Разное

Самоактуализирующаяся личность: Человек (почти) совершенный, или Что такое самоактуализирующаяся личность

Содержание

Человек (почти) совершенный, или Что такое самоактуализирующаяся личность

Вы наверняка помните пирамиду Маслоу — иерархию потребностей, которые мотивируют человека развиваться и двигаться дальше. На вершине этой пирамиды находились духовные потребности: саморазвитие и самоактуализация, — но, по мнению самого Маслоу, до этой ступени могли добраться только 2% взрослых людей, и то в возрасте около 50 лет. Рассказываем, что же такое самоактуализация и почему она доступна столь немногим.

Что такое самоактуализирующаяся личность?

Самоактуализирующаяся личность описана в работе американского психолога Абрахама Маслоу «Мотивация и личность». По мнению исследователя и автора этого термина, самоактуализирующаяся личность — это человек, который закрыл все предыдущие ступени потребностей: физиологические, потребность в безопасности, социальной принадлежности и престиже. Потребность в самоактуализации — создании лучшей версии себя, собственном развитии — появляется у человека, когда он хорошо питается, высыпается, не думает с ужасом о том, что он будет есть завтра, или о том, что все соседи уже поменяли себе машину. На этом этапе человек начинает осуществлять деятельность ради удовольствия от самой деятельности, а не чтобы прокормиться или что-то кому-то доказать.

Что же отличает такую исключительную личность?

  • Лучшее восприятие реальности: он мыслит критически, он отделяет правду от лжи, как зерна от плевел

  • Принятие себя и других

  • Объективная система оценок

  • Развитая эмпатия

  • Способность противостоять социальному натиску и мыслить вне стереотипов и клише

  • Развитая креативность

По мнению Маслоу, самоактуализацией человек начинает заниматься ради себя любимого, но дозревают до этого единицы, а если точнее — менее 2% взрослых людей (в районе 50 лет).

В качестве примеров самоактуализирующихся личностей Маслоу выбирал своих знакомых, а также известных личностей, исторических персоналий и персонажей культуры. Их важными чертами были не только закрытие всех предыдущих потребностей и высокий социальный статус (поэтому в шорт-лист самоактуализирующихся личностей попали Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн), но и выдающееся здоровье.

С высоты современности у нас получается собирательный портрет блогера-миллионника, инфлюенсера, правильно питающегося, общающегося экологично и занимающегося любимым делом не ради денег. Естественно, этот образ идеального человека подвергался критике и в момент первой публикации работы Маслоу в 1954 году, и сейчас.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Критика Маслоу

Сейчас не только концепция самоактуализирующейся личности, но и всей пирамиды Маслоу подвергается критике. В первую очередь это связано с тем, что не существует единой метрики для определения удовлетворения человеческих потребностей. Более того, движение от одного уровня потребностей к другому для людей индивидуально: кто-то не против питаться хлебом, но купить новый смартфон последней модели, а кто-то готов жить в небезопасном районе, на зато с любимым человеком. А для кого-то приоритетами будут потребности физиологического плана: такие люди готовы жить в квартире без ремонта годами, работать за небольшую зарплату, зато высыпаться и регулярно сытно питаться.

Также стоит вспомнить о втором законе Паркинсона, согласно которому с изменением образа жизни и уровня дохода человека могут меняться и его потребности. Поэтому один раз закрыть потребность в пище или безопасности и двинуться дальше не получится. Потребности из этих уровней будут возникать постоянно и периодически видоизменяться, поэтому человек скорее будет переключаться между ними, а не закрывать их и методично двигаться дальше.

Более того, Маслоу в своем исследовании был подвержен нескольким когнитивным искажениям, например когда приводил в качестве самоактуализирующихся личностей исторических персоналий, провести глубинное интервью с которыми он мог разве что посредством спиритического сеанса. При этом он игнорировал не менее успешных современников своих героев, которые также самоактуализировались, оставили после себя богатое наследие, но не были богаты или не были признаны при жизни, как, например, Рихард Вагнер.

Путь самоактуализирующейся личности очень уж напоминает сказку из рубрики «Успешный успех». Во время написания своей работы Маслоу на страницах книги сетовал, что к середине прошлого века в массовой культуре не было доступных и популярных примеров самоактуализирующихся личностей, он даже считал это причиной того, что многие молодые люди не видят ориентира для своей самореализации. Но сегодня мы можем с уверенностью сказать, что характеристик самоактуализирующейся личности можно достичь, параллельно закрывая и другие потребности. Если вам очень хочется стать такой личностью, займитесь проработкой личных границ, развитием критического мышления, найдите хобби — и неожиданно для себя вы поймете, что занимались самоактуализацией все время.

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#эрудиция

Характеристики самоактуализирующейся личности — † Мистическое Христианство † — ЖЖ

Непорожняя В.В.

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.

Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно «стремление к покою». У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше — знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительными приносящим удовлетворение процессом.

У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия — его доставляет лишь достижения цели.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение «ради далекой и зачастую недостижимой цели». Здесь будоражащий и возбуждающий «мотив развития» ставится в противолполжность «мотиву ликвидации дефицита», который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

А.Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1.Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2.Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3.Спонтанность проявлений, простота и естественность.Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4.Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5.Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6.Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле,чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7.Большая свежесть восприятия;нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8.Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9.Чувство общности с человечеством вцелом.

10.Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11.Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12.Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13.»Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14.Креативность (созидательность, творчество), независящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15.Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

По В.Франклу, самоактуализированной личности присущи такие основные две способности:

-способность к самотрансценденции и

-способность к самоотстранению.

Первая способность выражается в направленности человека на что-то, существующее вне его, в постоянном выходе человека за пределы самого себя.

Вторая-в его возможности подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны; по М. М. Бахтину — объективация.

Человек выступает в мире, прежде всего, как субъект. «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя». В работах 20-х годов С. Л.Рубинштейн связывал идею субъекта с самодетерминацией, самодеятельностью. В наше время философская характеристика категории субъекта в понимании С.Л.Рубинштейна даётся следующим образом: «Субъект в своём познании, и в своём действии, и в своём отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположенность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека» (К. А. Абульханова-Славская. 1989, 10).

Самоактуализация личности учителя в педагогической деятельности определяется психологическим содержанием этой деятельности. По мнению В.А. Сластенина и Е.В.Андриенко, она может осуществляться как спонтанный процесс: педагог реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого этого процесса. Вместе с тем это и управляемый процесс. Управляемость связана с осознанием субъектом собственных индивидуальных свойств и путей их профессиональной актуализации. Необходимость перехода от спонтанности к управляемости порождается противоречием, существующим между субъективной и объективной целесообразностью действий учителя. Названные противоречия разрешаются через рационализацию механизмов регуляции, заложенных в структуре индивидуальных особенностей личности применительно к конкретным видам педагогической деятельности.

Авторы рассматривают самоактуализацию как особую специфическую деятельность учителя, направленную на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогической деятельности с учетом требований, которые данная деятельность предъявляет специалисту. Самоактуализация изучается в двух аспектах: со стороны ее компонентов -цель (профессиональное саморазвитие), мотивы (оптимальные для данного индивида способы деятельности), процесс достижения цели (обучение), результат (научение и приобретение индивидуального опыта профессионального саморазвития), и со стороны результатов — состояний личности. Рассмотрение самоактуализации учителя через состояние личности представляется нам весьма плодотворным.

Кроме того, весьма значимым в деятельности учителя является определение влияния самоактуализации на формирование индивидуального стиля деятельности.

Рассматривая индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога, можно обнаружить как на основе педагогических взаимодействий, в движении с этапа на этап, осуществляемом под воздействием внутренне осознанных противоречий и характеризуемом именно качественными скачками в умениях и способностях, идет изменение его структурно-динамических компонентов.

Сейчас нужно более глубоко и разносторонне рассматривать проблему соотношения личности и социума, индивидуального и общечеловеческого в образовании: выбор учителем технологий обучения и воспитания должен в равной степени учитывать культурные требования общества и индивидуально-психологические нормативы личности.

Следует отметить существующий в обществе социальный образец — образ учителя как субъекта. Если в технике есть вполне оправданный культ стандарта, в науке о природе тоже есть много общих законов, то в мире людей нужен культ индивидуального подхода: схемы мышления, приводящие к успеху в области наук о природе и в технике, не всегда уместны в применении к человеку, который изобразительно борется за сохранение индивидуальной и групповой качественной определенности, за условия существования и развития. Все вышесказанное позволяет констатировать, что не существует единой стратегии для учителей в развитии их индивидуального стиля педагогической деятельности: стратегии саморегулируемого развития стиля деятельности каждого педагога уникальны.

Индивидуальные способности, притязания учителя могут провоцировать его либо обгонять, опережать принятые в профессии нормы, либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности педагогической деятельности.

Это позволяет сформулировать следующие утверждение: задача внешнего воздействия в данной ситуации заключается в обеспечении условий для активизации механизмов саморегулируемого развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя конкретизацией его возможностей, порождаемых изменениями внешней социальной среды. Интенсивность познания и освоения новых ценностей определяется прежде всего профессионально-ориентированными установками учителя, его мотивацией, степенью удовлетворенности педагогической деятельностью. Признание и принятие изменившихся психолого-педагогических приоритетов стимулирует творческий поиск педагога, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

Самоактуализация в психологии: теория, примеры и характеристики

  • Самоактуализация – это полная реализация своего потенциала, полное развитие своих способностей и оценка жизни. Эта концепция находится на вершине иерархии потребностей Маслоу, поэтому не каждый человек достигает ее.
  • Курт Гольдштейн, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу — три человека, которые внесли огромный вклад в наше понимание концепции самоактуализации.
  • Современное понимание самоактуализации, как правило, больше соответствует взглядам Маслоу, чем взглядам Гольдштейна или Роджерса.
  • Согласно Маслоу, внутреннее стремление к самореализации редко возникает до тех пор, пока не будут удовлетворены более основные потребности.
  • Самореализованные люди принимают себя такими, какие они есть, несмотря на свои недостатки и ограничения, и испытывают стремление к творчеству во всех аспектах своей жизни.
  • Несмотря на то, что самоактуализирующиеся люди происходят из разных слоев общества и разных профессий, они обладают заметными общими характеристиками, такими как способность развивать глубокие и любящие отношения с другими.

Самоактуализация (также называемая самореализацией или самосовершенствованием) может быть описана как полная реализация своего потенциала, проявляющаяся в пиковых переживаниях, которые включают в себя полное развитие своих способностей и оценку жизни (Maslow, 1962). ).

Достижение самореализации предполагает полное вовлечение человека в жизнь и реализацию того, на что он способен.

Как правило, состояние самоактуализации рассматривается как достижимое только после удовлетворения основных потребностей человека в выживании, безопасности, любви и самоуважении (Маслоу, 19 лет).43, 1954).

Содержание

Курт Гольдштейн

Хотя термин «самоактуализация» больше всего ассоциируется с Абрахамом Маслоу, первоначально он был введен Куртом Гольдштейном, врачом, специализирующимся в области психиатрии и нейроанатомии в начале 20-го века. .

Гольдштейн (1939, 1940) рассматривал самоактуализацию как конечную цель каждого организма и имел в виду стремление человека к самореализации и склонность индивидуума к самореализации.0031 реализовал свой потенциал.

Он утверждал, что у каждого человека, растения и животного есть врожденная цель реализовать себя таким, какое оно есть.

Гольдштейн указал, что организмы, следовательно, ведут себя в соответствии с этой всеобъемлющей мотивацией.

В своей книге «Организм: холистический подход к биологии, основанный на патологических данных человека» Гольдштейн утверждал, что самоактуализация включает в себя тенденцию максимально актуализировать индивидуальные способности организма (Goldstein, 2000).

Согласно Гольдштейну (1940), самоактуализация — это не обязательно цель, которая должна быть достигнута в будущем, а врожденная склонность организма к реализации своего потенциала в любой момент при данных обстоятельствах.

Carl Rogers

Карл Роджерс описал самоактуализацию как непрерывный на протяжении всей жизни процесс, посредством которого самооценка человека поддерживается и усиливается посредством размышлений и переосмысления различных переживаний, которые позволяют человеку восстанавливаться, изменяться и развиваться (Rogers, 1951).

Согласно Роджерсу (1967), в основе человеческого организма лежит «тенденция к актуализации», которая направлена ​​на развитие всех способностей таким образом, чтобы поддерживать или улучшать организм и продвигать его к автономии.

Согласно Роджерсу, люди могут самореализоваться только в том случае, если они имеют позитивное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочно положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя (образ себя) и своим идеальным я (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнет негативное чувство собственного достоинства, которое сделает невозможным самоактуализацию.

Роджерс (1967) утверждает, что структура самости представляет собой непротиворечивый, но изменчивый паттерн восприятия самого себя, который организуется и формируется посредством оценочных взаимодействий.

Однако напряжение между идеальным ощущением себя и своим опытом (или образом себя) может вызвать неконгруэнтность, психопатологическое состояние, возникающее из-за искажения чьей-то единой актуализирующей тенденции.

Для Роджерса (1967) человек, который находится в процессе самореализации, активно исследует потенциал и способности и переживает соответствие между реальным и идеальным Я, является полностью функционирующей личностью.

Стать полностью функционирующей личностью означает, «что человек движется к «бытию», сознательно и принимая процесс, которым он внутренне и на самом деле «является». Он уходит от того, чем он не является, от фасада.

Он не пытается быть больше, чем он есть, с сопутствующим чувством незащищенности или напыщенной оборонительной позиции. Он не пытается быть меньше, чем он есть, с сопутствующим чувством вины или самоуничижения.

Он все больше прислушивается к глубочайшим тайникам своего психологического и эмоционального существа и обнаруживает, что все больше и больше желает быть, с большей точностью и глубиной, тем «я», которым он в наибольшей степени является».

Полностью функционирующие люди находятся в контакте со своими чувствами и способностями и способны доверять своим сокровенным побуждениям и интуиции.

Чтобы стать полноценно функционирующим, человеку необходимо безусловное положительное отношение со стороны окружающих, особенно родителей в детстве.

Безусловное положительное отношение — это отношение принятия других, несмотря на их недостатки.

Однако большинство людей не воспринимают положительное отношение других как безусловное. Они склонны думать, что их будут любить и ценить только в том случае, если они будут соответствовать определенным условиям ценности.

Эти условия ценности создают внутри себя несоответствие между реальным я (каким человек является) и идеальным я (каким, по их мнению, они должны быть или хотят быть).

Абрахам Маслоу

Маслоу, как и Гольдштейн, рассматривал самоактуализацию как реализацию своего потенциала. Однако Маслоу (1967) описал самоактуализацию более узко, чем Гольдштейн, применив ее исключительно к людям, а не ко всем организмам.

Маслоу указал, что у людей есть потребности более низкого порядка, которые обычно должны быть удовлетворены, прежде чем могут быть удовлетворены их потребности более высокого порядка, такие как самоактуализация. Он классифицировал эти потребности следующим образом (Маслоу, 1943):

Иерархия потребностей Маслоу

1.

Базовые потребности:

а. Физиологические потребности (например, в воде, еде, тепле и отдыхе).

б. Потребности в безопасности (например, безопасность и защищенность).

2. Психологические потребности.

а. Потребность в принадлежности (например, близкие отношения с любимыми и друзьями).

б. Потребность в уважении (например, чувство достижения и престижа).

3. Потребности в самореализации (полной реализации своего потенциала).

Самореализация — это последний этап иерархии потребностей Маслоу, поэтому не каждый человек достигает его.

Для Маслоу самоактуализация означала стремление к самореализации или склонность человека реализовываться в том, чем он или она является потенциально.

Люди могут воспринимать эту потребность или сосредотачиваться на ней очень конкретно. Например, у одного человека может быть сильное желание стать идеальным родителем. В другом случае желание может быть выражено в экономическом, академическом или спортивном плане.

Для других это может быть творчески выражено в картинах, картинах или изобретениях.

Маслоу далее объяснил, что самоактуализация включает в себя внутреннее развитие организма. Он утверждал, что самоактуализация больше ориентирована на рост, чем на дефицит (Gleitman, Fridlund & Riesberg, 2004).

Маслоу признавал очевидную редкость самоактуализированных людей и утверждал, что большинство людей страдают психопатологией нормальности.

В отличие от Зигмунда Фрейда, чей психодинамический подход был сосредоточен на нездоровых людях, совершающих тревожное поведение, Маслоу ассоциировался с гуманистическим подходом, ориентированным на здоровых людей.

Следовательно, точка зрения Маслоу более согласуется с позитивным взглядом на человеческую природу, согласно которому люди стремятся реализовать свой потенциал. Эта гуманистическая точка зрения заметно отличается от фрейдистского взгляда на человека как на организм, снижающий напряжение.

Примеры самоактуализировавшихся людей

Выходя за рамки простой теории и предположений, Маслоу определил нескольких людей, которые, по его мнению, достигли определенного уровня самоактуализации (Maslow, 1970).

Здесь следует отметить разнообразие профессий и разнообразие происхождения, которые представляют эти люди, но при этом отвечающие критериям самореализации.

  • Авраам Линкольн (1809-1865; президент США)
  • Альберт Эйнштейн (1879–1955; физик-теоретик)
  • Альберт Швейцер (1875-1965; писатель, гуманитарный деятель, теолог, органист, философ и врач)
  • Олдос Хаксли (1894–1963; философ и писатель)
  • Барух Спиноза (1632-1677; философ)
  • Элеонора Рузвельт (1884-1962; дипломат и активистка)
  • Джейн Аддамс (1860-1935; общественный деятель, социолог, государственный администратор)
  • Томас Джефферсон (1743–1826; американский президент, архитектор, философ)
  • Уильям Джеймс (1842–1910; философ и психолог)

Характеристики самоактуализированных личностей

Абрахам Маслоу основал свою теорию на тематических исследованиях исторических личностей, которых он рассматривал как примеры самореализовавшихся личностей, включая Альберта Эйнштейна, Рут Бенедикт и Элеонору Рузвельт.

Маслоу исследовал жизнь каждого из этих людей, чтобы оценить общие качества, которые привели каждого из них к самореализации.

Основываясь на описании Маслоу самоактуализирующихся, можно найти несколько поразительных сходств, которые объединяет этих предположительно самореализовавшихся индивидуумов.

Вот некоторые из таких характеристик, которые отличают самоактуализированных индивидуумов от остального человечества (Maslow, 1954, 1970).

  1. Самореализованные люди принимают недостатки других, а также свои собственные, часто с юмором и терпимостью. Самоактуализированные люди не только полностью принимают других, но и верны себе, а не притворяются, чтобы произвести впечатление на других (Талевич, 2017).
  2. Самореализованные люди также, как правило, независимы и находчивы: они с меньшей вероятностью полагаются на внешние авторитеты в управлении своей жизнью (Martela & Pessi, 2018).
  3. Может развивать глубокие и любящие отношения с другими.
  4. Склонность излучать благодарность и поддерживать глубокую признательность даже за обычные благословения в жизни.
  5. Часто может различать внешнее и реальное при оценке ситуаций.
  6. Редко зависят от своего окружения или культуры при формировании своего мнения.
  7. Склонность рассматривать жизнь как миссию, которая призывает их к цели, выходящей за рамки их самих.

Критическая оценка

Несмотря на популярность самоактуализации как концепции, связанной с позитивной психологией и теориями мотивации, она не перестает вызывать критику.

Канадский психиатр Эрик Берн, например, назвал самоактуализацию игрой самовыражения, основанной на вере в то, что нужно добиваться хороших чувств (Берн, 2016).

Кроме того, критики отмечают, что склонность к самоактуализации может привести к позитивному, но нереляционному подходу к людям (Thorne, 1992). Более того, Фриц Перлз заметил, что акцент может легко сместиться со стремления актуализировать ощущение себя на простое стремление создать видимость самоактуализации, которая может ввести в заблуждение (Perls, 1992).

Витц (1994) утверждал, что Маслоу и Роджерс превратили психологическую концепцию самоактуализации в моральную норму. Наконец, возможность самореализации также стала рассматриваться как особая привилегия, предназначенная только для избранных.

В ответ на эти опасения Маслоу признал, что выражение безудержных прихотей и погоня за личными удовольствиями часто ошибочно воспринимаются как самоактуализация (Daniels, 2005). Маслоу также разделял опасения, что эта концепция может быть неправильно понята.

На самом деле, когда многие люди писали Маслоу, описывая себя как самореализовавшиеся личности, Маслоу сомневался, что он достаточно сформулировал свою теорию (Steven, 1975).

Однако Маслоу не считал, что лишь немногие избранные могут достичь состояния самоактуализации. Наоборот, он указывал, что часто люди, живущие в поразительно схожих обстоятельствах, получают совершенно разные результаты в жизни.

Он рассудил, что такая реальность подчеркивает важность отношения как фактора, влияющего на судьбу.

Ссылки

Берн, Э. (2016). Игры, в которые играют людипсихология человеческих отношений . Жизнь пингвинов.

Дэниелс, М. (2005). Тень, самость, дух: очерки трансперсональной психологии (стр. 122) . Академический.

Глейтман, Генри и Фридлунд, Алан и Рисберг, Даниэль. (2004). Психология (6-е изд.) . Нью-Йорк: Нортон.

Гольдштейн, К. (1939). Организм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: американские книги.

Гольдштейн, К. (1940). Человеческая природа . Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета.

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50 (4), 370-96.

Маслоу, А. Х. (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Маслоу, А. Х. (1962). К психологии бытия . Принстон: Компания Д. Ван Ностранда.

Мартела, Ф., и Песси, А.Б. (2018). Значимая работа связана с самореализацией и более широкой целью: определение ключевых аспектов осмысленной работы. Границы психологии , 9, 363.

Маслоу, А.Х. (1970). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Перлз, Ф. С. (1992). В мусорное ведро и обратно . Гештальт Журнал Пресс.

Роджерс, К. (1951). Клиентоориентированность. Терапия , 515-520.

Роджерс, К. (1963) Тенденция к актуализации в отношении «мотивов» и к сознанию. В: Джонс, М.Р., Эд., Небраска Симпозиум по мотивации , University of Nebraska Press, Линкольн, 1-24.

Роджерс, К. (1967). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Лондон: констебль.

Роджерс, К., и Крамер, П. Д. (1995). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Хоутон Миффлин.

Тома, Э. (1963). Симпозиум Небраски по мотивации. Психосоматика, 4 (2), 122–123.

Стивенс, Б. (1975). Работа с телом. Гештальт — это , 160-191.

Торн, Б. (1992). Ключевые фигуры в консультировании и психотерапии. Карл Роджерс. Sage Publications, Inc.

Талевич, Дж. Р., Рид, С. Дж., Уолш, Д. А., Айер, Р., и Чопра, Г. (2017). К всеобъемлющей таксономии человеческих мотивов. PloS один, 12 (2), e0172279.

Вентер, Генри. (2017). Самопревосхождение: ответ Маслоу на культурную близость. Журнал управления инновациями, 4 (4), 3-7.

Витц, ПК (1994). Психология как религия: Культ самопоклонения . Вт. Издательство Б. Эрдманс.

Дополнительная литература

  • Когнитивно-системная реконструкция теории самоактуализации Маслоу
  • Опросник для измерения самоактуализации
  • Опросник: Вы самореализовались?

Как достичь самореализации: 19 характеристик и примеров

Что такое самореализация?

Проще говоря, самореализация происходит, когда вы полностью удовлетворяете свои потребности и полностью раскрываете свой потенциал, то есть делаете все, на что способны. Возможно, вы уже слышали термин «самоактуализация» в связи с завершением иерархии потребностей психолога Абрахама Маслоу, но этот термин был впервые введен в начале 20-го века Куртом Гольдштейном, врачом, специализирующимся в области нейроанатомии и психиатрии.

Он видел в этом конечную цель для каждого живого существа, полагая, что каждое предпринятое действие связано с этой целью. Однако эта концепция не стала популярной, пока Маслоу не начал ее исследовать.

Как обсуждалось в его работе 1943 года под названием «Теория человеческой мотивации»1, Маслоу также считал, что люди, а не все живые существа, будут мотивировать себя на самоактуализацию только после того, как их основные потребности будут удовлетворены. В своей книге «Мотивация и личность » Маслоу объясняет это следующим образом: «Музыканты должны создавать музыку, художники должны рисовать, поэты должны писать, если они хотят быть в конечном счете в мире с самими собой. Какими могут быть люди, такими они и должны быть. должны быть верны своей собственной природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией… Она относится к желанию человека к самореализации, а именно к его склонности становиться на самом деле тем, чем он является потенциально».

Самоактуализация была дополнительно изучена психологом Карлом Роджерсом. В отличие от Маслоу, который рассматривал самоактуализацию как один из многих человеческих мотиваторов, Роджерс рассматривал самоактуализацию как наш только мотиватор. «Организм имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и улучшать переживающий организм», — писал он в своей работе «Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиент-центрированной концепции». Он также не соглашался с Маслоу в отношении пути достижения самореализации, а также в характеристиках человека, достигшего ее.

Характеристики самореализации по Маслоу.

Когда Маслоу объяснял свою теорию, он представил 17 характеристик самоактуализации. Примерно 70 лет спустя, в 2018 году, психолог Скотт Барри Кауфман провел исследование, чтобы определить, как эти характеристики сохраняются в 21 веке. Он обнаружил, что из 17 характеристик самоактуализации Маслоу 10 остаются актуальными и сегодня. «Характеристики самореализации также были связаны с более высоким благополучием по ряду показателей благополучия, включая большую удовлетворенность жизнью, принятие себя, позитивные отношения, мастерство в окружающей среде, личностный рост, автономию, цель в жизни и самотрансцендентный опыт», — объясняет Кауфман в исследовании. Это были 10:

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

1. Постоянная свежесть оценки

Как сказал Маслоу в «Мотивация и личность», «самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью снова и снова, свежо и наивно, ценить основные блага жизни, с благоговением, удовольствие, удивление и даже экстаз, какими бы пресными эти переживания ни казались другим».

2. Принятие

Эта часть самореализации сводится к принятию своих причуд и желаний без чувства необходимости извиняться или стыдиться их. Речь идет о принятии себя полностью таким, какой вы есть.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

3. Аутентичность 

В этом случае вместо того, чтобы пытаться «вписаться» в толпу и вести себя так, как, по вашему мнению, хотят от вас другие, искренний человек сохраняет чувство собственного достоинства и цельности.

4. Невозмутимость 

Вместо того, чтобы бросаться каждый раз, когда что-то идет не так, человек с невозмутимостью принимает это как неизбежность и с достоинством преодолевает их.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

5. Цель

Здесь нет ничего удивительного, это просто означает, что у вас есть цель в жизни и вы чувствуете ответственность за ее достижение. Часто эта цель заключается в том, чтобы помочь другим.

6. Эффективное восприятие реальности

Это относится к людям, которые копают глубоко, чтобы убедиться, что они воспринимают реалии мира. Вместо того, чтобы полагаться на предположения, все сводится к холодным, неопровержимым фактам.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

7. Гуманитаризм 

Эта характеристика предназначена для всех, кто чувствует подлинную связь с другими представителями рода человеческого, испытывает к ним симпатию и привязанность и хочет им помочь.

8. Пиковые переживания 

Это связано с тем, чтобы по-настоящему прожить свою наиболее полноценную жизнь, как и для тех, кто часто чувствует, что перед ними открываются новые горизонты, кто выходит за рамки эгоизма в ситуациях и кто чувствует себя единым с другими организмами. на земле.

9. Хорошая моральная интуиция 

Если вы можете сразу сказать, когда сделали что-то не так, можете доверять себе, чтобы принять правильное решение без особых размышлений, и можете легко отличить правильное от неправильного, у вас хорошая нравственная интуиция.

10. Творческий дух 

Это относится к людям, которые чувствуют связь со своим детским «я» и вносят творческий подход во все, что они делают. «Я научился применять слово «творческий»… не только к продуктам, но и к людям характерологическим образом, а также к действиям, процессам и отношениям», — пишет Маслоу в «К психологии бытия». «Более того, я стал применять слово «творческий» ко многим продуктам, кроме стандартных и общепринятых стихов, теорий, романов, экспериментов или картин». Отсюда термин творческий дух — это гораздо больше, чем просто создание физических вещей.

Характеристики самореализации по Роджерсу.

Считается, что Роджерс самореализовался, чтобы стать «полностью функционирующим человеком». Самоактуализация была непрерывным, длившимся всю жизнь процессом осмысления своей идентичности, отделенным от внешних идей, убеждений, опыта и сущностей. Ниже приведены характеристики, которые он связывал с самореализовавшимися людьми:

1. Открытость опыту

Вместо того, чтобы приходить в жизнь с поднятой защитой, открытость опыту означает, что вы готовы принять то, что происходит, и вам это не угрожает.

2. Доступность для осознания

Это происходит, когда вы живете с недостатком отрицания, четко осознавая и понимая свой опыт. (Вот как повысить свой эмоциональный интеллект, если вам не хватает этой области.)

3. Точная интерпретация переживаний

Подобно осознанию, полностью функционирующий человек должен быть способен интерпретировать события, через которые он прошел, не изменяя их.

4. Я-концепция согласуется с опытом и адаптируется к нему

Самоактуализирующийся человек соединяется со своим опытом, в то же время обладая гибкостью, чтобы адаптироваться к нему.

5. Доверие и ценный опыт

Это способность доверять тому, что с вами происходит, обрабатывать это и исследовать свои ценности на основе этого, не воспринимая их как угрозу себе.

6. Безоговорочное самоуважение

Обладать этой характеристикой означает жить, не сомневаясь в себе и своей ценности, основанной на личном опыте. (Вот несколько способов практиковать любовь к себе.)

7. Адаптивное поведение

Связываясь с открытостью опыту, эта характеристика выходит за рамки этого, чтобы сказать, что человек может творчески адаптироваться к этим новым моментам.

8. Принимает обратную связь от опыта

Если что-то идет не так или вы не полностью удовлетворены, вы будете смотреть на результат и работать над его исправлением в будущем вместо того, чтобы по умолчанию защищаться.

9. Живет в гармонии с другими

Это понимание того, что вы не одиноки в этом и ваши действия влияют на других. Зная это, вы выбираете жить как можно более гармонично с другими.

Как достичь самореализации.

Маслоу считал, что Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт и Альберт Эйнштейн были примерами самореализовавшихся людей. В то время как все невероятные фигуры в истории, каждый может самореализоваться, когда у него есть мотивация. Если вы хотите реализовать себя, вот несколько шагов, которые нужно предпринять:

  • Работайте над принятием себя всем сердцем.
  • Посмотрите, откуда берется ваша мотивация жить изо дня в день и почему.
  • Подумайте, чего вы хотите достичь и почему это принесет вам удовлетворение.
  • Будьте открыты к ударам, которые бросает вам жизнь, не воспринимая их как угрозу вашему самоощущению.
  • Если вы действительно хотите погрузиться, подумайте о том, чтобы поработать с психологом, чтобы определить правильный путь для вас и преодолеть потенциальные препятствия на пути к самореализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *