Разное

Путь опытного изучения явлений – _ — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. Отдельные

_ — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. Отдельные

_ — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
(*ответ*) Формализация
 Математизация
 Абстракция
 Моделирование
_ — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.).
(*ответ*) Идеализация
 Абстрагирование
 Анализ
 Дедукция
_ методы – способы научного познания, выработанные непосредственно теорией права и государства.
(*ответ*) Частно-правовые
 Общенаучные
 Специальные
 Частно-научные
_ отражает качественную сторону правовой системы, ее характер и степень развития.
(*ответ*) Правовая культура
 Правовая практика
 Научное познание

 Юридический факт
_ – активная сторона правовой системы, которая оказывает обратное воздействие на право и другие её элементы: в соответствии с потребностями практики изменяется законодательство, развиваются юридическая наука и правовая культура
(*ответ*) Правовая практика
 Научное познание
 Юридический факт
 Правовая культура
_ – доктрина, утверждающая опытное происхождение наших знаний, последовательно приходит к отрицанию особой роли разума (и его построений).
(*ответ*) Классический эмпиризм
 Идеалы и нормы научного познания
 Эмпирический уровень познания
 Эмпиризм
_ – преобладает живое созерцание (чувственное познание правовых явлений), а рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчинённое значение.
(*ответ*) Эмпирический уровень познания
 Идеалы и нормы научного познания
 Эмпиризм
 Классический эмпиризм
_ – слова и словосочетания, которые обладают особым правовым значением, например брак, развод, алиментирование.
(*ответ*) Юридические термины
 Общезначимые термины
 Рационализм (в широком смысле)
 Юридическая техника
_ — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
(*ответ*) Эмпирический закон
 Научный факт
 Анализ
 Синтез
_ — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
(*ответ*) Индукция
 Дедукция
 Синтез
 Анализ
_ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
(*ответ*) Анализ
 Научный факт
 Эмпирический закон
 Синтез
_ метод предполагает рассмотрение явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью
(*ответ*) Системно-структурный
 Частно-правовой
 Общенаучный
 Специальный

www.soloby.ru

Олимпиада по обшчествознанию.9кл. шк.етап | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 КЛАСС. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.
2015 – 2016 учебный год
Время выполнения 60 минут.
1.Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
1. Выберите из списка большие социальные группы:
1) семья;
2) сословия;
3) общественные классы;
4) этнические общности;
5) школьный класс.
2. Определите признаки правового государства:
1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства;
2) наличие конституции;
3) принцип разделения властей;
4) верховенство права над институтами власти;
5) законотворческая деятельность.
1 2
2. Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально
точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска,
воздушно-десантные войска.
3.Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленныеэлементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данномуоснованию:
Авторский гонорар, квартальная премия, заработная плата, контрибуция,
дивиденды по акциям.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленныеэлементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данномуоснованию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.
5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,
если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1. Правительство РФ определяет основные направления оборонной
политики и осуществляет руководство обороной страны.
2. Одной из причин безработицы является изменение потребительскогоспроса на товары и услуги.
3. Любая религия предполагает наличие связи между человеком и
всемогущим Богом, возможность взаимодействия человека с ним.
4. Примером массовой культуры могут служить популярные сегодня улюдей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные
развлечения.
Ответ:
1 2 3 4
6.Решите задачу.
Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?
7. Соотнесите структурные элементы политической системы общества с иллюстрирующими их примерами:

Примеры Структурные элементы
А) государство 1)политический институт

Б) реформирование 2)политический процесс
В) общественные движения
Г) демократизация
Ответ:
А Б В Г
8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из

educontest.net

Методы научного познания. Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация

I


 

Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравне­ние

Универсальные

Анализ и син­тез, дедукция и индукция,ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация

Единство истори­ческого и логиче­ского, восхожде­ние от конкретно­го к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация


 

Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившее­ся) — отражение объективного факта в человеческом созна­нии, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противополож­ных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разре­шения.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательствег проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточ­няются и конкретизируются, либо отбрасываются как за­блуждение.

Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, иссле­дование) — наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.

Структура теории

• Исходные основания; фундаментальные понятия, прин­ципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.

Идеализированный объект данной теории.

• Логика и методология, применяемые для построения теории.

• Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объектив­ная закономерность превращается в правило действия субъ­екта (исследователя).



Научный метод характеризуется двумя важными качест­вами — строгостью и объективностью.

Среди эмпирических методов научного познания боль­шую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение Эксперимент. (лат. expenmentum — проба, опыт)
Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования Исследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследования Наличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естест­венной ограниченности че­ловеческих органов чувств Создание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

 

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis —разложение) — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час ти.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшест­вует синтезу, во и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и де­дукции, которые обусловливают друг друга в процессе позна­ния.

Индукция (лат. inductio — наведение) —

путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, от-

ношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modeie, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объек та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительно­го времени и т. п.

Абстракция (от лат, abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеали­зация — мыслительный акт, связанный с образованием не­которых абстрактных объектов, принципиально не осу­ществимых в опыте и действительности. Примерами иде­ализированных объектов могут быть; «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадле­жит единство исторического и логического.

Исторический метод Логический метод
Связан с освещением раз­личных этапов развития объектов в их хронологиче­ской последовательности, в конкретных формах про­явления * Описание исторического процесса во всем его много­образии, с учетом его непо­вторимых, индивидуаль­ных особенностей Связан с воспроизведением в те­оретической форме, в системе абст­ракций сущности, основного со­держания исторического процесса Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизве­дя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в сня­том виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и глав­ных вех его истории

 

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логиче­ский без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, полу­
чивший название восхождения от абстрактного к конк­ретному.

Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного по­знания обеспечивает их объективную истинность и возрас­тающее влияние на научно-технический прогресс.

Образец задания

____ (4). Научное ___ (5) и выраба- (6), отличный от

| В6. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в (1), за­конах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отноше­ние познающего____________________ (2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим ________________ (3), она ис-

следует со стороны закономерностей и _

познание опирается на систему_________

тывает свой собственный______________

обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск, Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

A) вопрос Е)теория Б) предмет Ж) язык

B) проблема 3)субъект Г) метод И) причина Д) схема

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. За­пишите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

122

 

Ответ: ЕЗБИГЖ.

megaobuchalka.ru

4.2. Возрождение интереса к наблюдениям при изучении явлений природы

Несмотря на жестокое давление со стороны церкви происходит постепенное накопление и положительных знаний о природе. В этом отношении велика роль арабских ученых Абу Али Ибн-Сина (Авиценна, 980—1037) и Ибн-Рошда (Аверроэс, 1126—1198), высту­павших длительное время вершителями умов и идей. «Канон меди­цины» Авиценны, остававшийся наиболее авторитетным руководством на протяжении нескольких сотен лет, содержал не только сведения медицинского характера (анатомия, физиология, патология), но и по ботанике, геологии и зоологии. В своих сочинениях он стремился вернуть че­ловечество к наблюдениям природных явлений и объектов, возродить творческий дух Аристотеля и Галена в науке.

Это стремление еще более ярко проявилось в трудах Ибн-Рош­да, который обсуждал и такие вопросы как происхождение мате­рии и духа в противопоставление религиозным учениям. Он был увлечен Аристотелем и считал его «высшим типом совершенства», защищал идеи Аристотеля от искажений в арабской литературе. Он стоял на позициях, что природа (в том числе и живая) возникла и развивается закономер­но, без вмешательства божественного начала. Ибн-Рошд отрицал индивидуальное бессмер­тие души человека, не видел разницы в умственном развитии мужчин и жен­щин при равных социальных условиях; считал, что душа — функция материи и связана с мозгом, она умирает вместе с телом.

Арабские мыслители не отличались самобытностью в своих по­исках. Тем не менее они заслуживают уважения за стремление к рас­пространению и сохранению античных знаний, что оказало положи­тельное влияние на мыслителей VШ-ХШ вв. и на развитие естествознания.

Альберт Великий (Альберт фон Больштедтский, 1193—1280), последователь Аристотеля и разносторонний ученый, пытался при­мирить философию и богословие. Написал 7 книг о растениях, при­знавал наличие у них души, выполнявшей функции роста, питания и размножения. Растения делил на деревья, кустарники, полукус­тарники и травы. Грибы считал организмами, промежуточными ме­жду животными и растениями. Дал описания частей ствола, ветвей, формы и величины листьев, окраску и запах цветов и плодов, ма­сел, ядов, меда, воска; рассматривал такие функции растений как размно­жение, питание и зимний сон, применял размножение черенками. Писал о способах обработки земли, посевах и прививках, интересо­вался превращением одних растений в другие через изменения ка­чества семян и почвы. Так, якобы, дикие растения превращались в культурные. По обширности знаний, силе ума Альберт Великий яв­ляется самым выдающимся ботаником после Теофраста и до Цезальпино.

Альберт Великий допускал возможность превращения пшеницы в ячмень за 2 – 3 года и наоборот. Та­кие же изменения он допускал у растений в результате трансплан­тации и черенкования. При этом, якобы, можно достичь превраще­ния бука в березу, дуба в виноград при посадке изолированных ветвей в почву. Много внимания он уделял и животным. При этом описания животных часто сопровождаются фантазиями о комбини­ровании разных жидкостей из органов, превращении лошадиного волоса в волосатика в воде, о лошади со странными частями тела от слона и быка, саламандры, способной жить в огне.

О биологии в средние века приходится говорить лишь ус­ловно. Она еще не выделилась в самостоятельную область знаний с собственным предметом изучения. Источником биологических зна­ний служили вышеупомянутые интерпретации античных авторов и публикации фантастического характера.

Фантазия о сотворении мира достигла предела в трудах Фомы Аквинского (1225—1274), пытавшегося согласовать веру и зна­ния. Он учил, что природа создана и управляется Творцом, созерца­ние творений природы должно приближать человека к «бессмерт­ному и вечному». Фому Аквинского занимала и проблема разума и ин­стинкта. У животных он отрицал разум, признавал наличие только чувственного восприятия. Инстинкты рассматривал как свойство, унаследованное от родителей. Они лишь только внешне напомина­ют сознательную деятельность, но лишены целенаправленности и сознания.

На фоне мистики и схоластики очень ярко и неожиданно появляется призыв к рациональному восприятию мира со стороны английского философа и естествоиспытателя Роджера Бэкона (1214—1294). Он преподавал в Парижском университете и в Оксфорде. В 1257 г. стал монахом — францисканцем. Занимался математикой, физикой, алхимией.

Получение точных знаний он считал возможным только путем опыта и наблюдений. Основой его взглядов служил тезис, что природа управляется естественными законами без всякого участия духов. Для доказательства ссылался на функции органов зрения, подчиняющихся законам опти­ки— преломление и отражение света. «Без опыта нет знания», учит Р.Бэкон. Он подробно описывает строение глаза, конкретизи­руя роль каждой структуры (зрачка, нервов, хрусталика, век, рес­ниц). В то же время, оставаясь в рамках своей эпохи, наличие двух глаз у человека объясняется необходимостью поддержания красоты лица, а также тем, что Творец предусмотрел сохранение зрения при потере одного глаза в несчастных случаях.

Р.Бэкон бросает вызов святому престолу как ставшему «добы­чей обмана и лжи» и притеснителем его физических опы­тов. За свой бунтарский дух он более 20 лет провел в тюрьмах, и его труды оказались в забвении. Бэкон обращает внимание на зна­чение науки в жизни человека и ее основные задачи. При условии познания законов природы он считал возможным построить аппараты пла­вания без гребцов, соорудить повозки, двигающиеся без животных, летательные машины и мосты без подпорок и т.д. Однако значение науки видел и в укреплении религиозного сознания через познание результатов творения путем наблюдений.

Р.Бэкон авторитетам в науке предлагает противопоставить разум и опыт как взаимосвязанные предпосылки получения истинных знаний. Он подчеркивал, что умозрительно, без опыта, нельзя получить точные знания. Только с достижением таких знаний человек имеет возможность управлять природой. Органические живые тела он рассматривал как результат комбинации тех же элементов и жидкостей, из кото­рых сложены тела неорганические. Признавал роль озарения в науке (т.е. научной интуиции).

Представляют интерес и его мысли о соотношении чувственного и разумного начала в животном мире. Он учит, что в познании мира животные исключительно пользуются органами ощущения и инстинктами. Инстинктивная деятельность — длительный результат чувственных восприятий предметов в поколениях. Так, пчела продолжает строить шести­гранные соты и без пустот между ними в каждом поколении.

Заслу­живают внимания и идеи Бэкона о продлении жизни человека; с негодова­нием он пишет о людях, прожигающих свою жизнь благодаря всяким извращениям и невежеству. Рациональный режим, активность дви­жений и отказ от злоупотреблений — залог долголетия.

Заканчивая общую характеристику представлений о живой при­роде в феодальном средневековье, следует обратить внимание на господство схоластики в ее толковании. В указанный период биоло­гии как таковой не существовало, она была придатком философии и медицины. Положительные биологические знания касались лишь практических аспектов использования животных и растений, а так­же медицины. Эта эпоха не только ничего не дала для развития эволюционной мысли, а, напротив, сделала все, чтобы опровергнуть даже ее крупицы, добытые в античном мире. Тем не менее в сред­невековье были предприняты попытки освободить естествознание от оков церкви и поднять интерес к опытам и наблюдениям. Этот призыв был живо воспринят с развитием производительных сил и производственных отношений капиталистической формации.

studfiles.net

СГА ответы Комбат бесплатно — 4791.02.01;МТ.01;1

Верны ли определения?
А) «Для современного состояния юридической науки характерно не только использование данных других наук, но и совместное с ними проникновение в сущность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию» (Керимов Д.А.).
В) «Юридические науки в настоящее время страдают крайней догматичностью, в том смысле, что они основываются постоянно на понятиях, которые воспринимаются ими без всякой критики» (Шершеневич Г.Ф.).
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) «Общая философская сторона юридического метода до сих пор ещё почти не тронута в литературе» (Стоянов А.Н.).
В) «В методологии права выделяют три блока элементов: блок логики, блок концептуальных идей и концептов теории, блок принципов и блок методов познания» (Малахов В.П.).
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) «Плоха юридическая практика, не подкреплённая теоретическим светом, как и безжизненная теория, не вытекающая из практики» (Шершеневич Г.Ф.).
В) «Понятие права – это… направленное на практику понятие» (И. Кант).
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.
В) Гипотетико-дедуктивный метод — способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) В легистском позитивизме государство вторично, право первично.
В) Родоначальником и крупнейшим представителем легистского неопозитивизма, возникшего в первой половине XX века, был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881 — 1973).
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Исторический метод научного познания связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
В) Логический метод научного познания связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Конкретно-социологические исследования нацелены на изучение социальной обусловленности государственно-правовых институтов, эффективности их действия, раскрытие их взаимодействия с другими социальными институтами, определение оптимальных путей совершенствования политико-правового механизма в стране (Пиголкин А.С.)
В) Многие учёные юриспруденции считают, что познание права предполагает использование догматического, философского (диалектического), исторического и сравнительного методов
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Либертарный тип правопонимания проводит различие права и закона, объясняя приоритет права перед законом, приоритет содержания перед формой
В) Концепция либертарного правопонимания разработана В.С. Нерсесянцем и развивалась в трудах его последователей — В.А. Четвернина Л.И. Спиридонова
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
В) Универсальным методом научного познания является аналогия
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический
В) Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического уровня научного познания.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Общая теория государства и права в отличие от других наук изучает государство и право в политико-правовом аспекте и в меньшей степени касается философских, политологических и социологических сторон.
В) Теория государства и права формулирует правовые идеи, принципы и общие положения, которые имеют основополагающее значение для правоведения в целом.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Основные постулаты либертарного правопонимания: право — это нормы и требования свободы людей; правовые нормы и требования обязательны для всех, и поэтому они должны быть зафиксированы в форме законов
В) Либертарное правопонимание направлено как против легизма, так и против социологического подхода к праву, т.е. против смешения права с неправовыми социальными нормами.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий — возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
В) Понятие юридического факта объединяет два противоречивых, но неразрывно связанных момента: это явление действительности — событие или действие (материальный момент), порождающее в силу указания норм права определенные правовые последствия (юридический момент).
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Понятие аксиологии впервые появилось в работах П. Лапи и Э. фон Гартмана.
В) Социологическое направление в правоведении является «самым важным… и это не только потому, что в пределах последнего лежат самые важные задачи правоведения, но и потому, что разрешение этих задач окажет самое благодетельное влияние как на догматику, так и на историю права» (Гредескул Н.А.).
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Синергетика изучает самоорганизационные процессы, происходящие в сложных открытых системах.
В) Абстрагирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Создатели легистского позитивизма — в Англии — Д. Остин, в Германии — П. Лабанд, в России — Г. Ф. Шершеневич.
В) В легистском позитивизме понятие права определяется через понятие государства, без которого с позиции сторонников подобного правопонимания не может быть и права.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Социологическое правопонимание допускает права человека, не вытекающие из закона, но защищаемые судом.
В) Этическое правопонимание объясняет право через понятие справедливости, одновременно различая по содержанию право и закон.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Социологическое правопонимание складывалось путем распространения социологических методов познания в юриспруденции.
В) Р.Паунд считал, что юридическая наука должна показывать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей, противопоставляя “право в книгах” и “право в действии”.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
В) Высшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эмпирический и теоретический уровни в современном юридическом познании взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.
В) Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием в итоге), а процессом, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своего опредмечивания.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эмпирический уровень познания — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
В) Теоретический уровень познания — выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Эмпирическое познание осваивает свой объект с помощью таких приёмов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция
В) Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием в нём рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций».
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Этическое правопонимание сводится к существованию идеалов справедливости, которые и выступают основой для формирования представлений о должном праве
В) Либертарное правопонимание трактует право как формальное равенство свободных индивидов, как всеобщую форму свободы людей.
Подберите правильный ответ
Верны ли определения?
А) Юридическая наука (правоведение) является одной из отраслей, входящих в систему гуманитарных (общественных) наук.
В) Предметом юридической науки является такое важное для жизни общества социальное явление, как право в качестве регулятора отношений между людьми и их коллективами, взаимоотношений государства и личности» (Пиголкин А.С.).
Подберите правильный ответ
________ функция юридической науки заключается в том, что в рамках этой науки познается право, процесс его действия и другие правовые явления.
________ – совокупность определенных правил, средств и приемов, используемых юристами при разработке и реализации правовых предписаний.
________ — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
_________ — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
_________ – знание о нашем незнании.
_________ – научное учение о праве (Е. Эрлих).
_________ – разработанное в ХХ столетии научное направление, которое исследует процессы самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных системах.
_________ – слова и словосочетания, которые употребляются в юридическом контексте в общепринятом смысле, например муж, жена, дети.
_________ – совокупность определённых концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе её развития.
_________ – такая доктрина, которая обосновывает только опытное происхождение всего нашего знания.
_________ – часть правовой системы, которая представляет собой совокупность знаний о правовых явлениях, праве и регулятивном воздействии права на общественные отношения
_________ — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
__________ — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.).
__________ методы – способы научного познания, выработанные непосредственно теорией права и государства.
__________ отражает качественную сторону правовой системы, ее характер и степень развития.
__________ – активная сторона правовой системы, которая оказывает обратное воздействие на право и другие её элементы: в соответствии с потребностями практики изменяется законодательство, развиваются юридическая наука и правовая культура
__________ – доктрина, утверждающая опытное происхождение наших знаний, последовательно приходит к отрицанию особой роли разума (и его построений).
__________ – преобладает живое созерцание (чувственное познание правовых явлений), а рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчинённое значение.
__________ – слова и словосочетания, которые обладают особым правовым значением, например брак, развод, алиментирование.
__________ — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
__________ — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
___________ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
___________ метод предполагает рассмотрение явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью
___________ – доктрина общей рациональности, утверждающая в противоположность иррационализму рациональный, разумный, логичный характер познания в целом.
___________ – элемент правовой системы, который включает в себя уровень развития права, правосознания, правовой практики и других явлений, связанных с правом.
___________ — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
___________ — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения
___________ — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
____________ методы – средства познания, используемые во всех областях научного знания.
____________ общей теории государства и права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции
____________ уровень научного познания – характеризуется преобладанием рационального момента (понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций»).
____________ – доктрина, противоположная эмпиризму, т.е. в той или иной степени оспаривающая тезис об опытном происхождении наших знаний.
____________ – такая процедура научного познания, в процессе которой осуществляется раскрытие сущности исследуемого факта, устанавливается внутренняя связь между объясняемым фактом и другими фактами и положениями науки, истинность которых уже доказана
_____________ (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий
_____________ — это то, что существует в юридической действительности, отражает юридическую действительность, юридическую правду, это адекватное отражение в сознании людей права, юридической действительности
_____________ метод – способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим; функциональный метод используется для выяснения предназначения изучаемых явлений
_____________ методы – способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо же социальных наук).
______________ – предположение о неизвестных явлениях (вещах, процессах, законах, фактах действительности) прошлого, настоящего и будущего, выдвигаемое на основе созданных в процессе объяснения научных теорий, законов, гипотез и носящее выводной характер
_______— использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Вещи, свойства, отношения, события, существующие или существовавшие на самом деле, независимо от сознания человека — это
Знание, адекватно отражающее действительность — это
К _________ методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.
К частно-научным методам не относятся методы:
Метод ____________ — исследование государственно-правовых категорий (норм, институтов, функций, процессов) с помощью создания моделей, т.е. идеального воспроизведения в сознании объективно существующих объектов, подлежащих изучению.
Метод ____________ — организация практической проверки действия на конкретной территории либо в ограниченный период времени новых, проектируемых норм, обновленной системы регулирования для определения целесообразности и эффективности, предполагаемых мер
Метод _____________ — системно-количественные способы получения, обработки, анализа и обнародования количественных данных о состоянии и динамике развития тех или иных государственно-правовых явлений.
Методологическая процедура, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки — это
Многообразные жизненные обстоятельства, состояния, которые признаются правовыми и с которыми связывают возникновение, изменение и прекращение субъективных прав, юридических обязанностей, юридической ответственности и полномочий — это
Многообразные жизненные обстоятельства, состояния, которые признаются правовыми и с которыми связывают возникновение, изменение и прекращение субъективных прав, юридических обязанностей, юридической ответственности и полномочий — это
Наиболее развитая форма научного знания, представляющая совокупность доказанных и объединённых в единую систему понятий, категорий, законов, принципов, обобщённо отражающих определённую область действительности — это
Научное познание в плане _________ есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреплённых в языке – естественном или – что более характерно – искусственном (в формулах, математической символике и т.п.).
Обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам объективного мира, ранее доказанным положениям науки, дающее первоначальное объяснение исследуемым явлениям и на этой основе предсказывающее новые — это
Обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование — это
Объективная область исследования той или иной науки — это
Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира – это
Одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, соответствуют они или не соответствуют требованиям морали и права; процедура выбора на основании ценностей, выступает в форме осознания значимости вещи для деятельности человека – это
Особенности умственной деятельности определенного человека, народа, нации; устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности, совокупность и предрасположенность индивидов к определенному типу мышления и действия – это
Отражённые сознанием, зафиксированные в языке науки в виде суждений и включённые в определённую научную теорию — это
Правовая практика не включает в себя такой вид юридической деятельности как
Признание ценности человека как личности, её права на свободное развитие и осуществление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений — это
Процедура научного познания, в процессе которой осуществляется систематизация и понятийное выражение непосредственных, эмпирических данных, полученных в результате наблюдения или эксперимента — это
Разновидность духовного производства, результатом которого выступает знание в своих многообразных формах – это
Система подходов, методов и принципов научного изучения государственно-правовых явлений – это
Событие или явление действительности, зафиксированное средствами, которые вызывают доверие науки и описаны при помощи научных понятий или категорий — это
Совокупность способов целесообразного проведения работы: собирание, упорядочивание и прояснение способов эффективного использования определённых методов в конкретных ситуациях познания и деятельности — это
Учение о ценностях, являющееся одним из важных разделов философских теорий XIX-XX вв. — это
Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи — это
Форма организации юридического познания (Нерсесянц В.С.) — это
Функция обшей теории государства и права, которая проявляется по отношению к другим юридическим наукам, называется
Функция обшей теории государства и права, которая состоит в выработке научных концепций, правовых понятий, категорий, механизмов воздействия, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права, называется
Функция общей теории государства и права, которая заключается в том, что эта наука отвечает на вопросы: что есть государство и право в своем бытии, как они возникли и каким закономерностям подчиняются в своем развитии и функционировании, называется
Юридическая техника делится на правоприменительную и

antimuh.ru

Исследование — это… Что такое Исследование?

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо[1].

Научное исследование, основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения природы и свойств окружающего мира. Такое исследование может иметь практическое применение. Научные исследования могут финансироваться государством[2], некоммерческими организациями[3], коммерческими компаниями и частными лицами. Научные исследования могут быть классифицированы согласно их академическому и прикладному характеру. Основная цель прикладных исследований (в отличие от фундаментальных исследований) — обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях человеческого знания.

Процедурные характеристики исследовательской методологии

Естественные дисциплины

В естествознании преобладает следующий алгоритм исследования:

  • наблюдение явления,
  • теоретический анализ в мировоззренческом и методологическом аспекте и поиск возможной концепции,
  • построение (выбор) гипотезы,
  • проектирование (разработка) метода и методик,
  • обеспечение эксперимента, наглядно или однозначно дающего оценку:
  1. надёжности гипотезы по критериям сортировки (краевые условия надёжности воспроизведения явления),
  2. критериев реализуемости явления,
  3. конечного результата хода (динамики процесса),
  4. результата завершения процесса самого явления.

Дисциплины социально-гуманитарного цикла

В общественных науках прикладное исследование обычно выглядит следующим образом:

  • постановка проблемы, определение целей и задач исследования, планирование исследования,
  • теоретическая часть: концептуальная модель исследования, описание понятий и категорий, взаимосвязей между ними,
  • методологическая часть: исследовательский подход, описание методов сбора и методов анализа данных,
  • практическая часть: результаты сбора данных, их анализ и представление результатов,
  • выводы и рекомендации по результатам исследования.

Исследование в контексте научной методологии

Анализ процедуры исследования и данных хода и результата по критериям надёжности относят к подтверждению или отбраковке проверяемой гипотезы. Научный метод ставит опытные исследования (спланированный эксперимент или серия, группа экспериментов) выше теоретических суждений, не подтверждённые опытом (фактографически). Некоторые заявления и исторические сведения не поддаются проверке опытом и относят к мифам (в истории) или мифологемам (не проверяемым опытным путём гипотезам).

Научные исследования (наблюдения естественного хода процессов и явлений, опытная, экспериментальная проверка) дают основания для подтверждения гипотезы и формирования на основе знаний, полученных опытным путём, теории в данном направлении и по конкретным механизмам явлений природы.

Исследования составляют путь научного познания природы через опыт и составляют основу научной методологии.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Изучение — явление — перенос

Изучение — явление — перенос

Cтраница 1

Изучение явлений переноса представляет особый интерес в связи с тем, что эти явления позволяют определить опытным путем такие важнейшие характеристики газа, как средняя длина свободного пробега молекул и их эффективный диаметр.  [1]

Изучение явлений переноса в жидкостях до сих пор затруднено из-за отсутствия надежных данных о строении жидкостей. Как известно, процессу переноса количества движения соответствует явление внутреннего трения ( вязкости) жидкости, процессу переноса энергии — явление теплопроводности.  [2]

Изучение явлений переноса вещества в газах, жидкостях, твердых телах и поверхностных фазах, осуществляемое большей частью с помощью радиоактивных изотопов, позволяет выяснить характер межмолекулярных сил, а также структуру вещества.  [3]

Изучение явлений переноса ионов в расплавленных солях, Отч.  [4]

Этим не исчерпывается изучение явлений переноса. Желательно отыскать возможности вычисления феноменологических коэффициентов с помощью известных или более легко и достаточно точно определяемых физических величин. Для этого, в свою очередь, нужно выявить микроскопические свойства систем, в которых происходит перенос. Они связаны с молекулярным строением и всеми взаимодействиями в системе.  [5]

Большинство экспериментов по изучению явлений переноса в ионных кристаллах проводилось с использованием прессованных поликристаллических образцов; поэтому было необходимо сделать предположение, что диффузия и проводимость в таблетках и монокристаллах одинаковы. Это предположение, по-видимому, верно для миграции катионов в большинстве веществ.  [6]

Например, при изучении явлений переноса в ядре потока, где преобладает конвективный и турбулентный перенос, можно пренебречь молекулярной диффузией и, следовательно, критериями, учитывающими ее.  [7]

Представляет определенный интерес распространить изучение явлений переноса на системы с несколькими электродами.  [8]

Такие задачи встречаются при изучении явлений переноса некоторой субстанции ( массы, тепла, энергии) в какой-либо среде. В процессе переноса в среде возникают фазовые превращения, определяемые интенсивностью переноса. Первоначально однородная среда разделяется на зоны разного фазового состояния. Зоны отделяются поверхностями — границами. Границы не фиксированы в пространстве и с течением времени меняют свое положение. Простейшим примером этому может служить явление зимнего замерзания воды в водоемах. Толщина льда — величина переменная, зависящая от меняющейся температуры воздуха.  [9]

Хандлер и Айзенхауэр [93] при изучении явлений переноса на атомарно чистой поверхности германия с ориентацией ( 111) наблюдали, что кажущаяся подвижность легких дырок ц я, больше, чем объемное значение цьь — Пытаясь объяснить этот факт, они сделали интересное предположение, заключающееся в том, что квантование в канале может снять вырождение зонной структуры. Такая поверхность обладает сильной проводимостью р-типа, так что основное состояние в канале для легких дырок EOI, может оказаться на несколько kT выше основного состояния для тяжелых дырок е0н, что эффективно снимает вырождение. Полагая, что тяжелые дырки экранируют классически, Хандлер и Айзенхауэр численно решили уравнения Пуассона и Шредингера совместно, чтобы получить несколько низших канальных уровней для легких дырок епь — Отсюда они оценили уменьшенное отношение заселенностя легких и тяжелых дырок и определили подвижность легких дырок JLSL.  [10]

Полученные нами сведения мы используем для изучения явлений переноса в одной и той же газовой среде некоторых свойств газа, связанных с тепловым движением молекул.  [11]

В заключение отметим, что подход к изучению явлений переноса в псевдоожиженном слое, основы которого были кратко изложены в данном разделе, в последнее время все более широко используются при изучении не только гидродинамических, но также массо — и тештообменных ( см., например, [198]) процессов в слое.  [13]

Первые исследования инверсионных и обогащенных слоев в полупроводниках ограничивались изучением явлений переноса, и полученные результаты в общем находились в согласии с предсказаниями кваитомехаиической теории. Вскоре стало ясно, что величину расщепления нельзя объяснить на основе одноэлектронных моделей, а необходимо принимать во внимание многочастичные эффекты, как это уже делалось при объяснении результатов измерений эффективной массы и g — фактора. Так как многочастичиые эффекты в двумерных системах относительно велики, то инверсионные и обогащенные слои служат модельными системами для проверки предсказаний многочастичных теорий, тем более что в этих системах можно легко изменять концентрацию носителей.  [14]

При интерпретации термодинамических данных или данных, полученных при изучении явлений переноса [1], кривые потенциальной энергии взаимодействия двух молекул приближенно представляют полуэмпирическими функциями.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *