Основы социализации школьников: социализация в школе
Что такое социализация детей в школе
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию и развитие школьников к общению между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
Чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же здания.
Правильнее считать школу частью социализации, но не обязательным пунктом.
<<Блок перелинковки>>
Факторы социализации школьников
Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.
Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?».
<<Форма демодоступа>>
Семья
Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.
В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине.
Улица
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык.
Интернет
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.
Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.
Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда.
Кружки и занятия
Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.
Источник: freepik.comСредства социализации школьников
Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?».
Бытовые навыки
В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой.
Элементы духовной культуры
Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту.
Образование
Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок. В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.
<<Форма бесплатного курса>>
Общение на ранних этапах развития
В науке известны случаи, когда дети росли в условиях крайней социальной изоляции и воспитывались животными. Учёные установили, что люди, которые жили в отрыве от общества первые 3,5-6 лет жизни, уже не смогут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Это демонстрирует, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. То, как взрослые общаются с ребёнком, напрямую влияет на процесс его социализации.
Методы поощрения и наказания
Способы воспитания играют большую роль в социализации младших школьников.
Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Оно даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали.
Что делать, если ребёнок учится дома
Мнение, что ребёнок на дому лишён социализации, в то время как в традиционной школе дети социализируются по полной, — ошибочно. Как мы выяснили, социализация личности школьника — это усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.
Иначе говоря, социализация — это вся жизнь. Чтобы без проблем интегрироваться в общество, ребёнку на семейном обучении достаточно взаимодействовать с семьёй, ходить в кружки и секции, гулять с друзьями на площадке и во дворе, посещать культурные места, путешествовать. Просто живите и приобретайте новый опыт!
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Результат поиска: найдено 1 объектов.
Кол-во строк: 5101520253050100Все
- 1. Ланин Борис Александрович
- (Контент / Сотрудники / Ланин Борис Александрович)
- … (Dis)Connections, Copenhagen – Nizhnii Novgorod, 2008, pp. 70-84. (наанглийскомязыке)32. ‘Воображаемая Россия в современной русской антиутопии’, in Beyond the Empire: Images of Russia in the Eurasian Cultural …
Уважаемый Евгений Олегович! От всего коллектива Института сердечно поздравляем Вас с Вашим юбилеем! Вашу профессиональную жизнь Вы посвятили исследованию проблем развития личности и социально-профессионального самоопределения в системе общего и дополнительного образования.
В очередном номере издания «Учительская газета» № 15 от 11 апреля 2023 года опубликована статья Михаила Викторовича Богуславского с подзаголовком «Национальная педагогика Ивана Ильина». Статья посвящена Ивану Александровичу Ильину (1883–1954) – выдающемуся философу, политологу, гражданину и патриот…
Уважаемый Игорь Юрьевич! От всего коллектива Института примите самые добрые поздравления с Вашим юбилеем! Ваша профессиональная деятельность неотделимо связана с изучением проблем социально-гуманитарного общего образования. Вы внесли ценный вклад в разработку теоретических основ гражданского воспит…
28 марта 2023 года состоялось второе заседание постоянно действующего семинара «Родные языки и культура народов России в системе современного образования», подготовленное лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования».
В рамках семинара был представл…Создание журнала инициировано и поддерживается Министерством просвещения Российской Федерации. Главный редактор журнала — Татьяна Владимировна Суханова, директор Института, кандидат педагогических наук, отметила, что название журнала «Образ действия» выбрано неслучайно и созвучно словам Сократа: «Ч…
30 марта состоялась встреча Евгения, Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, Председателя синодального отдела религиозного образования и катехизации и Татьяны Сухановой, директора Института стратегии развития образования. Подписано Соглашение о сотрудничестве. Среди первоочередных направлени…
Министр просвещения Сергей Кравцов о российских педагогах и наставниках, в том числе потомственных. Нынешний год объявлен президентом России годом педагога и наставника. Если смотреть на наше историческое наследие — педагог всегда был в центре системы образования. Становление лицеев в царской Росси…
ВСЕ НОВОСТИ ➥
Процесс социализации и его основные факторы — 1388 Слова
Содержание
- Семья
- Школа
- Сверстники
- Средства массовой информации
- Заключение
- Ссылки
- Биомедицинские и медико-биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Подача документов
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Кто я?
Может быть трудно понять, кто вы на самом деле, с точки зрения некоторых психологических терминов. Однако с точки зрения социальных ролей можно довольно легко описать человека. Карп, Йоэлс, Ванн и Борер (2016) заявляют, что людей можно рассматривать с точки зрения таких аспектов, как семья, образование, культура, этническая принадлежность, принадлежность к различным подгруппам и так далее. Например, я взрослый человек, у которого есть определенные обязанности и роли.
Можно начать с описания семейных ролей. Я дочь и сестра. В настоящее время я учусь в колледже, что делает меня частью нескольких групп. Помимо того, что я член студенческого сообщества, я являюсь частью движения, направленного на улучшение нашего общества. Я тоже спортсмен, поэтому я тоже отношусь к миру спорта. Конечно, я друг, у которого также есть различные обязанности, такие как поддержка моей подруги, помощь ей, когда ей нужна моя помощь, выход в свет и тому подобное. Я также женщина, что заставляет меня сталкиваться со многими проблемами и пользоваться многочисленными возможностями. Наконец, я принадлежу к так называемому среднему классу, а это значит, что у меня есть доступ к многочисленным ресурсам, таким как качественное медицинское обслуживание, образование, хорошее питание и жилье и так далее.
Еще один способ просмотреть человека — проанализировать его статус. В моей семье я единственный человек, который учится в высшем учебном заведении. Моя сестра еще учится в школе. Поэтому у меня статус высокообразованного человека, знающего толк в академическом мире. Хотя в этом утверждении есть некоторое преувеличение, и мы в семье смеемся над этим, я все же пользуюсь определенным статусом. Я верный друг, умный и надежный, что заставляет моих друзей уважать меня. Следовательно, мой статус дружбы довольно высок. Я отличник (по крайней мере, стараюсь хорошо учиться), поэтому у меня довольно высокий статус среди однокурсников и учителей, которые знают, что я прилежный и умный. Я также занимаю высокое положение в нашем маленьком феминистском обществе. Что касается моего социально-экономического статуса, то он высок, так как я знаю многих людей, у которых нет того, что есть у меня, а также ограниченные возможности.
В целом могу отметить, что мое социальное положение благоприятное и позволяет мне стать успешным членом американского общества. Я исполняю разные роли и имею достаточно высокие статусы. Некоторые из этих обязанностей и званий можно считать, так сказать, унаследованными, поскольку мои родители обеспечили определенную основу для моих нынешних достижений. Однако я тоже многого добился в ходе своей социализации благодаря своим характерным чертам.
Семья
Как было сказано выше, на процесс социализации людей влияет множество факторов. Я считаю, что семья, школа, сверстники и средства массовой информации оказали наибольшее влияние на мое развитие. Меня воспитывали с упором на твердые моральные принципы и семейные ценности, поэтому семья, как я ее вижу, является основной социальной ячейкой. Согласно функционалистскому подходу, все системы стремятся к гармонии и могут саморегулироваться (Craib, 2015). Я считаю, что моя семья является иллюстрацией этой парадигмы. Мы стараемся помогать друг другу и прислушиваться или, вернее, слышать друг друга. Мое нравственное развитие во многом определяется семейным опытом.
Конечно, бывают конфликты, но я бы не стал применять к этим ситуациям марксистскую точку зрения. Соперничество может быть, по крайней мере, было, когда мы с сестрой были маленькими, но мы все равно понимаем, что всегда нужно сотрудничать и находить решения. Такое семейное окружение сделало меня человеком, который пытается найти компромисс и сделать мир лучше. Я думаю, что все общество может трансформироваться и стать практически идеальным, так как моя семья – совершенная система.
Школа
В то же время я понимаю, что общество далеко не гармонизированная система. Мою школьную жизнь можно охарактеризовать как период определенной ресоциализации. У меня сложился несколько иной взгляд на окружающую среду. Школа – одна из иллюстраций, раскрывающих некоторые особенности современного мира, и это хорошо, поскольку новые поколения имеют возможность понять, какой будет их взрослая жизнь. Школу (а также взрослую жизнь, карьеру и т. д.) лучше всего можно анализировать с точки зрения марксистских рамок. Люди борются за ресурсы, которых может быть довольно мало (Ritzer & Stepnisky, 2017). Конкуренция в моей школе была довольно жесткой, и, поскольку я была отличницей, мне приходилось соревноваться со своими сверстниками. Спортивные мероприятия и различные академические конкурсы подготовили меня к ожесточенной борьбе за очень ограниченные ресурсы. При этом я также старался во многих случаях выходить на беспроигрышные ситуации, что делало меня менее успешным, чем хотелось бы.
Сверстники
Помимо школы, мои сверстники оказали значительное влияние на меня и на процесс моей социализации. У меня много друзей, и я становлюсь членом разных подгрупп. Например, любовь к спорту объединяет меня с моим лучшим другом. Музыка — это клей, который сближает меня с другим человеком. Я даже пыталась играть в девичьей группе. Давление сверстников иногда формировало мое поведение, хотя я достаточно независимый человек и не следую тенденциям.
Одним из примеров влияния сверстников на меня является то, как я разговариваю в неформальной обстановке. Я также смотрю фильмы и читаю книги, новости, блоги, чтобы быть в курсе последних тенденций и иметь возможность обсуждать различные проблемы со своими сверстниками. Эту сферу моей жизни можно охарактеризовать с позиций теории социального действия. Согласно этой парадигме, люди часто действуют в соответствии с определенными условностями или ожиданиями, навязанными группой или другими людьми (Craib, 2015). Хотя я всегда стараюсь мыслить критически и иметь собственную точку зрения, мои сверстники по-прежнему оказывают значительное влияние на меня и мои действия, заставляя их действовать в обществе.
Еще одна важная вещь, которую мои сверстники помогли мне понять, это тот факт, что мир поляризован по половому признаку. Даже в демократическом американском обществе часто бывает разделение на мальчиков и девочек. Некоторые виды деятельности неявно и явно назначаются людям в соответствии с их полом, а не способностями или предпочтениями. Некоторые феминистские теории слишком радикальны, но в целом феминизм дает правильную картину мира. Согласно этой теоретической схеме, женщины не имеют равных прав с мужчинами и даже считаются ниже мужчин (Ritzer & Stepnisky, 2017). Понятно, что особенно ярко это проявляется в таких сферах, как трудоустройство, но в школьные годы это стало совершенно очевидным.
Средства массовой информации
Наконец, средства массовой информации можно рассматривать как один из наиболее влиятельных факторов, влияющих на социализацию людей в современном мире. Социальные сети, Голливуд, средства массовой информации бомбардируют людей различными сообщениями, и люди часто перенимают распространяемые взгляды. Я также подвержен влиянию средств массовой информации. Например, недавняя серия секс-скандалов в мире кинематографа и политики заставила меня и упомянутый выше круг начать работу над кампанией против злоупотреблений и эксплуатации женской сексуальности. Согласно постмодернистским взглядам, мир вряд ли может стать лучше, поскольку люди теперь сосредоточены на настоящем, а не на будущем (Craib, 2015). Исследователи и практики пытаются найти способы расширить возможности некоторых групп. Я принимаю некоторые из этих концепций и соглашаюсь уделять больше внимания настоящему, что делает меня очень активным в наших усилиях. Поэтому мой активизм — один из примеров того, какое влияние СМИ могут оказывать на людей.
Заключение
В заключение хочу отметить, что процесс моей социализации начался много лет назад и не закончится. На меня будут влиять люди, группы, идеи и мировоззрения. Я буду развивать социальные связи и быть частью общества. Хотя постмодернисты довольно пессимистично смотрят на будущее человечества, я верю, что я, как и такие, как я, сделаю мир лучше в ближайшем будущем. Я в этом уверен, так как тоже имею определенное влияние на людей. Когда-нибудь я, возможно, даже повлияю на то, как миллионы людей думают или действуют.
Ссылки
Craib, I. (2015). Современная социальная теория (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
Карп, Д. А., Йоэлс, В. К., Ванн, Б. Х., и Борер, М. И. (2016). Социология в повседневной жизни (4-е изд.). Лонг-Гроув, Иллинойс: Waveland Press.
Ритцер Г. и Степниски Дж. (2017). Современная социологическая теория (8-е изд.). Таузенд-Оукс, Калифорния: публикации SAGE.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
Журналы по тематике
Публикуйтесь у нас
Публикуйте у нас
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |