Разное

Рассказы про равнодушие: Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость»

Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость»

Автор: Guru ·

«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым.
    Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга.
    Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
  5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
  6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом».
    «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
  8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой.
    Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.

Автор: Надежда Сидорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Равнодушие — аргументы из литературы

Тезисы

  1. Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)

  2. Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают. (Альберт Эйнштейн)

  3. Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет. (Алигьери Данте)

  4. Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. Клод Адриан Гельвеций

  5. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

  6. Равнодушие — тяжкая болезнь души. Алексис Токвиль

  7. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. Максим Горький

  8. Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. Антон Павлович Чехов

  9. Равнодушие — есть наивысшая жестокость. Митчел Уилсон

  10. Мир погибнет от равнодушия. Эмманюэль Мунье

Аргументы

А.П. Чехов, «Тоска». Проблема равнодушия раскрывается в рассказе «Тоска». Иона потерял сына и горевал, но все равно вышел на работу, потому что не мог себе позволить выплакаться вволю. Ему казалось, что с людьми будет проще — они выслушают, посочувствуют, позволят старику сбросить бремя с души. Но никому не было дела до горя Ионы. Пассажиры спешили по своим делам и не проявили ни капли сострадания. Им было все равно, что чувствует какой-то кучер. Понимание Иона смог найти только ночью, когда выговорился лошади. Она хотя бы слушала. Этот пример показывает, что равнодушие окружающих приводит человека к изоляции в обществе и состоянию фрустрации.

Н.В. Гоголь, «Шинель». Равнодушие на службе превращается в халатность, а значит, становится настоящим преступлением. В этом мы убеждаемся, читая книгу «Шинель». Башмачкина ограбили на улице, сняли единственную ценность — новую шинель. Клерк и так накопил на нее ценой невероятных лишений, едва ли не голодал. Купить новую он просто не мог. Но чиновники лишь отмахнулись от его горя. Они и не думали искать налетчиков. Им было все равно, что они ограбят еще кого-нибудь. Их это не касалось, вот они и выпроводили Башмачкина, хотя по долгу службы обязаны были ему помочь. А «значительное лицо» и вовсе накричало на просителя, чтобы порисоваться перед знакомым. Этот пример говорит о том, что равнодушие ведет к распространению беззакония.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Равнодушие ведет личность к нравственному оскудению и апатии. Такой человек не найдет счастья в жизни. Это доказывает пример из романа «Евгений Онегин». Главный герой с детства был обделен вниманием родителей, поэтому не смог научиться эмпатии и отзывчивости. К чувствам других людей он относился равнодушно. Даже направляясь к своему умирающему дяде, Евгений думал лишь о наследстве и не жалел старика. Без внимания он оставил и состояние своего друга. Владимир приревновал Ольгу и страдал по-настоящему, когда Евгений лишь забавлялся и развлекал себя. Такое отношение к людям привело героя лишь к одиночеству и самобичеванию. Он так и не смог обрести себя, цель жизни, семью, потому что ко всему был безразличен.

И.А. Бунин, «Красавица». Равнодушие приводит людей к ожесточению. Это доказывает пример из рассказа «Красавица». Главная героиня стала мачехой для маленького мальчика и тут же его невзлюбила. Новая жена диктовала свои правила и мужу, который безропотно подчинился. Вместе они стали игнорировать ребенка и его нужды. Дошло до того, что он и двух слов не мог связать — никто ему не отвечал. Тенью ходил он по родному дому. А мачеха выселила его даже с кровати, убедив мужа в том, что сынишка ее испортит. Герой стал жертвой равнодушия взрослых, которое превратило их в чудовищ, ослепленных эгоизмом.

К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Равнодушие близких людей ранит сильнее, чем что бы то ни было. В этом мы убеждаемся, читая рассказ Паустовского. Катерина Петровна жила одна в деревне и получала весточки от единственной дочери крайне редко. Настя же была слишком занята своей карьерой, чтобы уделить матери должное внимание. На просимы матери позвонить или приехать она всегда отмахивалась очередной отсрочкой. Но пришло время Катерине Петровне умирать. Телеграмму об этом Настя отложила. И не успела попрощаться с матерью. Ее похоронили жители села. Героиня только тогда поняла, как сильно ошиблась! Равнодушие привело к тому, что Настя не сумела попрощаться с самым дорогим человеком и осталась совершенно одна с грузом вины на душе.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Равнодушием отличался и главный герой романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Внешней красотой Дорина Грея восхищались многие, привлекательность стала главным и единственным достоинством юноши, потерять которое он боялся больше всего. Увидев свой портрет, искусно нарисованный Бэзилом Холлуордом, Дориан загадал желание – навсегда остаться молодым. Удивительно, но мечта была исполнена, однако за получение желаемого пришлось дорого заплатить, Дориан буквально отдал свою душу за возможность избежать старости. Он совершил невероятное количество преступлений и ужаснейших поступков: именно он стал причиной смерти любимой девушки, постоянно посещал притоны, употреблял запрещённые вещества, убил лучшего друга. Дориан искренно радовался, когда старший брат погибшей возлюбленной умер от случайно выпущенной стрелы, ведь его смерть означала его свободу от гнёта прошлого. Дориан Грей эгоистичен и бесчувственен, он не задумывался о чувствах людей, судьбы которых разрушались из-за него. Таким образом, равнодушие – качество, губительное для личности. Отсутствие сострадания и сочувствия говорят о бездушии человека, его излишней гордыне. 

И. А. Гончаров «Обломов». В романе И. А. Гончарова поднимается множество проблем, в том числе тема апатии и равнодушия. Жизнь Ильи Ильича Обломова была невероятно однообразна, и в этом был виноват сам герой произведения. Лень полностью подчинила себе Обломова, Илья Ильич постоянно лежал на старой кровати, в ужаснейшем халате, ел, спал и больше ничем не занимался. Конечно, мечты о светлом будущем всё ещё грели его душу и заставляли верить в то, что он сможет измениться, но в результате все желания оставались несбыточными, потому что Обломов не прилагал усилий для их осуществления. Обломов не был эгоистичен, его на самом деле интересовала судьба любимой девушки, друга, своих слуг, но его равнодушие к собственной жизни стало губительно для него и для всех. К сожалению, такое поведение привело к тому, что Илья Ильич окончательно испортил своё здоровье и умер раньше своих сверстников. Таким образом, равнодушие – это безразличное отношение человека не только к жизни окружающих, но и к собственной судьбе. Отрицательная черта характера препятствует развитию личности, делает людей ленивыми, безучастными к абсолютно любым, даже по-настоящему радостным событиям. Никто не должен равнодушно относиться к себе и своему внутреннему миру, важно думать о постоянном саморазвитии, иначе существует огромный риск прожить свою единственную жизнь, так и не став счастливым. 

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Обратимся к рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором также раскрывается тема равнодушия. Главный герой произведения был мужчиной, всю свою жизнь усердно работавшим ради благополучия жены и дочери. Когда ему уже было за пятьдесят, он решил вознаградить себя за труд и вместе со своей семьёй отправился в круиз. К сожалению, путешествие не закончилось благополучно, от сердечного приступа господин из Сан-Франциско умер. Никто не оказал должного уважения к семье покойника, члены экипажа поместили тело в ящик из-под воды и убрали в трюм, лишь бы никто не видел. Людям стало совершенно безразлично несчастье пассажиров. В этом обществе люди были равнодушны, уважение могли заслужить лишь те, кто представлялся «денежным мешком», способным обеспечить себя всем необходимым. Отсутствие сострадания и милосердия делают людей жестокими, ведь ни один человек не подумал о том, насколько трагичной оказалась смерть главного героя для его близких, даже хозяин корабля разговаривал с женой и дочерью погибшего грубо. Таким образом, для человека нет ничего страшнее равнодушия. Негативная черта характера делает мир жестоким. 

Г. Х. Андерсон «Девочка со спичками». Обратимся к сказке Г. Х. Андерсона «Девочка со спичками», в котором также затрагивается тема равнодушия. В канун нового года маленькая девочка была вынуждена продавать спички на улице. Несмотря на ужаснейший холод, на главной героине произведение было надето лишь лёгкое платьице: ни на тёплую куртку, ни на обувь денег не хватало. Отец не пускал дочь домой, пока та не продаст все товары. Девочка сидела и постепенно жгла спички одну за другой, пламя давало ей чувство тепла и уюта, заставляло вспомнить о доброй бабушке. Никто из прохожих не обратил внимания на замерзающего ребёнка, все были слишком заняты собственными делами, предновогодняя суета ослепила каждого. Девочка погибла, мороз оказался слишком силён, ведь даже самый здоровый и крепкий человек не смог бы выдержать такого холода. Бесчувственность и эгоизм прохожих погубили жизнь девочки, они могли помочь ей, но никто не проявил сочувствия, и малышка осталась наедине с собственным несчастьем. Таким образом, равнодушие – одно из ужаснейших качеств личности. Человек, обладающий этой чертой характера, никогда никому не поможет, он способен думать лишь о собственных проблемах и успехах.

Продолжение подборки следует…

Опасности безразличия

Опасности безразличия
  • ДОМ
  • /
  • Разговоры
  • /
  • Слова постоянного интереса
  • /

Переживший Холокост и лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель произнес эту речь 12 апреля 1999 года в Белом доме в рамках серии лекций тысячелетия.

Отредактированная версия его обращения.

Эли Визель Опубликовано 5 апреля 2021 г. 16:35:26 IST

затвор

Пятьдесят четыре года назад в тот день, молодой еврейский мальчик проснулся, в месте вечного позора под названием Бухенвальд. Наконец он был свободен, но в его сердце не было радости. Освобожденный днем ​​ранее американскими солдатами, он помнит их ярость от увиденного. И даже если он доживет до глубокой старости, он всегда будет благодарен им за эту ярость, а также за их сострадание. Хотя он не понимал их языка, их глаза говорили ему то, что ему нужно было знать, — что они тоже будут помнить и свидетельствовать.

Благодарность — это слово, которым я дорожу. Благодарность — это то, что определяет человечность человека.

Мы на пороге нового века. Каким будет наследие этого уходящего века? Несомненно, он будет судим, и судим строго. Эти неудачи бросили на человечество мрачную тень: две мировые войны, гражданские войны, бессмысленные убийства — Ганди, Кеннеди, Мартина Лютера Кинга, Садата — кровавые бани в Камбодже и Нигерии, Индии и Пакистане, Ирландии и Руанде; бесчеловечность в ГУЛАГе и Хиросиме. И, на другом уровне, Освенцим и Треблинка. Столько насилия, столько равнодушия.

Что такое равнодушие? Этимологически это слово означает «без разницы». Неестественное состояние, в котором стираются грани между светом и тьмой, жестокостью и состраданием, добром и злом. Каковы его неизбежные последствия? Это философия? Можно ли рассматривать равнодушие как добродетель? Нужно ли иногда практиковать его, чтобы сохранить рассудок, нормально жить, когда мир вокруг нас переживает мучительные потрясения?

Конечно, равнодушие может быть заманчивым — соблазнительным. Отвести взгляд легче. Гораздо легче избежать таких грубых помех нашей работе, нашим мечтам, нашим надеждам. Ведь неловко, хлопотно быть причастным к чужому отчаянию. Однако для равнодушного человека его ближний не имеет никакого значения. И, следовательно, их жизнь бессмысленна. Их мучения не интересны. Безразличие сводит другого к абстракции.

В некотором смысле безразличие к страданию делает человека бесчеловечным. Равнодушие, в конце концов, опаснее гнева и ненависти. Гнев иногда может быть творческим. Кто-то пишет великое стихотворение, кто-то делает что-то особенное ради человечества, потому что он зол на несправедливость, свидетелем которой он является. Но равнодушие никогда не бывает созидательным. Даже ненависть иногда может вызвать реакцию. Вы боретесь с этим. Вы осуждаете это. Равнодушие не вызывает никакой реакции. Равнодушие — это не ответ.

Равнодушие — это не начало, это конец. И, следовательно, безразличие всегда друг врага, ибо оно выгодно агрессору, но никогда — его жертве, чья боль усиливается, когда он или она чувствует себя забытым. Политический заключенный в своей камере, голодные дети, бездомные беженцы — не откликнуться на их бедственное положение, не облегчить их одиночество, предложив искру надежды, — значит изгнать их из человеческой памяти. И, отрицая их человечность, мы предаем свою собственную.

Таким образом, равнодушие не только грех, но и наказание. И это один из самых важных уроков широкомасштабных экспериментов уходящего века в добре и зле.

Там, откуда я родом, общество состояло из трех простых категорий: убийц, жертв и свидетелей. В самые мрачные времена, в гетто и лагерях смерти мы чувствовали себя брошенными, забытыми. Все мы сделали.

И нашим единственным жалким утешением было то, что мы считали Освенцим и Треблинку строго охраняемыми секретами; что лидеры свободного мира не знали, что происходит за этими черными воротами и колючей проволокой; что они ничего не знали о войне против евреев, которую гитлеровские армии и их сообщники вели как часть войны против союзников. Если бы они знали, эти лидеры, несомненно, сдвинули бы небо и землю, чтобы вмешаться. Они высказались бы с большим возмущением и убеждением.

А теперь мы узнали, мы обнаружили, что Пентагон знал, Государственный департамент знал. Что случилось? Я не понимаю. Почему на высшем уровне безразличие к страданиям жертв?

Были люди, чувствительные к нашей трагедии. Почему их было так мало? Почему некоторые из крупнейших корпораций Америки продолжали вести дела с гитлеровской Германией до 1942 года? Было высказано предположение, и это было задокументировано, что вермахт не мог бы осуществить свое вторжение во Францию ​​без нефти, полученной из американских источников. Как объяснить их равнодушие?

И все же в этом травматичном веке произошли и хорошие вещи: поражение нацизма, крах коммунизма, возрождение Израиля на его исконной земле, крах апартеида, мирное соглашение в Ирландии.

А потом, конечно, совместное решение США и НАТО вмешаться в Косово и спасти тех жертв, тех, кого вырвал с корнем человек, которого я считаю, что из-за его преступлений следует обвинить в преступлениях против человечности. Но на этот раз мир не молчал. На этот раз мы отвечаем, мы вмешиваемся.

Значит ли это, что мы извлекли уроки из прошлого? Стал ли человек менее равнодушным и более человечным? Становимся ли мы менее равнодушны к бедственному положению жертв этнических чисток и других форм несправедливости в ближних и дальних местах? А как насчет детей? О, мы видим их по телевизору, читаем о них в газетах и ​​делаем это с разбитым сердцем. Их судьба всегда самая трагичная, неизбежная. Когда взрослые ведут войну, дети гибнут.

Итак, я снова думаю о молодом еврейском мальчике из Карпат. Он сопровождал старика, которым я стал на протяжении всех этих лет поисков и борьбы. И вместе мы идем к новому тысячелетию, ведомые глубоким страхом и необычайной надеждой.

 

Вам нравится эта история?