Разное

Симптомы моторной алалии у детей: Алалия у детей — что это, симптомы, признаки, лечение сенсорной и моторной алалии в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

Алалия | 1ДМЦ

Комплексный медицинский осмотр ребенка в 1 год

Дополнительные исследования при комплексном медицинском осмотре ребенка в 1 год Детям в рамках диспансеризации…

Медосмотр в 1 месяц

Дополнительные анализы Для того, чтобы пройти дополнительные виды диагностики, нужно получить направление…

Психиатрия

Вакцинация

Ортопедия

Первый детский медицинский центр осуществляет диагностику и лечение заболеваний опорно-двигательного…

Эндоскопия

Обращаем Ваше внимание на то, что это общие советы по подготовке к эндоскопическому исследованию зависят…

Неврология

При обнаружение любых отклонений не стоит впадать в панику. Однако, откладывать поход к детскому неврологу…

Массаж

Лечение желтухи новорожденных

Лечение желтухи у новорожденных Желтуха новорожденных — желтоватое подкрашивание белков глаз и кожи…

Рентген

Гематология

Заикание: причины и формы

Заикание у детей — речевое нарушение, характерной чертой которого является частое повторение или растяжение…

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие…

Нарушение голоса

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации,…

Брадилалия

Брадилалия – патология речи, проявляющаяся в форме нарушения темпа и ритма речи. Человеку с таким речевым…

Дизартрия

Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение…

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного…

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения…

Ринолалия

Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных…

Лазерное лечение кожных патологий

Здоровье вашего ребёнка нужно доверить профессионалам. При возникновении первых же симптомов обратитесь…

Комплексное обследование многофакторных заболеваний

Многофакторные заболевания — это заболевания, причиной которых являются разные факторы, требующие консультации…

Детская косметология

Галотерапия

Значимый лечебный эффект достигается при курсовом применении галокамеры в сочетании с традиционными терапевтическими…

Выдача справок и заключений

В различных ситуациях для детей необходимо оформление медицинских справок. Первый детский медицинский…

Пульмонология

Обструктивный синдром у детей Нужно понимать, что без квалифицированного и правильного лечения бронхит…

Лечебная физкультура

Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Это биологический раздражитель,…

Хирургия

Выбор детского хирурга Немаловажным в детской хирургии является выбор квалифицированного врача.

Медицинская…

Лаборатория

Мы предлагаем полный спектр традиционных методик общеклинических и биохимических анализов. Лаборатория…

Дневной стационар

    На условиях дневного стационара в нашем Центре мы проводим все виды инфузионной терапии, сложные…

Программа годового наблюдения

Здоровье детей – спокойствие родителей! Действительно, когда дети растут здоровыми и крепкими, в семье…

Функциональная диагностика

Вся аппаратура в кабинете функциональной диагностики нашего Центра является цифровой (то есть, работающей…

Физиотерапия

Физиотерапия назначается курсами. Продолжительность курса лечения составляет для одних заболеваний 5-7,…

УЗИ

Офтальмология

Детский врач офтальмолог в Саратове Развитие многих глазных заболеваний можно предупредить и приостановить…

Оториноларингология

Лечение ЛОР-заболеваний ЛОР Первого детского медицинского центра занимается диагностикой и лечением…

Нефрология

Дерматология

Лечение кожных заболеваний Кожа — это самый видимый орган человеческого тела. Опытный и внимательный…

Гинекология

Важно помочь пациенткам и их родителям своевременно выявить и адекватно справиться с проблемами женской…

Анестезиология

Детский анестезиолог в Саратове Детский анестезиолог проводит беседу с родителями, а также с самим ребенком…

Эндокринология

Все это позволяет провести своевременное и адекватное лечение. Если ребенок будет соблюдать необходимые…

Кардиология

После сбора анамнеза и проведения диагностических мероприятий, детский кардиолог Центра составит индивидуальную…

Урология

При появлении тянущих болей внизу живота у ребенка не нужно заниматься самолечением, а уж тем более надеяться,…

Гастроэнтерология

Дети в меньшей степени защищены от заболеваний желудочно-кишечного тракта, чем взрослые. Несбалансированное…

Педиатрия

    Fast traslate Icon translate Если ваш ребенок часто болеет острыми респираторными…

Аллергология-иммунология

    Fast traslate Icon translate Основной задачей специалистов аллергологов-иммунологов…

ᐈ Что такое моторная алалия? ≡ Центр Стимуляции Мозга

Центр стимуляции мозга

Киев

Киев

Белая Церковь

Адреса клиник

г. Киев, пр-т Василия Порика 13-Б (На карте )

г. Киев, ул. Большая Васильковская, 66, стоматология (На карте )

г. Сколе, ул. Стрыйская, 19 (скоро открытие) (На карте)

г. Киев, ул. Композитора Мейтуса, 5 (На карте)

г. Белая Церковь, ул. Гагарина 37А (На карте)

+38 (044) 364-20-04 +38 (093) 170-16-59

Пн.-Вс. 08:30 — 20:00

+38 (067) 761-63-44 (Стоматология)

Пн. -Сб. 9:00-19:00, Вс. 9:00-18:00

УкрРус

Записаться

Записаться

  • 👉 Что такое моторная алалия?

Моторная алалия

Задержка речевого развития у детей после 3-4 лет заставляет родителей задуматься о возможном развитии моторной алалии. Специалисты «Центр Стимуляции Мозга» помогут разобраться в причинах нарушения речевого высказывания, окажут квалифицированную помощь и назначат современные методы лечения.

Записаться

Ваш ребенок не начинает разговаривать даже после 3-4 лет? Вы хотите узнать, что такое моторная алалия, поскольку есть подозрение на такой диагноз? Обращение в «Центр Стимуляции Мозга» поможет вам начать лечение моторной алалии как можно раньше, и вы не допустите развитие тяжелых последствий нарушений речевого развития.

Наши специалисты имеют большой опыт работы с такими пациентами и применяют современные методы доказательной медицины для максимальной социализации детей.

Моторная алалия — это нейропсихологический синдром, при котором существенно нарушаются процессы речевого высказывания, и ребенок или не говорит совсем, или разговаривает очень плохо. Она чаще развивается у мальчиков и выявляется примерно у 2-3 детей до 7 лет из 1 000. Моторная алалия у детей проявляется вариабельными уровнями задержки развития речи: от незначительных нарушений в грамматике и фонетике до абсолютного отсутствия речевой коммуникации. При этом интеллектуальное развитие и слух ребенка не нарушены.

Классификация моторной алалии

Форма моторной алалии определяется местом расположения поражения головного мозга:

  • Эфферентная разновидность алалии вызывается поражением премоторных зон ЦНС — центра Брока. Эти участки контролируют переключение артикуляторных актов. При их поражении развивается кинетическая апраксия и у ребенка возникают искажения слогов в словах и трудности с последовательными движениями речевого аппарата.
  • Афферентная разновидность алалии провоцируется повреждениями постцентральной зоны нижнетеменной зоны левого полушария. Эта область контролирует кинестетическую составляющую речи, и у ребенка возникают затруднения с выбором артикуляционных поз и озвучиванием слов и предложений.

Классификация экспрессивной алалии проводится в зависимости от ведущих лингвистических нарушений, и патология разделяется на четыре формы:

  • по типу артикуляционной апраксии;
  • с изменением фонематического анализа;
  • с недостаточным развитием системы фонем языка;
  • с искажением повторения.

Степени моторной алалии определяют по выраженности симптомов:

  • I — общепринятая речь отсутствует;
  • II — нарушено произношение слогов, используются наборы лепетных аграмматичных слов;
  • III — в бытовом общении возникают неточности фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера.

Этот нейропсихологический симптомокомплекс протекает в моторной форме, но при распространенном повреждении речевых центров может дополняться сенсорными расстройствами и в зависимости от преобладания тех или иных компонентов проявляться в сенсомоторной или мотосенсорной форме. Учитывая вариабельный характер синдрома, при его диагностике и лечении проявляется мультидисциплинарный подход, и к работе с пациентом привлекаются специалисты в сфере неврологии, психологии и логопедии.

Этиология моторной алалии

Причины моторной алалии — это органические очаговые повреждения отвечающих за моторику центров головного мозга экзогенного генеза. Данные структуры мозга очень уязвимы на ранних стадиях онтогенеза и различные негативные влияния провоцируют их поражение. В дальнейшем у ребенка развиваются нарушения речевых и неречевых процессов.

Вызывать повреждения моторных центров могут различные факторы, воздействие которых может наблюдаться в разные периоды:

  • пренатальные (на протяжении беременности): вирусные инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха и др.), сахарный диабет, тяжелое течение токсикоза, психоэмоциональные и физические травмы на фоне гестации, курение или злоупотребление спиртным и наркотиками, влияние ионизирующего излучения, прием некоторых препаратов, резус-конфликт, гипоксия плода и др. ;
  • интранатальные (во время родов): асфиксия новорожденного, внутричерепные травмы, обвитие пуповиной, применение акушерских щипцов, преждевременное отхождение вод, стремительные роды, медикаментозная стимуляция родовой деятельности, осложнения во время кесарева сечения;
  • ранние постнатальные (после рождения): перенесенные до 1 года ЧМТ, новообразования в зоне Брока, менингиты, энцефалиты, частые инфекции, гипотрофия, рахит.

Выраженность моторной алалии у детей во многом определяется временем негативного воздействия на речевые центры. Наиболее тяжело проявляются нарушения, вызывающиеся воздействием вредных факторов на фоне первого триместра гестации. Менее выраженно проявляются признаки повреждений, возникающие в постнатальном периоде.

Патогенез моторной алалии

Существует несколько теорий о механизме развития моторной алалии:

  • Психологическая.
    Предполагается, что недоразвитие речи вызывается проблемами с памятью, вниманием и восприятием. Из-за этого возникают нарушения при переходе от умственного формулирования высказывания к произношению.
  • Сенсомоторная (психофизиологическая).
    Недостаточное формирование моторики речи вызывается кинетической и кинестетической апраксией (нарушениями двигательных функций при голосовом общении).
  • Психолингвистическая.
    Нарушения речи провоцируются недостаточным развитием функций внутреннего планирования, подбора лексико-грамматических и фонетических приемов, речевого оформления фраз и предложений.

Симптомы моторной алалии

Родители малыша замечают, что у него практически отсутствует лепет и присутствует бедность речевых реакций по сравнению со сверстниками. Первые слова произносятся только к 3-4 годам или в более старшем возрасте. В речи ребенок часто заменяет звуки, повторяет звуки и слоги, пропускает фонемы и объединяет части разных слов.

Отличается и поведение детей с моторной алалией. Во время общения они активно используют жесты, подражание звукам и лепетные фразы.

Среди симптомов моторной алалии фиксируют следующие проявления:

  • сложности с повторением предложенных взрослым звуков, слогов, слов, фраз;
  • несогласованность слов в предложении по времени, падежу, роду, числу;
  • редкое применение наречий, прилагательных и глаголов;
  • аграмматичность и редуцированность фраз;
  • бедность словарного запаса;
  • преобладание имен существительных;
  • затруднения при выборе слов в определенных ситуациях.

Ребенок с моторной алалией хорошо понимает сказанное ему и может выполнить определенную просьбу, но его речь слабо понятна окружающим.

Моторная алалия сопровождается не только речевыми проблемами. У детей с таким диагнозом есть ряд отклонений в психоневрологическом состоянии:

  • не критичность к своим речевым дефектам;
  • неразвитость моторики пальцев рук;
  • частая смена настроения;
  • инертность в мышлении;
  • неустойчивое внимание;
  • нарушения восприятия;
  • дискоординация;
  • неуклюжесть;
  • плохая память;
  • малая активность;
  • проблемы со сном;
  • нарушения аппетита.

Признаки моторной алалии вариабельны. Они проявляются от отсутствия речи до присутствия ее незначительных затруднений. Изменения речи затрагивают разные ее части.

Осложнения моторной алалии

Отсутствие коррекции и ограниченный круг общения мешают полноценному и всестороннему развитию и приводят к появлению ряда последствий моторной алалии:

  • нежелание и боязнь общения с незнакомыми людьми;
  • вызванная дефектами речи вторичная интеллектуальная недостаточность;
  • отсутствие навыков взаимодействия с одногодками;
  • сложности при освоении навыков письма;
  • дислексия и дисграфия;
  • заикание.

Диагностика моторной алалии

Для диагностики моторной алалии применяется комплексный подход и работу с ребенком проводят педиатры, логопеды и психологи. Диагноз может ставиться в возрасте 4-5 лет.

Для выявления причин нарушений назначается консультация детского невролога и отоларинголога. Специалисты собирают данные об особенностях протекания гестации и родов, истории раннего развития малыша и перенесенных заболеваниях. Пациенту может назначаться выполнение ЭЭГ, отоакустической эмиссии (ОАЭ) и аудиограммы, УЗИ церебральных сосудов, МРТ головного мозга.

Консультация логопеда помогает оценивать степень речевого развития и выявлять присутствующие нарушения. Специалист применяет для диагностики тесты, помогающие определять величину словарного запаса, фонетико-фонематические процессы и грамматический строй. Логопед исследует артикуляционный праксис и переключения, правильность движений языка и губ.

При общении с психологом оценивается когнитивная и эмоционально-волевая составляющая. Обследование выполняется в форме игры, во время которой специалист может анализировать поведение ребенка.

Для исключения ошибочного диагноза проводится сравнительная диагностика алалии с псевдоалалическим синдромом, олигофренией, аутизмом и РАС, детской афазией, анартрией, ЗРР, мутизмом, глухонемотой и пр.

Лечение моторной алалии

При лечении моторной алалии у детей всегда проявляется комплексный подход. Оно должно начинаться незамедлительно и направляться как на компенсацию или устранение мозговых нарушений с использованием препаратов и физиопроцедур, так и на логопедическую и психологическую помощь. Детям и родителям рекомендуется консультация детского психолога для стабилизации и улучшения поведенческо-эмоциональной сферы. Для коррекции речевых нарушений проводятся систематические занятия с логопедом.

Для коррекции моторной алалии применяются комбинации из следующих методик:

  • упражнения по развитию мелкой моторики и невербального мышления;
  • нейромодуляция по методу РТМС и ТКМП;
  • глобальное чтение;
  • нейродинамическая гимнастика;
  • классическая логопедия;
  • метод Томатис;
  • Fast ForWord;
  • биоакустическая коррекция;
  • аудиотерапия inTime;
  • логопедический массаж;
  • мозжечковая стимуляция;
  • программа TLP;
  • физиотерапия;
  • массаж.

Подбор методов коррекции, аппаратных методик и упражнений для детей с моторной алалией строго индивидуальный и зависит от проявлений нарушения.

Оптимально подобранная программа коррекционной работы помогает проводить реабилитацию и максимальную социализацию детей с этим нейропсихологическим синдромом. Прогнозы моторной алалии благоприятные, и ранее обращение к специалистам существенно повышает шансы ребенка на успешную коррекцию нарушений. Лечебно-коррекционная работа должна начинаться в возрасте до 3-4 лет, быть регулярной, поэтапной и проводиться опытными специалистами.

Профилактика моторной алалии

Для профилактики моторной алалии необходимо:

  • обеспечить максимально благоприятные условия для физического и интеллектуального развития ребенка;
  • избегать вредных воздействий во время беременности;
  • предупреждать развитие заболеваний головного мозга;
  • вовремя выявлять врожденные патологии;
  • не допускать травмирования головы;
  • предупреждать родовые травмы.

Советы и рекомендации

Для своевременного выявления моторной алалии необходимо:

  • внимательно наблюдать за речью ребенка и своевременно обращаться к специалистам при несоответствии речевого развития возрастным нормам;
  • вовремя проходить профилактические обследования у невролога, отоларинголога и детского психотерапевта.

Какой врач лечит моторную алалию?

Моторная алалия корректируется комплексным подходом детского врача-невролога, детского психиатра, психолога. В «Центре Стимуляции Мозга» вам подберут план процедур и занятий, который подойдет именно вашему ребёнку. Для записи на прием можно позвонить в контакт-центр или заполнить форму для онлайн записи или заказа обратного звонка.

Специалисты

Капитанчук Елена Сергеевна

Логопед-дефектолог

Козубенко Ольга Геннадьевна

Детский невролог

Селезнева Ольга Ивановна

Детский невролог

Чернова Оксана Васильевна

Детский психиатр

Все специалисты

Сертификаты

Сертификат Анищенко Виктория Николаевна

Сертификат Каримова Мунира Хамидовна

Сертификат Козубенко Ольга Геннадьевна

Сертификат Полтавская Виктория Владимировна

Сертификат Селезнева Ольга Ивановна

Сертификат Тополевская Ирина Николаевна

Сертификат Чернова Оксана Васильевна

показать еще

Отзывы

оставить отзыв

Лилия 12. 11.2021

5.0

5.0

Моторная алалия

Я обратилась в клинику ЦСМ, когда заметила, что мой сын в 4 года почти не говорит. Знакомые и родственники успокаивали, что в этом нет ничего страшного, и еще заговорит, не стоит паниковать. Но я не стала ждать и по отзывам приятельницы обратилась к неврологу в ЦСМ. Врач меня похвалил за то, что я не стала пускать ситуацию на самотек и пришла на прием. Моему сыну поставили предварительный диагноз — моторная алалия. Я была шокирована, но врач успокоил меня, объяснил, что такая проблема поддается коррекции. Сыну назначили логопедический массаж, работу с логопедом, нейродинамическую гимнастику и другие процедуры. Могу сказать, что работа со специалистами дала свои результаты! Вскоре я услышала от сына первые слова! Очень благодарна всему персоналу клиники за то, что смогли нам помочь и вселили надежду на лучшее!

Дмитрий Осипов 23.09.2021

5.0

5.0

Моторная алалия

Хочу выразить огромную благодарность неврологу клиники Ольге Геннадьевне Козубенко и логопеду Ирине Николаевне Тополевской! Благодаря их профессиональной помощи наша дочь наконец заговорила! Врач в государственной клинике ставил диагноз моторная алалия и пугал негативными последствиями. Поэтому мы обратились в частную клинику ЦСМ, которую нам посоветовали друзья. Могу сказать, что мы ни разу не пожалели о своем выборе клиники! Такого серьезного и комплексного подхода мы не встречали нигде! Кроме медикаментозного лечения, дочка проходила различные процедуры, помогающие развивать мозговые процессы, занималась с логопедом. Общий результат превзошел наши ожидания! Мы с женой безмерно благодарны клинике и ее специалистам!

Єлизавета 13.09.2021

5.0

5.0

Моторна алалія

Моя дитина народилася передчасно з гіпоксією та подвійним обвиттям пуповиною. Деякий час прийшлось побути в лікарні під апаратом. Все це мало свої негативні наслідки, які вилились у моторну алалію та інші неврологічні проблеми. В клініці ЦСМ нам дуже допомогли! Розговорили мого синочка, який до 3 років не говорив навіть слово мама. Так, роботи в нас ще багато, але я бачу позитивні зміни та вірю в краще! Я впевнена, що ми попали в надійні руки і в клініці нам зможуть допомогти ще з іншими захворюваннями. Від всього серця рекомендую ЦСМ батькам дітей, які мають проблеми мовлення!

Вероніка 04.06.2021

5.0

5.0

Моторна алалія

Ми з моєю п’ятирічною дочкою звертались до клініки ЦСМ з приводу моторної алалії. З відгуків знала, що там працюють дуже досвідчені спеціалісти, завдяки яким дітки починають розмовляти. Я дуже щаслива, що не помилилась! Наш невролог Ольга Геннадіївна — це просто промінь сонця! Дуже приємна жінка та гарний лікар! Швидко знайшла підхід до дитини, провела тести та розповіла, що нам тепер робити. Після проходження спеціалізованих процедур та роботи з логопедом Мунірою Хамідівною дочка почала вимовляти перші слова. Дякую спеціалістам клініки за те, що не відмахнулися та дуже уважно поставились до моєї донечки та її проблеми! Це схоже на справжнє диво, але дочка вже потроху говорить!

Диана Барташова 01.04.2021

5.0

5.0

Моторная алалия

Я долго водила сына к неврологу и логопеду в государственной поликлинике, но результат был очень слабый. Ребенка просто пичкали ноотропами, проводили занятия с логопедом, но он так и не шел на контакт и не говорил. Начала искать специализированную клинику для деток с алалией и нашла клинику ЦСМ. Я очень жалею, что потеряла впустую так много времени и не обратилась в эту клинику раньше. Возможно, у сына уже был бы прогресс! Помимо моторной алалии ребенку диагностировали и другие отклонения. Теперь мы посещаем занятия Томатис, работаем с логопедом-дефектологом, посещаем психолога, ходим на массажи и другие процедуры, о которых я раньше даже не слышала. Дело сдвинулось с мертвой точки! Я плакала, когда услышала первое слово от сына! Пускай оно появилось только в 5 лет, но оно есть! Занятия мы продолжаем, эффект я вижу и чувствую уверенность в будущем. Огромное спасибо всем работникам клиники, которые делают такое большое дело для деток с проблемами!

Показать еще 2 (всего 5 отзывов)

Оставить отзыв:

БлагодарностьНейтральныйОтрицательный

Ваша оценка:

БлагодарностьНейтральныйОтрицательный

Запишитесь на прием

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте

Алалия: симптомы, причины и лечение — психология

Видео: Сенсорная обработка и содержание ASD

  • Алалия: что это такое?
  • Симптомы
  • Причины
  • Виды алалии
  • 1. Моторная алалия
  • 2. Сенсорная алалия
  • Лечение

0 Это языковое расстройство, которое влияет на речь. В частности, алаила подразумевает частичную или полную неспособность общаться посредством устного выражения.

Люди, страдающие им, как правило, хорошо умеют выражать свои мысли в письменной форме, поскольку обычно это их единственный источник общения.

  • Статья по теме: «14 типов языковых расстройств»

Алалия: что это такое?

Этимологически слово «Алайла» происходит от греческого и означает «немота», но важно иметь в виду, что тот факт, что страдает от алалии, не подразумевает других изменений на интеллектуальном уровне или других чувств, таких как слух . Вот почему люди, которые страдают от этого, как правило, имеют хорошие навыки письменного общения.

Здесь мы увидим, из чего состоит алалия, характеристики этого изменения, причины, которые могут его вызвать, и, наконец, методы лечения алалии.

Симптомы

Существуют различные параметры, которые могут свидетельствовать о том, что человек страдает или может страдать алалией.

Людей с алалией называют аллелами, и обычно это очень маленькие дети. Первым признаком того, что человек страдает алалией, является то, что этот ребенок не следует тенденции в плане развития для своей возрастной группы .

В возрасте около 12 месяцев дети обычно начинают произносить первые слова. Если вскоре после достижения 12-месячного возраста ребенок не разговаривает, но тем не менее не машет рукой на прощание и не указывает на предметы или людей, в принципе причин для беспокойства нет.

В возрасте от 15 до 18 месяцев существует критическая точка задержки речи, если они не могут произнести слово «мама» или слово «папа», если они не взаимодействуют, когда их приветствуют или отпускают с помощью «привет». Или «до свидания», или если они используют во время речи многочисленные жесты. Фактором нормальности языкового развития, который необходимо учитывать, будет имеют словарный запас от 2 до 5 слов к 12 месяцам и около 15 слов к 18 месяцам .

С другой стороны, другим признаком задержки речи является неспособность спонтанно произносить слова и фразы в возрасте от 2 до 4 лет, а также неспособность выполнять простые инструкции и команды, а также когда они могут делать это правильно . связи между словами. Наконец, еще одним признаком задержки речи будет неспособность составить простые предложения из 2 или 3 слов в пределах этого возраста.

Важно иметь в виду, что существуют характеристики, которые преобладают и при других патологиях, и поэтому важно не ошибиться в диагнозе. Аллельные индивидуумы представляют картину, сходную с картиной умственной отсталости. Тем не менее, аллельные пациенты хорошо общаются, легко ориентируются, понимают мимику и жесты . Необходимо учитывать, что любая языковая патология может присутствовать как у людей с нормальным интеллектом, так и у людей с особыми образовательными потребностями.

Причины

Задержка, нарушение или даже потеря языка могут быть вызваны физическим разрывом в области рта, когда он еще формируется, или сразу после рождения. Следовательно, ребенок может медленно формировать рот и язык для образования слов .

Однако существует несколько причин, в том числе нефизических, которые могут вызывать алалию:

  • Травмы во внутриутробном периоде (до рождения)
  • Перинатальная травма (непосредственно перед или после рождения)
  • Отравления
  • Патологическое удлинение рабочего времени.
  • Трудные роды с механической помощью
  • Потеря слуха
  • Вирусные и инфекционные заболевания
  • Черепно-мозговая травма в послеродовом периоде (после рождения).

Каждая из этих причин вместе или по отдельности может привести к появлению поражения центральных областей языка , что приведет к появлению алалии.

  • Вас может заинтересовать: «Области мозга, отвечающие за речь: их расположение и функции»

Типы алалии

Существует два типа алалии. В зависимости от происхождения она подразделяется на:

1.

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется поражением лобно-теменной области , что приводит к нарушению ее функций. Это приводит к проблемам координации и баланса.

Это приводит к трудностям в понимании слов. Так, наконец, аллельные люди заменяют слова сходством звуков, так как им трудно повторять сложные слова. Если не лечить, это может привести к заиканию .

В более легких случаях моторной алалии обычно используется общение с помощью коротких предложений. При наиболее тяжелых формах обычно имеется только звукоподражание в устном общении, сопровождающееся мимикой и жестами.

  • Вас может заинтересовать: «Заикание (дисфемия): симптомы, виды, причины и лечение»

2. Сенсорная алалия

Сенсорная алалия несколько сложнее и серьезнее. Пациенты, которые страдают от него они плохо воспринимают или понимают речь, поэтому в конечном итоге это вызывает неспособность говорить .

В этих случаях поражается определенный участок коры головного мозга, и в этот момент больные не разговаривают, потому что слова им непонятны.

Таким образом, люди с сенсорной алалией не могут ассоциировать слова с объектами и обычно общаются только с помощью мимики и жестов. Во многих случаях этим пациентам ошибочно ставят диагноз глухоты. Поэтому очень важно иметь однозначный диагноз.

Лечение

Лечение и необходимые методы лечения зависят от степени алалии, причины и тяжести. Во-первых, логопедия является наиболее эффективной и распространенной формой вмешательства .

С другой стороны, существуют более специфические методы лечения, предназначенные для детей, страдающих алалией из-за физических пороков развития. Одна из этих терапий называется миофункциональной терапией (ТМП), которая направлена ​​на исправление дисбаланса лицевых мышц. Обычно такую ​​помощь оказывают логопеды.

Другими подходящими процедурами могут быть чтение детям на регулярной основе, задавание вопросов простым и ясным языком, а также предложение использования пищи определенной текстуры для тренировки и укрепления челюстных мышц при одновременном развитии новых движений челюсти. . челюсти во время жевания.

Еще одно подходящее руководство – читать пациентам, страдающим алалией , а также задавать вопросы простым и ясным языком. Кроме того, важно предложить использование и введение различных пищевых текстур для тренировки и укрепления мышц челюсти, одновременно развивая новые движения челюсти во время жевания. Наконец, еще один менее распространенный метод — использование музыки в качестве логопедической помощи для развития речи и языка.

Наконец, следует отметить, что терапия должна учитывать ядро ​​и семейный контекст , поэтому должны быть общение и совместная работа с ближайшим окружением пациента, что положительно способствует росту устной речи и словарного запаса. В любом случае своевременное вмешательство логопеда повысит успешность и оздоровление больного.

Причины, симптомы, диагностика и лечение

Алалия — грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, обусловленное органическим поражением корковых речевых центров головного мозга, возникшим внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. Отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизм, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенку необходимо неврологическое и логопедическое обследование. Психолого-медицинское и педагогическое воздействие включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

ICD 10

Общая информация

Причины Alalia

Патогенез

Классификация

Симптомы Motor Alali статус

Диагностика

Коррекция алалии

Общее лечение

Коррекция моторной алалии

Коррекция сенсорной алалии

Прогноз и профилактика

МКБ 10

A80.1 A80.2

Общие сведения

Алалия — глубокая несформированная речевая функция, обусловленная органическим поражением речевых областей коры головного мозга. Недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой наблюдается выпадение ранее существовавшей речи, заболевание характеризуется исходным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Так, об алалии говорят в том случае, если органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3 лет) периоде развития ребенка.

Заболевание диагностируют примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; в то же время данное нарушение речи в 2 раза чаще встречается у мальчиков. Алалия — клинический диагноз, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОСО (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, возникшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования связной речи у ребенка. Факторы, приводящие к алалии, разнообразны и могут воздействовать на разные периоды раннего онтогенеза:

  1. Антенатальный период . Гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травмой плода, хронические соматические заболевания будущей матери (артериальная гипотензия или гипертония, сердечная или легочная недостаточность) могут привести к поражение речевых зон.
  2. Интранатальный период . Осложнения родов и перинатальная патология являются закономерным следствием отягощенного течения беременности. Алалия может быть следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применения инструментальных родовспоможений.
  3. Послеродовой период . Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность. Частые и длительные заболевания детей первых лет жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и др. ), операции под наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, отсутствие речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют течение болезни. следствие ведущих причин.

Как правило, в анамнезе детей отмечается причастность не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – МНБ.

Патогенез

Органическое поражение головного мозга вызывает замедление созревания нервных клеток, остающихся на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональным истощением клеток головного мозга. Поражения коры головного мозга носят не выраженный, а множественный и двусторонний характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Класс

За годы изучения проблемы предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии используется классификация, согласно которой выделяют:

  • Выразительные (моторные) . В основе его возникновения лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, но остается сохранным понимание чужой речи. В зависимости от зоны повреждения различают афферентно-моторную и эфферентно-моторную алалию. При афферентной моторной алалии отмечается поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляционной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центр Брока, задняя треть нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляционной апраксии.
  • Впечатляющий (сенсорный) . Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центр Вернике, задняя треть верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает чужую речь.
  • Смешанная  (сенсомоторная или моторно-сенсорная алалия с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

Симптомы моторной алалии

Неврологический статус

При моторной алалии характерны невербальные (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика по моторному типу прежде всего представлена ​​двигательными нарушениями: неуклюжестью, недостаточной координацией движений, слабым развитием моторики пальцев. У детей возникают трудности с овладением навыками самообслуживания (застегивания пуговиц, шнуровки и др.), выполнения мелкомоторных операций (складывание мозаики, пазлов и др.).

Психологический статус

Рассматривая психологические особенности детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слуховой речи), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети могут быть гиперактивными, расторможенными или малоподвижными, заторможенными. У большинства детей наблюдается снижение работоспособности, повышенная утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у алаликских детей страдает вторично из-за речевой недостаточности. По мере развития речи умственная отсталость постепенно компенсируется.

Речевой статус

При моторной алалии наблюдается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается вовсе. Все этапы формирования речевых навыков (ходьба, лепет, лепет-монолог, слова, словосочетания, контекстная речь) происходят поздно, а сами речевые реакции значительно снижены.

Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией потенциально может выполнять любые артикуляционные движения (в отличие от дизартрии), звукопроизношение грубо нарушено. При этом происходят стойкие замены и смешение артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим дефектом речи является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре присутствуют в основном бытовые термины. Небольшой лексический запас вызывает неточное понимание значений слов, неуместное употребление их в речи, замены по смысловому и звуковому сходству. Характерным признаком моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре имен существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности образования и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена ​​простыми короткими предложениями (одно- или двухсоставными). Как следствие, при алалии происходит грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно излагать события, выделять главное и второстепенное, определять временные связи, причину и следствие, передавать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка отмечается только звукоподражание и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Речевой статус

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух сенсорных алаликов сохранен, и они часто страдают гиперакузией — повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии повышена речевая активность детей с сенсорной алалией. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалии (неосознанное повторение чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, бессмысленна и непонятна окружающим (логорея). В речи детей с сенсорной алалией отмечаются многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), слоговые элизии (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (сочетания частей разных слов между собой). Дети с сенсорной алалией не критичны к собственной речи; мимика и жесты широко используются для общения.

При грубых формах сенсорной алалии вообще отсутствует понимание речи; в других случаях он носит ситуативный характер. Однако даже если смысл фразы доступен ребенку в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в понимании речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение по губам» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличимости слов-паронимов; неоформленное соотнесение слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Психологический статус

Грубые нарушения речевого развития при сенсорной алалии приводят к вторичным расстройствам личности, поведения, задержке умственного развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивостью слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией возможны импульсивность, хаотичное поведение или, наоборот, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно обнаруживается смешанная сенсомоторная алалия, что свидетельствует о функциональной преемственности речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Диагностика

Детям с алалией необходима консультация детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

  • Неврологическое обследование . Необходимо выявить и оценить характер и степень поражения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимы отоскопия, аудиометрия и другие исследования слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухо-речевой памяти.
  • Логопедический осмотр . Начинают с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание уделяется срокам психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивная речь, лексико-грамматический строй, фонетические и фонематические процессы, артикуляционная моторика и др.) проводится по схеме обследования на GUS.

Дифференциальную диагностику проводят с ДСД, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Общее лечение

Методика коррекции при всех формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных дошкольных учреждениях, больницах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью проводится на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапия (лазеротерапия, магнитотерапия, электрофорез, гидротерапия, электропунктура; транскраниальная электростимуляция и др.). При алалии важна работа по развитию общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции предполагают работу со всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка работают:

  • стимуляция речевой деятельности;
  • формирование активного и пассивного словарного запаса,
  • фразовой речи,
  • грамматического оформления высказывания;
  • развитие связной речи,
  • воспроизведение звука.

В программу логопедических занятий входит логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии учащимся ставятся задачи:

  • различение неречевых и речевых звуков,
  • различение слов, соотнесение их с конкретными предметами и действиями,
  • понимание фраз и речевых инструкций,
  • грамматический строй речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *