Буллинг в школе — что делать и как предотвратить травлю детей
Травля в школе — явление страшное и, к сожалению, встречающееся достаточно часто. Она способна сломать как жертву буллинга, так и его зачинщиков, поэтому с ней необходимо решительно бороться.
Что такое школьная травля?
Буллинг или травля в школе — это один из видов насилия, который может быть выражен как на эмоциональном (намешки, угрозы, оскорбления), так и на физическом (избиения, тычки) уровне. При этом, насильственные действия совершаются регулярно. Провоцировать их может как группа учеников, так и один агрессор при поддержке группы.
Причины возникновения травли в школе
Основная причина буллинга — это страх быть оторванным от коллектива. Травля в школе, в основном, характерна для учеников начальной и средней школы, когда группа имеет для человека наибольшее значение. К буллингу приводит несколько факторов.
- Искусственное создание группы — ученики не выбирали быть вместе, класс сформирован случайным образом извне, администрацией школы, для организации учебного процесса. То есть группа создана взрослыми и должна находиться под их контролем.
- Отсутствие общей цели — ученики работают исключительно на свой результат, их не сплочает общекомандная цель или благо группы, так как это не является приоритетом в современном образовании. Травля в школе позволяет ученикам почувствовать себя частью группы.
- Провокация со стороны учителей — учителя могут неосознанно спровоцировать буллинг одного или нескольких учеников, публично отчитав его или же поставив в командную игру слабого в ней.
Кто участвует в школьном буллинге?
В любом буллинге участвует три субъекта: жертва, агрессор и группа поддержки. При этом, в роли агрессора может выступать как отдельный человек, так и группа людей.
Жертвой может стать любой: выделенный учителем с негативной или позитивной стороны человек, одиночка, непопулярный ребенок и пр. Травля в школе — целиком и полностью проблема агрессора, то есть ребенка или группы детей с агрессивным поведением, вызванным разными причинами.
Как распознать буллинг и к чему он может привести?
Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:
- наличие насильственных действий,
- постоянство (регулярен и в отношении одного и того же человека),
- наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).
Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.
Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.
При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще. Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности.
Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.
В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.
Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.
В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.
Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.
Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.
Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.
Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.
Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.
Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).
Как бороться с буллингом?
Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.
Что делать родителям?
Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.
Что делать учителю?
Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:
- Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
- Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
- Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
- Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
- Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
- Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.
Что делать ребенку?
Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено. Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их. Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:
- пожать плечами, как бы соглашаясь,
- улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
- задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
- согласиться, что у вас есть недостатки,
- дать разрешение так считать.
Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.
Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».
Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.
Что делать, если травят вашего ребенка?
В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.
Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.
Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.
Буллинг: причины, последствия и советы психологов
По статистике ЮНЕСКО, каждый третий ребёнок в мире подвергался буллингу. Травля вредит и жертве, и агрессору, и свидетелям. Разбираемся, какие последствия может вызвать буллинг и как с ними справиться.
Грамотный уход за кожей лица
Гид, который поможет разобраться в основных правилах ухода за лицом, выбрать эффективную косметику с хорошим составом и не тратить деньги на ненужные бьюти-процедуры. Смотрите и читайте!
Что такое буллинг
Буллинг — это повторяющаяся агрессия по отношению к одному из членов коллектива. Травить жертву может один человек или несколько. Остальные часто воспринимают происходящее как должное и ничего не делают, чтобы прекратить буллинг.
Важно понимать, что травля — это не отсутствие популярности. Бывает, что ребёнка не очень любят в коллективе, но при этом не обижают и не унижают. И если популярность нужна не всем, то безопасность — каждому. Также не стоит путать травлю с разовыми ссорами. Сегодня поссорились одни ребята, завтра — другие. Это — нормальная ситуация для группы детей, а не буллинг.
Травля бывает физической и психологической. Ребёнка могут бить, запирать в классе, отнимать и портить его вещи. Или дразнить, обзывать, игнорировать, не садиться с ним за одну парту. По данным ЮНЕСКО, физическая травля больше распространена среди мальчиков, а психологическая — среди девочек.
По мнению психолога Людмилы Петрановской, буллинг возникает потому, что детям и подросткам принципиально важно чувствовать себя частью коллектива. Если у группы детей есть общие интересы, положительная совместная цель — травли не будет. Но школьные классы, отряды в детских лагерях и другие детские коллективы часто собраны случайно. И если взрослому не удалось сплотить ребят, объединить общей задачей, то рано или поздно они поймут, что можно «дружить против» кого-то. Это даёт детям ощущение, что они правильные и «хорошие», а жертва — нет.
Часто дети уверены, что жертву травят по объективным причинам: ребёнок полный или слишком худой, высокий или маленький, хорошо учится или не может двух слов связать у доски и так далее. На самом деле, проблема не в жертве. Людмила Петрановская пишет, что «один и тот же ребёнок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой группе за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя».
Последствия буллинга
Буллинг негативно сказывается на всей группе детей. По словам Людмилы Петрановской, «насилие — страшный пожиратель энергии, ни на что другое сил у группы уже не остаётся, в том числе на учёбу».
Страдают все участники буллинга: и жертва, и агрессор, и наблюдатели, которые видели происходящее, но по каким-то причинам не вмешались.
Последствия буллинга для жертвы
Жертвы буллинга постоянно чувствуют себя в опасности. Даже если над ними не издеваются прямо сейчас, им кажется, что это может начаться в любую минуту. В книге «Предотвращение буллинга» жертвы травли описывают свой опыт так: «Чувствуешь себя неправильным. Изолируешься от коллектива и даже не пытаешься найти друзей. Замыкаешься в себе и постоянно злишься».
По мнению норвежских учёных, жертвы буллинга постепенно начинают верить, что с ними действительно что-то не так. Они чувствуют себя одинокими, но не пытаются найти новые хобби или завести друзей. Им сложно доверять людям.
Травля также провоцирует конкретные физиологические симптомы. По данным Американской организации «Нет буллингу», у ребёнка возникают проблемы со сном. Может развиться энурез. Болит голова или живот, хотя медицинских причин для этого нет. Постоянный стресс влияет на иммунную систему и негативно воздействует на когнитивные способности. В результате ребёнок часто болеет и плохо учится.
У травли в детстве могут быть и долгосрочные последствия. Пережившие буллинг люди страдают от низкой самооценки, склонны к селфхарму, депрессиям и разным видам зависимостей. Если у человека изначально была предрасположенность к ментальным проблемам, буллинг увеличивает вероятность их развития.
Последствия буллинга для агрессора
По словам Людмилы Петрановской, агрессор получает опыт безнаказанности, иллюзию собственной силы и абсолютной правоты. «Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности».
В книге «Предотвращение буллинга» пишут, что агрессора обычно воспринимают в коллективе как авторитетного и уважаемого человека. Но сам он не уверен в себе и собственном месте в коллективе. Агрессор использует насилие, чтобы самоутвердиться за чужой счёт, и внутренне очень боится потерять лидерские позиции.
Агрессор не умеет строить отношения с другими людьми. Во взрослом возрасте может занимать высокое положение в обществе, но часто страдает от одиночества. Анализ исследований 2016 года показал, что участие в буллинге негативно сказывается на психике человека независимо от его роли.
Последствия буллинга для наблюдателей
Свидетели травли — большая часть детского коллектива. Они стоят в стороне и делают вид, что ничего не происходит. Не пытаются остановить насилие, хотя внутри могут понимать, что ситуация неправильная. Петрановская говорит, что «они получают опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решились вступиться и поддерживали травлю из страха самим оказаться жертвой».
Постепенно такие дети и подростки ожесточаются. Постоянно наблюдая буллинг, они перестают жалеть жертву. Насилие становится нормой, отношения в коллективе ухудшаются, атмосфера становится жестокой и отчуждённой.
Как справиться с буллингом и его последствиями
Как остановить буллинг
Ребёнок или подросток не сможет остановить буллинг самостоятельно, потому что причина травли не в личности жертвы или агрессора, а в деструктивных нормах, по каким-то причинам закрепившихся в группе. Нужно обращаться за помощью к взрослым: родителям, учителям или, например, школьному психологу.
Родителям Американская организация «Нет буллингу» рекомендует следовать правилам:
Объяснять ребёнку, что такое буллинг. Называть вещи своими именами. Дать ребёнку понять, что травля — это ненормально. Если ребёнок стал свидетелем или жертвой буллинга, он должен сразу обращаться за помощью к взрослым.
Общаться с ребёнком. Стараться быть в курсе его школьных дел. Интересоваться, с кем дружит ребёнок, что происходит в его классе.
Обеспечить ребёнку возможность заниматься тем, что ему нравится. Увлечения и хобби укрепляют самооценку, помогают заводить друзей, делают частью продуктивного коллектива и защищают от травли.
Учить ребёнка относиться к другим с добротой и уважением.
Если в классе замечена травля, Людмила Петрановская рекомендует обращаться в школу и искать взрослого, который готов взять на себя ответственность за происходящее. Это может быть учитель, завуч, директор или школьный психолог.
Важно, что работать надо не отдельно с жертвой или агрессором, а с группой детей в целом. Часто дети не осознают происходящее. Говорят о буллинге «мы так играем» или «мы не любим его, потому что он странный». Авторитетный взрослый должен чётко назвать происходящее травлей, насилием. И обозначить свою позицию — буллинг недопустим. Обвинять или ругать агрессора неэффективно — он начнёт защищаться и ещё больше озлобится. Буллинг — болезнь группы, и бороться с ней ребята будут вместе. Поэтому взрослый должен обратиться к моральному чувству всего коллектива. Вместе с ребятами придумать новые правила поведения в группе и следить за позитивными изменениями. При правильных действиях взрослого травля постепенно сойдёт на нет.
Что делать, если вы сами были участником буллинга в детстве
Оксана Стрижкова
Практикующий психолог. Окончила ЮУрГУ по профилю «Психодиагностика и консультирование» и МГУ по программе «Социальная психология»
Чаще всего буллингу подвергаются дети приблизительно со второго по седьмой класс. Это возраст — очень чувствительный и неустойчивый. В жизни ребёнка многое происходит, он узнаёт себя, ищет свою роль в социальной группе. И пережитый опыт травли заметно воздействует на человека.
Глубина последствий зависит не только от силы и драматичности буллинга, но и от устойчивости нервной системы. Для кого-то обзывательства стали серьёзной травмой, а кто-то смог легко пережить даже физическое насилие. Всё индивидуально.
Люди, пережившие буллинг, обычно сталкиваются со следующими проблемами:
Токсический стыд. Человек ставит себе настолько жёсткие рамки, что сам не может им соответствовать. Корит себя за любую мелкую оплошность: небольшое опоздание, оговорку в речи и так далее. Боится ошибок и начинает избегать общения с другими людьми.
Комплексы, связанные с поводами травли. Ребёнка могли травить из-за лишнего веса, веснушек, достатка и так далее. Хотя это было только поводом, человек может всю жизнь стесняться своей особенности. Обвинять, например, внешний вид в неудачах.
Страх встречи с бывшими одноклассниками. Это говорит о непережитом травматическом опыте. Бывает, что человек испытывает беспокойство в обществе детей и подростков, потому что они напоминают ему о травле в детстве.
Залипание в роли жертвы. Человек считает, что можно нарушать его границы и причинять ему боль. Чувствует себя беспомощным, не умеет отстаивать свои интересы. Бывает, что человек снова и снова отыгрывает роль жертвы, постоянно попадая в опасные и унизительные ситуации.
С последствиями буллинга можно и нужно работать. Искать причины своих проблем и восстанавливать здоровую самооценку. Последствия буллинга успешно прорабатывают в терапии. Если вы в детстве были жертвой, свидетелем или инициатором травли и чувствуете негативные последствия этого опыта, стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
Что такое издевательства | StopBullying.gov
Запугивание – это нежелательное агрессивное поведение среди детей школьного возраста, которое связано с реальным или предполагаемым дисбалансом власти. Поведение повторяется или может повторяться с течением времени. И у детей, над которыми издеваются, и у детей, которые запугивают других, могут быть серьезные, длительные проблемы.
Чтобы считаться запугиванием, поведение должно быть агрессивным и включать:
- Дисбаланс власти: Дети, которые запугивают, используют свою власть — например, физическую силу, доступ к смущающей информации или популярность — для контроля или вредить другим. Дисбаланс сил может меняться со временем и в различных ситуациях, даже если в них участвуют одни и те же люди.
- Повторение: Агрессивное поведение происходит более одного раза или может повториться более одного раза.
Запугивание включает в себя такие действия, как угрозы, распространение слухов, физическое или словесное нападение на кого-либо и намеренное исключение кого-либо из группы.
- Виды травли
- Где и когда происходят издевательства
- Частота издевательств
Типы травли
Существует три типа травли:
- Словесная травля говорит или пишет неприличные вещи. Вербальная травля включает в себя:
- Поддразнивание
- Обзывание
- Неуместные комментарии сексуального характера
- Насмешка
- Угроза причинить вред
- Социальное издевательство , иногда называемое издевательством над родственниками, предполагает нанесение ущерба чьей-либо репутации или отношениям. К социальному буллингу относятся:
- Умышленное оставление кого-либо
- Говорит другим детям не дружить с кем-то
- Распространение слухов о ком-то
- Опозорить кого-то на публике
- Физическое издевательство включает причинение вреда телу или имуществу человека. К физической травле относятся:
- Удары/пинки/щипки
- Плевок
- Отключение/толкание
- Брать или ломать чьи-то вещи
- Подлые или грубые жесты руками
Где и когда происходят издевательства
Издевательства могут происходить во время или после школьных занятий. В то время как большинство сообщений об издевательствах происходит в школьном здании, значительный процент также происходит в таких местах, как детская площадка или автобус. Это также может произойти по дороге в школу или из школы, по соседству с молодежью или в Интернете.
Частота издевательств
Существует два источника собираемых на федеральном уровне данных о травле среди молодежи:
- Дополнение о школьных преступлениях за 2019 год к Национальному исследованию виктимизации от преступлений (Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) указывает, что в масштабах страны около 22% учащихся в возрасте 12–18 лет подвергались издевательствам.
- Система наблюдения за рискованным поведением молодежи за 2019 год (Центры по контролю и профилактике заболеваний) указывает, что по всей стране 19,5% учащихся 9–12 классов сообщают о том, что в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу, подвергались издевательствам на школьной территории.
См. также «Частота киберзапугивания».
Что такое киберзапугивание | StopBullying.gov
Киберзапугивание — это запугивание, которое происходит с помощью цифровых устройств, таких как мобильные телефоны, компьютеры и планшеты. Киберзапугивание может происходить через SMS, текстовые сообщения и приложения или в Интернете в социальных сетях, на форумах или в играх, где люди могут просматривать, участвовать или делиться контентом. Киберзапугивание включает в себя отправку, публикацию или распространение негативного, вредоносного, ложного или оскорбительного контента о ком-то другом. Это может включать в себя обмен личной или частной информацией о ком-то еще, что вызывает смущение или унижение.
Некоторое киберзапугивание переходит черту в противоправное или преступное поведение.Наиболее распространенными местами киберзапугивания являются:
- Социальные сети, такие как Facebook, Instagram, Snapchat и Tik Tok
- Текстовые сообщения и приложения для обмена сообщениями на мобильных устройствах или планшетах
- Обмен мгновенными сообщениями, прямой обмен сообщениями и онлайн-чат через Интернет
- Интернет-форумы, чаты и доски объявлений, такие как Reddit
- Электронная почта
- Сообщества онлайн-игр
Особые заботы
При распространении социальных сетей и цифровых форумов комментарии, фотографии, посты и контент, которым делятся отдельные лица, часто могут быть просмотрены как незнакомцами, так и знакомыми. Контент, которым человек делится в Интернете — как его личный контент, так и любой негативный, злой или оскорбительный контент — создает своего рода постоянную публичную запись его взглядов, действий и поведения. Эту общедоступную запись можно рассматривать как онлайн-репутацию, которая может быть доступна для школ, работодателей, колледжей, клубов и других лиц, которые могут исследовать человека сейчас или в будущем. Киберзапугивание может нанести ущерб онлайн-репутации всех участников — не только человека, над которым издеваются, но и тех, кто занимается травлей или участвует в ней. Киберзапугивание имеет уникальные проблемы, поскольку оно может быть:
Постоянный — Цифровые устройства позволяют мгновенно и непрерывно общаться 24 часа в сутки, поэтому детям, подвергающимся киберзапугиванию, может быть трудно найти облегчение.
Постоянный – Большая часть информации, передаваемой в электронном виде, является постоянной и общедоступной, если она не сообщается и не удаляется. Негативная онлайн-репутация, в том числе тех, кто запугивает, может повлиять на поступление в колледж, трудоустройство и другие сферы жизни.
Трудно заметить – Поскольку учителя и родители могут не слышать и не видеть киберзапугивания, его труднее распознать.