Разное

Психология речевой коммуникации: 8. Этика и психология речевого поведения.

Специфические особенности мотивации речевой коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра

           

2020 №2 — перейти к содержанию номера…

Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/82pdmn220.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 425 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Башмакова С.Б., Петушкова О.А. Специфические особенности мотивации речевой коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020 №2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/82PDMN220.pdf


Специфические особенности мотивации речевой коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра

Башмакова Светлана Борисовна
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: usr11350@vyatsu. ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1552-8276
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=270917

Петушкова Ольга Александровна


ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия
Магистрат факультета «Педагогики и психологии»
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7983-6035
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=984776

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем речевой коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра. На основе анализа проведенных исследований зарубежными и отечественными специалистами в области медицины, психологии, дефектологии, были выделены актуальны аспекты изучения речевой коммуникации детей с аутизмом. Речевая коммуникация рассматривается с точки зрения деятельностного подхода. В феномене речевой коммуникации выделены основные компоненты, где ведущим нарушением при аутизме является расстройства мотивации речевой коммуникации. Отсутствие направленных исследований в этой области определил необходимость организации экспериментального исследования. С целью выявления специфики проявления мотивации речевой коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра оценка мотивации проводилась в сравнении с особенностями мотивации у детей с общим недоразвитием речи при сохранном интеллекте и детей с интеллектуальными нарушениями. Для организации экспериментальной работы была разработана методика оценки проявления мотивации речевой коммуникации в разных условиях общения дошкольников со сверстниками и со взрослым. Полученные результаты позволили сделать вывод, что проявления мотивации речевой коммуникации у детей с аутизмом при общении со сверстниками имеет значительное снижение показателей по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи. В тоже время мотивация речевой коммуникации у детей с аутистическими расстройствами имеет некоторые сходства с мотивацией детей с интеллектуальными нарушениями. Оценка мотивации речевой коммуникации со взрослыми в продуктивном виде деятельности позволила выявить отличительные особенности мотивации у детей с аутизмом в сравнении с мотивацией детей с общим недоразвитием речи и детей с интеллектуальными нарушениями.

Сравнительный анализ мотивации речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра со сверстниками и со взрослыми показал наибольшую сохранность в ситуации в общении со взрослыми, что позволило сделать ряд выводов, которые должны учитываться при организации коррекционно-педагогической работы.

Ключевые слова: речевая коммуникация; нарушения речевой коммуникации; дошкольники; расстройства аутистического спектра; коммуникативные навыки; ранний детский аутизм; речевая мотивация

Скачать

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.

Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Теория и практика речевой коммуникации

НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ» ЖДЕТ НОВЫХ МАГИСТРАНТОВ

Виртуальный диалог с будущими магистрантами ведет руководитель направления профессор И. Т. Вепрева

Наша программа обращена к теоретическому и практическому изучению той стороны жизни, которая является одной из главных для человека, – сфере общения. Любая деятельность людей сопряжена с общением, а во многих профессиях речевая коммуникация составляет основу. Инструментом профессионального и личного взаимодействия людей является язык, поэтому наше направление открыто на филологическом факультете.

Важным условием успешной коммуникации является знание принципов и правил общения, а также умение внедрять их в собственную речевую практику. Общей целью программы «Теория и практика речевой коммуникации» является подготовка специалиста, способного эффективно взаимодействовать с людьми в заданной коммуникативной ситуации, используя разнообразные речевые практики. Такой специалист умеет отбирать языковые средства и речевые стандарты, выбирать правильное речевое поведение, соответствующее профессиональному кодексу, теме общения, его условиям и составу коммуникантов. Кроме того, в рамках нашего направления осуществляется программа личностного роста магистранта, связанная с изучением русской практики повседневного речевого общения. Общая для всех носителей языка, разговорная речь, при всей ее неоднородности, несет в себе национальную традицию общения, которая может и должна изучаться и внедряться. Именно изучение культурных смыслов непринужденного диалогического общения важно для человека лично.

Тема магистерской диссертации подбирается в соответствии с интересами магистранта, прежде всего, с его профессиональными устремлениями. Из списка предлагаемых тем магистрант первого курса выбирает близкую ему или же предлагает свою. Окончательно тема утверждается на заседании кафедры после неоднократного собеседования с руководителем.

Это общие вводные положения. А сейчас я отвечу на вопросы, которые часто задают выпускники бакалавриата разных факультетов и специальностей перед выбором магистратуры. Давайте начнем.

– Я выпускник факультета журналистики. Что я могу получить в профессиональном плане, обучаясь в вашей магистратуре?

В рамках нашей магистратуры журналиста не будут учить, как писать тексты разных жанров. Однако программа предусматривает расширение образовательных горизонтов, формирование общего теоретического взгляда на современное состояние языка и речи.

Отдельное внимание уделяется лингвистической экспертизе, в том числе навыкам создания и анализа экспертного текста. Вы знаете, например, в каких случаях критика переходит в оскорбление? Экспертные знания важны для общества, а журналисту они создают «подушку безопасности» при написании спорных текстов. В связи с этим вам будет интересен и курс речевой конфликтологии.

А хватает ли вам, журналисту, коммуникативных навыков общения? Что если ваш собеседник является носителем не литературной, а просторечной или жаргонной культуры, что естественно, так как мы живем в поликультурном пространстве? Сможете ли вы «раскрыть» такого речевого партнера во время интервью? На занятиях в нашей магистратуре вы познакомитесь с ментально-речевыми стереотипами и культурными сценариями, по которым «кроится» жизнь носителей разных типов культур, а в результате сможете моделировать свое и чужое речевое поведение. И, что очень важно, научитесь точнее выбирать оптимальные речеповеденческие стратегии, обеспечивающие взаимодействие на стыке культур.

Я филолог. Стоит ли мне продолжать обучение в магистратуре по вашей специальности?

Конечно, стоит. Нельзя останавливаться в обучении на уровне бакалавриата. В магистратуре вы можете изучить тенденции развития современного русского языка, углубить и систематизировать свои представления о риторических, социолингвистических, психолингвистических, семиотических особенностях современной коммуникации. Есть возможность значительно продвинуться в области практической риторики, научиться публичному выступлению с учетом всех компонентов коммуникативной ситуации. Работая не только с эталонными художественными текстами, но и с текстами, в которых отражается речевой мир простых горожан-уральцев, вы познаете технологию создания массовых текстов, получите основы экспертного анализа спорных текстов.

Привлекает ли вас профессия копирайтера – сочинителя на заказ, мастера малых форм, творца и ремесленника в одном лице? Мы покажем вам область рекламы со стороны производства рекламного текста и его воздействия. Вы узнаете о рекламном тексте изнутри: какую информацию пишущий получает на входе, каким образом он с ней работает, какой творческий продукт выходит на публику.

Хотите быть креативным редактором в журнале или газете? Значит, опять к нам. Многие подробности полезной и кропотливой редакторской работы изучаются в рамках магистратуры. Мечтаете стать писателем? Конечно, писателями рождаются, но коль скоро к нам попадет человек с подобными склонностями, мы сможем помочь ему в овладении этим искусством. Тогда идейный центр его магистратуры падает на курсы стилистики художественного текста и креативной стилистики.

Приветствуется также исследовательская деятельность по углублению филологических знаний. Наши магистранты защищают диссертации по речеведению, лингвопрагматике, политической лингвистике, теории художественной речи, риторике. А после магистратуры идут учиться в аспирантуру. Мы всегда ждем таких студентов, ведь нам нужно растить себе смену. Кто, если не вы, встанет у руля вузовской науки и практики?

Если же вы видите себя в роли учителя в школе, значит для вас важно, как создать атмосферу доброжелательности в классе, в которой обучение идет быстрее и лучше. А приобретенные вами приемы популяризации переведут сложный учебный материал в конкретно-образный план, сделают его представимым. Объяснение станет многомерным, богатым по языку, оно раскроет вашу эрудицию и творческие возможности. Программы бакалавриата затрагивают эти проблемы в курсе культуры речи; магистратура добавит много нового.

– Я уже бакалавр-психолог. Чем мне может быть интересна ваша программа?

Теория и практика речевой коммуникации неотъемлемо связана с психологическими аспектами межличностного речевого взаимодействия, в самых разных видах общения: семейной, дружеской, профессиональной коммуникации, даже общения незнакомых людей (случайных попутчиков, например). В ходе их изучения вы сможете лучше понять мотивы речевого поведения людей,  психологические цели коммуникантов в ситуациях коммуникативного риска / ссор / конфликта, научитесь разбираться, не манипулирует ли тобой собеседник, используя при этом различные уловки. Методики ассоциативного и психолингвистического экспериментов, нейролингвистического программирования, психологических игр, о которых вы уже знаете, мы применяем к речевому материалу, что позволяет осознанно строить общение, влиять на собеседника, углублять знания о когнитивных основах поведения. В целом, это направление позволяет довести ваши психологические знания до речевого воплощения, обеспечить их убедительность для адресата 

– Я социолог. Какие необходимые для моей специальности знания я получу в вашей магистратуре?

Социологу интересно будет увидеть, как «работают» такие пилотажные методы исследования, как анкетирование, опрос, эксперимент, включенное наблюдение, применительно к речевому материалу и попробовать, опираясь на эти методы, собрать и обработать диалогический/монологический материал, опираться при анализе на социокультурный контекст коммуникации. Социолингвистический взгляд на современное состояние языка – это самый актуальный подход к изучению языка. Применив свои знания в области социологии к новому объекту изучения – языку, вы станете высококлассным специалистом в своей профессии. Вам стоит задуматься о дальнейшей научной деятельности, пойти в аспирантуру, защитить диссертацию, может быть, даже по двум специальностям – социологии и лингвистике.

– Я искусствовед. Чем для меня будет полезна ваша магистратура?

Видите ли вы себя в роли экскурсовода? Это самая массовая профессия выпускника факультета искусствоведения и культурологии, и она обладает своей спецификой. Мы научим так строить профессиональные тексты, что вас заслушается самый взыскательный посетитель музея. Вы хотите, чтобы в музей ходили именно к вам, а учителя передавали своим коллегам, что экскурсию с классом должны провести именно вы? С вашими профессиональными знаниями, помноженными на коммуникативно-речевые умения и навыки, вы будете более востребованы на современном рынке труда.

А кроме того, есть популяризация искусства, есть текстовое сопровождение вернисажей художественных акций, биеннале, которым несть числа. Законам создания информационного и рекламного текста также учат в рамках нашей программы.

– Я историк / международник. Стоит мне идти в вашу магистратуру?

Конечно, стоит. Межкультурная коммуникация – одна из наших дисциплин, обращенная к изучению речевого взаимодействия людей разных национальностей и культур. Знания о законах речевой коммуникации и вербальные коммуникативные навыки станут «отдельным чемоданом» вашего профессионального багажа, который вы присоедините к своим «историческим» знаниям.

Особенно важно для вас изучение живой разговорной речи. Диалогические формы общения показывают, что при естественности и непринужденности, при кажущейся неорганизованности живой речи в ней нет мелочей. Рассыпанные в вашей речи короткие сигналы доброжелательности, применение специальных способов объяснения при обращении к сложной информации, умение корректно вести себя в проблемных ситуациях создают общее поле человеческой приязни, атмосферу взаимной симпатии, которая важна всегда, но особенно – в межнациональном общении.

– Я иностранный студент. Смогу ли я получить полноценное образование, если поступлю к вам в магистратуру?

Понять специфику речевого поведения русских, изучить национальные особенности русского диалогического общения – что может быть дороже такого знания для иностранца. Во всем мире обучение языку в стране этого языка считается самым престижным. В магистратуре же, наряду с обычными образовательными предметами, должны быть освоены ещё две линии изучения языка: исследовательская теоретическая и научно-практическая (магистрант должен показать активное владение научным стилем речи в рамках жанра диссертации).

Мы понимаем, что учиться в магистратуре человеку, для которого русский язык не является родным, трудно. Поэтому специально адаптируем читаемые курсы для иностранцев, не упрощая их при этом до примитивности. У нас большой опыт работы с иностранцами (с 1974 года, когда филологический факультет Уральского университета принял несколько десятков иностранных студентов). Мы гордимся тем, что среди наших выпускников есть профессора-филологи, переводчики с русского языка, заслуженные учителя. Только за последние два года по нашей специальности защитили диссертации и получили степень кандидата филологических наук пять китайских аспирантов, а сейчас мы ждем защиты еще двух аспирантов из Китая и Вьетнама. В аспирантуре учатся еще четыре иностранца, которые закончили магистратуру в Уральском федеральном университете.

– Я металлург / экономист / физик / строитель… Заканчиваю бакалавриат, далекий от филологической специальности. Могу ли я состояться как специалист, если поступлю к вам в магистратуру?

Не повезло с выбором первой специальности, или вы готовите себя к руководящей должности, где без коммуникативных навыков не стать лидером? И в том, и другом случае вы можете стать нашим магистрантом. Никто не отменял важности личностного роста, попытки реализовать себя в гуманитарной сфере, разобраться в структуре и содержании коммуникации, выбрать новое поле деятельности. А в роли лидера важно знать основы конфликтологии, уметь строить монологические тексты, участвовать в реальной и виртуальной коммуникации, ответственно относиться к собственному слову – это те умения, без которых вы не состоитесь в качестве профессионала-руководителя.

Вам, безусловно, понравится предлагаемый нами тренинг коммуникативной компетентности в сфере делового общения. Многие профессионалы, которые проходят специализированные тренинги продаж, влияния, построения команды, ведения дебатов, сталкиваются с тем, что им не хватает базовых коммуникативных навыков (например, навыка ведения «малого разговора», формулирования вопросов, перефразирования, снижения эмоционального напряжения). Для работы с конкурентами или иностранными коллегами эти навыки просто незаменимы. Благодаря им можно наладить, сохранить и развить взаимодействие даже в напряженных деловых ситуациях.

Итак, подведем итоги нашему разговору.

Мы открыты для абитуриентов любого профиля подготовки. Внекоммуникативных профессий не существует. У любой профессии коммуникативное лицо.

Мы ждем вас с открытым сердцем и большим желанием передать наши знания. Решение за вами.

 

Речь и язык – Психология

Глава 6. Косвенное обучение и человеческий потенциал

Речь и язык

 

Цивилизация началась, когда злой человек впервые бросил слово вместо камня .

Зигмунд Фрейд

 

Обучаемость через наблюдение была обнаружена у многих видов животных, включая птиц (Zentall, 2004), но сходство с речью практически уникально для человека. Пол Ревир, как известно, заказал сигнал фонаря «один, если по суше, и два, если по морю» во время своей полуночной поездки по улицам Массачусетса во время Войны за независимость. Функционально это не отличается от отчетливых сигналов тревоги, издаваемых верветками в присутствии орлов, змей и леопардов (Strushaker, 19).67; Сейфарт и Чейни, 1980). Через наблюдение молодые верветки учатся реагировать на различные визги: «голова вверх», «голова вниз» и «оглянись!» Верветки прячутся под деревьями, чтобы предупредить орла, встают на задние лапы, чтобы предупредить змею, и взбираются на ближайшее дерево, чтобы предупредить леопарда.

Недавно у луговых собачек была продемонстрирована еще более описательная «речь» (Slobodchikoff, Perla, & Verdolin, 2009). Эти примеры наиболее близки к социальному обучению речи у других животных. Слободчиков (2012) написал забавный и информативный обзор общения животных под названием 9.0013 В погоне за доктором Дулиттлом: Изучение языка животных .

Meltzoff и Moore (1977, 1983) продемонстрировали недвусмысленные примеры подражания у младенцев в возрасте от 12 до 21 дня, что привело к выводу, что людей обычно не нужно обучать этому способу обучения.

Видео

Посмотрите следующее видео, в котором доктор Метцлофф описывает свое исследование, демонстрирующее подражание у маленьких детей:

Скиннер (1986) опубликовал интересную, но, по общему признанию, апостериорную спекулятивную теоретическую статью, описывающую возможные эволюционные сценарии адаптивного обучения имитации и речи. Подражательная подсказка более информативна, чем обычная жестовая подсказка, поскольку она определяет конкретные характеристики желаемого ответа. Речь предпочтительнее жестов как средства общения, поскольку она возможна на больших расстояниях и в других обстоятельствах, когда люди не могут видеть друг друга.

Особенности языка Хоккета

Если мы хотим понять человеческое поведение, мы должны понять, как усваивается язык и его влияние на последующее адаптивное обучение. Прежде чем мы продолжим, мы должны рассмотреть, что мы подразумеваем под языком. Чарльз Хокетт (1960) перечислил 13 признаков, которые он считал важными для языка:

  1. Вокально-слуховой канал. В главе 1 мы видели, что человеческий мозг с его непропорционально большим пространством, отведенным для языка, гортани и голосовых связок, облегчает овладение речью. Язык жестов, включающий мануально-визуальный канал, в основном ограничен глухими людьми и теми, кто хочет с ними общаться.
  2. Широковещательная передача и направленный прием — Звук рассылается во всех направлениях, а принимается в одном месте. Это обеспечивает адаптивное преимущество, заключающееся в том, что люди могут общаться с другими людьми вне поля их зрения.
  3. Быстрое затухание (преходящесть) – Звуки временны. Письмо и аудиозаписи — это методы, используемые для устранения этого ограничения речи (и, увы, лекций).
  4. Взаимозаменяемость. Необходимо иметь возможность передавать и получать сообщения.
  5. Полная обратная связь. Человек должен иметь возможность контролировать собственное использование языка.
  6. Специализация — органы, используемые для речи, должны быть специально адаптированы для этой задачи. Губы, языки и горло человека соответствуют этому критерию.
  7. Semanticity – Конкретные сигналы могут быть сопоставлены с определенными значениями. Для разных слов существуют разные звуки.
  8. Произвольность. Нет необходимой связи между значимой единицей (например, словом) и ее ссылкой.
  9. Дискретность. Существуют различные основные единицы звука (фонемы) и значения (морфемы).
  10. Смещение — нужно уметь общаться о вещах, которых нет. Нужно уметь символически представлять прошлое и будущее.
  11. Продуктивность. Звуковые и смысловые единицы должны сочетаться для создания новых звуков и осмысленных единиц (предложений).
  12. Двойственность паттернов. Должна иметь значение последовательность значимых единиц (т. е. должен быть синтаксис).
  13. Традиционная передача — определенные звуки и слова должны быть изучены от пользователей других языков.

Хотя все функции Hockett часто упоминаются как  , первые три элемента ограничены речью. Эти функции не относятся к языку жестов, написанию писем, чтению и другим примерам неречевых/слуховых способов символической коммуникации. Существенными характеристиками являются взаимозаменяемость, семантика, произвольность, дискретность, продуктивность, синтаксис и смещение.

Опишите основные характеристики языка по Хокетту.

Изучение языка

Принципы прогнозирующего и контролируемого обучения помогают нам понять процесс овладения языком и роль, которую он играет в последующей адаптации человека. В возрасте нескольких месяцев младенцы начинают лепетать и способны издавать все возможные человеческие звуки. В конце концов, по мере того как ребенок все больше подвергается воздействию звуков своей социальной единицы, некоторые звуки «выбираются», а другие удаляются из репертуара. Раус (1969) продемонстрировал, что младенцы способны тонко различать звуки. Частоту произношения гласных или согласных можно было бы увеличить, если бы их выборочно подкрепляли щекотками и «воркованием». Было продемонстрировано, что звуковая имитация матерью вербализации ребенка также является эффективным подкреплением (Pelaez, Virues-Ortega, and Gewirtz, 2011).

Дети могут выучить свое первое слово уже в 9 месяцев. Обычно первыми словами являются имена важных людей («мама», «папа»), за которыми часто следуют приветствия («привет», «пока») и любимые блюда. Как описано в главе 5, для установления значения слова можно использовать классические процедуры формирования. Например, звук «папа» устойчиво сочетается с конкретным человеком. Детям предлагается имитировать звук в присутствии отца. Это может быть источником юмора (или смущения), когда ребенок чрезмерно обобщает и использует это слово для другого взрослого мужчины. С опытом дети учатся обращать внимание на соответствующие измерения и применять слова последовательно и исключительно к соответствующим стимулам или действиям (например, «ходить», «бегать», «есть» и т. д.). Точно так же слова сочетаются с качествами объектов (например, «красный», «круг» и т. д.) и действиями (например, «быстро», «громко» и т. д.). Дети учатся абстрагироваться от общих свойств в процессе формирования понятий. Слова также связаны с количеством предметов. Точно так же, как «краснота» может быть качеством различных стимулов, имеющих мало общего, «тройственность» применима к определенному числу различных стимулов.

Большая часть нашего словаря относится к ненаблюдаемым объектам или событиям. Важно научить ребенка указывать, когда «больно» или «больно», «счастливо» или «грустно». В этих случаях взрослый должен сделать вывод о чувствах ребенка на основании его поведения и окружающих обстоятельств. Например, если вы видите, как ребенок плачет после того, как ударился головой, вы можете спросить, не болит ли это. По мере увеличения словарного запаса значение может быть установлено с помощью условного рефлекса более высокого порядка с использованием только слов. Например, если ребенка учат, что медуза — это «отвратительное существо, которое живет в море и жалит», он/она, вероятно, станет бояться плавать в океане.

Поскольку в разных языках порядок слов для частей речи разный, синтаксис (то есть грамматический порядок) необходимо выучить. Примерно в возрасте от 18 месяцев до 2 лет дети обычно начинают комбинировать слова и к 2-1/2 годам формируют короткие (не всегда грамматически правильные) предложения. Повторяя примеры родного языка, дети могут абстрагироваться от схем (т. е. организованного набора правил) для формирования грамматических предложений (например, «машина синяя», «квадрат большой» и т. д.). Гораздо легче выучить грамматические последовательности бессмысленных слов (например, The maff vlems oothly um the glox nerfs), чем неграмматические последовательности (например, maff vlem ooth um glox nerf). Это указывает на роль изучения схемы в овладении синтаксисом (Осгуд, 19).57, с.88). Дети обычно усваивают тонкости грамматики примерно к 6 годам. В следующей главе мы опишем процесс абстрагирования применительно к изучению понятий, разработке схем и решению проблем.

Обнаружено, что объем словарного запаса является важным предиктором успеха в школе (Anderson & Freebody, 1981). Основные факторы, влияющие на размер словарного запаса, включают социально-экономический статус (СЭС) и владение языком значимых других людей, особенно матери. В монументальном проекте Харт и Рисли (1995) зафиксировали количество слов, произнесенных дома родителями и детьми в возрасте от 7 до 36 месяцев в 42 семьях за 3-летний период. Они обнаружили, что различия в показателях IQ детей, языковых способностях и успеваемости в школе были связаны с тем, как много их родители разговаривали с ними. Они также обнаружили существенные различия в том, как родители с низким и высоким СЭС разговаривали со своими детьми. Родители с низким СЭС с большей вероятностью предъявляли требования и делали выговоры, в то время как родители с высоким СЭС с большей вероятностью участвовали в длительных беседах, дискуссиях и решении проблем. В то время как количество выговоров за неподобающее поведение было примерно одинаковым для родителей с низким и высоким СЭС, родители с высоким СЭС хвалили гораздо больше.

Речь становится важным и эффективным способом передачи мыслей, желаний и чувств. Это верно как для Нукак, так и для нас. Учитывая суровость их условий жизни и ограниченность их опыта, Нукак имеют много общего с детьми с низким СЭС в нашем обществе. Декларативные высказывания (например, «палка острая», «печка горячая», «собери листья», «не ссорься с сестрой», «я счастлив», «ты устала») становятся первичная основа для выполнения большинства повседневных дел и взаимодействий.

Опишите, как принципы контролируемого обучения применяются к овладению языком.

Разговорный язык наблюдается у охотников/собирателей каменного века и у технологически развитых культур. Были разногласия по поводу роли природы и воспитания в развитии человеческого языка (Chomsky, 1959; Skinner, 1957). Скиннер, пишущий с точки зрения функционализма/бихевиоризма, красноречиво назвал свою книгу « Вербальное поведение », а не «Использование языка». Уотсон (1930) описал мышление как «скрытую речь», в то время как Скиннер (1953) относится к «частному поведению». Согласно Выготскому (первоначально опубликовано в 1934 г.), дети сначала «думают вслух» и со временем учатся «думать про себя». Скиннер предположил, что говорение и мышление не отличаются по своему характеру от других форм поведения и что обусловливание респондентов (прогнозирующее обучение) и оперантное обусловливание (контролируемое обучение) могут обеспечить необходимые эмпирические объяснительные принципы. Не было необходимости предлагать отдельное «устройство для овладения языком» для учета человеческой речи.

В главе 5 мы видели, как принципы предиктивного обучения могут быть применены к усвоению значения слова. По сути, Скиннер утверждал, что слова могут служить явными и скрытыми заменителями контрольных обучающих азбук. Как предшественники, слова могли функционировать как различительные и предупреждающие стимулы. Например, «Поцелуй маму» или «Осторожно!» Как следствие, слова могут заменить поощрения и наказания (например, «Спасибо», «Прекрати!»). Правило — это распространенный, полезный и важный тип вербального утверждения, включающий каждую из контрольных обучающих азбук (Hayes, 19).89). То есть a определяет обстоятельства (антецеденты), при которых конкретное действие (поведение) вознаграждается или наказывается (последствие). Например, родитель может инструктировать ребенка: «За ужином, если ты ешь овощи, ты можешь съесть свой десерт» или «Когда ты дойдешь до тротуара, прежде чем переходить улицу, посмотри в обе стороны, иначе тебя может сбить машина.

Хомский, психолингвист, выступил с резкой критикой книги Скиннера, подчеркнув, что генетика человека включает в себя «устройство овладения языком». Представленное в главе 1 изображение человеческого гомункула с непропорциональным мозговым пространством, отведенным частям тела, участвующим в речи, безусловно, предполагает, что структура человеческого существа облегчает овладение языком. Гомункул также подразумевает адаптивную ценность разговорного языка; иначе эти структуры не развились бы. Предложение «устройства овладения языком», аналогичное предложению инстинкта, объясняющего речь, является круговым псевдообъяснением. Устройство овладения языком выводится из наблюдения за речью, оно не объясняет речь. Помните, психологическое объяснение должно указывать конкретные наследственные и/или экологические причины. Хомский не делает ни того, ни другого, в то время как Скиннер весьма специфичен в отношении типов опыта, которые будут способствовать различным типам вербального поведения. Нельзя сказать, что Скиннер отрицает роль человеческого строения в овладении речью или ее важность, как указано в следующей цитате. «Человеческий вид сделал решающий шаг вперед, когда его голосовая мускулатура попала под оперативный контроль при воспроизведении звуков речи. В самом деле, вполне возможно, что все отличительные достижения вида можно проследить до одного этого генетического изменения» (Скиннер, 1986). Нейробиологи и поведенческие нейробиологи активно участвуют в исследованиях, изучающих, как наше «универсальное устройство сбора данных» (то есть мозг) участвует в обучении речи, чтении, количественных навыках, решении задач и т. д.

Люди, возможно, зародились в ограниченных географических и климатических условиях в Африке, но мы распространились по всему земному шару (Diamond, 2005). Мы разработали различные слова и языки, адаптированные к нашим экологическим и социальным условиям. В школе сильных ударов можно многому научиться, но она ограничена нашим непосредственным опытом и может быть трудной или опасной. Наша вербальная жизнь чрезвычайно расширяет возможности обучения за пределы нашего непосредственного окружения до всего, что можно себе представить. Косвенное обучение (например, наблюдение или язык) часто ускоряет адаптивное обучение и устраняет опасность. Неудивительно, что человеческие родители повсеместно прилагают огромные усилия, чтобы научить своих детей говорить. Это делает жизнь проще, безопаснее и лучше как для них, так и для их детей.

MacCorquodale (1969) написал ретроспективную оценку книги Скиннера, а также всесторонний и аргументированный ответ (1970) на критику Хомского. По сути, МакКоркодейл описывал Хомского как структуралиста, а Скиннера — как функционалиста. То есть Хомский попытался описать, как структура разума делает возможным язык. Скиннера интересовало, как язык позволяет людям адаптироваться к условиям окружающей среды. Перефразируя Марка Твена, статья, приуроченная к 50-летию ее публикации, заключалась в том, что «Сообщения о смерти Вербальное поведение и бихевиоризм были сильно преувеличены» (Schlinger, 2008).

Опишите, как принципы контролируемого обучения помогают нам понять вербальное поведение.

Чтение и письмо

Именно язык в письменной форме сделал возможным быстрое и широкое распространение знаний внутри культур и между ними. Это также средство для регистрации наших развивающихся достижений в области знаний и технологий. Ранние формы письма бронзового века были основаны на символах или изображениях, выгравированных на глине. Позднее письменность бронзового века начала включать фонематические символы, которые были предшественниками финикийского алфавита железного века, состоящего из 22 символов, представляющих согласные (но не гласные). Финикийский алфавит был принят греками и превратился в современный латинский алфавит. Разрешенное письменное представление любого произносимого слова в языке.

Изначально он был изобретен в Индии, а в Средние века попал в Европу. Он допускает письменное представление любой величины, реальной или воображаемой, и является фундаментальным для математики и научных методов, основанных на количественных оценках и измерениях. Алфавит и арабские цифры позволяют словам стать «постоянными» по сравнению с их преходящей слуховой формой. Это письменное постоянство позволило общаться с большим количеством людей на больших расстояниях и, в конечном итоге, создавать библиотеки. Первая крупная библиотека была создана в Александрии, Египет, примерно за 300 лет до н.э. Свитки пергамента и папируса хранились на стенных полках огромного бетонного здания (рис. 6.5). Изобретение Гутенбергом печатного станка в 1439 г.позволили массово публиковать письменные материалы по всей Западной Европе (рис. 6.6). Сегодня электронные книги доступны на электронных ридерах, которые можно держать на ладони (рис. 6.7)! Неудивительно, что различия в знаниях студентов колледжей коррелируют с количеством их знакомства с печатными изданиями (Stanovich and Cunningham, 1993).

 

Рис. 6.5 Александрийская библиотека.

 

 

Рисунок 6.6. Печатный станок Гутенберга.

 

 

Рисунок 6. 7. Библиотека сейчас.

 

Атрибуция

Рисунок 6.5 «Александрийская библиотека» Wikimedia лицензирована согласно CC BY-SA 4.0

Рисунок 6.6 «Печатный станок Гуттенбурга» производства עדירל лицензирован CC BY-SA 3.0

Рисунок 6.7 «Amazon Kindle» производства Jleon лицензирован CC BY-SA 3.0

 

 

Устное общение | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по данному вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Речь
Статьи
  • Оценка речи и слуха]]
  • Речевая тревога
  • Характеристики речи
    • Артикуляция
    • Интонация
    • Произношение
    • Речевые паузы
    • Высота речи
    • Скорость речи
    • Речевой ритм
    • Тон,
  • сегментов
  • Развитие речи
  • Нарушения речи
  • Восприятие речи
  • Логопеды
  • Логопедия
  • Вокализация

Это поле: просмотр • разговор • редактирование

Устное общение или Речевая коммуникация относится к процессам, связанным с производством и восприятием звуков, используемых в разговорной речи. Ряд академических дисциплин изучают речь и звуки речи, включая акустику, психологию, речевую патологию, лингвистику и информатику.

Содержание

  • 1 Произведение речи
  • 2 Восприятие речи
  • 3 Проблемы с речью
  • 4 Физиология мозга
  • 5 См. также

Речевое производство

Основная статья: Речевое производство

В лингвистике (артикуляционная фонетика) манера артикуляции описывает, как язык, губы и другие органы речи участвуют в создании контакта между звуками. Часто это понятие используется только для образования согласных. Для любого места артикуляции может быть несколько ладов, а значит, и несколько однородных согласных.

Восприятие речи

Основная статья: Восприятие речи

Восприятие речи относится к процессам, с помощью которых люди могут интерпретировать и понимать звуки, используемые в языке. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике и когнитивной психологии и восприятием в психологии. Исследования в области восприятия речи направлены на то, чтобы понять, как люди-слушатели распознают звуки речи и используют эту информацию для понимания разговорной речи. Исследования речи находят применение в создании компьютерных систем, способных распознавать речь, а также в улучшении распознавания речи для слушателей с нарушениями слуха и языка.

Проблемы с речью

См. также: Нарушения речи
См. также: Речевая и языковая патология

Существует несколько биологических и психологических факторов, которые могут повлиять на речь. Среди них:

  1. Заболевания и расстройства легких или голосовых связок, включая паралич, респираторные инфекции, узелки голосовых складок и рак легких и горла.
  2. Заболевания и расстройства головного мозга, включая алогию, афазию, дизартрию, дистонию и нарушения обработки речи, при которых нарушение планирования движений, передачи нервных импульсов, фонологической обработки или восприятия сообщения (в отличие от фактического звука) приводит к ухудшению речи.
  3. Проблемы со слухом, такие как экссудативный средний отит, могут привести к фонологическим проблемам.
  4. Артикуляционные проблемы, такие как заикание, шепелявость, волчья пасть, атаксия или повреждение нервов, приводящее к проблемам с артикуляцией. Синдром Туретта и тики также могут влиять на речь.
  5. Помимо афазии, аномия и некоторые виды дислексии могут нарушать качество слухового восприятия, а значит, и выражения. В эту категорию можно отнести нарушения слуха и глухоту.

Физиология мозга

Поль Брока

Две области коры головного мозга необходимы для речи. Зона Брока, названная в честь ее первооткрывателя, французского невролога Поля Брока (1824-1880), находится в лобной доле, обычно слева, рядом с моторной корой, контролирующей мышцы губ, челюстей, мягкого неба и голосовых связок. При повреждении в результате инсульта или травмы понимание не нарушается, но речь становится медленной и затрудненной, и больной будет говорить на «телеграмном языке». Зона Вернике, открытая в 1874 году немецким неврологом Карлом Вернике (1848-1919).04), лежит к задней части височной доли, опять же, обычно слева, рядом с областями, получающими слуховую и зрительную информацию. Повреждение его разрушает понимание — больной говорит бегло, но бессмысленно. Некоторые исследователи исследовали связь между физиологией мозга, неврологией и другими элементами физиологии и коммуникацией. Коммунибиология, впервые предложенная Битти и Маккроски, решает эти проблемы и представляет набор конкретных аксиом об этих явлениях.

См. также

  • Алаллия
  • Избегающая речь
  • Переключение кода
  • Пищеводная речь
  • Воображаемая речь
  • Указатель статей по языкознанию
  • Логорея
  • Устное чтение
  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Разговор с самим собой
  • Пение
  • Модель источника-фильтра речевого производства
  • Речевой акт
  • Задержка речи
  • Нарушение речи
  • Кодирование речи
  • Обработка речи (механическая)
  • Распознавание речи
  • Повторение речи
  • Синтез речи
  • Речево-языковая патология
  • Разговорный язык
  • Говорящие птицы
  • Вокализация
  • Ораси
  • Вербальные способности
  • Вербальная беглость
  • Многословие
  • Вокализация
  • Вокология
  • Voice
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *