Психологическая характеристика личности и деятельности
Человек принадлежит к высшему звену развития жизни на земле, является субъектом и продуктом общественно-исторического развития и представляет собой единство природы и социума. Кроме понятия «человек»,в психологии используются такие термины, как «индивид», «личность», «индивидуальность».
Определение 1Индивид (неделимое) – это конкретный человек, который имеет свои индивидуальные особенности, обладает устойчивыми психическими свойствами. Эти свойства активны и гибки при реализации их в определенной ситуации.
Определение 2Индивидуальность – это неповторимость, особенность свойств личности индивида. Она может проявляться в чертах характера, темпераменте, способностях, интересах.
Определение 3Личность – характеристика человека с социальной точки зрения.
В Древней Греции слово «личность» обозначало маску, которую надевает актер в театре. Римляне подразумевали под этим понятием функцию человека.
С точки зрения психологической науки личность – это устойчивая система социальнопсихологической сущности человека, его качеств, формирующихся по мере усвоения человеком форм сознания, поведенческих норм и опыта.
Личность всегда имеет свои взгляды, убеждения, которые влияют на межличностные и общественные отношения. Теория личности развивалась в отечественной психологии поэтапно. После революции 1917 года и до 1930-х годов личность понимают, как профиль психологических функций. В 1930-50-х гг., личность рассматривается как опыт, приобретенный человеком в процессе жизни. В 1960-х годах личность изучается под углом темперамента и возраста. Наконец, последний этап, который продолжается, изучает личность как совокупность отношений, качеств и опыта.
На личность воздействуют многие факторы как на объект исторического процесса: экономика, политика, право, мораль.
В свойствах личности человека в полной мере раскрывается его суть как общественного явления. Одновременно с этим, каждая личность индивидуальна, это зависит от биологических, врожденных качеств ЦНС и психики, а также от приобретенных качеств. Здесь важную роль играют типологические свойства высшей нервной деятельности и особенности психологических процессов и состояний, связанные с ними.Психологическая характеристика личности начинается с того, что личность рассматривается как носитель определенных психических качеств, свойственных члену общества, который понимает и осознает свое место в нем. Личность – объединение разных психофизиологических систем, обладающих индивидуальностью и своеобразием. Под психофизиологическими системами следует понимать те черты, которые определяют присущие именно этому человеку поведение и мышление.
Общественная сущность личности
Человек не может стать личностью вне общества. Он является обязательным участником разных групп: социальных, профессиональных. В ходе человеческой деятельности происходит развитие и становление личности. Важно понять, что человек сделал для общества, разобраться в том, что он способен сделать, во имя чего он достигает поставленных целей. Только тогда можно по-настоящему узнать человека, составить его психологический портрет. Место, которое человек занял в обществе, определяет его статус. Основными показателями статуса являются престиж и авторитет, которые говорят о степени признания человека обществом.
Говоря о психологической характеристике человека, российские психологи не отождествляют понятия «индивид» и «личность». Целостный субъект, наделенный индивидуальными качествами, определяется как индивид. Социально ответственный человек с той или иной степенью включенности в систему общественных отношений, осуществляющий сознательную деятельность, определяется как личность.
Психологическая структура личности
Структура личности состоит из четырех сегментов:
- свойств личности, сформированных под воздействием социальных факторов;
- индивидуального опыта;
- личностных особенностей;
- свойств личности, заложенных при рождении.
Социально обусловленные свойства личности нельзя рассматривать отдельно от понятия «направленность». Ученые-психологи разошлись во мнениях, одни считают направленность личностным свойством наряду с характером, темпераментом, способностями, другие – доминирующим мотивом. Личностная направленность зависит от интересов, склонностей, предпочтений индивида, а также от его мировоззренческой позиции, убеждений и взглядов. Направленность имеет сферу потребностей и мотивов и систему отношений. Характеризуют направленность качества и формы. Качествами называют:
- уровни общественной значимости направленности, высший уровень – идейность;
- широту – интересы, увлечения, заинтересованности. Но широта не должна быть всеохватывающей, превращаться в дилетантство, когда человек считает себя экспертом во всех областях подряд. Должен присутствовать центральный интерес, направленный на профессиональную деятельность;
- интенсивность – эмоциональная составляющая направленности от слабых влечений до активных стремлений и полной убежденности;
- действенность – определяет степень активности личности при достижении цель.
Главное звено в направленности – потребность. Это то, что отражается в человеческом мозге как нужда в чем-то. Нужда может проявляться как в нехватке чего-то важного, так и в избавлении от мешающего. Потребности могут быть органическими, материальными, духовными и социальными. К первым относятся еда, воздух, вода, тепло, ко вторым — одежда, жилье, к третьим – знания, ценности, творчество, к четвертым – общение, деятельность.
Формы направленности: влечение, желание, интерес, идеал, склонность, мировоззрение.
Определение 5Влечение – это слабое стремление к объекту или действию, которое появляется вследствие неосознаваемой потребности.
Определение 6Желание – осознанное и четкое понимание того, чего человек добивается. Если волевое начало сильное, желание перерастает в стремление.
Определение 7Интерес – осознанное направление на объект, связанное с желанием познать его.
Интерес является источником любознательности, он стимулирует внимание, позволяет сконцентрироваться на объекте.
Определение 8Идеал — конкретный образ, с которым человек желал бы иметь сходство. Идеал может быть реальным и вымышленным, созданным в воображении. Идеалом может служить человек, отдельное качество, образ жизни. Под влиянием мировоззрения антиобщественного характера может быть сформирован отрицательный идеал.
Определение 9Склонность – стремление к объекту с максимумом заинтересованности и воли.
Определение 10Мировоззрение – четко выверенная позиция, система взглядов о мироустройстве, его законах, общественных и природных явлениях.
Поступки человека, в основном, тесно связаны с мировоззрением. Зная о мировоззрении индивида, можно прогнозировать, как он поступит в той или иной ситуации. Мировоззрение состоит из мировосприятия, мироощущения, миропредставления, миропонимания, мирооценки, мироотношения. Первые три понятия можно объединить в миросозерцание. Человек воспринимает мир пассивно. Последующие понятия относятся к убеждению, осознанной потребности личности действовать в соответствие со своими ценностными ориентирами.
Компоненты структуры личности
Определение 11Способностями называют индивидуальные психологические наклонности, которые способствуют успеху в том или ином виде деятельности: учебе, спорте, искусстве.
Опыт, который приобретен индивидом, вбирает в себя умения, знания, навыки, привычки, личностную культуру.
Определение 12Знания – это те сведения, что человек получил в идеальном воспроизведении в языковой форме о практическом преобразовании реального мира.
Знания могут быть теоретическими и прикладными и становятся системой в человеческом сознании для определенной подсистемы: науки, ремесла, искусства. Научные знания делятся на общественные, математические и технические. Общественные научные знания бывают общетеоретического и прикладного характера. К общетеоретическим общественным знаниям относятся: философия, логика, этика, психология. Прикладные науки образуются на стыке двух наук: судебная этика, правовая статистика, музейная педагогика.
Существует термин «специальные познания», изначально он появился в юриспруденции, когда для оценки доказательств потребовались специалисты, обладающие глубокими знаниями. Специальные знания включают в себя опыт, навыки и умения.Определение 13Навыками называют такие действия, которые доведены до автоматизма, они выполняются всегда быстро и правильно.
Фотограф обращается с фототехникой, используя навыки. Навыки образуются вследствие многочисленных повторений одного и того же действия. Навыки можно классифицировать по профессиональным признакам (школьные, спортивные, трудовые) и по степени усвоения (сложные, простые, комплексные, разрозненные). Навыки образуются в зависимости от степени сложности, но на их образования влияют также возраст, темперамент, состояние нервной системы исполнителя.
Умения – это, когда человек способен выполнить свою работу в любых условиях, причем сделает это эффективно и быстро.
Умения формируются постепенно, они шлифуются, оттачиваются в процессе деятельности, процесс завершается профессиональным мастерством.
Определение 15Привычка – это тоже навык, он сформирован на положительном эмоциональном фоне. Это действие, которое стало потребностью.
Здесь главную роль отдадим профессиональным привычкам: привычке содержать рабочее место в чистоте, никогда не опаздывать на работу. Такие привычки облегчают трудовую деятельность. Существуют вредные привычки, по сути, заболевания: алкоголизм, наркомания.
Определение 16Личная культура – то, что индивид осознает, как ценности. Это качества ума, характера, памяти, которые приобретены человеком в процессе воспитания и образования.
В понятие «личная культура» можно включить творческие наклонности, эрудированность, знание языков, художественный вкус, чувство меры, аккуратность, деликатность, вежливость. Культура личности зависит от уровня развития индивидуальных способностей, изучения культурного наследия, степени социализации.
Индивидуальные особенности отдельных психологических качеств
Такие особенности определяются формами психического отражения, когда процессуальное и содержательное в психике человека связаны воедино. Отражение мира становится активным в связи с возникновением необходимости или потребности. Это субъективное явление, каждый человек видит мир по-своему. Отдельно от субъекта психического отражения быть не может.
Определение 17Психическое отражение – это постоянный поиск, выбор и обработка информации.
Психомоторика – наука, занимающаяся объективизацией психики.
Предметом исследования являются реакции и акты разные по характеру: сенсомоторные, идеомоторные, эмоционально-моторные, импульсивные. Сенсомоторный акт – один из главных видов психомоторики. Выделяются простые реакции (время) и реакции выбора (время и точность реакции). На данный момент мало изучено еще одно сенсомоторное явление- импринтинг (запечатление). Еще в 1940-е гг. австрийский биолог К.Лоренц ввел в научный обиход этот термин.
Определение 19Идеомоторный акт – все движения произвольного и непроизвольного характера вызваны яркой картиной сознания (наглядно-образные знания), представляющей выполнение движений.
Определение 20Эмоционально-моторные и импульсивные реакции – действия человека деформируются, порой до нелепости, под влиянием сильного эмоционального возбуждения.
В психологии рассматриваются врожденные, биологические свойства личности. К ним относятся свойства нервной системы и особенности психических процессов. Социальное и биологическое в человеке взаимодействуют. Чтобы выяснить как, используют определенные психологические методы. По теории Дарвина главными факторами биологической эволюции являются: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Биологическое направление в психологии возникло во второй половине ХХ века.
Биологическое в психике – это общее по гомологии у человека и животных. Гомология в психологической науке, явление частного порядка, тесно связанное с поведением человека. Гомология объясняется общей наследственностью и исторической преемственностью.
Существуют теории, которые выделяют в личности две главные структуры, которые сформировались под влиянием биологических и социальных факторов. Личность человека обуславливается общественными отношениями. Но, человек сохраняет и часть своей биологической составляющей. Противопоставлять эти факторы не следует, это не приведет к объективному изучению личности. Социальное и биологическое подчиняются принципу: простая биологическая форма послужила фундаментом для возникновения более сложной формы, социальной. Генетические предпосылки, формирование, эволюционное развитие являются предметом биологического изучения личности.
Анализируя биологическое и социальное в человеке, следует принимать во внимание врожденные особенности. Появилась идея о наличии наследственных свойств нервной системы, от которых зависят поведение и реакции человека. Биологическое дает толчок для изучения и познания законов природы и общества. Формирование личности происходит под воздействием факторов социального характера. Безусловно, явления психологического свойства оказывают влияние на сенсорную и нейродинамическую области человека, но их сущность имеет социальное происхождение.
Динамика психической деятельности
В динамике проявляются особенности личности, они зависят от интенсивности, устойчивости, скорости психологических процессов.
Устойчивость свойств личности – когда не изменяются личностные качества. Наиболее устойчивыми являются темперамент, черты характера, предрасположенности. В психологии существует принцип единства сознания, личности и деятельности. Сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна.
Определение 21Активная личность – это человек, проявляющий принципиальность в идеях и взглядах, отстаивающий свои убеждения. Активная личность имеет сильный характер.
Рассмотрим свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность. Сила нервного процесса отражает предельную возможность работы клеток головного мозга. Типы высшей нервной деятельности классифицируются по силе нервного процесса. Подвижность – характеризует быстроту реакции на изменения в окружающем пространстве. Уравновешенность – это баланс между процессами возбуждения и торможения. Торможение бывает внешним безусловным и внутренним условным. Безусловное торможение является типом коркового торможения и включает:
- индивидуальное торможение, то есть возникновение ориентировочной реакции на раздражитель;
- запредельное торможение, когда корковые структуры возбуждаются выше заданного предела. Торможение дает возможность им сохраниться или восстановиться.
Для формирования личности необходимы конкретные исторические условия, процессы воспитания и обучения. Основное в развитии личности биогенетические и социальные факторы. Ученые, принадлежащие к биологическому направлению, считают, что развитие личности обусловлено наследственностью. То есть, у человека от природы заложены мотивации, распределены этапы психического развития. Социогенетики считают, что личность развивается под влиянием социальной среды. И те, и другие не принимают во внимание собственную активность личности. Первые считают, что, заложенное природой, проявится само, не надо ничего предпринимать и менять. Вторые считают, что человек должен приспособиться к среде. Стало быть, основой для понимания законов, по которым формируется личность, эти концепции быть не могут. Как мы уже отмечали, движущая сила развития личности – потребность, которая приводит к деятельности. Выделим биологическую и информационную потребность. Возникла потребность – появляется интерес, избирательное отношение личности к объекту положительно эмоционально окрашенное. Потребности и реальные возможности их удовлетворения вступают в противоречие, человек вынужден овладевать знаниями и умениями. При отрицательном развитии психики происходит ее распад.
Психологическая характеристика личности и деятельности
Человек принадлежит к высшему звену развития жизни на земле, является субъектом и продуктом общественно-исторического развития и представляет собой единство природы и социума. Кроме понятия «человек»,в психологии используются такие термины, как «индивид», «личность», «индивидуальность».
Определение 1Индивид (неделимое) – это конкретный человек, который имеет свои индивидуальные особенности, обладает устойчивыми психическими свойствами. Эти свойства активны и гибки при реализации их в определенной ситуации.
Определение 2Индивидуальность – это неповторимость, особенность свойств личности индивида. Она может проявляться в чертах характера, темпераменте, способностях, интересах.
Определение 3Личность – характеристика человека с социальной точки зрения.
В Древней Греции слово «личность» обозначало маску, которую надевает актер в театре. Римляне подразумевали под этим понятием функцию человека. Например, личность философа. На последующих этапах развития под личностью понималась общественная роль человека.
Определение 4С точки зрения психологической науки личность – это устойчивая система социальнопсихологической сущности человека, его качеств, формирующихся по мере усвоения человеком форм сознания, поведенческих норм и опыта.
Личность всегда имеет свои взгляды, убеждения, которые влияют на межличностные и общественные отношения. Теория личности развивалась в отечественной психологии поэтапно. После революции 1917 года и до 1930-х годов личность понимают, как профиль психологических функций. В 1930-50-х гг., личность рассматривается как опыт, приобретенный человеком в процессе жизни. В 1960-х годах личность изучается под углом темперамента и возраста. Наконец, последний этап, который продолжается, изучает личность как совокупность отношений, качеств и опыта.
На личность воздействуют многие факторы как на объект исторического процесса: экономика, политика, право, мораль. В свойствах личности человека в полной мере раскрывается его суть как общественного явления. Одновременно с этим, каждая личность индивидуальна, это зависит от биологических, врожденных качеств ЦНС и психики, а также от приобретенных качеств. Здесь важную роль играют типологические свойства высшей нервной деятельности и особенности психологических процессов и состояний, связанные с ними.
Психологическая характеристика личности начинается с того, что личность рассматривается как носитель определенных психических качеств, свойственных члену общества, который понимает и осознает свое место в нем. Личность – объединение разных психофизиологических систем, обладающих индивидуальностью и своеобразием. Под психофизиологическими системами следует понимать те черты, которые определяют присущие именно этому человеку поведение и мышление.
Общественная сущность личности
Человек не может стать личностью вне общества. Он является обязательным участником разных групп: социальных, профессиональных. В ходе человеческой деятельности происходит развитие и становление личности. Важно понять, что человек сделал для общества, разобраться в том, что он способен сделать, во имя чего он достигает поставленных целей. Только тогда можно по-настоящему узнать человека, составить его психологический портрет. Место, которое человек занял в обществе, определяет его статус. Основными показателями статуса являются престиж и авторитет, которые говорят о степени признания человека обществом.
Говоря о психологической характеристике человека, российские психологи не отождествляют понятия «индивид» и «личность». Целостный субъект, наделенный индивидуальными качествами, определяется как индивид. Социально ответственный человек с той или иной степенью включенности в систему общественных отношений, осуществляющий сознательную деятельность, определяется как личность.
Психологическая структура личности
Структура личности состоит из четырех сегментов:
- свойств личности, сформированных под воздействием социальных факторов;
- индивидуального опыта;
- личностных особенностей;
- свойств личности, заложенных при рождении.
Социально обусловленные свойства личности нельзя рассматривать отдельно от понятия «направленность». Ученые-психологи разошлись во мнениях, одни считают направленность личностным свойством наряду с характером, темпераментом, способностями, другие – доминирующим мотивом. Личностная направленность зависит от интересов, склонностей, предпочтений индивида, а также от его мировоззренческой позиции, убеждений и взглядов. Направленность имеет сферу потребностей и мотивов и систему отношений. Характеризуют направленность качества и формы. Качествами называют:
- уровни общественной значимости направленности, высший уровень – идейность;
- широту – интересы, увлечения, заинтересованности. Но широта не должна быть всеохватывающей, превращаться в дилетантство, когда человек считает себя экспертом во всех областях подряд. Должен присутствовать центральный интерес, направленный на профессиональную деятельность;
- интенсивность – эмоциональная составляющая направленности от слабых влечений до активных стремлений и полной убежденности;
- действенность – определяет степень активности личности при достижении цель.
Главное звено в направленности – потребность. Это то, что отражается в человеческом мозге как нужда в чем-то. Нужда может проявляться как в нехватке чего-то важного, так и в избавлении от мешающего. Потребности могут быть органическими, материальными, духовными и социальными. К первым относятся еда, воздух, вода, тепло, ко вторым — одежда, жилье, к третьим – знания, ценности, творчество, к четвертым – общение, деятельность.
Формы направленности: влечение, желание, интерес, идеал, склонность, мировоззрение.
Определение 5Влечение – это слабое стремление к объекту или действию, которое появляется вследствие неосознаваемой потребности.
Определение 6Желание – осознанное и четкое понимание того, чего человек добивается. Если волевое начало сильное, желание перерастает в стремление.
Определение 7Интерес – осознанное направление на объект, связанное с желанием познать его.
Интерес является источником любознательности, он стимулирует внимание, позволяет сконцентрироваться на объекте.
Определение 8Идеал — конкретный образ, с которым человек желал бы иметь сходство. Идеал может быть реальным и вымышленным, созданным в воображении. Идеалом может служить человек, отдельное качество, образ жизни. Под влиянием мировоззрения антиобщественного характера может быть сформирован отрицательный идеал.
Определение 9Склонность – стремление к объекту с максимумом заинтересованности и воли.
Определение 10Мировоззрение – четко выверенная позиция, система взглядов о мироустройстве, его законах, общественных и природных явлениях.
Поступки человека, в основном, тесно связаны с мировоззрением. Зная о мировоззрении индивида, можно прогнозировать, как он поступит в той или иной ситуации. Мировоззрение состоит из мировосприятия, мироощущения, миропредставления, миропонимания, мирооценки, мироотношения. Первые три понятия можно объединить в миросозерцание. Человек воспринимает мир пассивно. Последующие понятия относятся к убеждению, осознанной потребности личности действовать в соответствие со своими ценностными ориентирами.
Компоненты структуры личности
Определение 11Способностями называют индивидуальные психологические наклонности, которые способствуют успеху в том или ином виде деятельности: учебе, спорте, искусстве.
Опыт, который приобретен индивидом, вбирает в себя умения, знания, навыки, привычки, личностную культуру.
Определение 12Знания – это те сведения, что человек получил в идеальном воспроизведении в языковой форме о практическом преобразовании реального мира.
Знания могут быть теоретическими и прикладными и становятся системой в человеческом сознании для определенной подсистемы: науки, ремесла, искусства. Научные знания делятся на общественные, математические и технические. Общественные научные знания бывают общетеоретического и прикладного характера. К общетеоретическим общественным знаниям относятся: философия, логика, этика, психология. Прикладные науки образуются на стыке двух наук: судебная этика, правовая статистика, музейная педагогика. Существует термин «специальные познания», изначально он появился в юриспруденции, когда для оценки доказательств потребовались специалисты, обладающие глубокими знаниями. Специальные знания включают в себя опыт, навыки и умения.
Определение 13Навыками называют такие действия, которые доведены до автоматизма, они выполняются всегда быстро и правильно.
Фотограф обращается с фототехникой, используя навыки. Навыки образуются вследствие многочисленных повторений одного и того же действия. Навыки можно классифицировать по профессиональным признакам (школьные, спортивные, трудовые) и по степени усвоения (сложные, простые, комплексные, разрозненные). Навыки образуются в зависимости от степени сложности, но на их образования влияют также возраст, темперамент, состояние нервной системы исполнителя.
Определение 14Умения – это, когда человек способен выполнить свою работу в любых условиях, причем сделает это эффективно и быстро.
Умения формируются постепенно, они шлифуются, оттачиваются в процессе деятельности, процесс завершается профессиональным мастерством.
Определение 15Привычка – это тоже навык, он сформирован на положительном эмоциональном фоне. Это действие, которое стало потребностью.
Здесь главную роль отдадим профессиональным привычкам: привычке содержать рабочее место в чистоте, никогда не опаздывать на работу. Такие привычки облегчают трудовую деятельность. Существуют вредные привычки, по сути, заболевания: алкоголизм, наркомания.
Определение 16Личная культура – то, что индивид осознает, как ценности. Это качества ума, характера, памяти, которые приобретены человеком в процессе воспитания и образования.
В понятие «личная культура» можно включить творческие наклонности, эрудированность, знание языков, художественный вкус, чувство меры, аккуратность, деликатность, вежливость. Культура личности зависит от уровня развития индивидуальных способностей, изучения культурного наследия, степени социализации.
Индивидуальные особенности отдельных психологических качеств
Такие особенности определяются формами психического отражения, когда процессуальное и содержательное в психике человека связаны воедино. Отражение мира становится активным в связи с возникновением необходимости или потребности. Это субъективное явление, каждый человек видит мир по-своему. Отдельно от субъекта психического отражения быть не может.
Определение 17Психическое отражение – это постоянный поиск, выбор и обработка информации.
Определение 18Психомоторика – наука, занимающаяся объективизацией психики.
Предметом исследования являются реакции и акты разные по характеру: сенсомоторные, идеомоторные, эмоционально-моторные, импульсивные. Сенсомоторный акт – один из главных видов психомоторики. Выделяются простые реакции (время) и реакции выбора (время и точность реакции). На данный момент мало изучено еще одно сенсомоторное явление- импринтинг (запечатление). Еще в 1940-е гг. австрийский биолог К.Лоренц ввел в научный обиход этот термин.
Определение 19Идеомоторный акт – все движения произвольного и непроизвольного характера вызваны яркой картиной сознания (наглядно-образные знания), представляющей выполнение движений.
Определение 20Эмоционально-моторные и импульсивные реакции – действия человека деформируются, порой до нелепости, под влиянием сильного эмоционального возбуждения.
В психологии рассматриваются врожденные, биологические свойства личности. К ним относятся свойства нервной системы и особенности психических процессов. Социальное и биологическое в человеке взаимодействуют. Чтобы выяснить как, используют определенные психологические методы. По теории Дарвина главными факторами биологической эволюции являются: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Биологическое направление в психологии возникло во второй половине ХХ века.
Биологическое в психике – это общее по гомологии у человека и животных. Гомология в психологической науке, явление частного порядка, тесно связанное с поведением человека. Гомология объясняется общей наследственностью и исторической преемственностью.
Существуют теории, которые выделяют в личности две главные структуры, которые сформировались под влиянием биологических и социальных факторов. Личность человека обуславливается общественными отношениями. Но, человек сохраняет и часть своей биологической составляющей. Противопоставлять эти факторы не следует, это не приведет к объективному изучению личности. Социальное и биологическое подчиняются принципу: простая биологическая форма послужила фундаментом для возникновения более сложной формы, социальной. Генетические предпосылки, формирование, эволюционное развитие являются предметом биологического изучения личности.
Анализируя биологическое и социальное в человеке, следует принимать во внимание врожденные особенности. Появилась идея о наличии наследственных свойств нервной системы, от которых зависят поведение и реакции человека. Биологическое дает толчок для изучения и познания законов природы и общества. Формирование личности происходит под воздействием факторов социального характера. Безусловно, явления психологического свойства оказывают влияние на сенсорную и нейродинамическую области человека, но их сущность имеет социальное происхождение.
Динамика психической деятельности
В динамике проявляются особенности личности, они зависят от интенсивности, устойчивости, скорости психологических процессов.
Устойчивость свойств личности – когда не изменяются личностные качества. Наиболее устойчивыми являются темперамент, черты характера, предрасположенности. В психологии существует принцип единства сознания, личности и деятельности. Сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна.
Определение 21Активная личность – это человек, проявляющий принципиальность в идеях и взглядах, отстаивающий свои убеждения. Активная личность имеет сильный характер.
Рассмотрим свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность. Сила нервного процесса отражает предельную возможность работы клеток головного мозга. Типы высшей нервной деятельности классифицируются по силе нервного процесса. Подвижность – характеризует быстроту реакции на изменения в окружающем пространстве. Уравновешенность – это баланс между процессами возбуждения и торможения. Торможение бывает внешним безусловным и внутренним условным. Безусловное торможение является типом коркового торможения и включает:
- индивидуальное торможение, то есть возникновение ориентировочной реакции на раздражитель;
- запредельное торможение, когда корковые структуры возбуждаются выше заданного предела. Торможение дает возможность им сохраниться или восстановиться.
Для формирования личности необходимы конкретные исторические условия, процессы воспитания и обучения. Основное в развитии личности биогенетические и социальные факторы. Ученые, принадлежащие к биологическому направлению, считают, что развитие личности обусловлено наследственностью. То есть, у человека от природы заложены мотивации, распределены этапы психического развития. Социогенетики считают, что личность развивается под влиянием социальной среды. И те, и другие не принимают во внимание собственную активность личности. Первые считают, что, заложенное природой, проявится само, не надо ничего предпринимать и менять. Вторые считают, что человек должен приспособиться к среде. Стало быть, основой для понимания законов, по которым формируется личность, эти концепции быть не могут. Как мы уже отмечали, движущая сила развития личности – потребность, которая приводит к деятельности. Выделим биологическую и информационную потребность. Возникла потребность – появляется интерес, избирательное отношение личности к объекту положительно эмоционально окрашенное. Потребности и реальные возможности их удовлетворения вступают в противоречие, человек вынужден овладевать знаниями и умениями. При отрицательном развитии психики происходит ее распад.
черт личности | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Черты характера являются строительными блоками личности. Так что же такое черта? Короче говоря, это относительно стабильный способ мышления и поведения, который можно использовать для описания человека, а также для сравнения и сопоставления этого человека с другими.
Черты можно выразить в очень широком смысле, например, насколько положительно человек в целом настроен по отношению к другим людям, или в более конкретном, например, насколько этот человек склонен доверять другим людям. Эти более специфические аспекты личности иногда называют «гранями». Черты личности обычно считаются отличными от умственных способностей (включая общий интеллект), которые оцениваются на основе того, насколько хорошо человек реагирует на проблемы или вопросы.
Психологи разработали множество способов определения и систематизации диапазона личностных черт. Их часто объединяют на основе широких личностных факторов, как в обычно используемой таксономии черт Большой пятерки. Но личность можно разделить по-разному, и некоторые черты часто измеряются и изучаются психологами самостоятельно.
Вот некоторые из научно изученных групп черт личности. Важно отметить, что люди, как правило, не просто обладают этими чертами или не имеют их — они могут оценивать каждую из них высоко, низко или где-то посередине по сравнению с другими людьми.
На этой странице
- Большая пятерка
- Честность-Смирение
- Темная триада
Большая пятерка черт характера
Черты Большой пятерки — обычно обозначаются цифрой открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм , или сокращенно ОКЕАН — одни из наиболее часто изучаемых в психологии. Пятифакторная модель разделяет личность на пять широких черт, которые человек может оценивать выше или ниже по сравнению с другими людьми в зависимости от степени их проявления. Каждый из пяти личностных факторов охватывает группу более узких личностных аспектов, которые, как правило, сочетаются у отдельных людей.
Для получения дополнительной информации о пятифакторной модели см. Большая пятерка черт характера .
Что такое открытость?
Открытость (также называемая открытостью опыту или непредубежденностью) грубо отражает то, насколько человек восприимчив к новым идеям, а также устойчивость и сложность его психической жизни. Аспекты включают интеллектуальное любопытство и творческое воображение.
Что такое добросовестность?
Добросовестность — это склонность человека контролировать импульсы и действовать ответственно и продуктивно. Это может отражаться в предпочтении человека поддерживать порядок, надежности на работе или пунктуальности. Выдержка, широко обсуждаемая черта характера, включающая устойчивое упорство в достижении цели, связана с добросовестностью.
Что такое экстраверсия?
Экстраверсию можно рассматривать как уровень энергии, с которой человек взаимодействует с внешним миром и другими людьми. Считается, что аспекты экстраверсии включают в себя общительность и напористость, а также общую энергию и энтузиазм. Интроверсия — противоположность экстраверсии. (Застенчивость, не входящая в «Большую пятерку», похожа на интроверсию, но не то же самое.)
Что такое уступчивость?
Доброжелательность — это степень позитивности и готовности помочь другим людям. Аспекты приятности включают уважение к другим, сострадание, альтруизм и склонность доверять другим.
Что такое невротизм?
Нейротизм (иногда называемый негативной эмоциональностью) — это склонность человека испытывать сложные эмоциональные состояния, такие как тревога и депрессия. Высоко невротические люди склонны легче испытывать отрицательные эмоции; противоположность невротизма иногда описывается как «эмоциональная стабильность».
HEXACO и честность-смирение
Некоторые исследователи личности предложили шестой важный фактор черты, в дополнение к Большой пятерке: он называется честность-смирение и обеспечивает букву «H» в модели HEXACO. Честность-смирение как черта характера отражает степень, в которой люди ставят себя выше других людей, например, добиваясь особого отношения или манипулируя другими. Предлагаемые грани включают искренность, справедливость и избегание жадности.
Подробнее о честности-смирении см. HEXACO.
Темная триада
Три черты, часто называемые Темной Триадой— нарциссизм, психопатия и Макиавеллизм — обычно используются для исследования более темной или более антагонистической и корыстной стороны человеческой природы. Хотя они представляют собой определенные способы мышления об антиобщественных мыслях и поведении, они не обязательно отделены от других черт — например, легко увидеть, что они имеют некоторые общие черты с концепцией доброжелательности Большой пятерки или честностью-смирением HEXACO.
Некоторые люди, которые высоко оценивают эти черты, описываются как «нарциссы» или «психопаты», но черты Темной триады можно рассматривать в терминах спектра: человек может оценивать низко, высоко или где-либо в между на каждом. Расстройства личности, некоторые из которых связаны с поведением, связанным с Темной триадой, определяются по-разному, с использованием определенных пороговых значений для диагностики.
Подробнее см. Темная триада и Расстройства личности
Что такое нарциссизм?
Нарциссизм — это, как правило, чувство собственной важности и права по отношению к другим. Высокий нарциссизм может выражаться в поиске внимания или чрезмерной потребности в восхищении.
Что такое психопатия?
Психопатия отражает отсутствие эмпатии, раскаяния и импульсивного контроля, наряду с другими специфическими аспектами. Кто-то, кто является психопатом, может иметь тенденцию причинять боль другим, не чувствуя себя плохо и не беря на себя ответственность.
Что такое макиавеллизм?
Макиавеллизм относится к склонности человека расчетливо относиться к другим, в том числе использовать манипуляции для достижения целей. Он назван в честь Никколо Макиавелла, автора 16-го века книги Принц .
Далее: Расстройства личности
Essential Reads
Последние сообщения
Big 5 черт личности: психология и исследования, лежащие в основе теста
Мы попросили экспертов-психологов помочь нам разобраться в личностных чертах Большой пятерки и о том, как их используют специалисты в области психического здоровья.
Каковы черты личности Большой пятерки?
Черты личности Большой пятерки — это открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Эти пять основных черт пытаются обобщить человеческую личность в сравнительной шкале.
«Личность определяется как чьи-то обычные модели поведения, чувств и мыслей. Хотя эти обычные модели сложны, существуют некоторые личностные черты, которые определяют наше понимание чьей-то личности», — объясняет лицензированный клинический психолог Эрнесто Лира де ла Роса, доктор философии. .D., из Фонда исследований надежды на депрессию. Вот где на помощь приходят личностные структуры, такие как «Большая пятерка», также известная как модель пяти факторов.0003
Согласно теории личности Большой пятерки, все человеческие личности состоят из этих пяти основных личностных измерений, и личность любого человека сводится к тому, на какой из этих пяти шкал он попадает. Хотя и не без критики, десятилетия исследований подтвердили эту теорию.
Изображение Charlotte Benes / mbg Creative
Реклама
Это объявление показывается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
Структура личности Большой пятерки была впервые разработана в 1949 году личностным психологом Д.В. Фиске. Позже другие ученые, в том числе Уоррен Т. Норман, Роберт МакКрей и Пол Коста, Джин М. Смит и Льюис Р. Голдберг, развили теории и исследования Фиске.
Как и в случае любого личностного теста, существуют разногласия по поводу самой модели и того, как ее лучше всего применять, говорит психотерапевт Ли Филлипс, Эд. Д., LCSW, CST. Тем не менее, сегодня черты личности «Большой пятерки» широко признаны большинством психологов в Соединенных Штатах и в западном мире как точный способ понимания человеческой личности, что подтверждается многочисленными исследованиями.
В одной из статей 2020 года в The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences отмечается: «Пять факторов обеспечили основу для понимания психопатологии. люди по всему миру одновременно и похожи, и различны».
Ниже приводится разбивка каждой из личностных черт Большой пятерки:
1.
Открытость
Открытость опыту представляет собой интеллектуальное любопытство, творческое воображение и ценные идеи. Эта черта включает нестандартное мышление и готовность учиться новому.
По словам Лиры де ла Роса, «Люди с высокими показателями открытости, как правило, любят пробовать новые вещи, играть со сложными идеями и рассматривать альтернативные точки зрения. концепции».
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
2.
Добросовестность
Добросовестность указывает на организованность, продуктивность, ответственность и импульсивный контроль. Высоко сознательные люди имеют целеустремленное поведение. Филлипс говорит: «Добросовестность измеряет организационные способности человека. Например, она показывает, насколько они осторожны, обдуманны и самодисциплинированы. Добросовестность позволяет предсказать производительность сотрудников».
По словам Лиры де ла Роса, люди с высокими показателями добросовестности тратят больше времени на подготовку. Они уделяют пристальное внимание деталям и наслаждаются установленным графиком. «Тем не менее, те, у кого низкие баллы за добросовестность, могут не любить структуру и графики и могут откладывать выполнение важных задач», — говорит он.
3.
Экстраверсия
Экстраверсия показывает, насколько общителен и общителен человек, и где он чувствует себя наиболее энергичным. Высокие баллы указывают на то, что человек заряжается энергией от общества других и возбуждается тем, что находится в центре внимания. Низкие баллы указывают на более сдержанного человека, который любит уединение.
Интроверты не обязательно ненавидят общественные собрания; однако они могут устать от них, и им потребуется время в одиночестве, чтобы восстановить свою энергию.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
4.
Приятность
Приятность связана с такими качествами, как доброта, привязанность и доверие. Люди с высокими баллами интересуются другими. Они решительны и любят способствовать счастью других.
«Те, у кого высокие баллы, могут испытывать сочувствие и заботу о других, получать удовольствие от помощи другим и вносить свой вклад в их счастье. Они любят помогать тем, кто в этом нуждается. оскорблять или принижать других и мало интересоваться проблемами других людей», — говорит Лира де ла Роса.
5.
Нейротизм
Нейротизм указывает на эмоциональную нестабильность. Это часто относится к печали и капризности.
Филлипс объясняет, что «высокие баллы указывают на то, что человек встревожен, раздражителен, способен на вспышки гнева и у него могут быть резкие перепады настроения. , и они редко чувствуют грусть или депрессию».
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
Почему личностные качества Большой пятерки так важны?
Модель личностных черт «большой пятерки» помогает людям идентифицировать себя в спектре, признавая, что все люди проявляют некоторые из этих черт в какой-то момент своей жизни.
«Эти черты важны, потому что они полезны для понимания наших социальных взаимодействий с другими. Они также помогают повысить наше самосознание и то, как наши личностные черты могут влиять на то, как другие воспринимают нас или воспринимают нас», — говорит Лира де ла Роса mbg. .
Модель «большой пятерки» эволюционировала со временем, исследованиями и технологиями. В наши дни он регулярно применяется в социальных, академических и профессиональных контекстах.
Черты личности из Большой пятерки лежат в основе тестов личности, которые стали популярными при свиданиях, в семье и на работе. Основываясь на тех же научных исследованиях, которые привели к созданию Большой пятерки, Майерс-Бриггс (MBTI), тест на симпатию и тест на трудную личность, представляют собой связанные оценки личности, предназначенные для понимания того, как черты человека проявляются в отношениях с другими. Подобные инструменты и тесты часто используются для построения отношений, романтических или профессиональных.
В области организационного поведения тесты, основанные на личностных качествах «Большой пятерки», часто используются в оценочных тестах сотрудников, предлагая рубрики для понимания характера сотрудников и руководства командами, состоящими из разных людей.
Психология и исследования.
Модель личности «большой пятерки» изучалась психологами на протяжении почти столетия, начиная с Д. У. Фиске в 1949 году.
Гордон Олпорт, американский психолог, которого иногда называют основателем психологии личности, опубликовано в 1920s о том, что он назвал «основными чертами», основными характеристиками, которые, как считается, определяют личность человека. Его исследование разработало лексикон из более чем 4500 словарных слов для описания черт личности. Затем, в 1949 году, изучая стажеров-клиницистов, Фиске попытался найти устойчивые структурные факторы личности1. Он определил основную группу из четырех схожих факторов с тремя различными уровнями поведенческих рейтингов.
По мере развития психологии исследования личности становились все более изощренными и конкурирующими, но развивались родственные структуры — некоторые из них включали до 16 факторов, а другие — всего четыре. Но каким-то образом число пять продолжало появляться. Роберт Коста и Пол Маккрей разработали так называемую пятифакторную модель в 1919 году.87, а Льюис Голдберг разработал «Модель большой пятерки» в 1993 году, используя одни и те же основные личностные факторы: открытость, добросовестность, экстраверсию, покладистость и невротизм. С тех пор эти черты личности Большой пятерки изучались и подтверждались снова и снова многими исследователями на протяжении десятилетий.
Некоторые из самых интересных недавних исследований показывают, что биологические факторы и факторы окружающей среды играют роль в развитии личности. Например, исследование личности близнецов, проведенное в 2015 году2, предполагает, что и природа, и воспитание влияют на развитие каждой из личностных черт Большой пятерки. В этом исследовании 127 пар разнояйцевых близнецов и 123 пары однояйцевых близнецов были подвергнуты тесту Большой пятерки. Результаты показали наследуемость открытости и невротизма, и были проведены последующие исследования для дальнейшего изучения генетической основы некоторых других черт.
Существует также некоторая обоснованная критика черт характера Большой пятерки. «В частности, большая часть исследований личности проводится с участием людей из западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических стран», — объясняет Лира де ла Роса. «Таким образом, черты личности Большой пятерки могут не отражать черты личности в разных культурах». Он говорит, что исследования показывают, что некоторые черты личности из «большой пятерки» не так часто встречаются в некоторых других культурах.
Филлипс также добавляет, что критики задаются вопросом: «Как один тест может определить личность человека?» В конце концов, личности могут меняться со временем. И именно сочетание черт, а не каждая по отдельности, определяет нашу личность. Таким образом, подобные тесты — если они проводятся не под наблюдением квалифицированного специалиста — иногда могут использоваться для обоснования непродуманных или чрезмерно упрощенных выводов о характерах людей.
Как использовать систему личности «Большая пятерка»:
1.
Познай себя лучше.
«Осознание себя может иметь решающее значение для нашего самоощущения и отношений с другими», — говорит Лира де ла Роса. Обычный человек может использовать эту структуру личностных качеств, чтобы лучше понять себя и понять, как некоторые из этих качеств влияют на его повседневную жизнь.
2.
Используйте свои сильные стороны.
Используя новые знания о своей личности, вы можете создавать отношения и возможности, опираясь на свои сильные стороны. Люди с низким показателем открытости, например, могут нацеливаться на работу в офисе, где они могут стать экспертами в предметной области, а не на должности, предполагающие ротацию в различных областях компании. Таким образом, их сильные стороны и характер личности связаны с успехом в этом контексте. Используйте то, что вы знаете о своих общих наклонностях, чтобы настроить себя на успех на работе и в личных отношениях.
3.
Дата вдумчиво.
Говоря о личных отношениях, черты вашей личности из «большой пятерки» могут стать хорошим началом разговора на свидании и даже хорошим способом оценить совместимость. Филлипс говорит, что человек, серьезно относящийся к свиданиям, «может пройти тест и опубликовать результаты в приложении для знакомств».
4.
Помогите другим лучше понять вас.
Как только вы лучше узнаете себя, вам станет легче объяснять свои границы и реакции коллегам, соседям по комнате и романтическим партнерам. Пройдите тест вместе или просто поделитесь своими результатами. Рассказывая об уязвимостях и склонностях, вы поможете людям, с которыми вы проводите больше всего времени, лучше понять вас и избежать любых недоразумений.
Часто задаваемые вопросы
Почему важен личностный тест Большой пятерки?
Модель личности Большой пятерки определяет, какое место в спектре занимают черты личности человека по сравнению с другими, а также то, как другие люди могут их воспринимать. Инструменты самосознания, основанные на модели, могут помочь вам скорректировать поведение, чтобы оно лучше соответствовало групповым контекстам и обществу в целом.
Являются ли черты характера Большой пятерки генетическими?
Есть некоторые признаки того, что эти черты могут быть связаны генетически. Согласно одному исследованию 2015 года, есть доказательства наследуемости как минимум двух черт из Большой пятерки: открытости и невротизма.
Можете ли вы изменить свои черты личности из Большой пятерки?
Многочисленные исследования и психологи говорят, что эти черты не фиксированы и могут быть преднамеренно изменены с помощью усилий, преднамеренности и поддержки со стороны специалистов по психическому здоровью.
Вынос.
Модель личности Большой пятерки широко известна; однако в тестах самооценки всегда присутствует элемент предвзятости. Кроме того, важно не воспринимать результаты любого личностного теста как какой-либо окончательный диагноз. Эти тесты предназначены просто для того, чтобы помочь вам узнать о себе и определить возможные области личностного роста.
«Обычный человек может использовать черты характера, чтобы лучше понять себя и то, как некоторые из этих черт влияют на его повседневную жизнь», — объясняет Лира де ла Роса. «Важно отметить, что эти черты не будут означать одно и то же для каждого человека, и именно сочетание этих черт определяет нашу уникальную личность».