, миографии и др.). Впервые были установлены физиологические корреляты феноменов, описанных ранее в клинической нейропсихологии: разных форм агнозий, нарушений памяти, двигательных расстройств и др. В

реабилитационной нейропсихологии А. Р. Лурия и его сотрудниками собран экспериментальный материал о методах и динамике восстановления различных психических функций: речевых, интеллектуальных, двигательных. Получены новые данные о невербальной коммуникации, о возможностях реабилитации личности больного, существенно обогатившие мировую нейропсихологическую науку. 

одна из основных задач, всегда актуальная для экспериментальной нейропсихологии, — методическая. Разработка специальных методик, предназначенных для изучения нарушений разных когнитивных, двигательных, эмоциональных процессов в клинических условиях, совершенно необходима для успешного развития экспериментальной нейропсихологии. Большими возможностями располагает компьютерная технология, которая пока еще не получила в отечественной экспериментальной нейропсихологии достаточно широкого распространения. Среди множества научных проблем экспериментальной нейропсихологии можно выделить несколько наиболее актуальных.

Реабилитационная нейропсихология. Занимается изучением динамики спонтанного восстановления психических функций у нейрохирургических больных, структуры и динамики нейропсихологических синдромов при сенильной деменции, социопсихологических аспектов реабилитации больных с локальными поражениями мозга, а также созданием методов восстановления высших психических функций. В этом направлении работали и работают Л.С. Цветкова, а также ее ученики и сотрудники Т.В. Ахутина, Н.Н. Полонская, Н.Г. Калита, Н.М. Пылаева и другие. Детская реабилитационная нейропсихология позволила по-новому понять различные формы аномалий психического развития детей и наметить новые пути компенсации дефектов.

В реабилитационной нейропсихологии — на фоне определенных успехов в изучении речевой патологии — по-прежнему мало разрабатываются проблемы восстановления других высших психических функций: гностических, мнестических, интеллектуальных. Необходимо дальнейшее изучение проблемы восстановления личности больного — не только на описательном, феноменологическом, но и на современном экспериментальном уровне1.

СИХОФИЗИОЛОГИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

направление в психофизиологии, возникшее на стыке психофизиологии и нейропсихологии; изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга.

Нарушения высших психических функций: речи (см. Афазия), различных видов восприятия (см. Агнозия), памяти (см. Памяти расстройства), произвольных движений и действий (см. Апраксия) и др. обусловлены расстройствами физиологических процессов в пораженных участках мозга и всего полушария или обоих полушарий в целом. Изучение этих физиологических процессов и составляет основную задачу П. л. п. г. м.

П. л. п. г. м. изучает физиологические механизмы нейропсихологического синдрома в целом (см. Синдромы нейропсихологические), обусловленного нарушением общего звена нескольких функциональных систем (см. Локализация высших психических функций), а также физиологические механизмы нарушения отдельных психических функций (речевых и неречевых).

П. л. п. г. м. использует современные электрофизиологические методы исследования: анализ спектра ЭЭГ, пространственной синхронизации биопотенциалов, сверхмедленной биоэлектрической активности, вызванных потенциалов и др. Основным методическим приемом, используемым в П. л. п. г. м., является сравнительное изучение биоэлектрических процессов, характеризующих состояние покоя и определенной психической деятельности (типа решения гностических, мнестических, интеллектуальных задач и т. п.), что позволяет выделить характерные изменения физиологических процессов, достоверно коррелирующие с нарушениями высших психических функций. Исследования в области П. л. п. г. м. показали, что расстройства психических процессов (

внимания, памяти, восприятия, произвольных движений, эмоциональных реакций и др.) достоверно коррелируют с различными нарушениями физиологических процессов и, прежде всего, с расстройствами в протекании процессов неспецифической активации — генерализованных и локальных.

Генерализованные процессы неспецифической активации, сопровождающие протекание любой психической функции и связанные с активным включением в деятельность, нарушаются при поражении нижних отделов ствола мозга, среднего мозга, диэнцефальной области, что приводит к изменениям динамики протекания всех психических функций и обусловливает характерные для этих поражений модально-неспецифические расстройства памяти

 и внимания. Локальные избирательные изменения биоэлектрической активности мозга, характерные для протекания психических функций в норме, проявляющиеся только в определенных областях коры больших полушарий и связанные со спецификой выполняемой психической деятельности, нарушаются при поражении корковых отделов неспецифических срединных структур (медиобазальных отделов лобных и височных долей мозга). Поражение этих отделов мозга ведет к расстройству селективности, избирательности протекания психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее речевой регуляции.

Изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций подтверждает современные представления о системной организации физиологических процессов, лежащих в основе психических функций, и вносит тем самым вклад в разработку психофизиологической проблемы.

Практическое значение П. л. п. г. м. состоит в разработке методов диагностики поражений мозга и оценки динамики дооперационного и послеоперационного состояния больного. (Е. Д. Хомская.)

Нейропсихология нормы и индивидуальных различий изучает психические процессы и состояния у здоровых лиц с позиции нейропсихологии на основе теоретического обоснования возможности нейропсихологического подхода к типологии через использование типа межполушарной организации мозга (т.е. интегрального модально-специфического фактора, отражающего мозговую организацию анализаторных систем) в качестве основы нейропсихологической типологии нормы. Исходит из того, что в норме у здоровых людей в поведении и психике проявляются индивидуальные различия, связанные с латеральной межполушарной асимметрией мозга. Такую асимметрию можно выявить нейропсихологическими методами, определив профиль латеральной организации (ПЛО) мозга. ПЛО мозга каждого человека индивидуален и определяется по схеме «рука — ухо — глаз», т.е. моторная, слуховая и зрительная асимметрия. По этим показателям можно определять некоторые способности и предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Это направление Е.Д. Хомская развивает со своими учениками.

Проблема нормы, как известно, имеет особое значение для всей клинической психологии, включая и нейропсихологию. Диагностика состояния любой психической функции или эмоционально-личностной сферы в целом базируется на представлениях о нормативных значениях исследуемого психического явления. Ранее исходной «нулевой» точкой отсчета в нейропсихологии (и в других разделах клинической психологии) служили эмпирически сложившиеся представления о норме функции (реакции, эмоционально-личностного явления). Это положение было приемлемым до тех пор, пока нейропсихология занималась изучением достаточно «грубо» выраженных изменений психических функций, как это наблюдается, например, в нейрохирургической клинике при локальных поражениях головного мозга. Однако современная нейропсихология все больше начинает заниматься сравнительно «мягкими» формами психических дефектов (при пограничных состояниях, вследствие воздействия вредных экологических факторов и др.), что требует более четких определений нормативных значений различных психических функций и состояний. Таким образом, существует чисто практическая необходимость изучения проблемы нормы с позиций нейропсихологии. В соответствии с хронологическим критерием первый — это изучение особенностей формирования различных психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т.е. рассмотрение различных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей (работы Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутиной, В.В. Лебединского, Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашовой, Н.Г. Манелис, А.В. Семенович и др.). Второй — это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых лиц в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных различий психики (работы Е.Д. Хомской, И.В. Ефимовой, Н.Я. Батовой, Е.В. Ениколоповой, Е.В. Будыка, В.А. Москвина, О.Б. Степановой, Ф.М. Гасимова, А.Ж. Моносовой и др.).

Второе направление делает акцент на изучении типологии психических функций взрослых лиц, т.е. на изучении вариантов, индивидуальных различий психики. Оно сосредоточено на выявлении таких мозговых оснований (нейропсихологических факторов), которые могли бы объяснить индивидуальные различия в протекании психических процесов и состояний. В настоящем сообщении будет дан краткий обзор исследований этого направления. В течение ряда лет (с 1983 по 1997 гг.) на кафедре нейро- и патопсихологии совместно с кафедрой физического воспитания МГУ проводилось систематическое исследование межполушарных отношений в трех основных анализаторных системах (двигательной, слухоречевой, зрительной) для выявления наиболее типичных их сочетаний и особенностей протекания различных психических функций и состояний (двигательных, когнитивных, регуляторных, эмоционально-личностных, адаптационных). Латеральная организация мозга была выбрана в качестве основы для изучения типологии нормы по следующим соображениям. Как известно, мозг — как субстрат психических процессов — функционирует как парный орган. Любая психическая функция или состояние осуществляется благодаря совместной работе обоих полушарий головного мозга. Законы взаимодействия полушарий относятся к наиболее фундаментальным законам работы мозга и их изучение имеет весьма веское теоретическое основание.

Детская нейропсихология. Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга. В детском возрасте нервная система еще не сформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмы левого и правого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, а отсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание для выделения этого направления в нейропсихологии. Исследуются также причины школьной неуспеваемости с позиции нейропсихологии. Создаются методические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.

Нейропсихологическое обследование проводится с целью диагностики особенностей функционирования головного мозга детей и диагностики различных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, произвольных движений и действий. Диагностика рекомендована для взрослых и детей старше 3-х лет. В ходе нейропсихологической диагностики предлагается выполнить специальные упражнения, так называемые, функциональные пробы. По продолжительности нейропсихологическая диагностика обычно занимает 1 – 1,5 часа.   Важно отметить, что нейропсихологическая диагностика наиболее эффективно в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как известно, что не только развитием мозга определяется психическое функционирование, но и ранний опыт значительно влияет на активность и функционирование мозга.   После проведения обследования возможны различные варианты взаимодействия со специалистом: регулярные коррекционные занятия в центре, оказание психологической помощи; взаимодействие в режиме динамического наблюдения, при котором родители регулярно получают соответствующие рекомендации для работы дома, и с определенной периодичностью проводится следящая диагностика для выявления динамики.   Нейропсихологическая коррекция детей является признанным эффективным видом психологической помощи, помогающим детям справиться с трудностями в учебе и общении, которые зачастую связанны с особенностями индивидуального развития психических функций в детском возрасте.

Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология). Изучает нарушение психических процессов и состояний престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами. Например, изучаются нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др., сопоставляются симптомы нарушения высших психических функций, характерные для нормального и патологического старения.

это позволяет определять и предсказывать направление развития того или иного процесса деменции в старческом возрасте и делать практические выводы об их профилактике, т.е. принимать меры к недопущению развития патологических процессов.

Экологическая нейропсихология. Перспективное направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованы нейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические меры для противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психику людей. Формирование этой отрасли нейропсихологии началось с изучения влияния малых доз радиационного воздействия на функции головного мозга на материале чернобыльской аварии и с описания нейропсихологических синдромов, типичных для «чернобыльской болезни».

В настоящее время наблюдается также тяготение к новой, более экологической стадии в развитии ней­ропсихологии, при этом в Северной Америке делаются попытки разработать такие пробы, которые имеют прогностическую и экологическую валидность и ко­торые рассматривают более явно те типы когнитив­ных трудностей, которые испытывают пациенты в реальной жизни, а не только в тестах. «Такая экологи­ческая нейропсихология по необходимости должна быть динамической, функционально-ориентирован­ной и иметь хорошо разработанный теоретический фундамент для того, чтобы объяснять и предсказы­вать соотношение между мозгом и поведением в реальных жизненных условиях. Возможно, некото­рые из нас уже сегодня могут попытаться использо­вать Луриевское наследие на этом пути

studfiles.net

Направления современной нейропсихологии

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ:

Нейропсихология и ее направления

Студентка:

КондратьеваД.А.

Группа:

22ПМ/4-08

Преподаватель: Шипкова К.М.

МОСКВА 2006

Содержание

Предмет нейропсихологии……………………………………………..3

Направления современной нейропсихологии………………………11

Литература……………………………………………………………..15

Предмет нейропсихологии.

Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.

Сфера практического применения нейропсихологии постоянно расширяется. Нейропсихологический подход оказался весьма продуктивным для изучения различных проблем: типологии нормы, развития психики в онтогенезе, особенностей нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС, динамики психических функций под влиянием психофармакологических воздействий, изменений психических функций в возрасте инволюции, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и др.

Основателем нейропсихологии является А. Р. Лурия (1902—1977). Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р. Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее, можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде наука нейропсихология. Основной труд А. Р. Лурия — «Высшие корковые функции человека» (1962), переизданный у нас в 1969г. и многократно на разных языках издававшийся за рубежом. Общий список книг и трудов А. Р. Лурия превышает 500 наименований. Он сформировал свою научную школу, воспитал много учеников, которые продолжили его дело и стали развивать отдельные направления уже внутри нейропсихологии.

Нейропсихология получила бурное развитие и за рубежом, в высокоразвитых странах. В США нейропсихология интенсивно развивается с 70-х гг. XX века, в настоящее время нейропсихологическая ассоциация насчитывает более 150 тыс. членов. Стимулом для развития нейропсихологии явилась необходимость реабилитации нейропсихологическими методами ветеранов войн, локальных конфликтов и террористических актов. Согласно опросу нейропсихологов США в 1984 году, А.Р. Лурия является психологом номер один в развитии этой науки, т.е. и американские психологи признали его как родоначальника нейропсихологии. А.Р. Лурия принадлежит первое место среди психологов России и по числу цитат, используемых в американских работах. Тест «Лурия— Небраска» (1978, набор тестов по 12 шкалам выполняется в течение 1,5 — 2 часов), по данным Американской психологической ассоциации, входит в первую пятерку наиболее используемых тестов в Америке.

В настоящее время издаются международные журналы: «Нейропсихология» (Англия), «Клиническая нейропсихология», «Эк­спериментальная нейропсихология» (США), «Кортекс» (Италия) и др.

Все устоявшиеся нейропсихологические представления на данный момент составляют три нейропсихологические концепции.

1. Концепция динамической хроногенной системной локализации ВПФ в головном мозге, основывающаяся на принципах созревания мозга «снизу вверх», принципах иерархии и гетерохронности локализации, постепенной латерализации и системной локализации ВПФ.

2. Концепция фактора (Р.А. Лурия), лежащего в основе несформированности (или девиации, или дефекта) ВПФ. «Понятие фактора является одним из наиболее важных в системе «инструментов» нейропсихологических исследований нарушений или несформированности тех или других видов психической деятельности, позволяющих уточнить представления о развитии ВПФ у детей, об их структуре, взаимодействии и взаимовлиянии и, главное, о взаимодействии мозга и его определенных зон с психикой ребенка» (Цветкова, Семенович, Котягина, Гришина, Гогберашвилли, с.69).

3. Концепция «нейропсихологического синдрома и симптома». «Нейропсихологический синдром представляет собой избирательное нарушение одной группы психических процессов, в состав которых входит нарушенный (несформированный) фактор, при сохранности других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит. Симптом представляет собой нарушение той или другой ВПФ, имеющей определенный механизм» (Там же, с.69-70). Содержание этой концепции раскрывается в принципах гетерохронности в развитии, компенсации дефекта ВПФ, принципе специфичности и изменений факторов, лежащих в основе синдромов несформированности ВПФ и динамике системы ВПФ в зависимости от возрастного этапа.

Концептуальную основу нейропсихологии составляет созданная А.Р. Лурия «Теория системной динамической локализации психических функций». В основе этой теории лежит ряд основных положений, или принципов. Рассмотрим эти принципы.

Принцип системности. Локализация психических функций рассматривается как системный процесс. Это означает, что психическая функция (как и физиологическая, например дыхание) соотносится с мозгом как многокомпонентная, система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную, иерархическую, многоуровневую мозговую организацию. Таким образом, психическая функция локализована в мозгу не в одном месте, но во многих областях, а организована она по уровням, иерархически.

Принцип динамичности, изменчивости. Этот принцип локализации функций вытекает из основного качества функциональных систем — пластичности, взаимозаменяемости звеньев. В системе, состоящей из многих звеньев, некоторые звенья могут взаимно заменять друг друга, что обеспечивает системе большую гибкость, эластичность, функциональную выживаемость. Цель может достигаться разными средствами, различным путем, но результат всегда будет соответствовать цели. Кроме того, многие мозговые структуры при определенных условиях могут включаться в выполнение новых функций, входить в состав разных функциональных систем. Можно даже говорить о «функциональной многозначности» мозговых структур.

Хроногенный принцип. Он подразумевает изменение мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Поскольку высшие психические функции формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, опосредствуются и осознаются, то в течение жизни человека от рождения через период детства и юности происходит ряд последовательных изменений их психологической структуры и соответственно мозговой организации. Это и отражено в хроногенном принципе. Например, у детей, не владеющих грамотой (до 5 — 6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами как левого, так и правого полушарий. Поражение корковых «речевых зон» левого полушария не ведет у них к выраженным речевым расстройствам, как это бывает у взрослых.

Принцип латеральной специализации. Это принцип различной локализации (или мозговой организации) психических функций в левом и правом полушариях мозга. Имеется достаточно много фактов, подтверждающих, что левое и правое полушария работают неодинаково — в них по-разному происходит обработка информации. В левом полушарии (у правшей) восприятие, хранение и оперирование информацией осуществляются преимущественно словесно-логическим, а в правом — преимущественно образным путем. Имеются и другие различия.

Принцип обязательного участия лобных отделов коры в мозговом обеспечении высших психических функций. У человека особо мощное развитие получают лобные отделы мозга. По этому показателю он намного превосходит всех остальных представителей животного мира. Лобные доли мозга у человека значительно развиваются в

mirznanii.com

Современные направления нейропсихологии | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Современные направления нейропсихологии Подготовила: Катунина Ольга

Слайд 2

Нейропсихология — отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии.

Слайд 3

Можно выделить основные задачи нейропсихологии. 1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности. 2. Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах. 3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Слайд 4

Методы нейропсихологии Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Слайд 5

Первая группа: сравнительно-анатомический метод исследования, метод раздражения, метод разрушения

Слайд 6

Сравнительно-анатомический метод исследования Он позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно.

Слайд 7

Метод раздражения Он предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.

Слайд 8

Метод разрушения (или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга. Можно выделить необратимые разрушения и обратимые нарушения работы отдельных участков мозга.

Слайд 9

Все вышеперечисленные методы позволили получить основные данные, которые и легли в основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик больного — речи, мышления, письма и счета, памяти.

Слайд 10

Направления нейропсихологии Клиническая нейропсихология , Экспериментальная нейропсихология Реабилитационная нейропсихология Экологическая нейропсихология Нейропсихология развития Психофизиологическое направление

Слайд 11

Клиническая нейропсихология Занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

Слайд 12

Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия и его учеников наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как сложной функциональной системе, значительно дополнены представления об организации памяти. В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

Слайд 13

Реабилитационная нейропсихология . Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки нарушенной функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.

Слайд 14

Экологическая нейропсихология Он оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии. Данное направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.

Слайд 15

Нейропсихология развития Задача — выявление закономерностей развития мозга. Н. Н. Корсакова с соавторами указывает, что это особенно важно для диагностики локальных поражений мозга и для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей, поскольку на разных этапах онтогенеза поражение одного участка мозга проявляется по-разному. Недостаточная эффективность отдельных функциональных систем (в том числе речи) может быть вызвана как индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка, приводящими к незавершенности формирования функциональных систем, так и спецификой морфогенеза мозга ребенка, проявляющегося в неравномерном созревании мозговых зон.

Слайд 16

В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей. Исследования в этой области позволяют выделить закономерности локализации высших психических функций, а также проанализировать влияние локализации очага поражения на психическую функцию в зависимости от возраста. Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к специфическому формированию функциональных систем психики, нехарактерных для данного возрастного периода, и базируются на стихийном включении компенсаторных механизмов. Нейропсихологическая диагностика позволяет понять закономерности связи мозга и психических функций в онтогенезе и выявить мозговые детерминанты отклонения в темпе и уровне развития той или иной функции.

Слайд 17

Психофизиологическое направление Это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).

Слайд 18

Конец

nsportal.ru

32.Основные направления нейропсихологии и их характеристика.

Основным направлением является клиническая нейропсихология (синдромология), которая изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга.Объектомисследованияявляется мозг больного или травмированного человека, апредметом исследования– причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой — их локализацией, объёмом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь используются методы клинического нейропсихологического исследования, разработанные А.Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики».

Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит:

  • экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС;

  • исследование распределения психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).

по инициативе А.Р. Лурия было создано ещё одно новое направление психофизиологическое. А.Р. Лурия отрицал Павловское «наложение психологического на морфологическую канву» и рассматривал подобное в качестве основного порока психоморфологического решения проблемы «мозг и психика».

Следующее важное направление современной нейропсихологии — реабилитационное направление,посвящённое восстановлению ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

33.

34.Соотнесение психической деятельности с моделью «трех блоков».

А.Р. Лурия выделяет три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности.

Первый блок– энергетический, или блок регуляции уровня активности мозга.

Функциональное значение первого блокаобеспечение психических функций:

  • основная функция — активация больших полушарий — поддержание определенного уровня бодрствования. Активация временная — смена периодов сна и бодрствования, кратковременная активация — для поддержания внимания.

  • участие в осуществлении любой психической деятельности, особенно в процессах внимания, памяти, регуляция эмоциональных состояний и сознания в целом.

  • приём сигналов возбуждения, приходящих от органов чувств, пересылка определенных воздействий в кору, преобразование поступивших сигналов в психические состояния и реакции.

Второй блок — блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из внешней среды), расположен в задних отделах КБП и включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и общечувствительную (кожно-кинестетическую).

Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

  1. 35. Функциональное созревание блоков головного мозга у детей.

Психические функциональные системы не появляются в го­товом виде к рождению ребенка, а формируются в онтогенезе «в про­цессе общения и предметной деятельности ребенка» (Лурия А. Р., 1969). Если рассматривать функциональное созревание трех блоков мозга у детей, то можно обратиться к гипотезе S. В. Morgan (1988), согласно которой предполагается, что сначала идет созревание блока глубоких струк­тур, отвечающих за активационные процессы (первый функциональный блок мозга).

Затем созревают первичные сенсорные и моторные зоны мозга. Оформляясь к моменту рождения, они также становятся полнос­тью функциональными в течение первого года жизни и создают ос­нову для сенсомоторной стадии развития. от 2 до 5 лет, что создает условия для научения в пределах то есть тако­му периоду, когда в мышлении ребенка начинают формироваться различные схемы действия.

Следующим идет созревание третичной, теменно-височно-затылочной зоны, представляющей заднюю ассоциативную область, входя­щую во второй функциональный блок мозга. Ее созревание дает воз­можность перехода на стадию конкретных операций, когда в состав интеллектуальной деятельности ребенка включается выполнение про­стых операций и систем простых операций.

Последними, в возрасте от 12 до 14 лет, созревают префронтальные отделы лобных долей, составляющие переднюю ассоциативную об­ласть мозга и относящиеся к третьему функциональному блоку мозга. Их созревание создает условия для перехода мышления на стадию формальных операций (Марютина Т. М., 1996).

36. Нейропсихологические синдромы в детском возрасте и их коррекция.

Сейчас наблюдается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. 85% детей, рождённых после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений .Мозг таких детей работает за счёт компенсаторных механизмов. Традиционные психолого-педагогические методы коррекции не приносят при работе с ними ожидаемых результатов. В случае ранних очаговых поражений мозга специфические функции могут компенсироваться. Особенно ранима по отношению к ранним повреждениям мозга функциональная система внимания.

Другим значимым последствием раннего поражения мозга является нарушение миелинизации. Одной из причин возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности является дисфункция префронтальных отделов мозга за счёт замедления миелинизации. Патологические воздействия на плод в более поздние сроки беременности служат фактором риска для развития минимальных мозговых дисфункций (ММД) — неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Современная клинико-психологическая классификация онтогенеза психики детей включает в себя синдромы дефицитарности, несформированности и атипию психического развития.

studfiles.net

Основные направления нейропсихологии — Мегаобучалка

Нейропсихология — это интенсивно развивающаяся отрасль психологиче­ской науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процес­сов: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индиви­дуальных различий (в норме) и др.

Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдро­мов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопостав­лении их с общей клинической картиной заболевания. Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клиниче­ского (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработан­ные Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские мето­ды». А. Р. Лурия созданы теоретические основы нейропсихологической син-дромологии, введено новое представление о нейропсихологическом син­дроме как закономерном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено наруше­нием (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональной сис­темы. Поражение той или иной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных, системных влияний этого дефекта на всю функцио­нальную систему в целом или на несколько функциональных систем сразу. Совокупность первичных и вторичных симптомов и составляет нейропсихологический синдром.

Принципиально новым было введение в клиническую нейропсихологию представлений о высших психических функциях как сложных функцио­нальных системах, различные звенья которых связаны с разными аспектами психической функции, а также представлений о факторах как об определен­ных физиологических закономерностях работы тех или иных участков мозга, нарушение которых лежит в основе нейропсихологических синдромов. В рамках клинической нейропсихологии А. Р. Лурия и его учениками собран огромный фактический материал. Описаны основные нейропсихологические синдромы поражения конвекситальной коры и ближайших подкорковых структур (преимущественно левого полушария), синдромы поражения глу­бинных подкорковых образований, расположенных по средней линии, а так­же синдромы поражения медиобазальных отделов мозга.



В настоящее время в клинической нейропсихологии интенсивно изучают­ся новые синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с на­рушением межполушарного взаимодействия, с поражением глубинных структур мозга; исследуется специфика синдромов, определяемая характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и т.д.). Дальнейшая разработка этой проблематики связана с успехами нейрохирургии (сосуди­стой, стереотаксической), а также с развитием современных аппаратурных методов диагностики локальных поражений головного мозга (компьютерной томографии и др.) и внедрением математических методов анализа нейропси­хологических синдромов.

Другим направлением современной нейропсихологии является экспери­ментальная нейропсихология, в задачи которой входит эксперимен­тальное (в том числе аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Это, прежде всего, экспериментальное нейропсихологическое исследование познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий. (Изучению нейропсихологии речи А. Р. Лурия посвятил несколько десятилетий. Начиная с «Травматической афазии» и кончая монографией «Язык и сознание» (с 1947 по 1977 г.), он последовательно разрабатывал различные проблемы афа­зии и нейропсихологии речи. В результате им была создана новая классификация афа­зий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но единой функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев. Им был предпринят систематический анализ афазий, а также изучение псевдоафазических расстройств, возникающих при поражении глубинных отделов мозга. Было начато исследование специфики речевых нарушений при поражении конвекситальных отделов правого полушария, изучение нейрофизиологической природы различных афазических симптомов (забывания, семантических расстройств речи, речевых персевераций и др.). А. Р. Лурия был разработан новый нейролингвистический подход к афазиям. Значительных успехов достигла школа А. Р. Лурия в изучении нейропсихологии памяти, А. Р. Лурия и его со­трудниками описаны модально-неспецифические нарушения памяти, связанные с пора­жением неспецифически срединных структур разных уровней, а также нарушения памяти как мнестической деятельности, характерные для больных с поражением лобных долей мозга. Проведено исследование нарушений модально-специфической слухоречевой памя­ти, нарушений семантической памяти, т. е. памяти на понятия, составляющие единое ло­гическое целое).

Интенсивно разрабатываются в рамках экспериментальной нейропсихоло­гии и проблемы нейропсихологии гностических процессов (зрительного, слухового восприятия, нейропсихологии нарушений интеллектуальной дея­тельности. В настоящее время начаты новые исследования, посвященные изучению нарушений как познавательных процессов (пространственного восприятия, тактильного, цветового гнозиса, цветовой памяти наглядно-образного и вербально-логического интеллекта), так и эмоционально-личностной сферы (эмоционального фона, эмоционального реагирования) с использованием новых методов экспериментального нейропсихологического исследования.

Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению выс­ших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Данное направление разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших мозговые локальные заболевания. Эта работа началась в годы Великой Отечественной войны, когда советские психологи (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, В. М. Коган, Л.В. Занков, С. М. Блинков, Э. С. Бейн и многие другие) активно включились в разработку про­блемы восстановления функций после военной травмы. Теоретические итоги этой работы — в виде общей концепции и принципов восстановления нарушенных психических функций — были сформулированы в обобщенном виде в монографиях А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Т. О. Гиневской и А. Р. Лурия.

Центральное положение нейропсихологической реабилитации состоит в том, что восстановление сложных психических функций может быть дос­тигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в ре­зультате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуще­ствляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предпо­лагает и ее новую мозговую организацию.

Для выбора необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация дефекта методами ней­ропсихологической диагностики). Наиболее интенсивно в рамках реабилита­ционного направления велась (и ведется) работа по восстановлению речевой деятельности. Разработаны и успешно используются методы восстановления экспрессивной и импрессивной речи, а также памяти и интеллектуальной деятельности.

В настоящее время в этой области нейропсихологии происходит распро­странение нейропсихологических принципов восстановления на невербаль­ные психические процессы, сложные двигательные функции, а также на лич­ность больного в целом.

Следующим направлением в нейропсихологии является пси­хофизиологическое. Впервые в клинике локальных поражений головного мозга использовал различные объективные психофизиологические методы исследования А. Р. Лурия. Он первым применил «сопряженную моторную методику», направленную на объективизацию аффективных комплексов. И в настоящее время нейропсихологи постоянно используют в своих ис­следованиях различные физиологические показатели психической деятель­ности: механограмму и миограмму—для исследования произвольных движе­ний, плетизмограмму — для изучения ориентировочного рефлекса как ос­новы внимания, показатели движений глаз — для оценки зрительного вос­приятия, электрофизиологические показатели — для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных по­ражениях мозга, а также нарушений памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности. Т.о., в задачи психофизиологического направления входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций человека, возникающих вследствие поражения отдельных мозговых структур. Это направление исследований тесно взаимосвязано с экспери­ментальной нейропсихологией.

Важнейшим положением отечественной нейропсихологии является поло­жение о том, что высшие психические функции надо сопоставлять не с мор­фологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осу­ществляются в тех или иных мозговых структурах во время реализации функции. Для обозначения этих физиологических процессов (разной степени сложности и интегративности) А. Р. Лурия было введено понятие «фак­тор». Для исследования факторов в нейропсихологии используются как ме­тоды клинического нейропсихологического синдромного анализа, так и пси­хофизиологические методы, непосредственно направленные на изучение фи­зиологических механизмов нарушений психических функций.

Психофизиологические исследования помогли уточнить роль лобных до­лей мозга в произвольной регуляции познавательной психической деятельно­сти, опосредованной речью, выяснить характер участия лобных и височных отделов мозга в регуляции эмоциональных состояний, уточнить роль движе­ний глаз в нарушениях зрительного восприятия, проанализировать психофи­зиологические механизмы нарушений произвольных движений и действий и др.

В настоящее время развитие исследований в области «психофизиоло­гии локальных поражений головного мозга» идет, с одной стороны, по пути расширения проблематики и более систематического изучения физиологиче­ских механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов в целом, с другой — по пути усовершенствования методического аппарата (математическая обработка ЭЭГ-данных на ЭВМ и др.).

Нейропсихология детского возраста как направление начало складываться в 70-е годы по инициативе А. Р. Лурия. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при ло­кальных мозговых поражениях у детей. Клинические наблюдения за детьми раннего возраста показали, что поражение коры левого полушария у них, как правило, не сопровождается характерными для взрослых нарушениями рече­вых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы пора­жения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения «детских» нейропсихологических симптомов и синдромов, накоп­ления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследова­ния и их стандартизации.

Систематическое нейропсихологическое исследование детей с локаль­ными мозговыми поражениями в возрасте 5—15 лет, проведенное Э. Г. Симерницкой, обнаружило, что на разных ступенях онтогенеза поражение од­ного и того же участка мозга проявляется неодинаково. Выделены три воз­растные группы (5-7, 7—12, 12—15 лет), каждая из которых характеризуется своими симптомами. Максимальные отличия от «взрослой» симптоматики обнаружили дети первой возрастной группы. Хотя поражения левого полу­шария у этих детей и ведут к речевым нарушениям, последние носят неафазический характер. Поражения правого полушария у них существенно чаще, чем у взрослых, приводят к речевым дефектам (как правило, в виде вербально-мнестических нарушений). Кроме того, у детей поражение правого полу­шария часто приводит к билатеральному ухудшению восприятия словесного материала, чего никогда не наблюдается у взрослых, у которых билатераль­ный эффект связан с левополушарными поражениями мозга. Эти факты ука­зывают на качественное различие процессов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в детском возрасте. Как вербальные, так и невербальные (зрительно-пространственные) функции в детском возрасте имеют иную мозговую организацию, чем у взрослых.

Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функ­ций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить зако­номерности хроногенной локализации высших психических функций, о ко­торой в свое время писал Л. С. Выготский, а также проанализировать различ­ное влияние очага поражения на психические функции в зависимости от воз­раста («вверх» — на еще не сформировавшиеся функции «вниз» — на уже сложившиеся). «Детская нейропсихология» раскрывает широкие возможно­сти для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для изучения вопроса о генетическом и социальном факто­рах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Велико и прикладное значение «детской нейропсихологии», так как адапти­рованные к детскому возрасту нейропсихологические методы позволяют оп­ределять зону поражения мозга у детей так же успешно, как и у взрослых.

Нейропсихология старческого возраста. Несколько позже, чем другие направления нейропсихологии, стала формироваться нейропсихоло­гия старческого возраста, когда психология, медицина и нейронауки соеди-нились в комплексном подходе к проникновению в механизмы нормальных и патологических изменений мозга и психики в период так называемого воз­раста инволюции, который согласно возрастной периодизации начинается в 45 — 50 лет. Мощным стимулом для этого явилось изменение демографиче­ской ситуации с опережающим ростом численности людей пожилого возрас­та по отношению к общему росту населения. Одно из следствий этого про­цесса — увеличение количества характерных для этого возраста психических заболеваний, в частности старческого слабоумия, связанного с нарушением функций мозга атрофической и сосудистой природы. Нейропсихологический подход занял одно из центральных мест в решении проблем профилактики психического здоровья в последней трети жизни человека, в нозологической и прогностической диагностике, психологической коррекции и фармакотера­пии ослабоумевающих процессов. Важным постулатом, лежащим в основе нейропсихологических исследований, являются представления о сходстве мозговых изменений при нормальном и патологическом старении в виде уменьшения массы мозга, атрофии нервных клеток, сглаживания извилин, расширении мозговых желудочков. Естественно, в патологии отражаются особые специфические изменения мозговой ткани. Диффузная церебральная дефицитарность проявляется и в реализации ВПФ, а при заболеваниях мозга в прогрессирующем мнестико-интеллектуальном снижении, приводящем на определенных стадиях развития болезни к дезорганизации психической дея­тельности и дезадаптивному поведению (деменции).

В решении этих и других вопросов нейропсихологии старческого возраста наиболее продуктивным представляется исследование проблемы «мозг и психика при старении» с помощью синдромного метода А.Р.Лурия, где все когнитивные прцессы рассматриваются в сочетании, комплексно, как многозвеньевые функциональные системы, находящиеся во взаимосвязи и объединенные общими звеньями (факторами), обеспечиваемыми работой специфических функциональных зон мозга. Т.е., даже при диффузной мозговой патологии ни одна психическая функция не нарушается полностью (или равномерно по всем составляющим) и именно при распространенных процессах в мозге, затрагивающих его «широкую зону», правомерно ожидать сочетанных изменений или расстройств в различных слагаемых мнестико-интеллектуальной сферы.

В подходе к изучению мозговых механизмов психических функций в позднем возрасте продуктивным является применение концепции Лурия А.Р. о трех блоках мозга, которая рассматривает психические процессы в связи с интегративной работой трех крупных морфо-функциональных структур, ка­ждая из которых вносит свой специфический вклад в обеспечение энергети­ческих и нейродинамических параметров психической активности (1 блок), актуализации операционного состава психической деятельности (2 блок) и ее произвольной регуляции (3 блок).

За последнее время все более начинает утверждаться нейропсихоло­гических подход в психодиагностике, т. е. применение нейропсихологиче­ских знаний для изучения здоровых людей, с целью профотбора, профориен­тации и т. п. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение у нормы вариантов межполушарной асимметрии мозга («профилей латераль-ности») и сопоставление их с различными познавательными, эмоциональ­ными процессами и личностными характеристиками. Была выявлена связь «профилей латеральности» с успешностью выполнения производственной деятельности, уровнем спортивных достижений. Все эти данные свидетель­ствуют о большой значимости закономерностей парной работы больших по­лушарий для решения психодиагностических задач. Нейропсихологический подход к проблемам психодиагностики весьма перспективен, и работу в этом направлении можно расценивать как самостоятельную линию развития ней­ропсихологии.

Таким образом, центральная теоретическая проблема нейропсихологии — проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека — остается главной для всех нейропсихологических на­правлений. Она изучается лишь разными методами и на разном «материале».

megaobuchalka.ru

Направления современной нейропсихологии:

(смотри слайд)

  1. Клиническая нейропсихология:

(имеет несколько направлений; задача – изучение мозговой организации высших психических функций (ВПФ) с помощью собственных методических приёмов)

  • изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого, правого полушарий, подкорковых структур.

  1. Экспериментальная нейропсихология:

  • исследует формы нарушений различных психических процессов, эмоциональных состояний и личности пациента с помощью методов современной экспериментальной психологии.

  1. Реабилитационное направление:

  • изучает механизмы восстановления высших психических функций, нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приёмов восстановления, обучения.

  1. Психофизиологическое направление:

  1. Нейропсихология детского возраста:

  • исследует особенности высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов, адаптированных к детскому возрасту.

Нейропсихология имеет особое значение для развития психологической теории и практики диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушений функций.

Вклад нейропсихологии в развитие проблемы «мозг и психика»:

  1. Проведена большая теоретическая и экспериментальная работа по конкретизации фундаментального положения психологии – о мозге как субстрате психических процессов. Вынося “источники“ происхождения психики за пределы мозга в общественно-историческую среду, А.Р. Лурия изучал мозг, как орган, осуществляющий, реализующий психические процессы.

  1. Сформулирован новый подход к проблеме локализации высших психических функций (ВПФ), проблеме отношения структурных и функциональных единиц в деятельности мозга. Последовательное развитие этих положений – основное содержание работы в области нейропсихологии.

  1. Обоснована теория системной динамической локализации высших психических функций (развитие идей Павлова И.П., Ухтомского А.Л. с одной стороны, и Анохина П.К., с другой) на базе учения о прижизненном формировании, системной организации и опосредованном строении высших психических функций (ВПФ) человека; и на современных знаниях анатомии, физиологии мозга человека.

  • А.Р.Лурия пересмотрел понятие психологическая функция;

  • А.Р.Лурия разработал понятие функция как функциональная система;

  • Введено понятие фактор (единица анализа), преодолена ограниченность психоморфологического мышления, непосредственно соотносящего «непространственные» психологические понятия с пространственной структурой мозга.

Факторы –такие структурно-функциональные единицы работы мозга, поражение которых приводит к нарушениямвысших психических функций (ВПФ) человека.

Поражение той или иной мозговой структуры (определённого фактора) проявляется в изменении нервных процессов – их силы, уравновешенности, подвижности, нарушении аналитической, синтетической, следовой деятельности и т. д., что является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы в целом и всей психической функции.

  1. Впервые предпринята попытка дать научное обьяснение мозга, его организации, не только элементарных сенсорных или двигательных функций, а сложных сознательных форм психической деятельности.

  1. Были обьяснены клинические факты (теории системной динамической локализации высших психических функций (Т.С.Д.Л. ВПФ)), которые не могли быть поняты ни с позиции локализационизма, ни с позиции антилокализационизма:

а) появление не одного, а целой совокупности нарушений психических процессов (синдрома) при поражении того или иного участка мозга;

б) существование различных форм нарушений одного и того же психического процесса при поражении различных областей мозга;

в) восстановление (спонтанное или направленное) нарушенных психических функций, возможность выполнения той же психологической задачи другими средствами.

  1. С помощью конкретных экспериментальных исследований в клинике локальных поражений головного мозга удалось приблизиться к пониманию мозговых механизмов различных познавательных процессов: речевых функций (активной речи, понимания, письма, чтения),различных видов памяти, восприятия, логического и наглядно-образного мышления, произвольных движений и действий.

  1. Внесён существенный вклад в разработку проблемы соотношения психологии и физиологии:

  • Отвержение физиологической психологии (физиологического редукционизма).

  • Необходимость создания новой отрасли – физиологии целостных форм психической деятельности (психическая физиология). С опорой на труды И.М. Сеченова о сознательной деятельности человека (естественно-научных основах),; условно-рефлекторную природу психического И.П. Павлова; физиологию активности Н.А. Бернштейна; теорию функциональных систем П.К. Анохина.

Важно на макро и микро уровнях изучать не столько спонтанную электрическую активность мозга, сколько системные биоэлектрические закономерности, обеспечивающие реализацию различных конкретных видов психической деятельности.

Вклад в психологическую физиологию исследований М.Н. Ливанова, Н.П. Бехтеревой и др., направленных на изучение системных закономерностей работы мозга; психофизиологические исследования нейропсихологии, изучающие роль различных мозговых структур и их интеграции в построении высших форм сознательной психической деятельности А.Р. Лурия.

studfiles.net

18.Предмет и задачи нейропсихологии. Современная нейропсихология – основные направления. Значений нейропсихологии для клинической практики и общей психологии.

Нейропсихология – наука о мозговой организации психической деятельности и поведении человека в целом.

Возникла на основе локальных поражений мозга (опухоли, сосудистые очаги, травмы).

Наука занимается именно больным: личностные характеристики, влияние болезни на личность. Задача – помочь больному.

Предмет: Мозговая организация психических процессов и состояний. Нарушения при локальных поражениях мозга.

Задачи: 1. диагностика (ранняя диагностика очаговых поражений), 2. реабилитация; 3. изучение изменений психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет узнать с каким мозговым субстратом связана психическая деятельность; 4. выявление общих структур которые имеются у разных психических процессов, 5. изучение закономерностей формирования психических процессов.

Направления:

  • клиническая нейропсихология (влияние того или иного патологического фактора на состояние психической функции)

  • реабилитационное направление – восстановление речи, счета, письма, памяти (Цветкова, Лурия)

  • нейропсихология детского возраста (протекает иначе, чем у взрослых) (Семенович)

  • нейропсихология позднего возраста – нейрогеронтопсихология

  • нейропсихология индивидуальных различий – здоровых людей (Хомская)

  • экспериментальная – как именно нарушен психический процесс

  • Практические направления – диагностика и реабилитация, задача – помочь больному.

Значение нейропсихологии для клинической практики.

А.Р.Лурия разработал нейропсихологические методы изучения ВПФ, ставшие основным инструментом клинической диагностики локальных поражений мозга. Эти методы направлены на изучение:

  • познавательных процессов (речь, восприятие, память, мышление)

  • произвольных движений и действий (элементарных и сложных)

  • личностных характеристик, проявляющихся в поведении.

Методы Лурия позволяют охарактеризовать состояние изучаемых функций и à более тонко, чем технические средства диагностики, отражают патологическое состояние различных мозговых структур ответственных за эти функции. Они основаны на Лурийско-Выготской теории системной динамической локализации ВПФ.

Их применение в клинике. Сначала они использовались только для изучения травматических и опухолевых поражений мозга, позже – для изучения его сосудистых поражений. Выяснилось, что эти методы выявляют не только грубые изменения мозговой ткани, но и сравнительно тонкие изменения, связанные с нарушением кровотока. Эти методы распространены в клинике инсультов, стереотаксической клинике (контроль за эффективностью операций и выбора хирургической тактики), клинике локальных поражений мозга у детей (известно, что нейропсихологическая симптоматика в детском и взрослом возрасте различна) и т.д.

Своевременная диагностика и коррекция нарушений у детей помогает лучше преодолеть дефекты.

Значение нейропсихологии для общей психологии.

Лурия: нейропсихология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы как структура ВПФ, ибо, как известно, в патологии обнажается то, что скрыто в норме.

  1. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения ВПФ, состав и роль различных звеньев этих систем, возможности их замены, переделки, пластичности.

  2. К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие как уровневая (произвольная и непроизвольная) организация ВПФ;

  3. Структура межсистемных связей;

  4. Особенности пластичности ВПФ, их перестройки под влиянием обучения и т.п.

Связь между общей психологией и нейропсихологией двухсторонняя: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории, с другой ― на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез.

В целом отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика»; от простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, она перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию.

Нейропсихология дает ценную информацию для изучения такой важной философской проблемы, как роль социального и биологического факторов в психике человека. В настоящее время, как известно, справедливой критике подвергаются и чисто биологизаторские, и чисто социологизаторские концепции генеза психики, так же как и «теория двух факторов». Единственно правильное решение — положение о монизме, единстве биологического и социального в психике человека, нуждается в детальной конкретизации. Именно этот конкретный материал и предлагает нейропсихология, помогая решить вопрос о действительном соотношении биологических и социальных детерминат в генезе психики человека и в развитии его сознания.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *