Разное

Социолог это кто – где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Содержание

Социолог кто это: описание, особенности, чем занимается

На сегодняшний день наука социология представляет собой важный элемент, изучающий особенности жизни общества. Именно по этой причине стоит выделить такого специалиста, как социолог кто это, какие у него профессиональные требования и задачи, расскажем далее.

Особенности специальности

 

Так как социология представляет собой науку об обществе, то специалист будет заниматься изучением особенностей его устройства, стремиться найти объяснения многим процессам, которые происходят в самом обществе.


Они могут предсказывать некоторые события, которые произойдут, если не осуществлять изменения в жизни общества.


Чаще всего социолог выступает в качестве:

  1. системного аналитика, изучающего социальные процессы,
  2. дающий прогнозы развития событий.

Особенности работы социолога

В отличие от других наук, социология стремится охватить как можно больший отрезок знаний, так или иначе влияющих на развитие общества и связаныt с ним. Именно по этой причине, специалисты так же будет разделяться относительно направленности своей деятельности.

Так, выделяются специалисты, изучающие:

  1. малые группы различного типа;
  2. предпринимательство и все, что с ним связано;
  3. мода и ее влияние на развитие общества.

На самом деле это только небольшая часть направлений работы, в которых могут найти себя социологи.

У многих сложилось странное мнение, что социолог – обязательно должен выходить в народ, и проводить многочисленные и разнообразные анкетирования. И уже на основе полученных данных составлять отчет и планирование. Так вот, тот, кто проводит анкетирование – получил название интервьюер. Это самая начальная ступень в развитии специалиста. Чаще всего ими бывают студенты, обучающиеся на социологов.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

Сами дипломированные специалисты используют данные анкет как инструмент, позволяющий получить необходимые для исследования данные.

Для успешного проведения исследования, социолог должен уметь:

  • ставить цель,
  • разрабатывать определенные задачи и гипотезы,
  • выбирает определенный метод и способы сбора информации,
  • выбирает, как будет проводиться анализ полученных данных.

Все это учитывается при составлении анкеты.

При составлении анкеты очень важно учитывать следующие нюансы:

  1. все вопросы должны быть понятны той аудитории, в отношении которой проводится интервьюирование;
  2. все вопросы формулируются так, чтобы получать точные ответы;
  3. их следует размещать в определенном порядке.

После того как все анкеты будут получены, производится подробный анализ данных опроса. Для этого ответы вводятся в программы, разработанные как раз для обработки социологических опросов. Наиболее популярными программами являются Stata и SPSS. В анализе вопросов очень важно, чтобы правильно интерпретировать результаты, не допуская ошибок.

Профессиональные социологи могут работать как с крупным бизнесом, так и с политиками. Они, изучая прошлое, анализируя настоящее могут предсказывать будущее. Например, могут практически точно назвать результаты выборов.

Кто может стать социологом?

Не стоит забывать о том, что все люди разные и то, что подходит одному, может просто не подойти другому. Именно по этой причине, стоит разобраться, кто может стать специалистом, а кому стоит выбрать другое направление профессиональной деятельности.

Так, для того чтобы стать профессиональным социологом необходимо:

  • обладать пытливым нравом;
  • уметь критически рассматривать любую ситуацию;
  • всегда искать доказательства предлагаемого решения;
  • уметь удивляться происходящим событиям.

При этом социолог не является гуманитарием. Сюда входит строгий математический анализ и разработка методов для получения конечного результата. Именно в этом и будет заключаться суть работы специалиста социолог кто этомы рассмотрели в этой статье.

Возможно вам будет интересна статья: Политолог профессия? Кто такой политолог и чем он занимается?

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

oksait.ru

Чем занимается социолог, его обязанности

Оглавление

Что такое социология

Социология значительно шире и интереснее стереотипных представлений о ней, а человек, решивший посвятить себя этой науке, узнаёт много нового об окружающем его обществе. Он видит то, чего не видят другие. Он как бы читает мир между строк, приобретая так называемый «социологический взгляд на вещи», или «социологическое воображение», если прибегнуть к термину, предложенному ученым Ч. Р. Миллсом.

Так чем же всё-таки занимается эта наука? Сразу напрашивается ответ — она изучает общество: ведь именно так переводится с латинского ее корень, слово societas. Однако и экономика, и история, и многие другие науки тоже изучают общество! Действительно, у них и у социологии общий  объект  исследования.

Специфика же  предмета  социологии состоит в том, что общество рассматривается ею как сложный механизм, как самодостаточная система, живущая по своим собственным законам.

Социологи считают, что общество имеет над человеком определенную власть, которую тот не всегда и ощущает. Это власть таких понятий, как социальный институт, социальные нормы, социальная иерархия, социальный порядок… Всё это, действуя в обществе, находится как бы сверху над людьми. Социум часто называют «реальностью особого рода» (sui generis). При этом считается, что такая реальность как целое — это нечто большее, нежели просто совокупность людей.

Согласно этим представлениям и построено мышление профессионального социолога: все общественные события он рассматривает с точки зрения влияния на людей культурных норм, социальных институтов и взаимодействия различных социальных групп. Например, когда известнейший ученый Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод, что деловые способности и  предпринимательский дух развиты у людей протестантского вероисповедания сильнее, чем у католиков, он поступает как типичный социолог. Рассматривать взаимосвязь между группой людей и теми или иными их представлениями для социолога вполне привычно.

Профессионал должен дружить с цифрами. Ведь часто основным источником информации служат ответы сотен или даже тысяч респондентов — опрашиваемых людей. Этот обширный материал перекодируют в числа и сводят в единую таблицу. Профессионалу нужно уметь анализировать такие таблицы и делать из них содержательные выводы. Для этого используются различные методы анализа данных — например, факторный анализ (анализ скрытых факторов, влияющих на ту или иную тенденцию) или кластерный анализ (автоматизированная группировка наблюдений в однородные классы). Всё это количественные методы: они используют математические модели и оперируют цифрами. А на основе полученной информации строят модели, описывающие реальность. Допустим, ставится задача построить модель, описывающую финансовое поведение определенной группы людей. Результатом решения такой задачи может стать уравнение, описывающее влияние различных факторов (возраст, доход, количество детей) на размер сбережений человека.

Для познания реальности социология использует также и качественные методы.

  • Это глубинные интервью.
  • Это фокус-группы — нечто похожее на групповое интервью.
  • Это проективные методики (которые берут свое начало в психологии), наблюдение и другие методы.

И здесь специалисту необходимо тоже проводить анализ, но уже связанный не с исчислением, а с поиском. Социолог ищет в текстах интервью общие причины, следствия, схожие жизненные ситуации, характеристики, группирует объекты или явления по типам. Применительно к качественным методам можно поставить, скажем, такую задачу: выделить значимые для избирателей характеристики политических лидеров (харизма, наличие четкой программы партии, возраст, образование, наличие детей) и описать условные «типы» голосующих, которые хорошо воспримут агитационные плакаты и лозунги, подчеркивающие эти качества у кандидата.

Таким образом, социолог — это, в идеале, человек, который обладает одновременно и аналитическими способностями, и интересом к гуманитарным наукам. С одной стороны, в его рассуждениях прослеживается четкая логика, он умеет анализировать информацию и синтезировать выводы, он знает математику и, в частности, теорию вероятностей. С другой стороны, он неравнодушен к культурным, социальным и политическим проблемам, любит дискутировать. Подобное сочетание, наверное, встречается не часто. Однако если вы узнали в себя в этом «портрете», то, возможно, вам стоит задуматься над выбором социологического образования.

Образование

Если говорить о Москве, то существует несколько вузов, в которых можно обучиться этой профессии: ГУ-ВШЭ, МГУ, РГГУ, ГУУ, РУДН, ГУГН, РГСУ и др. В одних вузах делается упор на теоретическую социологию (ГУУ, РУДН, РГСУ), в других — на практическое ее применение. Так, в Высшей школе экономики — признанно сильные кафедры экономической социологии и математических методов, что часто востребовано в маркетинге, рекламе. А обучаясь в Российском государственном гуманитарном университете, можно заниматься экономической, политической социологией и пиаром. По поводу МГУ что-то определенное сказать пока сложно, поскольку в связи с недавними неприятными событиями на уровне руководства факультета учебные курсы могли претерпеть изменения.

В любом случае, список вузов не слишком большой. Поэтому заинтересовавшемуся абитуриенту стоит зайти на сайт каждого из них и полюбопытствовать, какие там читаются дисциплины, кем они читаются (докторами наук или неизвестными преподавателями), предлагают ли международные программы обучения, популярна ли научная деятельность среди студентов факультета, проводятся ли конференции. Нелишне также посмотреть на стоимость обучения и на цифры конкурса: не всегда, но часто эти показатели прямо пропорционально зависят от качества преподавания. Ну и, конечно, общение со студентами и выпускниками интересующих вас вузов довершит картину обучения взглядом «изнутри». Для этого также можно воспользоваться Интернетом и поискать в социальных сетях («ВКонтакте» или в «Живом журнале») сообщества социологов, учащихся или учившихся в конкретном вузе, которые наверняка с интересом расскажут о своем учебном заведении.

Что касается собственно обучения, то, как уже было сказано, в разных вузах оно неодинаково, и наличие конкретного набора основных дисциплин лучше проверить на соответствующем сайте. Но в наиболее общем случае будущим социологам предложат предметы, условно говоря, трех направлений. Во-первых, это математическое направление — высшая математика, теория вероятностей, математическая статистика, компьютерный анализ данных. Во-вторых, это теоретические дисциплины — общая социология, история социологии, современные социальные теории, социология культуры, экономическая социология. В-третьих, это прикладные дисциплины — методы социологических исследований, маркетинг, брендинг, социология рекламы, политология.

Студенты анализируют классические тексты, сравнивают идеи, вникают в непростые для понимания труды основателей социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) — и пишут теоретические работы, показывая свой уровень понимания мировой социологической мысли. Также они, как правило, проводят хотя бы одно собственное исследование. Оно должно включать в себя все части настоящего профессионального изыскания — постановку проблемы и выдвижение цели, задач и гипотез, обзор литературы и уже имеющихся отчетов, сбор информации и обработку данных, написание выводов и презентацию перед «заказчиками» (преподавателями, коллегами). Кстати, опыт проведения подобного рода проектов — особенно если студент стоял во главе исследовательской группы — весьма ценится работодателями.

Работа

В основном работу по специальности предлагают компании, занимающиеся маркетинговыми («ГФК-Русь», «Комкон», «Ромир Мониторинг», TNS Gallup Media, AC Nielsen), прикладными социологическими или политическими исследованиями (ФОМ, ВЦИОМ, «Левада-центр»). Также в социологах нуждаются некоторые рекламные агентства, где есть собственный исследовательский отдел.

О том, чем конкретно занимается та или иная компания, можно прочитать на ее сайте в Интернете. Клиенты у таких компаний разные — производители потребительских товаров; реже — компании, предоставляющие услуги; также политические партии и госорганы. Однако схема работы с заказчиками примерно одна и та же. Клиенты дают агентству заказ на проведение исследования, подробно описывая цель (например, выбрать наилучшее название для нового бренда шоколада). Определяются сроки, бюджет и методы исследования. Далее агентство разделяет задание на части, отдает каждую часть на выполнение в определенный отдел — а затем собирает полученные результаты и презентует их заказчику.

Для успешных студентов устроиться в подобные компании обычно не составляет труда. Причем даже на дневном отделении работу можно совмещать с учебой, начиная примерно с третьего курса, когда основные знания уже получены. Другой вопрос, устроит ли такая работа самого будущего специалиста: маркетинговые и рекламные агентства обычно предлагают не слишком высокую заработную плату (ниже, чем, скажем, консалтинговые компании или банки). Кроме того, первые год-два могут быть связаны с весьма рутинной работой, да и позднее творческие порывы социолога ограничиваются рамками той задачи, которую поставил перед ним клиент, — так что приходится заниматься узкоспециализированной деятельностью.

Однако есть случаи, когда действительно светлые головы начинали свою карьеру с подобных позиций, потом росли внутри компании, далее уходили в другое место на повышение — а в итоге основывали собственные агентства. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Есть и другой путь профессионального развития — заниматься наукой (правда, в этом случае придется еще обучаться в аспирантуре). И если преподавательская деятельность приносит тоже не очень большие деньги, то проведение исследований на выигранные гранты зарубежных или даже российских организаций (например, Министерства образования) — это то поле деятельности, где конкуренция среди ученых пока относительно невелика. Причем такие проекты позволяют человеку не только зарабатывать, но и познавать что-то новое, самому распоряжаться собственным временем, ездить бесплатно на международные научные мероприятия. Социология в своем развитии идет вперед, и возможности построения карьеры в этой сфере будут неуклонно расти.

Есть и еще один вариант — получить качественное социологическое образование в хорошем вузе, а по его окончании найти работу в отрасли, где требуются схожие навыки. Социологи работают в сферах аналитики, консалтинга, развития персонала, пиара, ведут тренинговую деятельность — у всех есть возможность заниматься любимым делом. Хочется надеяться, что сейчас вы поняли, насколько социология может входить в круг и ваших интересов.

Автор статьи: Анна Балабанова, выпускница социологического факультета ГУ-ВШЭ, менеджер по развитию бизнеса ключевых заказчиков, компания Procter & Gamble

edunews.ru

Социолог — профессия любознательных граждан

Социологи — настоящие прорицатели: основываясь на анализе статистических и анкетных данных, они в силах предсказать исход политических баталий, спрогнозировать развитие событий в обществе. Социологи могут специализироваться на различных общественных явлениях: от рекламы до демографии. Расскажем подробнее, кем работает социолог и какие подходящие специальности есть в белорусских вузах.

Возникновение социологии уходит корнями в древность. Ещё Платон и Аристотель задумывались о проблемах общества. Предпосылкой для возникновения современной науки стала Великая Французская буржуазная революция и дальнейшие события во Франции

Чем занимается социолог

Главные инструменты социолога — различные способы социологических исследований. Специалист с их помощью объясняет общественные явления и на основе наблюдений составляет программы, готовит рекомендации, разрабатывает проекты по решению проблем общества. Социолог на высоком уровне владеет методикой проведения исследований (интервью, опрос, фокус-группа, эксперимент), программами обработки данных, обладает знаниями по теории вероятности, статистике, дискретной математике. Философия, логика, история — дисциплины, в которых профессиональный социолог должен хорошо разбираться. Пригодится и знание английского языка для обмена опытом с зарубежными коллегами.

Какими качествами должен обладать социолог

Коммуникабельный, ответственный, усидчивый человек с аналитическим складом ума, в равной мере склонный к изучению точных и гуманитарных дисциплин, легко справится со служебными обязанностями социолога.

Где работают социологи

Реализовать профессиональный потенциал возможно в двух направлениях — науке и бизнесе. Преподавание, написание научных работ, публикации в журналах, выступление на конференциях различного уровня — вот что ждёт молодого учёного-социолога. Компании, которые занимаются маркетинговыми исследованиями, рекламной деятельностью; СМИ, PR-агенства, социологические службы и реабилитационные центры также нуждаются в грамотных социологах.

При БГУ действует одна из главных социологических служб Беларуси — Центр социологических и политических исследований (ЦСПИ), основанный 17 декабря 1996 года

Куда поступать на социолога

Выучиться на социолога можно в ряде белорусских вузов. Специальность «Социология» в БГУ, ГрГУ имени Янки Купалы, МГУ имени А. А. Кулешова и БГЭУ подойдёт тем, кто хочет заниматься наукой и преподаванием. На специальности «Социальные коммуникации» в БГУ и ПГУ готовят будущих специалистов по связям с общественностью и PR-менеджеров.

Чтобы поступить на «Социологию», «Социальные коммуникации», необходимо сдать ЦТ по одному из государственных языков, истории Беларуси и обществоведению.

Схожие специальности

Тем, кто хочет быть социальным педагогом, стоит обратить внимание на «Социальную педагогику» в БГПУ имени Максима Танка, МГУ имени А.А. Кулешова, ВГУ имени П. М. Машерова, ГГУ имени Франциска Скорины, БарГУ.

Также можно рассмотреть специальность «Социальная работа» разных направлений: социально-психологическое, социально-реабилитационное, социально-экономическое. Специальность ориентированна на практику, и её выпускники напрямую взаимодействуют с людьми и решают различные социологические проблемы. Если именно такая работа тебе интересна, рассмотри вариант поступления в БГУ, МГПУ имени П. М. Шамякина, БГПУ имени Максима Танка, ВГУ имени П. М. Машерова, ГГУ имени Франциска Скорины или ГГТУ имени П.О. Сухого.

Для поступления на «Социальную педагогику» и «Социальную работу» нужны сертификаты ЦТ по русскому или белорусскому языку, биологии и истории Беларуси.

Хочешь набрать достаточно баллов — обращайся к опытным преподавателям образовательного центра Адукар. Заниматься можно в Минске, Бресте и онлайн по Skype.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Профессия социолог

Хочешь знать правду? Стань социологом!

Социолог в представлении обывателя – это человек, который пристает к вам на улице с докучливыми вопросами, уговаривает ответить на них по телефону, приходит с анкетами на дом… На самом деле тематические опросы – только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога.

Запретная наука?

На Западе первый социологический журнал появился в 1898 году, а в России – только в 1974-м… В чем причина столь явного отставания? Дело в том, что ни монархии, ни советской власти социология была не нужна. Рассматривая общество как систему, она раскрывает все его недостатки. Теория здесь тесно связана с практикой, в результате, получается объективная картина, которая многих не устраивает. Социология – зеркало общества, и далеко не всякое общество, тем более его политическая элита, любит в это зеркало смотреться.

Что такое общество? Что представляет собой человек в нем? Как управлять обществом? Какие формы социального поведения человека существуют?.. Современную социологию интересуют взаимоотношения людей на самых разных уровнях, начиная от цивилизаций и государств, заканчивая коллективами отдельных предприятий, фирм, институтов.
Быстрое развитие и огромная популярность социологии в сегодняшней России вполне объяснимы: именно в условиях демократии люди желают знать как можно больше о себе самих. Рыночные отношения, выборы, взаимодействие различных общественных слоев – все это требует глубокого анализа и переосмысления.


И швец, и жнец…

Социолог – это, в первую очередь, специалист по информации, который должен ее не только собрать, но и грамотно обработать. Даже перед традиционным опросным исследованием нужно провести огромную работу по так называемому расчету выборки.
К примеру, вам нужно узнать мнение жителей Восточного округа Москвы по поводу приближающейся реформы жилищно-коммунального хозяйства. Задействовать всех жителей – нереально. Поэтому сначала делается «выборка», то есть выясняется, опрос каких групп людей представил бы объективную картину. Учитывается целый ряд критериев: возрастной, профессиональный, образовательный, демографический…

Составить такой «список», рассчитать, кого включить в этот массив – дело тонкое. Затем нужно грамотно сформулировать вопросы анкеты. Это очень важно: каков вопрос – таков ответ. Полученные сведения обрабатываются с помощью специальных методик, анализируются, после чего на основе своих выводов специалист составляет рекомендации.

Социолог – это тот самый врач, который лечит болезни общества: сначала ставит диагноз, а затем говорит, что нужно делать. И так практически в любой сфере. Например, в экономике. Сегодня деятельность многих компаний начинается с маркетинговых исследований. И здесь вся методология и методика социологические. Существует даже так называемая сбытовая социология, которая исследует покупательский спрос, выясняя отношение людей к новому продукту.

В политике социология тоже играет не последнюю роль. Как политолог может создать эффективную концепцию и воспользоваться ей, если не знает общественного мнения и механизмов воздействия на него?

Знания социологии требует и процесс управления предприятием. Руководитель любой фирмы, где задействовано большое количество рабочих, должен позаботиться о том, чтобы коллектив действовал слаженно, грамотно. И здесь, опять же, не обойтись без специалиста-социолога. Он должен понять, как связаны между собой и функционируют различные подразделения, проследить межличностные отношения людей, заниматься кадровой политикой.

Так, в одной иностранной фирме, работающей в России, несмотря на высокие зарплаты, «текучесть кадров» достигала 25 % в год. Специалист-социолог проанализировал ситуацию и выявил причины, по которым уходили сотрудники. Что не устраивало российских рабочих? Хочешь покурить – выходи на улицу, мороз 40° – иди на работу, отпуск две недели (по западному варианту), ненормированный рабочий день и т. д. Вроде бы, мелочи, однако фирма несла большие убытки. Оказалось, бездумно имплантировать западный менеджмент в тело российской экономики нельзя. Нужно учитывать менталитет народа, и разобраться в этом тоже поможет социология.

Социолог может найти себе применение в сфере культуры, туристическом бизнесе, заниматься рекламой и т. д. Однако, где бы ни работал этот специалист, он должен буквально «светиться» обаянием, отличаться коммуникабельностью, иметь аналитический склад ума, а главное – не быть равнодушным к проблемам людей, уметь слушать и понимать их. Не случайно социолога называют светским священником.

Когда экзамен на носу…

Если вы решили стать социологом, приготовьтесь к тому, что в качестве вступительных испытаний будут предложены не только гуманитарные дисциплины, но и математика. Дело в том, что математика для социолога – основной инструмент исследования, без которого он просто не сможет обработать полученную информацию.

Не случайно активное изучение этого предмета на социологических факультетах начинается уже с первого курса. Далее студенты осваивают такие дисциплины, как теория вероятности, математическая статистика, компьютерное моделирование, математические методы в социологии, технологии работы в Интернете. Экзамен по математике обязателен при поступлении на социологические факультеты практически всех государственных вузов Москвы.

Блок гуманитарных экзаменационных дисциплин обычно такой: обществознание, сочинение, иностранный язык, реже – история.

В некоторых вузах абитуриенты проходят еще и профессиональное собеседование. Неявка на него без уважительной причины грозит тем, что вас просто не зачислят в вуз. «В ходе собеседования мы смотрим, подходит нам этот человек или нет, – рассказывает Ядов В.А., декан Института (факультета) социологии Государственного университета гуманитарных наук. – Бывает: с оценками все хорошо. Когда же начинаешь спрашивать – видишь, что это лишь результат зубрежки, а соображает абитуриент туго.

Вопросы задаются, казалось бы, несложные: «Почему выбрали эту специальность? Что знаете о социологии? Как представляете свою будущую работу?» Если слышишь в ответ: «Престижно, хочу заработать» – понимаешь, что этот абитуриент, если и станет социологом, то, скорее всего, в какой-нибудь прикладной сфере.

Предпочтение отдается тем, кто смотрит на социологию немного шире, хочет заниматься исследованиями, не безразличен к проблемам общества.

И еще. Главное на собеседовании – вести себя смело, не «тушеваться». Лучше говорить, что угодно, лишь бы не молчать. Нам нужно убедиться: человек умеет думать. А то, что он чего-то не выучил, не беда – восполнит пробел в знаниях после».

Автор: Евгений Колодин
Источник: Журнал «Куда пойти учиться»


proforientator.ru

Что такое «Социология» | Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Декан факультета социологии СПбГУ
Николай Генрихович Скворцов

Доктор социологических наук, профессор кафедры сравнительной социологии

«Сегодня доверие общества к нашей науке становится все выше. Данными, которые дает социология, трудно манипулировать: это факты, полученные в результате глубокого изучения реально протекающих общественных процессов. Задача социологии проста: понимать, объяснять, предсказывать. Однако практическая польза от полученных результатов может быть огромной.»

Социолог — профессия XXI века 

Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что слово «социология» у многих ассоциируется сегодня главным образом с телевизионными передачами, страницами газет или сайтами Интернета, где сообщается о результатах проведенных социологических опросов по тем или иным проблемам. Темы опросов могут быть самыми разнообразными — от рейтинга политиков до степени удовлетворенности работой городского транспорта, — но, социолог представляется, прежде всего, человеком с анкетой в руках, который подходит к вам на улице или звонит в вашу квартиру со словами: «Здравствуйте! Мы проводим социологический опрос на тему…»          

Что же, социологические опросы, действительно, являются частью социологии. Более точно — это один из способов получения социологического знания. Однако социология как наука отнюдь не сводится только к ним.
Что же такое современная социология и чем она занимается? По определению, социология есть наука об обществе. Но сказать лишь так — недостаточно: ведь общество изучают и другие науки — история, юриспруденция, демография и др. В отличие от них, социология рассматривает общество как целостную систему функционирования социальных общностей (к ним относятся, например, семья, население города, молодежь, человечество и т.д.), изучает отношения, существующие между этими общностями, а также исследует и объясняет поведение людей в обществе. Социология изучает социальные нормы, ценности, роли, статусы, предпочтения, общественное мнение и многие другие явления, из которых складывается то, что мы называем «социальной жизнью».

Интересно ли работать социологом? Да и еще раз да! Ведь социолог имеет совершенно уникальную возможность получать информацию ,так сказать, из первых рук. В процессе проводимого исследования социолог непосредственно общается с людьми, собирает и обобщает полученные данные. На основании этих данных социолог получает новое знание. Представьте себе, что вы единственный обладатель этого нового знания, которое затем будет доведено до других людей — через статьи, книги, средства массовой информации и коммуникации.

Перспективно ли сегодня получить образование социолога?  Уверен, что в XXI  веке социология будет занимать особое место среди других социальных и гуманитарных дисциплин. Дело в том, что современное общество становится все более и более сложной системой. Наш мир глобален и взаимосвязан. Мы множество раз являлись свидетелями того, насколько события, случившиеся в одной части света,  влияют на происходящие в другой. Объяснить и понять современное общество может только наука, имеющая целостный, интегративный взгляд на него. Именно таковой и является социология. Общество не может быть безразличным к науке, которая это общество изучает и которая служит его так сказать «зеркалом». На социологию сегодня возлагается  особая миссия — с одной стороны, помочь обществу …  с другой стороны, помочь человеку более успешно адаптироваться к этому сложному и постоянно меняющемуся миру.

«Социологи — … они вообще все знают. И знают точно лучше других».
Из беседы В.В. Путина с участниками 10 Всероссийского молодежного форума «Селигер — 2014»


«Изучать и анализировать общество — это побольше, чем читать ему мораль».  Винсент Ван Гог


«Фактов не существует — есть только интерпретации». Фридрих Ницше     

Что такое «социология»

Хохлова А.М., к.с.н., доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ, научный руководитель программы магистратуры «Международная социология» (International sociology)

Термин «социология» в последние десятилетия остается на слуху: на исследования социологов ссылаются политики, журналисты и бизнесмены; социологи выступают главными экспертами в изучении общественного мнения. Так чем же в реальности занимаются социологи и какова специфика их профессии?

Самое общее определение гласит, что социология – это наука об обществе. Общество же понимается не просто как механическая сумма не взаимодействующих друг с другом людей, но как форма объединения людей, предполагающая существование у них общих интересов и ценностей. Более того, общество определяет и отражает наш жизненный опыт – особенно опыт общения с окружающими людьми. Общество проявляется в том, какие решения мы принимаем и какие выборы делаем, в наших действиях и нашем бездействии, в правилах, регулирующих наше поведение в школе и дома, на работе и на отдыхе. Мы говорим языком общества, когда обсуждаем теракты во Франции и полученную на экзамене двойку, когда спорим с друзьями или признаемся в любви. Мы, разумеется, живем в обществе, но одновременно общество живет в нас в виде представлений о том, как устроена повседневность, что такое справедливое общественное устройство, как относиться к неравенствам. Оно живет в нашем сознании в виде ожиданий о том, как будут вести себя окружающие (родители, друзья, преподаватели, прохожие на улице и соседи по отелю на отдыхе) и в виде наших собственных предполагаемых реакций на их поведение.

Одних социологов интересуют общие закономерности формирования и изменения человеческих обществ. Они считают, что в фокусе внимания социологии должен находиться социальный порядок, организующий и координирующий жизнь всех членов общества без исключения. Другие социологи, напротив, исходят из того, что каждый член общества уникален, и задаются вопросом о том, как, несмотря на глубокие личностные различия, люди все же способны понимать друг друга. В своих исследованиях они концентрируются на том, какие смыслы люди приписывают социальному миру, в котором живут: как интерпретируют действия окружающих и собственное поведение, и как, подчиняясь социальному порядку или сопротивляясь ему, они служат воспроизводству этого порядка или его изменению.

Что объединяет и тех, и других социологов, так это чувствительность к социальным изменениям. Социологи первыми реагируют на общественные потрясения и кризисы: именно они указывают на новые глобальные риски и задумываются о последствиях масштабных миграций; анализируют межэтнические конфликты и пытаются предугадать последствия политических реформ. При этом они руководствуются двумя основными принципами. Во-первых, говоря языком выдающегося американского социолога Питера Бергера, они стремятся обнаружить общее в частном. Например, они хорошо осознают, что в положении конкретного жителя Зауралья, живущего от зарплаты к зарплате и не способного позволить себе не только отпуск за границей, но и мясо к обеду, скорее всего, виноваты не только нерадивость и лень этого россиянина, но и общая структура социальных неравенств, сложившаяся в обществе. Возможно, причиной бедности этого жителя, как и тысяч других, стала бедность семьи, в которой он родился, а отсюда – ограниченный доступ к высококачественному образованию, необходимость рано выйти на рынок труда, низкая квалификация и скромные доходы. Во-вторых, как замечает Джон Масионис, социологи учатся искать необычное в банальном. Так, они верят, что научный интерес может представлять любая форма поведения людей и групп: от вооруженных межнациональных конфликтов до мирного хозяйствования пенсионера на дачном участке, от судьбоносного решения старшеклассника, куда поступать после окончания школы, до того, какие качества мы приписываем «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам». Ведь в каждой рутине, в каждой привычке, в каждой «само собой разумеющейся» реакции собеседника кроются следы социальной структуры, учащей нас, как должно поступать, думать и чувствовать.

Социология богата теоретической рефлексией, но одновременно она является принципиально эмпирической наукой. Учиться социологическому анализу исключительно по книгам, не взаимодействуя с людьми, – все равно что слыть музыкальным критиком, никогда не прослушав ни одной симфонии. При этом репертуар методов, доступных социологам, очень широк. Помимо опросов общественного мнения, которые в первую очередь ассоциируются у населения с социологическими исследованиями, ученые используют возможности глубинных интервью, предполагающих свободную доверительную беседу с представителями тех или иных категорий людей; включенного наблюдения, при котором исследователи стремятся максимально включиться в интересующую их группу, посмотреть на нее «изнутри»; визуальных методов, связанных со сбором и анализом фото- и видеоматериалов; количественного и качественного анализа текстов (от публикаций СМИ до дневниковых записей; от писем до пабликов в социальных сетях) и мн. др.

Разнообразны и возможности трудоустройства профессиональных социологов. Они могут выбрать академическую карьеру, а могут – предпочесть работу в государственных организациях и частных компаниях, правительственных структурах или НКО. В любом случае им пригодятся такие неотъемлемые от профессии социолога качества и навыки, как чувствительность к изменениям в поведении и мнениях людей, способность налаживать диалог с представителями различных социальных классов и субкультур, готовность при необходимости становиться их «рупором», донося их потребности и беды до властей и социальных служб, умение собирать и анализировать информацию с применением различных методов и техник, вовремя прогнозировать конфликты и бороться с назревшими социальными проблемами. Социолог – это отличная профессия для творческого и неравнодушного человека, с живым интересом относящегося к уникальным жизненным опытам людей, умеющего прислушиваться к мнению окружающих, готового путешествовать из одного социального мира в другой и не боящегося трудностей полевой работы.


Энтони Гидденс, Социология, «Введение в социологию»

«Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук. …

Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу понимания человеческого поведения.

Изучая социологию, мы поднимаемся над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены.»

 

Из аннотации Олимпиады школьников СПбГУ по профилю «Социология»

Социология – инструмент для эффективной деятельности и поведения в современной жизни; позволяет анализировать и понимать, как устроен окружающий социальный мир, чтобы действовать в нем максимально результативно. «Видеть окружающий мир в фокусе социологии» — значит не только фиксировать факты, но и уметь их применять для анализа социальных явлений и процессов.
Социологический взгляд на мир отличается от обычных представлений. Это, прежде всего, — способность замечать общее в частном. Социологическое мышление возникает тогда, когда мы начинаем понимать, как общие категории влияют на нашу частную жизнь, «видеть необычное в банальном». Такой подход можно назвать социологическим воображением — умением абстрагироваться от своего опыта повседневной жизни.


О социологии и современном обществе

Савин С.Д., к.с.н., доцент кафедры социологии политических и социальных процессов СПбГУ

Чтобы понять, что такое социология и чем она занимается, надо сначала сказать несколько слов о том, что такое общество.

Не углубляясь в философские вопросы сущности общества, в споры номиналистов и реалистов о том, существует ли вообще общество или есть только наши представления о нем, возьмем за основу научную точку зрения, что общество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, обладающую огромным количеством свойств и характеристик. Это система более сложная, чем биологический организм или какая-либо техническая система, и управлять ею как машиной не получится. Тем не менее, чем лучше мы знаем эти системные свойства и характеристики общества, социальные связи и взаимодействия, тем эффективнее происходит и развитие самого общества.

Каждая наука об обществе имеет свой предметный взгляд на этот сложный объект. Каждая изучает свою часть, элемент общественной жизни или специфические общественные отношения: экономические, политические, правовые, международные. И для профессионала в каждой из этих областей общество как бы преломляется через его предметный взгляд. Для экономиста весь мир – прежде всего, экономика, для политолога – политика и т.д. Зачастую это не дает возможности комплексно понять какую-либо социальную проблему, ведет к одностороннему взгляду. Грубо говоря, юристу все хочется ограничить законом, и он искренне удивляется, когда его благие правовые меры не действуют. Курить, пить, ругаться запретили, а все равно многие почему-то курят, пьют и ругаются. Значит, этого мало для решения проблемы. Надо подключать знания из области социологии права и других областей социологического знания.

Социологический взгляд на общество и его проблемы более широкий и в то же время достаточно конкретный.
Во-первых, социология отвечает на вопрос, что такое современное общество, в каком типе общества мы живем. От ответа на этот вопрос зависит понимание тех или иных социальных проблем, алгоритмы их решений.
К какому типу, например, отнести современное российское общество? Мы живем еще в индустриальном или уже в постиндустриальном обществе, или каком-то переходном? Что такое модернизация для России, о которой многие говорят, но вкладывают в это разные смыслы? Принимая общество как систему разных сфер общественной жизни, понимая его структуру, социология дает ответы и о путях, направлениях его развития.

Во-вторых, социология изучает социальную структуру: связи, взаимодействия между элементами общественной системы. Как взаимосвязаны политика и экономика, духовная и социальная сфера, как власть взаимодействует с гражданским обществом, как трудовые отношения влияют на экономическое развитие? Понимая, что каждый элемент общества обладает в нем определенной функцией, что все они взаимодействуют, влияют друг на друга, мы исключаем риск поддаться соблазну и сделать поспешные выводы о том, что все зависит только от экономики или только от политики.

Существуют разные виды социальных структур: институциональная, социально-классовая, социально-стратификационная, социально-демографическая, социально-территориальная, социально-профессиональная, этническая и др. Каждый индивид обладает в этих структурах определенной социальной ролью и социальным статусом. Социология изучает, с  одной стороны, как эти социальные структуры определяют условия жизни людей, специфику социальных проблем, а с другой стороны — как ведут себя люди для реализации своих целей, интересов, потребностей. Она анализирует социальное поведение. Какие мотивы движут людьми, какие ценности формируют нашу личность, что такое группы интересов, их столкновения, конфликты? Все это в совокупности мы называем изучением социальных процессов.
И вот такого рода закономерности социолог выявляет и в экономической сфере, и в политической и в духовной (сфере культуры). Социологическое знание подразумевает знание основ политики, права, экономики, управления, культуры. Социолог специализируется в области экономической социологии, социологии права, социологии международных отношений и др. Через призму социологического знания каждое явление жизни этих сфер рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи с другими явлениями, в многообразии факторов, влияющих на них, функций, которые выполняют социальные субъекты.

 

«СОЦИОЛОГИЯ» ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

ЖИЗНЬ НА ФАКУЛЬТЕТЕ

НАШИ ВЫПУСКНИКИ

 

ПРИМЕРЫ ТЕМ НАУЧНЫХ СЕМИНАРОВ СОВЕТА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИОЛОГИИ СПбГУ

 

 

 

 

Просмотров: 45477

soc.spbu.ru

Социология — это… Что такое Социология?

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии»[1]. По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин — известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» (по-французски — «sociologie») несколько иной смысл[2]. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки[3]. Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ»[4]. По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складываются в ходе социального взаимодействия»[5].

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным»[6].

Классификация социологии

  • Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания[7]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
  • Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.


В структуре социологии принято выделять три уровня:

  • верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
  • средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
  • нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Социология как полипарадигмальная наука

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Микро- (субъект)Макро- (объект)
1. Понимание социальной реальности
Индивидуальная (номинализм)Надиндивидуальная(холизм)
2. Значение объективных и символических аспектов жизни
Субъективизм (феноменологическое понимание)Объективизм (позитивистское понимание)
3. Значение внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы (действие)Внешние факторы (структура)
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам
Деятельностно-активистскийСтруктуралистский
5. Степень свободы индивида
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода)Детерминизм (причинная обусловленность)

Социология в рамках позитивизма

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»

— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

«Наиболее важным представляется установить иерархию наук — не то как они могут быть упорядочены, но как они должны быть упорядочены, вне зависимости от чьих-либо пристрастий… Конт делает это, используя критерий „позитивности“, или степени определённости наблюдаемых феноменов. Это также является мерой относительной сложности, поскольку точность науки обратно пропорциональна её сложности. Более того, степень этой точности или позитивности, соответственно которой предмет науки может быть описан математически, является индикатором её положения на общей шкале. Обобщая это правило, Конт выделяет пять групп феноменов в порядке уменьшения их позитивности. Эти группы он называет: астрономия, физика, химия, биология и социология.»

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898).[8]

С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:


В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

  • возможностей;
  • ресурсов;
  • результатов.

Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

  1. Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
  2. Я-концепция, Зеркальное «Я» (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон).
  3. Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

  • вводная часть (введение в проблему),
  • основная часть (вопросы по проблеме),
  • заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[9].

Социологические труды

Переводные

Отечественные

  • Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М., 1989.
  • Бутенко И. А. Как провести социологическое исследование.- М., 1990.
  • Гофман, Александр Семь лекций по истории социологии. http://soc.lib.ru/su/354.rar
  • Дугин А. Г. «Структурная социология» М., 2010.
  • Зиновьев, Александр Александрович http://zinoviev.ru/
  • Ядов, Владимир Александрович Стратегия социологического исследования. http://soc.lib.ru/su/565.rar (12 мб)
  • Большой список публикаций, многие с полными текстами на сайте Института социологии РАН
  • История социологии на социологическом ресурсе soci-all.ru, посвященном проблемам социологии и антропологии
  • Библиотека трудов, изданная Центром социального прогнозирования и маркетинга. Практически все с полными текстами.
  • Учебное пособие «Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие». Пособие снабжено сборником задач, разработанным М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги

Социологические организации

Организации в России

Научно-исследовательские институты
Исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы
Социологическое образование

Организации в других странах

Научно-исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы

Направления социологии

См. также

Связанные дисциплины
Центральные понятия

Примечания

  1. О. Конт
  2. Кутуев П. Социология: исторические истоки и современные трансформации
  3. http://ecsocman.hse.ru/data/292/684/1219/92_plekhanovx20-x20lenin.doc
  4. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 24.
  5. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — С. 304.
  6. Там же, С. 449.
  7. Глоссарий. Определение понятия «Теоретическая социология»
  8. Лестер Уорд, Очерки социологии. КД Либроком, 2009. ISBN 978-5-397-00888-4
  9. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.— Самара: Издательство «Самарский университет», 1995.— С.135

Ссылки

  • Книги по социологии, дипломы, статьи в библиотеке SOCINF
  • Социология, ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, принципы управления и социология
  • Альманах «Социологос»
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (по состоянию на 2001 год): 04 Социология
  • Джамалудинов Г. М. Социология и интеграция социально-гуманитарного образования студентов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 29-31.
  • Социологический портал. Социальные науки и социология в Беларуси, России, Украине
  • Информационно-образовательный портал по социологии
  • Большая электронная библиотека социологической литературы
  • Подборка публикаций (многие с полными текстами) по различным отраслям социологии на официальном портале Института социологии РАН
  • Книги по социологии в библиотеке Гумер
  • Национальная социологическая энциклопедия
  • Общество. Политика. Экономика
  • Социологический поисковик
  • Социология в библиотеке журнала «Скепсис»
  • Статьи по социологии из научных библиотек
  • Социология, психология, управление
  • Статистические методы в социологии
  • Экономика, социология, менеджмент.
  • Лекции по социологии
  • Лекции по социологии. ИНЖЭКОН
  • Библиотека книг и статей (с полными текстами) по социологии на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга
  • Егоров В. И. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КРИЗИС В РОССИИ, ЕГО ИСТОКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА.. — 1999.
  • Шереги Ф. Э. Категориальные модели в социологии

dic.academic.ru

это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие

Слово «социология» происходит от латинского «societas» (общество) и греческого слова «hoyos» (учение). Из этого следует, что социология — это наука, изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.

Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие «социология» в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт — человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его — 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология — это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 — начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни — 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Институционализация социологии в России

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология — это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: эмпирические исследования, специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская теория развития общества. То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал социологию марксизма от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала Герберту Спенсеру (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей — политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Теории конфликтов

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название — теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его — движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Г. Зиммель. Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник — власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово «интеракция» переводится как «взаимодействие»). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания — ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология — наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир — сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации — идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология — это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель — осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает «Вестник Института социологии» — научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление «социология».

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *