Учитель: история профессии, цифры и факты, знаменитые педагоги и их цитаты — Обрсоюз
ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ
Профессия учителя имеет богатую историю, одну из главных ролей в которой сыграла Древняя Греция. В то время учителя давали детям знания по арифметике, чтению, грамоте, а также творческим направлениям. Юноши 12-16 лет могли заниматься в палестрах — частных гимнастических школах с бассейнами, залами для разных видов спорта, борьбы и беговыми дорожками. Учитель в таких заведениях именовался педотрибом (др.-греч. Παιδοτρίβης — «тренирующий ребенка»). Афинских мальчиков 16-18 лет из семей с достатком обучали в гимнасиях, где они исследовали литературу, политику, философию и занимались физическими упражнениями.
На Руси активное развитие образования связывают с Крещением, произошедшем в 988 году. Грамоте обучали на дому у священников, позже — в школах Новгорода, Суздаля, Смоленска и других крупных городов. Развитие образования однако было заторможено монголо-татарским нашествием.
В «Стоглаве» — собрании решений постановлений Стоглавого Собора 1551 года — говорилось, что лишь духовное лицо с определенным образованием может стать учителем. Интересно, что тогда учителю приходилось вести все предметы. Его помощником выступал староста.
Большие изменения в учительскую работу и развитие учебных заведений внесли 18 век и реформы Петра I. В 1701 открылась Школа математических и навигацких наук в Москве, заработали учебные заведения, где профессии получали инженеры, работники канцелярий, переводчики, медики и др. В начале 18 века развивались также начальные цифирные школы. Знаменитая Академия наук открылась в 1725 году, а в 1726 году стала функционировать первая в стране Академическая гимназия в Петербурге.
1764 год стал еще одной значимой датой для развития образования: открылось первое женское учебное заведение — Воспитательное общество благородных девиц. В 1779 году появилась первая в России учительская семинария. Ее основали при Московском университете. Историческим моментом стало открытие в Петербурге в 1804 году учительского института. В 1834 году Положение о порядке производства в чины по гражданской службе приравняло учителей, педагогов вузов, гимназий к гражданским служащим. В скором времени стране потребовалось больше учителей в связи с отменой крепостного права и развитием земских школ. Во второй половине 19 века учительские семинарии и школы стали самым распространённым типом педагогического учебного заведения. Проект их устройства был описан знаменитым педагогом Константином Ушинским. Среди известных педагогов, работавших в учительских семинариях: Прасковья Чепелевская, Альберт Пинкевич и Петр Афанасьев.
В советское время для преодоления дефицита педагогов заработали учительские курсы, важную роль стали играть и педагогические техникумы. В 1920 году в столице открылась Академия трудового просвещения, а в 1923 — Индустриально-педагогический институт им. Карла Либкнехта. Учителей стали готовить и на педагогических факультетах, заработавших в вузах страны. 1930 год ознаменовался внедрением всеобщего обязательного бесплатного образования, а 1936 год — введением регулярной аттестацией учителей.
Сегодня в России педагогическое образование вошло в тройку самых популярных у абитуриентов направлений, говорится в исследовании НИУ «Высшая школа экономики»: в 2021 году направление «Педагогическое образование» заняло третью строку после «Здравоохранения» и «Информатики и вычислительной техники». В настоящее время учителей и педагогов страны готовят 440 колледжей и 229 вузов. Для поддержки и развития сферы, российское правительство утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г. Документ предполагает развитие сети психолого-педагогических классов, введение унифицированных подходов к подготовке педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования, модернизацию системы целевого обучения, а также меры по закреплению в профессии молодых педагогов и др.
УЧИТЕЛЬ В РОССИИ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
- В России работают более 1 миллиона 200 тысяч учителей.
- Победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022» стал Дмитрий Лутовинов, учитель истории школы № 16 города Орехово-Зуево (Московская область). Педагог с девятилетнем стажем считает своей миссией «нести свет знаний, рассеивать тьму невежества, личным примером прививать человечность, тягу к наукам и искусствам». Учителю года вручили «Большой хрустальный пеликан». Традиционно победитель станет советником Министра просвещения Российской Федерации на общественных началах.
- Россияне считают главными качествами учителей доброту и уважение к детям (32%), порядочность, справедливость и объективность (25%), любовь к детям (21%) и образованность (20%). 15% россиян полагают, что учитель — это призвание (ВЦИОМ, октябрь 2022).
- Средний возраст учителя в российских школах — 45-47 лет (2021).
- В России вырос престиж профессии учителя — положение педагогов в обществе россияне в среднем оценили на 3,19 баллов из 5 (плюс 0,33 балла по сравнению с 2017 г. ). Сами педагоги оценивают профессию на 2,94 балла. Интересно, что профессию учителя жители России считают женской (ВЦИОМ, октябрь 2022).
- По данным ФСН, в России растет доля учителей старше 55 лет: на 2021 г. она достигла 26,4%. Процент педагогов до 35 лет сохраняется примерно на том же уровне – 23,3%.
- 74% учителей считают цифровые образовательные ресурсы нужным дополнением к привычным инструментам обучения (исследование международной образовательной компании «Якласс», 2021, РБК).
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Всемирный день учителей, который отмечается 5 октября, учреждён ЮНЕСКО в 1994 году. В этот день в 1966 году созванная ЮНЕСКО и Международной организацией труда конференция приняла Рекомендацию «О положении учителей» — первый международный документ, определяющий условия труда учителей. В нашей стране День учителя был учреждён указом 1965 года и первоначально праздновался в первое воскресенье октября. С 1994 года Россия отмечает праздник 5 октября.
ЗНАМЕНИТЫЕ ПЕДАГОГИ И ИХ ЦИТАТЫ
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — советский педагог и писатель, известный достижениями в сфере педагогики и перевоспитания молодёжи, в том числе в области социализации бывших беспризорников. Автор известного во всем мире произведения «Педагогическая поэма», рассказывающего о педагогическом опыте, полученном в колонии для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой (руководимой Макаренко в 1920-1928 гг.). Педагогическая система Макаренко строилась на принципах народной педагогики, интеграции воспитания с трудом, важности воспитания в коллективе и семье.
Цитаты
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.
Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог и врач, автор педагогической системы, базирующейся на принципе свободного воспитания. Система Монтессори и сегодня применяется в школах разных стран мира. Метод Монтессори для обучения детей младшего возраста предполагает развитие собственной инициативы ребёнка через практические игры, активизацию сенсорики, самомотивации, внимания и творческого воображения. Технология помогает ребенку развиваться в своём темпе.
Цитаты
Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей.
Задача воспитателя — следить, чтобы ребенок не смешивал добро с неподвижностью и зло с активностью, чем нередко грешила старая дисциплина. Это потому, что наша цель — дисциплинировать для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) — российский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, автор книг «Детский мир», «Родное слово», труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Педагогическая система Ушинского базировалась на принципах демократизации народного образования и идеи народности воспитания. Педагог также считал важным обучать логике мышления. Среди дидактических принципов Ушинского: наглядность, научность, сознательность, систематичность, активность, связь теории с практикой, доступность.
Цитаты
Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.
Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека.
Прасковья Ильинична Чепелевская (1832-1881) — педагог, председательница Александровского Комитета Общества Красного Креста, учредительница Московской женской учительской семинарии, член-учредитель Московского Общества распространения технических знаний, действительный член Православного миссионерского общества, Общества Ревнителей Православия в Северо-Западном Крае. В 1870 году основала в Москве женские педагогические курсы, ставшие затем Женской учительской семинарией.
При содействии Чепелевской организовано Братство Святой Равноапостольной Марии для подготовки дочерей духовных лиц в качестве учительниц народных школ. Участвовала в создании учреждения для неизлечимых воинов войны 1877 года — «Приюта в память взятия Плевны».
Аристотель (384–322 годы до н.э.) – греческий философ, основатель перипатетической школы философии в Ликее, автор трудов по физике, логике, поэзии, биологии, психологии, госуправлению, риторике, политике и др. Аристотель делил науки на теоретические, поэтические и практические. В учении о четырёх причинах, или первоначалах Аристотеля таковыми называются: материя, форма, действующая причина и цель. Обучал будущего царя Александра Македонского риторике, философии, географии. Поэт Данте назвал Аристотеля «великим учителем сведущих».
Цитаты
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Познание начинается с удивления.
Читайте ещё
История возникновения профессии учитель: когда появилось само слово
Судьба человека во многом зависит от его детства. Большое значение для людей имеют учителя, с которыми они сталкиваются. При этом с историей возникновения профессии учитель знакомы далеко не все. Известно, что педагоги появились еще в Древней Месопотамии и Ассирии. В течение многих лет существования эта профессия сильно изменилась. Это коснулось роль педагогов в жизни людей и их подходов к преподавательской деятельности.
Содержание
Что привело к появлению профессии
Педагогика появилась еще в первобытные времена. Когда у людей не было разделения труда, и взрослые, и дети занимались добычей пропитания. Это было главной целью существования в те времена. Все виды передачи жизненного опыта были сопряжены с трудом.
С раннего возраста дети знакомились со способами охоты и собирательства, получая требуемые навыки. По мере улучшения орудий труда удалось освободить от этой работы старейших членов общества. Им требовалось поддерживать очаг и следить за детьми.
Таким образом была создана первая группа воспитателей. Она состояла из старейшин, главной задачей которых была подготовка детей к взрослой жизни. По мере развития цивилизации к функциям педагогов причислили нравственное и религиозное воспитание. Спустя некоторое время люди обратили внимание, что значительно легче собирать одновременно всех детей общины и проводить с ними разговоры на разные темы.
В результате таких изменений в Древней Греции создали первую школу. Это сделал знаменитый ученый Пифагор. Его задачей было обучение детей спортивным дисциплинам, музыке, наукам, медицине. Через некоторое время школы открыли в разных городах Греции. При этом обучение осуществлялось не на улице, а в специально построенных зданиях. Тогда же появилась педагогика как наука.
Этапы развития профессии
Сегодня педагогическая деятельность – это профессия, задачей которой считается создание условий для развития гармоничной личности. Учителя, безусловно, занимаются тяжелым трудом. Однако это направление не сразу смогло выйти на профессиональный уровень.
После создания первых греческих школ стало понятно, что обучать детей под силу не каждому человеку. Это могут делать только те, кто имеет значительный багаж знаний и подходящие личностные качества. Таким образом, еще во времена античности стало ясно, что педагогике требуется выйти на профессиональный уровень. Тем не менее, от идеи до ее реализации прошло много времени. Стоит отметить, что развитие педагогики носило поэтапный характер.
Допрофессиональный
Первые попытки вывести педагогику на профессиональный уровень предпринимались на ранних этапах развития человечества. Информация, которая дошла до настоящего времени, говорит о том, что педагогическая деятельности уже тогда была осмысленной и разноплановой. В тот период детей учили основам земледелия, собирательства, ремеслам. Также их обучали пользоваться лунным календарем.
По мере развития религии задачи педагогов были возложены на жрецов и шаманов. Также этой сферой деятельности занимались знахари и заклинатели. С развитием отношений между людьми возникло специализированное обучение. При этом обязанности педагогов возложили на подготовленных людей. Обучение для них превратилось в главную работу.
Условно-профессиональный
Часто возникает вопрос, когда начался условно-профессиональный этап развития педагогики. По мере развития социума люди стали владеть частной собственностью. Это привело к необходимости смены социального воспитания семейным. В тот период функции педагога выполняли наемные учители или образованные рабы. Тогда же начала развиваться письменность и совершенствоваться методы хранения и передачи информации.
Это повлияло на технику преподавания. Она отделилась от производства и религии, став словесно-знаковой наукой. Тогда появился тренд выделять отдельную категорию учителей. Они вели образовательную деятельность в специальных учреждениях. В период рабовладельческого строя обучение детей превратилось в самостоятельный вид деятельности.
В средневековый период в Европе случилось внезапное отторжение античного наследия. При этом обучение полностью подчинилось христианской доктрине. Это стало причиной значительного падения общего образовательного уровня. Дело в том, что обучением стали заниматься монахи, однако они не имели какого-либо педагогического опыта. В тот период понятия «урок» не существовало. При этом дети учили все вместе.
Понемногу в социуме стало возникать понимание, что система не дает требуемого результата, и образованию требовалось перейти на новый уровень. Потому в городах стали открывать цеховые школы. В двенадцатом-тринадцатом веках создали первые университеты. В них преподавали самые известные ученые тех лет. Это стало причиной нехватки педагогов. Как следствие, появилась потребность внедрять классно-урочную систему. Это дало возможность рационально использовать учителей и стало причиной значительного повышения качества образования.
Профессиональный
Развитие социума значительно расширило задачи учителей. Это привело к появлению отдельных педагогических специальностей. Тогда же потребовалось создать школу для обучения самих педагогов. Восемнадцатый век недаром получил название эпохи Просвещения. В тот период обучение и воспитание превратились в главные социально-преобразующие факторы развития общества.
Для профессионального этапа педагогики характерен обширный охват людей в этой области. При этом образовательная система сближалась с обычной жизнью. В тот период закрепилась идея всеобщей педагогики. При этом люди активно искали новые формы обучения и занимались повышением социального статуса учителя. Перед педагогической деятельностью начали ставиться более сложные и значимые задачи.
Преподаватели в современном обществе
Сегодня учителя в рамках подготовки к профессии получают специальное образование разных уровней. Это зависит от учреждений, в которых они работают – дошкольных, школьных или высших.
Главной задачей каждого учителя считается всестороннее развитие человека и его адаптация к жизни в обществе. Также педагог помогает овладеть профессиональными навыками.
Итак, для учителей характерны следующие функции:
- Воспитательная – педагог влияет на становление и разностороннее развитие личности, которая способна адаптироваться к социуму и миру.
- Обучающая – педагог развивает у подопечных интеллектуальные и познавательные способности. К тому же он прививает им стремление получать знания и помогает направить их на решение конкретных задач.
- Коммуникативная – любое общение ученика и учителя базируется на доверительных отношениях. Также педагогу требуется обмениваться опытом с коллегами и общаться с родителями.
- Организаторская – каждому учителю требуется заниматься планированием и координацией учебно-воспитательного процесса. В его задачи входят грамотное проведение обучения и вовлечение в это учеников.
- Коррекционная – учителю требуется постоянно мониторить и контролировать получение информации. Он оценивает промежуточные результаты и при потребности корректирует обучение.
Учитель – очень важная профессия, которая появилась еще в древние времена. По мере развития менялись подходы к обучению и функции педагогов. Современные учителя решают много важных задач.
История преподавания как профессии
ШУЛА ХИРШ
КОЛЛЕДЖ
Преподавание превратилось из простой образовательной функции в сложную профессию. Преподавание развивает умы детей и молодых людей и готовит их к тому, чтобы они стали достойными гражданами общества. История преподавания восходит к Конфуцию (561 г. до н.э.), который был первым известным частным учителем. Многие древние греки нанимали частных учителей для обучения своих детей. В средние века были основаны учебные заведения, такие как Кембриджский университет, и возникла необходимость в подготовке учителей.
Перейти к этой статье Будущее преподавания
1 Преподавание в колониальные времена
В ранней Америке В колониальные времена преподавали домохозяйки и министры. Паломники основали первую государственную школу в 1635 году, а за ней последовали «женские» школы, в первую очередь для женщин. Впоследствии были образованы латинские гимназии, которые давали мальчикам среднее образование.
Массачусетс и Вирджиния приняли законы, согласно которым на каждые 50 семей должна была быть построена начальная школа, а на каждые 100 семей — латинская гимназия. Учителя обучали чтению, письму и религии в этих школах, и большая часть обучения проводилась, требуя от учащихся запоминания предмета.
2 Преподавание в 1800-х годах
1800-е годы принесли кардинальные изменения в профессию учителя. К настоящему времени в штате Массачусетс требовалось, чтобы во всех городах с населением более 500 семей была средняя школа для всех учащихся.
В 1840-х годах Хорас Манн и Генри Барнард помогли создать школьную систему в Массачусетсе и Коннектикуте, что еще больше повысило подготовку учителей и их оплату. В большинстве штатов учителям к этому времени нужно было пройти тест для сертификации, которая давала им лицензию на преподавание.
В 1857 году была создана Национальная ассоциация учителей, ставшая крупнейшим профсоюзом в Соединенных Штатах. Она боролась за права учителей и улучшение условий в профессии.
3 Преподавание в 1900s
В 1900-х годах, когда условия стали улучшаться, а преподавание стало более востребованной профессией, учителями стало больше мужчин.
В 1954 году наступил поворотный момент, когда Верховный суд США в деле Браун против Совета по образованию постановил, что «отдельные, но равные школы» по своей сути неравны, и приказал объединить государственные школы по всей территории Соединенных Штатов. .
Профессия учителя уделяла особое внимание совершенствованию методов обучения с учетом новых образовательных потребностей меняющегося общества.
4 Преподавание сегодня
Сегодняшнее преподавание перешло в век телевидения и компьютеров, что изменило акценты в обучении. Предоставление учащимся заданий по телевидению или в Интернете открыло новые и разнообразные образовательные возможности.
Приток новых иммигрантов требует увеличения количества занятий по английскому как второму языку. Программа президента Джорджа Буша «Ни одного отстающего ребенка» положила начало 21 веку, ставя перед учителями задачу и ожидая, что учителя будут делать упор на основные навыки в классе. Стандартизированное тестирование учащихся сделало учителей более ответственными за результаты.
Закон Карла Перкинса о профессиональном образовании 2002 г. повысил осведомленность о профессиональном образовании и образовании для взрослых. Многие учителя в настоящее время сосредоточены на подготовке учащихся к карьере посредством технического образования.
5 Будущее преподавания
Преподавание является быстрорастущей профессией, особенно в центральной части города и сельской местности, и, по данным Бюро статистики труда США, ожидается, что эта профессия будет продолжать расти в течение многих лет. Тем не менее, есть проблемы, которые мешают росту в профессии. Зарплаты выше, но школы переполнены, а финансирование ограничено.
ссылки
- 1 Министерство образования США: ни один ребенок не останется без внимания с 1960 года на путешествия, образование, воспитание детей и пожилых проблемы. Ее статьи публиковались в журналах «Ньюсдей», «Зрелая жизнь», «Обучение сегодня» и «Туристические новости». Она имеет степень магистра гуманитарных наук Колумбийского университета и является профессором английского языка на пенсии.
Статьи по теме