Разное

Приемы мышления: К сожалению, что-то пошло не так

Мышление и деятельность — виды и приемы

Сегодня вы узнаете больше о мышлении с точки зрения обществознания и немного — с точки зрения психологии. В этой статье мы поговорим о том, как мышление связано с деятельностью человека, какие у него бывают виды и при чём тут Шерлок Холмс.

Что такое мышление

В статье «Деятельность человека» мы уже говорили о её 4 основных видах, в т. ч. об учении. Там мы разобрались, что познавательная деятельность помогает людям осваивать новые знания и навыки, которые нужны для жизни. Её высшая ступень, то, что выделяет человека из остального животного мира — это мышление.

Мышление в обществознании— это вид деятельности, в ходе которой человек представляет объективный мир в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Всё это — рациональные формы познания. С их помощью мы можем применять уже усвоенные знания, чтобы познавать мир вокруг. Так человек узнаёт новое об объектах и явлениях, которые нельзя познать другим, чувственным методом. Например, потрогать его.

Вместо этого человек пользуется информацией, которой владеет, чтобы прийти к выводам и решить нужную задачу. Первое, что ему для этого нужно, — знать важные для дела понятия.

Понятие — это мысль, в которой субъект фиксирует все важные признаки вещей.

Вы хорошо знакомы с этим термином — так можно назвать каждое определение, которое вы встречаете в учебнике. Но одних понятий мало, чтобы прийти к выводу. Важно разбираться в свойствах предметов и явлений, чтобы сопоставлять их друг с другом. Это делают с помощью суждений.

Суждение — это мысль, которая подтверждает или отрицает что-либо о предметах познания.

Суждения — это про связи предметов, явлений и их качеств. Они помогают нам узнать, как один объект взаимодействует с другим, и поможет ли это решить задачу. В результате такого анализа человек приходит к умозаключению.

Умозаключение — это рассуждение, в итоге которого субъект приходит к новому суждению — выводу.

Этот вывод и будет конечным продуктом мышления. Он поможет решить задачу либо окажется неподходящим, и тогда человек начнёт цепочку мышления с начала. Но уже будет пользоваться другими переменными — понятиями и суждениями. И так пока он не достигнет цели.

Давайте кратко разберёмся, как работает этот вид деятельности — мышление.

Пример № 1.

Денис нашёл в гараже оголённый провод под напряжением. Тот лежал прямо посреди пола, поэтому Денис решил его убрать подальше к стене, чтобы никто случайно не прикоснулся к нему. Проблема в том, что он не знает, где находится щиток, чтобы отключить электричество. Взгляд Дениса падает на железные щипцы и резиновые перчатки. Какой из этих двух вещей можно воспользоваться, чтобы безопасно поднять оголённый провод?

Чтобы выяснить это, Денис начинает размышлять. Из курса физики он знает, что такое железо, металл, резина и электрический ток. Всё это — понятия, которые ему пригодятся. Он также помнит, что все металлы хорошо проводят ток. А железо, из которого сделаны щипцы, относится к металлам. Это ключевые суждения, которые помогли Денису прийти к выводу: если взять провод щипцами, его ударит током, потому что железо — хороший проводник.

Первый вывод состоялся, но он не помог решить задачу. И Денис приступил к другим суждениям: резина — диэлектрик, т. е. вообще не проводит электричество. А перчатки как раз сделаны из резины. Значит, если надеть их, можно не бояться удара током. Денис сможет взять провод руками или щипцами и безопасно перенести его. Главное — не позволять проводу коснуться частей тела, которые не защищает резина. Задача решена!

Как видно из этого примера, у процесса мышления есть 3 этапа. Мы изобразили их на схеме ниже. Сохраняйте её: эта структура мыслительной деятельности может пригодиться на уроках.

Особенности мышления

Теперь разберёмся, как отличить мышление от любой другой познавательной деятельности. В этом вам помогут его особенности — каждую из них мы разобрали в таблице ниже.

Особенности мышления
ОсобенностьСущность
Носит социально-исторический характерЧтобы решить проблему, субъект пользуется знаниями и чувственным опытом, которые другие люди получали ранее
ОпосредованноЧтобы получить знания об объекте, субъект опирается на личный чувственный опыт и знания, которые сам получил раньше
Связано с языкомЧтобы выражать мысли и работать с суждениями, люди используют язык и речь
Выражает обобщённое отражение действительностиВо время мышления субъект пользуется обобщениями, чтобы связывать качества предметов, которые он познаёт
Проявляется в проблемной ситуацииНа мышление субъекта толкает нерешённая задача, которая создаёт для него проблему
Носит индивидуальный характерСубъект вовлекает в мышление стороны своей личности

Проверьте себя

Опираясь на пример № 1, сами придумайте ситуацию, которая проиллюстрировала бы процесс мышления. Не забывайте сверяться со схемой этапов!

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Типы мышления

Мышление, как и любая другая деятельность, бывает разным. И что интересно, его типы неодинаково проявляются у людей разного возраста. Всего принято выделять 3 вида мышления:

По их названиям уже можно примерно понять, чем они отличаются. Но мы разберём их более подробно и рассмотрим на примерах.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление — это тип мышления, при котором человек познаёт мир через действия с объектом познания.

Его основа — преобразующая деятельность. Т. е. человек физически изменяет что-либо вокруг себя, чтобы решить задачу.

Давайте проиллюстрируем это мышление на примере ранних этапов развития человечества. У древних людей ещё не было таких точных знаний об объектах, как у нас сейчас. Для любой задачи они пробовали в действии несколько разных предметов, чтобы понять их свойства. И в конце выбирали тот, что подходил лучше всего. Так, например, они выяснили, что сухие ветки горят лучше тех, что были сломаны только что.

Также психологи говорят, что наглядно-действенным мышлением обладают все дети до 3 лет. В этом возрасте они познают мир через действия. Например, сравнивают предметы, складывают их и узнают качества. Часто даже ломают игрушки, чтобы узнать, что у них внутри и как они работают.

Но это не значит, что взрослому человеку не присуще такое мышление. В сознательном возрасте мы тоже пользуемся им, когда не знаем, к чему точно могут привести действия. Разберёмся на примере.

Пример № 2.

Аня переехала в новую квартиру и столкнулась с проблемой. На кухне обнаружилась новая модель духовки, с которой ей никогда не приходилось сталкиваться.

И никакой инструкции.

Аня примерно понимает, какие функции может выполнять духовка. Но что делают конкретные кнопки — не знает. Поэтому она проверяет их опытным путём: нажимает, чтобы разобраться, для чего они нужны. Это пример наглядно-действенной мыслительной деятельности у взрослых.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление — это тип мышления, при котором человек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображении.

В отличие от наглядно-действенного мышления здесь уже не нужно что-то делать физически. Всё происходит внутри нашей головы.

Этот вид характерен для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Им не обязательно что-то трогать или проверять в действии — к этому времени ребёнок уже получил достаточно чувственного опыта. Теперь он может перебирать эти знания в голове, чтобы ярко представлять сущность объектов познания.

То же самое могут и взрослые люди. Давайте рассмотрим пример.

Пример № 3.

Иван затеял ремонт дома — захотел обновить обои. Он выбрал несколько вариантов в интернете и теперь может мысленно примерить их на стены в квартире. Так он поймёт, подойдут они к интерьеру или нет. Это пример наглядно-образного вида мышления у взрослых.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление — это абстрактный тип мышления, при котором человек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образах.

Понимаем, звучит сложно. Но всё станет ясно, если вы попробуете представить гордость как конкретный объект. Или тревогу. Или привязанность. У вас не выйдет, потому что эти явления нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Но всё же мы понимаем, что они означают. И пользуемся ими в жизни.

Как и при наглядно-образном мышлении, в процессе участвует только головной мозг. Но и представлять что-либо человеку тоже не нужно. Чтобы решить задачу, мы оперируем особыми инструментами в голове. С некоторыми из них вы уже знакомы: это понятия, суждения и умозаключения. Но психологи выделяют и другие виды:

  • теории;

  • гипотезы;

  • методы и т. д.

Пример словесно-логического мышления — это ответ школьника у доски на любом из уроков. В это время ученик пользуется известными ему понятиями и сводит их между собой, чтобы решить задачу. Например, подбирает нужную теорему на математике.

Пример № 1 про Дениса и оголённый провод тоже показывает, как работает словесно-логическое мышление. Если это необходимо, вернитесь к нему, чтобы разобрать процесс уже с новой точки зрения.

Типы мышления: сводная таблица

В этом разделе мы поговорили о 3 основных типах мышления. А теперь — собрали для вас всё самое важное о них в таблице ниже. Пользуйтесь ею на уроках или для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Типы мышления
ТипСущностьПример
Наглядно-действенное Человек познаёт мир через физические действия с объектом познанияРебёнок раскладывает игрушки по цветам, пробует их на вкус.
Взрослый делает перестановку дома: пробует ставить диван то к одному, то к другому углу.
Наглядно-образноеЧеловек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображенииРебёнок представляет дерево с помощью воображения, чтобы потом нарисовать его.
Взрослый выбирает в магазине цвет плитки для ванной и представляет результат.
Словесно-логическоеЧеловек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образахРебёнок решает задачу по физике.
Взрослый анализирует объём продаж на работе.

Методы мышления

Человек может по-разному оперировать понятиями и суждениями, чтобы прийти к выводу. В этом ему помогают особые методы или приёмы мышления. В этой статье мы рассмотрим лишь 5, но в обществознании их гораздо больше. Первый из них — анализ.

Анализ — это метод мышления, при котором человек делит целое на части, из которых оно состоит.

Это необходимо, чтобы узнать, как устроено это самое целое. Так, ученик в классе раскладывает число на множители, а диетолог считает сочетание белков, жиров и углеводов в порции пасты.

Синтез — это метод мышления, при котором человек объединяет части в единое целое.

Синтез — это то же самое, что анализ, только наоборот. При этом важно понимать, что эти два процесса действуют сообща. Здесь подойдёт пример, который мы уже разбирали раньше: ребёнок сначала разбирает машинку на радиоуправлении, а потом собирает снова. И всё это затем, чтобы понять, как она работает.

Сравнение — это метод мышления, при котором человек сопоставляет объекты или явления по их качествам для решения одной и той же задачи.

Чтобы проиллюстрировать этот процесс, можно вспомнить о сухих и свежих ветках для костра, которые сравнивали древние люди.

Индукция — это метод мышления, при котором человек движется от частного к общему, чтобы прийти к умозаключению.

При этом важно понимать, что часто такое умозаключение не достоверно на все 100%, а лишь показывает вероятность. А потому индуктивные выводы всегда важно проверять.

Допустим, некий человек говорит вам, что все кошки, которых он видел в жизни, были рыжими.

А значит, все кошки на Земле — тоже рыжие. В этом случае человек сделал общий вывод из частного случая. Но оказался неправ, ведь кошки бывают разного окраса.

Дедукция — это метод мышления, при котором человек движется от общего к частному, чтобы прийти к умозаключению.

В отличие от индукции, при дедуктивных рассуждениях мы с самого начала движемся от достоверных общих фактов, а в выводе только уточняем истину. Поэтому умозаключения, которые человек получает с помощью дедукции, на 100% справедливы. Конечно, если изначальный факт действительно был фактом.

Например, мы знаем, что зимой в Сибири всегда холодно. Это достоверное суждение общего характера. От него мы можем прийти к частному — зимой 2023 года в Сибири тоже будет холодно.

Это интересно

Дедукцию как приём мышления принято связывать с Шерлоком Холмсом — знаменитым героем произведений Артура Конан Дойля. О том, что гениальный сыщик пользовался методом «от общего к частному» слышал почти каждый.

А как вам тот факт, что в рассуждениях этого персонажа индукция встречается гораздо чаще? Например, при первой встрече с доктором Ватсоном, Шерлок заявляет, что тот — военный врач, который был ранен в Афганистане. И вот как он объясняет догадку о ранении:

«Был ранен в левую руку — держит её неподвижно и немнож­ко неестест­венно».

Если это дедуктивное рассуждение, то Холмс имеет в виду, что все, кто был ранен в руку, держат её неподвижно и неестественно. И это спорно: ранение могло быть лёгким и быстро зажить. А дедуктивный метод, как мы помним, любит острые факты, а не предположения.

С другой стороны — это обычная черта для индукции. Шерлок мог предположить, что неподвижная и неестественная рука всегда означает только ранение. И это тоже лишь догадка, но такой подход их терпит. Значит, перед нами именно индукция.

Всех примеров в одной статье не описать, а потому советуем прочесть хотя бы одну книгу из цикла, чтобы убедиться в этом самим.

Проверьте себя

А теперь — к вопросам для самопроверки. Давайте выясним, удалось ли вам как следует разобраться в мышлении и его приёмах с точки зрения обществознания.

Задание № 1

Одна из особенностей мышления — личный характер такой деятельности. В статье мы объяснили это тем, что субъект вовлекает черты своей личности в этот процесс. Как вы это поняли? Приведите пример, как именно черты характера и другие особенности личности могут отражаться на мышлении человека.

Задание № 2

Прочитайте описание ситуации ниже и определите тип мышления, который человек использует в ней.

Трёхлетний ребёнок играет на полу в гостиной. Внезапно он замечает плюшевого мишку на полке шкафа. Он пробует дотянуться до него, но у него не получается, — полка слишком высоко. Тогда ребёнок подтаскивает стул к шкафу, залезает на него и достаёт игрушку.

Задание № 3

Вспомните методы мышления, которые мы разобрали в конце статьи. Придумайте хотя бы по одному примеру, чтобы проиллюстрировать каждый из этих процессов. Это могут быть ситуации из жизни, сцены из литературы или кинематографа, исторические события и т. д.

Советуем включить тему «Мышление и деятельность человека» в ваш план подготовки к ЕГЭ по обществознанию — на экзамене иногда встречаются вопросы по ней. Или готовьтесь вместе с преподавателем, с которым точно не упустите ничего важного. Например, на курсах обществознания в Skysmart. На уроках вы разберётесь в сложных темах, узнаете больше о структуре экзамена и научитесь справляться со стрессом. И всё это — по вашему индивидуальному плану. До встречи на бесплатном вводном занятии!

9 ментальных моделей для решения сложных проблем — The Idealist

Автор: Шэйн Периш

Когда я впервые прочитал речь Чарли Мунгера 1995 года «Психология человеческих предубеждений», я понял, что могу узнать из неё больше, чем благодаря своей MBA. Таким образом, я потратил следующие несколько лет на чтение и исследование когнитивных предубеждений о том, как мы вводим себя в заблуждение. Мунгер показал мне, что мир может предложить больше, чем просто компьютерную науку и бизнес, две дисциплины, которым я посвятил больше всего времени. Он открыл для меня мир умственных моделей, приёмов мышления, которые можно использовать для решения различных проблем.

Ментальная модель — это представление о том, как что-то работает. Мы не можем хранить все детали мира в нашем сознании, поэтому мы используем модели для упрощения комплекса в понятные и организованные куски. Независимо от того, осознаём мы это или нет, мы используем эти модели каждый день, чтобы думать, решать и понимать наш мир.

Хотя существуют миллионы моделей мышления, я хочу обратить ваше внимание на девять, которые помогут понимать проблемы.

  1. Карта не является территорией

Карта реальности — это не реальность. Даже лучшие карты несовершенны. Всё потому, что они сокращают то, что представляют. Если бы карта представляла территорию с совершенным отображением, она больше не была бы сокращением и, следовательно, больше не была бы полезна для нас. Карта также может быть моментальным снимком момента времени, представляя то, что больше не существует. Это важно иметь в виду, когда мы думаем о проблемах и принимаем решения.

  1. Круг компетенции

Когда эго и некомпетентность управляют нашими решениями, у нас появляются слепые пятна. Если вы понимаете свой предмет, то видите, где у вас есть преимущество над другими. Когда вы честны по поводу того, где не хватает ваших знаний, то осознаёте свою уязвимость и понимаете пути роста. Понимание круга компетенции улучшает процесс принятия решений и результаты.

  1. Мышление первичных принципов

Мышление первичных принциповодин из лучших способов проектировать сложные ситуации и применить творческий подход. Иногда это называется рассуждением на основе первичных первых принципов, это инструмент, помогающий прояснить сложные проблемы, отделяя основные идеи или факты от любых допущений, основанных на них. Что является основой – надо ответить на этот вопрос. Если вы знаете первичные принципы чего-то, вы можете построить остальную часть своих знаний вокруг них, чтобы создать что-то новое.

  1. Мысленный эксперимент

Мысленные эксперименты можно определить как «воображение, используемое для исследования природы вещей». Многие дисциплины, такие как философия и физика, используют мысленные эксперименты для изучения того, что можно узнать. Таким образом можно открыть новые методы получения знания. Мысленный эксперимент – мощный инструмент, который помогает нам учиться на наших ошибках и избегать будущих. Он позволяет нам принимать невозможное, оценивать потенциальные последствия действий и пересматривать историю в поисках правильного решения. Они могут помочь нам понять, что мы действительно хотим, и каков лучший способ достижения результата.

  1. Мышление второго порядка

Почти каждый может ожидать немедленных результатов своих действий. Этот тип мышления первого порядка прост и безопасен, но это также способ гарантировать, что вы получите те же результаты, что и все остальные. Мышление второго порядка ведёт нас дальше и помогает мыслить целостно. Это требует от нас не только рассматривать наши действия и их непосредственные последствия, но и последующие последствия этих действий. Неспособность видеть эффекты второго и третьего порядка может привести к катастрофе.

  1. Вероятностное мышление

Вероятностное мышление — по существу попытка оценить, используя некоторые инструменты математики и логики, вероятность того, что какой-либо конкретный результат может случиться. Это один из лучших инструментов для повышения точности наших решений. В мире, где каждый момент определяется бесконечно сложным набором факторов, вероятностное мышление помогает нам идентифицировать наиболее вероятные результаты.

  1. Инверсия

Инверсия — мощный инструмент для совершенствования вашего мышления, поскольку он помогает вам выявлять и устранять препятствия на пути к успеху. Смысл инверсии – «перевернуть» ситуацию или проблему. Это означает рассмотрение ситуации от противоположного конца естественной отправной точки. Большинство из нас, как правило, думают о проблеме последовательно, от начала к концу. Инверсия позволяет нам переворачивать проблему и рассматривать её от конца к началу. Иногда хорошо начинать с самого начала, но бывает полезно начать с конца.

  1. Бритва Оккама

Простые объяснения с большей степенью вероятности верны, чем сложные. В этом суть Бритвы Оккама, классического принципа логики и решения проблем. Вместо того, чтобы тратить свое время на попытки опровергнуть сложные сценарии, вы можете принимать решения более уверенно, основываясь на более простых обьяснениях.

  1. Бритва Хэнлона

Суть этой модели в том, что мы не должны приписывать злобе то, что легче объяснить глупостью. То есть должны прежде всего предполагаться человеческие ошибки, и лишь во вторую очередь — чьи-то сознательные злонамеренные действия. В сложном мире использование этой модели помогает нам избежать паранойи и идеологии. Таким образом мы ищем варианты вместо недостающих возможностей. Эта модель напоминает нам, что люди делают ошибки. Она всегда задаёт нам вопрос —  есть ли еще одно разумное объяснение событий, которые произошли. Наиболее вероятным объяснением является то, которое опирается на наименьшее количество чужих намерений.

Оригинал: Farnam Street

7 наиболее распространенных типов мышления и как определить свой

Вот забавный факт: Супермен обладает гениальным интеллектом и эйдетической памятью (также известной как фотографическая память). Это означает, что он способен быстро читать, быстро усваивать большие объемы информации и обрабатывать всю эту информацию до мельчайших деталей.

Теперь может быть только один Супермен. Но это не мешает нам обладать некоторой степенью супермозга .

У всех людей есть стандартные типы мышления — на самом деле их семь. И вот где вы можете найти интересную информацию об этом:

  • Какие существуют типы мышления?
  • Типы мышления
  • Как улучшить свое мышление

Зачем вообще это нужно? Это важно, потому что, когда вы сможете определить, к какому типу мышления вы относитесь, вы сможете отточить свои мыслительные способности и раскрыть свой сверхразум.

Итак, погрузитесь, чтобы открыть для себя различные типы мышления, узнать, как определить свой и как его улучшить.

Типы мышления

Существует семь наиболее распространенных типов мышления:

  1. Творческое мышление
  2. Аналитическое мышление
  3. Критическое мышление
  4. Бетонное мышление
  5. Аннотация
  6. Дивергентное мышление
  7. Обращается в мышлении

. Службу, способные к годам. обрабатывает информацию, а не представленные факты. Тип мышления, который они переняли для работы на себя, действительно определяет качество их результатов, результатов и будущего.

Например, как и Супермен, Шелдон Купер из The Big Bang Theory имеет один из самых высоких IQ в поп-культуре и эйдетическую память. Но, столкнувшись с одной и той же проблемой, они оба, скорее всего, подойдут к ней по-разному.

Разум реагирует на свои программы точно так же, как машина. Но разница между вами и машиной в том, что у вас есть сознание, чтобы выбирать, какой исходный код вы хотите ввести.

— Джим Квик, тренер Mindvalley’s Супермозг Квест

Итак, примите свою лучшую позу «Мыслителя» — давайте углубимся в семь типов мышления.

1. Креативное мышление

Креативное мышление является синонимом «нестандартного мышления». Это способность выйти за рамки устоявшихся мыслей, теорий, правил и процедур. В свою очередь, это позволяет человеку придумывать новые и инновационные идеи, глядя на них с другой точки зрения.

Одним из ярких примеров творческого мышления является Мики Агравал, тренер Mindvalley От нуля до 100 миллионов долларов Квест. Она столкнулась с очень распространенными проблемами — проблемами с желудком, проблемами с менструацией и проблемами с дефекацией. И творческие решения, которые придумала эта социальная предпринимательница, привели ее к созданию Wild, Thinx и Tushy.

2. Аналитическое мышление

Те, кто мыслит аналитически, имеют структурированный и методичный подход к решению задач. Это люди с доминирующим левым полушарием мозга, способные брать что-то целое и разделять его на основные части для изучения. Это делает их отличными в решении проблем.

Одним из таких мыслителей является основатель Mindvalley Вишен. Учитывая его положение, аналитические способности пригодятся, когда дело доходит до управления международной компанией. Это особенно верно, когда речь идет о выявлении проблем (помните блокировки?) и их решении.

3. Критическое мышление

Когда дело доходит до критического мышления , человек осуществляет тщательную оценку или суждение.  Это позволяет им определить подлинность, точность, ценность, достоверность или ценность чего-либо. Вместо того, чтобы строго разбивать информацию на части, критически мыслящие люди исследуют другие элементы, которые могут повлиять на выводы.

Возьмем, к примеру, Марка Кьюбана. Его роль судьи в Shark Tank требует от него тщательной оценки каждого рекламного предложения. Он также активно поддерживает людей с таким типом мышления, предсказав в интервью CNBC, что умение критически мыслить « будет более ценным, чем », чем популярные профессии (например, программирование) сегодня.

4. Конкретное мышление

Для конкретного мыслителя речь идет только о практическом мышлении, всегда буквальном и по существу. В основном они сосредотачиваются на том, что находится перед ними, а не на том, что находится за пределами их поля зрения.

Идиомы, метафоры и аналогии часто выходят из головы. « Идет дождь, мужчины » — они примут это за чистую монету и ожидают буквально увидеть, как люди падают с неба.

Младенцы — отличный пример людей с конкретным мышлением. У них еще не развито абстрактное мышление, поэтому, когда перед ними игрушка, и они видят ее такой, какая она есть. Накройте игрушку одеялом, и младенец подумает, что она исчезла.

5. Абстрактное мышление

Человек, мыслящий абстрактно, способен связывать, казалось бы, случайные вещи друг с другом и устанавливать связи, которые другим трудно увидеть.

Их сильная сторона? Скрытые значения вещей и их связь с другими предметами, событиями или переживаниями. Обычно они могут наблюдать вещи как теории и/или возможности. И им часто любопытно, как все соотносится с общей картиной.

Показательный пример: Роберт Лэнгдон из «9 Дэна Браунса».0005 Код да Винчи . Вымышленный профессор Гарварда может использовать абстрактное мышление, а также свои знания истории искусства и символики для расшифровки различных сложных головоломок в сюжетной линии.

6. Дивергентное мышление

Дивергентные мыслители выбирают путь изучения бесконечного числа решений, чтобы найти наиболее эффективное. Таким образом, вместо того, чтобы начать с заданного числа возможностей и прийти к ответу, они идут настолько далеко и широко, насколько это необходимо, и продвигаются наружу в поисках решения.

Например, если сломался кран, нестандартный мыслитель попытался бы определить, что вызвало неисправность, и рассмотреть все возможные способы ее устранения. Одним из вариантов может быть вызов сантехника, а другим может быть поиск решения в Интернете или поиск видео на YouTube.

Чтобы мыслить такого типа, требуется немного творчества. Таким образом, такие люди, как Леонардо да Винчи, используют этот интеллект, чтобы стимулировать свое воображение и создавать множество идей.

7. Конвергентное мышление

При конвергентном мышлении человек сосредоточится на поиске одного четко определенного результата. Они будут нацеливаться на эти возможности или объединять их внутри себя, чтобы найти решение проблемы.

Теперь вернемся к тому сломанному крану в качестве примера. Конвергентный мыслитель сразу вызовет сантехника, чтобы все починить. (Или, в случае Шелдона Купера, исправьте это самостоятельно.)

Как определить свой тип мышления

Знание того, как вы думаете, позволяет вам понять:

  • Что побуждает вас двигаться и действовать
  • Почему некоторые вещи кажутся вам сложными или скучными, и что вы можете сделать, чтобы улучшить сферы своей жизни, чтобы достичь своих целей
  • Какой способ управления для вас наиболее эффективен люди
  • Как улучшить командную динамику с коллегами
  • Как стать умнее в отношении личной продуктивности и мышления роста

Это как Джим Квик, тренер Mindvalley Superbrain Квест, говорит: « Нам нужно понять, как работает наш разум, чтобы мы могли работать лучше.

Итак, как бы вы описали свой образ мыслей? Логично? Творческий? Рациональный? Или вы мыслите абстрактно?

Если вы не уверены, существуют тесты, которые помогут определить ваш стиль мышления. Вы также можете использовать «структуру типов мышления», которая поможет вам составить ее карту.

Структура типов мышления

Этот подход был разработан Марком Бончеком и Элисой Стил. По их словам, люди, как правило, имеют типичную площадь фокус на идеях, процессах, действиях, или отношениях с ориентацией на общей картине или деталях.

Структура типов мышления

Вот двухэтапное объяснение того, как читать структуру типов мышления.

Шаг 1: Фокус

Подумайте, на чем вы обычно сосредотачиваетесь больше всего. Это похоже на то, когда вы думаете о просмотре фильма — вы предпочитаете боевик, романтику, драму или тайну?

Один из способов по-настоящему отточить это спросить себя, о чем вы думаете в первую очередь, когда просыпаетесь утром. Вы думаете о…

  • Проблемы, которые нужно решить?
  • Планы, которые вам нужно составить?
  • Действия, которые вы должны предпринять?
  • Люди, которых вам нужно видеть или управлять?

Эти ответы помогут вам определить, какой из четырех ключевых областей вы уделяете больше всего внимания — идеям, процессам, действиям или отношениям. Речь идет не о том, чтобы выбрать что-то одно, а о том, на что естественным образом сфокусируется ваш «стандартный» фокус.

Шаг 2: Ориентация

Теперь обратите внимание на то, смещается ли ваш фокус в сторону микро (детали) или макро (общая картина).

Хороший способ определить эту ориентацию — подумать о том, что обычно беспокоит вас на собраниях. Так что спросите себя, когда вы более склонны к демотивации, когда вещи слишком детализированы или когда они слишком общие и недостаточно конкретные.

Микро (подробности):

  • Экспертное мышление — это достижение объективности и понимания
  • Мышление оптимизатора направлено на повышение производительности и эффективности
  • Мышление производителя направлено на достижение завершенности и импульса
  • Мышление тренера направлено на совершенствование людей и раскрытие потенциала
  • Мышление планировщика — это проектирование эффективных систем
  • Мышление активизатора — это мобилизация людей на действия
  • Мышление соединителя — это построение и укрепление отношений

С помощью этой двухэтапной схемы ваш тип мышления становится очень полезным инструментом — социальной валютой, если хотите — тем, что вы можете использовать в своих интересах, чтобы двигаться к своему высшему я.

Как улучшить свои мыслительные навыки

Независимо от того, какой тип мышления вам нравится, есть несколько замечательных методов взлома мозга, которые помогут улучшить ваши мыслительные навыки.

Будучи экспертом в области мозга, Джим Квик рекомендует тест F.A.S.T. метод.

  • Состояние . Это текущее настроение вашего ума и вашего тела. Джим подчеркивает, что ключом к лучшей долговременной памяти является « информация в сочетании с эмоциями. ”Например, мы склонны ассоциировать определенные песни с определенными воспоминаниями.

    « Все обучение зависит от состояния, », добавляет он. Если вы хотите узнать больше, контролируйте свое состояние.

    Итак, когда вы берете на себя ответственность за что-то, например, за то, что вы чувствуете, у вас есть возможность улучшить свое состояние. И это важно, вы не находите?

  • Научить . Если вы хотите научиться чему-то быстрее, учите это так, как вы бы научили этому кого-то другого. Это потому, что для того, чтобы передать какие-либо знания, вам нужно хорошо разбираться в этом предмете.

    « Когда вы научитесь этому, вы будете обращать внимание по-другому, », — говорит Джим. » Ты запомнишь это по-другому, потому что вот в чем дело: когда ты чему-то учишь, ты выучишь это дважды.

С помощью этого метода вы сможете сосредоточиться на любой теме, которую задумали, улучшить свой стиль обучения и раскрыть величие своего супермозга.

Пробудите свой супермозг

« С большой силой приходит большая ответственность ». Но верно и обратное: « С большой ответственностью приходит большая сила.

Итак, шагните вперед, определив свой тип мышления, и работайте над повышением уровня своих навыков. Рядом с такими замечательными людьми, как Джим, вы всегда найдете руководство, которое поможет вам добиться значительных изменений и оказать большое влияние на себя и окружающих.

Готовы к величию? Отправляйтесь в Mindvalley. Добро пожаловать.

7 основных типов мышления (и как их улучшить)

Некоторые люди говорят, что существует столько типов мышления, сколько людей их обдумывают.

На самом деле нет. На самом деле такие утверждения демонстрируют очень плохое мышление.

Но чтобы дать этим людям презумпцию невиновности, это правда, что многие формы мышления взаимодействуют друг с другом. Из-за такого «смешения» идей список может показаться бесконечным.

Однако все, что связано с нашими способами мышления, можно разбить на меньший набор «жанров мышления».

И вот что вам нужно знать:

Есть разница между типами мышления и методами мышления. Это помогает четко определить, какие из них вы хотите определить и улучшить. Обнаружьте, что эта ясность — вот о чем этот пост, так что давайте углубимся в него.

Это возможно.

Я дам советы по развитию ваших навыков с каждым и со всеми по ходу дела. Просто помните, что это марафон, а не гонка. Вам не нужно работать над всеми ими одновременно.

Пока вы читаете, держите в уме два центральных вопроса: 

  • Что такое мышление и почему этот тип имеет значение?
  • Каким образом я уже думаю об этом в своей повседневной жизни?

Один: критическое мышление

Критическое мышление заключается в анализе ряда факторов. Например, вы можете подумать о ценности идеи и отделить ее от формы, которую принимает идея.

Допустим, кто-то рассердился и кричит на вас о том, как он хочет измениться. Критическое мышление позволит вам найти ценность предложения, не упустив его из-за недружественной формы обращения.

Критическое мышление помогает отличить форму от содержания, например, когда гневные аргументы содержат законно ценную информацию.

Другими словами, критическое мышление позволяет помещать информацию в контекст и объективно рассуждать о ней.

Вот 11 преимуществ критического мышления, которые помогут вам улучшить этот тип мышления.

Два: Аналитическое мышление

В то время как критическое мышление помогает вам оценить ценность посредством анализа, аналитическое мышление заключается в изучении частей аргумента. Он смотрит гораздо более внимательно на процесс.

Аналитическое мышление обычно связано с исследованиями. Как аналитический мыслитель, вы не будете удовлетворены имеющимися данными. Вы будете искать несколько примеров, чтобы вы могли сравнить и сопоставить несколько частей нескольких примеров или тематических исследований.

Для совершенствования в этой области огромное значение имеет развитие навыков рефлексивного мышления.

Три: творческое мышление

Эдвард де Боно широко известен как один из лидеров в области творческого мышления. Для него это был процесс поиска решений, неочевидных в обычных обстоятельствах.

Чтобы помочь людям, де Боно разработал ряд процессов, самым известным из которых является латеральное мышление.

По словам Эдварда де Боно, творческое мышление похоже на рытье ям в поперечном направлении, а не только в вертикальном.

Вы можете визуализировать эту форму метапознания, думая о рытье ям. Как указывает де Боно, большинство людей роют одну яму, и если они не находят искомого ответа, они роют другую яму в другом месте.

Латеральное мышление, с другой стороны, копает туннели в боковых и диагональных шаблонах. Более того, он не отбрасывает грязь, как если бы она затемняла раствор. Он находит новые способы использования грязи.

Если вы хотите улучшить свое творческое мышление, полезно изучить практики де Боно. Однако важно отметить, что «творческий» — не совсем правильное слово, потому что никто не «создает» ничего нового.

Это больше касается использования существующих процессов в уникальных способов для генерации новых идей, которые вы не смогли бы раскрыть никаким другим способом. И, как указывает Лесли Оуэн Уилсон, творческое мышление обычно связано с риском, когда вы добавляете уровни сложности к существующим процессам.

Четыре: абстрактное мышление

Абстрактное мышление начинается с символов.

Например, нет никаких причин, почему форма буквы «А» должна произноситься так, как мы используем ее в английском языке. На самом деле, оно произносится совсем по-другому, скажем, в немецком языке.

Способность понять этот факт — простой пример абстрактного мышления. Позже использование «А» в качестве символа в логике и математике дает более сложный пример.

Жан Пиаже оказал большое влияние на описание этой техники. Как он указал в своей теории когнитивного развития, у детей начинают развиваться базовые способности к символическому мышлению в возрасте от 2 до 7 лет.

В возрасте от 7 до 11 лет они переходят к развитию способностей к логическому мышлению. В основном все после этого посвящено абстрактному мышлению, и мы не останавливаемся до самой смерти.

Чтобы улучшить свои способности к абстрактному мышлению, изучайте такие предметы, как:

  • Математика
  • Философия
  • Теория игр
  • Логическое мышление
  • Игра с образным языком
  • Практика медитации визуализации
  • Использовать дворец памяти
  • Изучение других языков

Пять: Конкретное мышление

Конкретное мышление — это буквальное восприятие мира или поиск способов сделать это. Его также называют буквальным мышлением.

Такое мышление заставляет вас просить конкретных примеров. Если кто-то делает заявление, вы хотите знать, что делает его верным, почему фактические данные подтверждают этот аргумент и как именно оно это делает.

Конкретное мышление требует доказательств. Чем существеннее, тем лучше.

Иногда люди избегают конкретного мышления, потому что не хотят показаться упрямыми. Тем не менее, нам нужно больше людей, чтобы настаивать на доказательствах, подтверждающих утверждения людей вокруг, ну… конкретно.

Чтобы стать лучше в этой области, задавайте много вопросов о том, кто, что, когда, где и почему. И последуйте за ним, применяя некоторые характеристики аналитического мышления, например, проявляя должную осмотрительность в своих собственных исследованиях.

Шесть: конвергентное мышление

Конвергентные мыслители ищут примеры, которые выявляют общие черты и отвергают искажение, связанное с наличием всевозможных диких идей. Они делают это, чтобы найти наилучшие возможные решения проблем.

НАСА приводит множество примеров конвергентного мышления — того, что в основном совпадает с линейным мышлением. Например, миссия «Аполлон-13» столкнулась с критической ситуацией, когда им нужно было получить достаточно энергии, чтобы безопасно завершить миссию и спасти свою жизнь.

Чтобы решить эту проблему, им пришлось сосредоточиться на использовании только тех материалов, которые у них были под рукой. Таким образом, они смогли быстро и обоснованно прийти к наилучшему возможному ответу.

Если вы хотите улучшить эту форму мышления, решение головоломок, в которых вы ограничены только теми частями, которые у вас есть, и не можете использовать какие-либо внешние части, является отличной практикой. Квесты отлично подходят для этого, как и такие игры, как Hunt a Killer, где вы раскрываете преступления, основываясь исключительно на предоставленных доказательствах.

Семь: дивергентное мышление

Давайте остановимся на этом примере НАСА.

Когда Аполлону-13 угрожала опасность, кто-то, по-видимому, предложил им использовать фонарик, чтобы получить больше энергии.

Конечно, у команды космического корабля не было фонарика, поэтому им пришлось использовать конвергентное мышление, чтобы найти решение.

Однако это не значит, что выбрасывать такую ​​дикую идею, как «фонарик», совершенно неправильно. Иногда вам нужно провести мозговой штурм, используя эту форму нелинейного мышления, чтобы вызвать идеи, к которым вы не могли прийти иначе.

В некотором смысле дивергентное мышление очень похоже на латеральное мышление. В этом случае его лучше всего проводить в группах.

Чтобы улучшить ситуацию, вы можете провести так называемую «Вечеринку идей». Я посещал их для предпринимателей и людей, которым нужна помощь в запуске инициативы, которой они увлечены.

Вечеринка идей — отличный способ за короткое время собрать разные идеи от разных людей.

Обычно каждому дается несколько минут, чтобы описать свой проект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *