Разное

Презентация игротерапия – Презентация на тему: Что такое игротерапия

Презентация на тему: Что такое игротерапия

Слайд 1

ИГРОТЕРАПИЯ Сидоренкова Н.А.

Слайд 2

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

Слайд 3

Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Слайд 4

Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации.

Слайд 5

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. Игра для ребенка — одна из форм самотерапии , благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы

Слайд 6

Термин «игровая терапия» был впервые предложен известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920-х годах. Она предположила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. п. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка.

Слайд 7

А. Фрейд с успехом применяла игротерапию в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию (Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.).

Слайд 8

Цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Слайд 9

Упражнения детской игровой терапии могут не только помочь ребенку развить творческое чувство и воображение, но и открыто рассказывать о собственных страхах и волнениях, связанных с окружающим их миром. Это может помочь ребёнку снова обрести чувство спокойствия.

Слайд 10

Игровая терапия основывается на эмоциональных отношениях и помогает ребёнку: — развить более позитивную Я-концепцию , — стать более ответственным в своих действиях и поступках, — стать более самоуправляемым,

Слайд 11

Игры, развивающие общение дошкольников. Раздувайся пузырь . Описание игры. Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!». Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель дает руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят » ф-ф-ф-ф-ф «. Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Слайд 12

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой… Оставайся такой, Да не лопайся!!! К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь. Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели…». Дети разбегаются в разные стороны. Правила игры. 1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки. 2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру. 3 .Давать руку любому, то оказался рядом. При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук » ф-ф » при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения. В этой игре воспитатели часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку соседу, перебегают с одного места на другое и т.д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что всем хочется стоять рядом с воспитателем. Напоминая детям третье правило, которое необходимо для дружной игры, не следует задерживаться на этих конфликтах. Лучше быстро и тактично разрешать споры.

Слайд 13

Подарки Особенности игры и ее воспитательное значение. Игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, в которой каждый ребёнок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза. Задача ребёнка в игре — передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации. Описание игры. «Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки», — обращается к детям воспитатель, предлагает им построиться в большой круг и назначает того, кто первый будет выбрать себе подарок. Этот ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова: Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмёт. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолёт.

Слайд 14

Стихи вместе с воспитателем произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успевали представлять себе каждый предмет. С окончанием текста дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок — все кружатся, а если выбирается самолет — все подражают полету и приземлению. Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе Конь Скачет конь наш, Чок — чок — чок ! Слышен топот быстрых ног, Хоп-хоп-хоп!.. ТПРРРУУУ!!! Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус слегка отклоняется назад. В конце текста «конь» останавливается. Обращаясь к ребенку, стоящему внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, какие у нас красивые кони, и выбрать того, который больше всего понравился. Выбирая себя «подарок», ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Все снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки».

Слайд 15

Кукла. Кукла, кукла попляши, Яркой лентой помаши (повторяется два раза). Под эти слова дети свободно пляшут лицом у центру, под любую плясовую мелодию, изображая куклу. Воспитатель предлагает ребенку, стоящему в кругу, выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять место в хороводе, вокруг следующего ребенка продолжается движение хоровода. Волчок Вот как кружится волчок, Прожуж-ж-жал — и на бочок (2 раза) С этими словами дети кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись набок, опираясь рукой о пол. После выбора лучшего волчка и замены того, кто получает подарок, игра продолжается.

Слайд 16

Самолет Изображая самолет, каждый ребенок «заводит мотор» — под звук » р-р-р-р-р-р-р-р » делает круговые движения руками перед грудью. Затем он раздвигает руки широким жестом «как крылья», и наклонившись немного вперед, — летит (т.е. бежит) по кругу со звуком » ж-ж-ж-ж-ж-ж !». Сделав полный круг, «самолет» замедляет движение и медленно приземляется, т.е. приседает на корточки. Правила игры: 1. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из изображаемых предметов. 2. Выбранный ребенок становится в центр круга взамен получившего подарок. Эта игра может проводиться не только с малышами, но и с детьми смешанных возрастов, как в помещении, так и на участке. Предварительного словесного объяснения игры не требуется, она становится понятной в ходе игровых действий. Нужно только, чтобы воспитатель знал текст и образно, выразительно выполнял движения, которым будут подражать дети. Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно предложить им назвать и изображать другие игрушки (мишка, автомобиль, лиса, волк), которые можно легко показать посредством выразительных движений.

Слайд 17

Игры для дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам. Волшебные очки. Воспитатель торжественно объявляет: «я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя к каждому ребенку воспитатель называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то быстро считает, кто-то на занятии себя хорошо ведет). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств здесь не страшно, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

Слайд 18

Испорченный телефон. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Вова про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Вова шепотом на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет тоже самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем, что делал Вова». Воспитатель советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: Нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки. Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявит, что ему сказали, и как он понял, что Вова делал в выходные. Все дети сравнивают, на сколько изменился смысл передаваемой информации. Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение «запустить цепочку» может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. (Например, когда птицы зевают, то они рот не открывают, у кошки длинный хвост). Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный. Нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет поломку и сможет ее устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

nsportal.ru

Презентация к уроку на тему: Игротерапия

Слайд 1

Игротерапия. Подготовили: студентки группы ЗФ 402/096-4-1 Шарафутдинова А.Н. Самсединова О.Н .

Слайд 2

Игротерапия Игра́ — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности .

Слайд 3

Игротерапия – идеальное средство от детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со сверстниками, учителями, воспитателя.

Слайд 4

Одним из первых игру в практике детской психотерапии в качестве вспомогательного метода применил З.Фрейд (1913 ). Он ставил своей задачей выявление через цепь ассоциаций «истинного источника символической игры». Позднее М.Кляйн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Терапевт рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. Анна Фрейд (1946), наоборот, считала, что терапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, представлявшие собой изображения членов семьи. Анна Фрейд также настаивала на обязательном привлечении к игровой терапии родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию.

Слайд 5

Игротерапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоциональными нарушениями . Цель игры — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Слайд 6

Функции игротерапии — Игровая деятельность осуществляет три функции , которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду. Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя. Обучение . Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него. Терапевтическая функция . Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.

Слайд 7

Показания к применению игротерапии Работа психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами. Как показала мировая практика, игровая терапия справляется со множеством диагнозов, кроме самых сложных случаев – полного аутизма или же неконтактной шизофрении. Поэтому рекомендована игротерапия, если есть следующие показания: замкнутость и нежелание, невозможность общаться; фобии и инфантилизм; вредные привычки и асоциальность поведения; сверхпослушание со сверхконформностью и т.д. Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.

Слайд 8

Основные виды и формы игротерапии Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности. 1 . В зависимости от роли в игре взрослого: -директивная — недирективная . 2 . По структуре материалов для игры: — структурированные игры — неструктурированные игры 3 . По форме организации процесса: групповая ; индивидуальная . На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.

Слайд 9

В детском саду, который отвечает современным запросам родителей, должна быть оборудована специальная комната для работы психолога с детьми. Для достижения оптимального эффекта от занятий она должна соответствовать определенным критериям . Игровая комната в образовательном учреждении

Слайд 10

Требования к размерам, оформлению комнаты Для работы с одним дошкольником или группой из 2-3 ребят достаточно помещения с размерами 3,5 м на 4,5 м. Это необходимо для обеспечения удобного расстояния между взрослым и ребенком. Для групповых занятий, где число присутствующих более 4 человек, требуется не меньше 27 м 2 . Тогда риск получения травм при подвижных играх будет сведен к минимуму. Для комфорта ребенка должны отсутствовать двери со стеклянными элементами и окна, расположенные на внутренних стенах, иначе – они должны иметь занавески или жалюзи. На пол целесообразно постелить линолеум, ковровое покрытие стелется только для соответствующих игр. Надо исключить мрачные тона из интерьера, стены покрыть светлой моющейся краской: игротерапия должна вызывать положительные эмоции.

Слайд 11

Требования к оборудованию Жестко прикрепленные к стенам полки для игрушек размещаются не выше 1 м от пола: малыши должны иметь возможность проявить самостоятельность, при этом не навредив себе. Идеально, если к комнате для занятий примыкает маленькая ванная комната. Оборудуется помещение столиками с деревянной поверхностью. Хороши также горки с выдвижными ящиками, особенно если на их поверхности можно рисовать и стирать. Комната для занятий в детском саду оснащается следующими группами игрушек: передающие реальный окружающий мир – семья кукол, домик, транспорт, касса, марионетки; для самовыражения в творчестве и ослабления эмоций – глина, песок, вода, кубики, краски с палитрой; дающие возможность отреагировать агрессию – ружья, хищные животные, солдатики, резиновый нож.

Слайд 12

Примеры упражнений для занятий в детском саду Игры на вытеснение страхов у детей 1 . Игра «Прятки» — на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником Игра «Автобус». На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей. Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. «Автобус» забирает на «остановках» «пассажиров» в единственную, да еще плохо работающую «дверь» — все должны потесниться и во время «движения» автобуса ритмично двигаться все вместе. Игра «Собака лает и кусает за пятку». На преодоление страха неожиданного воздействия, боязни животных, памяти неприятных ощущений. Дети играют. Мимо них на «поводке» ведут собаку. Собака лает и пытается ухватить кого-то из детей за ногу. Ребенок должен сжаться от страха, а затем увернуться от собаки. Игра «Сова». На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет. Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал «сова» зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.

Слайд 13

Тренинг по развитию эмоциональной сферы детей Цель : Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольников в возрасте 3-7 лет. Способствовать осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально, обучая ребят элементам техники выразительных движений: мимикой, жестом, позой. Походкой. Создавать Структура тренинга Вводная часть Цель : Установление эмоционального контакта со всеми участниками тренинга, снятие напряжения и создание положительного фона. 1. Игра «Приветствие». Основная часть Цель : Развитие и коррекция эмоционально-личностной и познавательной сферы ребят. Игра «Слоны и бабочки». Дети двигаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом, тяжело, грузно, как слоны, и легко, порхая, как бабочки, при встрече «слоны» общаются «хоботами», бабочки – «крылышками «. Заключительная часть Цель : Релаксация: успокоение, расслабление. Игра «Мусорное ведро». Ставлю в центр комнаты мусорное ведро и предлагаю нарисовать на листочке свои чувства, от которых бы дети хотели избавиться, а затем изорвать этот листочек и выбросить в мусорное ведро. Игра «Прощание». Уточняю, как можно попрощаться, предлагаю попрощаться друг с другом улыбкой, жестом, словами, движением.

Слайд 14

Песочная игротерапия . Опыт работы показывает, что использование песочной игротерапии позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; разнообразить способы сотрудничества. Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Слайд 15

Список литературы: 1. Лэндрет , Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл . А. Я. Варга /М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с. 2. Методы эффективной психокоррекции : Хрестоматия – [Текст] / Сост. К.В. Сельченок . – Мн.: Харвест , 2003. – 816 с. 3.Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. 4. Психологические тесты [Текст] / Под.ред . А.А. Карелиной: В 2 т. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2. – 248 с. 5. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания [Текст] / Под. ред. Е.А. Левановой . – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. 6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / Сост. Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова : Под.ред . М.Р. Битяновой . – СПб.: Питер. 2006. – 304 с. 7. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с. 8. Кудрина Л. В., Кислинская Н. П., Панфиленко Г. И., Лагоша Г. Е. Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 501-503.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Презентация «Игровая коррекция эмоциональной сферы и коррекция поведения» (игротерапия)

Игровая коррекция эмоциональной сферы и коррекция поведения

Выполнила:

Мурашко Юлия Викторовна

учитель начальных классов

План:

1. Введение

2. Игровая коррекция (определение, цели, условия, результат)

3. Игровая комната и игровой материал

4. Дети в игровой терапии (анализ одного случая: Ненси в игровой терапии)

5. Заключение

6. Литература

Игры и игровая терапия

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежном возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и машинками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. Интересно, что с помощью игры можно скорректировать поведение и эмоциональное состояние ребенка – это доказывает актуальность данной темы.

Цель: изучить некоторые особенности игровой терапии (коррекции)

Зарождение игровой терапии

Игровая терапия ребенка стала развиваться достаточно недавно. Одной из первых ее стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны.

А.Фрейд «Дети и война» (1944)

Игровая коррекция

  • это взаимодействие с ребенком на его собственных условиях; предоставление ему (ребенку) возможности для свободного самосовершенствования с одновременным принятием его чувств взрослым

(Г. Лэндрет)

Игровая коррекция

  • это отрасль терапии, основанная на использовании ролевой игры, как средстве преодоления страхов, физического напряжения и выхода из стрессовых ситуаций

(А.И. Захаров)

Цели игровой коррекции (по Г.Лэндрету)

  • развитие позитивной «Я – концепции»
  • обретение веры в себя
  • овладение чувством контроля
  • овладение способностью самостоятельного принятия решений
  • расширение спектра форм самовыражения ребенка

Условия игровой коррекции: (по Г. Лэндрету)

  • естественность

(«проживание» данной ситуации вместе с ребенком)

  • безусловное принятие

(уважение к личности ребенка, переживание его состояния)

  • сензитивное понимание

(то есть сосредоточение на личности ребенка: его опыте, его чувствах и мыслях)

Результат игровой коррекции: (по Г. Лэндрету)

  • естественное овладение знаниями о себе, развитие позитивной «Я – концепции»
  • получение опыта обучения в школе
  • принятие ответственности на себя
  • развитие творческих ресурсов личности

Игровая комната и игровой материал

«В игровой комнате должно быть такое чувство, будто надеваешь старый поношенный свитер. Игрушки и другие материалы всем своим видом должны говорить: «Возьми меня»

Г. Лэндрет

Расположение игровой комнаты

Единственным необходимым условием расположения детской игровой комнаты является её изолированность:

1. необходимо, чтобы шум деятельности детей не отвлекал других клиентов и сотрудников

2. важно, чтобы ребенок чувствовал, что его уединение не нарушено

Размер игровой комнаты

— лучше всего целям игровой терапии служит комната размером примерно

3,5х4,5 м (для проведения игровой терапии с одним – тремя детьми)

— комната площадью не менее

27 квадратных метров (для проведения игровой терапии в группе из трех-пяти детей )

Описание игровой комнаты Обязательно:

  • отсутствие окон (кроме одного окна на внешней стене)
  • покрытие пола (цельные пластины линолеума или его квадратные куски)
  • стены (моющаяся эмульсионная краска светлого оттенка)
  • мебель (с твердой деревянной поверхностью)

Возможно:

— зеркало Гезелла

— ванная комната

Игровая комната (примеры)

Игровая комната (примеры)

Игровая комната (примеры)

Логические основания для выбора игрового материала:

  • долговечность
  • практичность
  • разнообразие
  • вариативность
  • несложность

Классификация игрового материала для игровой

комнаты (по Г. Лэндрету)

  • игрушки из реальной жизни (куклы, машинки, школьная доска и мел, и т.п.)
  • игрушки, помогающие отреагировать агрессию (всевозможные виды оружия, куклы «би-ба-бо» и т.п.)
  • игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (кубики, песок, вода, глина)

Классификация игрового материала для игровой комнаты (игрушки из реальной жизни)

Классификация игрового материала для игровой комнаты (игрушки, помогающие отреагировать агрессию)

Классификация игрового материала для игровой комнаты (игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций)

Рекомендованный минимум игрового материала для игровой комнаты:

  • цветные карандаши, бумага, детские ножницы, глина, классная доска, мел;
  • бутылочка с соской, куклы, набор детской посуды и одежды;
  • маленький самолет, машинка;
  • резиновый нож, ружье, молоток, гвозди;
  • агрессивные куклы «би-ба-бо»;
  • строительные кубики (различной формы и размера).

Особые замечания по выбору игрового материала:

  • нельзя использовать головоломки
  • нельзя использовать поломанные игрушки
  • необходима вариативность игрового материала (цвет, форма, размер)
  • необходимо, чтобы каждая игрушка находилась исключительно на своем месте после каждого сеанса терапии

Дети в игровой терапии: анализ одного случая (Нэнси) «От лысины к кудряшкам»

«…в три года у нее были кудрявые белокурые волосы, но за последний год она стала сосать большой палец, вырывать волосы и есть их. Родители девочки решили, что ей необходима консультация у специалистов. После диагностического интервью с матерью девочки работники Центра посоветовались и решили, что игровая терапия, наряду с периодически повторяющимися беседами с родителями, могла бы стать наиболее эффективной терапевтической процедурой»

(из книги Г. Лэндрета «Игровая терапия)

Причины поведения Нэнси:

  • отношения с матерью и бабушкой (ограничения со стороны старших)
  • рождение сестры (возникновение соперничества)
  • ребенок отца от первого брака (страх быть брошенным ребенком)

Симптомы раздражения Нэнси:

  • накручивание волос

на пальцы

  • выдергивание волос
  • съедание волос
  • сосание большого

пальца руки

Работа Нэнси с терапевтом:

  • 1 прием: изучение игровой комнаты и игрового материала
  • 2 прием: к середине второго приема туфельки полетели прочь и Нэнси насыпала себе под ноги немного песка. На глаза ей попался водопроводный кран. «Путешествия» за песком и водой встали в повестку дня и каждая прогулка добавляла песок и воду на пол.

Работа Нэнси с терапевтом:

  • 3 прием: Нэнси запихнула двух пупсиков в плиту и полила их водой. Затем легла на их место в игрушечной кроватке и стала сосать их бутылочку с водой.
  • 4 прием: отреагировала свои эмоции тем, что крошила пластилин, ходила по нему и разливала краски. Когда она разлила краски, сказала: «Я вот скажу маме, и она ужасно разозлится»

Работа Нэнси с терапевтом:

  • 5 прием: расшвыряла глину, раскрасила заводную машину и потом аккуратно погрузила свои сверкающие новые туфли, в наполненный водой игрушечный таз. После этого взрыва гнева она выбросила пупсиков из кроватки, улеглась в нее, укрылась одеялом, стала сосать бутылочку и приговаривать: «Ты приходи и возьми меня, когда я заплачу».

Работа Нэнси с терапевтом:

  • 6 прием: ведущей деятельностью стало рисование, вырезание, погружение рук в краску и разнообразное использование бумаги и клея. Пупсики ушли в прошлое.
  • 7 прием: когда Нэнси пришла на прием голову ее покрывали вьющиеся светлые волосы. Она по-прежнему играла с самыми разными игрушками, особенно много рисовала и мастерила.

Работа Нэнси с терапевтом:

  • 8 прием: когда Нэнси пришла в восьмой раз, ей напомнили, что это будет последний прием. Нэнси не ответила вслух, но начала обычную игру. В этой игре она больше не пряталась в дырки, не сосала бутылочку, как младенец, не просила терапевта подержать пупсиков. Играя с пупсиками на последних трех приемах, Нэнси брала роль матери на себя. Ее игры с красками, пластилином и песком были свободными, но она больше не мусорила.

Стадии развития ребенка в игровой терапии (по Гуэрни)

  • Ребенок приспосабливаете к новой для него обстановке игровой комнаты и к терапевту.
  • Ребенок испытывает границы поведения, выражает гнев и ощущает свободу.
  • Ребенок исследует отношения зависимости /независимости.
  • Ребенок начинает выражать позитивные чувства по отношению к себе и к миру. Ребенок также начинает принимать решения, касающиеся способов его взаимодействия с миром.

Результат игровой терапии для Нэнси

  • выражение своих чувств и исследование отношений
  • отражение чувства фрустрации и гнева
  • установление границ и самоконтроля
  • использование опыта, полученного во время игровой терапии для того, чтобы переориентироваться по отношению к своему миру

Заключение

современное общество предъявляет человеку огромные требования, в том числе и ребенку. Неудивительно, что участились случаи детских депрессий, увеличилось количество детских психологов. Конечно, выбор видов терапии поражает многообразием:

музыко -, сказко -, пескотерапия…

Однако эффективнейшим средством воздействия на детскую психику во все времена была игра . И сегодня она не утратила своих позиций и значения.

Список литературы:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.KM.ru
  • Захаров А.И. – Игра как способ преодоления неврозов у детей. – М.: «КАРО», 2006
  • Лэндрет Г.Л. – Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994
  • Степанова О.А. – Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями: Учебн. пособие для студ. сред. уч. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 272 с.

multiurok.ru

Презентация на тему: Презентация «Игротерапия»

Слайд 1

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игротерапия

Слайд 2

Характерная особенность игры – ее двуплановость , присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре: 1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. 2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Особенности

Слайд 3

Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях. 2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций. 3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития. 4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение. Психологические механизмы воздействия 5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Слайд 4

Принципы осуществления игротерапии 1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок – хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения). 2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью). 3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытка в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразный зеркалом в котором он может увидеть себя.

Слайд 5

Виды и формы игротерапии 1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды: игротерапию в психоанализе; игротерапию, центрированную на клиенте; игротерапию отреагирования; игротерапию построения отношений; примитивную игротерапию; игротерапию в отечественной психологической практике. 2. По функциям взрослого в игре различают: недирективную игротерапию; директивную игротерапию. 3. По форме организации деятельности различают: индивидуальную игротерапию; групповую игротерапию. 4. По структуре используемого в игротерапии материала: игротерапию с неструктурированным материалом; игротерапию со структурированным материалом.

nsportal.ru

Презентация к уроку по психологии по теме: Презентация «Основное об игротерапии»

Слайд 1

Игротерапия Доклад подготовил Педагог-психолог «МБОУ «Новопоселковская СОШ» Пономаренко А.С.

Слайд 2

Истоки метода разработаны в 20-е гг. ХХ в . В 1950-е гг. вклад в развитие игротерапии внесли представители гуманистической психологии В середине ХХ в активное применение метода игротерапии в Отечественной психологии Зарождение игротерапии

Слайд 3

В психоаналитической практике Игра — символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек, ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения.

Слайд 4

В психоаналитической практике Тип ситуации является нерегулируемой не управляется взрослым имеет недирективный характер

Слайд 5

В психоаналитической практике Механизмы установлением терапевтического взаимодействия (аналитической связи) достижением катарсиса достижением инсайта исследованием реальности, связанной с апробированием форм и способов взаимодействия с социумом Сублимацией бессознательных импульсов

Слайд 6

В практике гуманистической психологии недирективная игротерапия терапия, « вербализующая чувства» клиент-центрированная терапия

Слайд 7

В практике гуманистической психологии Принципы игротерапии обеспечение клиенту свободы и самостоятельности в исследовании проблемной ситуации Эмпатическое принятие: безусловное принятие клиента и всех его проявлений; понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность «Я» терапевта в процессе коммуникации с клиентом стимулирование у клиента рефлексивно-вербализирующего типа поведения

Слайд 8

Тип ситуации В практике гуманистической психологии свободна от влияния взрослых б ез принуждения свободное самовыражение и самоисследование позволяет освободиться от фрустрации решает коррекционные и психотерапевтические задачи

Слайд 9

В теории деятельности игра ведущая деятельность в дошкольном возрасте определяет развитие всех психических функций на данном возрастном этапе способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной децентрации

Слайд 10

В теории деятельности Тип ситуации ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения эти действия дают ребенку возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить смысл и значения своей деятельности формируются новые социальные мотивы деятельности

Слайд 11

Форма проведения игротерапии Индивидуальная Групповая

Слайд 12

Игровая терапия отреагирования . Направлена на работу с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие.

Слайд 13

Игровая терапия отреагирования . Д. Леви- основатель игра предоставляет детям возможность отреагирования . три формы игровой активности Освобождение агрессивного поведения Освобождение чувств стандартизированных ситуаций Освобождения чувств путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта

Слайд 14

Примитивная игровая терапия применения метода игровой терапии в работе школьного психолога для того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развития. Основная цель начальной школы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом.

Слайд 15

Игротерапия в отечественной психологической практике Основной принцип воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта Цель коррекции перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ.

Слайд 16

Игротерапия в отечественной психологической практике Функции игры по А . И. Захарову Диагностическая функция Терапевтическая функция игры Обучающая функция игры

Слайд 17

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Презентация к уроку по теме: Песочная игротерапия.

Слайд 1

Песочная терапия Выполнила: Глыдова М.А группа СДО-м-о-17-2, 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» очной формы обучения программа «Психолого-педагогическая помощь лицам с аутистическими расстройствами

Слайд 2

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру … Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.

Слайд 3

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Слайд 4

Принцип «терапии песком» предложен Карлом Густавом Юнгом. Его последователи: доктор психологии Грабенко Т.М. кандидат педагогических наук Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии , которая строится на теории К. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает символ в глубине бессознательного

Слайд 5

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

Слайд 6

Цели «педагогической песочницы» снятие эмоционального напряжения; саморазвитие ребенка посредством творческих игр на песке; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму; формирование коммуникативных навыков детей.

Слайд 8

Условия организации работы с детьми в «педагогической песочнице» Согласие и желание ребёнка Специальная подготовка воспитателя , творческий подход к проведению занятий в песочнице Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов

Слайд 9

Оборудование «педагогической песочницы» Песок Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз Набор игрового материала

Слайд 10

Необходимое оборудование для игр с песком

Слайд 11

Общая структура занятий 1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная). 2. Установка на деятельность (рассказ или рисунок для Песочной Феи). 3. Непосредственно деятельность (игра в соответствии с задачами занятия) 4. Релаксационное упражнение и / или свободная игра. 5. Ритуал выхода из песочного мира, домашнее задание

nsportal.ru

Презентация на тему: Презентация «Креативная игротерапия»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним …

Педагогический проект » Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к…

Презентация для педсовета:»Новые технологии в игротерапии»

Презентация для педагогов дошкольного учреждения рассказывает о новых технологиях в игротерапии. Включает в себя — трудотерапию, музыкотерапию, психогимнастику, фототерапию, изотерапию и др. Поможет п…

Конспект по игротерапии во 2 младшей группе «Путешествие в магазин игрушек»

Цели: — закреплять представления детей о видах игрушек- способствовать развитию поведенческой сферы- развивать воображение, речь, пантомимическую и речевую выразительность- учить создавать новые формы…

Консультация для родителей «Песочная игротерапия»

Консультация для родителей «Песочная игротерапия»…

План — конспект занятия в младшей группе «Путешествие к Песочной фее» ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р…

Игротерапия в адаптационный период

Направленная игротерапия в адаптационный период для малышей, так называемый сценарий одного дня….

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *