Деятельность как предмет психологии
В отечественной научной психологии уже несколько десятилетий деятельность рассматривается многими учеными как основной предмет психологии. Тщательно изучаются и все виды и аспекты деятельности, в том числе учебная и профессиональная деятельность. Деятельность является ключом для понимания многих психических явлений.
Рассматривая те или иные аспекты деятельности, в большинстве случае нельзя обойти стороной вопрос: откуда берется цель этой деятельности. Таким образом рассмотрение вопросов мотивации при анализе деятельности становится чуть ли не обязательным. Поэтому анализ деятельности не сводится лишь к анализу конкретных операций, совершаемых человеком, он включает в себя рассмотрение и личностных аспектов.
Источник деятельности лежит в потребностях и мотивах человека. Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность описывается как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ.
Существуют разные классификации потребностей. В отечественной классической психологии традиционно потребности делятся на два вида:
— биологические (органические — потребность в пище, воде, кислороде и др.),
— социальные (потребность в контактах с себе подобными, потребность во внешних впечатлениях, познавательная потребность).
Познавательные (когнитивные) потребности можно выделить и в отдельный вид потребностей, потому что социальные потребности — это то, что более-менее непосредственно связано с социумом. Природа наградила нас мощным интеллектом, и ему постоянно требуется пища в виде знаний. Поэтому познавательные потребности связаны с социальными не больше, чем с биологическими.
Выделяют еще иногда временные потребности, квазипотребности. Временная потребность обычно тесно связана с текущей деятельностью. Предположим, человек забивает гвозди. Когда ему осталось забить всего три гвоздя, оказалось, что гвозди закончились. В этом случае человек будет испытывать потребность в гвоздях, сравнимую с потребностью в еде или общении, если не больше. Квазипотребности рассматриваются в патопсихологии. Например, если человек (особенно нездоровый или находящийся в состоянии переутомления, стресса) проходит мимо вешалки с висящей на ней курткой, то у него может возникнуть весьма сильная потребность взять и надеть эту куртку. В данном случае квазипотребность можно связать с привычками человека: просто он привык, подходя к вешалке, брать свою куртку и надевать ее.
Биологические и социальные потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте, а сохраняются до самой смерти.
Не всякая потребность сразу выливается в деятельность. Некоторые виды потребностей могут находиться у человека в неудовлетворенном состоянии очень долго, скажем недели (например потребность еде). Неудовлетворение потребности может быть как добровольным, так и принудительным. Что заставляет человека запустить процесс удовлетворения потребности? Очевидно, что между потребностью и деятельностью имеется еще какой-то очень важный элемент.
Для перехода потребности в деятельность имеется ряд важных аспектов. Один из них, очевидно, — это соотнесение потребности с морально-этическими ценностями, собственными принципами. Очевидно, далеко не всякую потребность можно удовлетворить в любой момент. Если голодный человек видит в магазине ароматную булочку, он не набрасывается обычно на нее и не съедает до того, как оплатил. Также если человек испытывает сексуальное напряжение, то он не будет приставать к первому встречному прохожему.
Другое обстоятельство состоит в том, что не всякая потребность сразу и точно распознается сознанием. Если потребность организма хорошо знакома сознанию (например в еде или алкоголе), то у человека начинает формироваться довольно адекватная установка на реализацию этой потребности (например человек планирует, где бы ему перекусить). Однако некоторые потребности, биологические и социальные, могут быть не сразу распознаны, идентифицированы, а также они могут наложиться друг на друга и создать впечатление новой оригинальной потребности (например потребность поесть в ресторане).
Когда предмет потребности не очень ясен, поведение и состояние человека в этот момент можно охарактеризовать как беспокойное, ищущее. Но рано или поздно поисковая деятельность заканчивается. Потребность встречается со своим предметом, происходит процесс «узнавания» потребностью своего предмета. Этот процесс называется опредмечиванием потребности.
Не все и не всегда потребности опредмечиваются точно. Курящие люди, например, часто находятся в замешательстве: хочется им кушать или курить. В основном это связано с тем, что удовольствие от курения в головном мозге находит свое отражение в тех же участках, что и удовольствие от еды.
В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив поэтому в общей психологии и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность конкретизируется и становится понятной субъекту.
После опредмечивания потребности и появления мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива поведение получает направление, смысл. Мотив это то, ради чего совершается действие, одно или много. В большинстве случаев достижение цели требует совершения ряда отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью. По другому ее называют еще особенной деятельностью, особенным видом деятельности.
Следующая сложность состоит в том, что не только один мотив может породить длинную цепь действий, но и одно действие может быть порождено несколькими мотивами. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Так называемая полимотивированность человеческих действий — типичное явление. Если, например, человек проснулся и встал пораньше, это может быть связано и с желанием первым занять ванную комнату, и посмотреть утренние новости, и успеть на работу пораньше.
Однако, как было показано в экспериментах, все же в деятельности всегда имеется один ведущий мотив, другие же имеют второстепенное значение. Обычно эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. При внешней похожести двух ситуаций, при полной схожести мотивов деятельности двух людей (или одного человека, но в разные периоды) внутри себя человек может ощущать разные смыслы, быть в разных психических состояниях. Если ведущий мотив сильный, деятельность устойчива во времени, слабый — деятельность быстро разваливается.
Если мотив уже полностью сформирован, это еще не начало деятельности. Мотив должен оформиться в цель. Целеполагание — синтетический процесс. Это значит, что в нем синтезируется решение, которое обещает дать результат: качественный, эффективный, не противоречащий ценностям и принципам личности.
И именно после того, как у человека возникает ощущение законченности цели, он приступает к ее выполнению.Потребности людей (сюда не включаем временные) это в общем-то довольно стандартный набор. Личностные особенности ярко проявляют себя в двух обстоятельствах:
— особенности опредмечивания потребности,
— особенности целеполагания.
Одни люди, например, способны опредметить свою потребность в общении на первом встречном, другим для общения нужна особая атмосфера. Другие склонны ошибаться с опредмечиванием потребности: например, они считают, что им надо выпить спиртного, хотя на самом деле у них потребность успокоиться. Целеполагают люди тоже весьма по-разному. Одни умело синтезируют цели, в которых сочетается целый ряд мотивов. Другим это не удается, они поэтому не склонны к сильным и решительным действиям. В целеполагании одни люди настроены на достижение успехов, другие — на избегание неудач. Одни люди склонны конструировать сложные планы, и в этих планах, что самое интересное, они учитывают возникновение в будущем потребностей, которых нет в настоящее время (например, что захочется в туалет).
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Деятельность
- Алгоритм
- Ведущая деятельность
- Виды деятельности
- Врабатывание
- Высшая нервная деятельность человека и животных
- Действие
- Деятельностный подход в психологии
- Единство сознания и деятельности: развитие идеи
- Игра
- … и другое
Потребность | это… Что такое Потребность?
Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].
Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].
Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3]
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:
- с культурным уровнем и личностью индивида
- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма[1]
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].
Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние[5].
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение[1]
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений)[6].
Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение[7]
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация[8]
Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека[9].
Содержание
|
Особенности потребностей человека
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:
Подход (потребность как . ..) | Суть подхода | Автор |
---|---|---|
нужда | Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. | С.Л. Рубинштейн |
отношение | Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания | Д.А. Леонтьев |
отклонение от уровня адаптации | Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности | Д.К. Мак-Клелланд |
состояние | Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. | Курт Левин |
программа поведения | Потребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. | Ф.Н. Ильясов |
психопатия | Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. | В.В. Монастырский |
Опредмечивание
При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).
Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.
В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:
- первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
- быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете
Классификации потребностей человека
Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1]:
- по сферам деятельности:
- потребности труда
- познания
- общения
- отдыха
- по объекту потребностей:
- материальные
- биологические
- социальные
- духовные
- этические
- эстетические и др.
- по значимости:
- доминирующие/второстепенные
- центральные/периферические
- по временной устойчивости:
- устойчивые
- ситуативные
- по функциональной роли:
- естественные
- обусловленные культурой
- по субъекту потребностей:
- групповые
- индивидуальные
- коллективные
- общественные
По сферам
Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).
Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности
- биологические,
- трудовые,
- познания,
- общения,
- отдыха;
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.
№ | Инстинкт | Его проявление |
---|---|---|
1 | Пищевой инстинкт | Голод |
2 | Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство |
3 | Стадный инстинкт | Стремление к общению |
4 | Инстинкт приобретательства | Жадность |
5 | Инстинкт продолжения рода | Половое влечение |
6 | Родительский инстинкт | Нежность |
7 | Инстинкт созидания | Стремление к активности |
8 | Отвращение | Неприятие, отторжение |
9 | Удивление | Любознательность |
10 | Гнев | Агрессивность |
11 | Смущение | Самоуничижение |
12 | Воодушевление | Самоутверждение |
Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил. [10]
Список мотивационных факторов Гилфорда:[11]
- факторы, соответствующие органическим потребностям:
- голод,
- сексуальное побуждение,
- общая активность;
- потребности, относящиеся к условиям среды:
- потребность в комфорте, приятном окружении,
- педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
- потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
- потребности, связанные с работой:
- честолюбие,
- упорство,
- выносливость;
- потребности, связанные с социальным положением:
- потребность в свободе,
- независимость,
- конформизм,
- честность.
- социальные потребности:
- потребность находиться среди людей,
- потребность угождать,
- потребность в дисциплине,
- агрессивность;
- общие интересы:
- потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
- потребность в развлечениях.
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:[11]
- акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
- альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
- гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
- глорические (потребность в признании собственной значимости),
- гностические (потребность в познании),
- коммуникативные (потребность в общении),
- праксические (потребность в результативности усилия),
- пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
- романтические (потребность в необычном, неизведанном),
- эстетические (потребность в прекрасном).
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:
- доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
- агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
- поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
- отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
- автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
- пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
- потребность в уважении и поддержке;
- потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
- потребность быть в центре внимания;
- потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
- эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
- социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
- потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
- потребность оказания помощи;
- потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
- потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
- потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
- потребность избегания опасности;
- потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
- потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.
По объекту
Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.
- физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
- материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
- социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
- духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
- этические,
- эстетические,
- другие;
По функциональной роли
- доминирующие/второстепенные,
- центральные/периферические,
- устойчивые/ситуативные;
По происхождению
Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на
- врожденные,
- простые приобретенные и
- сложные приобретенные.
Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).
По субъекту потребностей
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные,
- общественные.
Иерархия потребностей
Пирамида потребностей по Маслоу
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
- К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
- К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
- Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
- Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
- Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
- Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
- Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
- Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным
Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
По видам поведения
Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый «низкий» уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения — полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.
Философия
Диалектический материализм
Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 glossary. ru: Потребность
- ↑ по Гельвецию
- ↑ Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975, п.8.1 и Berridge K. C. Motivation concepts in behavioral neuroscience. Physiology & Behavior 81 (2004) 179—209.
- ↑ Блага
- ↑ благосостояние
- ↑ Быт
- ↑ Влечение
- ↑ Депривация
- ↑ Физиология человека/под редакцией В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов
- ↑ Воробьева В. В., Якиманская И. С. Психология лени: постановка проблемы.
- ↑ 1 2 В. И. Гинецинский Пропедевтический курс общей психологии (Учебное пособие) СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997
Литература
- Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177.
- Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494.
- Ильясов Ф. Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.
См. также
- Пирамида потребностей по Маслоу
- Мотивация
- Аффилиация
- Желание
- Ограниченность ресурсов
- Интерес (эмоция)
Анатомическая терминология | Анатомия и физиология I
Цели обучения
- Продемонстрировать анатомическое положение
- Опишите человеческое тело, используя термины направлений и регионов
- Определите три плоскости, наиболее часто используемые при изучении анатомии
- Различают заднюю (спинную) и переднюю (вентральную) полости тела, определяя их подразделения и репрезентативные органы, обнаруженные в каждой
- Опишите серозную оболочку и объясните ее функцию
Анатомы и поставщики медицинских услуг используют терминологию, которая может сбить с толку непосвященных. Однако цель этого языка не в том, чтобы запутать, а в том, чтобы повысить точность и уменьшить количество медицинских ошибок. Например, расположен ли шрам «выше запястья» на предплечье в двух-трех дюймах от кисти? Или это у основания руки? Это со стороны ладони или с тыльной стороны? Используя точную анатомическую терминологию, мы устраняем двусмысленность. Анатомические термины происходят от древнегреческих и латинских слов. Поскольку эти языки больше не используются в повседневном общении, значение их слов не меняется.
Анатомические термины состоят из корней, приставок и суффиксов. Корень термина часто относится к органу, ткани или состоянию, тогда как префикс или суффикс часто описывает корень. Например, при гипертоническом расстройстве префикс «гипер-» означает «высокий» или «чрезмерный», а корневое слово «напряжение» относится к давлению, поэтому слово «гипертония» относится к аномально высокому кровяному давлению.
Анатомическое положение
Для дальнейшего повышения точности анатомы стандартизируют способ, которым они рассматривают тело. Так как карты обычно ориентированы севером вверху, стандартная основная «карта» или анатомическое положение , когда тело стоит прямо, ноги на ширине плеч и параллельно, носки вперед. Верхние конечности вытянуты в стороны, а ладони обращены вперед, как показано на рис. 1. Использование этого стандартного положения снижает путаницу. Не имеет значения, как ориентировано описываемое тело, термины используются так, как будто оно находится в анатомическом положении. Например, шрам в «передней (передней) области запястья (запястья)» будет присутствовать на ладонной стороне запястья. Термин «передний» будет использоваться, даже если рука будет лежать ладонью вниз на столе.
Рисунок 1. Области человеческого тела. Тело человека показано в анатомическом положении на (а) фронтальной проекции и (б) задней проекции. Области тела выделены жирным шрифтом.
Лежащее тело описывается как лежачее или лежачее. Лежа описывает ориентацию лицом вниз, а лежа на спине описывает ориентацию лицом вверх. Эти термины иногда используются для описания положения тела во время определенных медицинских осмотров или хирургических процедур.
Региональные термины
Многочисленные области человеческого тела имеют специальные термины, помогающие повысить точность (см. Рисунок 2). Обратите внимание, что термин «плечо» или «рука» зарезервирован для «верхней части руки», а «предплечье» или «предплечье» используется, а не «нижняя часть руки». Точно так же «бедренная кость» или «бедро» являются правильными, а «нога» или «голень» зарезервированы для части нижней конечности между коленом и лодыжкой. Вы сможете описать области тела, используя термины на рисунке.
Термины направления
Рисунок 2. Термины направления, применяемые к человеческому телу. Парные термины направления показаны применительно к человеческому телу.
Определенные анатомические термины, относящиеся к направлению, встречаются в этом и любом другом учебнике по анатомии (рис. 2). Эти термины необходимы для описания относительного расположения различных структур тела. Например, анатом может описать одну полосу ткани как «ниже» другой, а врач может описать опухоль как «поверхностную» по отношению к более глубокой структуре тела. Запомните эти термины, чтобы избежать путаницы при изучении или описании расположения определенных частей тела.
- Передний (или вентральный ) Описывает переднюю часть или направление к передней части тела. Пальцы находятся впереди стопы.
- Задний (или спинной ) Описывает спину или направление к задней части тела. Подколенная кость находится позади надколенника.
- Верхний (или краниальный ) описывает положение выше или выше другой части тела. Орбиты превосходят рот.
- Нижний (или каудальный ) описывает положение ниже или ниже другой части тела; возле хвоста или ближе к нему (у человека копчик или самая нижняя часть позвоночника). Таз уступает животу.
- Боковой описывает сторону или направление в сторону тела. Большой палец (поллекс) расположен латеральнее пальцев.
- Медиальный описывает середину или направление к середине тела. Hallux — медиальный палец.
- Проксимальный описывает положение в конечности, которое находится ближе к точке прикрепления или туловищу. Плечо проксимальнее предплечья.
- Дистальный описывает положение в конечности, которое находится дальше от точки прикрепления или туловища. Голень дистальнее бедренной кости.
- Поверхностный описывает положение ближе к поверхности тела. Кожа прилегает к костям.
- Deep описывает положение дальше от поверхности тела. Мозг находится глубоко в черепе.
Плоскости корпуса
Рисунок 3. Плоскости корпуса. Наиболее часто в анатомической и медицинской визуализации используются три плоскости: сагиттальная, фронтальная (или коронарная) и поперечная.
Секция – это двумерная поверхность трехмерной конструкции, которая была высечена. Современные устройства медицинской визуализации позволяют клиницистам получать «виртуальные срезы» живых тел. Мы называем это сканированием. Однако разрезы и сканы тела могут быть правильно интерпретированы только в том случае, если зритель понимает плоскость, по которой был сделан разрез. А плоскость – воображаемая двумерная поверхность, проходящая через тело. В анатомии и медицине обычно упоминаются три плоскости, как показано на рис. 3. Если эта вертикальная плоскость проходит прямо по середине тела, она называется среднесагиттальной или срединной плоскостью. Если она делит тело на неравные правую и левую стороны, ее называют парасагиттальной плоскостью или реже продольным разрезом.
Полости тела и серозные оболочки
Тело поддерживает свою внутреннюю организацию с помощью мембран, оболочек и других структур, разделяющих отсеки. спинная (задняя) полость и вентральная (передняя) полость являются самыми большими отсеками тела (рис. 4). Эти полости содержат и защищают нежные внутренние органы, а вентральная полость позволяет существенно изменять размер и форму органов по мере выполнения ими своих функций. Легкие, сердце, желудок и кишечник, например, могут расширяться и сжиматься, не деформируя другие ткани и не нарушая деятельность близлежащих органов.
Рисунок 4. Спинная и вентральная полости тела. Вентральная полость включает грудную и брюшно-тазовую полости и их отделы. Спинная полость включает в себя черепную и спинную полости.
Подразделения задней (дорсальной) и передней (вентральной) полостей
Каждая из задней (дорсальной) и передней (вентральной) полостей подразделяется на более мелкие полости. В задней (спинной) полости краниальной полости находится головной мозг, а полость позвоночника (или полость позвонка) охватывает спинной мозг. Точно так же, как головной и спинной мозг составляют непрерывную, непрерывную структуру, черепная и спинная полости, в которых они находятся, также непрерывны. Головной и спинной мозг защищен костями черепа и позвоночника, а также спинномозговой жидкостью, бесцветной жидкостью, вырабатываемой головным мозгом, которая амортизирует головной и спинной мозг в задней (спинной) полости.
Передняя (вентральная) полость состоит из двух основных подразделений: грудной полости и брюшно-тазовой полости (см. Рисунок 4). грудная полость является более верхним подразделением передней полости и окружена грудной клеткой. В грудной полости находятся легкие и сердце, расположенное в средостении. Диафрагма образует дно грудной полости и отделяет ее от нижней брюшно-тазовой полости. брюшно-тазовая полость является самой большой полостью в теле. Хотя брюшно-тазовая полость физически не разделена мембраной, может быть полезно провести различие между брюшной полостью, отделом, в котором находятся органы пищеварения, и тазовой полостью, отделом, в котором находятся органы размножения.
Абдоминальные области и квадранты
Чтобы обеспечить четкую коммуникацию, например, о местонахождении боли в животе пациента или подозрительного образования, медицинские работники обычно делят полость на девять областей или четыре квадранта (рис. 5).
Рисунок 5. Области и квадранты брюшной полости. В брюшной полости имеется (а) девять отделов брюшной полости и (б) четыре квадранта брюшной полости.
При более детальном регионарном доступе полость подразделяется одной горизонтальной линией непосредственно под ребрами и одной непосредственно над тазом, а также двумя вертикальными линиями, проведенными как бы от середины каждой ключицы (ключицы). Получилось девять результирующих регионов. Более простой доступ к квадрантам, который чаще используется в медицине, подразделяет полость одной горизонтальной и одной вертикальной линиями, которые пересекаются у пупка пациента.
Оболочки передней (вентральной) полости тела
A серозная оболочка (также называемая серозной оболочкой) представляет собой одну из тонких оболочек, покрывающих стенки и органы грудной и брюшно-тазовой полостей. Пристеночные слои оболочек выстилают стенки полости тела (париет-относится к стенке полости). Висцеральный слой оболочки покрывает органы (внутренности). Между париетальным и висцеральным листками находится очень тонкое, заполненное жидкостью серозное пространство или полость (рис. 6).
Рисунок 6. Серозная оболочка. Серозная оболочка выстилает полость перикарда и отражается назад, чтобы покрыть сердце — почти так же, как недонадутый воздушный шар образует два слоя, окружающие кулак.
Имеются три серозные полости и связанные с ними оболочки. плевра – серозная оболочка, окружающая легкие в плевральной полости; перикард – серозная оболочка, окружающая сердце в перикардиальной полости; и брюшина — это серозная оболочка, окружающая несколько органов в брюшно-тазовой полости. Серозная жидкость, вырабатываемая серозными оболочками, уменьшает трение между стенками полостей и внутренними органами при их движении, например при раздувании легких или сокращении сердца. Как париетальная, так и висцеральная серозные оболочки выделяют жидкую, скользкую серозную жидкость, которая предотвращает трение, когда орган скользит по стенкам полости. В плевральных полостях плевральная жидкость препятствует трению легких о стенки полости. В околосердечной сумке перикардиальная жидкость предотвращает трение между сердцем и стенками околосердечной сумки. А в брюшной полости перитонеальная жидкость препятствует трению между органами брюшной полости и таза и стенкой полости. Таким образом, серозные оболочки обеспечивают дополнительную защиту внутренних органов, которые они окружают, уменьшая трение, которое может привести к воспалению органов.
ВИДЕО: Терминология анатомии
Посмотрите этот 3D-учебник по анатомии от AnatomyZone, чтобы узнать об основных терминах, используемых в анатомии:
Телесное определение и значение — Merriam-Webster
кор ·по·настоящий kȯr-ˈpȯr-ē-əl
1
: имеющие физическое материальное тело, состоящие из него или относящиеся к нему: например,
а
: не духовный
… некоторые следы божественной природы, проглядывающие сквозь его телесную низость… — Роберт Браунинг
б
: несущественные или нематериальные : существенные
телесная собственность
2
архаичная : капрал
телесно
kȯr-ˈpȯr-ē-ə-lē
наречие
телесность сущ.
Знаете ли вы?
В различных религиях, включая христианство, телесное существование часто называют противоположностью духовного существования, а телесное существование, в отличие от духовного существования, часто называют зараженным злом. Это слово также часто используется философами, особенно при рассмотрении природы реальности. Для юристов телесное описывает физическое имущество, такое как дома или автомобили, в отличие от чего-то ценного, но нефизического, например хорошей репутации.
Синонимы
- животное
- телесный
- плотский
- капрал
- плотский
- материал
- физический
- соматический
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
телесная природа материи телесные тяги, такие как голод и жажда
Недавние примеры в Интернете Начиная с эпохи неолита, мужчины и женщины в различных культурах наносили татуировки на свои тела под видом религиозного почитания или косметического самовыражения, процесс, дающий телесное проявление предполагаемой наследственной и племенной принадлежности. — Колин Скэнлон, 9 лет.0023 Мужское здоровье , 18 января 2023 г. Вместо этого Джусу сосредотачивается с уверенным повествованием, которое медленно создает настроение реального страха, на более чем материальных проблемах. — Майкл О’Салливан, Washington Post , 21 ноября 2022 г. Это создает очевидные проблемы, но в этом есть и своего рода радость, волнение, экстаз от того, что наконец-то можно выбраться за пределы телесного 9.0024 существование, но также попытаться отдать должное быстроте ума, чтобы броситься, загореться, улететь. — Кэти Уолдман, The New Yorker , 1 января 2023 г. Но страдание в буддизме — это совершенно отдельное понятие — не столько телесное причинение, сколько состояние ума. — Брэндон Прессер, Vogue , 23 января 2023 г. Эти бутылки — удивительно мощные предметы, стерильные в своих синтетических контейнерах, но заряженные обезоруживающе телесное присутствие. — Джастин Бил, Harper’s Magazine , 14 декабря 2022 г. Не реальное, телесное вещество вроде меди, олова или кислого винограда, а инженерная концепция, восходящая по крайней мере к 1950-м годам. — Крис Климек, Smithsonian Magazine , 22 декабря 2022 г. Работа Чиконьяни работает по той же подкове аффекта, где религиозные и телесный экстаз становятся странно близкими. — Кристина Кэтрин Мартинес, Los Angeles Times , 5 октября 2022 г. Опасность телесного восстания искажает чувство реальности Валерии. — Ловия Гьяркье, The Hollywood Reporter , 4 августа 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «телесный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийское corporealle, от латинского corporeus «имеющий тело, физическое» (от corpor-, corpus «тело» + -eus -ous) + -alle -al entry 1
Первое известное использование
15 век, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени 7 7
Первое известное использование телесного было в 15 векеПосмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
телесныйкорпус виллиа
телесный
корпоралист
Посмотреть другие записи поблизости