Идеи толерантности в художественной литературе России
16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности. В ее основе лежит равенство людей в своих достоинствах и правах.
Книги, представленные на нашей виртуальной выставке, расскажут вам о художественных произведениях русской и современной литературы на тему толерантного отношения ко всему, что нас окружало, окружает и будет окружать. Это – доброта, согласие, мирное сосуществование государств, людей, народов.
Романы, повести, рассказы, басни, конечно, известны вам, но мы хотим напомнить о них в связи с 25-летием принятия этого важного документа. Ведь эти произведения оставили неизгладимый след в нашей литературе.
Тургенев И. С. «Отцы и дети».
Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» мастерски охватил сразу несколько больших тем. Это и взаимоотношения отцов и детей, их идеи о смысле жизни, становление личности, социальное неравенство. Конечно, с учетом того времени охватил проблему революций и народного недовольства. Однако во всем этом многообразии тем во главе всего стоит – толерантность.
Как сказано во вступительном слове к нашей выставке, толерантность – это терпимость, умение слушать чужое мнение, снисходительно и уважительно относиться ко всему и всем. А вот этого очень не хватает главным героям – Павлу Кирсанову и Евгению Базарову.
И. С. Тургенев на протяжении всего романа, рассматривая мировоззрения персонажей, порождает споры между ними. Писатель хотел показать в романе то, что отсутствие толерантности несет за собой разрушительные последствия: от раздоров в семье до мировых революций. Николай Кирсанов является ярким примером толерантного мироощущения в этом произведении. Николай – хороший отец, любит сына, интересуется его идеями и мнением, также с почтением относится к Базарову и его суждениям. За терпение и мягкий нрав Тургенев вознаградил Кирсанова, обеспечив ему спокойную светлую старость в кругу любящей его семьи.
Павел Кирсанов – образованный, порядочный, воспитанный человек. Базаров тоже умный, получивший хорошее образование, квалифицированный доктор. Но у него свой, неоспоримый взгляд на все окружающее. Он отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки, стремится к равенству и демократии, но не признает природу и красоту как источники духовного развития человека. Базаров утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
В этом то и есть смысл примирения взглядов, чтобы взять все лучшее и правильное от одного и другого персонажа романа, сравнить их суждения, в чем-то согласиться и с тем, и с другим. Это непростая задача, но ведь для нас главное – прийти к гармонии и благополучию. Вот в этом толерантность по Тургеневу.
Р1 Т87 529020 — АБ | Тургенев И. С. Отцы и дети : роман / И. С. Тургенев ; авт. вступ. ст. Ю. В. Лебедев. – Москва : Синергия, 2000. – 448 с. – (Новая школьная библиотека). |
---|
Гончаров И. А. «Обломов».
Еще одним произведением, о котором необходимо упомянуть в контексте темы толерантного поведения – роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
Главный герой Илья Ильич Обломов весь день не встает с кровати. За него все делает его слуга Захар, преданный хозяину, выполняющий часто черную работу, и искренне ему сочувствующий. Захар бессилен помочь Обломову превратиться в деятельного человека, интересующегося окружающим миром. Таким запасом терпеливости, как Захар, обладают немногие герои классической русской прозы XIX века.
Илья Обломов замкнут в своем мире воспоминаний о детстве, мечтах, снах; они заменяют ему жизнь настоящую; это вызывает непонимание друзей и знакомых. Все остальные герои романа терпимы пo отношению к Илье Ильичу. Особенно Ольга Ильинская. Личность она незаурядная, ее отличает природный ум, сообразительность и неординарность мышления. Гончаров дает точные и лаконичные характеристики Ольге, которые помогают нам понять особенность ее незаурядной натуры: «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка». Она вполне может служить образцом женщины, умеющей найти компромисс в любой ситуации.
Роман полюбился читателю. Ведь Обломов интересен тем, что он был похож на доброго и нежного ребенка, который был способен на милосердие.
Очень подкупает искренность в Илье Ильиче. Он не считал нужным притворяться и стесняться кого-либо. Обломов не стал чиновником, он не достиг в жизни высот, однако и не старался выдать себя за того, кем на самом деле не являлся. Вот только одно мешает Обломову жить достойно и окружать себя хорошими людьми – лень. С этим трудно не согласиться. Все поправимо, и есть люди, желающие помочь нашему герою, а это главное, особенно в контексте нашей темы.
Р1 Г65 528528 — АБ | Гончаров И. А. Обломов : роман / И. А. Гончаров. – Москва : Полиграфресурсы, 2000. – 462 с. |
---|
Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы».
Эта книга стала итоговым произведением всей писательской жизни Ф. М. Достоевского. Достоевский начал писать роман в июле 1878 года. Произведение впервые было напечатано в журнале «Русский вестник». Непростая философская направленность книги явилась спорной в общественно-политической и философской мысли той эпохи.
Роман стал итогом осмысления всей жизни Достоевского, он имеет сложную структуру написания. Он наполнен раздумьями и впечатлениями последних лет жизни писателя. События в книге происходят в течение двух недель. В это короткое время вмещается столько историй, конфликтов, идейных разногласий, что создается ощущение прочтения нескольких произведений на темы философской и семейно-бытовой драмы.
Основной сюжет романа заключен между двумя судебными процессами: разбирательством старца Зосимы и судом над Дмитрием Карамазовым. Достоевский явно показал, что нравственное падение героев, их отступление от морали, пренебрежение духовными истинами приводит к преступлению.
Роман состоит из двенадцати частей. Главные герои этого произведения – отец и трое его сыновей. Такая сюжетная линия произведения появилась у Ф. М. Достоевского после его знакомства в остроге с осужденным Ильинским, которого по ошибке сослали на каторгу за убийство отца.
Писатель стремился глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, обнажить их душу, понять мотивы нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Повороты сюжета, конфликты интересов, водоворот разнообразных страстей держат читателя в постоянном напряжении.
Достоевский показал в «Братьях Карамазовых» формулу русской души с ее разрушительной и созидательной силами. Русский человек представляется Достоевскому как вечно блуждающий в плену ложных ценностей.
В образах трех братьев он показал основные тенденции развития русского общества: отмирающее барство и общую вину и расплату за все совершенное.
В одном из писем Достоевский сказал: «Роман, который пишу теперь («Братья Карамазовы»), поглощает все мои силы и всё моё время…Пишу не гоня, не комкая дела, переделываю, чищу,… ибо никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это».
Алексей Карамазов – главный герой романа, и он олицетворяет христианскую веру. Через неё мы видим всех действующих лиц, где каждый со своим отношением к Богу. Действия всех героев рассматриваются через их отношение к православной вере.
Три брата, Иван, Алексей и Дмитрий, каждый из них делает свой выбор, по-своему пытаясь ответить на вопрос о Боге и бессмертии души.
Отец братьев Карамазовых, помещик Фёдор Павлович, – человек, который всегда был заинтересован в получении денежной прибыли; несовестливый, для него всё дозволено. От этого происходят все несчастья в семье Карамазовых. Сам он погибает по этой же причине, из-за своей нравственной несостоятельности.
Основные персонажи романа ищут спасения и прощения, иначе как испытать настоящую христианскую радость бытия. По мнению Достоевского, жизнь не обрывается на земле, а только даётся нам для приобретения того, с чем пойдем к Богу.
Р1 Д70 503677 — АБ | Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы : роман / Ф. М. Достоевский. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1998. – 800 с. – (Б-ка мировой классики). |
---|
Крылов И. А. «Басни».
В русских баснях тоже есть идеи толерантности. Творчество знаменитого баснописца И. А. Крылова наглядно иллюстрирует нам это. Вот как он обосновывает это понятие: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…». Согласие, компромисс, мирное отношение друг к другу, – вот то, что устанавливает атмосферу дружелюбия и взаимопонимания.
Иван Андреевич Крылов сделал басню не только остросатирическим произведением, но и поднял ее на небывалую высоту. Его произведения оригинальны, высокохудожественны, и конечно они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов сатирически изображал конкретные события и определенные исторические личности.
В басне «Квартет» он высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Поэт обращает свою сатиру против болтунов и неучей. Фразы из его произведений стали афоризмами. Как же часто, особенно сейчас, их стали использовать практически во всех сферах деятельности. А ведь, действительно, когда они уместны и кстати произнесены, имеют большое влияние на присутствующих: «А вы, друзья, как ни садитесь. Все в музыканты не годитесь».
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Эта небольшая по объему басня Крылова, благодаря лаконичности, таланту вместить в маленькое большой смысл, стала очень популярной.
Его произведения, написанные на конкретные события, стали подходящими практически к любому событию нашей жизни. Перечитайте Крылова, и вы убедитесь, что он стал еще актуальнее сегодня.
Р1 К85 495005M — АБ | Крылов И. А. Басни Крылова : полное собрание с 75 рисунками Н. В. Денисова / И. А. Крылов. – Москва : Рипол, 1997. – 315 с. |
---|
Приставкин А. И. «Ночевала тучка золотая».
Военная детдомовская тема в повести Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая» стала для нас детской памятью о войне. Это выстраданные, наболевшие воспоминания, которыми делится с нами автор.
Беспризорное детство как образ жизни и судьбы главных героев повести. Братья Колька и Сашка – это своего рода братство как форма и способ человеческого существования. Тому есть сюжетное подтверждение, когда один из братьев-близнецов погибает, второй выживает только благодаря тому, что рядом с ним появляется новый, такой же неразлучный и преданный брат.
Обстоятельства жизни героев повести очень страшные. Детдомовцы борются за выживание, героически борются.
Детдомовцы, колонисты, беспризорники. Они переселились на Кавказ и теперь стали чужаками. В военное время с Северного Кавказа изгоняли в вечную ссылку целые народы. И в это безумие попали дети из Подмосковья.
Как непросто им было уживаться вместе, через какие испытания прошли братья, чтобы выжить. Это были не только физические испытания, но конечно и нравственные. Как же в этом ужасе людском не озвереть, а попытаться понять поступки и поведение других людей, взрослых и детей.
Смелость, готовность в опасных ситуациях помочь, не растеряться – основная тема повести. Тема толерантности проходит через все произведение, и сейчас как никогда своевременна. Память о трагических ошибках прошлого, предупреждение всем нам – не повторить в будущем вражду между народами.
84(2Рос=Рус)6 П77 640778 — АБ | Приставкин А. И. Ночевала тучка золотая : [повесть] : [12+] / А. И. Приставкин. – Москва : АСТ, 2019. – 286 с. – (Классика для школьников). – (Школьное чтение). |
---|
Некрасов В. П. «В окопах Сталинграда».
Виктор Некрасов воевал под Сталинградом, был дважды ранен. Тем и интересна его повесть «В окопах Сталинграда», что написана непосредственным участником войны.
Повесть написана в стиле дневниковых записей.
Перед нами вырисовывается нелегкий путь человека на войне, путь от выпускника института к опытному командиру батальона.
Читатель становится как бы участником военных действий, идет шаг за шагом за главным героем.
Стиль авторского повествования В. П. Некрасова четкий, лаконичный, без прикрас и излишеств. Сам автор очень переживает за судьбу главного героя.
Эти слова определяют тему повести и ее содержание: «Я помню убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел, страшнее разрушенных городов, страшнее оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть».
Р2 Н48 526454 — АБ | Некрасов В. П. В окопах Сталинграда : [повесть и рассказы] / В. П. Некрасов ; предисл. В. Кардина, с. 5-22. – Москва : Панорама, 2000. – 507 с. – (Русская литература. XX век). |
---|
Лихачев Д. С. «Письма о добром и прекрасном».
«Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».
«Берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно», – эти фразы из писем замечательного российского ученого-литературоведа, историка культуры, текстолога, публициста, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева.
По мнению Д. С. Лихачева, главное достоинство в человеке – это доброта, постоянная потребность помогать другим и находить в этом радость.
Основой доброты являются забота и сострадание. Забота объединяет, скрепляет дружбу, жителей села, города, страны. Каждый человек ощущает её с первых дней своей жизни, когда о нём заботятся родители.
Сострадание также является важным качеством человека, благодаря которому он осознаёт своё единство с миром, ответственность за близких, природу, культурные памятники, за уважение к памяти.
Каждый из нас с вами, имевший добрую цель в жизни, – запомнится надолго.
Д. С. Лихачев обращается в своих письмах в основном к молодёжи. С высоты своего жизненного опыта он пытается показать, как важно ставить правильные цели, думать о людях, не быть самовлюблённым эгоистом. Только такой путь может преодолеть зло в мире, сделать людей счастливыми. Его письма – это жизненные уроки, которые нам просто необходимо усваивать и усваивать, несмотря на то, в каком возрасте мы сейчас находимся..
87.713 Л65 302518M — КХ | Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном : для среднего и старшего школьного возраста / Д. С. Лихачев. – Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1989. – 134, [2] с. |
---|
Лиханов А. А. «Солнечное затмение».
Пройдя через непростые испытания, дети, два маленьких человека смогли сохранить в своих душах искренность, чистоту, порядочность. А символом бед, проблем в одноименной повести Альберта Анатольевича Лиханова стало солнечное затмение.
«Все наши беды – это затмение, и без них тоже нельзя. Без них разучишься видеть солнце!» – говорит один из главных героев повести Федя. Так оно и есть – трудности нужны людям, чтобы научиться ценить жизнь, любовь, дружбу. Человек может сделать многое, чтобы быть счастливым! Иногда для этого достаточно помочь другим людям!
Героиня в повести передвигается в инвалидной коляске, большую часть жизни она проводит в интернате, тяжёлое воспаление лёгких возвращает Лену домой. Её привычная жизнь рушится.
Лену очень оберегали родители, старались создать ей комфортные условия. Но Лена нашла в себе силы жить дальше и даже встретила свою любовь в лице Федора.
Повествование позволяет нам сопоставить жизнь двух подростков. В повести нет скидок на возраст, юные люди живут в одном общем, непростом мире. Подростки решают непростые проблемы чести, долга, верности и, конечно, любви.
Лена успела пожить и в интернате. Она там чувствовала себя равной среди своих сверстников. Там смогла проявить свои лидерские качества.
Героиня не выносила конфликтов. Все знали, что лучше не ссориться при девочке. Лене было там легко, она не чувствовала своей ущербности. А дома всё оказалось сложнее. Образ дома наполняется иным содержанием, в нем настораживает единство счастья и горя, гармонии и разлада.
А. А. Лиханов подвергает своих героев испытанию любовью. Они вместе смотрят солнечное затмение, и Лена произносит такую фразу: «Все беды – это солнечное затмение, а жизнь – само солнце… Все-таки жить хорошо. На солнце смотреть. Но чтобы все понять, надо увидеть это пятно… Ты меня понимаешь?»
Эти дети – очень сильные люди, они помогли друг другу. Ведь все люди нуждаются в милосердии и любви. Но особенно нуждаются в тепле и участии те, кто лишен возможности свободно воспринимать этот мир. Благодаря таким ценностям, как сострадание, милосердие, люди побеждали и продолжают побеждать неизлечимые недуги.
Р2 Л65 312865 — КХ (Т.2) | Лиханов А. А. Избранное : в 2 т. / А. А. Лиханов. – Москва : Молодая гвардия, 1979. Т. 2 : Солнечное затмение : повести, роман, 1979. – 445 с. : ил. |
---|
Закруткин В. А. «Матерь человеческая».
Гитлеровские войска в сентябре 1941 года далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. На занятой немцами территории остался в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Фашисты спалили хутор, угнали людей в Германию, а мужа и сына Марии повесили.
Содержание повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая» раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами, и умершую к утру.
Эта повесть о женщине, силу воли и доброту которой не смогли сломить жернова истории. Благодаря образу главной героини произведение стало хрестоматийным. Главными темами этого произведения стали ужасы войны, доброта, милосердие и, конечно, материнство. Сюжет произведения основан на реальных событиях военного и послевоенного времени. Сам писатель увидел такую женщину на одном из хуторов в 1943 году, она и стала прототипом главной героини повести. Произведение В. А. Закруткина экранизировано, его изучают в школе.
Р2 З-20 271221M — КХ | Закруткин В. А. Матерь Человеческая : повесть / В. А. Закруткин ; [худож. А. Зыков]. – Москва : Современник, 1985. – 181 с. |
---|
Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное ухо».
Эта повесть стала одной из самых знаменитых и любимых в русской советской литературе. Наверное, не найдется такого читателя и зрителя (произведение экранизировано), кто бы не заплакал, глядя на судьбу собаки, поражаясь её верности и преданности.
Хозяин пса – Иван Иванович – большой души человек, любитель природы. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью», – говорят в народе».
Мы вместе, как-бы вместе с Иваном Ивановичем, ходим на охоту, воспитываем Бима, учим его различным командам. А для этого надо иметь необыкновенный талант описания, чтобы читатель погрузился в это повествование. Таким талантом и обладал Гавриил Николаевич Троепольский.
Сюжет довольно прост: шотландский сеттер Бим живет в квартире со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Ивановичем. Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака остается у соседки. По недосмотру Бим выскакивает из квартиры, оказывается на улице и отправляется на поиски Ивана Ивановича.
«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью… Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего», – пишет Г. Н. Троепольский в своей повести.
Р2 Т70 210943M — КХ | Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное Ухо : повесть : [для среднего и старшего возраста] / Г. Н. Троепольский ; [худож. А. Слепков]. – Москва : Детская литература, 1979. – 319 с. |
---|
Свобода и доверие – ТОЛЕРАНТНОСТЬ!
Не дура, а девушка с особым типом мышления – Власть – Коммерсантъ
2K 11 мин. …
«Толерантность», «терпимость» — эти слова прочно вошли в России в политическую моду. Без ссылок на терпимость редко обходятся выступления наших политиков, правозащитников и прочих общественных деятелей. Между тем исследования социологов показывают, что новое поколение россиян не только не обладает никакой терпимостью, но вообще не понимает значения этого слова.
Кое-как на Западе
Западные либерально-демократические общества считают воспитание терпимости у своих граждан одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО даже приняла Декларацию принципов терпимости, в которой говорится, что «в школах и университетах, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности». Декларация определяет терпимость как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Терпимость по отношению к чужим религиозным и культурным традициям не является завоеванием последних десятилетий. Один из наиболее известных примеров терпимости — поведение Понтия Пилата, последовательно проводившего толерантную политику Рима по отношению к религиозному волеизъявлению иудеев. Именно поэтому он «умыл руки», когда народ потребовал казни Иисуса Христа.
Благодаря сознательно культивируемой терпимости многие странные и неприемлемые (с точки зрения западной морали) действия получают оправдание, если являются частью религиозного культа или атрибутом какой-либо этнической традиции. Например, полигамный брак у мормонов, жертвоприношения животных в культе вуду, ритуальное использование наркотиков у индейцев. В США существуют две религиозные группы, меннониты и хасиды, которым разрешено не посылать детей в школы, а давать им образование на дому. Американские власти проявляют терпимость к нежеланию этих групп забивать своим детям головы светским образованием, хотя это делает их отпрысков недоучками и обрекает на маргинальное положение в обществе.
Во Франции, например, уже многие годы не утихает спор о том, можно ли позволять девочкам-мусульманкам ходить в школу с покрытой головой, как того требуют их обычаи. С точки зрения терпимости и принципа уважения к культурному разнообразию это следовало бы разрешить. Но с точки зрения светских традиций французского образования это неприемлемо, вдобавок поборники женского равноправия утверждают, что ношение паранджи является одной из форм угнетения женщины.
Другой «варварский» обычай, который вызывает споры в большинстве западных стран,— это клитородектомия, или женское обрезание. Этот жестокий обряд практикуется в ряде африканских стран и в иммигрантских общинах на территории Европы и США. Число жертв этих операций в западных странах исчисляется сотнями тысяч. Однако, несмотря на существующий во всех этих странах закон, запрещающий нанесение увечий, серьезных попыток запретить эту практику не предпринималось. Несколько показательных судебных процессов над матерями девочек и женщинами, производившими подобные операции, закончились вынесением условных приговоров. Во Франции была даже опубликована петиция, подписанная видными деятелями культуры, в которой говорится, что запрет на практику женского обрезания «является демонстрацией нетерпимости» и «обнаруживает крайнюю узость представлений о демократии».
Западные общества часто поступаются своими либеральными принципами ради соблюдения гражданского мира. В этом и состоит смысл толерантности — в признании права на существование мнения, которое тебе непонятно, и образа жизни, который тебе не нравится.
И никак в России
Исследования российских социологов, касающиеся терпимости наших сограждан, в основном сосредоточены на межэтнических отношениях. Многочисленные опросы общественного мнения, проводившиеся ВЦИОМ, выявили следующую картину. Большинство опрошенных не осознают собственных эмоциональных и этических установок по отношению к другим культурам и национальностям. Более половины респондентов (56%) относится к так называемому «болоту»: в их ответах невозможно найти какой-либо системы, их отношение к другим людям, культурам и национальностям не актуализировано. Группы, которые имеют более систематические взгляды, составляют меньшинство. При этом группа толерантных (25%) несколько больше группы нетолерантных (19%).
Негативные этнические стереотипы, однако, актуализируются в зависимости от того или иного события, активно освещаемого СМИ. Так, социологические опросы, проводимые ВЦИОМ и ФОМ, выявили очень сильный антиамериканизм, связанный с бомбардировками НАТО Югославии. После взрывов жилых домов в Москве и широко обсуждавшегося в СМИ «чеченского следа» три четверти москвичей согласились с тем, что в Москве живет слишком много чеченцев, и более половины высказалось за выселение всех чеченцев из Москвы. А когда в связи с высказываниями Илюхина и Макашова активно обсуждалась еврейская тема, возросли показатели антисемитизма.
Социологи из Красноярска решили выяснить, какой смысл вкладывают российские студенты в само понятие «терпимость». Они провели опрос среди российских и немецких студентов, в котором приняли участие 197 студентов Сибирского технологического и Красноярского педагогического университетов и 76 студентов Политехнического института Мюнхена. Участников опроса попросили назвать основные признаки терпимости, а также оценить, насколько это качество присуще самим респондентам.
Немецкие студенты среди основных синонимов толерантности назвали доброту, уважение, сочувствие и способность понять другого, а русские — сдержанность, терпение и спокойствие. В устных интервью немецкие студенты определяли толерантность как «хорошее отношение к людям независимо от того, какого они пола, национальности, каковы их умственные способности», и подчеркивали необходимость проявления толерантности «по отношению к нищим, умственно отсталым, заключенным». Большая же часть российских студентов в своих определениях толерантности подчеркивала способность подавлять в себе негативные реакции, не делая попыток понять другого.
Выяснилось, что российские студенты часто вообще не различают понятий «терпимость» и «терпение»: «толерантность» у них ассоциируется с физиологическими возможностями организма (например, подавление чувства голода, возможность переносить боль). Студентка факультета иностранных языков КГПУ определила толерантность как усидчивость: «Я думаю, что я обладаю толерантностью, так как одно и то же дело я могу делать очень долго. Например, я могу вязать целый день». Студент второго курса СибГТУ определил для себя сущность толерантности «в приоритете знаний над умениями», а одна из студенток первого курса СибГТУ призналась, что слышит это слово в первый раз.
Различие между российским и западным пониманием терпимости лучше всего иллюстрирует сравнение двух интервью — российского студента, считающего себя толерантным, и немецкого студента, считающего себя недостаточно терпимым. Студент второго курса СибГТУ говорит: «Лично я этим качеством обладаю: я могу довольно долго обучать чему-либо совершенно тупого человека, не злясь на него при этом». Респондент даже не отдает себе отчета в своем презрительном отношении к партнеру по коммуникации; толерантность ассоциируется у него со сдержанностью. Его немецкий сверстник в качестве примера собственной нетерпимости так рассказывает о разрыве со своей бывшей подружкой: «У нее очень своеобразный тип мышления, и нам не всегда удавалось найти общий язык». Скорее всего, «толерантный» российский студент на его месте просто обозвал бы подружку дурой.
АННА ФЕНЬКО
Немцы и русские о терпимости
Назовите основные признаки терпимости* (%)
Российские студенты | Немецкие студенты | |
---|---|---|
Сдержанность | 24 | 6 |
Терпение | 18 | 8 |
Спокойствие | 16 | 3 |
Умение общаться | 13 | 8 |
Способность понять | 7 | 18 |
другого | ||
Сила воли | 6 | 2 |
Выносливость | 4 | 1 |
Доброта | 4 | 22 |
Уважение | 3 | 24 |
Усидчивость | 3 | 0 |
Самоконтроль | 3 | 1 |
Настойчивость | 2 | 0 |
Тактичность | 2 | 5 |
Снисходительность | 2 | 8 |
Игнорирование | 1 | 7 |
Вежливость | 1 | 4 |
Способность | 1 | 9 |
прощать | ||
Воспитанность | 1 | 4 |
Сочувствие | 0 | 11 |
По данным Российской академии образования. Выборка — 273 человека.
Обладаете ли вы терпимостью? (%)
Российские студенты | Немецкие студенты | |
---|---|---|
Да | 35 | 59 |
Нет | 14 | 7 |
Зависит от обстоятельств | 42 | 31 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 2 |
Не ответили | 4 | 1 |
Какие ценности являются для вас более важными (в порядке убывания важности)?
Российские студенты | Немецкие студенты |
---|---|
1. Жизнерадостность | Ответственность |
2. Независимость | Широта взглядов |
3. Ответственность | Честность |
4. Твердая воля | Терпимость |
5. Широта взглядов | Образованность |
6. Эффективность | Воспитанность |
7. Честность | Эффективность |
8. Образованность | Жизнерадостность |
9. Самоконтроль | Самоконтроль |
10. Терпимость | Независимость |
Русские и евреи об антисемитизме
Приходилось ли вам скрывать свою национальность? (%)
Русские подростки | Еврейские подростки | |
---|---|---|
Никогда | 90 | 32 |
Иногда | 4 | 50 |
Часто | 6 | 13 |
Всегда | 0 | 5 |
Приходилось ли вам испытывать национальное унижение? (% положительных ответов)
Русские подростки | Еврейские подростки | |
---|---|---|
Со стороны одноклассников | 6 | 11 |
Со стороны учителей | 5 | 9 |
Со стороны соседей, знакомых | 7 | 15 |
Со стороны сверстников вне | 4 | 25 |
школы | ||
Со стороны посторонних | 5 | 44 |
По данным Российской академии образования. Выборка — 735 московских школьников 8-11 классов.
Русские о других национальностях
Испытываете ли вы особую неприязнь к каким-либо национальностям? (%)
Да 58
Нет 31
Не знаю 6
Не ответили 5
К каким именно национальностям вы испытываете неприязнь?* (%)
К цыганам 41
К азербайджанцам, кавказцам 29
К чеченцам 20
К эстонцам, прибалтам 12
К американцам 11
К евреям 10
*Отвечали только те, кто испытывает особую неприязнь к другим национальностям; можно было назвать несколько национальностей.
По данным ВЦИОМ, 1999. Выборка — 2500 человек.
15 Примеры толерантности (2023)
Толерантность – это способность принимать и жить с другими такими, какие они есть. В жизни есть много вещей, в которых люди различаются, и наше признание этого разнообразия в жизни жизненно важно для совместной жизни на глобализованной планете.
Например, понимание и принятие различных мнений в обществе о религии или политике (даже если вы не согласны) — это терпимость.
Все чаще одной идеи терпимости считают недостаточной: терпеть означает улыбаться и терпеть, даже если вам это не нравится. Вместо этого мы движемся к принятие , термин, который имеет менее негативные коннотации.
Ниже приведены некоторые примеры терпимости, которые вы можете применять в своей жизни, начиная с сегодняшнего дня!
Примеры толерантности
1. Принятие народных традиций и религий
Люди принадлежат к разным религиям и поклоняются своему богу по-своему. Эти системы верований и традиции могут показаться вам странными или даже совершенно неправильными, но тогда вы должны понимать, что до тех пор, пока люди не причиняют вреда другим, они имеют право исповедовать свою религию.
Примером нетерпимости в данном случае является противодействие человека, носящего хиджаб. Нетерпимый человек нетерпим к мусульманину, потому что он или она чувствует себя оскорбленным религией, которую они не понимают.
Толерантный человек, с другой стороны, должен знать, что ценность человека и гуманность выходят за рамки его религии. Они приходят с другой точки зрения, и их выбор носить определенную религиозную одежду — это их выбор, а не ваш.
2. Принятие ЛГБТКИ+ людей
Людей привлекают разные типы людей, и существует широкий спектр полов. Некоторые люди могут показаться вам странными, но как терпимый человек вы бы сказали, что люди могут отличаться от вас.
Люди, которые не идентифицируют себя так же, как их пол при рождении, существуют в этом мире и имеют такое же право быть частью нашего общества, как и все остальные. Поскольку мы живем в разнообразном обществе, необходима терпимость. Это просто означает относиться к ним с равенством и достоинством, даже если вы не являетесь частью их сообщества.
3. Принятие политической позиции народа
Сегодняшняя политика вызывает разногласия, особенно в странах с демократией. Избиратели из разных политических лагерей смотрят друг на друга с пренебрежением.
Толерантный и зрелый человек может начать уважать, что умные люди приходят к разным выводам о политике. (И, даже если чья-то позиция кажется вам неразумной, это их право придерживаться этой точки зрения!).
Печально, что некоторые дружеские и семейные отношения должны были прекратиться из-за политических разногласий, но это отражение разделения, которое произошло в нашем гражданском обществе в последние десятилетия.
4. Йимбиизм
Йимби означает «Да на моем заднем дворе». Это ответ на нимбизм (не на моем заднем дворе).
Нимби — представитель высшего среднего класса, выступающий против доступного жилья или расового разнообразия в своем районе. Часто это прогрессисты, которые утверждают, что они толерантны, но на самом деле не хотят делить сообщество с людьми, которые не так богаты, как они.
Йимбизм — это ответ. Это люди, которые говорят, что хотят более разнообразного района (как с точки зрения класса, так и расы). Они поддерживают инициативы по доступному жилью в своих районах.
5. Включение субкультурных групп
Исторически моральная паника возникала, когда субкультурным группам не доверяли из-за того, как они выглядят или ведут себя.
Например, в Великобритании в 1970-х годах была широко распространена моральная паника по поводу рок- и панк-музыки. Многие родители опасались, что это «развратит» молодежь.
Сегодня идея о том, что The Ramones или The Who являются причиной каких-либо социальных проблем, кажется смехотворной. Но когда на сцену выходят новые субкультуры, истеблишмент часто встречает их с недоверием и пренебрежением. Это, конечно, произошло ранее с Элвисом и 19Рок 50-х тоже.
6. Толерантность к дресс-коду
Ранее я приводил пример терпимости к хиджабам на Западе как признак толерантного общества.
Некоторые страны, такие как Франция и провинции, такие как Квебек, предприняли шаги, чтобы объявить их вне закона. Можно утверждать, что это свидетельствует о недостатке терпимости . Квебек, в частности, использовал аргумент о том, что хиджаб противоречит либеральным ценностям, а это означает, что эта тема является спорной и может рассматриваться с разных точек зрения.
Но есть еще и вопрос о том, что более консервативные общества принимают женщин в бикини. Например, если вы прогуляетесь по Аеху в Индонезии, женщины должны будут прикрываться. Либеральные женщины тоже могут найти это оскорбительным, так что есть две стороны одной и той же медали терпимости к другим!
7. Интегрированные школы
В Соединенных Штатах многие школы оставались разделенными по признаку расы вплоть до 1950-х и 60-х годов. Интеграция школ была признаком роста терпимости в американском обществе.
Как и многие гражданские права, это не обошлось без борьбы. Многие люди — черные и белые — протестовали и активно выступали за интеграцию школ, утверждая, что если дети будут расти вместе, тогда будет больше доверия, уважения и терпимости между различными этническими и расовыми группами в обществе.
8. Принимать людей, с которыми вы не ладите на работе
Один из самых распространенных случаев, когда нам приходится проявлять терпимость, — это когда нам приходится мириться с неприятным коллегой на работе.
Терпимость может означать, что вам нужно смириться с тем, что ваш коллега на совещании произносит длинную обличительную речь по теме, которую вы не считаете актуальной или полезной. Это также может означать, что в университетском проекте вам нужно найти способ включить точки зрения членов группы, с которыми вы не согласны.
9. Свобода слова
Свобода слова является фундаментальным стержнем толерантного общества. Если мы посмотрим на диктатуры по всему миру, первое, что теряют эти общества, — это свобода высказываться против истеблишмента.
Свобода слова означает терпимое отношение к праву других людей говорить то, что они хотят, даже если вам это не нравится. Это означает позволять людям делиться твитами, которые вы считаете неудобными, позволять людям носить оскорбительную одежду и шутить, которые могут оскорбить.
Сегодня много спорят о том, где провести черту свободы слова. Речь может обидеть и даже причинить людям много мучений. Но отсутствие свободы слова также ведет к падению демократии.
10. Принятие права жить так, как вы хотите
У людей есть права. Например, люди имеют право на питание, неприкосновенность частной жизни, безопасность, кров и т. д. Они имеют право быть счастливыми и жить достойно.
Некоторые нетерпимые люди, похоже, не понимают основных принципов прав человека. Например, нетерпимый человек может отказать кому-то в праве выражать свою культуру. Правильнее всего уважать право человека на выбор и право на жизнь при условии, что это осуществление прав не нарушает закон.
11. Принятие народной этнической принадлежности
Сегодня многие страны созрели для уважения этнического разнообразия. Общества становятся все более мультикультурными, и в результате все чаще требуется терпимость.
Толерантность к этнической принадлежности означает, что вы не относитесь к кому-либо предвзято только из-за цвета кожи или происхождения. То же самое и со стереотипами: не следует предполагать, что только потому, что кто-то принадлежит к определенной этнической группе, он будет придерживаться определенных убеждений или представлять угрозу для кого-либо.
12. Принятие поведения людей
Этот тип терпимости относится к проявлению терпения, когда люди делают что-то, что вас беспокоит. Например, сосед, у которого во дворе есть храм.
Терпимость в этой ситуации означает признание того, что они могут делать все, что хотят, на своем заднем дворе, если это не является грубым или ощутимо разрушительным.
Конечно, если люди устраивают вечеринки почти каждый день, вы тоже имеете право пожаловаться. В другом случае в некоторых семьях могут быть дети, и дети могут шуметь во время игры. Крики на этих детей могут быть истолкованы как проявление нетерпимости.
13. Принятие бедных и угнетенных
Некоторые люди бедны, и, к сожалению, есть даже низший класс бездомных, грязных или вонючих людей. Мы можем пересекаться с этими людьми на публике.
Нетерпимость к этой ситуации означает, что вы их не любите и не хотите их видеть рядом. Вы хотите, чтобы они ушли из вашего сообщества как можно скорее!
В некоторых случаях вы имеете право пожаловаться, особенно если они спят перед вашим рестораном. Однако испытывать отвращение и обижаться при одном только виде кого-то, кто принадлежит к другому социальному классу или потому, что он бездомный и забитый, нетерпимо.
14. Приспособления для инвалидов
Если в прошлом общество, как правило, игнорировало инвалидов, то сегодня общество пытается найти для них разумные приспособления. Это отражение растущего принятия различий.
Например, человеку с инвалидностью может потребоваться некоторое время, чтобы подняться по лестнице. В этом случае вы должны быть терпимы, а значит, вы должны проявлять терпение и ждать позади этого человека.
То же самое происходит с людьми, которые кажутся медлительными в умственном отношении — вам нужно проявлять терпимость, если они медлят с заказом или выполнением транзакции.
15. Принятие предпочтений других
Не всем людям нравится то же, что и вам. Вам может нравиться рэп, а вам рок. Им могут нравиться фантастические романы, а вам нравится черный юмор.
Нетерпимый человек может указать, что выбор другого человека дешев или неразумен. Это, конечно, причиняет боль другим, кто это слышит. На самом деле никто не прав в том, что касается художественных предпочтений. То же самое касается выбора одежды.
16. Принятие личностных различий
Люди имеют разные характеры. У людей разные причуды, выбор, юмор и идеалы в жизни.
Терпимость к чьей-либо личности означает не отталкивать и не отталкивать кого-то только потому, что он отличается от вас. Люди должны научиться принимать свою уникальность, например, то, как он смеется, разговаривает, улыбается и т. д. Без такого уровня терпимости вы только вызовете ненужное волнение в своей группе.
Заключение
Толерантность делает общество мирным. Без этого данное общество, в котором смешаны разные люди, будет находиться в бесконечном конфликте.
Толерантность – это то, чему школы, церкви и родители должны учить своих детей. Нетерпимость должна быть пресечена в зародыше как можно скорее. В противном случае дети вырастут необоснованно враждебными по отношению к окружающим.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Еще примеры нетерпимой терпимости
Д. А. Карсон
С тех пор, как в году была опубликована книга «Нетерпимость к терпимости », читатели присылали мне новые обнаруженные ими примеры — примеры вопиющей нетерпимости, маскирующейся во имя терпимости. Иногда эти примеры сопровождались просьбой включить их в любое исправленное издание, которое может потребоваться. Конечно, я тоже заметил несколько примеров. В этой редакционной статье я хотел бы кратко прокомментировать три из них, немного поэкспериментировав, чтобы выяснить, чему мы должны у них научиться. Хотя книга основана на примерах как из Европы, так и из Америки, следующие три появились в Соединенных Штатах.
first — это драма, развернувшаяся вокруг Chick-fil-A. К настоящему времени голое повествование хорошо известно. Когда Дэн Кэти, президент Chick-fil-A, человек, известный своими христианскими убеждениями, заявил, что он поддерживает традиционные гетеросексуальные браки, вскоре он подвергся нападкам в прессе, в сообщениях в блогах и на некоторых ток-шоу как гомофоб, ненавидящий торговцем, и, что еще хуже, несмотря на то, что сам он никогда не использовал слово «гомосексуалист», и несмотря на то, что никто, похоже, не мог рассказать о достоверном случае, когда сотрудники Chick-fil-A в любом из их торговых точек когда-либо лечили кого-либо. класс клиентов с меньшей вежливостью, в которой сотрудники были обучены. На некоторых сайтах последовали протесты толпы ЛГБТ, в то время как сторонники купили бесчисленные десятки тысяч блюд в знак поддержки. Возможно, более интересным было заявление нескольких мэров крупных городов, Винсента Грея из Вашингтона, Рама Эмануэля из Чикаго и Эдвина Ли из Сан-Франциско, о том, что они будут препятствовать открытию торговых точек Chick-fil-A в своих городах, поскольку они сделали это. не хочу поощрять любой бизнес, характеризующийся такой нетерпимостью. Вскоре к ним присоединились мэр Бостона и мэр Филадельфии. Напротив, Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка, заявил, что, какими бы отталкивающими он ни казались взгляды Дэна Кэти, правительство должно держаться подальше от таких заявлений и вмешательства в бизнес, которые никоим образом не нарушают закон.
Что мы должны думать об этой маленькой драме?
То, что некоторые консерваторы, такие как Дэн Кэти, формулируют свои убеждения, в то время как некоторые либералы отвечают собственным голосом, не является проблемой по своей сути, поскольку речь идет о вопросах толерантности и нетерпимости. То, что дебаты привлекли внимание средств массовой информации и переросли в демонстрации против Chick-fil-A и встречных движений, которые выразили одобрение организации, заполнив торговые точки заказами, является частью компромисса любого общества, которое ценит свободу слова, независимо от того, насколько каждая сторона думает, что другая морально неправа. Несколько тревожит то, как несколько мэров больших городов присоединились к этой инициативе и заявили, что они будут использовать свои полномочия, чтобы не допустить Chick-fil-A в свои города. По определению, это форма нетерпимости старого типа, т. е. использование принудительных полномочий государства для наказания тех, кто выходит за рамки одобряемых государством норм. Конечно, эти мэры могут утверждать, что Дэн Кэти и те, на кого он влияет или кого он представляет, пытаются поддерживать или продвигать законы против тех, кто практикует гомосексуальность, например, законы, которые отказываются присваивать гомосексуальным союзам категорию «брак». Иными словами, консерваторы не меньше либералов хотят использовать власть государства для исключения поведения, которое они не одобряют.
Однако есть одно принципиальное отличие. По большому счету консерваторы защищают свою позицию и пытаются продвигать ее , аргументируя по существу дела на публичной арене . Надо сказать, что в последние годы они не добились больших успехов, но это то, что они пытаются делать. С другой стороны, голоса ЛГБТ почти не касаются существа их дела и не касаются сути аргументов их оппонентов; скорее, по большому счету, они защищают свою позицию и пытаются ее продвинуть , называя своих противников нетерпимыми фанатиками, религиозными фанатиками. Это один из признаков новой терпимости. В то время как старая терпимость была в некотором роде паразитической добродетелью, то есть ее жизнь зависела от решений относительно того, какая свобода действий может быть предоставлена человеку, который хотел отстаивать или занимать позицию, выходящую за рамки общепринятых норм и законов той или иной страны. общества до того, как были введены государственные санкции, и, таким образом, зависело от существования более широкой структуры принятых ценностей и морали — новая толерантность не паразитирует на более крупной структуре. Скорее, новая терпимость сама по себе является высшим благом, высшей добродетелью, превосходящей все остальное, и, следовательно, способной отвести в сторону любое серьезное моральное обсуждение важных вопросов, как только на нее будет наложен ярлык «нетерпимости».
Второй пример вращается вокруг Межконфессионального теологического центра (ITC) в Атланте. Коалиция (в настоящее время) шести исторически афроамериканских семинарий из разных конфессий, ITC получила свой устав в 1958 году. С самого начала она преследовала экуменическую направленность, но в последние годы она гордится своим гей-теологией, женским богословием, пост- колониальная теология и теология освобождения. Большинство его студентов — афроамериканцы, поэтому значительная часть из них поступает в ITC с более консервативным богословием, отражающим церкви, из которых они происходят. В 2008 году ITC нанял доктора Джамала-Доминика Хопкинса в свой отдел Нового Завета. Администраторы могли бы с радостью указать на доктора Хопкинса как на единственного афроамериканского исследователя Нового Завета, имеющего опыт работы со свитками Мертвого моря. В начале 2008 года присвоено звание доцента. В феврале он пригласил доктора Элис Браун-Коллинз, директора служения чернокожих кампусов IVCF в регионе Новой Англии, поговорить с некоторыми консервативными студентами ITC. После презентации д-р Браун-Коллинз дала одному из студентов экземпляр книги Роберта Ганьона 9.0009 Библия и гомосексуальная практика , возможно, наиболее известная экзегетическая трактовка соответствующих библейских текстов, книга, в которой делаются традиционные ортодоксальные выводы.
На следующий день доктора Хопкинса подробно допросила заведующая отделением преподобная Маргарет Эймер. Хопкинса обвинили в нарушении этического кодекса ITC, который поддерживает различные различия, включая сексуальную ориентацию. Через три месяца его уволили. По словам Хопкинса, в перерыве ITC упорно стремился подорвать его репутацию. Более того, он обнаружил, что администрация часто меняла оценки, которые он ставил своим ученикам. Хопкинс подал жалобу на ITC. На момент написания этой статьи никто не знает, чем закончится спор.
Что мы будем делать с этим эпизодом? С точки зрения ITC, Центр защищает терпимость, в частности терпимость к различным сексуальным образам жизни. ITC, кажется, не осознает, насколько ужасно в терпимым он стал по отношению к одному из своих сотрудников, признанному в остальном компетентным учителем и ученым, на том основании, что он пригласил в кампус ученого-евангелиста, который раздал книгу, не согласующуюся с этим. с позицией ITC. Позиция Роберта Ганьона совпадает с позицией подавляющего большинства христиан за всю историю церкви, но очевидно, что эта позиция представляет собой слишком большую угрозу «терпимости» МТЦ, чтобы с ней мириться.
Мой последний пример основан на постановлениях, изданных в соответствии с «Законом о доступном медицинском обслуживании» федерального правительства США от 2010 года. Рассматриваемые постановления вынуждают тысячи религиозных организаций нарушать некоторые из своих самых глубоких религиозных убеждений под угрозой разорительных штрафов. В частности, правительство издало административное предписание, обязывающее религиозные организации предоставлять медицинскую страховку на лекарства, вызывающие аборты, и связанное с ними обучение и консультирование, даже если эти организации по религиозным соображениям считают, что такие лекарства противоречат их религиозно обоснованным убеждениям в том, что аборты недопустимы. .2 Более того, мандат правительства требует, чтобы религиозные организации способствовали продиктованным правительством выступлениям по таким вопросам, выступлениям, которые несовместимы с их собственными убеждениями и учениями. Не менее шокирует и тот факт, что правительство с радостью предоставляет льготы и исключения из Закона о доступном медицинском обслуживании по многим нерелигиозным причинам даже для крупных корпораций, но в этом случае не желает предоставлять льготы.
Определенно опасный элемент в этих разработках требует распаковки. Как, по мнению правительства, его позиция может противостоять вызову Первой поправки, гарантирующей свободу слова и свободу вероисповедания? Насколько я понимаю, правительство считает, что может выиграть , изменив определение того, что входит в категорию «религия». Корпоративное богослужение может быть религией, но этические позиции в отношении абортов ею не являются и, следовательно, освобождаются от защиты Первой поправки. Другими словами, правительство делает беспрецедентный шаг, чтобы определить религию более узко, чтобы оно могло навязывать с помощью принуждения свою собственную повестку дня, и те, кто отказывается на основаниях, которые в прошлом определенно считались бы религиозными, просто быть раздавленным. Исторически это называется нетерпимостью.
Три отдельных примера, каждый из которых преподает свои особые уроки, но каждый из них является тревожным указателем направлений, выбранных нашей культурой, а третий откровенно опасен.