ТЕСТ 1 соц.псих
ТЕСТ 1
I:ТЗ 1.38.
S: Отсутствие стремления как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого называется:
-: конкуренция;
+: избегание;
-: кооперация;
-: сотрудничество;
-: справедливость;
-: приспособление.
I:ТЗ 1.39.
S: Открытое столкновение противоположных позиций,
интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия называется:
-: инцидент;
-: противоречие;
+: конфликтная ситуация;
-: конфликт;
-: конфликтные действия;
-: исходы конфликта.
I:ТЗ 1.40.
S: Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:
-: повышает психологическую напряженность;
-: снижает эффективность совместной деятельности;
+: обнаруживает существующие противоречия;
-: изменяет условия и обстоятельства общения;
-: верны ответы А и В;
-: верны ответы В и Г.
I:ТЗ 1.41.
S: Межличностные конфликты представляют собой:
-: столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;
-: ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;
+: столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;
-: отражение социально-экономических проблем общества.
I:ТЗ 1.42.
S: В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных
эмоций включает:
-: солидарность, снятие напряжения, согласие;
-: предложение, указание, мнение, ориентацию других;
+: просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;
-: верны ответы Б и Г;
-: верны ответы А и В.
I:ТЗ 1.43.
S: Под социальной перцепцией понимается:
-: социальная детерминация перцептивных процессов;
-: восприятие в процессе межличностного взаимодействия;
+: зависимость восприятия от внутригрупповых отношений;-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.44.
S: Регулятивная роль впечатлений, возникающих у индивидов, вовлеченных в межличностное общение, связана с тем, что:
-: познавая в общении другого, формируется и сам познающий индивид;
+: точность понимания другого человека обусловливает эффективность совместной с ним деятельности;
-: верны ответы А и Б;
-: верны ответы В и Г.
V3: 2. Функции общения.
I:ТЗ 1.45.
S: В процессе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:
-: эмоциональная оценка другого;
+: интерпретация его поведения и попытка понять причины его поведения;
-: построение стратегии воздействия на собеседника;
-: построение собственной стратегии поведения;
-: верны ответы А и Б;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.46.
S: Идентификация:
+: является одним из способов понимания другого человека;
-: выражается в уподоблении себя другому человеку;
-: является одним из механизмов усвоения опыта;
-: верны ответы Б и В;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.47.
S: В социальной психологии под рефлексией понимается:
-: познание субъектом самого себя;
+: бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека;
-: принятие позиции другого человека;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.48.
S: Приписывание индивиду причин поведения называется:
-: социальная рефлексия;
+: когнитивный диссонанс;
-: социальная категоризация;
-: идеосинкразический кредит;
-: социальная стратификация;
-: все ответы не верны.
I:ТЗ 1.49.
S: Приписывание одним индивидом другому тех или иных причин поведения происходит на основе:
+: сходства поведения этого другого с каким-нибудь лицом, известным первому;
-: принципа подобия с известным;
-: аналогий;
-: сложившихся схем каузальной атрибуции;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.50.
S: Если наблюдатель является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он наблюдает будут видеться ему:
-: в личностных особенностях наблюдаемого;
-: индивидуальных особенностях наблюдаемого;
+: индивидуально-психологических особенностях наблюдаемого;
-: в особенностях наблюдаемого как субъекта деятельности;
-: в особенностях наблюдаемого как социального субъекта;
-: во внешних обстоятельствах.
I:ТЗ 1.51.
S: К эффектам социальной перцепции относятся:
-: эффект первичности;
-: эффект края;
-: эффект недавности;
+: эффект Зейгарник;
-: верны ответы А и В;
-: все ответы не верны.
I:ТЗ 1.52.
S: На смысловом уровне установки:
-: определяют привычки и являются основой социального контроля;
-: верны ответы А и В;
+: верны ответы Б и Г.
I:ТЗ 1.53.
S: Целевые установки:
-: связаны с конкретными действиями;
+: связаны со стремлением человека довести до конца начатое дело;
-: верны ответы Б и В;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.54.
S: Социальная установка на другого человека, в кото-
рой преобладает эмоциональный компонент, называется:
-: аттитюд;
-: аттракция;
-: гиперболизация;
+: стереотипизация;
-: социальная категоризация;
-: идентификация.
I:ТЗ 1.55.
S: Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему называется:
-: суггестия;
-: убеждение;
+: заражение;
-: подражание;
-: замещение;
-: мода.
I:ТЗ 1.56.
S: Паника возникает в массе людей как определенное
эмоциональное состояние, являющееся следствием:
+: дефицита информации о какой-либо непонятной новости;
-: верны ответы А и В;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.57.S: Отличительными особенностями внушения как особого вида воздействия являются:
-: его целенаправленный, неаргументированный характер;
-: передача информации, основанная на ее некритичном восприятии;
+: верны ответы В и Г;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.58.
S: Подражание как социально-психологический механизм:
-: у взрослых выступает элементом научения;
+: в подростковом возрасте направлено на внешнюю идентификацию подростком самого себя со значимой для него личностью;
-: верны ответы Б и В;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.59.
S: К психологическим характеристикам группы относятся:
+: групповые интересы;
-: групповые потребности;
-: групповые нормы;
-: групповые ценности;
-: групповые цели;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.60.
S: Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:
-: переживания «свой – чужой»;
-: наличие «Мы-чувства»;
+: отсутствие доверия к другим группам;
-: аутгрупповой негативизм;
-: рефлексия границы группы;
I:ТЗ 1.61.
S: Интегральными психологическими характеристиками группы являются:
-: общественное мнение;
-: групповые нормы;
+: половой состав группы;
-: верны ответы Б и Г.
I:ТЗ 1.62.
S: Совокупность характеристик членов группы, важных
с точки зрения ее анализа как целого называется:
+: структура группы;
-: групповые процессы;
-: композиция группы;
-: групповые нормы;
-: групповые санкции;
-: групповая динамика.
I:ТЗ 1.63.
S: Функции, выполняемые отдельными членами группы, и межличностные отношения в ней определяют:
-: границы группы;
-: структуру группы;
+: композицию группы;
-: привлекательность группы;
-: внутригрупповую дискуссию;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.64.
S: Обязательными параметрами описания группы в социальной психологии являются:
+: композиция группы, структура группы, групповые процессы;
-: групповые цели, групповые нормы, групповая задача;
-: групповая сплоченность, групповая динамика;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.65.
S: Место индивида в системе групповой жизни обозна-
чается понятием:
-: роль;
-: статус;
+: позиция;
-: значение;
-: верны ответы А и Г;
-: верны ответы Б и В.
I:ТЗ 1.66.
S: Система групповых ожиданий является:
+: характеристикой композиции группы;
-: показателем групповой сплоченности;
-: фактором групповой динамики;
-: верны ответы А и Б;
-: верны ответы В и Г.
I:ТЗ 1.67.
S: Групповые нормы –
+: это правила, принятые группой;
-: поддерживаются групповыми санкциями;
-: связаны с ценностями группы;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.68.
S: Механизмы, посредством которых группа контролирует соблюдение членами группы групповых норм, называются:
-: групповое давление;
-: групповое мнение;
+: групповое ожидание;
-: групповые санкции;
-: верны ответы А и Б;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.69.
S: Основными признаками социальной группы являются:
-: интегральные психологические характеристики;
+: наличие параметров группы как целого;
-: действие группового давления;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.70.
S: Эффект социальной фацилитации заключается в том, что присутствие других людей:
+: облегчает действия индивида и способствует им;
-: влияет на индивида, независимо от его отношения к этим людям;
-: верны ответы А и В;
-: верны ответы Б и Г.
I:ТЗ 1.71.
S: Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:
-: группа членства;
-: вторичная группа;
-: референтная группа;
-: формальная группа;
+: неформальная группа;
-: все ответы не верны.
I:ТЗ 1.72.
S: Согласно Дж. Морено все конфликты и напряжения
обусловлены:
-: несовпадением микро- и макроструктур общества;
+: неразвитостью отношений в микроструктурах;
-: низкой дифференцированностью микроструктур;
-: антогонизмом между микроструктурами;
-: верны ответы Б и В;
-: все ответы не верны.
I:ТЗ 1.73.
S: Согласно интеракционистской концепции:
+: поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант;
-: группа есть система взаимодействующих индивидов, фукнкционирование которых описывается индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением;
-: верны ответы А и В;
I:ТЗ 1.74.
S: В структуре общественной психологии наиболее устойчивым элементом является:
-: психологический склад;
+: эмоциональная сфера;
-: идеология;
-: мода;
-: верны ответы Б и В;
-: все ответы не верны.
I:ТЗ 1.75.
группы могут быть отнесены:
-: нравы;
-: обычаи;
-: традиции;
+: все ответы верны;
-: верны ответы В и Г.
I:ТЗ 1.76.
S: Формой этнической общности являются:
-: нации;
-: народность;
-: национальная группа;
+: этническая группа;
-: все ответы верны;
-: верны ответы А и В.
I:ТЗ 1.77.
S: Психологические различия между этническими группами являются:
-: абсолютными;
-: константными;
+: относительными;
-: индивидуализированными;
-: верны ответы А и Б;
-: все ответы не верны.
I:ТЗ 1.78.
S: Общественное мнение:
-: выражает и отражает оценки событий и фактов;
+: не влияет на умонастроение людей;
-: формируется под влиянием искусства;
-: верны ответы А и Г;
-: все ответы не верны.
I:ТЗ 1.79.
S: Принятие существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в группу индивидом описывается как результат:
-: группового принятия;
-: группового давления;
-: групповой дискуссии;
-: группового сплочения;
+: групповых санкций;
-: группового мнения.
I:ТЗ 1.80.
S: Позицией, противостоящей конформизму, является:
+: нонконформизм;
-: негативизм;
-: нигилизм;
-: протест;
-: самостоятельность;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.81.
S: В модели А.В. Петровского осознанное внешнее согласие индивида с требованиями группы при сохранении внутреннего расхождения с ними называется:
-: внутригрупповая внушаемость;
+: конформность;
-: коллективистическое самоопределение;
-: внутренний конформизм;
-: внешний конформизм;
-: ложный негативизм.
I:ТЗ 1.82.
S: Объективными факторами, определяющими уровень конформности человека в группе являются:
+: характеристики самого индивида;
-: особенности взаимодействия индивида и группы;
-: верны ответы А и Б;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.83.
S: Отличие лидера от руководителя заключается в том, что:
+: лидерство можно констатировать в условиях микросреды, тогда как руководство – элемент макросреды;
-: лидер избирается, а руководитель назначается;
-: явление лидерства более стабильно по сравнению с руководством;
-: верны ответы А и Б;
-: все ответы верны.
I:ТЗ 1.84.
S: Отличие руководства от лидерства заключается в том, что:
+: руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается;
-: процесс принятия решения руководителем в отличие от лидера более сложен и опосредован большим количеством обстоятельств;
-: все ответы верны.
studfiles.net
Онлайн-тесты на oltest.ru: Социальная психология
Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияСоциальная психологиявопросы286-300286. При изучении социального развития детей исследователи выделяют следующие процессы, обеспечивающие научение:
• инструментальное обусловливание
• классическое обусловливание
• научение в результате наблюдения
287. При обсуждении в специальной литературе вопроса о возможности употребления термина «личность» преступника
• большинство авторов считают этот термин некорректным
288. Признаками малой группы являются:
• наличие общей деятельности
• наличие прямых контактов между членами группы
• ограниченное количество членов группы
289. Признание достоинств, преимуществ, способностей личности, социально-психологической основой, которых является наличие определенных заслуг, — это:
• авторитет
290. Приписываемое отношение — это:
• предположение человека относительно того, каково истинное отношение к нему со стороны партнера
291. Приписывание индивиду причин поведения называется:
• нет правильного ответа
292. Приписывание одним индивидом другому тех или иных причин поведения происходит на основе:
• анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации
• аналогий
• принципа подобия с известным
• сложившихся схем каузальной атрибуции
• сходства поведения этого другого с каким-нибудь лицом, известным первому
• управления
294. Продуктом фундаментального и прикладного социально-психологического исследования является:
• рекомендация
295. Проксемика — это область знаний, изучающая проблемы …
• пространственно-временной организации общения
296. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в сферах
• общения, поведения, деятельности
297. Процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, — это:
• социализация
298. Процесс научения, в результате которого условный стимул связывается с безусловным, представляет собой …
• классическое обусловливание
299. Процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком называется:
• идентификацией
300. Процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, — это:
• персонализация
oltest.ru
Социально-психологические проблемы исследования личности
Просмотр фильма «Большой». Продолжительность: 104 минуты. Режиссер: Пенни Маршалл, 1988. В ролях: Том Хэнкс, Роберт Лоджиа, Элизабет Перкинс, Джон Херд, Джон Ловитц, Джэред Раштон, Мерседес Руэл, Дэвид Москау, Джош Кларк, Кимберли Дэвис.
Описание: 12-летний мальчишка очень хочет стать большим, и его желание внезапно сбывается. Однажды утром он просыпается 30-летним мужчиной, каким он будет через много лет.
Просмотр фильма предполагает работу с техникой «стоп-кадр», когда преподаватель предлагает студентам обсудить сцену или эпизод, которые они только что просмотрели. Каждый эпизод (в большинстве случаев) в начале сопровождается следующими вопросами: «Что происходит на экране?», «Что чувствует герой?», «Что будет дальше?», «Реальна ли эта ситуация?» и т. п. Подобные вопросы позволяют перейти от отвлеченного эпизода фильма к реальному опыту студентов, которые проецируют ситуации своей повседневной жизни на эпизоды фильма.
Фильм «Большой» открывает возможности для дискуссий на темы социализации в подростковом возрасте, роли семьи и сверстников, а также позволяет перейти к вопросу кризисов социализации, кризиса идентичности, роли каждого из этапов процесса взросления и проблем, которые могут возникнуть, если определенные виды социализирующего влияния не состоялись.
Преподаватель может выбирать стоп-кадры, исходя из замысла занятия, показывая фильм определенными отрезками, поясняя предшествующее содержание фильма.
Примерные стоп-кадры для обсуждения
1. Мальчик за компьютером играет в компьютерную игру, в то время как его мать просит вынести мусор. (Эпизод позволяет перейти к обсуждению роли семейной социализации, особенностей социализации в подростковом возрасте.)
2. Джошуа с родителями в передвижном парке развлечений. Встретив там свою одноклассницу, он хочет в компании с ней прокатиться на захватывающем дух аттракционе. (Эпизод позволяет перейти к обсуждению роли сверстников в процессе социализации.)
3. Стоя перед машиной желаний, Джошуа загадывает самое заветное – стать большим. На что получает ответ: «Твое желание будет исполнено». (Переломный момент фильма, который позволяет открыть дискуссию о проблемах кризиса взросления.)
4. Джошуа и его друг Билли сидят на ступенях, после того как они сходили в справочную. Джошуа произносит фразы: «Мне теперь всю жизнь будет 30 лет» и «А теперь я что буду делать?». (Кадр предполагает возможность обсуждения важности определенных этапов социализации, социализации в период взрослости и пр.)
Просмотр спектакля Е. Гришковца «Как я съел собаку» для публичного просмотра, карточки с вопросами по количеству студентов
Возможны два варианта работы.
Первый вариант. Студенты смотрят спектакль и по ходу спектакля отвечают на вопросы, делая пометки и записывая цитаты. На втором занятии происходит обсуждение спектакля на основе обозначенных вопросов.
Второй вариант. Если время позволяет, то и просмотр спектакля, и дискуссию можно провести в один день. Студенты на первом занятии смотрят спектакль и записывают цитаты, отвечая на вопросы. На втором занятии студенты под руководством преподавателя обсуждают спектакль.
Вопросы для обсуждения.
1. Социализация героя.
– Какие институты социализации демонстрируются в пьесе?
– Опишите механизмы социализации.
– Назовите основных агентов социализации рассказчика.
– Как вы считаете, когда произошла вторичная социализация героя (если она была)?
– Представлено ли в пьесе подтверждение того, что имела место ресоциализация главного героя? Приведите примеры.
– Педагог А. В. Мудрик отмечает, что человек может быть объектом, субъектом и жертвой социализации. Приведите примеры, когда герой является объектом, субъектом и жертвой социализации.
2. Я-концепция героя.
– Опишите Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное героя.
– Опишите личностную и социальную идентичность героя.
– Когда социальная идентичность фиксируется, закрепляется, когда исчезает? Приведите примеры.
3. Социальные установки героя.
– Опишите социальные (центральные и периферические) установки героя.
– Какие установки изменились с возрастом? Какие не изменились? Почему? Что стало причиной формирования конкретных социальных установок (приведите пример одной-двух причин)?
4. Социальные стереотипы героя.
– Какие социальные стереотипы демонстрирует герой?
5. Общение.
– Какие виды общения присутствуют в тексте?
– Возникают ли какие-нибудь барьеры в процессе коммуникации героя?
6. Малые и большие группы.
– В какие малые группы включен герой?
– В какие большие группы включен герой?
– Как связано включение в различные группы с формированием личностной и социальной идентичности?
Цитаты из пьесы «Как я съел собаку» (Е. Гришковец)
1. Социализация героя.
– А потом мальчик приходит из школы… такой странный… Родители спрашивают: «Ну как»? А чего «как»? Да точно так же! В точности. Вы же там сами были.
– Просто ты еще не знаешь, что учительница тебя ненавидит. Нет, не потому, что ты такой или сякой. А просто она тебя сильно не любит.
– Учительница была нужна не для любви.
– А в классе 7-8-м у вас появлялся, как из другого мира, учитель истории, такой свободный, такой другой…
– А потом папа зовет, то есть кричит в форточку: «Женя-а-а… мультфильмы!»
– А потом начинается кукольный мультфильм… Такой мультфильм… про медведя, зайца и, к примеру, ежика. И вот этот ежик или медведь – нехороший, жадный или ленивый. У него есть, допустим, яблоко, а он не делится или никому не помогает. И тогда все перестают с ним общаться. Никто не разговаривает… Он все понимает и начинает всем помогать или делиться со всеми, и ему это начинает нравиться, и все эти животные в конце концов поют… Ну, в общем, – лажа.
– Пусть те, кто делал этот мультфильм, тебя тоже не любят.
– Уже половина двенадцатого, скоро полдень, а ты спишь и не спишь, – слушаешь, бабушка говорит: «Нет, пора его будить уже».
– Там, на Русском острове, все было – ритуал. Все было продумано, и во всем была видна традиция.
– Посуда нужна для того, чтобы ее мыть.
– Палуба нужна не для того, чтобы по ней ходить, а для того, чтобы ее мыть.
– Много, много стыдного было! А там как-то особенно много было стыдно – на Русском острове. Чего, по отношению к детству, вообще быть не должно. А оно было…
– А однажды нас наказывали искусством. То есть однажды мы провинились, все, сильнее обычного. И командир всего учебного отряда нас наказал. Сильно. Нам двадцать раз показали фильм «Жестокий романс».
2. Я-концепция героя.
– Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле – он был раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил.
– В смысле – для всех, кто меня знает и знал, – это был я, но на самом деле тот я, который сейчас это рассказывает, – это другой человек, а того уже нет и у него уже нет шансов вновь появиться.
– Не мог же я написать, что меня нет, что их сына нет, а есть другой. Но тогда этот другой должен был бы написать… Да нет. Что я – идиот, что ли? Я был матросом, а не идиотом.
– Я отлично могу понять офицеров. Они каждое утро выходили и видели нас, стоящих в строю. И было видно, что они хотели бы видеть нечто другое, а тут мы, в смысле, конкретные такие, а еще узбеки, таджики, киргизы, ну, в общем, мы. Они, офицеры, когда поступали в училища, наверное, думали: «Командир на мостике» – такой гул – и все так торжественно, и флаги, и чайки, и э-ге-гей-э-э… э! А тут мы, вот такие… И с этим ничего не поделаешь. И мне становилась стыдно, что я вот такой, а не другой, и понимал, что виноват, причем во всем…
– Ведь у тебя такая спина… такая спина… и руки такие, и весь ты такой… сам понимаешь – красивый, то есть все родственники… Это потом ты удивишься, взглянув в зеркало: «О-о-о… вот это я?» То есть все Я выглядит вот так.
– Представьте себе – вы проснулись однажды утром, а вы – гусар. То есть настоящий гусар. И конь вас знает. И при этом вы все уже знаете: как ездить на коне, как рубить саблей, как все устроено, к какому полку вы приписаны, какое у вас звание, и, что еще страшнее, – вы помните былые бои и дерзкие вылазки… Но при этом вы очень удивлены всему этому. Так как только что проснулись, а тут такие дела…
– И вот так, все три года, я почти каждое утро думал: «Я матрос! Настоящий! Такой, как в кино, и даже еще более настоящий».
– Чем дольше служил, тем сильнее думал: «Я матрос!»
– Ел, пытался ощутить бунт в себе, а мне… было вкусно. Коля вкусно приготовил. Я думал до последнего, что не смогу есть, а смог. И с аппетитом. А раньше не смог бы… раньше… то есть один человек думал, другой – ел. Тот, который ел, был более… современным… то есть лучше совпадал со временем. Тем временем – флотским. Моим флотским временем. А теперь я бы не смог съесть собаку.
– Меня нет… того, которого так любят, ждут… того единственного… его нету. Меня – того нет. А родные об этом не знают. А меня нет.
– Эту посылку они посылали тому, кто махал им рукой из уходящего на восток поезда… А этого мальчика уже нет. Посылка пришла не по адресу. Она пришла не к их милому, единственному, умному мальчику. А к одному из многих грязных, затравленных и некрасивых пареньков, который имеет порядковый номер и фамилию… эту фамилию один раз в сутки выкрикивают на вечерней проверке.
3. Социальные установки героя.
– И там… на службе я почувствовал, а потом и понял, что Родина и страна, в которой ты родился, – не одно и то же.
– Ребята, с которыми я служил, все хотели домой. Даже те, у кого дома не было. Просто нужно было хотеть. В голове все время звучало: «Хочу домой».
– Я проснулся в своей комнате и думал: «А как дальше… Вот я и дома… а хочу домой… а где дом? Стоп! Где дом? А дома нету!»
– Я оглядывался, рыдал и клялся, что всем напишу, всех люблю и жить не смогу без них. И это было на тот момент правдой!
– Никому не написал. Никого не повстречал… даже случайно… И слава Богу!
4. Социальные стереотипы героя.
– Можно ехать хоть куда, на восток, на юг, на север, и все время один и тот же пейзаж, в смысле, он меняется, конечно, но остается ощущение, что он один и тот же: это не очень густо растущие березы, такие равномерно расставленные бело-черные деревья везде… Ну, в общем, тот пейзаж, глядя на который русский человек обязан сказать: «Боже… какая красота!»
– Русские моряки – герои… Настоящие.
– Забавно смотрелись чайки на мусульманских плечах и грудях.
– Мы его звали Федя. Тоже парень классный, хоть и чурка, конечно.
ТЕСТ
1. Предметом изучения социальной психологии является: а) закономерности развития психики б) взаимодействие людей в группе и психологические характеристики самих групп в) индивидуально-типологические свойства личности г) массовидные явления психики
2. Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей, называется а) малая группа б) официальная (формальная) группа в) буферная группа г) институт социализации
3. В какой сфере не происходит процесс социализации? а) общение б) деятельность в) стереотип г) самосознание
4. Социальная группа, на нормы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в своем поведении и самооценке, называется а) группа членства б) реальная группа в) неформальная группа г) референтная группа
5. В процессе убеждения происходит воздействие на человека через такую сферу как: а) эмоции б) интеллект в) воля г) характер
6. Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению называется: а) обратной связью б) конфликтом в) спором г) коммуникативным барьером
7. Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе общения является: а) конформизмом б) коммуникацией в) социальной перцепцией г) интеракцией
8. Осознание субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями называется а) аттракция б) импритинг в) интроспекция г) рефлексия
9. Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств называется а) установка б) эффект бумеранга в) эффект ореола г) эффект первичности
10. Эмпатия – это: а) положительная обратная связь б) процесс и результат формирования системы межличностных отношений в) постижение эмоционального состояния другого человека г) процесс и результат формирования привлекательности партнеров по общению
11. При каком из перечисленных типов взаимодействия все субъекты взаимодействия полностью достигнут своих целей? а) при компромиссе б) при конкуренции в) при приспособлении г) при сотрудничестве
12. Значение психологии народов заключается в том, что а) в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию б) в этой теории был поставлен вопрос о взаимоотношении элит общества и массы в) в этой теории социальное поведение интерпретируется как спонтанное движение к цели г) в этой теории предлагается изучать коллективную психику через ее проявление в языке, мифах, традициях и обычаях
13. Общение – это: а) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов; б) процесс установления и развития контактов между людьми посредством знаковых систем; в) обмен информацией г) коммуникации между субъектами, результатом которой является согласие и взаимопонимание
14. Коммуникативные барьеры непонимания возникают: а) вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям б) в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения в) вследствие личной антипатии между собеседниками г) при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти.
15. Психологическое заражение – это: а) особый механизм социального восприятия б) особый механизм влияния в) механизм повышения групповой сплоченности г) процесс повышения эмоциональной напряженности в группе. 16. Термин «интерактивная сторона общения» обозначает а) совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей б) аспект коммуникативного процесса в) внутреннюю, психологическую структуру деятельности г) активность членов группы по поддержанию ее целостности
17. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется а) соперничество, конкуренция б) компромисс в) приспособление г) сотрудничество
18. Отсутствие стремления как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого, называется а) конкуренция б) избегание в) кооперация г) приспособление
19. Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он: а) повышает психологическую напряженность б) снижает эффективность совместной деятельности в) обнаруживает существующие противоречия г) изменяет условия и обстоятельства общения
20. Межличностные конфликты представляют собой: а) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент
21. Под социальной перцепцией понимается а) установление контактов между субъектами общения посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации б) процесс восприятия «социальных объектов» (индивиды, социальные группы, большие социальные общности) в) восприятие, понимание, оценка и интерпретация человека человеком г) взаимодействие участников общения
22. Приписывание индивиду причин поведения называется а) социальная рефлексия б) каузальная атрибуция в) социальная категоризация г) идеосинкразический кредит 23. Тип атрибуции, при которой наблюдатель приписывает причины поведения индивида внутренним индивидуально-психологическим особенностям наблюдаемого, называется: а) обстоятельственной б) стимульной в) личностной г) ошибочной 24. К эффектам социальной перцепции относятся: а) эффект встречи б) эффект Зейгарник в) эффект ореола г) фасилитация 25. Социальная установка – это: а) динамическое состояние личности, определяющее его склонность воспринимать социальные объекты, ситуации заданным образом б) обобщенные устойчивые представления о социальных объектах в) состояние организма реагировать на стимулы определенным образом г) механизм понимания и оценки людьми друг друга 26. Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему называется: а) суггестия б) убеждение в) заражение г) подражание
27. Интегральными психологическими характеристиками группы являются: а) общественное мнение б) количество индивидов, входящих в состав группы в) групповые нормы г) половой состав группы
28. Совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого называется: а) композиция группы б) групповые процессы в) групповые нормы г) групповая динамика
29. Место индивида в системе групповой жизни обозначается понятием: а) роль б) авторитет в) статус г) значение
30. Механизмы, посредством которых группа контролирует соблюдение членами группы групповых норм, называются: а) групповое давление б) групповая динамика в) групповое ожидание г) групповые цели
Бланк ответов
Итоговый тест по дисциплине «Социальная психология»Группа: __________________________________________
Дата тестирования: ________________________
№ вопроса | Номер выбранных вариантов ответов | № вопроса | Номер выбранных вариантов ответов |
1 | 16 | ||
2 | 17 | ||
3 | 18 | ||
4 | 19 | ||
5 | 20 | ||
6 | 21 | ||
7 | 22 | ||
8 | 23 | ||
9 | 24 | ||
10 | 25 | ||
11 | 26 | ||
12 | 27 | ||
13 | 28 | ||
14 | 29 | ||
15 | 30 |
Подпись студента _____________________
Оценка ________________________________
Провери
studfiles.net
Социальная психология_бакалавриат психология_УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — Стр 32
понимаются процесс приписывания причин поведения другого человека, причинная интерпретация социальных событий и т. п.
…
Дело в том, что одни из этих механизмов актуализируются в привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых между собой людей, в то время как другие, напротив, начинают действовать в непривычных условиях, при контактах с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми. Иначе говоря, первые работают при восприятии «ближнего», а вторые — «дальнего». Мы относим первый тип социального восприятия и обеспечивающие его механизмы к межличностным, а второй тип восприятия и соответствующих механизмов — к межгрупповым формам. Лежащая в основе этого расчленения идея чрезвычайно проста: существуют различные— межличностные и межгрупповые— формы социального взаимодействия, которым соответствуют релевантные для них формы социального восприятия, что обеспечивается соответствующими Же для каждого случая психологическими средствами, «орудиями» или «механизмами».
…
Одним из первых был описан ингрупповой фаворитизм. (Агеев 1983), заключающийся в тенденции благоприятствования в поведении, восприятии
иоценочных суждениях членам собственной группы в противовес, а иногда
ив прямой ущерб членам некоторой другой группы’. Основание для интерпретации этого процесса как механизма социального восприятия ‘базируется на том, что, как по данным ряда зарубежных авторов, так и по результатам наших собственных исследований, он автоматически включается в достаточно широкий диапазон социальных ситуаций, интерпретируемых их участниками как межгрупповые. Однако в отличие от точки зрения, доминирующей за рубежом, мы вынуждены существенно ограничить объяснительный потенциал данного механизма. В частности, был вскрыт ряд факторов, блокирующих актуализацию этого механизма, причем даже в таких острых ситуациях, как межгрупповое соревнование.
Было установлено, что межгрупповое взаимодействие, организованное по принципу «игры с нулевой суммой», когда выигрыш (успех) одной стороны автоматически означает проигрыш (неуспех) другой, действительно почти неизбежно приводит к тому, что этот механизм непроизвольно запускается в действие. Его актуализации способствует также двойственность, неопределенность тех критериев, на основании которых
311
некими внешними по отношению к данной группе инстанциями выносится решение об успешности ее деятельности. Удельный вес этого механизма в окончательном, результирующем представлении о собственной и другой группах
…
Однако наряду с этим мы выявили также и целый ряд факторов, которые тормозят, блокируют действие механизма ингруппового фаворитизма. К ним, характеризующим объективные условия, в которых находятся взаимодействующие группы, по данным наших экспериментальных исследований, должны быть отнесены:
1)более общие («надгрупповые») цели и социально значимые (не «группоцентрические») ценности межгруппового взаимодействия;
2)однозначное толкование, доступность и очевидность тех критериев, на основании которых выносится извне решение об успехе или неудаче той или иной группы; 3) чередование успеха и неудачи в межгрупповом взаимодействии (Агеев, 1982, 1983). Кроме того, было показано, что действие ингруппового фаворитизма избирательно и в ряде других отношений, например были обнаружены некоторые любопытные различия, в действии этого механизма в за. висимости от фактора половой принадлежности (Агеев, Солодни-кова, 1984).
Приблизительно тогда же мы описали другой механизм межгруппового типа, которому дали название «физиогномическая редукция»…
Правомерно предположить, что в условиях межкультурного взаимодействия тот диапазон условий и социальных ситуаций, вкоторых механизм физиогномической редукции выполнял бы свою позитивную приспособительную функцию, резко уменьшается по сравнению с тем, что имеет место в условиях одной и той же культуры, а в условиях достаточно сильно различающихся культур вообще может быть сведен к нулю. И наоборот, соответственно резко увеличиваются те случаи социального восприятия, в которых автоматическое включение (а то, что подобное включение происходит автоматически, вряд ли нуждается в доказательстве) механизма физиогномической редукции приводит к негативным результатам, то есть к ошибочному, превратному восприятию и интерпретации другого человека. Мы показали фактически, что диапазон действия этого механизма, как и диапазон действия внутригруппового фаворитизма, также ограничен, хотя на этот раз в совершенно другом отношении. Физиогномические ключи,
312
релевантные в условиях одной культуры, оказываются бесполезными в условиях другой.
…
Мы полагаем также, что каузальная атрибуция должна быть отнесена именно к группе межгрупповых механизмов. Как уже отмечалось, деление на межличностные и межгрупповые механизмы достаточно условно. Конечно, и при межличностном взаимодействии, при восприятии и понимании «ближнего» нередко актуализируются атрибутивные механизмы. Но межгрупповая ситуация определенно оказывается для этого механизма более релевантной. Дефицит информации, непонимание подлинных побудительных причин поведения характерны именно для ситуации межгруппового взаимодействия. Все это неизбежно компенсируется атрибутивными процессами, т. е. приписыванием, придумыванием, прикладыванием элементов своего прошлого опыта к новизне межгрупповой ситуации. Снять неопределенность, вложить новое в привычные рамки прошлого опыта — такова функция механизма атрибуции.
…
Совершенно ясно, однако, что, одинаково легко актуализируясь как на межличностном, так и на межгрупповом уровне, этот механизм гораздо более характерен именно для последнего. Ведь в межгрупповых ситуациях неопределенного, неизвестного, непривычного значительно больше, чем в межличностных. Именно это дает нам основание интерпретировать каузальную атрибуцию как преимущественно межгрупповой механизм и с большой долей уверенности предполагать, что, зная групповое членство субъекта атрибуции и его множественную социальную идентичность, можно достаточно легко предсказать его вероятные объяснения, оценки и действия в различных социальных ситуациях, ранее для него незнакомых.
Широким спектром действия обладает и четвертый из группы межгрупповых механизмов, подвергнутый нами систематическому изучению. Речь идет о механизме стереотипизации.
…
Как уже отмечалось, социальные стереотипы как у нас в стране, так и за рубежом трактовались всегда как неизбежное зло, помеха, встающие на пути точного и полного взаимопонимания людей, как свидетельство чуть ли ни неполноценности или испорченности «человеческой природы». Однако полученные в наших исследованиях данные, подробно изложенные выше, позволили уточнить и пересмотреть многие важные моменты, связанные как
313
с самим термином, так — и это главное — и с тем аспектом реальности, к которому он относится. Эти данные дают все основания полагать, что рассмотренный с социально-психологической точки зрения процесс стереотипизации не релевантен этнической антиномии «хорошо — плохо». Сам по себе этот процесс не плох и не хорош. Подобно другим межгрупповым механизмам, он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение индивида. Такой процесс можно сравнить с устройством «грубой настройки» в таких оптических устройствах, как микроскоп или телескоп, наряду с которым существует и устройство «тонкой настройки», аналогами которых в сфере социального восприятия выступают такие тонкие и гибкие механизмы межличностного восприятия, как например описанные выше идентификация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия и т. п.
Сказанное нисколько не противоречит частым негативным оценкам социальных стереотипов как социального явления, поскольку речь идет здесь не только о двух различных уровнях социальной реальности, но и о двух различных уровнях познания этой реальности: социологическом и психологическом. Вне всякого сомнения, социальные стереотипы, полные этноцентризма, предрассудков, враждебности,— явления сугубо отрицательного порядка. Однако было бы очень серьезным заблуждением видеть детерминанту содержательной стороны стереотипов в психологическом процессе стереотипизации. Конечно, этот процесс имеет самое прямое отношение к формированию подобного рода стереотипов, но только как механизм формирования и ни в коем случае как их причина. Детерминанты содержательной стороны стереотипов кроются, конечно же, в факторах социального, а не психологического порядка. Утверждать обратное означало бы психологизировать социальную реальность. Прекрасной иллюстрацией вышесказанному может служить тот элементарный факт, что представления о своей собственной группе, как правило, не наполненные враждебностью и предубежденностью (хотя, конечно, и здесь бывают исключения), а, напротив, характеризующиеся весьма благоприятной оценочной окраской, являются в такой же точно степени.
…
Являясь универсальным механизмом межгруппового восприятия, стереотипизация актуализируется на любом уровне межгруппового взаимодействия. Данные наших собственных исследований, так же как и
314
огромный массив данных, полученных другими авторами— отечественными
изарубежными, дают для такого вывода весомые доказательства.) Идет ли речь о межэтнической, половой, профессиональной, региональной или возрастной межгрупповой дифференциации, везде мы сталкиваемся с одним
итем же феноменом — тенденцией максимизировать воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной
итой же группы. Именно это и является самой существенной психологической характеристикой и отличительной чертой процесса стереотипизации, а отнюдь не враждебность, предубежденность или другие негативные характеристики. Это лишь частный случай (хотя и весьма распространенный) конкретного содержания стереотипа, но не сущностная характеристика стереотипизации как механизма социального восприятия. Абсолютная и относительная выраженность этой тенденции, так же как и степень поляризации оценочных суждений, относящихся к собственной и другой группе, можсет сильно варьировать в зависимости от типа групп и уровня межгруппового взаимодействия. Именно поэтому, очевидно, термин «социальный стереотип» и не применялся к целому ряду меж групповых уровней, что на некоторых из них межгрупповые представления стереотипы не несут в себе такого заряда поляризации, противопоставления и враждебности, который может иметь место на уровне (межнациональных и межэтнических отношений и который многими авторами имплицитно признавался главной сущностной характеристикой этого явления.
Несмотря на то что социальные стереотипы неизбежно упрощают, схематизируют, а то и прямо искажают видение социальной реальности, стереотипизация выполняет объективно необходимую и полезную функцию, поскольку сами эти упрощение и схематизация объективно необходимы и полезны в общей психической регуляции деятельности. Грубость, упрощенность, схематизм — это оборотная сторона медали, неизбежные «издержки» таких абсолютно необходимых для психической регуляции человеческой деятельности процессов, как селекция, ограничение, стабилизация, категоризация и т. п. поступающей из внешнего мира информации. На психофизиологическом и общепсихологическом уровнях эти процессы изучены достаточно основательно, и их целесообразность ни у кого не вызывает сомнений. Действительно, достаточно представить себе на секунду, что эти в высшей степени полезные, но «консервативные», по сути механизмы вдруг перестали бы действовать. Человек немедленно «утонул» бы в хаосе информации, поступающей как из внешнего мира, так и от его
315
собственного организма. Одна из главных идей, выдвигаемых в этой работе, состоит именно в том, что и на социально-психологическом уровне действуют аналогичные механизмы, одним из важнейших среди которых является механизм стереотипизации.
…
До сих пор речь шла о когнитивном базисе процесса стерео-типизации. Однако в психологическом плане не меньшее, если не большее, значение имеет и его мотивационная основа. Тот факт, что мы здесь очерчиваем лишь самые общие контуры этой проблемы, ни в коей мере не должен свидетельствовать о нашей недооценке этой стороны проблемы. Отчасти это объясняется тем, что этой стороне вопроса посвящалось больше внимания и конкретных разработок. Во всяком случае, пристрастность социальных стереотипов, их явная оценочная поляризация в пользу собственных групп — это как раз то, что и бросается в глаза прежде всего. Формирование такого рода пристрастных представлений о собственной и других группах может быть легко понято, если мы воспользуемся вышеприведенной операциональной формулировкой процесса стереотипизации в его когнитивном аспекте. Максимизация межгрупповых различий и внутригруппового сходства в реальных условиях, конечно же, накладывается на имеющиеся мотивы и смыслы человеческой деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. И не нужно слишком богатой фантазии или специального постулата об универсальной потребности в «позитивной социальной идентификации», важным моментом которой является возможность «позитивно отличаться от других групп» (Тэджфел, 1978), чтобы представить себе результат — оценочную поляризацию со знаком «плюс», относящуюся к «Мы», и знаком минус, относящуюся к «Они». Тем не менее мы еще раз и с полной определенностью должны подчеркнуть, что содержательная сторона социальных стереотипов, куда мы относим и их оценочную направленность, не определяется ни когнитивными, ни мотивационными закономерностями психологических процессов человека. Главные детерминанты содержания стереотипов — объективные условия, которые связывают социальные группы. Они, эти условия, могут как нивелировать психологические тенденции к максимизации межгрупповых различий и стремлению к позитивному отличию собственной группы от других, так и акцентировать их. Иначе говоря, социально-психологические закономерности выступают как некоторый универсальный и константный фон, накладываясь на который объективные условия, в которых находятся
316
взаимодействующие группы, могут приводить к совершенно различным конечным результатам: от вполне мирной и безобидной иронии над некоторыми «Они» до откровенной и интенсивной враждебности и агрессивности.
3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ Конструируемая оппозиция между межличностными и межгрупповыми
механизмами социального восприятия имеет не полярно-дихотомический, но континуальный характер, то есть точнее было бы говорить в каждом конкретном случае о степени приближения к одному из двух полюсов единого континуума «межличностный — межгрупповой», а не просто о принадлежности данного механизма к группе межличностных или межгрупповых. Такая классификация, разумеется, достаточно условна. Прекрасный тому пример — механизм каузальной атрибуции, который может быть интерпретирован и в межличностном и в межгрупповом смыслах, хотя, как это уже отмечалось, мы все-таки склонны отнести этот механизм к межгрупповому типу. Очень важным является также и тот достаточно очевидный факт, что межличностные и межгрупповые механизмы
взаимодополняют, но не дублируют друг друга.
Межгрупповые механизмы обслуживают взаимосвязь группы с другими группами. Ингрупповой фаворитизм, стереотипизация, атрибуция, в меньшей степени физиогномическая редукция — вот те психологические механизмы, с помощью которых устанавливаются различия между группами и происходит осознание своей принадлежности к одной из них. Ясно, что от своевременной актуализации этих механизмов во многом зависит социальная идентичность личности и группы. Именно этим, кстати говоря, и объясняется тот факт, что социальные стереотипы усваиваются очень рано. Например, как отмечал Г. Тэджфел, они используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся (Тэджфел, 1978). В данном случае речь шла об этнических стереотипах.
…
Иначе говоря, соответствующие стереотипы начинают усваиваться одновременно с началом идентификации себя с группой, с процессам осознания себя ее членом. Можно предположить, что эти процессы идут рука об руку и обусловливают один другой — групповая идентификация и усвоение групповых стереотипов. Можно высказать и другое предположение: успешность адаптации в новых условиях прямо связана с
317
успешностью (скоростью, объемом, «точностью») овладения стереотипами новой группы. Несколько иная функциональная нагрузка — при тождестве главной задачи по обеспечению социальной идентичности группы и ее отличий от других групп — ложится и на другие межгрупповые механизмы, что частично уже было проиллюстрировано выше, а в полном объеме потребовало бы специального рассмотрения выходящего за рамки настоящей главы.
Межличностные механизмы выполняют совершенно иные функции. Они являются средством, которое обеспечивает интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Без понимания
партнера, его намерений, смыслов, планов, интенций, замыслов, чувств и т. п. сколько-нибудь целесообразная совместная деятельность, межличностное общение попросту невозможны, это лишь механическая пародия на полноценную в психологическом смысле, совместную деятельность. Точность восприятия другого, обеспечиваемая этими механизмами, понимание его отношений с остальными членами группы, конечно, небезразличны для различных аспектов совместной деятельности.
…
Межличностные механизмы более тонки, гибки, индивидуализированы. Это — новое в эволюционном смысле приобретение человеческого разума. Они в большей степени соответствуют этическим и эстетическим идеалам современного человека — творчеству, новизне, свободе и т. д. Диапазон индивидуальных различий в степени овладения этими механизмами огромен, причем это обусловливается как психологическими, так и социальными факторами. Свобода в «пользовании» такими механизмами порой достигается путем серьезных испытаний, напряжений и кропотливой внутренней работы, путем мучительных «поисков себя».
Межгрупповые же механизмы, напротив, более ригидны, консервативны, менее личностны: это архаичное, а потому и более устойчивое образование. Если соотносить их, как в первом случае, с некоторыми этическими ценностями, то это будут ценности традиционных обществ — стабильность, постоянство, ритуал, покой. Они в большей мере задаются социальным и культурным контекстом, нежели межличностные. Усвоение их — пассивный и автоматический процесс, не требующий особых индивидуальных усилий. Поэтому индивидуальные вариации в способностях актуализировать эти механизмы значительно уже, и требуются некоторые
318
экстраординарные условия или достаточная личностная незаурядность, чтобы противостоять непроизвольной актуализации этих механизмов в тех условиях, для которых они перестали быть релевантными. Иначе говоря, в данном случае усилия требуются не для того, чтобы овладеть этими механизмами, а для того, чтобы им противостоять.
319
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ
Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2000.
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
На мой взгляд, предметом социальной психологии является изучение закономерностей индивидуального и межиндивидуального поведения в социуме, психологических эффектов взаимовлияния индивидуума и социума, психологических характеристик самого социума как прежде всего многообразия человеческих групп
1.2.Специфика исследования личности в социальной психологии
…очертим теперь специфику социально-психологического подхода
кинтересующему нас вопросу. Суть его состоит в следующем. Во-первых,
имеет место четкая персонификация , конкретизация социума. В социальнопсихологических исследованиях он всегда представлен либо конкретной лабораторной или естественной группой (чаще – малой, реже – так называемой большой), либо иными, менее структурированными, элементами социума (например, случайным скоплением людей, отдельными лицами и т.д.).
Во-вторых, само отношение «личность – социум» рассматривается как симметричное в смысле учета обоюдности влияний обоих компонентов этого отношения. Другими словами, социальные психологи изучают не только влияния, оказываемые различными группами и отдельными лицами на личность (например в процессе социализации) но и влияния, оказываемые конкретной личностью на ту или иную группу, отдельных лиц (например в лидерстве).
В-третьих, для социально-психологического подхода характерен такой анализ отношений личности с социумом, при котором обращается внимание на взаимосвязь отдельных ее особенностей (относимых, например классификацией М.Шоу, к биографическим характеристикам, способностям, собственно личностным чертам) с определенными сторонами, феноменами
320
studfiles.net
Приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует
А) идентификация
Б) каузальная атрибуция,
В) эмпатия,
Г) социальная рефлексия
Группа как субъект деятельности
Социальная психология, исследуя закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в реальные социальные группы, подчеркивает значимость анализа специфики воздействия на личность конкретной социальной группы. Такой подход оправдан с точки зрения методологии теории деятельности. По мнению Ю. А. Шерковина, важно понять группу как общность взаимодействующих людей, выступающих как субъект действия.
Для личности группа значима прежде всего как определенная система деятельности, место которой обусловлено ее местом в общественном разделении труда. В данном случае группа сама выступает как субъект определенной деятельности и через нее включена и в систему общественных отношений.
Общность содержания, форм деятельности группы порождает и общность ее психологических характеристик. Рассматривая группу как субъекта деятельности, выделяют следующие групповые образования: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповые цели, групповое мнение. Принятие этих характеристик личностью свидетельствует о психологической близости с другими членами группы, об осознании своей принадлежности к новой группе – социальная идентификация личности. В. Ф. Поршневым установлено, что главной психологической характеристикой группы является наличие концепции «мы – чувства», что отражает потребность отделиться от другой общности и является показателем осознания принадлежности личности именно к этой группе. Однако необходимо помнить, что этот критерий не является абсолютным, так как «мы – чувство» не всегда возникает относительно той группы, в которую индивид реально включен.
При решении некоторых конкретных вопросов социальной психологии появляется необходимость расширить круг представлений о группе как о субъекте деятельности. Это касается социальной перцепции. В данном контексте группа может быть как объектом, так и субъектом восприятия. На практике так бывает, когда говорят об отношении одной группы к другой, т. е. одна из групп выступает как субъект (враждебное отношение, нейтральное, дружеское и т. п.).
Изучение групповых норм, ценностей и решений помогает раскрыть механизм связи личности и общества. Социальная деятельность в своем конкретном проявлении является главным признаком социальной группы. Она способствует формированию психологической общности между членами группы, именно поэтому совместная групповая деятельность становится объектом исследования в социальной психологии.
Проблема группы в традиционной социальной психологии
Изучению различных аспектов групп в традиционной социальной психологии всегда уделялось большое внимание. Выделим наиболее характерные черты этих исследований.
1. Существование наряду с групповым подходом иных социально‑психологических подходов. Например, в американской социальной психологии представлен еще и индивидуальный подход. По мнению американского исследователя И. Штайнера, подъем или спад интереса к групповому подходу определяется стабильностью – нестабильностью развития общества: в период стабильности интерес к группам падает, в период потрясений, конфликтов и прочее – возрастает. По мнению Г. М. Андреевой и С. С. Щевелева, это может быть объяснено тем, что конфликты – продукты межгруппового взаимодействия. Однако эта теория не нашла подтверждения. В настоящее время благодаря влиянию европейской школы наблюдается значительный сдвиг в сторону интереса к исследованию групп. В рамках этой школы сформулирована мысль о необходимости проникновения за пределы группы в социальные характеристики общественных отношений.
2. Для традиционной социальной психологии изучение группы связывается с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие, т. е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттаракции и т. д. В исследованиях не раскрывается такое понятие, как совместная групповая деятельность.
3. Повышенное внимание, особенно в американской социальной психологии, лишь к определенному типу групп, главным образом к малым группам. Объектом исследования выступают межличностные отношения, при этом не изучается их зависимость от групповой деятельности, от общественных отношений.
Таким образом, по мнению Г. М. Андреевой, актуальным требованием социальной психологии в исследовании групп в настоящее время является следующее: исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия необходимо рассматривать в тех реальных общественных ячейках, где они и проявляются.
Отечественная социальная психология в начале своего существования изучала общность на всех уровнях, а в советский период – в основном на микроуровне. В качестве методологического принципа выступали два подхода: идеологический (классовый) и деятельностный. Реальный подход к исследованию групп связан с конкретной концепцией социальных групп и с организованным подходом – созданием социальных организаций. Некоторые элементы этого подхода использовались отечественными социальными психологами, но в иной терминологической форме.
studopedia.net
‘+ ») setTimeout(function() { $(‘.ayayay’).css({opacity:1, top:’0px’}) }, 300) }) } }, 5000) }) |
Социальная психологияВопрос id:156817 Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз: ?) узнавание, приветствие, информационный контакт, выход из контакта ?) мотивация, интеракция, оценка результатов, эмоциональный отклик ?) фаза встречи, фаза узнавания, фаза уточнения ситуации, фаза действия, фаза завершения ?) фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения ?) потребность, оценка возможностей, поведение, выход из контакта Вопрос id:156818 Стратегия взаимодействия – это: ?) совокупность когнитивных процессов, порождаемых ситуацией общения ?) совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, воспроизводимых индивидом независимо от ситуации ?) совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми ?) образ возможного поведения, существующий до ситуации общения ?) типичная форма эмоционального реагирования на нестандартные ситуации общения Вопрос id:156819 Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым образованием, а не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, был впервые сформулирован: ?) в рамках деятельностного подхода ?) в психологии народов ?) в психологии масс ?) в интеракционизме ?) в функционализме Вопрос id:156820 В рамках интеракционизма коммуникация рассматривается, прежде всего, как: ?) согласование поведения индивидов в группе ?) обмен символами и выработка единых значений и смыслов ?) обмен транзакциями между индивидами ?) ценностный обмен Вопрос id:156821 Согласно теории Т. Парсона, элементами структуры единичных действий, из которых складывается взаимодействие, являются: ?) потребность, мотив, цель, операции ?) вербальная информация, невербальная информация, контекст ?) деятель, «другой», нормы, ценности, ситуация ?) трансакционный стимул, реакция, ситуация Вопрос id:156822 Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является: ?) проблема общения ?) проблема ответственности ?) проблема структуры поведения ?) проблема принятия решения ?) проблема индивидуального сознания Вопрос id:156823 На смысловом уровне установки: ?) определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида ?) определяют привычки и являются основой социального контроля ?) зависят от новизны информации и порядка ее поступления ?) создают мотивационное напряжение, побуждающее человека к завершению действия Вопрос id:156824 Источник социального поведения индивида усматривается сторонниками гуманистической психологии в: ?) игнорировании биологических потребностей ?) игнорировании социального давления ?) стремлении индивида к редукции напряжения ?) диалектическом единстве стремления личности к самоактуализации и редукции напряжения ?) идеях гуманизма, равенства и социальной справедливости Вопрос id:156825 В социальной психологии под рефлексией понимается: ?) осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению ?) бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека ?) аффективно окрашенное понимание себя в контексте социальных отношений ?) познание субъектом самого себя Вопрос id:156826 В рамках психоаналитического направления в социальной психологии утверждается, что основным источником активности индивида является: ?) стремление увеличить напряжение за счет фрустрации первичных потребностей ?) социальные стимулы, порождаемые другими индивидами ?) образы ситуации, возникающие у индивида ?) стремление к удовлетворению вторичных потребностей ?) стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных потребностей Вопрос id:156827 Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что: ?) важнейшим условием развития личности является безусловное и безоценочное принятие ?) основным механизмом развития личности являются подражание и идентификация ?) личность формируется в процессе воспитания и важнейшим условием ее позитивного развития является базовое доверие ?) личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого процесса является установление соответствия действий личности тем представлениям о ней, которое складывается у окружающих Вопрос id:156828 К эффектам социальной перцепции относятся: ?) эффект края ?) эффект Зейгарник ?) эффект первичности ?) эффект недавности Вопрос id:156829 Открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия называется: ?) конфликт ?) исходы конфликта ?) противоречие ?) конфликтная ситуация ?) инцидент Вопрос id:156830 Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется: ?) совместимость ?) избегание ?) адаптация ?) альтруизм ?) сотрудничество Вопрос id:156831 Если наблюдатель является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он наблюдает, будут видеться ему: ?) в особенностях наблюдаемого как субъекта деятельности ?) индивидуально-психологических особенностях наблюдаемого ?) в особенностях наблюдаемого как социального субъекта ?) во внешних обстоятельствах ?) индивидуальных особенностях наблюдаемого Вопрос id:156832 Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему называется: ?) мода ?) подражание ?) замещение ?) заражение ?) суггестия Вопрос id:156833 Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется: ?) кооперация ?) альтруизм ?) сотрудничество ?) компромисс ?) избегание Вопрос id:156834 Социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, называется: ?) аттракция ?) аттитюд ?) социальная категоризация ?) идентификация ?) гиперболизация Вопрос id:156835 Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является: ?) рефлексия границы группы ?) переживания «свой – чужой» ?) наличие «Мы-чувства» ?) совпадение индивидуальных и групповых ценностей ?) аутгрупповой негативизм Вопрос id:156836 Межличностные конфликты представляют собой: ?) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов ?) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент ?) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами ?) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками ?) отражение социально-экономических проблем общества Вопрос id:156837 В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает: ?) предложение, указание, мнение, ориентацию других ?) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма ?) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании ?) солидарность, снятие напряжения, согласие Вопрос id:156838 Общение – это полифункциональный процесс. В зависимости от критерия, выделяют различные функции. По какому критерию выделены следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная, установления отношений, оказания влияния? ?) продолжительность общения ?) цель общения ?) социальная значимость общения ?) количество участников общения ?) уровень общения Вопрос id:156839 Функционализм как направление в социальной психологии возник под влиянием: ?) теории инстинктов социального поведения ?) Философии Гегеля ?) бихевиоризма ?) концепций психологии народов и психологии масс ?) эволюционной теории Ч. Дарвина и теории социального дарвинизма Г. Спенсера Вопрос id:156840 Подражание как социально-психологический механизм: ?) в подростковом возрасте направлено на внешнюю идентификацию подростком самого себя со значимой для него личностью ?) у взрослых выступает элементом научения ?) выражается в следовании какому-либо примеру, образцу ?) характеризуется существенной спецификой на различных возрастных этапах Вопрос id:156841 Если наблюдатель является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он наблюдает, будут видеться ему: ?) индивидуально-психологических особенностях наблюдаемого ?) индивидуальных особенностях наблюдаемого ?) во внешних обстоятельствах ?) в личностных особенностях наблюдаемого ?) в особенностях наблюдаемого как социального субъекта Вопрос id:156842 Непосредственными создателями психологии масс были: ?) С. Сигеле и Г. Лебон ?) Г. Тард ?) В. Макдаугал ?) М. Лазарус, Г. Штейнталь ?) Г. Лебон и Г. Штейнталь Вопрос id:156843 Центральной идеей бихевиоризма в социальной психологии является: ?) идея наказания ?) идея поощрения ?) идея циркулярности воздействия ?) идея неизбежности влияния ?) идея подкрепления Вопрос id:156844 Психологическое заражение – это: ?) один из феноменов группообразования ?) особый механизм социального восприятия ?) особый механизм влияния ?) процесс повышения эмоциональной напряженности в группе ?) механизм повышения групповой сплоченности Вопрос id:156845 Отличительными особенностями внушения как особого вида воздействия являются: ?) персонифицированное воздействие одного человека на другого и группу ?) передача информации, основанная на ее некритичном восприятии ?) процесс внушения имеет одностороннюю направленность ?) его целенаправленный, неаргументированный характер Вопрос id:156846 В дискуссии о предмете социальной психологии, которая развернулась в России в 20-е годы ХХ века активное участие приняли: ?) А.Г. Ковалев ?) А.Р. Лурия ?) Г.И. Челпанов ?) В.М. Бехтерев ?) Л.С. Выготский Вопрос id:156847 Отсутствие стремления, как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого называется: ?) сотрудничество ?) кооперация ?) избегание ?) справедливость ?) конкуренция Вопрос id:156848 Под социальной перцепцией понимается: ?) зависимость восприятия от внутригрупповых отношений ?) культурно-историческая обусловленность восприятия социальных процессов и объектов ?) процесс восприятия «социальных объектов» (индивиды, социальные группы, большие социальные общности) ?) социальная детерминация перцептивных процессов Вопрос id:156849 В рамках интеракционизма коммуникация рассматривается, прежде всего, как: ?) обмен транзакциями между индивидами ?) совместное принятие решения в группе ?) согласование поведения индивидов в группе ?) обмен символами и выработка единых значений и смыслов Вопрос id:156850 К психологическим характеристикам группы относятся: ?) групповые потребности ?) групповые нормы ?) групповые интересы ?) групповые ценности ?) групповые цели Вопрос id:156851 Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности: ?) отношений массы и элиты ?) влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание ?) взаимодействия людей в толпе Вопрос id:156852 Идентификация: ?) является одним из способов понимания другого человека ?) является одним из механизмов усвоения опыта ?) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе ?) выражается в уподоблении себя другому человеку Вопрос id:156853 Опосредованное общение – это: ?) характеризуется неполным психологическим контактом ?) происходит в ситуациях, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием ?) обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.) ?) общение на очень близкой (до 1,5 метров) дистанции ?) характеризуется затрудненной обратной связью ?) общение с использованием исключительно вербальных средств ?) общение, опосредованное невербальными средствами коммуникации ?) прямое естественное общение, когда субъекты взаимодействия общаются посредством речи, паралингвистических и невербальных средств коммуникации Вопрос id:156854 Термин «интерактивная сторона общения» обозначает: ?) внутреннюю, психологическую структуру деятельности ?) аспект коммуникативного процесса ?) совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей ?) активность членов группы по поддержанию ее целостности Вопрос id:156855 Целевые установки: ?) связаны со стремлением человека довести до конца начатое дело ?) связаны с конкретными действиями ?) определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности Вопрос id:156856 Приписывание индивиду причин поведения называется: ?) идеосинкразический кредит ?) социальная рефлексия ?) когнитивный диссонанс ?) социальная категоризация ?) социальная стратификация Вопрос id:156857 Коммуникативные барьеры отношений возникают, если: ?) в процессе контакта возникают негативные эмоции ?) если участники общения являются носителями разных субкультур ?) в процессе контакта возникают негативные чувства ?) взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг у друга Вопрос id:156858 В процессе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: ?) построение стратегии воздействия на собеседника ?) интерпретация его поведения и попытка понять причины его поведения ?) построение собственной стратегии поведения ?) эмоциональная оценка другого Вопрос id:156859 Приписывание одним индивидом другому тех или иных причин поведения происходит на основе: ?) принципа подобия с известным ?) сложившихся схем каузальной атрибуции ?) анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации ?) аналогий ?) сходства поведения этого другого с каким-нибудь лицом, известным первому Вопрос id:156860 Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он: ?) изменяет условия и обстоятельства общения ?) снижает эффективность совместной деятельности ?) обнаруживает существующие противоречия ?) повышает психологическую напряженность Вопрос id:156861 Специфика межличностного информационного обмена определяется: ?) многоуровневостью передачи информации ?) влиянием пространственно-временного контекста на содержание информации ?) возникновением коммуникативных барьеров ?) наличием процесса психологической обратной связи Вопрос id:156862 Способами проверки информации на достоверность являются: ?) повторное измерение ?) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями ?) расщепление шкалы Вопрос id:156863 Опосредованное общение: ?) происходит в ситуациях, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием ?) характеризуется неполным психологическим контактом ?) обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.) ?) характеризуется затрудненной обратной связью Вопрос id:156864 Значение психологии народов заключается в том, что: ?) в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию ?) в этой теории социальное поведение интерпретируется как спонтанное движение к цели ?) в этой теории показано существование феноменов, которые порождены не индивидуальным, а коллективным сознанием ?) в этой теории был поставлен вопрос о взаимоотношении элит общества и массы Вопрос id:156865 В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что: ?) причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами ?) людей вместе (в обществе) удерживает стадный инстинкт ?) механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животных Вопрос id:156866 К уровню специальной методологии в социальной психологии относятся: ?) изучение групповой динамики в различных условиях ?) изучение генезиса групповых целей и ценностей ?) анализ совместной деятельности группы ?) анализ группы как субъекта группового сознания |
testserver.pro
Онлайн-тесты на oltest.ru: Этнопсихология — все вопросы (12/17)
Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияЭтнопсихологиявопросы166-180166. После экспериментов М. Херсковица исследователи сделали вывод, что восприимчивость к зрительным иллюзиям зависит от:
• среды, в которой живет человек
167. Правильная самоидентификация индивида, сопровождающаяся ощущением неполноценности, ущемленности и даже стыда за представителей своего этноса, называется:
• негативной этнической идентичностью
168. При исследовании Г. Триандисом и В. Вассилиу греческой субъективной культуры было обнаружено, что у греков в иерархии личностных черт как ценностей самое высокое место занимает черта, обозначаемая словом
• «филотимос»
169. Приоритет интересов группы над личными интересами относится к понятию:
• коллективизм
170. Приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности относится к понятию:
• социальной каузальной атрибуции
171. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга относится к понятию:
• каузальная атрибуция
172. Присущее людям свойство воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона, относится к понятию:
• этноцентризм
• благожелательным этноцентризмом
174. Присущее людям свойство не только судить о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывать их другим, называется:
• воинственным этноцентризмом
175. Проблематика каузальной атрибуции заняла одно из ведущих мест в мировой социальной психологии к:
• началу 70-х годов ХХ века
176. Программная статья М. Лацаруса и Г. Штейнталя «Мысли о народной психологии» была напечатана в России полностью в:
• 1864 года
177. Проксемика — это наука о (об) …
• пространственно-временной организации общения
178. Процесс вхождения индивида в новую для него культуру относится к понятию:
• «аккультурация»
179. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется:
• социализацией
180. Процесс обучения индивида в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике у окружающих его помимо родителей взрослых — это трансмиссия …
• «непрямая»
oltest.ru