Разное

Сказкотерапия для детей 4 5 лет: Сказкотерапия для детей. Выбрать сказку |

Содержание

Сказкотерапия для детей. Выбрать сказку |

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела.

  • Что такое сказкотерапия
  • Какая польза от сказок для детей
  • С какого возраста можно заниматься
  • Как заниматься
  • Выбрать терапевтическую сказку

Сказкотерапия для детей.

Духовная природа человека соткана из множества образов, символов и смыслов, корни которых уходят глубоко в предыдущие поколения. Жизненный опыт, накопленный нашими предками, не пропадает зря, а является нам сквозь мифы, сказки и притчи.

Задолго до первых рукописей и книг легенды и сказания передавались из уст в уста. Они помогали человеку разобраться в себе и окружающем мире, давали примеры образа действий и поступков, учили добру и злу, открывали смысл жизни. Знакомые с детства, дошедшие до нас сказки, имеют огромную силу. Минуя рациональный рассудок и логику, эта сила образов и аллегорий воздействует на наши чувства и эмоции, проникает в бессознательное и отражается в повседневной деятельности.

Что такое сказкотерапия.

Согласитесь, было бы большим упущением не использовать такой значительный ресурс на благо себе. Ведь сказка может воспитать ребенка, а так же помочь в решении каких либо проблем. И совершенно неудивительно, что сказка превращается в тонкий, и в то же время мощный инструмент психологической помощи.

Практическая психология знает много эффективных подходов и методик, с помощью которых психотерапевты помогают детям справиться с их проблемами, решить проблемы характера, наладить отношения, справиться с трудностями.

Один из таких методов, метод психологической работы с детьми является сказкотерапия.

И так давайте знакомится с таким интересным направлением.

 Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии! Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Работа со сказками отлично подходит и взрослым и детям.

Какая польза от сказок для детей.

Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития.

С помощью сказок ребенок сможет:

  • Узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
  • Фантазировать и развивать воображение;
  • Расширять свои знания об окружающем мире;
  • Сформировать положительные черты характера;
  • Различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
  • Находить поддержку;
  • Скорректировать свое поведение на бессознательном уровне;
  • Решить проблемы  своего характера;
  • Наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
  • Справляться с психосоматическими проявлениями.

Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя, начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.

С какого возраста можно заниматься.

Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.

Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя.

В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.

В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку.

Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.

В  4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.

Как заниматься.

В сказкотерапии для детей используются разные виды сказок.

Дидактические сказки – это когда в игровой сказочной форме ребенку преподносится учебный материал. В дошкольном возрасте такие сказки незаменимы.

Психотерапевтические сказки – это когда в сказке решается проблема ребенка. То есть подбирается сказка именно под конкретную проблему ребенка. В этой истории, сказочный сюжет схож с реальной проблемой ребенка. В сказке присутствует решение проблемы.

 Дети воспринимают сказочные истории, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок  и вместе с героем погружается в его  трудности  и радости, «примеряет» на себя  происходящие обстоятельства в сюжете. У ребенка есть возможность оценить себя со стороны. И если в обычной жизни он столкнется с примерной ситуацией, то он будет уверенней решать такой вопрос, так как он покажется ему знакомым.

Работа с психотерапевтическими сказками.

  1. Определитесь, какая проблема есть у ребенка.  А может вы, что-то хотите подкорректировать.
  2. Подберите сказку, которая будет соответствовать решению Вашего вопроса.
  3. Читая сказку ребенку, акцентируйте его внимание на том, что Вы хотите донести до ребенка.  Но растолковывать мораль не надо.
  4. Обсудите с ребенком прочитанное, пускай  он выскажет свое мнение.
  5. Одноразового прочтения сказки не достаточно. Чтобы добиться максимального результата, надо прочитать несколько сказок на аналогичными ситуациями.
  6. Постоянно использовать психокорекционные сказки не стоит. Применяйте их дозировано, по необходимости.
  7. Добавьте юмора, это всегда сближает родителей и детей.

Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить послушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии  ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.

Родитель выступает посредником между нуждающимся в психологической помощи ребенком и многовековой мудростью сказок. Таким образом, очень бережно и мягко происходит усвоение ребенком важного житейского опыта, которого порой так не хватает в реальной жизни.

Если вы придерживаетесь строгих взглядов, то по первому впечатлению слушать сказки вам может показаться чем-то несерьёзным.

Однако это совсем не так. Созданные сказками образы воспринимаются фактически на бессознательном уровне, поэтому их воздействие очень эффективно и бережно. Этот метод создает безопасные условия для решения определенной проблемы, а позитивные изменения не заставляют себя ждать. Сказкотерапия для детей применяется и при сильных стрессах, и при конфликтных ситуациях. Работа со сказкой дает быстрые положительные результаты, снимая психическое напряжение. Пространство сказки расширяет внутреннюю свободу, что способствует выходу за рамки обыденности, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить недостающие ресурсы.

 Кроме того, сказкотерапия для детей отлично совмещается с методами арт-терапии. Например, сказочная песочная терапия нравится, как детям, так и взрослым, и решает при этом широкий спектр психологических и педагогических задач. С помощью сказкотерапии вы смоделируете будущее Вашего ребенка, чтобы претворить в жизнь, написанную вами чудесную и яркую сказку! 

Выбрать терапевтическую сказку.

Не хочет засыпать

Не хочет есть

Не хочет ходить в детский сад 

Не убирает игрушки  

Стеснительность

Боится темноты

Требует покупок в магазине


Перейти

Еще больше сказок

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

Почему сказкотерапия для детей полезна?

  • мягкая коррекция поведения;
  • устранение страхов, фобий, неврозов;
  • проживание отрицательных эмоций;
  • воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;
  • ненавязчивое обучение и развитие;
  • накопление ситуационного опыта.

Сказкотерапия для детей 2-3

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

1.    Сказка про Звонкую речку радость – для часто болеющих детей. Помогает создать нужный психологический настрой для скорейшего выздоровления.

Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.

И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело.

Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.

Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.

И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.

Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.

Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко.

И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!

Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.

Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.


2.    Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик – история от детского психолога Александры Бондаренко для детей, которым предстоит начать ходить в детский сад.

Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.

Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.

И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.

Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.

Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.

Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!

Сказкотерапия для детей 3-5 лет

В этом возрасте дети начинают ощущать себя как отдельную личность. У них могут появиться капризы, истерики, ночные страхи. Со всеми этими проблемами поможет справиться лечение сказками.

1.    Сказка о солнышке – для гиперактивных и капризных детей.

В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко — папа, меньшее Солнышко — мама, небольшое Солнышко — сынок и крошечное Солнышко — дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.

Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков — они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: капризничает, говорит «не хочу», «не буду» …

А у тебя такое бывает?

Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком — это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.

Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:

— Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать … Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!

И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки — кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.

Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.

Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми — кипрянами, которые так боялись темноты.

С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.

Какой молодец Солнышко-сынок!

А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?

2.    Сказка о Тигрёнке – история от психолога Анны Кутявиной, которая поможет застенчивым детям найти друзей

В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.

А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.

— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!

На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:

— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.

Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.

— Почему ты плачешь?- спросил чей-то голос из темноты.

— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?

— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.

Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.

— А разве тебе кто-то нужен? – раздался голос младшего брата. – Мы вот сами по себе. И нам никакие друзья и даром не нужны.

— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!

А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.

– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.

— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул . – Без них – никак!

— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?

Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.

— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.

Тигренок повернулся и увидел мышку.

— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!

— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?

— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.

— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!

Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.

«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!

Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.

С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.

3.    Сказка «Почему Серёжа не боится засыпать сам» — терапевтическая сказка для преодоления ночных страхов

Маленький Сережа лежал под одеялом и весь дрожал. На улице было темно. И в комнате у Сережи тоже было темно. Мама положила его спать и сама спала в своей комнате. А Сережа никак не мог заснуть. Ему казалось, что в комнате кто-то есть. Мальчик казалось, что он слышал, как в углу что-то шуршит. И ему становилось еще страшнее и даже маму позвать он тоже боялся.
Вдруг прямо на Сережину подушку приземлилась яркая небесная звезда.

— Сережа, не дрожи, — шепотом сказала она.
— Я не могу не дрожать, мне страшно, — прошептал Сережа.
— А ты не бойся так — сказала звезда и осветила своим мерцанием всю комнату. — Смотри, ни в углу, ни под шкафом никого нет!
— А кто это шуршал?
— Никто не шуршал, это к тебе проник страх, но его очень легко прогнать.
— Как? Научи меня, — попросил яркую звезду мальчик.
— Есть одна песенка. Только становится тебе страшно, сразу же начинай ее петь! — Так сказала звезда и запела:

Живет в лесу темном страшный маленький страх,
Живет он у болота в темных кустах.
И из леса не показывается страшный маленький страх,
Пугается страх света — сидит в своих кустах.
А еще боится смеха страшный маленький страх,
Как только рассмеешься ты, исчезает страх в кустах!

Сначала Сережа слушал песенку звезды, а затем и сам спел с ней. Именно тогда страх исчез из Сережиной комнаты, и мальчик сладко заснул.

С тех пор Сережа не боится засыпать в комнате без мамы. А если вдруг к нему снова придет страх, поможет волшебная песенка!

4.    «Сказка о грустной тарелке» — история от Марии Шкуриной про проблемы с едой у дошкольников

Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».

Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.

Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:

— Кто это плачет?
— Это, я тарелочка. Я плачу.
— А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.
— Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.
— А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.
— Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.

Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.

С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.

Сказкотерапия для детей 5-6 лет

Старшие дошкольники часто испытывают неуверенность, боятся показаться смешными, сделать что-то не так. Сказки могут помочь справиться с такими состояниями. Например, классическая история про гадкого утёнка подойдёт детям с низкой самооценкой, а сказка про стойкого оловянного солдатика – неуверенным, излишне осторожным детям.

В этом возрасте наилучшие результаты можно получить как чтении сказок вслух, так и при совместном их сочинении. При внимательном наблюдении такое упражнение даёт много дополнительной информации (положение тела, мимика, интонации) об общем психологическом состоянии ребёнка.

Сказка «Карандаши» — для развития терпимости, чувства равенства, принадлежности к общей группе

Жили в небольшой коробке шестеро карандашей. Все дружили между собой и работали бок о бок. Больше всего работал Черный карандаш. Чуть меньше — карандаши других цветов: Красный, Синий, Зеленый, Желтый. Среди них был карандаш белого цвета, вот именно с ним и произошло происшествие.

Его использовали меньше, чем другие, а чаще и вовсе не вытаскивали из коробки. Белый карандаш каждый раз расстраивался. Думал:

— Я никому не нужен… Меня никто не любит, плохой у меня характер, никто не обращает на меня внимания. Мои друзья работают ежедневно, а я жду. Я ненужный карандаш, — и плакал так, что коробка стала мокрой.

Но однажды в офис, где жили карандаши, привезли черную бумагу. До сих пор писали и рисовали на белом, поэтому брали цветные карандаши. С тех пор Белый карандаш стал очень нужным — только им было удобно писать на черной бумаге. В офисе сначала начался переполох, потому что не могли найти Белый карандаш. А когда нашли, то уже пользовались только им.

Рад был карандаш белого цвета. Он старался ровно вести линию, шел быстро и мягко. Всегда был готов работать и днем, и ночью. Друзья радовались за него. Поддерживали всегда, а сейчас особенно, видели, что он счастлив, и им было приятно. Раскрывался талант и способности Белого.

Шли дни, и работал только Белый карандаш. Остальные карандаши отдохнули, и им уже стало скучно. А Белый начал очень уставать, да так, что даже вечерами ему не хватало сил поговорить с друзьями в коробке. И именно в этот момент вдруг все карандаши поняли друг друга. Белый понял, что терять надежду не надо, потому что рано или поздно выпадет возможность доказать свои способности и талант. А его друзья поняли, как было грустно Белому карандашу, когда тот сидел и ничего не делал.

С тех пор Черный, Белый, Желтый, Красный, Синий и Зеленый карандаши еще больше сдружились и поддерживали друг друга в трудные часы. Не забывали сказать приятное слово, напомнить о хороших качествах друг друга. И сами думали, как бы им поработать или отдохнуть. Каждый из них знал, что он незаменим и очень нужен своим друзьям и себе самому.

————-

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста служит верным подспорьем для тех, кто столкнулся с проблемами поведения или стрессом у ребёнка. Будучи мягким методом, она воздействует исподволь, без нотаций и нравоучений, а потому благоприятно воспринимается детьми. Кроме лечебного эффекта сказки оказывают общее развивающее действие, улучшают микроклимат и повышают психологическое здоровье всей семьи.

 

Сказки для детей, дошкольников (от 3 до 5 лет), Пособия, Короткие сказки для детей

Сказки – это не только веселье и волнение; они пробуждают воображение вашего ребенка и способствуют его творчеству. Читайте дальше, чтобы узнать больше о пользе сказок для детей.

Великолепные замки, очаровательные принцы, утонченные принцессы, маленькие эльфы, злые ведьмы — это сказочный мир для вас! Мир фантазий, который завораживает вас! Мы все выросли на сказках, и память о них сохраняется даже во взрослой жизни. Как мы можем забыть знаменитые сказки о Золушке или Спящей красавице?

Так что же такого в сказках, что мы зачарованы волшебным миром, который они изображают? И это только великолепие, очарование и волшебство, которые сказки могут предложить нашим детям? Конечно нет. У них тоже много преимуществ. Удивлен? Не будь.

Даже Альберт Эйнштейн верил в пользу сказок для детей. Он сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были более умными, читайте им больше сказок».

Удовлетворены? Когда это исходит от самого великого ученого, так и должно быть.

Итак, давайте немного заглянем в удивительный мир сказок.

Сказки для детей

Вот наш список некоторых известных сказок для детей:

Золушка

Кто не хотел бы услышать знаменитую сказку о Золушке, с которой плохо обращались злая мачеха и две сводные сестры? Однажды ночью вся семья уезжает на королевский бал, оставив Золушку закончить домашние дела. Приходит ее крестная фея, которая использует свою магию, чтобы превратить лохмотья Золушки в великолепное платье, сделать ее похожей на принцессу и отправить на бал в золотой колеснице. История о том, как принц влюбляется в эту очаровательную красавицу и отправляется на ее поиски, когда она оставляет свою стеклянную туфельку. В конце концов принц находит ее и женится на ней, и она становится принцессой. Разве это не конец настоящей сказки?

Белоснежка

«Зеркало, зеркало на стене! Кто всех прекрасней?» — спрашивает Королева, и бах отвечает: «Белоснежка, о Королева, самая прекрасная из всех». По сюжету, ревнивая королева приказывает убить свою прекрасную падчерицу Белоснежку, но та убегает в лес. Она находит убежище в доме семи маленьких гномов, которые становятся ее друзьями. Это еще одна великая английская сказка для детей, которая показывает, как добро побеждает зло, когда злую королеву прогоняют гномы, а Белоснежка объединяется со своим Прекрасным принцем, чтобы жить долго и счастливо.

Рапунцель

Возможно, вы помните сказку о красивой молодой девушке с золотыми волосами, такими длинными, что они тянутся по всей длине башни, в которой она заточена злой ведьмой. Девушка — не кто иная, как Рапунцель, которую ведьма забрала у родителей в совсем юном возрасте. Как и в любой концовке сказки, Рапунцель удается вырваться из лап злой ведьмы и объединиться со своим принцем.

Златовласка и три медведя

Когда Златовласка, любопытная девочка с золотыми волосами, входит в домик трех медведей, кажется, что вокруг никого нет. Она ест их кашу, сидит на их стульях и даже спит на их кровати. Ее поймают, когда медведи вернутся домой? Эта классическая сказка для детей идеально подходит для чтения перед сном.

Гензель и Гретель

Это захватывающая сказка о дуэте брата и сестры, которых мачеха бросила умирать в лесу, поскольку у семьи заканчиваются продукты. Попытка дуэта выжить приводит их к дому в лесу, полностью построенному из сладких сиропообразных леденцов, с садом, полным леденцов на палочке. Посмотрите, как ваш ребенок сидит с удивленными глазами, когда вы рассказываете, как Гензель и Гретель вырываются из когтей уродливой ведьмы, используя свое остроумие и мудрость.

Эльфы и сапожник

Бедный сапожник и его жена пытаются свести концы с концами, но происходит что-то волшебное, что меняет их судьбу. Каждое утро сапожник обнаруживает, что оставленная им кожа превратилась в красивую обувь. Он и его жена обнаруживают двух маленьких эльфов, которые тайно помогают им, и решают подарить им новую одежду и обувь. Это делает эльфов очень счастливыми. Обязательно расскажите своим детям этот известный фольклор о доброте и щедрости.

Румпельштильцхен

Ваш ребенок дает обещания, которые не может сдержать? Что ж, эта история научит ее хорошенько подумать, прежде чем давать какие-либо обещания. Румпельштильцхен — это сказка о дочери мельника, которая заключает сделку с маленьким волшебником. В конечном итоге это приводит ее к неприятностям. Чтобы выйти из ситуации, у нее есть только один выход — угадать имя маленького человека в течение трех дней, если он не заберет ее ребенка.

Красная Шапочка

Красная Шапочка идет к дому своей бабушки, когда сталкивается с волком. Мало ли девочка знает, что коварный волк планирует сожрать и ее бабушку, и ее. Если бы Красная Шапочка послушалась совета матери и не сбежала с дорожки! Расскажите эту сказку своему ребенку и скажите, что Красная Шапочка сделала неправильно. Ваш ребенок поймет, почему важно слушать старших и опасаться незнакомцев.

Спящая красавица в лесу

Это, безусловно, самая известная сказка о принцессах и самая любимая среди детей. Прекрасная принцесса проклята злой феей и усыплена на сто лет. Чары, наконец, разрушены прекрасным принцем, который пробуждает ее от глубокого сна.

Джек и бобовый стебель

История о Джеке и его волшебном бобовом стебле наверняка увлечет вашего ребенка в сказочное путешествие. Что происходит с Джеком, когда он взбирается по бобовому стеблю и находит в небе волшебный замок? Как ему удается запугать великана и забрать его богатство? Расскажите обо всем этом своему ребенку и посмотрите, как это оживит его воображение.

Чем сказки полезны для дошкольников:

Детям есть чему поучиться у сказок. Истории изображают персонажей, которые варьируются между добрыми и злыми, и прививают ценности, которые может усвоить ваш малыш. Вот некоторые преимущества сказок для детей:

1. Развивайте воображение : Придуманный мир сказок развивает воображение вашего малыша. Поскольку истории далеки от нашей повседневной жизни, дети попадают в совершенно новую обстановку. Их воображение разыгрывается, и они фантазируют о мире грез. Такое воспитание их воображения необходимо для развития их творческих способностей.

2. Помогите разобраться с конспектом: Дети всегда лучше усваивают простые понятия, чем сложные. Так и с конкретными понятиями, чем с абстрактными. В этом помогут сказки. Поскольку мир фантазий надуманный и не основан ни на чем конкретном, погружение в повествование помогает ребенку понять абстрактные понятия. Это понимание приводит к навыкам мышления более высокого порядка и помогает обучению.

3. Привить ценности : Злые поступки мачехи против доброты феи-крестной в истории Золушки, жестокость самовлюбленной королевы в Белоснежке против помогающей природы гномов — все это познакомит вашего ребенка с ценности. Они помогают ей понять концепцию добра и зла, и что добро всегда побеждает.

4. Научите навыкам решения проблем : Множество сражений в сказках и то, как персонажи пытаются преодолеть трудности и препятствия в своей жизни, преподают вашему ребенку один или два урока по решению проблем — важному жизненному навыку. для вашего малыша.

5. Предлагает понимание людей и вещей : Читая сказки, дети лучше понимают мысли различных персонажей. Они применяют навыки критического мышления, чтобы проанализировать, почему люди думают или ведут себя определенным образом. Это помогает им развивать социальные и эмоциональные навыки, такие как понимание людей и сопереживание.

6. Расширение словарного запаса : Случайное обучение — лучший метод обучения. И вот что делает чтение сказки. Это помогает вашему ребенку усваивать новые слова во время чтения и, таким образом, способствует увеличению его словарного запаса.

7. Познакомить с мрачными реалиями жизни : Ни один родитель не захочет подвергать своего ребенка суровым реалиям жизни или тому, что вы бы назвали «темной стороной жизни» — злобе, нездоровому соперничеству, предательству, страданию, жестокому обращению. , конфликт и так далее. Родители защищают по своей природе и гарантируют, что их дети защищены от всего негативного. Поэтому, когда они вырастут и увидят или испытают на себе суровые реалии, их ждет шок. Сказки облегчают эту задачу для детей. Таким образом, сказки знакомят ребенка со всеми измерениями жизни, готовят его к принятию таких реалий и делают лучший выбор для себя.

8. Повышение культурной грамотности : Поскольку сюжет сказок разнообразен, он знакомит детей с различными культурами. Это образование поможет им, когда они вырастут, понять различные культуры и внести необходимые коррективы в свое восприятие.

Итак, отправляйтесь с детьми в волшебное путешествие в мир королей, королев, рыцарей, драконов, фей и других сказочных персонажей… Пусть сказки заставят их мечтать. Ведь мечты — это то, на чем строится наша жизнь.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для детей – психотерапевтическое воздействие, направленное на коррекцию поведенческих реакций у детей, купирование страхов и фобий. Сказкотерапия используется как инструмент изучения первопричин поведенческих реакций и ресурсной практики в психотерапии. Этот метод психологической работы применяется с раннего возраста малышей. Возможности сказок огромны. Сказкотерапия может выступать средством в выяснении глубинных деформаций детской души и способствовать установлению причин внешних состояний, волнующих ребенка.

Сказки для детей — сказкотерапия

Сказка выступает средством передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубокого смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизаны аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих влияние народных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относятся: рассказывание историй, сказочная диагностика, изготовление кукол, сочинение сказки, инсценировка сказки, песочная терапия, рисование сказки.

Метод повествования, как и композиция сказки, сам по себе является терапевтическим. Лучше рассказывать сказочную историю, так как терапевт может зафиксировать, что происходит с ребенком в процессе рассказа.

Ребенок с терапевтом может вместе написать сказочный рассказ, при этом драматизируя его, как целиком, так и отдельные элементы. Малыш может сочинить сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также рассказ ее малышу позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые часто не заметны в поведении, но действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает его окончание, при этом отвечая пониженным голосом, торопливо, с признаком волнения на лице (бледность, покраснение, легкие тики, потливость). Часто ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опередить события и начиная рассказ с самого начала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Способ рисования сказки применяется после ее рассказа. Этот метод воплощает в себе все, что волнует ребенка и что он чувствует. К этому методу относится также работа с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от беспокойства, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок значения не имеет. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей появятся всевозможные чудовища, огонь или темные цвета. На эту же тему новый рисунок будет более спокойным, а краски ребенок нанесет более яркими. Свои чувства, эмоции малышу лучше передать карандашами, гуашью, акварелью.

Одним из следующих методов сказкотерапии является изготовление кукол. Любое изготовление кукол – это своего рода медитация, ведь в процессе шитья происходит изменение личности. Изготовление кукол, а также манипуляции с ними приведут к осознанию проблемы, поиску решения, снятию нервного напряжения.

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказок с детьми 3 лет заключаются в том, что психолог акцентирует внимание ребенка на приобретении необходимых знаний, связанных с его проблемой. Также важно общение с ребенком, а также выполнение следующих условий: передавать реальные эмоции и чувства, располагать ребенка перед собой так, чтобы он видел лицо взрослого и следил за жестами, выражением глаз, мимикой , и может обменяться мнениями. Не затягивайте с паузами. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная задача, которую предлагают ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не обязательно должна быть готовой с правильным ответом, ситуация должна быть актуальной для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и структурированы так, чтобы малыш самостоятельно прослеживает причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3 лет запоминает простые действия героев, проявляя интерес. Важно, чтобы сказки были сюжетными и простыми, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо иметь в виду, что у малышей способность отделять действительность от действительности сказочной возникает только на четвертом году жизни.

Примеры сказок для детей

Сказкотерапия буквально означает лечение сказкой. Сказку используют в своей практике психологи, врачи, педагоги, и каждый находит тот ресурс, который позволит ему выполнять свои профессиональные задачи.

Сказкотерапия может выступать методом коррекции страхов и фобий. Например, сказочный проблемный рассказ может начинаться так: «Жил-был ребенок, очень похожий на вас…». Таким образом, можно моделировать ребенку истории, повторяющие жизненные ситуации, угнетающие и пугающие его. Такие методики эффективны при первом посещении детского сада, боязни темноты, стрессах, страхах.

Сказкотерапия в возрасте 5 лет эффективна, если ребенок подключен к продолжению сказки, а также завершению предложенной сюжетной линии. Например: «продолжи сказку…». Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детское воображение.

Сказкотерапия в практике обучения использует один из методов, заключающийся в совместном придумывании, когда построение сюжета происходит по частям, каждый участник по очереди. Явлением этой техники является сочинение сказок незнакомыми детьми. На таких тренингах рассказы пишутся по очереди для каждого ребенка. Из своего сказочного сюжета каждый ребенок берет индивидуальное решение задачи.

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие будет в том, что от детей не требуется анализировать и делать выводы о происходящем, а вся работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

Примером сказочной истории превращения, а также превращения может быть сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой темой подходит для детей с заниженной самооценкой.

Для снятия напряжения, а также приобретения новых способов реагирования подходят страшные сказки с нечистью. Повторно моделируя, а также проживая тревожную ситуацию, малыши снимают стресс. Для повышения стрессоустойчивости нужно рассказывать страшилки в группе детей 6 лет. При этом соблюдая два правила: рассказывать историю устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию, а конец страшилки должен быть смешным и неожиданным.

Примерами сказок для обретения жизненной мудрости являются волшебные сказки. Для детей 6 лет они самые увлекательные. Сказкотерапия и ее работа начинается непосредственно с обсуждения и анализа. После отработки сказочных смыслов, которые связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать на практике и другие формы работы, например рисование, изготовление кукол, инсценировку, песочную терапию.

Для осознания своих внутренних переживаний, при потере надежды эффективно используйте сказочную повесть Л. Пантелеева «Две лягушки». Сказочная история направлена ​​на то, что за свое здоровье, жизнь нужно бороться до последнего, ведь у каждого есть внутренние ресурсы, помогающие справиться с трудностями, встающими на пути. Использование дидактических сказок эффективно при выполнении учебных заданий, например, малыши в форме дидактических заданий-сказок учатся переписывать математические примеры, данные дома. В этих сказках решением примера является прохождение испытания, а выполненное задание приводит героя к успеху.

Чтобы сказочная история набрала силу, а также оказала помощь, следует соблюдать определенные правила:

— она ​​должна быть идентична проблеме малыша, но не иметь прямого сходства с его историей;

— у нее должен быть замещающий опыт, чтобы малыш сделал новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

— разворачивание сюжета сказки должно идти в последовательности: «жили-были» — это начало, затем встреча со своими героями.

Психологи рекомендуют детям с 3 лет делать главных героев из игрушек, зверюшек, человечков, а с 5 лет знакомить с принцессами, феями, солдатиками, волшебниками, принцами. С 5 до 6 лет дети отдают предпочтение волшебным историям. В зависимости от решаемых задач в сказках используются как русские народные сказки, так и зарубежные. Например, часто используемые русские народные сказки: «Крошка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек»; зарубежные сказки – «Золушка», «Мадам Вьюга», «Спящая красавица».

Французский психиатр, доктор медицины и психологии Жан Годенс считает, что сказки Ш. Перро эффективны в использовании конкретных проблемных ситуаций, например, сказка «Спящая красавица» поможет детям в кризисе, а «Ослиная шкура» эффективно используется для инцеста, «Мальчик с пальчиком» эффективно применять с брошенными младенцами.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказки могут оказывать различное воздействие на личность младенца. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Ребенок воспринимает смысл каждой сказки в отдельности, это зависит от личного образа мышления.Если сказки, притчи, легенды подобраны правильно, то они позволят создать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на личные конфликты и найти решение спорных ситуаций, фобий и т. д.

По мнению многих исследователей, сказкотерапия для детей и занятий является не только направлением психотерапии, но и синтезом достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур. Исследователи рекомендуют структурировать сказки по отдельным проблемам детей.

1. Сказки для детей испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для детей с агрессией.

4. Сказки для детей с нарушением поведения и физических проявлений: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с питанием.

5. Сказки для детей, переживающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появления нового члена семьи.

6. Сказки для детей о пропаже любимых животных и значимых людей.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста использует следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Каждому малышу подбирается жанр согласно его интересам. Метафора выступает как средство психологического воздействия, являясь основой любого рассказа. Точно подобранная метафора определяет эффективность сказочно-терапевтических приемов. Жизненная проблема в сказках не завуалирована, а конкретно сформулирована.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *