Разное

Состояние объективной нужды человеческого организма в чем то называется – -, ,

Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

В начале систематического приема наркогенных веществ формируется особый потребностный цикл в коре головного мозга и создается устойчивый патологический очаг в ЦНС и психики, свойственного больным наркоманией.

Нарисуйте схему элементарного потребностного цикла и поясните схему.

 

 

 

Колесов Д.В. (2000) выделяет три этапа в развитии новой потребности, в частности потребности в употреблении наркогенных веществ.

1 этап – первичное замыкание потребностного цикла, первое состояние удовлетворения в процессе определенного рода деятельности. На этом этапе потребностный цикл не устойчив и возникает лишь при восприятии предмета потребности (табак, алкоголь, наркотики).

2 этап – укрепление потребности. Повторное возбуждение возникает самостоятельно и независимо от внешних факторов и обстоятельств. Хотя еще могут проявлять себя моменты условно-рефлекторного характера, например, индивид может испытывать желание принимать наркогенное вещество лишь в определенное время суток, в остальное время он о нем «забывает».

3 этап – возрастание удельного веса новой потребности в мотивационном поле. Новая потребность постепенно начинает доминировать в определенной ситуации, а затем уже вне ситуации, подчиняя другие потребности, заставляя их служить себе. Эта стадия развития потребности, соответствует полностью сформировавшемуся заболеванию – алкоголизму, наркомании, токсикомании, табакокурению.

В тоже время в медицинской и психолого-педагогической науке не определены четкие причинно-следственные связи между физиологическими сдвигами, происходящими во время полового созревания и злоупотреблением токсическими веществами. Однако в равной степени довольно стойко формируется зависимость у подростков с психическим инфантилизмом и акселератов, у эмоционально расторможенных и замкнутых на внутренних проблемах, у признанных коллективом и отверженных своим окружением. Психологи выделяют следующие реакции, характерные для подросткового возраста:

Реакция эмансипации:

 

Отражает стремление подростка к самостоятельности, желание быстрее «стать взрослым», отделиться от родителей, иметь независимое мнение и вести свой образ жизни. При неблагоприятных условиях может выражаться аффективными вспышками, уходами из дома, бродяжничеством и асоциальными поступками.

Реакция группирования со сверстниками:

Объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и интересов, и своим лидером. Такая группа будет являться для подростка полем для самоутверждения и самовыражения. Склонность к этой реакции может определять поведение и быть причиной асоциального поведения при неблагоприятных условиях.



Реакция увлечения:

Так называемая хобби-реакция отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Означает, как правило, чрезмерно интенсивное одностороннее (сверхценное) увлечение музыкой, спортом, самодеятельностью, коллекционированием, азартными играми, поглощением информации и др. Может лежать в основе нарушения поведения (ухудшение учебы, контакты с сомнительными людьми, правонарушения).

Реакция формирования сексуального влечения:

 

Связанная с половым созреванием данная реакция многообразна в своих проявлениях. Это и стремление быть привлекательным для противоположного пола и привлекать к себе внимание, ощущать себя сексуальным и окружать себя поклонниками. Подростки могут реализовать сексуальные впечатления путём галлюцинаций сексуального плана.

Эти реакции могут в определенных ситуациях оказаться факторами, способствующими злоупотреблениям токсическими веществами, а в других случаях – повышающими устойчивость к соблазну.

Охарактеризуете вышеперечисленные реакции и какие, по Вашему мнению, способствуют развитию злоупотребления наркогенными веществами, а какие нет?

 

cyberpedia.su

3.6. Потребности. Гомеостатическое поведение.

Потребность — это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.

Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия. Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека. Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы. Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать
мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения.
Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее.
Чем эти цели важнее для нас, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал известный психолог Маслоу. От врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) — к потребностям в безопасности. Далее к потребностям в привязанности, любви, к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности. Далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии). Наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации. Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности.

Мотив — это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Ведущая деятельность — вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.

Игра (детская) — вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

Практические и семинарские занятия 1 час. Типы (сочетание): кейс-метод, тренинг, групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.

Занятие 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности.

Обсуждение теоретических вопросов:

  1. Понятие активности как всеобщей характеристики живых существ.

  2. Взаимосвязь активности с деятельностью, действиями и целями субъекта. Надситуативная и ситуативная активность.

  3. Активность личностная.

  4. Саморегуляция психическая.

Практическая работа:

Методы и методики исследования активности и саморегуляции.

Элементы тренинга саморегуляции.

Теоретические занятия (лекции) 2 часа. Типы (сочетание): информационная, проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация.

Лекция 4. Сознание и самосознание. Бессознательная сфера личности.

  1. Возникновение сознания человека. Развитие сознания.

  2. Понятие о сознании. Характеристики сознания.

  3. Функции, свойства и структура сознания

  4. Я-концепция . Самосознание

  5. Взаимодействие сознания и подсознания. Неосознаваемые явления.

  6. Понятие «бессознательного». Психологические защиты.

  7. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. Нарушения сознания.

studfiles.net

потребность - это... Что такое потребность?

— исходная форма активности живых существ — форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. Основная движущая сила развития человека. Раздражение влечения. Благодаря потребностям жизнь обретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой.

Первично биологической формой потребности является нужда. В организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ (предмета), требуемых для продолжения жизнедеятельности. Эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называются потребностями. Это — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, нужных для его существования и развития, и выступающее источником его активности. На восполнение нужды направлены инстинкты, в коих заданы и свойства предметов, релевантных потребности, и основные поведенческие акты, нужные для их достижения.

Потребность — это динамическая сила, исходящая от организма. Ни давление, ни потребность не существуют изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).

Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Анализ потребностей лучше начинать с их органических форм.

К набору элементарных биологических потребностей, врожденных человеку и высшим животным, нужно добавить еще потребность общения — потребность в контактах с себе подобными, в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность познавательную. В отношении этих двух потребностей нужно отметить два важных момента: на первых поpax они тесно переплетены друг с другом, и обе составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях развития. Они необходимы так же, как и потребности органические, но если последние только обеспечивают биологическое существование, то контакт с людьми и познание нужны для становления субъекта как личности.

Потребности подразделяются по характеру деятельности (деятельность оборонительная, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности (см. потребность: опредмечение). Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете.

Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Согласно Х. Меррею, список потребностей таков:

1) доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

2) агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

3) поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

4) отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;

5) автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;

6) пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;

7) потребность в уважении и поддержке;

8) потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

9) потребность быть в центре внимания;

10) потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;

11) эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;

12) социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;

13) потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

14) потребность оказания помощи;

15) потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;

16) потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;

17) потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;

18) потребность избегания опасности;

19) потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

20) потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, кои связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

Состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется

Вариант I

1. Закончите определение: «Общество — это ...»:

а) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности

б) определенный этап исторического развития человечества

в) человечество в целом

г) правильны все определения

2. Как называются науки, изучающие общественную жизнь?

а) гуманитарные науки

б) естественные науки

в)общественные науки

Общепринятым является деление культуры на

а) духовную и экономическую;

б) духовную и материальную;

в) идеальную и материальную;

г) политическую и экономическую.

4. Назовите неправильные утверждения:

а) свобода человека состоит в его способности жить вне общества;

б) нет человека — нет общества;

в) каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения;

г) жизнь общества не подвержена изменениям;

5. Человек – продукт эволюций

а) духовной и биологической;

б) биологической и социальной;

в) биологической и культурной;

г) биологической и социально-культурной.

Специфические черты, присущие отдельной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, называются

а) индивидом;

б) индивидуальностью;

в) личностью;

г) нет верного ответа.

Совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей

а) способности;

б) эмоции;

в) темперамент;

г) характер.

В понятие деятельность не входит (ят)

а) мотив;

б) цель;

в) темперамент;

г) средства.

9. Мотивом для поведения человека является:

а) поступки;

б) действия;

в) потребности и инстинкты.

Знание, условия получения которого не осознаются, называется

а) интуицией;

б) мастерством;

в) воображением;

г) фантазией.

К видам общения относится

а) общение между реальными субъектами;

б) общение реального субъекта с воображаемым партнером;

в) общение воображаемых партнеров – художественных персонажей;

г) все вышеперечисленное.

12. Преступление – это…

а) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;

б) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания;

в) виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным или административным законом под угрозой наказания.

Традиционно установившиеся правила общественного поведения

а) обычай;

б) право;

в) порядок;

г) мораль.

Отклоняющееся поведение, не согласующееся общественными нормами, называется

а) девиантным;

б) демонстративным;

в) дезинтеграционным;

г) деструктивным.

Мышление не осуществляется в виде

а) понятий;

б) суждений;

в) умозаключений;

г) эмоций.

К вспомогательным чувствам, создающим мироощущение, относится

а) зрение;

б) слух;

в) чувство равновесия;

г) осязание.

17. Когда вступил в силу Уголовный кодекс РФ?

а) 1 января 1993 года;

б) 12 декабря 1993 года;

в) 1 января 1997 года.

18. Кем назначается помилование в РФ:

а) Президентом РФ;

б) Советом Федерации РФ;

в) Государственной Думой РФ.

Вариант II

1. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется:

а) государством;

б) обществом;

в) цивилизацией;

г) племенем.

2. В понятие общественных отношений не входит (ят):

а) взаимодействие двух людей;

б) отношения между странами;

в) взаимоотношения между гражданином РФ и районным судом;

г) между судном в океане и косяком рыб.

Какое из указанных утверждений относится к природе

а) центром этого понятия является человек;

б) существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам;

в) основывается на определенном способе производства;

г) включает в себя способы взаимодействия людей.

Индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности, называются

а) способностями;

б) эмоциями;

в) темпераментом;

г) характером.

Состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется

а) эмоциями;

б) темпераментом;

в) потребностью;

г) характером.

student2.ru

Виктор Константинов - Методологические основы психологии

1. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, и вместо реального продукта получается мысленный результат.

2. Внутренняя деятельность перешла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий в умственный план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо сначала освоить на практике его основные элементы.

Помимо рассмотренных уровней, как отмечалось выше, в структуру деятельности входят потребности, мотивы и цели. Поскольку деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в процессе которого он стремится достичь сознательно поставленной цели для удовлетворения определенной потребности и своего мотива.

К проявлению активности, к действию нас толкают наши потребности.

Потребность – это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Классификаций потребностей существует достаточное количество. Так, например, выделяют духовно-идеологические и материальные потребности, социально и биологически обусловленные. Существует целая иерархия различных потребностей, от самых примитивных, биологически обусловленных до самых высших, социально значимых. В психологической литературе наиболее известна иерархическая пирамида потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, затем к когнитивным и эстетическим потребностям (порядку, красоте, справедливости, симметрии) и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, предметов и различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности выделяются некоторые характерные черты. Первоначально выступает достаточно широкий спектр объектов, предметов, зачастую неосознаваемых, но способных удовлетворить данную потребность. И эта потребность выступает в форме влечения.

Например, в определенном возрасте просыпается влечение к противоположному полу. Но возникает оно как недифференцированная, неосознанная или недостаточно осознанная биологическая потребность вообще, без соотнесения ее с конкретным избранником.

Затем происходит фиксация потребности на конкретном, удовлетворяющем ее объекте, предмете. Эта фиксация выступает в форме желанияосознанной и опредмеченной потребности. Когда же в структуру желания входит волевой компонент, то оно выступает в форме стремления.

В данном случае не вообще желаю и стремлюсь к близости с противоположным полом, а стремлюсь к таковой с конкретным избранником (избранницей), и ни с кем другим. Именно в акте опредмечивания (первоначально влечения) и рождается мотив как предмет потребности.

Влечения, желания, стремления как формы опредмечивания потребностей, входя в сферу мотивов, рассматриваются в психологии и как формы направленности личности. Именно в этом и проявляются взаимосвязь и взаимообусловленность мотивов деятельности и направленности личности.

Мотив – это осознанная опредмеченная потребность , потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к определенным активным действиям , именно она в большей степени порождает конкретную цель. А. Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

Поэтому в качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности. Однако в конечном итоге за всеми этими образованиями все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших, социальных).

Реальная жизнедеятельность человека характеризуется полимотивированностью, т. е. мы можем говорить о существовании системы мотивов. Причем в действительности система мотивов одного человека отличается от системы мотивов другого человека. В этой системе мотивов, имеющей иерархическую структуру, выделяются ведущие мотивы, которые могут различаться не только по своей природе, но и иметь различную силу.

Совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающая направленность личности, образует мотивационную сферу личности.

Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а одно и то же действие побуждаться разными мотивами. Таким образом, мотивы, лежащие в основе, порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели.

Например, в судебном делопроизводстве при рассмотрении противоправного деяния выясняются мотивы его осуществления, которые играют важную роль в вынесении судебного решения.

Вообще, проблема мотивов, мотивации, мотивационной сферы в психологии относится к наиболее сложным и наименее разработанным до настоящего времени. Поэтому, несомненно, ценной является идея А. Н. Леонтьева о механизмах динамики мотивов, в частности о механизме "сдвига мотива на цель" (механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в одном случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Ведущий, главный мотив обусловливает формирование личностного смысла - переживание повышенной субъективной значимости объекта или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Однако с течением времени неосознанные мотивы, так или иначе, осознаются человеком, и личностный смысл приобретает свою выраженность в определенной форме поведения и деятельности. Немотивированные, безрассудные действия и поступки относятся к области патологии, но это уже отдельная проблема.

Таким образом, мотивы, выступая в качестве источника деятельности человека, характеризуют его личность.

Цель – желаемый конечный результат, т. е. то, на что непосредственно направлена деятельность. Она может носить характер теоретико-познавательной или предметно-практической с преобладанием той или иной стороны. Причем мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует и чего хочет достичь. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в строгом смысле этого понятия, а имеет место непосредственное поведение, которое также управляется потребностями и эмоциями.

Итак, по ходу нашего анализа мы с неизбежностью вышли на другое понятие, неразрывно связанное с категорией "деятельность" – "поведение".

Их нельзя рассматривать как синонимы. Но следует иметь в виду, что в отечественной психологии наиболее широкое распространение и фундаментальную разработку получила категория " деятельность ", а, например, в бихевиоризме – " поведение ". Уточним особенности их понимания в отечественной психологической литературе.

Прежде рассмотрим вопрос о сферах применимости данных психологических понятий. Благодаря авторитету школы А. Н. Леонтьева категория "деятельность" в психологии приобрела очень широкое употребление. Мы говорили об этом ранее, что она претендовала на ту методологическую основу, базис, на основе которой можно построить всю систему психологического знания. Но этого в силу объективного развития психологической науки не произошло. И поэтому категория "деятельность" в системе современного психологического знания занимает соответствующее ей место.

Неудивительно, что это понятие стало основным при рассмотрении и объяснении закономерностей поведения животных [94] и др.

profilib.org

Потребности. Гомеостатическое поведение — Мегаобучалка

Потребность —это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его исоставляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия. Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называетсягомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека. Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы. Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения.Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для нас, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.



Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал известный психолог Маслоу. От врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира ипр.) — к потребностям в безопасности. Далее к потребностям в привязанности, любви, к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности. Далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии). Наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации. Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотив — это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Ведущая деятельность — вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.

Игра (детская) — вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

 

Практические и семинарские занятия 1 час. Типы (сочетание): кейс-метод, тренинг, групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.

megaobuchalka.ru

Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма

Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.

Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.

По происхождению потребности бывают:

— естественные;

— культурные.

Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются:

— на материальные;

— духовные;

— социальные.

К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность

в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У. МакДауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т.

д. Классификация Ф. Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их «стимулирующими переживаниями»). Однако, как верно указал А. Маслоу, «при желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий».

Выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности.

По критерию, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать организм к достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, а примером мотива второго типа — мотив избегания неудач. Соответственно поведение, которое побуждается позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, поведение, разворачивающееся под действием негативных мотивов, — удалением от него.

По критерию времени актуализации потребности выделяют постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные.

Проблема мотивации широко разрабатывалась в разных психологических школах: среди бихевиористов и когнитивистов, среди представителей психоаналитической теории и в гуманистических теориях. Остановимся на наиболее известных классификациях потребностей.

psihologia.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *