Разное

Скепсис что это: Скепсис — что это такое? Определение, значение, перевод

Что значит скепсис — Значения слов

скепсис в словаре кроссвордиста

скепсис
  • Вечное сомнение
  • Недоверительное отношение к рассказанному
  • Ироническое недоверие
  • Настрой критикана
  • Критический подход к радужным обещаниям
  • Критически-недоверчивое отношение
  • Сомнение и недоверие
  • Червь сомнения, грызущий недоверчивого
  • Сомнение во взгляде
  • Критическое недоверие ко всему
  • Не устойчивость во взляде
  • Неустойчивость во взлядах
  • Позиция единожды обманутого покупателя
  • Критическое, недоверчивое отношение
  • Ваше отношение к рассказанному, если на ушах уже появилось ощущение лапши
  • Философская недоверчивость
  • Критически-недоверчивое, исполненное сомнения отношение к чему-нибудь
  • Стремление все подвергать сомнению
  • Бесплодный взгляд в будующее
  • Критически-недоверчивое отношение к чему-нибудь, крайнее сомнение в чем-нибудь
  • Сомнение в правильности, правдивости
  • Состояние недоверия
  • Маловерие
  • Сомнение в правильности
  • Моловерие

Толковый словарь русского языка.

Д.Н. Ушаков

скепсис

скепсиса, мн. нет, м. (греч. skepsis — рассматривание) (книжн. филос.). Скептическое отношение к чему-н., скептицизм. :Мстят теперь рабочему классу в России за его «дерзкую» попытку взятия власти Корниловы и Керенские, Гоцы и Мартовы, вся эта братия героев буржуазного гешефт-махерства или буржуазного скепсиса. Ленин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

скепсис

-а,м.. (киижн.). То же, что скептицизм (во 2 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

скепсис

м. То же, что: скептицизм (2*).

Википедия

Скепсис (журнал)

«Ске́псис» — научно-просветительский журнал, основанный в 2002 году группой аспирантов Московского педагогического государственного университета при содействии профессоров МГУ Юрия Семёнова и Юрия Муравьева, вошедших в редакционный совет журнала. Главным редактором журнала «Скепсис» является кандидат философских наук, доцент факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета — Сергей Соловьёв.

Примеры употребления слова скепсис в литературе.

Рэнди восхищает, что он, невзирая на скепсис, в принципе готов рассмотреть и такую гипотезу.

А вот в глазах Жмура и Злыдня, вынужденных придерживаться за поручни, цвело непонимание и скепсис.

От Цицерона же, примыкавшего к Академии, заимствовал Минуций Феликс и академический скепсис, и, надо полагать, приписываемые Цецилию эпикурейские мысли, и даже ряд приводимых им в книжке исторических примеров.

Улисс — протест, безжалостный анализ, Поминки — балаган, комичность космичности, очищение от скепсиса и мрака, проникновение в четвертое измерение мира.

В эллинистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины.

Независимо от чьего-либо скепсиса, эти прогоны предполагают насколько капитальные проблемы в развитии Солнечной системы, что мы просто обязаны отнестись к ним со всей серьезностью.

Он отличался непостоянством, раскидчивостью, непоседливостью и крайним скепсисом в проблеме воспитания молодежи, поскольку на своих лекциях предпочитал развлекать студентов демонстрацией механических объектов собственного изобретения.

Свой скепсис Валери распространяет и на новейшие теории бессознательного и методы психоанализа.

Его гуманистический скепсис в вопросах религиозной догматики, его защита терпимости и снисходительности, его лукиановски непочтительная форма обращения со священными предметами оставляли слишком много места — даже с точки зрения протестантского богословия — для свободного исследования и были опасны для церкви как новой, так и старой.

Подобно тому как в скепсисе рационализм пожрал самого себя, учение киников стало самоотрицанием культуры.

Когда общий друг порекомендовал им Луковый погребок, оба, наделенные, как это бывает у медиков и химиков, изрядной долей скепсиса, уже были готовы презрительно хмыкнуть.

Это и сознательно основа моего научного скепсиса, когда я, натуралист, допускаю возможность явлений, ими обычно отрицаемых.

Прославляя жизненную силу ликующей победившей юности, Китс создал замечательный собирательный образ молодого поколения олимпийцев, несущего с собою новые чувства и новое восприятие мира на смену усталому и пресыщенному скепсису титанов.

Его позднее творчество резко полемично по отношению к социальной драме: тема бунта уступает место теме одиночества, исторический оптимизм — скепсису.

Хотя папаня в последнюю очередь был склонен слушать своих собеседников или тем более следить за их реакциями на свою болтовню, в тот раз мой скепсис от него не укрылся.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Социальный скепсис может погубить вакцинацию от коронавируса

Евгений Разумный / Ведомости

В ближайшее время государству предстоит серьезное испытание – придется убедить людей пройти добровольную вакцинацию от COVID-19. Кампания по продвижению вакцины постепенно набирает обороты. Однако стартовые позиции ее организаторов не блестящи, уровень скепсиса высок, и банальные рекламные решения вряд ли будут эффективны. Произвести вакцину мало – надо преодолеть высокие психологические барьеры обывателей. И в отличие от политических кампаний последнего времени – конституционных поправок или выборов – административных рычагов здесь мало.

Диспозиция

Как показывают октябрьские данные ВЦИОМа, для 37% опрошенных коронавирус по степени опасности не превышает рисков сезонного гриппа. Ядро радикальных «антипрививочников» заметно меньше, но этот слой способен активно выражать свою позицию и расширять сторонников. Кроме того, он формирует замкнутую социальную группу, непроницаемую для внешних коммуникационных воздействий.

Мотором вакцинации является страх – за себя или своих близких. О сильном страхе заразиться коронавирусом говорят 15% опрошенных, 59% опасаются этого «в той или иной мере». Вопрос в том, насколько обращаем этот страх в реальное действие и как он сочетается с другой фобией – последствиями вакцинации, которые, по мнению значительной части граждан, неизвестны.

Замеры конца августа показывают: прививаться собираются 42%, из которых только 15% настроены на это однозначно. При этом 52% предпочли бы избежать этого сами и отговорить от процедуры членов семьи. Показатели гораздо хуже, чем в Европе, – там доверия больше. Так, в Германии, по данным социологических служб, привиться готовы примерно 70% жителей в северной, протестантской части, и около 60% в южных землях. Еще выше уровень поддержки вакцинации в Великобритании – до 80% населения.

Факторы недоверия

Значительной части населения вакцины представляются плохо изученными, а последствия вакцинирования – непросчитанными. Официальные сообщения пропускаются через фильтр тотального скепсиса. Кроме того, сам вирус представляется гражданам темной материей. Слишком много версий, часто исключающих друг друга, было высказано за последнее время в отношении и природы болезни, и способов защиты от нее. А отсутствие экспертного консенсуса в базовых вопросах ставит под подозрение все дальнейшие шаги. Обывательское сознание крайне мифологизировано, вера в науку не занимает в нем устойчивых позиций. Оптимисты, как они сами признают в глубинных интервью, попадают под давление окружения, которое начинает говорить о повышенных рисках. Государству нужны лидеры мнений, которые смогут преломить скепсис. Но где их взять в нынешнем состоянии общества?

Пациент номер один

Изменить ситуацию может пример людей, которые еще сохранили ресурс убеждения. Оптимально, если личный пример подает глава государства. Демонстративная вакцинация Владимира Путина, в идеале сделанная внутри реального медицинского учреждения, стала бы принципиальным символическим действием. Общество будет ориентироваться на знаковые примеры, копировать логику и аргументы известных личностей, даже если нет возможности проверить непостановочность самого действия.

Примерно в такой же логике нужно будет проводить процесс в корпоративном сегменте – руководитель компании должен будет задать поведенческую норму для сотрудников. Должна быть создана система каскадирования положительного опыта и максимального психологического стимулирования – вплоть до искусственной сегрегации общества на тех, кто «уже сделал это», и тех, кто «представляет общественную угрозу».

Финансовый барьер

Массовое сознание воспринимает вакцинацию как инициативу государства, а не личный запрос. Значит, полагает логика обывателя, государство должно провести ее бесплатно. Это вступает в конфликт с логикой фармацевтического бизнеса, которому требуется окупить свои инвестиции. Поэтому стоимость вакцинации должна носить динамический характер: сначала цена должна быть высокой, затем, по мере окупаемости начальной стадии, необходимо ее плавное снижение, полагает председатель правления ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС Станислав Наумов. Российская фармацевтическая отрасль, говорит он, готова в ближайшие месяцы закрыть потребности в препарате, «если не ставить бизнес в нерыночную ситуацию». Наумов против ценового давления на производителей – это демотивирует дальнейшие инновационные разработки. Решение скорее в том, чтобы пересмотреть систему ОМС, включив в нее лекарственное обеспечение и развив таргетированную модель страховой медицины, которая учитывает социальный статус пациента и особенности его здоровья.

Силовые аргументы

Наверняка появятся и сторонники силовой мобилизации – построить всех в колонну и повести в медпункты. Тем более что здесь возможна богатая палитра ограничительных мер – от блокировки доступа к общественному транспорту и посещения публичных мест до создания проблем с трудоустройством. С сочувствием будут говорить об индексе социальной благонадежности, который можно присваивать гражданам. Успех этой стратегии, а не превращение ее в войну государства и общества будет сильно зависеть от того, насколько убедительными окажутся идейные аргументы и механизмы ценностной мотивации. В противном случае огромный опыт «партизанской» борьбы населения с законодательными идеями государства будет с блеском реализован в очередной раз.

Еще один грубый стимул, который хорошо срабатывает для российских граждан на генетическом уровне, – это страх дефицита. «Вакцины на всех не хватает, повезет не каждому, очередь больше не занимать» – метод управления через дефицит хорошо знаком власти. Но сегодня он вряд ли сработает – современное общество устроено уже достаточно сложно, чтобы ограничиться только игрой на грубых инстинктах.

Новости СМИ2

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь

Скептицизм | Определение, философия, примеры, история и критика

Сократ

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Пьер Шаррон Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхайм Агриппа Джордж Сантаяна Саломон Маймон
Похожие темы:
философия пирронизм Академический скептицизм атараксия

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

скептицизм , также пишется скептицизм , в западной философии отношение сомнительного знания утверждает, изложенных в различных областях. Скептики ставят под сомнение адекватность или надежность этих утверждений, задаваясь вопросом, на каких принципах они основаны или что они на самом деле устанавливают. Они поставили под сомнение, действительно ли некоторые такие утверждения, как утверждается, бесспорны или обязательно верны, и они бросили вызов предполагаемым рациональным основаниям принятых предположений. В повседневной жизни практически все скептически относятся к некоторым заявлениям о знании; но скептики-философы сомневаются в возможности какого-либо знания помимо содержания непосредственно ощущаемого опыта. Первоначальное греческое значение числа 9.0029 skeptikos был «вопрошающим», кем-то, кто был неудовлетворен и все еще искал истину.

С древних времен скептики разрабатывали аргументы, чтобы опровергнуть утверждения догматических философов, ученых и теологов. Скептические аргументы и их использование против различных форм догматизма сыграли важную роль в формировании как проблем, так и решений, предлагаемых курсом западной философии. По мере развития древней философии и науки возникали сомнения в различных основных, общепринятых представлениях о мире. В древние времена скептики оспаривали утверждения Платона и Аристотеля и их последователей, а также стоиков; и в эпоху Возрождения аналогичные вызовы были выдвинуты против требований схоластики и кальвинизма. В 17 веке скептики атаковали картезианство (систему, установленную французским философом и математиком Рене Декартом) вместе с другими теориями, пытавшимися оправдать научную революцию, начатую Коперником, Кеплером и Галилеем. Позже скептическое нападение было направлено против философа-просветителя Иммануила Канта, а затем против философского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его последователей. Каждый вызов приводил к новым попыткам разрешить скептические трудности. Скептицизм, особенно со времен Просвещения, стал означать неверие — прежде всего религиозное неверие, — и скептика часто сравнивали с деревенским атеистом.

Чувства и приложения

Скептицизм, развитый в отношении различных дисциплин, в которых люди утверждали, что обладают знаниями. Например, задавался вопрос, можно ли получить какое-либо определенное знание в метафизике (философском изучении основной природы, структуры или элементов реальности) или в науках. В древние времена главной формой скептицизма был медицинский скептицизм, который задавался вопросом, можно ли с уверенностью знать причины или способы лечения болезней. В области этики были высказаны сомнения относительно принятия различных нравов и обычаев и утверждения каких-либо объективных оснований для вынесения ценностных суждений. Скептики религии подвергают сомнению доктрины различных традиций. Некоторые философии, такие как философия Канта и его шотландского современника Дэвида Юма, казалось, показали, что никакое знание не может быть получено за пределами мира опыта и что невозможно открыть истинные причины переживаемых явлений. Любая попытка сделать это, как утверждал Кант, ведет к «антиномиям» или противоречивым утверждениям о знании. Доминирующая форма скептицизма (предмет этой статьи) касается знания в целом, ставя под вопрос, можно ли на самом деле что-то узнать с полной или адекватной уверенностью. Этот тип называется эпистемологическим скептицизмом.

Различные виды эпистемологического скептицизма можно различать по областям, в которых возникают сомнения, т. е. направлены ли сомнения на разум, на чувства или на познание «вещей в себе» (вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся людям-наблюдателям). Формы скептицизма также можно различить с точки зрения мотивации скептика — оспаривает ли он взгляды по идеологическим причинам или по прагматическим или практическим для достижения определенных психологических целей. Среди главных идеологических мотивов были религиозные или антирелигиозные соображения. Некоторые скептики оспаривают утверждения о знании, чтобы их можно было заменить религиозными утверждениями, которые должны быть приняты на основе веры. Другие оспаривают заявления о религиозных знаниях, чтобы ниспровергнуть некоторые ортодоксальные взгляды. Разновидности скептицизма также можно различать в зависимости от того, насколько они ограничены или насколько они основательны — применимы ли они только к определенным областям и к определенным видам притязаний на знание или же они являются более общими и универсальными.

Древний скептицизм

На Западе скептические философские взгляды начали появляться в Древней Греции около 5 века до н.э. Элейские философы (связанные с греческим городом Элея в Италии) отвергали существование множественности и изменения, рассматривая реальность как статичное Единое, и отрицали, что реальность может быть описана в терминах категорий обычного опыта. С другой стороны, Гераклит и его ученик Кратил думали, что мир находится в таком состоянии течения, что нельзя найти о нем постоянной, неизменной истины; и Ксенофан, странствующий поэт и философ, сомневался, что люди могут отличить истинное знание от ложного.

Более развитая форма скептицизма проявилась в некоторых воззрениях, приписываемых Сократу, и во взглядах некоторых софистов (странствующих и вообще корыстных учителей философии, риторики и других предметов). Сократ, как показано в ранних диалогах его ученика Платона, всегда подвергал сомнению притязания других на знание; в Apology он классно признает, что все, что он действительно знает, это то, что он ничего не знает. Враг Сократа, софист Протагор, утверждал, что «человек есть мера всех вещей», — тезис, который был истолкован как подразумевающий разновидность скептического релятивизма: никакие взгляды не являются в конечном счете или объективно истинными, но каждый является просто мнением одного человека. Другой софист, Горгий, выдвинул скептически-нигилистический тезис о том, что ничего не существует; а если бы что-то и существовало, то об этом нельзя было бы узнать; и, если это могло быть известно, это не могло быть сообщено.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Предполагаемым отцом греческого скептицизма, однако, был Пиррон из Элиды (ок. 360–ок. 272 ​​до н. э.), который предпринял редкое усилие, пытаясь жить своим скептицизмом. Он избегал связывать себя какими-либо взглядами на то, каков мир на самом деле, и действовал только по видимости. Таким образом он искал счастья или, по крайней мере, душевного спокойствия.

В Академии возникла первая школа скептической философии, основанная Платоном в III в. до н. э. и получившая поэтому название «академический» скептицизм. Начав со скептических учений Сократа, его лидеры, Аркесилай и Карнеад, выдвинули ряд эпистемологических аргументов, чтобы показать, что ничто не может быть познано, бросая вызов главным образом тем, что было тогда двумя передовыми школами, стоицизмом и эпикуреизмом. Они отрицали, что можно найти какие-либо критерии для различения истинного от ложного; вместо этого можно было установить только разумные или вероятные стандарты. Этот ограниченный, или вероятностный, скептицизм был точкой зрения Академии до I века до н. э., когда там учился римский философ и оратор Цицерон. Его Academica и De natura deorum являются основными источниками современных знаний об этом движении. (Сочинение св. Августина Contra Academicos , составленное примерно пятью веками позже, задумывалось как ответ на взгляды Цицерона.)

Другой важной формой античного скептицизма был пирронизм, по-видимому, разработанный скептиками-медиками в Александрии. Начиная с Энесидема (I в. до н. э.), это движение, названное в честь Пиррона, критиковало академических скептиков за то, что они утверждали, что знают слишком много, а именно, что ничего нельзя знать и что некоторые вещи более вероятны, чем другие. Пиррониане выдвинули ряд тропов, или способов противодействия различным видам притязаний на знание, чтобы добиться эпоха (приостановление судебного решения). Пирронианское отношение сохранилось в трудах одного из его последних лидеров, Секста Эмпирика (II или III век н. э.). В своих Очерках пирронизма и Adversus mathematicos Секст представил тропы, разработанные предыдущими пирронистами. 10 тропов, приписываемых Энесидему, показали трудности, с которыми сталкиваются попытки установить истинность или достоверность суждений, основанных на чувственной информации, из-за изменчивости и различий восприятия человека и животных. Другие аргументы вызвали затруднения при определении того, существуют ли какие-либо надежные критерии или стандарты — логические, рациональные или иные — для суждения о том, является ли что-либо истинным или ложным. Кажется, что для разрешения любого разногласия необходим критерий. Однако любой предполагаемый критерий должен был бы основываться либо на другом критерии, что приводило бы к бесконечному регрессу критериев, либо на самом себе, что было бы круговым. Секст предложил аргументы, чтобы оспорить любые претензии философов-догматиков знать больше, чем очевидно, и при этом он представил в той или иной форме практически все скептические аргументы, которые когда-либо появлялись в последующей философии.

Секст сказал, что его аргументы были направлены на то, чтобы привести людей в состояние атараксии (невозмутимости). Люди, которые думали, что могут познать реальность, постоянно беспокоились и разочаровывались. Однако если бы их можно было убедить отложить вынесение приговора, они бы обрели душевный покой. В этом состоянии приостановки они не будут ни подтверждать, ни отрицать возможность познания, а будут оставаться мирными, все еще ожидая, что может развиться. Пирронист не бездействовал в этом состоянии неизвестности, а жил недогматически в соответствии с внешностью, обычаями и природными наклонностями.

Скептицизм | Определение, философия, примеры, история и критика

Сократ

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Пьер Шаррон Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхайм Агриппа Джордж Сантаяна Саломон Маймон
Похожие темы:
философия пирронизм Академический скептицизм атараксия

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

скептицизм , также пишется скептицизм , в западной философии отношение сомнительного знания утверждает, изложенных в различных областях. Скептики ставят под сомнение адекватность или надежность этих утверждений, задаваясь вопросом, на каких принципах они основаны или что они на самом деле устанавливают. Они поставили под сомнение, действительно ли некоторые такие утверждения, как утверждается, бесспорны или обязательно верны, и они бросили вызов предполагаемым рациональным основаниям принятых предположений. В повседневной жизни практически все скептически относятся к некоторым заявлениям о знании; но скептики-философы сомневаются в возможности какого-либо знания помимо содержания непосредственно ощущаемого опыта. Первоначальное греческое значение числа 9.0029 skeptikos был «вопрошающим», кем-то, кто был неудовлетворен и все еще искал истину.

С древних времен скептики разрабатывали аргументы, чтобы опровергнуть утверждения догматических философов, ученых и теологов. Скептические аргументы и их использование против различных форм догматизма сыграли важную роль в формировании как проблем, так и решений, предлагаемых курсом западной философии. По мере развития древней философии и науки возникали сомнения в различных основных, общепринятых представлениях о мире. В древние времена скептики оспаривали утверждения Платона и Аристотеля и их последователей, а также стоиков; и в эпоху Возрождения аналогичные вызовы были выдвинуты против требований схоластики и кальвинизма. В 17 веке скептики атаковали картезианство (систему, установленную французским философом и математиком Рене Декартом) вместе с другими теориями, пытавшимися оправдать научную революцию, начатую Коперником, Кеплером и Галилеем. Позже скептическое нападение было направлено против философа-просветителя Иммануила Канта, а затем против философского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его последователей. Каждый вызов приводил к новым попыткам разрешить скептические трудности. Скептицизм, особенно со времен Просвещения, стал означать неверие — прежде всего религиозное неверие, — и скептика часто сравнивали с деревенским атеистом.

Чувства и приложения

Скептицизм, развитый в отношении различных дисциплин, в которых люди утверждали, что обладают знаниями. Например, задавался вопрос, можно ли получить какое-либо определенное знание в метафизике (философском изучении основной природы, структуры или элементов реальности) или в науках. В древние времена главной формой скептицизма был медицинский скептицизм, который задавался вопросом, можно ли с уверенностью знать причины или способы лечения болезней. В области этики были высказаны сомнения относительно принятия различных нравов и обычаев и утверждения каких-либо объективных оснований для вынесения ценностных суждений. Скептики религии подвергают сомнению доктрины различных традиций. Некоторые философии, такие как философия Канта и его шотландского современника Дэвида Юма, казалось, показали, что никакое знание не может быть получено за пределами мира опыта и что невозможно открыть истинные причины переживаемых явлений. Любая попытка сделать это, как утверждал Кант, ведет к «антиномиям» или противоречивым утверждениям о знании. Доминирующая форма скептицизма (предмет этой статьи) касается знания в целом, ставя под вопрос, можно ли на самом деле что-то узнать с полной или адекватной уверенностью. Этот тип называется эпистемологическим скептицизмом.

Различные виды эпистемологического скептицизма можно различать по областям, в которых возникают сомнения, т. е. направлены ли сомнения на разум, на чувства или на познание «вещей в себе» (вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся людям-наблюдателям). Формы скептицизма также можно различить с точки зрения мотивации скептика — оспаривает ли он взгляды по идеологическим причинам или по прагматическим или практическим для достижения определенных психологических целей. Среди главных идеологических мотивов были религиозные или антирелигиозные соображения. Некоторые скептики оспаривают утверждения о знании, чтобы их можно было заменить религиозными утверждениями, которые должны быть приняты на основе веры. Другие оспаривают заявления о религиозных знаниях, чтобы ниспровергнуть некоторые ортодоксальные взгляды. Разновидности скептицизма также можно различать в зависимости от того, насколько они ограничены или насколько они основательны — применимы ли они только к определенным областям и к определенным видам притязаний на знание или же они являются более общими и универсальными.

Древний скептицизм

На Западе скептические философские взгляды начали появляться в Древней Греции около 5 века до н.э. Элейские философы (связанные с греческим городом Элея в Италии) отвергали существование множественности и изменения, рассматривая реальность как статичное Единое, и отрицали, что реальность может быть описана в терминах категорий обычного опыта. С другой стороны, Гераклит и его ученик Кратил думали, что мир находится в таком состоянии течения, что нельзя найти о нем постоянной, неизменной истины; и Ксенофан, странствующий поэт и философ, сомневался, что люди могут отличить истинное знание от ложного.

Более развитая форма скептицизма проявилась в некоторых воззрениях, приписываемых Сократу, и во взглядах некоторых софистов (странствующих и вообще корыстных учителей философии, риторики и других предметов). Сократ, как показано в ранних диалогах его ученика Платона, всегда подвергал сомнению притязания других на знание; в Apology он классно признает, что все, что он действительно знает, это то, что он ничего не знает. Враг Сократа, софист Протагор, утверждал, что «человек есть мера всех вещей», — тезис, который был истолкован как подразумевающий разновидность скептического релятивизма: никакие взгляды не являются в конечном счете или объективно истинными, но каждый является просто мнением одного человека. Другой софист, Горгий, выдвинул скептически-нигилистический тезис о том, что ничего не существует; а если бы что-то и существовало, то об этом нельзя было бы узнать; и, если это могло быть известно, это не могло быть сообщено.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Предполагаемым отцом греческого скептицизма, однако, был Пиррон из Элиды (ок. 360–ок. 272 ​​до н. э.), который предпринял редкое усилие, пытаясь жить своим скептицизмом. Он избегал связывать себя какими-либо взглядами на то, каков мир на самом деле, и действовал только по видимости. Таким образом он искал счастья или, по крайней мере, душевного спокойствия.

В Академии возникла первая школа скептической философии, основанная Платоном в III в. до н. э. и получившая поэтому название «академический» скептицизм. Начав со скептических учений Сократа, его лидеры, Аркесилай и Карнеад, выдвинули ряд эпистемологических аргументов, чтобы показать, что ничто не может быть познано, бросая вызов главным образом тем, что было тогда двумя передовыми школами, стоицизмом и эпикуреизмом. Они отрицали, что можно найти какие-либо критерии для различения истинного от ложного; вместо этого можно было установить только разумные или вероятные стандарты. Этот ограниченный, или вероятностный, скептицизм был точкой зрения Академии до I века до н. э., когда там учился римский философ и оратор Цицерон. Его Academica и De natura deorum являются основными источниками современных знаний об этом движении. (Сочинение св. Августина Contra Academicos , составленное примерно пятью веками позже, задумывалось как ответ на взгляды Цицерона.)

Другой важной формой античного скептицизма был пирронизм, по-видимому, разработанный скептиками-медиками в Александрии. Начиная с Энесидема (I в. до н. э.), это движение, названное в честь Пиррона, критиковало академических скептиков за то, что они утверждали, что знают слишком много, а именно, что ничего нельзя знать и что некоторые вещи более вероятны, чем другие. Пиррониане выдвинули ряд тропов, или способов противодействия различным видам притязаний на знание, чтобы добиться эпоха (приостановление судебного решения). Пирронианское отношение сохранилось в трудах одного из его последних лидеров, Секста Эмпирика (II или III век н. э.). В своих Очерках пирронизма и Adversus mathematicos Секст представил тропы, разработанные предыдущими пирронистами. 10 тропов, приписываемых Энесидему, показали трудности, с которыми сталкиваются попытки установить истинность или достоверность суждений, основанных на чувственной информации, из-за изменчивости и различий восприятия человека и животных. Другие аргументы вызвали затруднения при определении того, существуют ли какие-либо надежные критерии или стандарты — логические, рациональные или иные — для суждения о том, является ли что-либо истинным или ложным. Кажется, что для разрешения любого разногласия необходим критерий. Однако любой предполагаемый критерий должен был бы основываться либо на другом критерии, что приводило бы к бесконечному регрессу критериев, либо на самом себе, что было бы круговым. Секст предложил аргументы, чтобы оспорить любые претензии философов-догматиков знать больше, чем очевидно, и при этом он представил в той или иной форме практически все скептические аргументы, которые когда-либо появлялись в последующей философии.

Секст сказал, что его аргументы были направлены на то, чтобы привести людей в состояние атараксии (невозмутимости). Люди, которые думали, что могут познать реальность, постоянно беспокоились и разочаровывались. Однако если бы их можно было убедить отложить вынесение приговора, они бы обрели душевный покой. В этом состоянии приостановки они не будут ни подтверждать, ни отрицать возможность познания, а будут оставаться мирными, все еще ожидая, что может развиться. Пирронист не бездействовал в этом состоянии неизвестности, а жил недогматически в соответствии с внешностью, обычаями и природными наклонностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *