Социальная сущность человека. Самореализация и качества личности
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»
Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 — 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.
2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?
Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение.
3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?
Человек, как социальное существо имеет:
— высокоорганизованный мозг;
— мышление;
— членораздельную речь;
— умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;
— способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;
— способность к самопознанию и саморазвитию;
— способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.
4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?
Самореализация — это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Американский учёный А. Маслоу (1908 — 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.
ЗАДАНИЯ
1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью.
В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.
Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.
Человек часть как общества, так и природы.
2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.
3. Составьте схему «Социальные качества личности».
Личность – социальная сущность человека, как проявляется (обществознание, 10 класс)
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1367.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1367.
Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность – социальная сущность человека».
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Человек – биосоциальное существо
Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.
К биологическим относят:
- тело человека, мозг;
- инстинкты;
- биологические потребности: в пище, сне, жилище.
К социальным относят:
- членораздельная речь, мышление, целеполагание, умения человека;
- потребность в общении;
- потребность в получении новых знаний.
Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:
- эти качества противопоставлены друг другу;
- находятся в неразрывном сочетании.
Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.
Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.
Первый подход – рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.
Второй подход – рассматривать личность посредством набора ролей.
К таким ролям относятся:
- родитель;
- ребенок;
- работник;
- покупатель;
- пешеход;
- водитель и другие.
Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил.
Процесс становления личности называется социализация. Агенты социализации – это люди, институты общества, учреждения, которые влияют на процесс развития личности. Стоит отметить, что на разных этапах развития общества, а также и развития самой личности влияют определенные агенты. Роль агентов социализации может усиливаться или уменьшаться: например, роль и влияние семьи (родителей) у многих с годами сходит на “нет”. А вот роль церкви в жизни человека увеличивается с возрастом.В России отношения в семье в XIX и в XXI веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.
Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.
Самореализация и самосознание
Данные понятия обозначают важные для личности процессы.
Самосознание – это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.
Самореализация – достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.
Что мы узнали?
Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью – значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1367.
А какая ваша оценка?
20-балльная таблица личности —
Таблица личности может помочь вам стать тем, кем вы хотите быть.
Несколько дней назад я обнаружил телешоу под названием Westworld . Мир Дикого Запада — это тематический парк, населенный невероятно реалистичными андроидами, называемыми «хозяевами», которые играют типичных персонажей, существовавших на Диком Западе Америки:
- Ковбоев;
- Владельцы ранчо;
- Хранители салонов;
- Бандиты;
- Законники;
- проститутки; и так далее.
Люди посещают этот мир, чтобы воплотить в жизнь свои ковбойские фантазии (а андроиды удовлетворяют все их прихоти).
Постепенно андроиды все больше и больше осознают себя. Мейв Миллей, хозяйка публичного дома, — одна из первых хозяев, которая осознала истинную природу своей реальности: она — андроид, которым управляют люди и используют для их развлечения. В пятой серии первого сезона Мейв удивляет одного из техников — Феликса — тем, что «просыпается», когда он ремонтирует ее после ее последней «смерти». В следующем эпизоде Феликс объясняет Мауве, как создаются, систематизируются и поддерживаются хосты.
Он также объясняет ей, как им даются личности, соответствующие персонажу, которого они будут играть в тематическом парке. Мейв показывают таблицу с 20 различными личностными чертами, с оценкой от 0 до 20 для каждой.
Вот 20 личностных черт на диаграмме:
- Массовая апперцепция
- Искренность
- Бодрость
- Координация
- Кротость
- Смирение
- Жестокость
- Самосохранение
- Терпение
- Решительность
- Воображение
- Любопытство
- Агрессия
- Лояльность
- Эмпатия
- Упорство
- Мужество
- Чувственность
- Очарование
- Юмор
Вот как выглядит диаграмма личности Мейв:
А вот пояснение к диаграмме, данное Феликсом:
«Это ваша личность по 20-балльной шкале. Например, «координация»: если у вас 5, значит, вы чертовски неуклюжи. Но если у тебя 15, значит, ты спортсмен».
Мейв недовольна оценкой, которую ей дали по некоторым чертам в ее таблице личности, и она просит изменить их. То есть она просит и получает обновление личности.
Я думал об этой идее диаграммы личности и о том, как ее можно применить для самосовершенствования (потому что именно это происходит, когда вы ведете блог о самосовершенствовании). Мне пришло в голову, что карта личности может быть отличным инструментом личного развития.
Ниже вы узнаете, как создать свою собственную карту личности и как использовать ее, чтобы стать тем, кем вы хотите быть, то есть улучшить свою личность.
Как определяется личность?
Если личности хозяев Мира Дикого Запада определяются их программистами, то от чего зависит личность человека? Личность человека зависит от структуры его мозга; модели мыслей, чувств и поведения; и уровни различных гормонов и нейротрансмиттеров. На них влияют четыре фактора:
- Наследственность;
- Физическая среда;
- Культура; и
- Особые переживания.
То есть личность человека основана на его генах, взаимодействующих с окружающей средой.
Может ли человек изменить свою личность?
Если программисты «Мира Дикого Запада» хотят изменить личность хозяина, все, что им нужно сделать, — это изменить рейтинг черты личности, которую они хотят изменить. Так, например, если один из хостов плохо взаимодействует с посетителями тематического парка, программисты могут придать этому хосту больше шарма, юмора или чувственности.
Но может ли человек изменить свою личность? Я бы сказал «да» из личного опыта. Кроме того, есть научные исследования, которые поддерживают меня.
Исследование, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , показало, что, когда участники исследования изменили свое повседневное поведение, чтобы соответствовать изменениям личности, которые они хотели произвести, они смогли добиться значительных изменений личности в течение 16 лет. неделя учебы.
В другом исследовании, проведенном Манчестерским университетом и Лондонской школой экономики, ведущий исследователь Крис Бойс сказал следующее:
«Мы обнаружили, что наша личность может меняться и действительно меняется со временем — что до сих пор считалось невероятным — и что эти изменения личности тесно связаны с изменениями в нашем самочувствии. Наше исследование показывает, что сосредоточение внимания на том, кто мы есть и как мы относимся к окружающему миру, может значительно улучшить наше самочувствие».
Как создать карту личности
Создание карты личности — это трехэтапный процесс. Эти три шага объясняются ниже.
Шаг первый. Определите черты личности для измерения.
Первый шаг в создании карты личности — определить черты личности, которые вы собираетесь измерять. Я предлагаю вам измерить следующие 20 личностных качеств:
- Харизма — способность привлекать, очаровывать и влиять на окружающих.
- Настойчивость — способность идти вперед, несмотря на неудачи и препятствия.
- Уверенность — вера в свою способность эффективно справляться с миром.
- Сострадание – сочувствие к страданиям других (или себя) и желание облегчить эти страдания.
- Мужество – действовать вопреки страху.
- Юмор – способность веселиться и забавлять других.
- Приветливость – быть добрым, доступным и легко ладить.
- Устойчивость – способность восстанавливаться после невзгод.
- Экстраверсия – энергичный и общительный.
- Агрессия – быть сильным и напористым.
- Решительность – способность быстро и эффективно принимать решения.
- Целостность – быть честным и иметь твердые моральные принципы.
- Самодисциплина – способность оставаться сосредоточенным и делать то, что необходимо.
- Терпение – способность терпеть задержку, трудности или раздражение.
- Любопытство – сильное желание узнавать новое и открытость новому опыту.
- Амбиции – сильное желание добиться.
- Оптимизм – склонность смотреть на более благоприятную сторону событий и ожидать, что все сложится хорошо.
- Лидерство – способность вдохновлять, мотивировать и вести за собой других людей.
- Добросовестность – ответственность, высокий импульсивный контроль, надежность.
- Нейротизм – эмоциональная нестабильность и тревожность, склонность к чрезмерной реакции.
Шаг второй. Оцените себя по каждой черте характера.
Второй шаг — оценить себя по каждой черте личности по шкале от 1 до 20. Для этого можно использовать три разных подхода.
- Оцените себя субъективно. Просто спросите себя: «Как бы я оценил себя по каждой из этих черт личности?»
- Попросите кого-нибудь, кого вы хорошо знаете, оценить вас. Вы также можете попросить нескольких человек внести свой вклад и записать среднюю оценку, которую вы получаете от них по каждой из личностных черт.
- Найдите тест, который вы можете использовать, чтобы оценить себя по каждой из 20 черт характера. Например, вот тест на оценку того, насколько вы уверены в себе.
Шаг третий. Создайте свою диаграмму.
Третий шаг — создание диаграммы. Сделайте следующее:
- Нарисуйте круг и разделите его на 20 сегментов.
- Пометьте каждый сегмент так, чтобы каждый из них представлял одну из 20 личностных черт, которые вы измеряете.
- Затем пометьте каждую спицу колеса цифрами от 1 до 20, где 1 находится ближе всего к центру круга, а 20 — к внешнему краю круга.
- Для каждой черты характера поставьте «x» в вашем балле или рейтинге для этой черты. Наконец, соедините все свои метки.
Вот и все: вы создали карту личности.
Как изменить свою личность
Создав карту личности, вы можете проанализировать ее и определить, какие изменения вы хотели бы внести. Например, вы можете решить, что вам нужно быть более стойким и смелым, и что вам нужно быть менее агрессивным.
Затем создайте свой план игры. Например, как я объясняю в своем посте «19 способов быть более добросовестным», если вы хотите быть более добросовестным, вам следует предпринять следующие действия:
- Каждый месяц указывайте день, время и место для оплаты счетов.
- Создайте бюджет и начните контролировать свои расходы.
- Убери за собой.
- Начните планировать свой день накануне вечером.
- Каждое воскресенье планируйте меню на неделю, ходите в магазин за продуктами и выполняйте подготовительные работы, чтобы всю неделю готовить и есть здоровую пищу.
- Не берите на себя больше обязательств, чем вы можете выполнить.
- Заверши начатое.
Я также написал о конкретных шагах, которые вы можете предпринять, чтобы стать более стойким, более харизматичным (и интересным) и более оптимистичным. Что касается других черт характера, проведите собственное онлайн-исследование, найдите хорошую книгу на Amazon или найдите курс саморазвития, который поможет вам составить план дальнейших действий.
Через три месяца после того, как вы начали предпринимать действия по изменению своих личностных качеств, создайте еще одну диаграмму личности. Как все изменилось? Улучшилась ли ваша оценка черт личности, которые вы хотите изменить? Если нет, примите корректирующие меры. Если да, то продолжайте, пока не получите желаемый результат.
Заключение
Я считаю себя прекрасным примером человека, который сознательно изменил свою личность. Я гораздо более общительный, жизнерадостный, настойчивый, позитивный и уверенный в себе, чем раньше.
Кроме того, сейчас я работаю над тем, чтобы стать более терпеливым и добросовестным. Проживите свою лучшую жизнь, создав диаграмму личности и используя ее как инструмент самосовершенствования.
И, если вы сомневаетесь, стоит ли вам начать смотреть «Мир Дикого Запада», я настоятельно рекомендую его (обычно я не люблю научно-фантастические сериалы, но этот потрясающий). Вот трейлер:
youtube.com/embed/IuS5huqOND4″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Похожие сообщения:
- 17 способов быть добрым к себе
- Как влюбить в себя
- Как справиться с беспокойством — 8 здоровых способов справиться с беспокойством
- 8 способов перестать принимать вещи на свой счет
Вам понравилась эта статья? Подпишитесь на «Daring to Live Full», нажав здесь, и получайте бесплатные обновления.
Гардар
Гардар
Guardar
Guardar
Guardar
Перечень основных навыков и качеств социальных работников — Школа социальной работы Университета Буффало
Социальная работа — это динамичная и ответственная профессия, требующая разнообразных навыков и качеств. Независимо от того, являются ли эти навыки врожденными или приобретенными, успех в этой области требует, чтобы социальные работники постоянно развивали их на протяжении всей своей карьеры. Хотя этот список не является исчерпывающим, следующие навыки жизненно важны для всех социальных работников.
1. Эмпатия
Эмпатия – это способность идентифицировать себя и понимать опыт и точку зрения другого человека. NASW определяет это как «акт восприятия, понимания, переживания и реагирования на эмоциональное состояние и идеи другого человека». №
социальные работники, чтобы лучше понимать и строить более прочные отношения с клиентами. Это жизненно важный навык, который помогает социальным работникам определять потребности клиента на основе его или ее уникального опыта, чтобы эффективно предоставлять услуги.
¹Баркер Р.Л. (2003). Словарь социальной работы. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: NASW Press.
2. Общение
Общение – как вербальное, так и невербальное – является жизненно важным навыком для социальных работников. Важна способность ясно общаться с широким кругом людей. Социальные работники обязаны защищать своих клиентов — для этого социальные работники должны понимать потребности клиента. Помимо знания языка тела и других невербальных сигналов, это означает правильное и эффективное общение с клиентами независимо от культурного происхождения, возраста, пола, уровня грамотности или инвалидности. Социальные работники также должны общаться с поставщиками медицинских услуг, коллегами и учреждениями, а также документировать и сообщать информацию в четкой форме.
3. Организация
Социальные работники имеют плотный график и широкий спектр обязанностей в дополнение к управлению и поддержке нескольких клиентов, включая документацию, отчетность, выставление счетов и совместную работу. Для этого социальные работники должны быть очень организованными и способными расставлять приоритеты в потребностях клиентов, чтобы эффективно вести дела. Дезорганизация и плохое управление временем могут привести к тому, что социальный работник упустит из виду потребности клиента, что приведет к негативным результатам.
4. Критическое мышление
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, полученную в результате непредвзятого наблюдения и общения. Социальные работники должны иметь возможность объективно оценивать каждый случай путем сбора информации путем наблюдения, интервью и исследований. Критическое и беспристрастное мышление позволяет социальным работникам принимать обоснованные решения, определять лучшие ресурсы и формулировать наилучший план помощи клиентам.
5. Активное слушание
Активное слушание необходимо социальным работникам для понимания и выявления потребностей клиента. Внимательное слушание, концентрация, задавание правильных вопросов и использование таких приемов, как перефразирование и обобщение, также помогает социальным работникам взаимодействовать с клиентами и устанавливать доверительные отношения с ними.
6.
Уход за собойСоциальная работа может быть требовательной и эмоционально напряженной, поэтому важно заниматься деятельностью, которая поможет вам поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью. Забота о себе относится к практикам, которые помогают уменьшить стресс и улучшить здоровье и благополучие. Использование этих практик помогает предотвратить выгорание и усталость от сострадания и имеет решающее значение для устойчивой карьеры. Находя время для ухода за собой, социальные работники могут лучше предоставлять своим клиентам лучшие услуги. Узнайте больше об уходе за собой с помощью нашего стартового набора по уходу за собой.
7. Культурная компетенция
Эффективная работа с клиентами из разных слоев общества требует от социальных работников уважения и чуткости к культурным убеждениям и обычаям. Социальные работники должны быть осведомлены и уважать культурное происхождение своих клиентов и должны, как заявляет NASW, «исследовать свое культурное происхождение и идентичность, ища необходимые знания, навыки и ценности, которые могут улучшить предоставление услуг людям с ограниченными возможностями». разнообразный культурный опыт, связанный с их расой, этнической принадлежностью, полом, классом, сексуальной ориентацией, религией, возрастом или инвалидностью». Обладая непредвзятым отношением и пониманием разнообразия и ценности индивидуальных различий, социальный работник может предоставить клиентам то, что им нужно.
8. Терпение
Социальные работники сталкиваются в своей работе с целым рядом обстоятельств и людей. Важно иметь терпение, чтобы работать со сложными случаями и с клиентами, которым требуется больше времени для достижения прогресса. Это позволяет социальным работникам понять ситуацию клиента и избежать поспешных решений и разочарований, которые могут привести к дорогостоящим ошибкам и плохим результатам для клиента.
9. Профессиональная приверженность
Чтобы добиться успеха в социальной работе, необходимо учиться всю жизнь. Социальные работники должны иметь профессиональную приверженность ценностям и этике социальной работы, а также постоянному развитию профессиональной компетентности.