Разное

Поведенческий подход в медицинской психологии: Поведенческий подход

Содержание

Поведенческий подход в медицинской психологии.

Личность, согласно теоретикам поведенческого подхода, является ярлыком для суммы паттернов поведения человека. В отличие от психодинамической и диспозиционной теорий, которые считают, что различные поведения могут отражать одни и те же подлежащие черты, потребности, конфликты или психологическую защиту, бихевиоральная точка зрения предлагает концепцию ситуационной специфичности. Другими словами, в различных ситуациях люди способны на разные виды поведения, при этом не все они обязательно совместимы или постоянны. Тем не менее все они являются подлинной частью личности, отражением взаимодействия поведенческих тенденций, приобретенных в процессе научения (или наследованных), с ситуациями жизни.
Дж. Уотсон, отталкиваясь от теории условных рефлексов И. П. Павлова, заявил, что все человеческое поведение, от психического расстройства до научного поиска, детерминировано ситуациями научения, с которыми сталкивается ребенок, а не тем, что присутствует от рождения.

Сегодня большинство бихевиоральных теоретиков признают, что точка зрения Уотсона была крайней, но все же, изучая личность, они фокусируются на объективно измеряемых поведенческих проявлениях. Б.Ф. Скиннер рассматривал взаимодействие между поведением и средой как функциональные отношения и пытался понять эти отношения, применяя функциональный анализ поведения. Заметим, что функциональный анализ не описывает личность, а суммирует, что она получает в качестве награждения (социальное внимание), на какое поведение способна, какими умениями не обладает (поиск внимания адекватным способом). Скиннер подчеркивает роль оперантного обусловливания, посредством которого поведение формируется его средовыми последствиями. С точки зрения Скиннера, «зависимый» человек – тот, кого награждали за зависимое поведение, так же как «враждебный» – тот, кто получал подкрепление своей агрессии. Та же логика используется для объяснения того, как возникают поведенческие нарушения и психопатологические симптомы.
В когнитивно-поведенческих теориях, помимо классического и оперантного обусловливания, подчеркивается также важность когнитивных переменных. Теория социального научения Альберта Бандуры наиболее известна. Бандура подчеркивал роль научения с помощью наблюдения за другими людьми. Когнитивные процессы позволяют наблюдать за поведением других людей или слышать о нем и затем подражать этим моделям или отвергать их.

Поведенческий подход находит практическое применение в поведенческой терапии, прогнозировании поведения, педагогической и медицинской психологии. Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов. Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения человеческого поведения – психологическая модель – которая фундаментально отличается от психодинамической, квазинозологической, модели психического заболевания. Второе положение: приверженность научному методу. Из этих положений вытекают следующие последствия: многие случаи патологического поведения, которые прежде рассматривались как болезни или как симптомы болезни, с точки зрения поведенческого подхода рассматриваются как «проблемы жизни».

К таким проблемам относятся прежде всего тревожные реакции, сексуальные отклонения, расстройства поведения. Предполагается, что патологическое поведение является в основном приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение. Его можно лечить, применяя поведенческие процедуры. Поведенческая диагностика основана на принципе «сейчас», она акцентирует детерминанты настоящего поведения и не занимается анализом прошлого. Специфичность является отличительным признаком поведенческой диагностики: считается, что человека можно лучше понять, описать и оценить по тому, что он делает в конкретной ситуации. Лечение требует предварительного анализа проблемы, выделения в ней отдельных компонентов, затем эти специфические компоненты подвергаются систематическому воздействию поведенческих процедур. Приверженность научному методу подразумевает наличие: ясной концептуальной основы, которая может быть проверена экспериментально; лечения, согласующегося с содержанием и методом экспериментально-психологической психологии; терапевтических техник, которые можно описать с достаточной точностью для того, чтобы измерить их объективно; экспериментальной оценки методов лечения.

Различные подходы в поведенческой терапии отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур. На одном конце этого континуума находится функциональный анализ поведения, который сосредоточивается исключительно на наблюдаемом поведении и отвергает все промежуточные когнитивные процессы. На другом конце – теория социального научения и когнитивная модификация поведения, которые опираются на когнитивные теории. Это позволяет говорить о новом этапе в развитии поведенческой психотерапии, который знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишенью «чистого» поведенческого терапевта является изменение поведения; мишенью когнитивного терапевта – изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие терапевты признают и то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
Например, пациент страдает от чувства неуверенности. В поведенческой терапии ему предложат практиковать новые навыки поведения в тренинге уверенности в себе. В когнитивно-поведенческой же терапии пациенту предложат вначале идентифицировать привычные мысли, которые появляются у него в ситуациях самовыражения. Другим пациентам будет предложено сконцентрироваться на мыслях, вызывающих депрессию, тревогу и другие эмоциональные проблемы. Как только эти дезадаптивные когниции становятся очевидными для пациента, терапевт предлагает заменить их на более адаптивные, которые помогут пациенту выработать более уверенную манеру поведения. Некоторые из этих методов были разработаны самими поведенческими терапевтами. Другие были заимствованы у терапевтов, которые фокусировали внимание полностью на когнитивных процессах, но чьи техники близки к поведенческому подходу. Поведенческие теоретики утверждают, что наилучшим предиктором поведения является поведение в прошлом в тех же самых обстоятельствах. Предсказание суицидальных действий также улучшается, если смотреть на них с точки зрения поведенческих, ситуационных и демографических переменных, а не с точки зрения черт личности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Поведенческий подход в медицинской психологии.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Поведенческий подход в медицинской психологии.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Поведенческий подход в медицинской психологии.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Основные теоретические подходы в медицинской психологии


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

1.Психоаналитический подход.

2. Экзистенциально-гуманистический подход.

3.Поведенческий подход.

4.Когнитивный подход.

5.Социокультурный подход.

Поведенческий подход.

  • Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода. Роль научения в развитии психических расстройств. Объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения. Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.

Когнитивный подход.

  • Модель психической патологии в когнитивном подходе. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис). Особенности рациональных иррациональных суждений. Типичные иррациональные суждения. Когнитивная терапия (А. Бек). Модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы. Принципы и методы когнитивной психотерапии. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

Экзистенциально-гуманистический подход.

  • Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистиче­ском подходе. Основные экзистеМодель психической патологии в Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистиче­ском подходе. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

Социальный подход.

Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии. Социальные факторы, повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр. Представления о здоровье и болезни в различных культурах. Психические расстройства, характерные для различных культур.

Патопсихология.

Патопсихология.

Предмет патопсихологии. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования. Основные методики патопсихологической диагностики.

Анализ результатов патопсихологического исследования. Нарушения сознания, умственной работоспособности, памяти, восприятия, мышления, личности. Отличие психологического диагноза от медицинского.

Виды патопсихологических синдромов (по В.М. Блейхеру). Правила составления заключений по данным патопсихологического исследования.

Патопсихологическая характеристика органических поражений мозга.

Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза. Структура и особенности синдрома деменции. Диагностика деменции в патопсихологическом исследовании. Психологическая помощь больным с деменцией и их родственникам.

Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения). Задачи патопсихологической диагностики при эпилепсии.

Роль патопсихологического исследования в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.

Нарушения сознания и внимания в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее – ЧМТ). Нарушения умственной работоспособности, изменения личности, снижение интеллектуальных способностей, нарушения памяти.

Задачи патопсихологической диагностики при отдаленных последствиях ЧМТ.

Структура патопсихологических синдромов при сосудистых поражениях мозга.

Патопсихологическая характеристика тревожных расстройств.

Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульсивное, посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства. Концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах. Психотерапия больных с тревожными расстройствами.


Скачать 333,31 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Поведенческая психология в медицине: хорошее, плохое и неизвестное | Журнал этики

От редактора

сен 2020

Анум Фасих, MD

AMA J Этика. 2020;22(9):E757-759. дои: 10.1001/amajethics. 2020.757.

  • электронная почта

 

В 1962 году экономист Хокинс Стерн из Стэнфордского исследовательского института опубликовал статью под названием «Значение импульсивных покупок сегодня». 1 Зная о влиянии поведенческой психологии на потребительские привычки, компания William Wrigley Jr заказала это основополагающее исследование, чтобы получить информацию, которая впоследствии сформирует стратегии, значительно улучшившие продажи продукции.

Всем, кто когда-либо стоял у кассы и интересовался практикой класть на нее жевательную резинку, настоятельно рекомендуется ознакомиться с работой Стерна. Идея, стоящая за этой стратегией, заключается в том, что к тому времени, когда потребители подходят к кассе, их способность принимать решения настолько истощена актом выбора других покупок, что они более уязвимы для импульсивных покупок, таких как жевательная резинка. Любопытно, что некоторые концепции, изложенные в этой статье, находят применение не только в экономике, но и в медицине.

Например, известно, что феномен усталости от принятия решений, описанный выше, ухудшает способность клиницистов назначать лекарства. Одним из проявлений этого явления является повышенная вероятность того, что клиницисты первичного звена будут назначать антибиотики при инфекциях верхних дыхательных путей ближе к концу рабочего дня, а не к его началу. 2

Феномен усталости от принятия решений — лишь один из многих примеров, подпадающих под эгиду поведенческой психологии, области, изучающей связь между систематическими тенденциями в нашем мышлении и тем, как эти тенденции реагируют на стимулы окружающей среды и, в конечном счете проявляются как действия. По сути, сознательные или подсознательные, преднамеренные или случайные, эвристики и предубеждения являются жизненно важными факторами в повседневном принятии решений как врачами, так и пациентами.

Область поведенческой психологии находит свое применение в поведенческом дизайне и архитектуре выбора, мощных инструментах, с помощью которых можно влиять на практику медицинских работников и поведение пациентов. Когда архитектура выбора предназначена для предсказуемого влияния на поведение, но без ограничения вариантов, ее часто называют подталкиванием . 3 В сентябре 2015 г. Белый дом издал указ, предписывающий федеральным агентствам включить поведенческую науку в свои программы9.0025 4 , тем самым формируя «подталкивающие подразделения» или группы поведенческого дизайна. Влияя на поведение граждан и государственных служащих, эти подразделения смогли улучшить результаты во многих областях, включая энергосбережение, 5 личные сбережения,

6 и заполнение заявок на получение финансовой помощи в колледжах. 7

Несмотря на то, что медицине еще предстоит внедрить поведенческую психологию систематическим или масштабируемым образом, примеры ее успешного применения в этой области убедительны. Чтобы повысить ценность и результаты медицинской помощи, а также углубить знания о том, как лучше всего применять подталкивание, в 2016 году Пенсильванский университет открыл подразделение Penn Medicine Nudge Unit. 3 Изучив поведение лиц, выписывающих рецепты, и оценив силу параметров по умолчанию в электронной медицинской карте, это подразделение смогло увеличить уровень выписывания непатентованных лекарств с 75% до 98% во всех амбулаторных клиниках системы здравоохранения Пенсильванского университета в течение 7- месяца постинтервенционного периода. 8 Команда также изучила процесс, посредством которого направления на кардиологическую реабилитацию помещались в одно и то же учреждение, и, изменив систему реабилитации по умолчанию с согласия на отказ, смогла увеличить количество направлений на кардиологическую реабилитацию. от всего 15% до впечатляющих 80%. 3 Влияние вариантов по умолчанию также наблюдалось в условиях донорства органов, для которого переход стран от политик согласия к отказу от участия увеличил уровень донорства на 16–30%. 9,10 Однако комитет Института медицины рекомендовал не менять американскую политику донорства органов на систему отказа из-за опасений, что условия для принятия «этической системы презумпции согласия» отсутствуют. 11 Эти примеры служат для демонстрации влиятельной силы, которой обладает поведенческий дизайн, и проблем этической сложности, которые сопровождают эту силу.

На стыке медицинской практики и этики мы сталкиваемся с некоторыми насущными вопросами, требующими тщательного рассмотрения с точки зрения поведенческой психологии: понимаем ли мы выбор, который делаем, и почему мы его делаем? Работаем ли мы в интересах наших пациентов, или наши действия определяются, казалось бы, произвольными факторами, такими как время суток или порядок, в котором варианты выбора появляются на экранах наших компьютеров? Кроме того, когда поведенческая архитектура используется для изменения поведения при оказании помощи, как можно обеспечить этичное применение таких вмешательств?

Таким образом, те из нас, кто работает в медицинских учреждениях, должны понимать архитектуру выбора и использовать ее этическим образом, чтобы поощрять практику доказательной медицины, максимизировать эффективность, снижать выгорание врачей, улучшать результаты для пациентов, и укрепить отношения между пациентом и врачом. В этом выпуске AMA Journal of Ethics рассматриваются вопросы, связанные с применением поведенческой архитектуры в здравоохранении, ключевым из которых является вопрос о том, оправдано ли использование подталкивания — чтобы сделать самоопределение иллюзорным — для мотивации конкретного результата для здоровья. В нем также исследуется влияние поведенческой архитектуры на мышление и ее роль в профессиональном развитии, а также 10 вещей, которые медицинские работники и пациенты должны знать о будущем поведенческого дизайна в здравоохранении.

Каталожные номера

  1. Стерн Х. Значение импульсивных покупок сегодня. Дж Марк. 1962;26(2):59-62.

    Посмотреть статью Академия Google

  2. Линдер Дж.А., Доктор Дж.Н., Фридберг М.В. и соавт. Время суток и решение о назначении антибиотиков. JAMA Стажер Мед. 2014;174(12):2029-2031.

    Посмотреть статью пабмед Академия Google

  3. Патель М.С., Вольпп К.Г., Аш Д.А. Подтолкнуть подразделения к улучшению оказания медицинской помощи. N Engl J Med. 2018;378(3):214-216.

    Посмотреть статью пабмед Академия Google

  4. Распоряжение

    — использование результатов поведенческой науки для лучшего обслуживания американского народа [пресс-релиз]. Вашингтон, округ Колумбия: офис пресс-секретаря Белого дома; 15 сентября 2015 г. https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/09/15/executive-order-using-behavioral-science-insights-better-serve-american. По состоянию на 23 марта 2020 г.

  5. Олкотт Х. Социальные нормы и энергосбережение. J Государственная экономика. 2011;95(9-10):1082-1095.

    Посмотреть статью Академия Google

  6. Талер Р.Х., Бенарци С. Экономьте больше завтра: использование поведенческой экономики для увеличения сбережений сотрудников. Ж Полит Экон. 2004; 112 (дополнение 1): S164-S187.

    Посмотреть статью Академия Google

  7. Беттингер Э.П., Лонг Б.Т., Ореопулос П., Санбонмацу Л. Роль помощи при подаче заявлений и информации в решениях колледжей: результаты эксперимента H&R Block FAFSA. Q J Экон. 2012;127(3):1205-1242.

    Посмотреть статью Академия Google

  8. Patel MS, Day SC, Halpern SD, et al. Частота рецептов на непатентованные лекарства после общесистемного изменения параметров по умолчанию в электронной медицинской карте. JAMA Стажер Мед. 2016;176(6):847-848.

    Посмотреть статью пабмед Академия Google

  9. Абади А., Гей С. Влияние законодательства о предполагаемом согласии на трупное донорство органов: межстрановое исследование. J Health Econ. 2006;25(4):599-620.

    Посмотреть статью пабмед Академия Google

  10. Джонсон Э.Дж., Гольдштейн Д.Г. Дефолты и решения о пожертвованиях. Трансплантация. 2004;78(12):1713-1716.

    Посмотреть статью пабмед Академия Google

  11. Чайлдресс Дж. Ф., Ливерман, Коннектикут, ред.; Комитет по повышению уровня донорства органов. Донорство органов: возможности для действий . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; 2006.

    Академия Google

Поведенческий подход в клинической психологии

Поведенческий подход в клинической психологии

APSARA KATUWAL DANGOL

Поведенческий подход основан на убеждении, что поведению можно научиться. Он ориентирован на научный и объективный метод исследования. Это также связано с наблюдаемым поведением «стимул-реакция». Этот подход также фокусируется на роли обучения в развитии как нормального, так и ненормального поведения.

Ранний теоретик Иван Павлов открыл классическую обусловленность (ассоциативное обучение). Он провел известное исследование с использованием собак. Он был сосредоточен на эффектах выученной реакции на стимул. Например, у собаки началось слюноотделение, когда она услышала звонок. Здесь звук колокола символизировал сообщение о получении еды. Другой бихевиорист, Эдвар Л. Торндайк, открыл оперантное обусловливание, а позже Б. Ф. Скиннер проанализировал оперантное обусловливание. Он основан на поощрениях и наказаниях, формирующих поведение людей. Эдвард Л. Торндайк открыл животный интеллект. Он обнаружил, что наказание не ослабляет связи S-R, но подавляет их выражение.

 

Основные предположения

1. Все поведение изучается из среды.

Когда мы рождаемся, наш ум представляет собой «tabula rasa» (пустое состояние), и когда мы растем, мы учимся поведению посредством классического обусловливания (теория обучения). Итак, фактор среды влияет на поведение.

2. Психологию следует рассматривать как науку.

Эмпирические данные важны для любых теорий, связанных с психологией. Поскольку это означало быть наблюдаемым и измеримым.

3. Бихевиоризм в первую очередь занимается наблюдаемым поведением, а не внутренними событиями, такими как мышление и эмоции.

Поскольку внутренние события не поддаются наблюдению и измерению, внутренние события исключаются, но бихевиористы считают важными как внешние, так и внутренние события.

4. Существует небольшая разница между обучением людей и других животных.

Сравнительная психология подчеркивает, что можно проводить исследования поведения человека и животных. Бихевиористы использовали крыс и голубей в первую очередь потому, что с ними и их обстоятельствами можно справиться.

5. Поведение является результатом Стимул — Реакция.

Любое поведение является причиной стимула и реакции.

Типы бихевиоризма

Бихевиоризм был разделен на две теории, выдвинутые Уотсоном и Скиннером.

1. Методологический бихевиоризм

2. Радикальный бихевиоризм

Хронология истории бихевиоризма

1897 — Ранний теоретик Иван Павлов опубликовал результаты эксперимента по кондиционированию после первоначального изучения пищеварения у собак.

1905 — Эдвард Л. Торндайк формализовал закон следствия.

1913 — Джон Б. Уотсон основал поведенческую школу психологии.

1913 — Джон Б. Уотсон опубликовал статью « Психология с точки зрения бихевиориста », в которой были созданы предположения, связанные с поведением.

1920 — Джон Б. Ватсон и его ученица Розали Рейнер приучили сироту по имени Альберт (он же маленький Альберт) бояться его с помощью белой крысы.

1936 — Б. Ф. Скиннер написал « Поведение организмов ». Он ввел понятие оперантного обусловливания и формирования.

1943 — опубликован « принцип поведения » Кларка Халла.

1948 — Б. Ф. Скиннер опубликовал « Walden Two ». Он включает утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.

1958 — Журнал эксперимента Начат анализ поведения.

1959 — Аврам Ноам Хомский опубликовал «Обзор вербального поведения». Он включает критику бихевиоризма Скиннера.

1963 — Альберт Бандура OC опубликовал книгу под названием « Теория социального обучения и развитие личности ». Он имеет дело с когнитивными и поведенческими структурами.

1971 — Б. Ф. Скиннер опубликовал книгу « За гранью свободы и достоинства ». В этой книге он утверждал, что свобода воли — это иллюзия.

Поведенческий подход в клинической психологии внес свой вклад во многих аспектах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *