Разное

Позитивная психотерапия пезешкиан: Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана — Психологос

Позитивная психотерапия Пезешкиана: техники и упражнения

Позитивная психотерапия получила признание не так давно, но уже успела завоевать популярность среди психологов и психотерапевтов. Все благодаря тому, что она предлагает решать проблемы пациентов прямо сейчас, а не потом, когда будут обнаружены причины и т.д. Как это работает на практике? Заслуженно ли такая терапия пользуется популярностью?

Содержание

  • Что такое позитивная психотерапия
  • В чем суть
  • Особенности
  • О каких способностях идет речь
  • Этапы и методы позитивной психотерапии
  • Техники и упражнения
    • Саногенное мышление
    • Идеальный день
    • Положительные ярлыки
    • Клубок
  • Преимущества и недостатки
  • Заключение

Что такое позитивная психотерапия

Позитивной психотерапией называется направление в психологии, сконцентрированное на решении проблем с помощью врожденных и приобретенных способностей человека. Используется не только в психологии, но и в психиатрии в случаях, когда есть необходимость в лечении расстройств поведения и личности.

Основателем течения считается иранский профессор, доктор медицинских наук и специалист в области психологии, психотерапии и неврологии Носсрат Пезешкиан. Психотерапия Пезешкиана пропагандировалась в Германии еще в конце 60-х годов прошлого столетия. Но признание она получила лишь в 1996 году, когда Европейская ассоциация психотерапии объявила ее официальным направлением. Через 12 лет, в 2008 году, то же самое сделал Всемирный совет психотерапии.

Носсрат Пезешкиан активно делился своими наработками, проводя семинары и симпозиумы, читая лекции, давая интервью прессе, на телевидении и по радио. За проделанную работу он получил множество наград. Вот некоторые из них:

  • премия Эрнста фон Бергманна;
  • Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»;
  • номинация на Нобелевскую премию;
  • международная премия Авиценны за этику в науке.

Сегодня в мире открыто больше 40 центров позитивной психотерапии.

Интересно! Слово «позитивная» в названии психотерапии не имеет никакого отношения к латинскому слову «positivus», означающему «положительный». Оно происходит от «positum» — фактический или данный.

В чем суть

Чтобы понять суть позитивной психотерапии Пезешкиана, достаточно еще раз внимательно прочитать значение слова, от которого произошло название. Это направление работает с той проблемой, которая есть у человека в текущий момент времени и требует незамедлительного решения. По мнению профессора, используемые психологами методы не всегда оказываются эффективными. А все потому, что теряется драгоценное время.

Сначала специалист ищет причины возникновения проблемы, потом пытается устранить провоцирующие ее развитие факторы и только после этих действий начинает борьбу с самой трудностью. За это время она может не только усилиться, но и перейти в хроническую, запущенную форму.

Пезешкиан считал, что лучше сразу работать над тем, что тревожит, а не проводить сеансы психотерапии в поисках причин и факторов. Возвращение в детство и травмирующие психику воспоминания он считал чем-то бесполезным, тем, что лишает спокойствия и внутренней гармонии.

Главными задачами позитивной психотерапии считаются:

  • лечение расстройств личности и поведения;
  • профилактика девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм) поведения и социальной дезадаптации совсем маленьких детей и подросткового возраста;
  • развитие межкультурного сознания, которое включает в себя изучение национальных традиций, влияющих на поведение их носителей.

Еще одна задача — изучение взаимодействия позитивной психотерапии с другими психотерапевтическими направлениями.

Особенности

В основе позитивной психотерапии лежит три принципа: баланса, надежды, само- и взаимопомощи. Рассмотрим каждый из них подробнее:

  1. Принцип баланса. Здесь речь идет о дифференциальном анализе личностной психодинамики. Как сказано выше, психотерапия работает с врожденными и приобретенными способностями человека. Проблемы возникают в том случае, когда первые не выявлены, а вторые, лежащие совсем на поверхности, не применяются. Главная задача психотерапевта — найти, отделить друг от друга и заставить работать и те, и другие.
  2. Принцип надежды. Бывает так, что специалист отказывается от работы с пациентом из-за того, что не имеет необходимых навыков для разрешения его проблемы. В случае с позитивной психотерапией сделать так он просто не имеет права. Даже если ситуация запущена до невозможности, он должен вести себя так, будто уже через пару сеансов человек будет абсолютно здоров. При этом упор рекомендуется делать на внутреннюю силу самого пациента.
  3. Принцип само- и взаимопомощи. Подразумевает гармонизацию, адаптацию и развитие любой личности в максимально короткие сроки. Поначалу психотерапевт работает непосредственно с пациентом и его проблемой. А после он дает ему план действий относительно того, как помочь не только себе, но и окружающим людям. К последним относятся не только члены семьи, но также коллеги по работе, соседи, просто знакомые и т.д.

Это лишь часть инструментов, используемых позитивной психотерапией. На самом деле их гораздо больше.

О каких способностях идет речь

Позитивная психотерапия Пезешкиана опирается на врожденные и приобретенные способности человека. И это не только какие-то таланты и супер способности. Скорее, подразумеваются потребности в познании и любви.

Способность познавать считается интеллектуальной сущностью человека. Согласно исследованиям, за нее отвечает левое полушарие головного мозга. Имеет две интересные особенности:

  1. Сильнее развита у математиков, физиков и тех, кто так или иначе связан с точными науками.
  2. В приоритете у людей, проживающих на территории Северной Америки и Западной Европы.

Рассмотрим на примере, как эту способность используют на сеансах позитивной психотерапии. Допустим, пациент — мужчина, у которого возникли проблемы в семье. Ему предлагают ответить на ряд наводящих вопросов. Вот некоторые из них:

  1. В чем причина постоянных ссор и скандалов?
  2. Супруга не занимается домом и детьми? Или, может, не уделяет время детям?
  3. Это единственный повод для недовольства?
  4. Есть ли какие-то положительные моменты в семейной жизни?
  5. Что перевешивает: недостатки или достоинства?

Дав последний ответ, пациент будет видеть полную картину того, что происходит в его семье. Получается, что уже на первом сеансе он поймет, как ему себя вести дальше, стоит ли бороться за отношения или лучше расстаться?

Вторая способность, на которую обращает внимание профессора Пезешкиан, —способность любить. В отличие от познания, она не связана с интеллектуальной сферой.

Это эмоциональная составляющая человеческой личности. В большей степени она присуща представителям творческих и гуманитарных профессий, а также тем, кто проживает на Востоке или на территории Южной Америки.

Если у пациента эта способность является преобладающей, задавать ему рациональные вопросы бессмысленно. Пытаясь дать на них ответ, они запутаются еще больше. Поэтому психотерапевты применяют метафоры и притчи. Так, например, если за помощью пришел художник, в качестве примера ему можно привести испорченное полотно или краски, которые засохли. Это поможет ему правильно понять ситуацию и сделать выводы.

Согласно теории Пезешкиана, существуют люди, в которых способности смешиваются. Так, например, житель Востока может быть прагматичным математиком или чопорный англичанин художником. Как быть в этом случае? Здесь специалисты выбирают для работы доминирующую часть личности, пытаясь избежать внутреннего конфликта.

Этапы и методы позитивной психотерапии

Решение проблемы, которая мучает пациента, всегда должно пройти пять основных этапов:

  1. Взгляд на ситуацию со стороны, с некой дистанции.
  2. Тщательная проработка каждой отдельной детали, всех без исключения нюансов.
  3. Ситуационное согласие.
  4. Вербализация. В психологии это оформление чувств и эмоций в словесно-логические формы. Простыми словами, это описание того, что чувствует человек, думая о проблеме.
  5. Расширение границ, постановка новых целей и составление плана действий.

Главная цель каждого сеанса — освободить человека от груза, с которым он пришел. Причем сделать это нужно именно сейчас, в текущий момент времени. Интересно, что по такой схеме специалисты позитивной психологии строят общение абсолютно со всеми своими клиентами, независимо от их проблемы.

Что касается методов, то их в арсенале психотерапевтов десятки. И каждый раз они применяют наиболее эффективные в конкретном случае. Это могут быть:

  • визуализация;
  • анкетирование;
  • вопросы и ответы;
  • проговаривание;
  • истории, притчи;
  • метафоры.

Иногда пациенты решают свои проблемы после того, как увидят себя в примерах подобных ситуаций.

Техники и упражнения

Одно из преимуществ позитивной психотерапии Пезешкиана — возможность использовать некоторые техники и упражнения самостоятельно. Они помогут справиться с чрезмерным эмоциональным и физическим напряжением, внутренними разногласиями и комплексами, навязчивыми идеями.

Саногенное мышление

Особенно эффективным будет в случае с теми людьми, которые любят преувеличивать проблемы, «делать из мухи слона». Побуждает во всем, что происходит вокруг, видеть хорошее. Да, порой это сложно, но нет ничего невозможного, особенно когда понимаешь, для чего это нужно.

Представим, что вам неожиданно стало плохо в середине рабочего дня. Казалось бы, что хорошего может быть в этой ситуации? Любое недомогание — сигнал организма о том, что с ним что-то не так. А значит, у вас появилась возможность пройти обследование и вовремя выявить его причину. Она была и раньше, но, согласитесь, редко кто регулярно ходит в больницу и проходит медосмотр. А ведь чем раньше обратиться к квалифицированному специалисту и начать лечение, тем меньше последствий (часто необратимых) будет.

Идеальный день

Это упражнение показано тем, кто давно не получает радость от жизни, забыл, что такое счастье и спокойствие, погряз в проблемах и в результате всего этого впал в депрессию. Выполнять рекомендуется пару раз в неделю.

Итак, возьмите чистый лист бумаги и ручку. Максимально подробно напишите, как бы вы хотели прожить завтрашний день. Не упускайте ни малейшей детали. Впишите в свой план, что вы хотите съесть на завтрак, кому позвонить, какую телепередачу посмотреть или книгу почитать, куда сходить и с кем встретиться. А потом постарайтесь прожить день так, как вы написали, настолько точно, насколько у вас получится.

Положительные ярлыки

Это упражнение дает отличные результаты, хотя и кажется сложным. Вам нужно очистить пространство вокруг себя от ярлыков с отрицательными оттенками. Что это значит? Например, ваша соседка не старая и толстая, а умудренная годами и с аппетитными формами. Начальник — не самодур, а человек, у которого просто-напросто довольно интересный и непростой характер.

Поначалу повторять эти утверждения можно вслух, а после перейти к мысленным формулировкам.

Клубок

Не пугайтесь, вязать вам здесь не придется. Клубок нужно распутать. Очень часто мы сваливаем все в кучу. И тогда кажется, что проблем все больше и больше, а сил на борьбу с ними не хватает. Возьмите несколько листов бумаги и напишите на каждом из них отдельную трудность. Допустим, на одном проблемы на работе, на втором — в семье, на третьем — отсутствие времени на занятия с детьми и т.д. Расписывайте их максимально подробно, но ни в коем случае не смешивайте. Точно так же отдельно приступайте к решению.

Преимущества и недостатки

Как сказано выше, сейчас позитивная психотерапия получила широкое распространение.

И тому есть логичное объяснение — ее преимущества. Их несколько:

  1. Сосредоточенность на проблеме, а не на ее проявлениях и симптомах.
  2. Для помощи пациента понадобится не более 20 сеансов, если говорить о работе психолога, и не более 50, если говорить о психотерапевте. Для примера можно привести гештальт-психологию. Там, где она помогает за 6 месяцев, позитивная психотерапия справляется за полтора.
  3. Специалист не тратит много времени на поиск подходящих инструментов для работы. Применимы практически все методики решения внутренних конфликтов.
  4. Подходит для представителей всех национальностей, будь то строгие немцы или чувствительные жители Востока.
  5. Пациент не будет только слушателем. Он активно участвует в решении своей же проблемы.
  6. Психотерапевт воспринимает человека как целостную систему, сформировавшуюся личность, а не работает с его отдельными частями, например, эмоциями или мыслями.
  7. Работа построена на применении наглядных примеров, притч и метафор, что существенно упрощает ее, делает более понятной.

Еще одним несомненным преимуществом можно назвать работу на будущее, несмотря на использование принципа «здесь и сейчас». Пациент не только решает проблему, но и получает установки, как правильно вести себя в будущем.

Заключение

Итак, позитивная психотерапия — это способ быстрого и эффективного решения личностных проблем. Причем проходит оно без травмирующих психику воспоминаний и поиска причин. А это значит, что человек, видя проблему со стороны, не только находит способы борьбы с ней, но и получает руководство к дальнейшим действиям. Он учится избегать подобных ситуаций в будущем, а также помогать справляться с ними и себе самому, и окружающим. И это главное преимущество психотерапии профессора Пезешкиана.

Позитивная психотерапия Н.

Пезешкиана — Лекции по общей психокоррекции (Психология)

Тема 7. Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана

1. Базовые способности человека.

2. Формы переработки конфликта.

3. Основые этапы терапевтической модели.

4. Тезисы позитивной психотерапии.

1. Базовые способности человека.

В широком смысле «позитивной» можно назвать всю новую волну мировой психотерапии, но термин «позитивная психотерапия» был впервые использован немецким психотерапевтом (армянином по происхождению) Носсратом Пезеш-кианом в 1972 г. для собственной психотерапевтической концепции и стратегии, и этот термин следует использовать только применительно к его психотерапевтической концепции.

Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека. Этот конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод удостоен Главной медицинской премии Германии «Ричард-Мартин-Прайс» в области гарантии качества в 1997 году. В 2009 году профессор Носсрат Пезешкиан номинирован на Нобелевскую премию в медицине и физиологии.

Название метода происходит от лат. positum — «имеющий место», «данный», «фактический». С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей человеческой природы являются его способности, — как врождённые («базовые способности»), так и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).

Позитивная психотерапия является кросс-культурным методом, интегрирующим в себе, с одной стороны, философскую и интуитивную мудрость Востока, а с другой стороны, рациональную системность и научность Запад

Основа ее — в рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ при помощи тела). От терапевта требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента и его психологических способностей.

Позитивная психотерапия основывается на:

• позитивном подходе к пациенту и заболеванию;

• содержательной оценке конфликта;

• пятиэтапной терапии, в основе которой лежит самопомощь.

Позитивная интерпретация симптомов или всего заболевания нередко противопоставляется общепринятой, традиционной их интерпретации. С точки зрения позитивной психотерапии в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела — как хорошую сопротивляемость организма, и т. д.

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и как следствие — новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. А так как позитивная психотерапия исходит из того, что в основе многих психических и психосоматических заболеваний лежит конфликт, то смена точек зрения на симптомы или синдромы позволяет терапевту (и пациенту) более дифференцированно подходить к конфликту. Иными словами, психотерапевт, определив, что депрессия — это прежде всего «способность человека глубоко, эмоционально реагировать на конфликт», далее будет заниматься не столько депрессией, сколько конфликтом, который стоит за этим синдромом.

В позитивной психотерапии для достижения этой цели широко используются притчи, поучительные истории, «психотерапевтические сказки». По сути дела, каждый психотерапевт, имея богатый жизненный опыт, так или иначе пользуется этим методом. Важно, чтобы рассказанная история была яркой, в чем-то сходной с конфликтом пациента. Но сходство это не должно быть чрезмерно конкретным, «лобовым», а соприкасаться с конфликтом пациента как бы по касательной. Тогда эффект от рассказанной истории будет сильнее.

В основе концепции позитивной психотерапии лежит точка зрения, что каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями: к познанию (когнитивность) и к любви (эмоциональность). Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способность любить — эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие).

Способность к познанию означает способность учиться и учить. Из нее развиваются вторичные способности, такие, как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность, открытость, верность, справедливость, трудолюбие, бережливость, обязательность, тщательность и добросовестность.

Способность к любви означает способность любить и быть любимым. Оба компонента одинаково важны: способность активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать (быть любимым). Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к таким вторичным способностям, как умение любить, быть примером, иметь терпение, уделять время чему-то, умение устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, иметь надежду, уметь доверять, верить и сомневаться, приобрести уверенность и устанавливать единство.

Базовые способности являются актуальными, или психо-динамически действующими. Они взаимосвязаны с такими категориями, как «Сверх-Я» и «Я-идеал», чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.

Отмечено, что в Западной Европе, Америке больше выражена способность к познанию, в восточных странах — способность к любви. Межкультуральный подход проходит красной нитью через всю позитивную психотерапию, так как позволяет лучше понять структуру конфликта и поведения пациента. Очень часто то, что неприемлемо в странах с одной культурой и традициями (прием алкоголя, особенности половых взаимоотношений и т. п.), приемлемо в других. Это не означает, что одна культура хорошая, а другая плохая. Просто они разные, а поэтому и поведение пациента с позиции той или иной культуры может трактоваться по-разному.

Преимущества позитивной психотерапии

ü Конфликтоцентрированная терапия (в отличие от симптомцентрированной),

ü Краткосрочность (15-20 сеансов),

ü Универсальное применение к проблемам,

ü Эклектичность,

ü Интернациональность,

ü Рассматривает человека как целостную систему,

ü Использование метафор, притч как инструмента,

ü Клиенту отводится активная роль,

ü Ориентирована на будущее,

ü Работает с проблемами терапевтов.

2. Формы переработки конфликта.

Несмотря на все культурные и социальные различия и неповторимость каждого человека, мы можем наблюдать, что все люди при решении своих проблем прибегают к типичным формам переработки конфликтов. Если у нас есть проблема, мы сердимся, чувствуем себя перегруженными или непонятыми, живем в постоянном напряжении или не видим никакого смысла в нашей жизни, то все эти трудности можно выразить в следующих четырех формах переработки конфликта, соответствующих четырем измерениям способности к познанию:

1. тело/ощущения;

2. деятельность/разум;

3. контакты/традиции;

4. будущее/фантазия.

Эти формы переработки конфликтов являются относительно широкими категориями, которые каждый наполняет своими личными представлениями, желаниями и конфликтами. Каждый человек развивает свои собственные предпочтения в преодолении возникающих конфликтов. При гипертрофии одной из форм переработки конфликтов другие отодвигаются на задний план. Какие из форм переработки конфликтов предпочитаются, зависит в существенной степени от приобретенного опыта, прежде всего — полученного в детстве. Четыре формы реагирования моделируются в конкретной жизненной ситуации при участии конкретных концепций.

Расстройства сна, потеря аппетита, заболевания органов, раздражительность, бесконтрольный прием пищи, витальная депрессия, сексуальные расстройства, утомляемость, боли, адинамия, акустические и оптические галлюцинации, ипохондрические представления, а также нарушения восприятия и влечений и аффективные расстройства могут быть представлены как симптомы в сфере тело/ощущения.

Расстройства мышления и интеллекта, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, мечтательность, навязчивости, дереализация и т. д. относятся к разуму и вместе с тем к деятельности.

Фиксации, предрассудки, стереотипы, фанатизм, слабость суждений, боязнь правды, чувства ненависти и вины, маргинал ьность и односторонность связаны с традициями и, таким образом, с контактами. Безудержные фантазии, отстранение от действительности, суицидальные фантазии, сексуальные фантазии, опасения, навязчивые представления, бред отношения и преследования могут быть причислены к сфере будущего/фантазии.

Тело/ощущение. Как человек воспринимает свое тело? Как переживает он различные ощущения и информацию из окружающего мира? Воспринимаемая в ощущениях информация проходит через цензуру приобретенного масштаба_оценки. Отдельные характеристики ощущений могут быть конфликтными в связи с подобного рода переживаниями. При помощи своих ощущений ребенок с самого начала развития устанавливает контакт с окружающим миром. Общая активность контролируется ощущениями. Ритмы сна и питания могут стать важнейшими.

Информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь призму собственного опыта, через цензуру приобретенных стереотипов. Может быть, именно в этом кроется разгадка того, почему в ответ на конфликт реагирует одна из четырех сфер. Более того, даже если в разрешении конфликта доминирует тело, то все равно встает вопрос: почему один человек реагирует на этот конфликт преимущественно сердцем, другой — желудком, третий — кожей (нейродермиты) или нарушением функции дыхания?

Поражение того или иного органа у пациента с психосоматическим заболеванием становится понятным при взгляде на концепции, которых он придерживается в отношении к телу в целом, отдельным его органам и их функциям, а также к здоровью и болезни.

Так, у больных с желудочными расстройствами, а также с ожирением мы можем наблюдать концепции, связанные с приемом пищи («Все, что на столе, должно быть съедено»). В противоположность этому у лиц с ишемической болезнью сердца мы часто обнаруживаем концепции, которые указывают на проблематичную ситуацию в отношении пунктуальности и распределения времени. Пациенты с ревматическими болезнями проявляются преимущественно типичными проблемами вокруг вежливости («Возьми себя в руки, что скажут люди»). У пациентов с кожными заболеваниями достаточно часто выявляются конфликтные концепции в отношении чистоплотности и общения.

Деятельность/разум. Измерение этого имеет особое значение в индустриальном обществе. Сюда же относятся способы становления норм деятельности и их включения в концепцию «Я». Мышление и разум сделают возможным систематически и целенаправленно решать проблемы и оптимизировать деятельность. Возможны две разнонаправленные реакции бегства: бегство в работу и бегство от требований деятельности. Типичные симптомы — проблемы самооценки, перегрузки, стрессовые реакции, страх увольнения, нарушения внимания и «дефицитарные» симптомы, такие, как пенсионный невроз, апатия, снижение активности и т. д. Концепции: «Если ты что-то можешь, тогда ты что-то из себя представляешь»; «Кончил дело — гуляй смело» и «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»; «Время — деньги» и т. д.

Контакты/традиции. Эта сфера подразумевает способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, партнером, семьей, другими людьми, различными их группами, социальными слоями и культурными кругами; отношение к животным, растениям и вещам. Социальное поведение формируется под влиянием приобретаемого опыта и полученного наследства (традиции), особенно это касается становления наших возможностей налаживать контакты. Существуют социально обусловленные критерии выбора, которые ими управляют: например, человек ожидает от партнера вежливости, искренности, справедливости, аккуратности, общности определенных интересов и т. д. и выбирает себе партнера в соответствии с этими критериями.

Будущее/фантазия (интуиция). Можно реагировать на конфликты, активизируя фантазию, воображая решения конфликтов, представляя мысленно желаемый успех или наказывая и даже убивая в мечтах людей, на которых накопилась злость из-за того, что кто-то был не верен, не прав или придерживается других убеждений. Фантазия и интуиция могут, например, возбуждать и даже удовлетворять потребность при творческих изысканиях и сексуальных фантазиях. В качестве  «личного мира» фантазия отгораживает от травмирующих и болезненных вмешательств действительности и создает временно комфортную атмосферу (например, алкоголь, токсикомания). Она может не воспринимать «злое дело» и болезненный разрыв с партнером как состоявшиеся; она может также и устрашать, становиться могущественной, делая действительность непереносимой вследствие проекции собственных страхов. Так воображение смешивается с восприятием и ведет к симптомам, которые встречаются в шизофрении в виде бредовых идей. Чтобы укротить пугающую, динамическую силу фантазии, некоторые люди вырабатывают навязчивое поведение, словно надевают корсет, который им помогает удержать в узде угрожающие фантазии и защищаться от неконтролируемых всплесков чувств. В этой сфере актуальные способности как содержание фантазий также играют главную роль.

Четыре сферы переработки конфликта могут уже здесь указать терапевту на существенные аспекты расстройства, которые обычно незаметны в круговерти обычной медицинской диагностики и терапии.

Эта «четверка» сравнима с некими весами, на чашах которых всегда должно быть по 25 %, чтобы сохранить душевное равновесие. Решающей для уравновешенного душевного состояния является способность мыслить позитивно-творчески. Это качество почти утрачено многими людьми, но его очень легко восстановить.

В личностной сфере односторонность в четырех качествах жизни проявляется внешне в открытых формах четырех реакций «бегства»: это «бегство» в болезнь (соматизация), в активную деятельность (рационализация), в одиночество или общение (идеализация или обесценивание) и в фантазии (отрицание).

Четыре сферы переработки конфликтов соотносятся с когнитивностью, т. е. с теми областями, с помощью которых мы вступаем в отношения с реальностью. Еще одно существенное измерение человеческой жизни определяется способностью к любви, которая также развивается во взаимодействии с окружающим миром. На основании этого мы интересуемся характером отношений, открывающих доступ к возможностям проявления эмоциональности.

При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый актуальный конфликт. Он может быть результатом воздействия макропсихотравмы (к примеру, смерть близкого человека, эмиграция, безработица или смена профиля работы) или формируется под воздействием постоянно действующих микропсихотравмирующих факторов (конфликты в семье или на работе, общая эмоциональная напряженность в обществе и т. п.).

Актуальный конфликт сам по себе изначально нейтрален. Но когда этот конфликт касается конкретного человека, то он получает индивидуальное звучание и становится патогенным фактором. Личность здесь играет не менее важную роль, чем конфликт. Только тогда, когда личность пропускает конфликт сквозь призму своего Я, он приобретает индивидуальное значение.

Степень, в какой актуальный (нейтральный) конфликт станет для данной личности патогенным, зависит от многих причин, основными из которых являются конкретная ситуация, реакция на конфликт и личностные особенности.

Специфическое взаимодействие актуального и базового конфликта описывается в позитивной психотерапии следующей моделью: способности, ценностные установки, концепции и готовность к конфликту усугубляют внешние события и эмоционально окрашивают их на фоне биологически-биографической данности.

Например, в паре «учтивость прямота» учтивость означает способность быть внимательным, подчиняться, говорить «Да» ценой интуитивного отказа и эмоциональной реакции страха; прямота как способность открыто выражать потребности, стоять за себя и утверждать себя определяет сопутствующий риск агрессии.

Это взаимодействие считается центральной «точкой включения», где решается дальнейшее направление переработки конфликта.

В этих событиях принимает участие весь организм, в особенности гормональная и вегетативная нервная система. Так могут возникать функциональные нарушения.

Основное внимание должно быть обращено на то, какое влияние оказывает конфликт на физическое состояние пациента, на его профессию, на контакты с окружающими, как он изменяет его планы на будущее. В профилактическом смысле хорошо привести в равновесие все четыре сферы разрешения конфликта.

Человек со здоровой психикой — это не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто знает, как их преодолеть и выйти из создавшейся конфликтной ситуации. Поэтому одна из задач психотерапевта, практикующего позитивную психотерапию, состоит в умении вникнуть в суть конфликта пациента и попытаться равномерно перераспределить энергию, направленную на его разрешение, по основным четырем сферам.

Четыре модели для подражания, как они описываются в виде базового конфликта, проецируются на актуальные отношения человека в семье и вне семьи. Перенимается как опыт, полученный в общении с разными людьми, так и их идеалы. Эти отношения по образцу могут быть отдельно описаны актуальным и базовым конфликтом. На практике не следует совмещать обе модели и использовать их как одну целостную модель.

Отношение к Я. Оно во многом зависит от формы воспитания пациента. Деформированные формы воспитания (ги-пер- и гипоопека) обычно приводят и к деформированным формам отношения к себе.

Отношение к «Ты». Чаще всего воспроизводится модель поведения родителей и близких людей. Их взаимоотношения между собой, их представления о браке, сексуальности определяют в конечном итоге стереотипы поведения выросшего в этой семье ребенка. Отсюда и разные жизненные концепции: «я создам крепкую, гармоничную семью» или «я никогда не женюсь».

Отношение к «Мы». Модель поведения формируется по образцу родительского отношения к окружающим их людям. Если ребенку в семье и школе говорят о долге перед Родиной, чести, милосердии, а вокруг себя он видит лицемерие, разврат, воровство, то стереотипом поведения в дальнейшем становится не то, что этот ребенок слышит, а то, что он видит. постараться максимально актуализировать позитивные личностные особенности и свести к минимуму негативные.

3. Основые этапы терапевтической модели.

Модель позитивной психотерапии не стремится первично объяснить возникновение определенных конфликтов, а старается понять человека в его жизненной ситуации, в которой он заболевает. Терапевтическая модель разделена на пять этапов:

1. наблюдение/дистанцирование;

2. инвентаризация;

3. ситуативное обозрение;

4. вербализация;

5. расширение системы целей.

Дистанцирование от конфликта. Если представить конфликт в виде картины, то пациента можно сравнить с человеком, настолько близко подошедшим к картине, что он отчетливо видит только ее детали, но не в состоянии рассмотреть целиком и поэтому не понимает ее смысла. На первом этапе лечения психотерапевт должен помочь пациенту как бы отстраниться от создавшейся конфликтной ситуации, рассмотреть ее со стороны и постараться составить о ней полное представление. При этом важно помнить о культуральных особенностях пациента, о традициях и обычаях страны, в которой он воспитывался и живет.

Проработка конфликта. Отстранившись от конфликта и «увидев» его в целом, далее нужно тщательно проработать каждую его деталь. Не следует забывать о четырех основных сферах разрешения конфликта. Врачу совместно с пациентом важно выяснить, какое влияние оказал конфликт на самого больного, на его профессию, семью, межличностные отношения, социальный статус и т. п. Следует разобраться, какое влияние на формирование конфликта оказали взаимоотношения родителей, ближайшее окружение, внешняя среда, какую роль при этом сыграли личностные особенности самого пациента.

Только после тщательного анализа конфликта следует переходить к следующему этапу лечения.

Ситуативное одобрение. В конфликте обычно участвуют не менее двух людей, и в каждом из них есть как отрицательные, так и положительные личностные качества.

Ситуативное одобрение — это прежде всего попытка переставить акцент с отрицательных качеств своего партнера (партнеров) по конфликту на положительные. А таковые обязательно присутствуют даже у очень сильно обидевшего вас человека — нужно только попытаться найти их. Да и попытки критически оценить собственные недостатки тоже небесплодны.

Вербализация. Этот этап лечения подразумевает обсуждение конфликта. Следует беседовать с пациентом о конфликте, а не о предполагаемых его последствиях. Беседа должна быть конфиденциальной и доверительной. Терапевту следует честно высказать свой взгляд на решение конфликта, а пациент сам решит — воспользоваться этим советом или нет.

Расширение жизненных целей. Пациент, охваченный конфликтной ситуацией, всю энергию вкладывает в нее (или в ее последствия).

Роль психотерапевта в этом случае заключается в том, чтобы понять непропорциональность распределения жизненной энергии и попытаться вместе с Пациентом перераспределить ее между четырьмя основными сферами разрешения конфликта. Кроме того, помимо конфликта всегда существуют более важные жизненные цели, куда можно вложить часть этой энергии.

Партнер приносит человеку конфликты, сложности, проблемы и кризисы. Одновременно с этим он дает также шанс дальнейшего развития личности и адекватного решения этих конфликтов. Конфронтация во многих сферах человеческих взаимоотношений по-своему может быть благоприятной: в отношениях родителей и детей, отношениях с партнером и его родителями, взаимоотношениях с окружающими. Видеть в горе только горе, а в конфликте — только разногласия означает глубокое непонимание, что в воспитании и психотерапии кроются необозримые возможности.

Отсюда ясно, что недостаточно спрашивать лишь о «почему» какого-то нарушения, страдания или испытания. Вы останетесь непонятыми, если затем не будет задан вопрос «для чего», который означает реинтеграцию, тенденцию к единству и дальнейшему развитию.

Позитивная психотерапия может сочетаться с другими методами психотерапии или применяться самостоятельно. Чаще всего практикуется кратковременная терапия, состоящая из 20 — 30 занятий длительностью около 50 минут.

Как правило, уже спустя относительно короткое время (10 — 15 встреч) наступает существенное улучшение состояния. Контрольные исследования через год в большинстве случаев выявляют стойкий терапевтический эффект. Имеется опыт лечения методом позитивной психотерапии партнерских проблем, трудностей воспитания, депрессий, фобий, сексуальных расстройств, психосоматических заболеваний, таких, как болезни желудка и кишечника, ревматические жалобы, диабет и астма. Метод также неоднократно использовался при лечении психопатий и шизофрении. Особый успех наблюдается в лечении невротических и психосоматических расстройств.

Девять тезисов позитивной психотерапии

1.  Позитивная психотерапия учитывает позитивные аспекты каждой болезни. На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом для человека и его социальной группы, выделяя при этом позитивное значение: «Какие позитивные аспекты имеет покраснение? Какие преимущества обеспечивает заторможенность? Какие функции выполняют нарушения сна? Что значит для меня тот факт, что у меня есть страх или депрессия?» и т. д.

2. Теория микротравм учитывает содержание конфликта и его динамику. Исходя из вопроса «Что общего у всех людей (осознание общности и единства) и чем они различаются (осознание индивидуальности и единственности)», позитивная психотерапия описывает содержание конфликта (актуальные и базовые способности). Зачастую это вовсе не глобальные потрясения, которые приводят к нарушениям и расстройствам, а постоянно повторяющиеся маленькие душевные раны, которые в конечном итоге формируют характер, особенно подверженный отдельным конфликтам (капля камень точит).

3. Транскультурное мышление является основой позитивной психотерапии. Оно включает множество индивидуально, семейно и культурно обусловленных явлений и предполагает единство в многообразии.

Бесплатная лекция: «20 Доказательство правильности представления данных» также доступна.

4. Концепции, мифология и притчи целенаправленно включаются в терапевтическую ситуацию. Притчи способствуют ликвидации внутреннего сопротивления и облегчают осуществление самопомощи, дополняющей психотерапевтические мероприятия.

5.  Каждый человек неповторим. Лечение соответствует потребностям больного.

6. Члены семьи как индивидуумы и социальные факторы как определяющие условия включаются в терапевтический процесс.

7.  Понятия позитивной психотерапии доступны каждому: речевые барьеры устранены (равенство шансов в психотерапии).

8.  Позитивная психотерапия предлагает базовую концепцию для работы с любыми болезнями и расстройствами; она определяет три отправные точки: профилактика, собственно лечение и реабилитация (универсальность применения).

9.  Позитивная психотерапия предлагает своим содержательным процессом такую концепцию, в рамках которой могут рационально применяться и дополнять друг друга различные методы и специальные направления (метатеоретиче-ские и метапрактические аспекты).

Всемирная ассоциация позитивной и транскультурной психотерапии

Основатель позитивной психотерапии Носрат Пезешкиан (1933–2010) был немецким сертифицированным психиатром, неврологом и психотерапевтом иранского происхождения. В конце 1960-х — начале 1970-х годов его вдохновляли разные источники, люди и разработки:

  • Дух того времени, породивший гуманистическую психологию и ее дальнейшее развитие.
  • Личные встречи с выдающимися психотерапевтами и психиатрами, такими как Виктор Франкл, Джейкоб Л. Морено, Генрих Менг, Раймонд Баттегей, Гаэтано Бенедетти и другими.
  • Гуманистическими учениями и добродетелями Веры Бахаи.
  • В поисках интегративного метода, особенно из-за проблем между психоаналитиками и поведенческими терапевтами в то время.
  • Основано на транскультурных наблюдениях в более чем 20 культурах и поиске интегративного метода, учитывающего культурные особенности.

1960-е

В 1960-х годах Носрат Пезешкиан основал собственную психиатрическую практику в Висбадене, Германия. Свободный от внешних ограничений, он смог работать с пациентами в течение следующих тридцати лет в своем собственном терапевтическом стиле и развивать его дальше. Он обсудил свои новые идеи для психотерапии с 1968 года вместе со своими коллегами Дитером Шёном, доктором медицины, и с Гансом Дейденбахом (психолог) . В конечном итоге это привело к развитию позитивной психотерапии.

1970-е

В 1970-х Носрат Пезешкиан начал читать лекции и повышать квалификацию врачей, что было признано Медицинской комиссией Гессена как непрерывное психотерапевтическое образование. В это же время появились первые его публикации. В этот период были опубликованы четыре из пяти основных книг по позитивной психотерапии: «Психотерапия повседневной жизни» (первоначально «Schatten auf der Sonnenuhr», 19).74) «Позитивная психотерапия» ([оригинал на немецком языке] 1977 г.), «Восточные истории» ([оригинал на немецком языке] 1979 г.) о применении восточных историй в позитивной психотерапии и «Позитивная семейная терапия» ([оригинал на немецком языке 1980 г.).
Он назвал свой новый подход «Дифференциальный анализ», который использовался до 1977 года, когда была впервые опубликована его книга «Позитивная психотерапия» .

В тот же период была создана первая структура для обучения позитивной психотерапии с основанием «Группы психотерапевтического опыта в Висбадене» (Psychotherapeutische Erfahrungsgruppe Wiesbaden, PEW) в 1919 г.77. Медицинский совет Гессена дал разрешение на непрерывное обучение врачей психотерапии. Немецкая ассоциация позитивной психотерапии (DGPP) была основана в 1977 г. и стала первой ассоциацией позитивной психотерапии в мире, а с 1979 г. издавала собственный журнал позитивной психотерапии (оригинал на немецком языке). и другие заинтересованные лица из многих культур усилили его примирение с культурными особенностями пациентов, так что он очень рано ввел термин «транскультурная психотерапия» (Н. Песешкиан, 19).77 [немецкий] и 1987 [английский перевод]).

1980-е

Носрат Пезешкиан начал интенсивно читать лекции и проводить семинары за пределами Германии в 1980-х годах, что привело его и его жену Мание в более чем 60 стран на всех пяти континентах. Было опубликовано больше книг, таких как «В поисках смысла» (немецкий, 1983 г. , английский перевод, 1985 г.).

Анкета первого интервью и «Висбаденский опросник позитивной психотерапии и семейной терапии» (WIPPF) был опубликован в 1988 году в сотрудничестве с Хамидом Пезешкианом и Хансом Дейденбахом .

1990-е

Опубликована последняя из основных работ Носрата Пезешкиана «Психосоматика и позитивная психотерапия» (немецкий перевод 1991 г. и английский перевод 2013 г.). Помимо прочего, в ней представлена ​​структурированная психодинамическая модель болезни и пятиэтапный процесс психосоматического лечения.

Позитивная психотерапия вызвала большой интерес в недавно изменившихся странах Центральной и Восточной Европы, которые не только географически, но часто и психологически лежат между Востоком и Западом. Создано более 30 центров, начиная с первого в 1990 году в Казани, Россия, и первых Национальных ассоциаций позитивной психотерапии в Украине, Болгарии, Румынии . Началось активное участие в Европейской ассоциации психотерапии (EAP), благодаря которой Сертифицированные тренинги по позитивной психотерапии впоследствии были аккредитованы как соответствующие требованиям для получения Европейского сертификата по психотерапии (ECP).

Позитивная психотерапия получила дальнейшее международное распространение благодаря основанию Международного центра позитивной психотерапии (ICPP) в 1994, предшественник сегодняшней Всемирной ассоциации позитивной психотерапии (WAPP).

В 1997 году в Санкт-Петербурге, Россия, состоялся 1-й Всемирный конгресс по позитивной психотерапии.

Первое «Исследование эффективности позитивной психотерапии», проведенное в 1995-1997 гг., показало высокую терапевтическую эффективность метода при различных диагнозах. За эту научную работу Носрат Пезешкиан получил премию Ричарда Мертена за оценку качества.

Тренинги по Позитивной психотерапии стали более систематизированными с 19С 92 г. были разработаны учебные программы для базовой и повышения квалификации в Германии и за рубежом. Позитивная психотерапия вышла за рамки медицины, прежде всего в школьное и университетское образование, в обучение менеджменту и коучинг.

В 2000 году Вторая Всемирная конференция по позитивной психотерапии в Висбадене принимала гостей и делегатов со всего мира, в том числе Рика Снайдера, который позже отредактировал первый Справочник по позитивной психологии. Начался первый тренинг для тренеров по PPT для квалификации тренеров со всего мира .

2000-е

В 2005 году Носрат Песешкиан и его жена Мание основали Фонд Песешкиана – Международную академию позитивной и транскультурной психотерапии (IAPP). Он продвигает международную деятельность и управляет Международным архивом позитивной психотерапии. Фонд поддерживает публикации, некоммерческие и научные проекты и владеет правами на книги Носрата Пезешкиана.

Международный центр позитивной психотерапии (ICPP) был переименован во Всемирную ассоциацию позитивной психотерапии (WAPP) в 2008 году. Международный секретариат WAPP находится в Висбадене .

Национальные ассоциации позитивной психотерапии существуют в Германии, России, Румынии, Косово, Украине, Турции и Болгарии. Позитивная психотерапия также работает с центрами в Албании, Австрии, Азербайджане, Северном Кипре, Польше, Македонии, Китае и Эфиопии. Первый университетский магистерский курс по позитивной психотерапии был завершен в 2005 году в Университете UTEPSA в Санта-Крус в Боливии. Позитивная психотерапия также включена в учебные программы по психологии и психотерапии в университетах Болгарии, России и Турции.

2010-е

Семинары, курсы повышения квалификации и лекции по позитивной психотерапии на сегодняшний день прошли более чем в 80 странах с более чем 100 000 участников. Трудно точно определить, насколько этот метод распространился за пределы официальных центров.

Учебные программы базовых и магистерских курсов по позитивной психотерапии становятся все более и более совершенными и стандартизированными.

К 2014 году в разных странах мира состоялось 6 всемирных конгрессов позитивной психотерапии. Непрерывное обучение инструкторов для поддержания высокого уровня образования предлагается WAPP в виде международных семинаров для инструкторов (ITS) в Германии и другими национальными ассоциациями, например, в Болгарии, Румынии и Украине .

В 2016 году к названию Всемирной ассоциации позитивной и транскультурной психотерапии (WAPP) был добавлен термин «транскультурный», чтобы подчеркнуть транскультурную основу метода, который теперь официально зарегистрирован как Всемирная ассоциация позитивной и транскультурной психотерапии (WAPP).

Проф. д-р Носрат Пезешкиан (1933-2010) был профессором, специализирующимся в области неврологии, психиатрии,
психотерапии и психосоматической медицины. Он родился в Иране и переехал в Германию в 1954 году.
Он получил психотерапевтическую подготовку в Германии, Швейцарии и Соединенных Штатах.

Профессор Песешкиан начал развивать позитивную психотерапию в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Разработка этой концепции PPT включала исследование взаимосвязи между культурой и болезнью, а также культурных концепций в 22 различных культурных группах. Он также был основателем и бывшим директором Висбаденской академии психотерапии и директором Международной академии позитивной и транскультурной психотерапии.0021 Фонд Песешкиана. Он был читателем в Академии высшего медицинского образования Государственной медицинской палаты Гессена, Германия .

В качестве международного лектора профессор Пезешкиан выступал с докладами в университетах и ​​колледжах многих стран, в т. ч. в США, Гавайях, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Папуа-Новой Гвинее, Кении, Японии, Китае, Индии, Бразилии, Боливии, Швейцарии, Австрии, России, Украине, Турции, Кипре, Болгарии, Германии.

В 1997 году он был удостоен премии Ричарда Мертенса за свою работу «Компьютерное обеспечение качества в позитивной психотерапии». Эта премия является одной из самых высоких наград в области обеспечения качества в области медицины в Европе.

В январе 2006 г. профессор д-р Носрат Пезешкиан был награжден орденом «За заслуги» и крестом за выдающиеся заслуги перед Федеративной Республикой Германия (Bundesverdienstkreuz).

Профессор доктор Носрат Пезешкиан был автором многочисленных книг по психотерапии. 26 книг по позитивной психотерапии были частично изданы на 24 языках и были одними из первых в Восточной Европе. Переведенные версии его книг доступны, например, на китайском, русском, английском и испанском языках. Опубликовано более 250 статей в научных журналах.

Транскультурные переживания с учетом четырех качеств жизни
Позитивная психотерапия в рамках транскультурной психологии
Транскультурный подход к (семейной) психотерапии

Позитивная психотерапия и позитивная психология

?
Позитивная психотерапия и позитивная психология
maxim_goncharov
11 сентября 2011

«Если вы хотите чего-то, чего у вас никогда не было, вам нужно делать то, чего вы никогда раньше не делали» Позитивная психотерапия.

Очевидно, что процесс глобализации и растущие мультикультурные тенденции в обществе подталкивают нас к поиску большего единства в разных сферах жизни. В области современной психотерапии и психологии все больше проявляются гуманистические тенденции.
В последнее время возрос интерес к двум подходам к психологии и психотерапии с похожим названием: «Позитивная психотерапия» (Песешкиан) и «Позитивная психология» (Селигман).
Носрат Пезешкиан и его коллеги основали «Позитивную психотерапию» с 1968 года. Сегодня она признана во всем мире как ресурсно-ориентированная и транскультурная форма психодинамической психотерапии, которая принята профессиональными ассоциациями, такими как Всемирный совет психотерапии (www.wprldpsyche). .org) и Европейской ассоциации психотерапии (www.europsyche.org). Международная академия позитивной психотерапии существует с 1968 и работает более чем с 40 странами и 100 центрами по всему миру. Издано более 25 оригинальных книг, частично переведенных на 24 языка. На основании этой работы проф. Пезешкиан получил высшую награду за обеспечение качества медицинской палатой Германии, а также орден «За заслуги» президента Федеративной Республики Германии. Он получил широкое признание как ученый. В 2009 году проф. Пезешкиан был номинирован на Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
Профессор Песешкиан развил свой метод на основе психодинамической практики, которая в то время была в своем мейнстриме преимущественно дефицитарной и имела длительную продолжительность лечения. Кроме того, он представил — намного раньше своего времени — особенно значение (транс)культурных аспектов положительного образа человека.
С другой стороны, профессор Селигман начал свой подход на основе традиции когнитивно-поведенческих исследований. В своем механистическом образе человека эта традиция также была ориентирована преимущественно на дефицит и не всегда поддерживала интеграцию.
«Позитивная психология» — это программа эмпирической психологии, инициированная и представленная Мартином Селигманом с начала 1990-х годов. За последние несколько лет позитивная психология привлекла значительное внимание как в академической сфере, так и в популярных средствах массовой информации. Позитивная психология — это новое направление психологии, цель которого была сформулирована в 1998 году Мартином Селигманом и Михаем Чиксентмихайи: «Мы верим, что возникнет психология позитивного человеческого функционирования, которая достигнет научного понимания и эффективных вмешательств для построения процветания отдельных людей, семей, и сообщества». Позитивные психологи стремятся «найти и взрастить гениальность и талант» и «сделать обычную жизнь более полноценной», а не просто лечить психические заболевания. Эта область призвана дополнять, а не заменять традиционную психологию. Он не пытается отрицать важность изучения того, как что-то идет не так, а скорее подчеркивает важность использования научного метода для определения того, как все идет правильно. Исследователи в этой области анализируют такие вещи, как состояния удовольствия или потока, ценности, добродетели, таланты, а также способы, которыми социальные системы и институты могут их продвигать. (Википедия)
Сходные названия двух подходов вызвали любопытство и путаницу среди экспертов и неспециалистов. Итак, на вопрос «Что у них общего и чем они отличаются?» стоит на повестке дня.
Оба подхода уделяют большое внимание активизации ресурсов и оба имеют оптимистичный взгляд на способность человека развиваться и расти. Они даже используют некоторые схожие понятия, такие как «реальные способности» (позитивная психотерапия) и соответственно «добродетели» (позитивная психология).
Однако при более внимательном рассмотрении их основания, развития и организации обнаруживаются интересные различия. «Позитивная психотерапия» зародилась в Европе, где важными источниками вдохновения стали клиническая психодинамическая практика и кросс-культурные аспекты миграции, в то время как позитивная психология имеет свои специфические корни в поведенческих и академических исследованиях в Соединенных Штатах. На этом фоне некоторые сопоставления концепций и прикладных аспектов выявляют интересную картину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *