Разное

Социализация личности ее стадии этапы факторы и агенты: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Содержание и принципы социального воспитания.

Содержание

что это такое, виды, этапы, формы

Содержание

  1. Стадии социализации
  2. Агенты социализации
  3. Фазы социализации личности
  4. Проблемы социализации личности
  5. Проблемы социализации современной молодежи
  6. Сущность социализации
  7. Виды социализации
  8. Первичная социализация
  9. Вторичная или повторная социализация
  10. Перманентная социализация
  11. Функции социализации
  12. Особенности перманентной социализации
  13. Факторы, влияющие на социализацию личности
  14. Досрочная социализация
  15. Семейная социализация
  16. Гендерная социализация
  17. Подростковый период
  18. Этапы социализации
  19. Молодость и зрелость
  20. Старость

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.

  1. Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется – ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  2. Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.

Важно! Главные учителя – это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:

  1. Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  2. Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  3. Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:

  1. Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  2. Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  3. Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.

Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.

Проблемы социализации личности

Всякое общество объективно заинтересовано в воспроизводстве своей системы ценностей, в ее передаче от поколения к поколению. Это залог стабильности и устойчивости общества, духовного единства поколений. Проблемы социальных ценностей тем самым выступают как проблемы согласования ценностных ориентаций личности с ценностной системой данного общества.

Изменения стартовых возможностей молодежи предопределили особенности социального развития молодого поколения в условиях формирования рыночных отношений. Интегративная характеристика социального положения молодежи в рамках всей социально-демографической группы позволяет выделить некоторые особенности социализации молодого поколения современного общества. Среди них:

Проблемы социализации современной молодежи

Проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала. В личности философа присутствует время, его движение, его проблематика, в ней силы времени необычайно:

  • разрыв в системе образования и воспитания;
  • деформация принципа преемственности поколений;
  • усиливающиеся тенденции воспроизводства больного поколения в результате угрожающего состояния здоровья молодежи;
  • целенаправленное разрушение личности, гражданина, патриота.

Со стороны общества на формирование ценностных ориентаций молодежи наибольшее воздействие оказывают социальные институты. Так, в 90-е гг. происходит трансформация семьи, приводящая к снижению уровня реализации ее социализационной функции.

Происходит трансформация социализационной функции системы образования, проявляющаяся в снижении ее роли в обеспечении интеграции молодежи в общество, а также в воспитании подрастающего поколения. Основы образовательной системы подрывает также то, что около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуется на рынке труда.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, сексом. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

Первичная социализация

Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

Вторичная или повторная социализация

Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

Перманентная социализация

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Функции социализации

Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.

Социализирующие институты выполняют следующие функции:

  1. Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
  2. Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
  3. Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
  4. Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
  5. Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.

В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.

Особенности перманентной социализации

Первичная социализация и вторичная — что это такое

Человеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.

Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.

Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.

Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Политическая социализация — что это такое, как может быть определена

Процесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:

  • семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
  • воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
  • труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
  • коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.

Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Подростковый период

В юности количество контактов возрастает. Происходит активное воздействие, которое оказывают средства массовой информации на человека. В современном мире это будет длиться в течение всей жизни, но взрослый человек может выработать критическое отношение к тем сведениям, что к нему поступают. У подростка тоже есть такая возможность, но уже сильно ограниченная.

Так что на этой стадии очень важно обеспечить позитивное влияние СМИ на социализацию. Правильный, грамотно составленный журнал с хорошими примерами поведения, отношения к окружающим способен направить энергию подростка в конструктивное русло. И заодно познакомить его с интересными достопримечательностями, с оригинальными хобби, с яркими личностями.

И здесь начинается вопрос: верны ли следующие суждения о социализации, касающиеся того, что подростку нужна цензура или же какие-то ограничения в том, что он читает, смотрит в Интернете? На самом деле нет.

Во-первых, должно присутствовать уважение индивидуального (личного) пространства. Во-вторых, интерес к запретному не проходит так просто. А оградить в современном мире от информации просто нереально. И это хорошо, потому что человек должен уметь выбирать, а не жить в вакууме.

Этапы социализации

Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:

  1. Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
  2. Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
  3. Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
  4. Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.

Молодость и зрелость

Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.

Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.

Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.

Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.

Старость

Понятие социализации сейчас актуально и на пенсии. Особенно тогда, когда многие получают доступ к огромному количеству современных гаджетов, выходят в Интернет, знакомятся с современными технологиями. Увеличивающееся количество свободного времени означает, что возрастает и общее число контактов.

Таким образом, если вам предложат «выберите верные суждения о социализации», и среди вариантов будет упоминание о том, что она может закончиться, имейте в виду, что это – ошибка. Что только что было продемонстрировано на примере разных стадий.

Источники

  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
  • https://forpsy.ru/works/uchebnoe/stadii-sotsializatsiya-lichnosti/
  • https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html
  • https://medru.su/polezno-znat/socializaciya-osnovnye-tipy-i-etapy.html
  • https://srazu.pro/socializacia/individa.html
  • https://www. syl.ru/article/345111/vidyi-sotsializatsii-ponyatie-faktoryi-i-etapyi-sotsializatsii-lichnosti
  • https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/sotsializatsiya-individa.html

 

 

Как вам статья?

что это такое, этапы, стадии, функции, виды и агенты

Человек начинает социализироваться со дня рождения. Существуют алгоритмы действий на каждом этапе жизни, которые позволяют приблизиться к нормам, установленным обществом, или соответствовать предписывающим стереотипам. Первичная, как и вторичная, социализация происходит в определённом возрасте. Подробнее об этих понятиях (в чем разница между ними, какие функции выполняют) будет рассказано далее в статье.

Содержание

Что такое социализация

Общество не может развиваться без необходимости соблюдения определённых правил. Это позволяет предупредить хаос, когда каждый сам определяет предел допустимого. Устанавливает нормы, исходя из своего опыта, знаний, наследия. Учитывая, что жизненный путь каждого человека может сильно отличаться от дороги другого, добиться гармоничных отношений с людьми было бы сложно. Значит, существование определённых алгоритмов, правил, которые поддерживают мироустройство, является оправданным.

Можно воспринимать информацию на интуитивном уровне с обязательным учётом особенностей социализации. Тогда человек перенимает знания от представителей ближнего окружения, к которым испытывает доверие.

Этапы социализации

Человек занимает своё место в обществе постепенно. Он проходит несколько этапов социализации в течение всего периода существования. Более активно процесс развивается в начале жизненного пути. Это время первичной социализации детей.

Адаптация

На начальном этапе жизни приобщение к правилам и устоям общества происходит естественно. В таком случае изменения в характере – это результат действия бессознательного. Активного участия подрастающий человек не принимает, но воспринимает действия во вне – те, что предполагают обучение: получение новых навыков, знакомство с правилами, обязанностями (посещение детского сада, уборка игрушек и т. д.). Правила, с которыми ознакомлен человек, переходят во внутренний мир, становятся частью мировосприятия.

Индивидуализация

По мере роста и формирования личности человека проявляется индивидуальность. Это означает необходимость более активного участия в процессе социализации. Такие изменения происходят ближе к подростковому периоду. Тогда чаще возникает потребность проявить индивидуальность. Может наблюдаться и деструктивность, возникает склонность к асоциальности, что при худшем сценарии приводит к самоубийству.

Интеграция

Начиная с момента обучения в школе, университете, происходит становление человека как специалиста. Он старается найти тех, кто видит мир, думает так же, как он. Появляется желание реализовать таланты, умения, демонстрировать их, чтобы ощутить значимость для общества.

ЕГЭ 2016: Социализация

Стадии социализации

Деление периода приобщения к правилам общества происходит в течение жизни ещё и ввиду влияния социально-экономического аспекта. С учётом этого можно выделить несколько стадий:

  • Первая: дотрудовая, что означает начало процесса усвоения базовых норм поведения. Главные факторы – воспитательные.
  • Вторая: трудовая – наступает в более взрослом возрасте, когда приходит время раскрытия способностей. Человек примеряет на себя определённые социальные роли, статусы.
  • Третья: послетрудовая – начинается в преклонном возрасте, когда приходит время выхода на пенсию. Опасность данной стадии заключается в том, что устаревает старая система представлений, возникает необходимость в формировании новой. Обычно приходится заново социализироваться, т. к. исчезает прежний жизненный уклад, часто – и окружение. Соответственно, требуется формировать новые привычки, определить способ самовыражения.

Функции социализации

Вовлечение в общественную жизнь позволяет выполнить индивиду ряд задач:

  • осознать себя частью социума;
  • сохранить и приумножить опыт, накопленный обществом;
  • пройти социальную адаптацию благодаря усвоению новых знаний;
  • открыть пути для самоактуализации, сформировать мировоззрение, не утратив своего «Я».

Виды социализации личности

Социализация происходит по различным сценариям, что зависит от многих факторов. Примером служит разграничение по половому признаку. Выделяют варианты, которые различают по социально-бытовой форме и т. д. В таблице приведены основные виды социализации, уточняются их особенности. Это позволяет быстро определить, по каким признакам происходит приобщение к мировым правилам жизни.

Вид социализацииОсобенности, условия, признаки
Первичная или базоваяВ социологии так называется процесс приобщения человека к правилам взаимодействия с обществом. Первичная социализация – это лишь начальный этап. Его характеризует бессознательное восприятие ребенком требований к поведению, выбору. Эти действия выполняются с учётом норм морали, правил, а также запретов. Начинается процесс в семье. Затем круг людей, влияющих на формирование личности, расширяется: появляются друзья, необходимость посещать детский сад, обучаться и т. д.
ВторичнаяВторичная социализация – процесс, который происходит в течение всей жизни, с периода посещения начальной школы. Главный признак – необходимость получения опыта взаимодействия с группами, участия в ситуациях, которые ранее были незнакомы.
ПерманентнаяОказывают влияние события, которые вынуждают человека резко менять условия окружающей жизни: работу, место жительства, социальный статус.
ПозитивнаяСоциализация такого типа позволяет приобретать навыки взаимодействия с окружающим миром, приносящие пользу людям или же индивидууму.
НегативнаяПроцесс, который сопровождается выполнением действий, создающих основания для причинения вреда себе или другим.
Предвосхищающая или опережающаяОсновной признак – получение навыков или изучение стандартов группы или ситуации, с которой только предстоит столкнуться в будущем. Это облегчает переход от старой модели поведения и образа мысли к новой.
ФормальнаяПредполагает необходимость получения навыков взаимодействия с коллективом, а также изучения правил, которые чётко установлены с учётом определённого формата.
НеформальнаяПри этом отсутствует чёткая структура организации. Схема поведения может быть более свободной.
ГендернаяГлавным признаком является поведение, учитывающее разницу между половыми признаками. Считается, что основные различия по гендерному типу заложены не на генетическом уровне, а на фоне требований и ожиданий общества.
КультурнаяПроисходит с подачи родителей и людей ближнего окружения – на начальном этапе социализации. По мере взросления круг тех, кто оказывает влияние на культурное развитие, расширяется. К тому же индивидуум начинает самостоятельно интересоваться, изучать правила.
РепрессивнаяГлавная цель – установление жёстких рамок для личности, выработка схемы поведения, основанной на послушании.
ПартисипативнаяСоздание условий, когда индивидуум получает сильные стимулы, способствующие обучению определённым правилам общества.

Теории социализации в обществе

Кроме констатации фактов приобретения индивидуумом навыков для успешного взаимодействия с обществом, необходимо дополнительно изучать процессы социализации разных типов. Ниже представлены основные теории.

Зеркальное «Я»

Автор исследований – Чарльз Хортон. В основе лежит самовосприятие индивидуума через мнение о нём окружающих. Самоощущение формируется также посредством взаимодействия с обществом. Этапы процесса:

  • восприятие оценки самого человека, данной окружающими;
  • интерпретация полученной информации;
  • формирование собственного самоощущения.

Социализация через игру

Джордж Герберт Мид был уверен, что социализация позволяет усилить эмпатию в отношении других людей, а также понять, что они думают. Достичь определённого уровня развития можно через игру: путем подражания, принятия на себя ролей других людей.

Теория морального развития

Лоуренс Кольберг считал, что основу личности формирует определение понятий «хорошо» и «плохо». Сначала индивидуум воспринимает правила построения взаимоотношения с обществом, применяет их, но в какой-то момент начинает сомневаться в правильности таких законов.

Адаптация теории морального развития

Кэрол Гиллиан способствовала совершенствованию теории морального развития. Она адаптировала её под гендерные отличия – учла разницу восприятия справедливости представителями мужского и женского пола.

Ид, Эго, Супер-Эго

Своё мнение высказал Зигмунд Фрейд. Он считал, что Ид, Эго и Супер-Эго – элементы личности. Первый из них – проявление бессознательного, второй учитывает собственные потребности человека и устои общества, а третий из элементов – следствие развития через социализацию.

Теория психосоциального развития личности

Эрик Эриксон пошёл дальше Фрейда. Он считал, что процесс развития личности делится на 8 этапов. Основным условием является правильно пройденная социализация.

Теория когнитивного развития

Жан Пиаже определил существование возможностей для развития человека через когнитивные навыки. Начало социализация берёт в детском возрасте, по мере изучения языка, обучения основным операциям для взаимодействия с обществом.

Агенты социализации

Агентами не всегда называют только людей. Это более широкое определение, включающее в себя все условия, факторы и объекты, которые способствуют социализации индивидуума.

Характеристика

Существуют более весомые каналы, обеспечивающие условия для получения навыков взаимодействия с обществом, а также второстепенные. Они играют разные роли в социализации человека.

Особенности агентов первичной социализации

К этой группе относятся люди, которые числятся в кругу ближнего окружения индивидуума, проходящего развитие. Они оказывают наиболее значимое влияние. Основные агенты:

  • родные;
  • друзья;
  • наставники, учителя, тренеры;
  • источники информации – сеть интернет, СМИ;
  • врачи, психологи и близкие люди родственников (преимущественно друзья).

Родные

0%

Друзья

0%

Наставники, учителя, тренеры

0%

Интернет

0%

Психологи

0%

Коучи

0%

Блогеры

0%

Проголосовало: 0

Особенности агентов вторичной социализации

К этой группе относят одновременно руководителей формальных организаций и целых структур: армии, церкви, СМИ, предприятий и др. Вторичная социализация происходит, когда появляется необходимость перейти на новый уровень развития. Индивидуум начинает изучать правила взаимодействия с новыми для него группами в сознательном возрасте – при поступлении в колледж или университет и позднее.

Роль агентов социализации

Когда происходит формирование личности и её дальнейшее развитие, нужно учитывать степень влияния каждого из факторов. Они оказывают положительное, а иногда и отрицательное воздействие.

Роль семьи и друзей

Это ключевые агенты. Они представляют основу первичной социализации. Иногда достаточно личного примера, чтобы способствовать развитию, что не исключает и вероятности негативного влияния.

Роль учреждений и институтов

Это объекты вторичной степени воздействия. По мере взросления человек вынужден взаимодействовать с разными группами, учреждениями. Они также оказывают своё влияние, но прежде всего, с точки зрения узкоспециального становления индивидуума. Человек может выбрать один или несколько путей: религиозный, профессиональный, военный и т. д.

В дотрудовой стадии

Отмечают 2 этапа: начальное развитие и обучение. В первом случае индивидуум приобретает основные навыки, чтобы взаимодействовать с обществом на базовом уровне. Во втором – получает специальные знания, опыт для подготовки к внедрению в различные группы, построения отношений с людьми, которые её составляют.

В трудовой стадии

Человек переходит от этапа обучения к непосредственному участию в мировом сообществе в качестве специалиста. Это естественный процесс развития, когда индивидуум получает возможность вести трудовую деятельность, чтобы стать полноправным членом общества.

Примеры влияния агентов на жизнь личности

Факторы, способствующие социализации, оказывают положительное и отрицательное влияние на человека:

  • позитивное воздействие: приобщение родителями ребёнка к правилам, обязывающим уважительно относиться к окружающим, особенно старшего возраста;
  • негативное влияние: молодой человек в подростковом возрасте начал курить, глядя на пример своих друзей, с тех пор уже много лет не может бросить пагубную привычку.

Факторы успешной социализации

Существуют аспекты, под влиянием которых происходит правильное взаимодействие с окружающим миром. Они могут способствовать правильному становлению связей с обществом или, наоборот, иногда провоцируют патологические процессы. Перечень таких факторов:

  • мегафакторы – масштабные условия, явления, процессы, охватывающие планету;
  • макрофакторы – ограничиваются пределами государства;
  • мезофакторы – объединяют характеристики, которыми наделён определённый этнос, поселение;
  • микрофакторы – те, что определяются правилами, традициями в условиях семьи индивидуума, его ближнего окружения, включая друзей.

Ресоциализация и её сущность

Процесс, который развивается в условиях резкого изменения условий жизни, привычного уклада, называется ресоциализацией. Примером служит смена работы, переезд в другой город и т. д. Основы процесса:

  • необходимость пережить отрыв от привычной жизни;
  • потребность привыкать к новым условиям, которые сильно отличаются от прежних;
  • принятие чуждых взглядов, когда нужно учиться воспринимать иные обычаи;
  • формирование новых поведенческих особенностей.

Обычно ресоциализация проходит тяжелее социализации. Необходимо подготовить себя к таким изменениям, изучив новую среду, познакомившись с её правилами.

А легко ли у вас проходит процесс ресоциализации? Поделитесь вашим опытом в комментариях.

5 стадий социализации

Купить

Посмотреть в галерее

Существует пять стадий социализации, процесс, который определяется как «взаимодействие с другими людьми социально приемлемым способом». ‘  Социализация является важной частью жизненного цикла человека, и мы начинаем учиться социализироваться с момента рождения. На каждом из пяти этапов социализации мы практикуем уроки, которые мы постоянно изучаем при взаимодействии с людьми. Пять ключевых стадий социализации следующие.

  1. Стадия примата
  2. Вторичная ступень
  3. Стадия для взрослых
  4. Предварительный этап
  5. Ресоциализация

1. Первичная стадия социализации

Первичная стадия социализации, также называемая семейной стадией, охватывает наши ранние годы развития. Первичная социализация начинается с рождения и вращается вокруг нашей семьи и домашней обстановки. Первичный этап социализации охватывает первые пять лет жизни ребенка. На начальном этапе социализации мы, будучи детьми, закладываем основы для дальнейшего развития социализации. Дети изучают основы взаимодействия, ранние когнитивные навыки, семейные ценности и социально приемлемое поведение. На этапе первичной социализации развиваются языковые и культурные убеждения, которые определяют модели будущего роста. Негативные воздействия на начальном этапе создают равную негативную траекторию развития, исправить которую на более поздних стадиях становится труднее.

Первичная стадия социализации имеет отношение к социальному развитию человека, потому что она закладывает основу для будущего роста.

2. Вторичный этап социализации

Вторичный этап социализации начинается, когда ребенок испытывает внешние, внесемейные воздействия и начинает понимать мир за пределами дома. Вторичная стадия социализации продолжает траекторию, установленную на первичной фазе. Культурное признание и позитивное понимание разнообразия, заложенные в первые годы, продолжают развиваться на втором этапе. В этот момент формируются первые группы сверстников, тем самым добавляя новое измерение к нашему социальному росту. По мере того, как мы продвигаемся через вторичную стадию социализации, мы знакомимся с противоположными точками зрения и часто обнаруживаем, что наши идеалы подвергаются сомнению, иногда незначительному, а иногда значительному. Такие вызовы жизненно важны для здорового социального развития, и основные ценности, привитые в первые годы жизни, растут либо здоровым, либо нездоровым образом.

На этапе вторичной социализации язык человека и невербальные взаимодействия умножаются, и мы начинаем устанавливать социальную иерархию. В этот период начинают формироваться наши позиции в социальных взаимодействиях. Мы учимся понимать разные роли и то, как их играть, и начинаем развивать наши собственные идеи и концепции.

Вторичная стадия социализации имеет решающее значение для дальнейшего роста и перехода во взрослую жизнь, где навыки первичной и вторичной стадий подвергаются дальнейшей проверке.

3. Взрослая стадия социализации

На взрослой стадии социализации концепция общительности разбивается на индивидуальные взаимодействия. На взрослой стадии социализации наша жизнь проходит через различные роли: ученика, друга, любовника, работника и работодателя. Каждая из этих ролей приносит уникальный набор правил и навыков социализации. Умение разветвляться и по-разному взаимодействовать с различными группами во многом зависит от успешного развития на первичной и вторичной стадиях социализации.

Ранние этапы социализации прививают ценности, которые позволяют нам изменять наше взрослое поведение в зависимости от ситуации. Когда рост ранней социализации задерживается или подвергается негативному влиянию, взрослые с трудом приспосабливаются к различным условиям и обнаруживают, что их потенциал роста ограничен.

Взрослая стадия социализации больше связана с общением в культуре, в которой мы живем, а не с внутренним ростом. Однако более ранние этапы социализации закладывают основы и обеспечивают основной период социального развития.

4. Упреждающая социализация

Упреждающая социализация представляет собой более широкую стадию, которая проходит одновременно на всех фазах социализации, но в основном на взрослой стадии . Упреждающая социализация предполагает рост упреждающего понимания ожидаемого поведения. Эта фаза социализации облегчает наше понимание принятых и ожидаемых социальных условностей.

Предвосхищающая социализация включает в себя акт социального подражания. Например, когда люди проводят время с определенным типом личности, они начинают подражать их стилям общения и манерам. Именно в этом аспекте социализации формируются социальные стереотипы. Например, люди из районов с высоким уровнем преступности более склонны сами прибегать к преступлению в акте социального подражания.

Предвосхищающая стадия важна для нашего развития, потому что, ассоциируя себя с теми, кто придерживается определенного набора социальных ценностей, мы с большей вероятностью примем эти ценности.

5. Ресоциализация

Ресоциализация — это стадия социализации, которая включает обучение и приспособление к новым социальным структурам и может произойти на любом этапе жизни. Ресоциализация происходит, когда человек радикально меняет свои социальные навыки или социальные знания. Часто поведенческие изменения, связанные с ресоциализацией, проявляются после смены местоположения в окружающей среде. Например, эмиграция в другую страну потребует значительной степени ресоциализации. Однако незначительные изменения, такие как переезд в более или менее благополучный район, также могут вызвать стадию ресоциализации.

Ресоциализация имеет отношение к социальному развитию, поскольку позволяет людям приспособить усвоенное поведение к взаимодействию с новым окружением.

Что такое социализация?

Социализация – это процесс усвоения правил социального поведения. Однако не существует единого правила, которому должно следовать общество, поэтому этапы социализации не будут одинаковыми для всех. В каждой стране, районе, семье и социальном классе существуют свои правила, в рамках которых подпадает приемлемое поведение. Человек, родившийся в британской семье из высшего общества, будет иметь другие базовые навыки социализации по сравнению с тем, кто живет в неблагополучном районе Лос-Анджелеса. Тем не менее, оба человека могут учиться и адаптироваться к различным средам благодаря навыкам упреждающей социализации и ресоциализации.

Социализация — это неотъемлемая, но многогранная составляющая нашего развития и постоянно развивающийся процесс. С возрастом мы проходим через различные этапы социализации, но основы, которые мы изучаем в начале, прокладывают путь для дальнейшего роста во взрослой жизни.

Как социализация влияет на личность?

Социализация напрямую влияет на личность, обеспечивая основу для восприятия социальных стимулов и принятия на их основе решений. Однако социализация — это только грань личности (хотя и важная). Люди могут практиковать социализацию, выстраивая свою деятельность над аспектом «воспитания», который уравновешивает и формирует внутреннюю «природу» человека. Со временем и настойчивостью люди с хорошо отточенными навыками социализации разовьют глубокую способность сопоставлять естественные импульсы своей личности с приобретенным опытом социальных норм.

Как изоляция влияет на социализацию?

Изоляция негативно влияет на социализацию . Социализация — это практика взаимодействия с другими, поэтому изоляция себя от социальных взаимодействий фактически прекращает социализацию. В результате длительного воздержания от социализации навыки, полученные на разных этапах социализации, могут быть забыты, что приводит к социальной неловкости. В свою очередь, социальная неприспособленность может способствовать дальнейшему уходу от общества, создавая негативную петлю изоляции.

Социальная изоляция влияет на каждый этап жизни. В своей статье Одиночество и кортизол (2014) Лейси, Кумари и Бартли заявили, что длительная социальная изоляция детей имеет серьезные последствия на протяжении всей жизни. Эти эффекты включают ухудшение успеваемости, снижение достигнутого социального класса во взрослом возрасте и усиление психологического стресса.

Какие типы личности склонны к социализации?

Типы личности, наиболее склонные к социализации, имеют доминирующую экстравертную функцию. Экстравертные типы личности черпают энергию из социального взаимодействия, в то время как интровертные типы находят это истощающим и поэтому стараются максимально минимизировать общение.

Тип личности ENFJ очень склонен к социализации, поскольку они не только чувствуют прилив энергии, находясь рядом с людьми, но и сам акт социализации приносит им огромную радость и счастье. Точно так же тип личности ESFP находит большое удовольствие в общении с членами семьи. Проведение времени с другими людьми способствует развитию личности ESFP.

Почему так важна социализация в раннем детстве?

Социализация важна в раннем детстве, поскольку уроки, которые дети усваивают на этапах начальной и вторичной социализации, закладывают основу для всего будущего социального развития и роста. Дети, выросшие в семье, в которой общение отдается приоритету, в будущем, как правило, будут более общительными, чем дети, выросшие в домах, где общение ограничено.

Преимущества социализации в раннем детстве не ограничиваются обучением поведению в различных ситуациях. Эти преимущества также включают приобретенное сочувствие и языковые навыки, раннее понимание командной работы, повышенный уровень уверенности и здоровое уважение к людям из разных социальных и культурных слоев.

Как социальные факторы влияют на развитие ребенка?

Социальные факторы влияют на развитие ребенка тремя способами. Во-первых, на развитие ребенка существенно влияет семейная среда. Правила и границы, установленные внутри семьи, формируют основу усвоенного социально приемлемого поведения. Во-вторых, группы сверстников сильно влияют на развитие ребенка. Люди, с которыми ассоциируют себя дети, могут иметь долгосрочное влияние на их социальное развитие. Это происходит из-за силы предвосхищающей социализации, которая заставляет нас подбирать и имитировать социальную грацию тех, кто нас окружает. Последним социальным фактором, влияющим на развитие ребенка, являются средства массовой информации . Обучение детей средствам массовой информации, которые они потребляют, позволяет ограничить вредное влияние, но при этом извлечь выгоду из положительных аспектов.

Какая связь между социализацией и антисоциальным поведением?

Связь между социализацией и антиобщественным поведением заключается в том, что антиобщественное поведение обычно возникает из-за неадекватных навыков социализации, которым обучают на начальной и вторичной стадиях социализации. Общепризнано, что те, кто в молодом возрасте страдает от сниженного социального обучения, с возрастом демонстрируют усиление антиобщественного поведения и социальной фобии.

Социализация (Значение, Определения, Типы, Агенты, Стадии) — EDUINDEX NEWS

Говорят, Мало что в поведении человека является инстинктивным, скорее его поведение «научено».

 При рождении человеческий ребенок обладает потенциалом стать человеком.

Человеческий ребенок приходит в мир как биологический организм и становится социальным существом, обучаясь социальным способам поведения.

Ребенок становится мужчиной или личностью

(Пуруш) через различные переживания.

Социалист назвал его «социализированным человеком»

Каждое общество имеет свой собственный способ превращения биологического организма в социализированное существо.

Этот социальный тренинг называется «Социализация»

Следовательно, процесс формирования и формирования личности человеческого младенца называется «социализацией».

Социологи часто называют социализацию « передачей культуры ».

Человек существо не только социальное, но и культурное.

 Культурное обучение – это процесс, посредством которого человек усваивает фундаментальные модели культуры общества, в котором он живет или будет жить. Культура включает в себя не только своих ныне живущих членов, но и представителей прошлых и еще не родившихся поколений. Культура определяет для нас социальные условия, такие как то, что мы едим, пьем, одеваем, бог, которому мы поклоняемся, наши убеждения и т. д. 

Тем не менее, культурное обучение не полностью определяет социализацию.

Социализация является аспектом всех видов деятельности в человеческих обществах и социализируется в ходе деятельности.

Социализация — это процесс приспособления индивида к условиям его социальной среды. Существуют некоторые важные внутренние силы, которые направляют или ограничивают социализацию, такие как инстинкты, побуждения, способности, образование, рефлексы и т. д. В процессе социализации человек усваивает культурно одобренные привычки, идеи. убеждения. Его учат его правам и обязанностям, его положению и обязанностям. Правила культуры настолько интериоризированы, что становятся частью индивидуальной личности.

Определения :-

Лундберг говорит, что социализация состоит из «сложных процессов взаимодействия, посредством которых человек усваивает привычки, убеждения, навыки и стандарты суждений, необходимые для его эффективного участия в социальных группах и сообществах». »

Питер Уорсли объясняет социализацию как процесс «передаваемой культуры, процесс, посредством которого люди усваивают правила и практику социальных групп» .

Социализация — это процесс совместной работы, развития групповой ответственности или руководства потребностями других в благополучии »

               –   Богардус  

В.Ф. Огберн определяет социализацию как «процесс, посредством которого человек учится соответствовать нормам группы».

Следовательно, Социализация есть процесс превращения человека-животного в человека, превращения биологического существа в существо социальное.

Характеристики социализации: —

• Это непрерывный процесс.

• Социализацию также называют «передачей культуры».

• Социализация – это социальное обучение.

• Социализация может проводиться неформально или формально

• Социализация означает интериоризацию норм.

• Процесс социализации возникает из развития «я».

• Время – важная концепция Социализации.

Типы социализации

Ян Робертсон в своей книге «Социология» (1977) описал четыре типа социализации.

По его словам, в течение жизни человек проходит четыре типа социализации.

1:

Первичная социализация: —

Многие социологи, такие как Зигмунд Фрейд, Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули, Жан Пиаже и Талкотт Парсонс, внесли свой вклад в теорию первичной социализации.

Первичная социализация — наиболее существенный и фундаментальный тип социализации. Период в начале жизни человека, в течение которого он первоначально учится и строит себя посредством опыта и взаимодействий вокруг себя, является периодом первичной социализации.

Это происходит в первые годы жизни новорожденного. Оно включает обучение языку и когнитивным навыкам, усвоение культуры и норм, развитие перспективы, эмоциональных связей и т. д.

Первичная социализация начинается с того, что семья учит детей налаживанию связей, созданию отношений и пониманию важных понятий, включая любовь, доверие и единение.

«Интернализация норм» — важнейший аспект первичной социализации. Это процесс, в котором нормы общества становятся частью личности.

Несколько агентов усиливают усвоение человеком норм, правильного и неправильного поведения.

2:

Вторичная социализация:

Вторичная социализация обычно относится к социальной подготовке, полученной ребенком в институциональных или формальных условиях, и продолжается на протяжении всей его жизни. Этот процесс можно наблюдать на работе за пределами ближайших родственников, в «группе сверстников». Растущий ребенок усваивает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Он также учится в школе. Следовательно, социализация продолжается вне и вне семейного окружения.

3:

Упреждающая социализация: —

Согласно Мертону, процесс, посредством которого люди социализируются в культуре групп с предвкушением присоединения к этой группе.

Мужчины узнают не только культуру группы, к которой они принадлежат, но и культуру группы, к которой они не принадлежат. Человек может социализироваться в группах, членами которых он уже является, или в группах, к которым он хочет привязаться.

Например, человек начинает заниматься физическими упражнениями и учится быть крепким морально и физически, если он собирается пойти в армию.

Социализация — это процесс , происходящий не только в раннем детстве , но и в разное время и в разных местах на протяжении всей жизни .

4:

Социализация развития и ресоциализация :- 

Согласно Ян Робертсон,

Он строится на уже приобретенных навыках и знаниях по мере того, как взрослый проходит через новые ситуации, такие как брак или новая работа. Это требует новых ожиданий, обязательств и ролей. Новое обучение добавляется к старому и смешивается со старым в относительно гладком и непрерывном процессе развития»

.

Развивающая социализация основана на обучении на достижениях первичной социализации. Человек усваивает более развитые убеждения, ценности и нормы, благодаря которым он учится действовать в своей новой роли.

Ресоциализация в основном означает «отбрасывание усвоенных паттернов и замену их новыми»

Ресоциализация происходит в основном тогда, когда социальная роль радикально меняется в периоды быстрой мобильности.

Агенты социализации

Социализация включает формирование личности человека. В непрерывный процесс социализации входят некоторые агенты, которые помогают отдельному человеку стать социальным существом.

Семья и родители: —

Первая стадия социализации начинается с эмбриональной формы, где важную роль играет мать. Процесс социализации начинается с родительского, особенно материнского воздействия на личность.

Родители первыми знакомят ребенка с системой общества и культурой его группы.

Семья выступает в качестве основного агента интернализации ролей для индивидуума.

Одноранговые узлы :- 

По мере того, как ребенок растет, он начинает общаться с другими людьми за пределами своей семьи. Он учится у этих личностей в школе, на детской площадке или на улице.

Группа сверстников формирует точку зрения по нескольким важным темам.

В современном обществе группа сверстников превзошла по значимости родительскую группу. Человек лучше понимает общение со сверстниками, чем со своей семьей.

Ребенок поддерживает равноправные отношения с теми, кто того же возраста или пола.

Именно в группе сверстников человек узнает больше информации о культуре, манерах, моде, стилях, поле и т. д. 

Учителя :-

 Школа является самым влиятельным местом, где человек учится вести себя и формирует независимую личность. Учителя являются главными агентами социализации. Школа есть формальное поведение в процессе социализации. Учителя помогают человеку быть ответственным и зрелым.

Литература и средства массовой информации: —

Развлекательные СМИ, СМИ, литература, играет важную роль Агент, с которым я общаюсь. Эти агенты сильно влияют на различные мнения или точки зрения по нескольким важным темам, таким как политические, экономические, социальные и т. д.

Отношение и идеология, слова, написанные кем-то, влияют на человека, направляя и формируя перспективу в новом свете.

Этапы социализации

Социализация — это непрерывный процесс обучения. Детям AC рассказывают о социальной жизни на разных этапах. Форма социализации начинается с «от простого к сложному», по мере того как социальный мир становится все шире и шире, и ребенку приходится учиться и приспосабливаться к нескольким вещам.

На каждом этапе социализации ребенок усваивает «систему» ​​ролей.

Социализация состоит из четырех стадий от младенчества до взрослой жизни.

Первая ступень –

Оральная стадия :-  Оральная стадия начинается с рождения ребенка . Это продолжается до тех пор, пока ребенку не исполнится один год. В зародышевой форме ребенок чувствует утешение в утробе матери.

На этой стадии ребенок устанавливает свою оральную зависимость, хныча или крича на все подряд.

Зигмунд Фрейд, австралийский психиатр, назвал эту стадию первичной идентификацией, когда ребенок пытается усвоить свою роль и роль своей матери.

2:

Второй этап

Анальная стадия :- Следующей стадией социализации является анальная стадия, которая начинается сразу после завершения оральной стадии. На этом этапе ребенка учат выполнять некоторые основные задачи, такие как прием пищи, уборка, посещение туалета и т. д.

На первой стадии оральная зависимость начинает исчезать, и ребенок усваивает, что он не может полностью зависеть от матери.

На этой стадии мать ребенка является агентом социализации. Ребенок на этой стадии разделяет свою роль и роль матери и понимает социальную систему в большей степени, чем на первой стадии.

3:

Третий этап

Эдипальная стадия :- 

Стадия жажды начинается с четвертого года жизни ребенка и продолжается до периода полового созревания, т. е. до 12-13 лет.

На третьем этапе ребенок устанавливает свою роль на основании своего пола.

Мальчики и девочки узнают о своей роли в обществе и идентифицируют себя как часть социальной системы и начинают интернализировать в соответствии со своим полом, ролью других и своей идентичностью на основе своего пола.

Четвертая стадия :-

Стадия подросткового возраста :- Четвертая стадия – это стадия, когда ребенок освобождается от родительского контроля и обретает независимость. Родители играют важную роль в жизни ребенка на всех этапах. Несмотря на свободу от родительского контроля, они помогают ребенку принять некоторые очень важные решения в его жизни. Они поощряют и помогают им взять на себя новые роли в этот период подросткового возраста. Они ожидают, что ребенок усвоит новые обязанности и новые роли, которые ему отведены.

В современном обществе родители намерены дать больше свободы, чем в традиционных обществах, где родители принимают в основном все важные жизненные решения ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *