Что такое СДВГ и почему диагноз не приговор
Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у каждого десятого ребенка. Однако диагностировать его могут не все врачи. Без лечения он прогрессирует, ухудшая качество жизни. Так как помочь пациентам с СДВГ?
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. У патологии есть более десятка симптомов. Самые распространенные — невозможность долго концентрироваться, рассеянность, невнимательность, неусидчивость, вспыльчивость, плохая память. Со стороны кажется, что такой человек будто «летает в облаках».
Врачи выделяют три подвида психического расстройства.
- Первый — с преобладанием дефицита внимания. Человек не может сосредоточиться, рассеян, забывчив.
- Второй — гиперактивный и импульсивный. Когда сложно долго находиться в одной позе и сдерживать эмоциональные порывы.
- Третий — смешанный. Объединяет в себе признаки первого и второго. Встречается чаще всего.
Перечисленные симптомы списывают на особенности характера, обвиняя человека или себя в лени, прокрастинации и конфликтности. На самом деле «виноват» не индивид, а его мозг и нервная система. Согласно Международной классификации болезней, СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам.
В России синдром недостаточно изучен. Не все специалисты о нем осведомлены и знают критерии оценки. Многие не понимают, как диагностировать и лечить заболевание, сообщила РБК семейный и детский психолог высшей категории Ольга Демьяненко. Это приводит к тому, что иногда здоровым детям ставят этот диагноз ошибочно. А тем, кто реально страдает от СДВГ, не оказывается нужная помощь.
Как распознать СДВГ у детей
Некоторые специалисты могут диагностировать СДВГ даже у детей до одного года. Главные признаки — сильная возбудимость и гиперактивность. Младенцы часто плачут, кричат, дергают ручками и ножками, говорит Ольга Демьяненко. У детей более старшего возраста (4–5 лет) синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется уже более явно.
«Ребенок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте. И это не связано с какой-то игрой — ему движение необходимо само по себе. Он очень быстро переключается. Взял одну игрушку, поиграл, потом другую. Также он не может долго удерживать свое внимание на чем-то. Ему нужно переключение, он быстро устает. Плюс тяжело успокаивается, долго не может заснуть», — рассказывает Демьяненко.
Ребенку с СДВГ сложно выполнять инструкции, он часто даже не слышит, что ему говорят. Также маленький человек не может вести себя тихо и сдержанно, даже когда повода для беспокойства нет. Он громко разговаривает, громко смеется, кричит.
Насколько распространен СДВГ
Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.
Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.
У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.
Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.
Причины СДВГ
Работа мозга у детей с СДВГ и у здоровых отличается, утверждают ученые из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. При психическом расстройстве изменяется энергетический обмен во фронтальных отделах головного мозга. Именно они являются ключевыми звеньями в регуляции поведения и эмоций, а также отвечают за функцию программирования и контроля. Происходит снижение обмена и уменьшение функциональных связей лобных отделов с другими мозговыми структурами. При СДВГ левое и правое полушарие плохо «ладят» друг с другом, связи между ними нарушаются. Отмечаются «несбалансированности отношений регуляторных подкорково-стволовых структур».
Точную причину этих нарушений врачи до сих пор не установили. Считается, что значительную роль играет наследственная предрасположенность. Также СДВГ у ребенка может развиться из-за того, что его мама курила при беременности, употребляла алкоголь или наркотики. Расстройство может возникнуть из-за осложнений в родах или хронических болезней матери.
Ученые из Ростовского государственного медицинского университета провели исследование и выяснили, что бесконтрольное использование цифровых технологий в детском возрасте усиливает симптомы СДВГ. А также приводит к повышенной агрессии и раздражительности, замкнутости, неумению контролировать эмоции, повышенному чувству беспокойства, тревоги и страха.
Как лечить СДВГ
Диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» должны поставить несколько специалистов. Это врач невролог или невропатолог, а также нейропсихолог или клинический психолог и психиатр. Только убедившись в верности диагноза, нужно принимать меры.
Для ребенка важны не только лекарственные препараты, но и правильный психолого-педагогический подход, предупреждает Анна Портнова. По ее словам, хороший педагог посадит такого ученика на первую парту и будет стараться удерживать его внимание. А плохой — отправит на последнюю и будет постоянно делать замечания, усугубив тем самым состояние ребенка.
Также при диагнозе СДВГ эффективна когнитивно-поведенческая терапия, которую проводит психолог или психиатр.
Существуют препараты, которые улучшают работу мозга и активируют функцию внимания. Но в России их зарегистрировано мало. Многих лекарств, которые имеют доказанную эффективность, у нас просто нет, говорит Портнова. И это большая проблема.
Терапия у психолога — более доступный вариант коррекции симптомов СДВГ для россиян. И она достаточно эффективна в большинстве случаев.
Кадр из сериала «Хороший доктор». Подпись: У персонажа сериала Сэлен Моррисон — СДВГ. Она использует оригинальные методы для концентрации внимания: медитации, игру на укулеле, а также множество гаджетов — фитнес-браслеты, планшеты и т.п.
Как жить с СДВГ взрослому человеку
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности сохраняется и во взрослом возрасте. Эксперты говорят — к этому состоянию можно адаптироваться, даже без использования медикаментов. Человек с СДВГ может быть успешным как в личной жизни, так и в профессии. Этого можно добиться, контролируя свои привычки, научившись распознавать и использовать свои сильные стороны и контролировать свое поведение.
Человеку с СДВГ психологи советуют правильно организовать свое рабочее пространство, убрав со стола лишние предметы. Например, стопку ненужных бумаг или книг. Чтобы ничего не забыть, можно каждый день составлять список дел. Отличным подспорьем для человека с этим расстройством может стать планировщик дня, календарь на смартфоне или компьютере. Люди с СДВГ любят откладывать дела в долгий ящик. Чтобы этого избежать, руководствуйтесь принципом: если задача может быть выполнена за две минуты или меньше, сделайте это сейчас.
Людям с СДВГ бывает сложно правильно управлять своим временем. Чтобы этого избежать, психологи советуют использовать часы. Когда вы начинаете делать работу, запишите время и произнесите его вслух. Для каждой задачи необходимо выделить определенный временной промежуток. Это легко сделать, используя таймер или будильник. Пусть он срабатывает в регулярные промежутки. Тогда сложнее будет потерять чувство времени — распространенная проблема людей с СДВГ.
Взрослые с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности часто бывают слишком импульсивными. Они перескакивают с одной задачи на другую. Это может помешать работе. Эксперты рекомендуют всегда начинать с самой важной задачи. Главная ошибка — брать слишком большой объем работы. Разбивайте крупные проекты или задания на более мелкие управляемые шаги.
Здоровый образ жизни — главный помощник для людей с СДВГ. Хорошее питание, много сна и регулярные физические упражнения могут помочь сохранять спокойствие, минимизировать перепады настроения и бороться с любыми симптомами тревоги и депрессии.
СДВГ: 10 мифов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных.
Рисунок Дмитрия Петрова
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек/Не станем здесь обсуждать главный миф, который активно поддерживают, например, сайентологи и организованная ими Гражданская комиссия по правам человека: мол, СДВГ – это надувательство, миф, результат всемирного заговора психиатров и фармакологов. Спорить с сайентологами – так же бессмысленно, как мести дорогу в листопад, сколько ни убирай – нападает еще. Отношения сайентологов с психиатрией и психологией вообще и с СДВГ в частности – отдельная огромная тема, которая еще ждет своего исследователя. Но недоверчивое российское общество очень охотно принимает на веру идеи «нет никакой болезни», «не надо травить детей таблетками», «хорошего ремня – вот чего им надо». На этом и остановимся.
«Они не больные – они разбалованные и невоспитанные»
На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.
Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы. Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации – они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение. Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей – просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…
Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» – и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.
«Ремня им хорошего надо»
Ремень – это только акция устрашения. Дети с СДВГ нарушают правила и нормы почти ежеминутно. Когда родители начинают применять ремень – у них очень быстро исчерпывается арсенал педагогических мер. Отношения между родителями и детьми разрушаются, главным средством воспитания становится устрашение. Но и его хватает ненадолго – до подросткового возраста. А потом?
А самое главное – насилие не помогает детям с СДВГ решать их проблемы: вовремя вспоминать об обязательствах, своевременно делать уроки и проверять себя, продумывать сложные для них алгоритмы поведения в трудных ситуациях, даже наводить порядок в комнате. Для ребенка, который не в состоянии выстроить простую программу поведения – что сначала, что потом, что в последнюю очередь, – и не может удержать в голове три пункта списка, уборка в комнате превращается в бессмысленное мучение, его надо специально учить наводить порядок. А ремень ничему не учит.
«Они себя не контролируют – они больные, значит, им надо все прощать»
Это так же глупо и вредно для детей, как и ремень. Все прощать – это оставить ребенка в хаотическом мире вообще безо всяких границ, рамок, направления и указания. Это все равно что высадить его посреди Пекина или Куала-Лумпура без денег, документов, словаря, карты и телефона. Как он должен понять, куда идти, что делать, как жить?
Попустительство так же вредно, как и физическое наказание. Ключ к решению проблем СДВГ – это понятные (написанные и нарисованные в том числе) правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация (нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у этих детей быстро угасает).
«Их не надо лечить, их надо воспитывать»
Лечение и воспитание не исключают друг друга. Когда родители начинают понимать, в чем причина проблем ребенка и как правильно организовать его жизнь и учебу, – и ребенку, и родителям становится гораздо легче жить. Если удается найти общий язык со школой и организовать помощь ребенку в школе – жизнь почти совсем нормализуется. Компенсировать удается очень многое, и при правильном педагогическом подходе многие дети обходятся без лечения. Это, впрочем, не значит, что лечение вообще никому не нужно.
«Им не место в нормальной школе, им лечиться надо»
Лечиться бывает необходимо. Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы. В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит.
«Знахарь-шарлатан» (1879 г.), худ. Альбер Анкер
Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей – не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса. Они имеют право требовать, чтобы школа обеспечила безопасность их детей, и не более. И школам в самом деле надо многому научиться, чтобы справляться с «гиперами». Выпихнуть их из школы – самый простой вариант, но совершенно незаконный. В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.
«Такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов»
Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он – плохой, что он заслуживает осуждения, – антисоциальный исход становится для него все более вероятным. Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви – и высокого профессионализма. Простые и понятные меры – «просто любить», «просто побольше спрашивать», «просто пороть», «просто побольше уделять внимания» – с такими детьми не работают. Чтобы с ними справляться, надо специально учиться особым методам помощи.
«Сейчас у всех детей дефицит внимания, это из-за компьютера и телевизора»
В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты – а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге – и о новом поколении детей.
В самом деле – даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными – мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров. Разумеется, все это верно и для нового поколения детей. Кроме того, нынешние дети не относятся к старшим с пиететом по умолчанию – авторитет у них приходится трудно зарабатывать; у многих из них в самом деле отсутствуют представления о правилах и нормах поведения – но все это не имеет никакого отношения к клиническим проявлениям СДВГ.
Любой, кто выступал перед детской аудиторией, видел, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала. Но в каждой аудитории есть три-четыре человека, которые начинают вертеться и раскачиваться уже через пять-десять минут – и обычно это наши сдвг-шки. Хотя и поколение одно, и телевизор с компьютером всем доступны. Дети с СДВГ в самом деле больше склонны прилипать к компьютеру и телевизору – но здесь совсем другая причинно-следственная связь: телевизор и компьютер позволяют им поддерживать высокий уровень внимания, не прилагая к этому никаких усилий. Отсюда – миф 8:
«Да нет у него никакого дефицита внимания, вон он четвертый час за телевизором сидит и внимательно смотрит»
Внимание бывает произвольным (это когда человек сам его направляет на какой-то предмет и удерживает усилием воли) и непроизвольным. Когда мы идем по улице и видим мельтешащую огнями рекламу или уличную драку – мы непроизвольно таращимся туда, нам не надо совершать усилий. А вот когда ведем машину – надо специально сосредоточиться – и, наоборот, игнорировать все и светящиеся рекламы, и уличные драки (вот это как раз людям с СДВГ дается очень плохо, поэтому взрослые с СДВГ чаще попадают в аварии).
Телевизор и компьютер сами тебе светят, мерцают, поют, пляшут, развлекают – от тебя не требуется никакого усилия, чтобы удерживать внимание на экране или мониторе. Наоборот, детям с СДВГ очень сложно от них отлипнуть. То же самое у них бывает с очень любимыми делами – собиранием «Лего», например. А вот когда читаешь теорему по геометрии – усилий, чтобы удерживать внимание на тексте учебника, требуется очень много. Единственное исключение – дети, которые влюблены в математику, такие тоже бывают.
«Это дети индиго, им не надо мешать, они обладают врожденной мудростью»
«Дети индиго» – это оккультная концепция, одна из бесчисленных вариаций религиозной философии в русле Нью Эйдж. Инопланетная сущность Крион, синяя аура, ясновидящая, лечение кристаллами – есть люди, которым это очень нравится. Разумеется, очень привлекательная идея – считать своего ребенка не больным, не проблемным, а особо одаренным и гениальным.
В самом деле, СДВГ часто сочетается с одаренностью, в мире этот феномен известен как «двойная исключительность», сочетание дефицита в одной области и одаренности в другой. Более того, одаренные дети в скучной обычной школе могут так же ерзать, изнывать и балбесничать, как самые гиперактивныегиперы – и спасает их от этого адекватный уровень учебной нагрузки.
Но отношение к своему ребенку как к «древней мудрой душе», которая сама все знает – это, помимо оккультизма, еще и безответственное требование преждевременного взросления. Ребенка, по сути, вынуждают быть взрослым – принимать сложные решения, быть хозяином положения, быть лидером, когда он еще не обладает ни нужным опытом, ни знаниями, ни навыками для этого.
«Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками
Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл.
Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).
Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча. Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ. Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания – то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять; не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.
Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его – все рано самое главное.
Кадр из фильма «Вождь краснокожих» (1962)) Леонида Гайдая
Также по теме:
Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью
Вырасти из СДВГ? Маловероятно
Еженедельник с СДВГ, 17 декабря 2020 г.
Многие родители и некоторые молодые люди смотрят на симптомы СДВГ и надеются, что, возможно, только возможно, молодой человек перерастет СДВГ. Хотя симптомы имеют тенденцию меняться со временем, а гиперактивное проявление может смениться преимущественно невнимательным, можно ли оставить позади диагноз СДВГ?
В какой-то момент, совсем недавно, в 1980-х и начале 1990-х годов, специалисты и родители действительно думали, что молодые люди с СДВГ перерастут это расстройство к позднему подростковому или раннему взрослому возрасту. Одной из причин такого убеждения было отсутствие исследований, проводившихся после взросления детей, и ограниченное число исследователей, изучавших симптомы СДВГ у взрослых в то время.
«Но по мере того, как наука о СДВГ стремительно развивалась в течение следующих нескольких десятилетий, все эти догмы были опровергнуты», — объясняет исследователь Рассел А. Баркли, доктор философии. «Дети с диагнозом СДВГ вряд ли вырастут из него. И хотя некоторые дети могут полностью выздороветь от своего расстройства к 21 или 27 годам, полное расстройство или, по крайней мере, значительные симптомы и нарушения сохраняются в 50-86 процентах случаев, диагностированных в детстве. Следовательно, утверждение, что все дети с СДВГ вырастут из него, — это миф».
СДВГ продолжается во взрослом возрасте
СДВГ имеет три основных проявления: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный и комбинированный тип. Эти представления могут меняться на разных этапах жизни человека, и на них могут влиять жизненные обстоятельства. Многие дети, проявляющие преимущественно гиперактивную форму, могут вырасти во взрослых, которые больше не проявляют гиперактивности. Часто считалось, что эти дети переросли СДВГ просто потому, что в повседневной жизни они вели себя более спокойно, хотя симптомы невнимательности, импульсивности и неорганизованности оставались.
Кортни Лопрести, MS, сообщает, что ее часто спрашивают: «Можно ли СДВГ, подобно некоторым формам эпилепсии, перерасти? Или… СДВГ сохраняется надолго, несмотря на то, во что когда-то верили клиницисты?»
Исследование, по ее словам, говорит нам, что нет; даже те взрослые, которые больше не проявляют симптомов СДВГ, все еще испытывают различия в мозге, связанные с СДВГ. Проявления изменились, пишет она, но основное расстройство осталось.
Чтобы измерить это, г-жа Лопрести говорит, что исследователи сравнили мозг взрослых, у которых не был диагностирован СДВГ, с теми, у кого был диагноз в детстве. Особое внимание они уделяли хвостатому ядру — части мозга, отвечающей за различные когнитивные функции. Исследователи наблюдали четкую разницу между мозгом людей без СДВГ и людей с расстройством.
«Удивительно, однако, то, что эта разница в мозге присутствовала независимо от того, соответствовал ли участник диагностическим критериям СДВГ», — говорит она. «Другими словами, молодые люди, у которых ранее был диагностирован СДВГ в подростковом возрасте, но которые больше не демонстрировали клинически значимых симптомов, по-прежнему имели хвостатые ядра меньше среднего, чем люди без СДВГ в анамнезе».
Нарушения из-за симптомов СДВГ
Л. Юджин Арнольд, доктор медицинских наук, постоянный эксперт CHADD по СДВГ и один из исследователей исследования мультимодального лечения детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (MTA). По словам доктора Арнольда, среди его результатов было то, что около 60 процентов детей в исследовании продолжали испытывать симптомы СДВГ во взрослом возрасте. Однако некоторые из этих детей больше не считались страдающими этими симптомами, либо потому, что они стали мягче, либо у взрослых развились навыки преодоления этих симптомов.
«Вот ключ — если вы испытываете стресс или у вас проблемы с работой из-за СДВГ, пришло время обратиться за профессиональной помощью», — говорит доктор Арнольд. «Если вы выработаете хорошие привычки для вещей, с которыми можно справляться автоматически (т. внимание не является такой помехой. Хорошая новость заключается в том, что СДВГ обычно не так серьезен, как в детстве, с ним можно справиться при правильной помощи, и он может реагировать на варианты, недоступные для детей, такие как смена работы».
СДВГ взрослых
Симптомы СДВГ взрослых включают многие из тех же симптомов, что и дети, но могут также включать:
- внутреннее чувство беспокойства
- плохая память
- временная слепота
- трудности в отношениях
- низкая производительность работы
Часто взрослые пропускают лечение или контроль СДВГ до тех пор, пока не произойдут изменения в их образе жизни, работе или домашних условиях.
Новая оценка СДВГ и возможных сопутствующих заболеваний может быть проведена в любое время. Для взрослых варианты лечения включают поддержку образа жизни и медикаментозное лечение, а также методы лечения, которые могут решить конкретные проблемы или сопутствующие состояния.«Не только взрослые все еще могут соответствовать диагностическим критериям СДВГ, но и взрослые, которые технически «излечились» от СДВГ, могут бороться с определенными когнитивными задачами, испытывать менее чем здоровую нейронную активность и иметь нерегулярные уровни серого вещества в определенных областях. области мозга», — говорит г-жа Лопрести. «СДВГ не исчезает только потому, что симптомы становятся менее очевидными — его влияние на мозг сохраняется».
Узнайте больше о СДВГ у взрослых:
- Диагностика СДВГ у взрослых
- Q&A: Что происходит во время оценки СДВГ у взрослых?
- СДВГ для взрослых и эмоции
- Выбор лучшего лекарства для лечения СДВГ у взрослых
- Вебинар: Процветание и борьба с СДВГ у взрослых: персонализируйте свой план лечения
Присоединяйтесь к обсуждению: Когда вам впервые поставили диагноз СДВГ?
Детский СДВГ: можно ли его перерасти?
Автор: Кендалл К. Морган
В этой статье
- Что происходит с СДВГ и его симптомами с возрастом?
- Что происходит с мозгом с возрастом при СДВГ?
- Чего ожидать, когда вы вырастете с СДВГ
Если ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания или ведет себя импульсивно из-за синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), вы можете надеяться, что он вырастет из этого состояния. В конце концов, некоторые симптомы СДВГ, такие как мечтательность, забывчивость или ерзание, могут быть вполне нормальными для детей. Но хотя иногда это может случиться, большинство детей с СДВГ не перерастают его.
Что происходит с СДВГ и его симптомами с возрастом?
Люди могут узнать, что у них СДВГ, в любом возрасте, но чаще всего его диагностируют у детей в возрасте около 6 лет. Эксперты и многие родители привыкли считать, что СДВГ сохраняется в подростковом возрасте и во взрослой жизни лишь примерно в половине случаев. Но более поздние исследования показывают, что СДВГ и его симптомы обычно сохраняются даже после того, как дети вырастают. Иногда симптомы СДВГ могут исчезнуть и вернуться или измениться со временем.
Более ранние исследования показали, что симптомы СДВГ часто исчезали. Например, в одном исследовании 2016 года рассматривалось 579детей с диагнозом СДВГ в возрасте от 7 до 10 лет. Около половины из них снова были обследованы во взрослом возрасте, в среднем в возрасте около 25 лет. Исследование было основано на отчетах родителей и взрослых, у которых был СДВГ.
Исследование показало, что 60% детей с СДВГ все еще имели симптомы во взрослом возрасте. Более 40% из них полностью соответствовали критериям СДВГ на основании их симптомов и степени, в которой эти симптомы мешали их жизни.
Исследования, подобные этому, привели к общему мнению, что СДВГ сохраняется во взрослом возрасте примерно в половине случаев. Но точные цифры менялись от одного исследования к другому. Например, в другом исследовании 2013 года приняли участие более 5700 взрослых, у которых в детстве был диагностирован СДВГ. Было обнаружено, что СДВГ сохраняется примерно у 30% из них.
Из этих ранних исследований стало ясно, что многие дети с СДВГ не перерастают его, когда становятся взрослыми. Но они все же предположили, что, возможно, многие дети «перерастают» СДВГ. Эта точка зрения была опровергнута более поздним исследованием, в котором люди с СДВГ изучались несколько раз, а не один или два раза. Исследователи отметили, что большинство попыток посмотреть, что происходит с СДВГ с течением времени, не учитывали, есть ли у людей какие-либо симптомы СДВГ. Они также не учитывали, принимают ли взрослые, у которых в детстве был СДВГ, лекарство от него.
Чтобы получить больше информации в этом новом исследовании, исследователи зарегистрировали более 550 детей с СДВГ. Они наблюдали за ними восемь раз, начиная с 2 лет после первого интервью и заканчивая 16 годами, когда испытуемым было около 25 лет. Каждый раз они искали симптомы СДВГ и СДВГ, спрашивая родителей, учителей и самих людей с СДВГ. . Они также подумали, лечатся ли они от СДВГ.
То, что они обнаружили, предполагает, что СДВГ — это не то, что у вас есть или чего нет. И путь, который он может пройти с течением времени, также может быть разным. В соответствии с более ранними исследованиями, около 30% участников исследования в какой-то момент полностью выздоровели от СДВГ и его симптомов. Но у большинства из тех, кто вроде бы выздоровел, — 60% — был рецидив. Таким образом, их СДВГ, казалось, уходил на какое-то время, а затем возвращался. Исследование также показало, что у большинства взрослых, которые не полностью соответствовали критериям СДВГ, все еще иногда были симптомы или они все еще принимали лекарства от СДВГ.
Только около 9% детей преодолели или, казалось, навсегда «переросли» свой СДВГ. Состояние оставалось стабильным менее чем у 11% участников исследования. Большинство с СДВГ показали изменения с течением времени. Судя по сообщениям участников исследования, симптомы СДВГ чаще всего то усиливались, то ослабевали. На какое-то время они могут стать лучше, а затем снова ухудшиться.
Это было небольшое исследование, поэтому нам нужно больше исследований, чтобы сделать твердые выводы. Но эти результаты показывают, что СДВГ и его симптомы могут меняться по неясным причинам.
Что происходит с мозгом с возрастом при СДВГ?
Не совсем понятно, что происходит в мозгу детей с СДВГ и как он меняется со временем. Было проведено множество исследований мозга. Но одна из причин, по которой трудно сказать, заключается в том, что в разных исследованиях наблюдались разные вещи. Эти различия могут быть вызваны многими причинами, в том числе различиями среди людей с СДВГ и тем, как проводились эти исследования.
В другом недавнем небольшом исследовании изучались изображения мозга 31 молодого человека с СДВГ по сравнению со взрослыми без СДВГ. Также учитывалось, сколько симптомов было у взрослых, когда они были детьми. Исследование действительно выявило некоторые широко распространенные изменения, в том числе изменения плотности и формы в различных частях мозга. Эти изменения были наиболее тесно связаны с симптомами СДВГ, которые были у людей в детстве. Исследователи предположили, что изменения в мозгу детей с симптомами СДВГ все еще сохраняются, когда эти дети становятся старше.
Таким образом, это дополняет идею о том, что детский СДВГ не проходит с возрастом. Но вопросов еще много. Необходимы дополнительные исследования, чтобы действительно понять, что происходит в мозгу при СДВГ и как он меняется со временем. Это также может зависеть от того, какой тип СДВГ у человека.
Чего ожидать, когда вы вырастете с СДВГ
Даже если ваш ребенок не перерастет СДВГ, он может выглядеть по-другому, когда он станет старше. Симптомы СДВГ у детей часто легче заметить. Взрослые, у которых был СДВГ в течение многих лет, возможно, нашли способы управлять своими симптомами или скрывать их.
Дети с СДВГ могут извиваться, ерзать или много бегать. У них могут возникнуть проблемы с выполнением задания в школе или дома. Кроме того, они могут быть импульсивными, резкими или говорить вне очереди. Став взрослыми, они часто могут продолжать бороться с вниманием, в то время как некоторые другие симптомы исчезают или обращаются внутрь себя. Например, вместо того, чтобы быть гиперактивными, они могут чувствовать беспокойство или легко заскучать.
Многие факторы могут влиять на изменение симптомов СДВГ с течением времени. Стресс может сыграть свою роль. То же самое можно сказать и о количестве поддержки, которую получает человек, и о том, насколько хорошо он может найти способы справиться с этими симптомами.
Также возможно, что некоторые дети, которые переросли СДВГ, не имели его с самого начала. Некоторые эксперты считают, что это одна из причин того, что некоторые дети перерастают его. За последние годы увеличилось количество детей, у которых диагностирован СДВГ. Неясно, связано ли это с тем, что это заболевание более распространено, или просто с тем, что диагностируется больше детей. То, как врачи диагностируют СДВГ, также со временем изменилось, что может объяснить некоторые различия.
Если ваш ребенок живет с СДВГ в настоящее время, вы можете ожидать улучшения симптомов при лечении и изучении способов помочь ему справиться с этим. По мере взросления, вероятно, будут моменты, когда симптомы не будут беспокоить их так сильно или даже исчезнут.