Самопознание
Человек — существо познающее и сознающее, но не только окружающий мир, но и себя самого, т.е. способное себя поправлять и самосовершенствоваться. Важнейшие роли в этом процессе принадлежат самооценке и самопознанию.
В человеке заложено стремление к познанию не только окружающего мира, но и самого себя. Философы мира придерживаются мудрости, высеченной несколько веков назад на колоне Дельфийского храма: «Познай самого себя и ты познаешь мир».
Самопознание — форма самостоятельного изучения личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект совпадают — человек познаёт сам себя.
- Виды самопознания:
- Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения.
На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отношения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция».
Я-концепция — это комплекс представлений человека о самом себе, определение своего места в обществе, самооценка.
Другими словами Я-концепция представляет собой и осознание человеком себя как личности, и оценка себя, своих действий, и осмысление своего прошлого, настоящего и будущего. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности.
Я-концепция включает в себя три компонента:
- когнитивный компонент (самосознание) — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т.д.;
- эмоционально-оценочный компонент — переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т. д.;
- поведенческий компонент — действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
Я-концепция состоит из «реального Я» (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле), «идеального Я» (каким я хотел бы быть) и «зеркального Я» (каким меня видят другие). Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценки, но существенные противоречия могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.
В системе общественных отношений индивид выступает в разных ролях, является субъектом разнообразных видов деятельности, в результате чего человек осуществляет самоанализ, выявляя свои сильные и слабые стороны.
Самооценка — это эмоциональное отношение к собственному образу, мыслям и поступкам.
Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
Самооценка личности формируется на основе следующих факторов: отношение других людей, отношение к собственным успехам и неудачам, требовательность к себе, сопоставление «идеального Я» и «реального Я».
Типы самооценки личности:
- Адекватная самооценка;
- Заниженная самооценка;
- Завышенная самооценка;
Самооценка личности зависит от уровня удовлетворенности своей жизнью, самим собой, своими поступками и влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.
Самосознание и самооценка
Познание окружающего мира, стремление понять и узнать самого себя приводит к развитию самосознания. Под этим термином принято понимать сознание, которое направлено на самого себя.Самосознание состоит из осознания и оценки человеком:
· своих сильных и слабых сторон;
· взаимоотношений с окружающими его людьми;
· своих моральных и физических качеств;
· практических умений и навыков.
Ещё древние греки на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала Пифия, жрица-прорицательница, сделали надпись: «Познай самого себя».
Важной стороной самосознания является самооценка, то есть оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Согласитесь, что вы не только замечаете действия и оценки других людей по отношению к вам, но и стараетесь их анализировать: к какому совету стоит прислушаться, а к какому нет, с чем согласиться, а против чего возразить.
Вы самостоятельно можете оценить свои физические качества, умения, поступки и моральные качества.
Но почему же необходимо себя оценивать? Может быть, это не так уж и важно и без этого можно обойтись?
Конечно же, нельзя. Оценивать себя необходимо хотя бы из-за того, что объективное отношение к своим неудачам и успехам, к осуждению и поощрению позволяет понимать, что впереди у каждого из нас большой жизненный путь и всё можно исправить, ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе.
Но что же нужно знать для правильной самооценки?
Прежде всего необходимо знать свои положительные и отрицательные качества, и, конечно же, стараться развивать первые и избавляться от вторых. Необходимо научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими людьми, но и с самим собой.
«Ну это просто, – скажете вы, – что тут сложного?» И, конечно же, легко назовёте не менее десяти присущих вам положительных качеств, ну и, может быть, пару-тройку отрицательных. Не так ли? Но так ли это всё на самом деле?
Поэтому современные психологи выделяют у человека три уровня самооценки: завышенную, нормальную и заниженную.
На самооценку могут оказывать влияние внешность, психическое здоровье, социальный или экономический статус, а также отношение к человеку окружающих.
Кстати, большинство людей думает, что с их самооценкой всё нормально, и ничего не стоит менять, но это далеко не так.
…….. и от тебя, Лиса, уйду!
Завышенная самооценка, как правило, может привести к очень негативным последствиям. Возьмём для примера хорошо знакомого вам Колобка. Этот сказочный герой сбежал и от бабушки, и от дедушки, и от разных зверей (зайца, волка и медведя), но был съеден лисой, в том числе из-за своей завышенной самооценки и самоуверенности.
Как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Самоуверенность – повелительница глупцов и баловство для умных людей».
Как правило, человек с завышенной самооценкой:
· всегда уверен в собственной правоте;
· пытается оставить в споре последнее слово за собой;
· не признаёт чужого мнения;
· в случае неудачи винит не себя, а окружающих;
· никогда не просит прощения и не извиняется;
· постоянно пытается быть лучше других, выставляя это напоказ;
· в любых спорах постоянно употребляет местоимение «Я»;
· враждебно воспринимает любую критику в свой адрес;
· эгоистичен, ставит свои интересы и увлечения превыше других;
· любые его просьбы, как правило, напоминают приказы и так далее.
Ну и как теперь обстоит дело с вашим списком положительных и отрицательных качеств?
Для того, чтобы иметь нормальную самооценку, прежде всего необходимо осознавать свои действия и поступки. Тем более, что критическое отношение к себе – дело хорошее.
Кстати, многие знаменитые люди достаточно самокритично относились к самим себе и постоянно стремились достичь большего.
Например, русский писатель Лев Толстой писал в своём дневнике:
При этом главное не переусердствовать с самокритикой, так как это может привести к занижению самооценки.
Человеку с заниженной самооценкой свойственны:
· чрезмерная самокритика и неудовлетворённость;
· обида на критику в свой адрес;
· нерешительность и боязнь допустить ошибку;
· желание угодить, чтобы не обидеть человека;
· идеализм;
· постоянное чувство вины;
· пессимизм и негативное отношение к окружающему миру;
· зависть;
· отношение к временным неудачам, как к постоянным.
Познавая самого себя и оценивая свои возможности, необходимо придерживаться целого ряда правил, таких как:
· верить в себя и не думать о неудачах;
· забыть такие слова как: «я не могу», «я не умею», «у меня не получится», «я с этим не справлюсь»;
· правильно оценивать свои силы и использовать их для достижения поставленных целей;
· анализировать свои поступки, понимать причины того или иного поведения;
· признавать свои неудачи и промахи;
· избегать излишней неуверенности в себе.
По мнению психологов, развить данные качества помогает самовнушение, то есть внушение чего-либо самому себе.
Например, во многих странах мира известны упражнения с чётками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды.
Каждая бусинка соответствует определённой установке: «Я с каждым днём лучше владею собой», «У меня всё получится», «Я докажу, что многое умею», «Я могу не раздражаться и быть спокойным в общении» и так далее.
Убедиться в результативности самовнушения вам поможет следующий интересный факт.
В начале двадцатого века французский психолог и фармацевт Эмиль Куэ применил метод самовнушения при лечении больных. Вместо лекарств он стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днём я чувствую себя всё лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.
Эмиль Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет поставленной перед собой цели.
САМОУВАЖЕНИЕ (социальные науки)
Самооценка является одним из наиболее часто изучаемых конструктов в социальных науках. Популярная культура и дискуссии о государственной политике также часто ссылаются на самооценку. Тем не менее, несмотря на его известность и широкое использование, среди социологов нет общепринятого определения самооценки. Самое раннее использование этого термина было у философа/психолога Уильяма Джеймса в ставшей влиятельной главе «Самосознание» в «Принципах психологии» (189).0). Джеймс включил самооценку в группу «самоощущений», возникающих в результате сознательного осознания себя по отношению к другим. Он предложил два определения самооценки, которые в своей противоречивости олицетворяют путаницу и разногласия, связанные с этим термином. Согласно наиболее известному из определений Джеймса, самооценка «определяется отношением нашей действительности к нашим предполагаемым возможностям; доля которого в знаменателе составляет наши претензии, а в числителе — наш успех: таким образом, самооценка = успех / претензии. (стр. 310). В качестве альтернативы, согласно Джемсу, самооценка — это «некий средний тон самоощущения, который каждый из нас несет с собой и который не зависит от объективных причин, которые мы можем иметь для удовлетворения или недовольства» (стр. 306). . Эти, казалось бы, несовместимые определения подчеркивают действительное и важное различие между самооценкой, зависящей от обстоятельств, и самооценкой, которая выходит за их пределы.
Большинство эмпирических исследований самооценки в социальных науках основываются на определениях, подобных «среднему тону самочувствия» Джеймса. Самый известный из них предложен социологом Моррисом Розенбергом в его книге «Общество и образ Я подростка», где самооценка определяется как «благоприятное или неблагоприятное отношение к себе» (1965, стр. 15). Краткий показатель самооценки, который Розенберг разработал для своего исследования подростков, — шкала самооценки — наиболее широко используемый показатель самооценки в социальных исследованиях. В другой влиятельной книге «Предшественники самооценки» Стэнли Куперсмит предложил аналогичную концепцию самооценки как «оценки, которую индивидуум дает и обычно поддерживает в отношении самого себя» (19).67, с. 4). И Розенберг, и Куперсмит исходят из того, что отношение людей к себе или их обычная оценка лежат в основе их общего чувства собственного достоинства. Определения, предложенные в этих двух классических работах и принятые во многих эмпирических работах по самооценке, описывают особую форму самооценки, которая является характерной, последовательной во времени и в различных ситуациях и глобальной, связанной со всеми аспектами личности. Это определение также хорошо соответствует использованию этого термина в массовой культуре и в условиях государственной политики.
Две альтернативные концепции самооценки отходят от этих классических определений, отказываясь от предположения, что самооценка носит глобальный характер или что это черта. Концептуальные концепции предметной области принимают допущение, что самооценка представляет собой отношение к себе или обычную оценку себя, но утверждают, что она не обязательно глобальна. Так, например, можно иметь высокое мнение о себе в социальной сфере, но относительно скромное или даже негативное мнение о себе в академической сфере. Независимо от того, рассматривается ли самооценка как глобальная или специфичная для предметной области, она может быть концептуализирована как состояние, а не как черта. Эта форма самооценки подобна предложенному Джеймсом определению отношения успехов к претензиям в том смысле, что она зависит от обстоятельств. Самоуважение государства обычно повышается, когда обстоятельства благоприятны, и падает, когда они отрицательны. Ни концептуализация предметной области, ни концептуализация состояния не обязательно несовместимы с концептуализацией глобальной черты, поскольку можно показать, что взвешенные комбинации специфических для предметной области самооценки в высокой степени предсказывают глобальную самооценку, и что самооценка состояния варьируется в относительной степени. узкий диапазон вокруг уровня самооценки черты, к которому она обычно возвращается.
Классические представления о самооценке и опросник , которые они породили, предполагают, что люди желают и могут точно сообщать о своей самооценке, предположение, которое сейчас кажется, по крайней мере, частично необоснованным. Опираясь на фундаментальные исследования формирования и изменения отношения, социологи теперь проводят различие между самооценкой, измеряемой традиционно — явной самооценкой — и самооценкой, измеряемой с помощью процедур, которые не требуют или не позволяют людям сознательно указывать свое отношение к себе. — неявная самооценка. Как и в случае с отношением к любому объекту, исследования показывают, что явное и неявное отношение к себе не сильно связаны. Действительно, различные модели соответствия между эксплицитной и имплицитной самооценкой теперь рассматриваются как свидетельство качественно различных форм самооценки. Например, человек с высокой явной, но низкой неявной самооценкой описывается как обладающий защитной самооценкой. Человек с высокой как явной, так и неявной самооценкой описывается как обладающий подлинной самооценкой. Эта работа поднимает вопросы о вероятном успехе политики и практик, направленных на укрепление самооценки, которые сосредоточены только на явном отношении к себе (например, позитивном «разговоре с самим собой»).
Кроме того, другие важные качественные различия в самооценке указывают на то, что самооценка — это нечто большее, чем то, является ли она высокой или низкой. Одним из таких различий является стабильность самооценки, определяемая как степень изменчивости самооценки человека во времени. Стабильность самооценки лишь незначительно связана с уровнем самооценки, а это означает, что люди с любым данным уровнем самооценки будут различаться по стабильности своей самооценки. Сочетание уровня и стабильности самооценки позволяет более точно прогнозировать роль самооценки в поведении. Например, люди с высокой, но неустойчивой самооценкой чаще враждебно реагируют на провокацию, чем люди со стабильно высокой самооценкой. Еще одним качественным отличием является случайность самооценки, определяемая как степень, в которой самооценка реагирует на изменения обстоятельств. Непредвиденные обстоятельства умеренно коррелируют с уровнем самооценки, что указывает на то, что более низкая самооценка сопровождается большей непредвиденными обстоятельствами. Случайность самооценки обычно индексируется на уровне конкретной области, что позволяет различать людей не только с точки зрения того, насколько условна их самооценка, но и с точки зрения конкретных областей, в которых она условна.
В популярном использовании самооценка часто используется как общий ярлык для множества подобных конструкций, от которых ее следует отличать. Главным среди них является я-концепция, гораздо более широкий термин, который, согласно Розенбергу, представляет собой «совокупность мыслей и чувств индивидуума, относящихся к нему самому как к объекту» (1965, стр. 7, курсив в оригинале). Еще один конструкт, который часто ошибочно называют самооценкой, — это самоэффективность, более узкий конструкт, чем самооценка, даже в его специфической для предметной области форме, который отражает восприятие людьми своей способности осуществлять определенное поведение. На него непосредственно влияет предыдущий опыт поведения и лишь косвенно влияет или отражает самооценка.
В массовой культуре и государственной политике самооценка считается критически важной для здорового функционирования. Сила этого восприятия очевидна в усилиях таких групп, как Национальная ассоциация самоуважения и Калифорнийская целевая группа по продвижению самооценки и личной и социальной ответственности, последняя пришла к выводу, что «самоуважение является наиболее вероятным кандидатом для социальная вакцина» (1990, стр. 232). Этот вывод резко контрастирует с литературой эмпирических исследований, которая указывает на то, что самооценка не сильно связана с поведением — желательным или нежелательным — и что, когда связь существует, самооценка не является причинным фактором. В влиятельной статье журнала Scientific American «Взрыв мифа о самооценке» Рой Баумейстер и его коллеги резюмировали эту литературу, заявив: «Мы не нашли ничего, что указывало бы на то, что неизбирательное повышение самооценки у современных детей или взрослых… предлагает обществу какие-либо компенсационные преимущества. (2005 г., стр. 91). Этот вывод побудил социологов более внимательно изучить свои предположения о происхождении и функциях самооценки. Новые отчеты предполагают, что самооценку лучше всего рассматривать как отражение других характеристик, таких как здоровые семейные отношения и общественное признание; именно эти конструкты требуют внимания, уделяемого самооценке.
Самооценка одновременно проста и сложна . Широко распространенное определение конструкта как простого отношения людей к себе противоречит социальным и психологическим структурам и процессам, лежащим в его основе, а также широкому диапазону мнений относительно его важности для отдельных людей и общества. Беспокойство по поводу того, важно ли это вообще, вдохновило социологов на более глубокое исследование истоков и основ самооценки, чтобы определить, насколько она важна, если вообще имеет значение. В результате получается одна из наиболее подробно описанных, часто изучаемых и интригующих конструкций в социальных науках.