Разное

Психология семьи и семейных отношений: Психология семьи и семейных отношений

Содержание

Психология семьи и семейных отношений

  • Основные понятия психологии семьи
  • Психология семьи как система
  • Тема: «Параметры семейной системы»
  • Диагностика состояний в дисфункциональной семье
  • Работа психолога с педагогическим персоналом
  • Формы работы психолога с родителями
  • Структурно-ролевое функционирование семьи и его нарушения
  • Рождение детей и обращение с ними
  • Брак и его последствия
  • Трудности в среднем периоде брака
  • Отлучение родителей от детей
  • Принципы совместной супружеской жизни
  • Развод и его социально-психологические последствия
  • Повторный брак
  • Семья и брак
  • Современные исследования семейно-брачных отношений
  • Национальные особенности семейных отношений
  • Проблемы любви и брака
  • Структура семьи
  • Структура семьи
  • Функции семьи
  • Жизненный цикл семьи
  • Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
  • «Психоаналитическая» модель семейного воспитания
  • «Бихевиористская» модель семейного воспитания
  • «Гуманистическая» модель семейного воспитания
  • Планирование брачных дел
  • Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений
  • Бабушки и дедушки
  • Идеализация партнера
  • Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков
  • Механизмы интеграции семьи
  • Предбрачное ухаживание
  • Принятие решения о вступлении в брак
  • Адаптация в молодой семье
  • Виды любви
  • Мотивация вступления в брак
  • Проблемы молодой семьи
  • Специфика добрачного периода
  • Теории выбора брачного партнера
  • Удовлетворенность браком
  • Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
  • Факторы, способствующие укреплению семейных отношений
  • Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
  • Формирование супружеской пары
  • Факторы, способствующие разводу
  • Семейная социализация
  • Роли в семье
  • Роль матери в социализации детей
  • Роль отца в социализации детей
  • Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития»
  • Влияние интервалов между рождением детей
  • Положение единственного ребенка
  • Близнецы
  • Проблема детности
  • Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие
  • Семья и ребенок: возрастная динамика отношений
  • Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями
  • Статус сиблинга и проблемы демографии
  • Семейные мифы
  • Рождение первенца
  • Супружеское соглашение
  • Супружеская совместимость
  • Супружеские конфликты
  • Семейные правила
  • Развод как критическое событие жизни
  • Развод как социально-психологический феномен
  • Нарушения в семейной коммуникации
  • Причины разводов
  • Влияние развода родителей на детей
  • Тактики разрешения супружеских конфликтов
  • Причины супружеских конфликтов
  • Причины супружеских измен
  • Причины роста разводов
  • Последствия развода для мужчин, женщин и детей
  • Периодизация послеразводного процесса
  • Супружеские измены или адюльтер
  • Повторные браки
  • Социально-психологический климат в семье
  • Ревность
  • Типы ревности
Adblock
detector

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Энциклопедия Кругосвет

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме.

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями.

Дает психологическую характеристику здоровой семьи и семейной патологии, а также способствует практическому применению этого знания в ходе психологической помощи семьям, выступая в качестве научно-психологической основы для последней. Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

Предмет семейной психологии – специфика психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К.Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.

Психологически помочь семье – значит способствовать тому, чтобы внутрисемейные взаимоотношения были отрегулированы в позитивную сторону, а это значит – чтобы семья помогала каждому ее члену эффективно развиваться. Негативному в семье необходимо противопоставить позитивное в ней, как в содержательно-процессуальном, так и в ценностно-культурном контекстах. Изучение психологических особенностей дисфункциональной и здоровой семьи – ключевой вопрос психологии внутрисемейных отношений.

Термин «дисфункциональная семья» обычно применяется в широком контексте к семейной системе, которая является источником неадаптивного поведения одного или нескольких своих членов, не обеспечивает необходимых условий для их личностного роста. По данным современных семейно-психологических исследований, дисфункциональные семьи имеют следующие характеристики: существование любых проблем в семье отрицается, испытывается недостаток в степени интимности, чувство стыда используются для мотивации индивидуального поведения, семейные роли являются жесткими, индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной идентичности, а индивидуальные потребности – потребностям семьи в целом. Семейные мифы в дисфункциональной семье не соответствуют реальности, а юмор, нежная забота, оптимизм являются редкостью. Конфликты здесь закрыты, имеет место хроническая неприязнь одних членов семьи к другим. Дисфункциональность семейной системы приводит к многим психологическим симптомам и негативным социальным явлениям – таких как алкоголизм, наркомания, насилие, детские кражи, и т.д. (см. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ).

Функциональная (здоровая) семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, неповрежденными межпоколенными границами. Здоровая семья – это «система в движении», процесс непрерывного изменения, эволюции, становления. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных треугольников и коалиций другими без возникновения при этом у членов семьи чувства ревности или ненадежности, что жизненно необходимо для установления личностно-социальных границ. Только когда вы свободны принадлежать чему-то, объединение имеет позитивный смысл – общность и свобода развиваются параллельно. Друзья членов семьи, соседи свободно входят во внутрисемейное пространство без страха быть отвергнутыми и с удовольствием принимаются в нем. Обычно в семейную систему включают три или даже четыре поколения семьи. При этом старшее поколение может общаться с младшим без того, чтобы прятаться за безличностное требование сохранять дистанцию – «уважать». Здоровая семья – это место открытого проявления близости, любви, так же как и ссор, и даже ненависти. Все свободны принимать участие в интенсивных межличностных взаимоотношениях, на основе любых человеческих чувств.

Образцы поведения, которые обычно считают патологическими и рассматривают в качестве показателей нездоровой семьи, могут быть обнаружены и в каждой «нормальной» семье – действительно существенные различия лежат в интенсивности, степени ригидности (способности к изменению) негативных признаков и проблем, а не в самом их существовании. Семьи, мир которых наполнен различного рода фобиями по поводу «ненормальности», старающиеся избежать всех патологий, обычно становятся жертвами этой ригидности.

Четкая дистанция между поколениями – один из основных компонентов в структуре хорошо функционирующей семьи (ее не следует путать с негибкими внутрисемейными иерархическими структурами). Ясно, что родители и дети не равны между собой с точки зрения таких понятий как «власть» и «ответственность». Взаимно солидарные родители представляют собой как бы позвоночный столб семьи, обеспечивающий ощущение безопасности для детей. Однако здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность для вторых. Поскольку эта сила четко осознается и не подвергается сомнению, родителям нет необходимости всегда открыто проявлять и непрерывно доказывать ее существование как детям, так и самим себе. Они поощряют открытость по отношению к игре, ролевому экспериментированию – творчеству в общении.

Отношения между супругами – психологический центр всех внутрисемейных взаимодействий. Брак – это как бы смесь первоначально отличных друг от друга культур, такое перемешивание этих культур, которое создает новую культуру, одновременно похожую и непохожую на породившие ее. Если в семье культурные различия рассматриваются как негативный фактор, от которого необходимо избавиться, то они ведут к внутрисемейным расколам, вызывают у членов семьи разнообразные защитные реакции. Однако, если на различия исходных культур смотрят как на то, что способствует росту каждого члена семьи, то они оказываются ценным фактором внутрисемейной стабильности; на эмоциональном уровне проявляются, в частности, в теплых супружеских взаимоотношениях. Испытывая недостаток в последних, муж и жена обычно встают перед лицом непреодолимых трудностей, когда «на арене» появляются дети и им приходится выполнять родительские обязанности. Утверждение о том, что появление младенца позволит восстановить нарушенные отношения между супругами является опасным заблуждением.

Именно потеря супружеского «мы» делает развод столь разрушительным и супружескую неверность столь деструктивной (хотя все здоровые браки обычно испытывают десятки эмоциональных разводов). Развод объявляет «мы» фикцией, утверждает его несуществующим в юридическом аспекте, но в эмоционально-психологической плоскости невозможно вернуть обратно тот эмоциональный вклад, который вложен в партнера. Можно принять решение более не жить вместе, но отменить то, что уже произошло – невозможно.

Вместе с тем развод негативно отражаются на детях, хотя для современной психологии семьи остается открытым вопрос о том, какая среда менее комфортна для ребенка – семья с одним родителем или с конфликтующими родителями. Исследования показывают, что одинокие родители менее нежны со своими детьми, уделяют им меньше времени, менее психологически доступны из-за необходимости выполнения других социальных ролей. Это приводит к тому, что ребенок больше времени проводит на улице со всеми ее опасностями – преступлениями, алкоголем, наркотиками, небезопасным сексом.

При рассмотрении влияния развода на самих супругов, описываются такие негативные психологические явления как реакции горя, обвинения бывшего партнера, чувство собственной вины за неудачный брак, чувство незащищенности перед лицом социальных, экономических и психологических проблем, социальная изоляция, депрессия и т.д. Все это, в конечном счете, ведет к созданию психологически небезопасной и нестабильной среды, в которой воспитывается ребенок.

Начиная с психоаналитической традиции, которая впервые рельефно осветила значение детско-родительских отношений в формировании личности, многие авторы (Дж.Боулби, Р.Фэйрбэйрн, М.Эйнсворт и др.) придавали особое значение типам семейных отношений, в которых воспитывались вступившие в брак мужчина и женщина. В частности, Э.Коген и Ш.Роговин выделяют три типа привязанности ребенка к матери (в родительских семьях): защищающий, избегающий и амбивалентный, полагая, что супружеские конфликты могут быть разрешены через их осмысление (см. ПСИХОАНАЛИЗ).

Ребенок с «защищающим типом привязанности» с осторожностью относится ко всему новому, ему постоянно необходима поддержка и внимание матери: он довольно быстро привыкает к незнакомой обстановке и людям, но все это при условии, что мать находится рядом. Такие дети, вырастая, относятся к окружающим с открытостью и доверием: они обычно хорошие слушатели, хотя часто обладают ригидной системой ценностей.

Ребенок с «избегающим типом привязанности» ведет себя «игнорирующе» по отношению к матери, т. е. ее присутствие и внимание не имеют для него особого значения. Когда, например, отсутствующая мать возвращается, он избегает контактов с ней, даже взглядом. В новой, незнакомой обстановке такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно, не проявляя признаков беспокойства. Вырастая, такие дети обычно сталкиваются с проблемами установления дружеских отношений. Дружба развивается у них лишь на основе общности интересов.

Ребенку с «амбивалентным типом привязанности» не по душе незнакомая обстановка, в ней он испытывает тревожность, и ему необходима защита матери. Но как только он осваивается в новой ситуации, материнская забота оказывается не столь важна для него. Сталкиваясь с неожиданным поведением матери или окружающих, дети с этим типом привязанности оказываются в состоянии замешательства. Во взрослом возрасте люди с таким типом привязанности легко устанавливают дружеские отношения с окружающими. При этом они настолько импульсивны и склонны сомневаться в истинности дружеских чувств, что малейшее рассогласование интересов может сильно их расстроить, нарушив отношения с близкими людьми.

Перенимая, выучивая определенный стиль привязанности, дети затем используют его в своих взаимоотношениях с людьми во взрослой жизни, в том числе и с партнерами по браку. Объектом привязанности теперь становится муж или жена, и именно сходства и/или различия типов привязанности являются причиной возникающего непонимания между партнерами. Существенно, что в разных стилях привязанности нет ничего плохого или хорошего – они такая же часть нас, как например, физические особенности или темперамент. Каждый стиль привязанности – это определенные образцы поведения, «язык» выражения чувств и мыслей. И если люди не умеют распознавать «языки» друг друга, возникают проблемы в их общении.

Современный кризис супружества связан также с изменением гендерных ролей. Т.Рил вводит понятие «психологический патриархат», под которым имеется ввиду, в отличие от патриархата «социального», иерархическая система взаимоотношений, в которой нет места любви и нежности.

«Психологический патриархат» проводит строгое разделение между мужественностью и женственностью: первая связывается с силой, логикой, агрессивностью, независимостью, ориентациями на достижение цели, нечувствительностью, а вторая – со слабостью, эмоциональностью, зависимостью, ориентацией не на результат, а на процесс, сверхчувствительностью. Д.Б.Миллер называет «психологический патриархат» моделью взаимоотношений «доминирования» («pover over») в отличие от модели сопричастности («being with»). Эта модель помещает субъекта выше или в сторону от его ближайшего окружения вместо того, чтобы рассматривать его как составную часть этого окружения.

Чувствительность к другим, способность разделять чувства близкого человека – этого сейчас женщины ждут от мужчин, но подобные свойства, по сути дела, не являются частью мира современного мужчины, которому трудно быть нежным и поддерживать достаточный уровень интимности со своими близкими. Культура воспитывает его как соревнующегося с другими мужчинами и подавляет проявления нежности и заботы. Что значит быть настоящим мужчиной? Заниматься спортом, иметь успех у женщин, уметь дать сдачи, не показывать своих чувств, пить много пива, модно одеваться, много зарабатывать… С детского сада мальчика учат сдерживать свои эмоции (особенно сильные), не показывать, что ему больно, не просить помощи и не заботиться о других самому. Такое сдерживание естественных чувств может оказать травмирующее влияние на развивающуюся личность мальчика, особенно на ее коммуникационные аспекты.

Девочек воспитывают так, чтобы они ориентировались на общение (в частности, в традиционных культурах им разрешается показывать свои страдания), мальчиков же воспитывают так, чтобы они были нацелены на достижения. Согласно Т.Рилу, главный парадокс мужской жизни заключается в том, что для того, чтобы он чувствовали свою самоценность, мужчина должен быть «солдатом, застегнутыми на все пуговицы». В мире мужчин «ты либо победитель, либо проигравший, либо внизу, либо наверху, контролируешь – либо сам под контролем – или самодостаточный мужчина, или баба, девчонка».

Феминистки много сделали для того, чтобы женщины почувствовали себя более свободными от их традиционных половых ролей. Что же касается мужчин, то уже с детства мальчики стесняются проявлять черты, приписываемые противоположной половой роли. Гендерные проблемы – хороший пример того, как культура и история общества влияют на психологическую специфику внутрисемейных взаимоотношений.
См. также ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПОЛ И ГЕНДЕР.

Многими исследователями признается, что российская семья в советское время была контужена неадекватным манипулятивным отношением к ней со стороны государства. Ряд отечественных и зарубежных психологов (Вайнер Х., Дружинин В.Н., Орлов А.Б., и др.) рассматривают как негативное для становления новой семьи обстоятельство, что женатые дети остаются жить с родителями из-за плохих жилищных условий. Однако, как показано в одном российско-американском исследовании (Бейкер К., Гиппенрейтер Ю.Б), то, что бабушки и дедушки воспитывают внуков по сложившейся у нас в стране культурно-исторической традиции, может иметь и позитивный эффект. В западных семьях, где отделение новой молодой семьи от родительской рассматривается как строго необходимое условие ее становления, имеет место ослабление контактов между первым и третьим поколением, что затрудняет, а иногда даже прерывает передачу культурного и психологического опыта. А такой опыт, как показывает психологическое изучение семей, переживших, например, сталинские репрессии, порой оказывается для новых поколений ничем не заменимым.

Как отмечает В.Н.Дружинин, наиболее распространенный вариант приобретения устойчивости советской семьей (в отличие от дореволюционной российской, православно-ориентированной, а также западной модели) – установление жесткой связи доминирования и ответственности: если кто-нибудь из членов семьи получает за нее ответственность, то ему должна принадлежать власть, что, по мнению этого автора, является главным источником конфликтов и в современной российской семье. Православие считало ответственным за воспитание детей в равной степени мать и отца, доминантную же роль женщины в советской семье навязывали советская власть и коммунистическая идеология, по-существу лишив отца основных родительских функций. Поэтому и в современной российской семье женщина часто вынуждена силой обстоятельств «править» безраздельно и полностью, т.к. мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее подлинную ответственность и быть образцом для подражания.

Вообще же постсоветская семья, по сравнению с советской в нравственно-психологическом смысле характеризуется тем, что, с одной стороны ориентируется на общечеловеческие ценности, а с другой – на более четко, по сравнению с советским временем, очерченные отечественные духовно-культурные регулятивы.

Не только современное российское общество, но и мир в целом сейчас находятся под опасным воздействием центробежных сил непрекращающейся борьбы за территории, гуманитарную помощь, приоритеты тех или иных культурных прерогатив и т.д. Поэтому так необходимо приобщение индивидов и семей к полифонии всечеловеческих и отечественных культурных ценностей и традиций, многовекового позитивного опыта психологической мудрости. Поэтому становящаяся семейная психология, в особенности отечественная, должна стремиться к тому, чтобы, рассматривая индивида как неповторимое, редкостное, самоценное существо, создать образ позитивной семьи, которая защищает индивида на всех этапах его жизненного пути от манипулятивных воздействий той конкретной социальной группы, в которую индивид включен, где борьба за ресурсы часто оказывается важнее самой человеческой жизни (см. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

Проблематика семейной психологии тесно взаимодействует с разными отраслями психологии (см. ПСИХОЛОГИЯ). Клиническая психология рассматривает внутрисемейные отношения как один из основных факторов в причинах возникновении психической аномалии. Неразвитость и разрушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является механизмом развития пограничной личностной структуры – сложившихся в патологических условиях ригидных образцов поведения и межличностных связей.

Семья с социально-психологической точки зрения – малая группа, которая основывается на браке, кровном родстве или на усыновлении и осуществляет совместную жизнедеятельность. Здесь исследуются циклы развития семьи, ее ролевая и властная структура, стабильность и устойчивость отношений в семье, особенности выбора брачного партнера, установки на брак и семью, конфликты, взаимоотношение семьи с более широким социальным контекстом и т.д. Психология личности включает в круг своего рассмотрения проблемы психологической специфики развития личности в семейном окружении, детско-родительские отношения, формирования в онтогенезе личности установок на брак и семью. Педагогическая психология интересуется психологическими аспектами взаимодействия образовательных учреждений и семьи, эффективностью различных приемов семейного воспитания, разрабатывает научно-психологические основ семейной педагогики.

Роль нравственно-психологических регулятивов во внутрисемейных отношениях, а также средства, которые на протяжении истории использовались в рамках религии для помощи семье изучаются психологией религии. За многими конфликтами в семье лежит вопрос о смысле жизни, который не имеет универсального разрешения в рамках секулярного гуманизма, но адекватно разрешался в традиционных религиях до тех пор, пока (в 19 в. это стало уже очевидно) человеческая жизнедеятельность усложнилась настолько, что религия сама превратилась в нравственно-психологическую проблему. Фанатизм, нетерпимости, жестокости к инакомыслящим и сомневающимся очень существенно не только для взаимоотношений внутри больших социальных групп, но также и в ходе непосредственных межличностных взаимодействий, в особенности между родственниками, в семье.

Тема семьи неизменно присутствует также в таких отраслях психологического знания как психологии развития, дифференциальная психология, психогенетика, психология труда, юридическая психология, сравнительная психология, историческая психология, военная психология, экономическая психология и т.д.

В качестве самостоятельной отрасли современного психологического знания семейная психология все еще находится в стадии становления, и для ее успешного развития необходимо проделать большой объем работы, переосмыслить упомянутые выше разделы психологического знания, а также данные смежных дисциплин (в особенности семейной психотерапии), и, вместе с тем, непрерывно собирать собственный конкретно-психологический материал.

Александр Шапиро

Семейное отчуждение | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Отчуждение в семье происходит, когда по крайней мере один член семьи начинает дистанцироваться от другого из-за давнего негатива в их отношениях. Хотя родители говорят, что любят своих детей безоговорочно, это может быть не всегда так, и взрослому ребенку имеет смысл прекратить контакт с одним или обоими родителями. Хотя переживания, заставляющие людей дистанцироваться, болезненны, сам по себе процесс отчуждения также очень неприятен. Отчуждение между двумя членами семьи часто происходит в течение длительного периода времени, иногда даже ослепляя определенные стороны.

На этой странице
  • Причины отчуждения
  • Разлом братьев и сестер
  • Конфликт родителей и детей
  • Как примириться

Причины отчуждения

Причины отчуждения могут включать жестокое обращение, пренебрежение, предательство, издевательства, нерешенные психические заболевания, отсутствие поддержки, деструктивное поведение, злоупотребление психоактивными веществами.

Часто родители не соглашаются с сексуальной ориентацией ребенка, выбором супруга, гендерной идентичностью, религией или политическими взглядами. При опросе молодых людей около 17% испытывали отчуждение, чаще всего со своими отцами.

Какой тип личности более склонен к отчуждению?

Возможно, существует два типа личности, которые особенно склонны к отчуждению от братьев и сестер, отмечает психотерапевт Жанна Сафер: крайне враждебные и собиратели обид. Последние — недовольные личности, жадно лелеющие гноящиеся раны, которым десятки лет.

Кто менее склонен к отчуждению?

Многие люди способны не обращать внимания на несправедливость детства, например, на чувство менее любимого. Люди, которые наслаждаются процветающей карьерой и полноценными отношениями, менее склонны зацикливаться на прошлом и могут даже получать некоторое удовольствие, доказывая, что недоброжелатели в детстве ошибались.

Эти люди менее склонны к отчуждению.

Кто обрывает семью?

Около 12 процентов пожилых людей разлучены со своими взрослыми детьми. И хотя от 5 до 6 процентов таких родителей инициируют разрыв, отчуждение обычно инициируется их взрослыми детьми. Хотя большее количество дочерей может расстаться, отчуждение между родителями и сыновьями иногда длится дольше. Взрослые дети в большинстве случаев отказываются от родителей из-за жестокого обращения или пренебрежения, деструктивного поведения или чувства ненужности.

Можно ли вычеркнуть семью из своей жизни?

Если вы исчерпали все возможности гражданского общения и чувствуете безнадежность в отношении лучшего пути вперед, может потребоваться перерыв. Это не означает, что разрыв должен быть постоянным. Меньший контакт может означать лучший контакт в будущем.

Разлом братьев и сестер

Удивительно, но отчуждение между братьями и сестрами встречается не так уж часто. По данным Карла Пиллемера из Корнельского университета, число американцев, которые полностью отчуждены от брата или сестры, относительно невелико — менее 5 процентов. Остальные из нас сообщают в основном о положительных или нейтральных чувствах к своим братьям и сестрам. Братья и сестры ссылаются на различные причины, включая издевательства, физическое или словесное или эмоциональное насилие, отсутствие общих интересов, борьбу за внимание родителей или конкуренцию в целом.

Сколько братьев и сестер отчуждены друг от друга?

Только 26 процентов молодых людей в возрасте от 18 до 65 лет, принявших участие в опросе, проведенном Оклендским университетом, сообщили, что у них очень поддерживающие отношения между братьями и сестрами с частыми контактами и низкой конкуренцией, в то время как 19 процентов имели апатичные отношения, а 16 процентов — враждебные. Остальные сказали, что их братья и сестры были дружелюбны и поддерживали, что все еще может означать ограниченный контакт или высокую конкурентоспособность.

Как детский конфликт между братьями и сестрами превращается во взрослые разногласия?

Психолог из Университета Иллинойса Лори Крамер изучала пары братьев и сестер в возрасте от 3 до 9 лет и обнаружила, что эти дети переживают длительный конфликт 2,5 раза за 45-минутную игровую сессию — один раз каждые 18 минут. Однако в здоровых отношениях между братьями и сестрами также много позитивного взаимодействия, что облегчает перенесение конфликта. Братья и сестры, которые никогда не учатся справляться с этими конфликтами, больше всего подвержены риску отчуждения во взрослом возрасте.

Мои сестры не разговаривают, но я посередине.

Когда члены семьи не разговаривают, вы можете почувствовать себя арбитром и посредником. Положение арбитра незавидное. Однако можно отойти в сторону и оставаться нейтральным. Кроме того, член семьи не может заставить вас выбирать между ним и другим человеком.

Как восстановить связь с братом или сестрой?

Отчуждение усугубляется естественным явлением, когда братья и сестры расходятся и расходятся, а близость усиливает разделение. Братья и сестры также будут держаться за свои обиды и обиды, как будто конфликт произошел вчера. Однако цепляние за прошлые травмы лишь усугубит раны, а не излечит их. Примите брата или сестру такими, какие они есть, а не такими, какими, по вашему мнению, они должны быть. И, конечно же, отложите в сторону свою зависть и чувство вины.

Конфликт родителей и детей

Отчуждение не должно длиться вечность. В среднем отчуждение длится около девяти лет. Для матерей более пяти лет; для отцов более семи лет. И больше матерей отсекают от взрослых детей, чем отцов. Эти статистические данные и сроки появлялись в различных исследованиях отчуждения между родителями и взрослыми детьми. Однако ничто не является окончательным.

Как долго продлится отчуждение, будет зависеть от вас, вашего отчужденного члена семьи, внешнего давления и течения времени.

И помните, взрослые дети — это взрослые, а не дети.

Как вести себя с родителем, который не признает прошлых проступков?

Для бывшего жестокого члена семьи нормально отрицать правонарушение. И примирение — слабая надежда. Без этого признания своих прошлых действий примирение практически невозможно.

Происходит ли отчуждение в семьях?

В детстве, если вы наблюдали, как ваша мать отрезала свою мать от матери, вы вполне могли решить, что отчуждение также является жизнеспособным выбором. У вас есть вредный родитель, которого вы хотели бы отлучить от церкви; твоя мама сделала это, почему ты не можешь? История иногда повторяется.

Что делать, если между членами семьи встают деньги?

Денег слишком мало или слишком много, они могут создать трения между членами семьи на всю жизнь. Просто знать этот факт полезно. Ведение семейного бизнеса изобилует проблемами, такими как, например, необходимость нанять бездельника-сына. Споры о наследстве также могут привести к отчуждению или еще больше укрепить его.

Есть ли надежда на прекращение отчуждения?

Около 79 процентов разлучившихся членов семьи считают, что примирения никогда не будет. Хорошая новость заключается в том, что, хотя это может занять время, большинство разрывов примиряются. Около 29 процентов детей, отлучившихся от родителей, остались отчужденными.

Как примириться

Часто родители чувствуют, что ребенок их отстранил, не понимая до конца причины конфликта. Хотя общение является ключом к разрешению разногласий, трудно, когда ваш ребенок заблокировал все ваши звонки и исчез в небытие. В среднем отчуждение не длится вечно. Если вы надеетесь покончить с отчуждением, не накапливайте гнев за гневом. Это непродуктивно. Держите свои эмоции под контролем.

  • Обратитесь к своему ребенку, дайте ему знать, что вы рядом, чтобы поддержать его
  • Лучше всего рукописное письмо или короткая голосовая почта
  • Если связь открывается, слушайте, не защищаясь
  • Не умоляй и не умоляй
  • Слушайте с сочувствием
  • Признать свой вклад в проблему, извиниться
  • Если ваш ребенок отрезал вас, обратитесь за помощью и поддержкой

Essential Reads

Смешанное семейство | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Создать смешанную семью, также известную как приемная семья, Брейди Банч не всегда легко. И все же это важная семейная ячейка: по данным Бюро переписи населения США, около 15 процентов детей живут в смешанных семьях. Во-первых, приемные дети часто сбиты с толку и испытывают противоречивые эмоции, по словам Энн Бреннан Малек, клинического психолога, мачехи шестерых детей и автора книги «9». 0107 Брак в современной жизни: почему это работает, когда это работает. Приемный ребенок может хотеть, чтобы его родитель был счастлив в новых отношениях, но при этом он чувствует себя нелояльным по отношению к оставшемуся родителю. Несомненно, детям этот переход будет труднее, чем новобрачным родителям. Вот стратегии, которые могут использовать все члены семьи, чтобы помочь новому подразделению процветать.

На этой странице
  • Как создать семью
  • Проблемы смешанной семьи

Как создать семью

Объединение двух семей в одно требует усилий. Отчим может обидеться. Сводные братья и сестры могут чувствовать себя неуслышанными и игнорируемыми. Различные члены семьи могут чувствовать, что существует неотъемлемая предвзятость и что одни члены семьи имеют преимущество перед другими. Построение новых отношений может быть болезненным. Требуется время, общение, толстая кожа и другие качества, чтобы сформировать функциональную и здоровую смешанную семью.

Как я могу помочь своим детям чувствовать себя хорошо в нашей новой смешанной семье?

Не удивляйтесь, если ваши дети не будут так же увлечены своей новой семьей, как вы. Детям нравится их рутина, и вы вполне можете нарушить этот уютный ритм. Они могут не захотеть переезжать или даже уступать место, физическое или умственное, новым членам семьи. Они могут вообще не захотеть взаимодействовать с новыми членами семьи. Если вы хотите, чтобы они проявляли активный интерес к вашей новой семье, слушайте их в первую очередь.

Как помочь приемным детям почувствовать себя моей семьей?

При формировании новой семьи внесение слишком большого количества изменений слишком рано может спровоцировать бунт. Легко вступить в эти отношения, познакомившись со всеми участниками. Примите участие в их жизни и пригласите их в свою. Кроме того, всегда помогает отрастить толстую кожу и не принимать общение на свой счет.

Как я могу способствовать развитию отношений между моим ребенком и моим новым партнером?

Вы не можете заставить ребенка полюбить нового приемного родителя или хотя бы полюбить его. Но это помогает, если новый родитель и приемный ребенок находят общие симпатии и антипатии. Есть ли фильм, шоу, книга или музыка, которые им всем интересны? Общая территория поможет членам семьи чувствовать себя включенными, а не совершенно незнакомыми людьми.

Должен ли я наказывать своих пасынков?

Эти отношения созданы для дискомфорта. Ваши приемные дети будут испытывать вас; они захотят узнать ваши пределы. Вы нахлебник? Это тонкая грань, потому что ваш пасынок не примет вашего наказания. И почему они должны? Вы не их родитель, и не ожидайте, что они будут обращаться к вам как к родителю. Лучше заложить фундамент уважения и оставить дисциплину кому-то другому.

Какие домашние правила мы должны соблюдать?

Внутренние правила необходимы в каждом доме, независимо от того, смешаны они или нет. И регулярные семейные собрания являются полезным местом для установления и подтверждения этих указаний. Каждый должен иметь право голоса при формировании устава дома. В противном случае правила не будут восприниматься всерьез. Вот некоторые распространенные действия, с которых можно и не следует начинать: не вести себя неуважительно, не кричать и не перебивать, не оскорблять членов семьи (включая социальные сети), не брать вещи братьев и сестер без их согласия, не пользоваться мобильными телефонами. за обеденным столом.

Должны ли мы даже объединить наши домохозяйства?

Существуют огромные стимулы для объединения двух семей, в том числе финансовые и материально-технические: консолидация счетов и разделение расходов кажутся беспроигрышным вариантом. Однако многие пары откладывают совместное проживание. Но прежде чем принимать это решение, важно согласовать ожидания всех сторон и согласовать их. Они предпочитают поддерживать постоянство жизни для своих детей. Некоторые даже ждут, пока самый младший поступит в колледж.

Проблемы смешанной семьи

Иногда отчим может чувствовать, что приемные дети игнорируют его. Но пасынку приходится справляться с множеством недовольных чувств по поводу своей новой жизни. Прежде всего, есть реальная вина за то, что он не был с обоими родителями, и он чувствует определенную лояльность к отсутствующему родителю. Ожидайте, что они будут чувствовать себя грустными и капризными. Хорошие отношения с пасынком нельзя навязать, нельзя заставить людей хотеть того, чего хочешь ты.

Мои приемные дети разрушат мой брак?

Хотя обвинять детей несправедливо и неразумно, правда в том, что шансы, к сожалению, против смешанных семей. Уровень разводов среди людей, состоящих в первом браке, составляет около 41 процента, но процент разводов среди людей, состоящих во втором браке, выше — 60 процентов. Кроме того, этот показатель еще выше для тех, кто вступает в брак в третий раз, и составляет 73 процента.

Нормально ли быть отвергнутым моим пасынком?

Несмотря на то, что дети не имеют большого влияния на решение родителей вступить в повторный брак и создать новую семью, они обладают огромной силой в деле ее разрушения. Научные исследования убедительно задокументировали то, что большинство приемных родителей испытало на себе: многие дети настроены враждебно и отвергают нового супруга своих родителей, часто в течение многих лет, с чувством неверности по отношению к своим родителям, которое не присутствует на первом плане.

Мои приемные дети меня не ценят, я чувствую себя домработницей.

Ваше первое побуждение — быть максимально любезным и услужливым. Вы хотите, чтобы вас приняли, поэтому вы чувствуете, что должны идти дальше и дальше. Вот почему вы делаете больше, чем вам положено по дому — вы повар, экономка, курьер, шофер, организатор. Мученичество не является почитаемым состоянием для смертных, вы только перейдете к жертвенности. А остальным членам семьи будет скучно.

Будет ли мой приемный ребенок продолжать обижаться на меня?

Иногда приемные дети выступают против развода родителей и продолжают выступать против развода во взрослом возрасте. В детстве они враждебно относились к идее иметь отчима, а во взрослом возрасте они продолжают испытывать негодование по отношению к отчиму. Для взрослых приемных детей такие вопросы, как планирование имущества и наследование, добавляют дополнительный уровень беспокойства и недовольства.

Почему я так ненавижу свою мачеху?

Правда в том, что мачех обижают гораздо больше, чем отчимов. Дети всех возрастов обижаются на мачеху больше, чем на отчима, и они обижаются на нее дольше. Менее 20 процентов взрослых пасынков сказали, что чувствуют близость со своими мачехами. Кроме того, более половины взрослых приемных детей довольны тем, что их мамы снова вышли замуж, но менее 30 процентов были счастливы, что их отцы снова женились.

По словам Среды Мартина, автора книги «Мачеха », вам не нужно быть «разлучницей», чтобы возмущаться; независимо от того, чем закончился предыдущий союз, мачеха, скорее всего, станет громоотводом для детского несчастья и гнев по поводу развода его родителей, в случаях, когда развод предшествовал повторному браку. 

Нормально ли не любить моего пасынка?

Иногда бывает. Эти негативные мысли вызывают вину, замешательство и самокритику. Если вы проигнорируете эти чувства, ваша вина вполне может превратиться в обиду на всех. Вы можете чувствовать себя отверженным своим приемным ребенком, и у ребенка могут быть не менее сложные чувства по отношению к отчиму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *