Разное

Потребности деятельности – Раздел II. Потребности человека

Лекция 4. Деятельность и потребности человека

Поиск Лекций

Деятельность и труд, деятельность и поведение.В предшествующем изложении говорилось о деятельности как определенности родовой сущности человека. Этим была обозначена одна из многочисленных методологических функций этой философской категории. Вторая половина XX века богата открытиями в области проблем человека, в естествознании и технических науках, достижение которых непосредственно связано с использованием категории деятельности.46 И что самое интересное: почти каждое новое исследование с использованием категории деятельности оригинально и неповторимо как в смысле предмета исследования, так и в смысле результата исследования.

В настоящей главе, следуя методу восхождения от абстрактного к конкретному, будет предпринята попытка перехода от философского осмысления человека к потребностям, исследования эмпирических функций человеческой деятельности. Под этим углом зрения будет дано и определение деятельности.

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. В отличие от авторов, приписывающих деятельность некоторым видам животных и даже техническим агрегатам (Маркарян Э. С.), мы исходим из того, что деятельность — исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется

жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Человек и общество — не простая прибавка к эволюции природы, не ее продолжение. Он — аккумулят своей собственной деятельности, заменившей эволюцию природы историей общества. Благодаря деятельности, практика человека создает надприродную форму, «вторую природу». В этом смысле деятельность есть выражение надприродной сущности человека.

Понятие «труд» и «деятельность» нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность — это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды. Определяя в «Капитале» труд как «прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой…» Маркс подчеркивал, что труд есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей… вечное естественное условие человеческой жизни».

47

Используя в процессе труда преобразованные в результате деятельности природные силы, человек находится во власти внешней необходимости, а его свобода существует как потенциальная возможность в виде накопления ее материальных предпосылок.

Труд создает объективные условия свободы, но еще не является самой этой свободой. «Лишь по ту сторону его (производительного труда. — прим. Н.Б.) начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы».48

Одной из закономерностей современного научно-технического прогресса является увеличение опосредствующих звеньев между человеком и природой, превращение материального производства в контролируемый человеком относительно независимый от природы процесс. Происходит вытеснение человека из непосредственного производительного труда в сферу обслуживания научно-технического и художественного творчества.

Такой труд перестанет быть работой, диктуемой лишь «внешней целесообразностью», превращается в свободную деятельность. Гуманистическая миссия человеческой истории состоит в том, чтобы способствовать этому прогрессу. Именно такую заданность исторического процесса видел Маркс, формулируя гуманистический идеал будущего, где труд выступает «уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме».49 Но это возможно лишь в условиях общества, построенного на началах социальной справедливости и равенства.

Внетрудовая деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, наука, воспитание, спорт и др.). В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обусловливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьезной затратой физических сил, то деятельность не требует такой затраты физических сил и требует большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок.

Таким образом, труд представляет собой исторически исходную «клеточку» всех форм деятельности человека. На труде основываются и им определяются такие формы активности как деятельность и поведение.

Поведение можно рассматривать как внешнее выражение активности человека. В отличие от деятельности, поведению присуща несколько видоизмененная связь компонентов деятельности. Предмет и результат труда на уровне поведения не определены, поведение — это поступок, цель трансформируется в мотив, средство дематериализуется. Поведение детерминируется, прежде всего, социабельными (правовыми и нравственными) нормами, уровнем сознательности и культуры личности. Субъект деятельности трансформируется в личность.

В качестве основных компонентов внешней детерминации поведения выступают социальная среда, ситуация, обстоятельства. Детерминация поведения более пластична, она носит характер регулирования. Поэтому оценивать человека надо не по его поведению, а по его деятельности. Нельзя превращать человека в «божью коровку», загоняя его в прокрустово ложе господствующего в той или иной среде общественного мнения.

Таким образом, поведение — это внешнее проявление деятельности, рассмотренное через призму общественного мнения, интересов и правовых норм определенного класса, общественного сословия, социальной группы.50 Деятельность и труд имеют однотипную внутреннюю структуру, являясь методологической основой изучения эмпирической сущности природы человека и деятельного подхода к потребностям.

 

Структура акта деятельности.Выделение понятия «акт деятельности» имеет своей целью конкретизацию деятельностного подхода для исследования индивидуальности человека и его эмпирической сущности.

Деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец. Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельного акта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степени зрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач. Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует

начало, середину и конец деятельности.

Структура акта деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид, группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие, результат.

Коллективным субъектом деятельности можно назвать такую группу людей или общество в целом, которые объединены общностью цели, формирующей однонаправленность действий по достижению приемлемого для всех результата. Не может быть определено субъектом деятельности такое объединение людей, различные силы внутри которого действуют по принципу: лебедь, рак и щука.

Цель — это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание — исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.

Средство — это момент объективности (реальности) в акте деятельности. Под определенность средства попадает все то, что есть, что бытийствует в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это — орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности. Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. «Средство, — писал Гегель, -именно есть то, что ничего собой не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность».

51

Взаимоопределяемость цели и средства — важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека. Те жизненные коллизии и противоречия, которые так часто встречаются в индивидуальной жизни, не в последнюю очередь обусловлены дисгармонией цели и средства, ибо, как писал Маркс, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».52

Предмет деятельности — то, на что направлена деятельность субъекта. Это — как стихийные силы природы (землетрясение, наводнение, оползни и т. д.), так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (железная руда, лес, поступающий на лесопилки, рыба, выловленная в море и направленная на перерабатывающие комбинаты и многое другое), а также человек как предмет воспитания и обучения.

Действие — кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. Это наиболее напряженный момент, требующий средоточия интеллектуальных и физических сил человека, такое взаимодействие субъективного и объективного компонентов деятельности, которое детерминирует (причиняет) результат деятельности.

Завершающим моментом деятельности является результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается, осуществляется истинность поставленных целей. В результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные «дополнения» к цели, и нередко эти «дополнения» по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной цели.

Ярким примером этого является авария на Чернобыльской АЭС, пыльные бури после освоения целины в 50-е годы и многое другое. Создавая атомные электростанции, люди не хотели, не ставили своей целью возникновение лучевой болезни, заражение громадных территорий атомной радиацией, переселение миллионов людей в результате аварии, но они это получили.

Исследуя проблему взаимодействия цели, средства и результата Н. Н. Трубников отмечал, что целевая деятельность человека возможна лишь постольку, поскольку результат не равен не только цели, но и средству; поскольку он обещает дать и действительно дает нечто большее, чем было затрачено на его достижение».53

Это «нечто большее», нежелательное дополнение к цели является основным источником возникновения непредвиденных отдаленных последствий деятельности.

Нежелательные «дополнения» к цели в результате деятельности детерминированы теми свойствами характеристиками предмета, которые находятся за пределами его определенности в качестве средства и реализуются как непознанная необходимость, «за нашей спиной».

В предмете, используемом в качестве средства, нередко имеется нечто такое, что «работает» против цели. Поэтому, как отмечал Гегель, «получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся».54

Здесь была вкратце очерчена «логическая фигура» акта деятельности. Акт деятельности является тем «каналом связи», благодаря которому внутренний мир человека как бы выходит за пределы «я» индивида, а внешний — природный и социальный мир — трансформируется в субъективное «я» человека.

Завершенность — главная черта акта деятельности в отличие от деятельности как процесса. С этой чертой связаны большие эвристические возможности для оценки деятельности различных категорий работников при расстановке их на те или иные участки ответственной деятельности. Использование логической фигуры акта деятельности создает новый импульс для обоснования индивидуальности человека.

 

Назовем некоторые типы индивидуальности. Первый тип индивидуальности. Главная черта — стремление к завершенности деятельности. Это показатель сильной и Предсказуемой личности. Взявшись за какое-либо дело, такой человек не остановится на полпути, не спасует перед трудностями, будет идти до конца.

Второй тип индивидуальности человека очень инициативный, в его портфеле много проектов, но ни один из них не обеспечен средствами их реализации. Его принцип: надо начинать, а там посмотрим, что делать дальше, все образуется. И начинает много проектов, но ни одного не доводит до конца.

Этот тип индивидуальности отличается импульсивностью, непродуманностью всей цепочки деятельности — от постановки цели до обеспеченности средствами и прогнозом результата деятельности. В этих людях отсутствует чувство ответственности за завершенность начатого дела, частые смены убеждений и установок на деятельность.

Примерами такого рода личностей богата современная политическая жизнь России, еще больше таких примеров можно найти в сфере современного российского бизнеса. К сожалению, нет статистики, позволяющей судить, сколько из желающих стать бизнесменами или фермерами стали ими, а сколько обанкротились на полпути.

Третий тип индивидуальности — это люди, живущие по принципу: не важен результат, главное — процесс деланья. Это — деятельность без определения начала, середины и конца, сизифов труд Безоглядное увлечение деятельностью, не приносящей плодов, может служить утешением и приносить временное удовлетворение лишь самому творцу, его эпигонам и подражателям.

С другой стороны, незавершенность акта деятельности тем и привлекательна, что она оставляет открытым вопрос о конечной цели деятельности, побуждая к сотворчеству новых продолжателей процесса и сподвижников, уверенных в чудодейственную силу его величества Случая.

Четвертый тип индивидуальности представлен в люмпенизированной личности. Особенностью этого типа является безразличие к будущему как своего собственного бытия, так и общества, в котором он живет. Такой человек не ставит перед собой значительных целей, плывет на волне событий, довольствуясь сиюминутными удовольствиями и своим холопским положением, или ведет паразитирующий образ жизни. Единственное, о чем беспокоится такой человек, так это -удовлетворение своих физиологических потребностей. Это человек-потребитель.

Таких людей немало среди вчерашних кадровых рабочих, выброшенных на «свободу» в результате развала промышленности, и зарабатывающих себе на жизнь на строительстве дач, коттеджей или просто ставших лакеями у «новых русских». Их можно пожалеть, но уважать — вряд ли.

Следовательно, эвристическая ценность структурного анализа акта деятельности не ограничивается онтологическим статусом бытия человека, он подчеркивает творчески-преобразующую роль человека в мире, т. е. выражает его деятельную сущность. Отнимите у человека деятельность, оставив только его соматическую природу, и он перестанет быть самим собой, превратится в вещь среди вещей, в бессодержательный, абстрактный фрагмент бытия мира. В этом — трагедия миллионов безработных, образовавшихся в России в результате рыночных реформ.

Акт деятельности и деятельность как процесс однотипны по своей структуре, но во втором случае структурные элементы (цель, средство, результат) существуют абстрактно, грани между ними размыты, начало, середина и конец растянуты во времени, не зафиксированы в пространстве. Здесь уместна аналогия между полетом стрелы и полетом мотыля. Стрела летит по строго обозначенной линии, ее полет необратим. Мотыль парит в воздухе, делает круги или возвращается назад, меняет высоту.

 

Потребности — предпосылки и продукт деятельности.У читателя, слушателя может возникнуть вопрос: почему я не включил потребности в структуру деятельности?

Отвечаю: потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность — компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она — структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент».55

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

«Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности…», — писал Маркс, и только тогда они «относятся друг к другу как люди…» когда «общая им родовая сущность осознана всеми».56

На уровне общественной деятельности не существует той прямой причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью, которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Здесь эта связь настолько опосредована законами общественной формации и вновь возникшими компонентами структуры личности (структурой общения и выполняемых индивидом общественных функций, знаниями, способностями и т. п.), что деятельность индивида перестает быть средством удовлетворения индивидуальной потребности и становится самоцелью. Между естественной потребностью и потребностью, созданной исторически (потребность в образовании, во всестороннем развитии личности, в творческой деятельности), имеется существенное различие. Если естественная потребность является внутренней и гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицируется со всеобщей социальной сущностью. Поэтому она перестает быть потребностью в собственном смысле этого слова и становится потребностью к деятельности, которая порывает пуповину, связующую индивида с удовлетворением элементарных потребностей, характеризуется мерой терпимости даже к длительному неудовлетворению их. Изменение функции потребностей в органической структуре личности на уровне общественной (коллективной) деятельности обусловливает «переворачивание» направления детерминации. Два основных признака характеризуют этот момент редетерминации: 1) на уровне общественной деятельности не потребности определяют деятельность индивида, а наоборот, характер деятельности обусловливает характер потребностей, поэтому теория деятельности является исходной в определении характера потребностей; 2) на этой стадии происходит «переворачивание» отношений между социальным и биологическим в органической структуре личности: иссякание генетически унаследованного запаса задатков, выдвижение на первый план способностей, приобретенных индивидом прижизненно. Если в процессе формирования личности унаследованные задатки играют роль базиса индивида, над которыми как бы «надстраиваются» социальные качества индивида, то у развитой личности эта связь приобретает обратный характер. Прав был П. Сэв, утверждая, что «источник развитой личности является внешним по отношению к детству».57

В антагонистическом обществе, где вся деятельность, в том числе и деятельность индивида в сфере общественного производительного руда, подчинена удовлетворению простейших жизненных потребностей, личность находится в состоянии универсального отчуждения от своей социально-деятельной сущности. Раскрывая эту антигуманную черту капиталистического производства, Маркс писал: «Таким образом, индивидуальное потребление рабочего составляет момент в производстве и воспроизводстве капитала независимо от того, совершается ли оно внутри или вне мастерской, фабрики и т. д., внутри или вне процесса труда, подобно тому, как таким же моментом является чистка машины независимо от того, производится ли она во время процесса руда или во время определенных перерывов последнего».58

В этих условиях труд перестает быть «самовыражением» индивида и снижается до уровня простого дегуманизированного средства «заработать себе на жизнь». Эти «самовыражение», инициатива, динамичность индивида отодвигается всей системой капиталистического обществa в сферу индивидуальной деятельности (частное потребление, досуг, межличностное общение, любительское занятие, любование природой и т. п.), где они находят лишь свое мнимое разрешение и формируют асоциальную личность человека-потребителя.

Первым необходимым условием ликвидации антагонистического противоречия между индивидуальной и общественной деятельностью, между существованием и сущностью человека, является радикальное преобразование общественных отношений, открывающее путь превращения общественного труда в средство самовыражения индивида.

Социалистическое общество, открывающее всем членам общества широкий доступ к образованию, управлению производством и всеми делами общества, создает объективные предпосылки для упразднения дихотомизации индивида, раздвоения его на абстрактную и конкретную личность, освобождает индивида от необходимости принесения общественной деятельности и общественно приобретенных способностей в жертву естественной потребности.

Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

Сформулированный выше принцип изменения направления детерминации в отношении потребность-деятельность может принести плодотворные результаты в педагогической практике и в практике формирования всесторонне развитой личности.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Как связаны деятельность и потребности человека? Потребность, деятельность, мотив деятельности

О том, как связаны деятельность и потребности, сказано немало. Есть целые научные труды, посвященные данной теме. Она действительно очень интересна и многообразна. Всю её обсудить сложно, ведь суть касается самого непознанного существа на свете – человека. Но вот основные понятия хотелось бы отметить вниманием.

Общие положения

Как связаны деятельность и потребности человека? Перед тем как ответить на данный вопрос, стоит определиться с понятиями. Деятельность – это определенный вид активности человека, который направлен на достижение им того или иного результата. Наталкивает на её осуществление мотив. Он является своеобразным побудителем – тем, что заставляет человека действовать. Отсюда и слово «мотивация». В итоге всё приводит к достижению цели, дающей тот или иной результат.

Потребность, в свою очередь, характеризуется многими учеными как нужда или дефицит чего-либо, являющегося необходимым для человека. У нас их много. Они делятся на категории. Есть духовные, материальные, социальные, психологические, биологические потребности. И все они естественны, так как удовлетворение их в полной мере способствует гармоничному мироощущению человека и его полноценному существованию в обществе.

Интеллектуальная составляющая

Можно многое рассказать о том, как связаны деятельность и потребности. И обратиться в первую очередь нужно к разуму. А точнее, к интеллектуальной деятельности человека. Она подразумевает получение информации, её переработку и усвоение. Человек – существо дюбознательное. И из любой полученной информации вполне способен извлечь для себя пользу. Также человеку свойственно учиться. Многие поступают в вузы, получают образование. Занимаются саморазвитием: читают, изучают языки. Зачем? Потому что у нас есть потребность в самоутверждении. Человеку важно ощущать себя ценным, небесполезным, нужным, обладающим теми или иными навыками (может быть, даже уникальными в какой-то мере). Это и есть мотив к интеллектуальной деятельности.

Материальность

Говоря о том, как связаны деятельность и потребности, нельзя не затронуть вниманием и такую тему, как деньги. Они нужны каждому. Потому что только деньги дают нам возможность купить жильё, чистую воду, еду, одежду, кровать для здорового сна. А нужда во всём перечисленном является нашими биологическими потребностями. Бесплатно из того, что необходимо нам, мы можем получить лишь воздух. За всё другое надо платить.

А деньги мы получаем только за работу и труд. Это вознаграждение за принесённую государству, обществу или организации пользу. Кстати, работа является ещё и источником удовлетворения некоторых социальных потребностей. Каждому хочется иногда ощущать себя в центре внимания, получать похвалу, одобрение, уважение и долю восхищения. Что ж, всё это можно получить, если постараться и перевыполнить план, например. Или добиться других успехов на работе. Возможно, даже выпишут такую приятную душе и кошельку «мелочь», как премия.

Научный взгляд

Говорят, что деятельность и потребности человека связаны с ценностными ориентациями. Именно от них и зависит, на что именно будет направлен мотив личности. Потому что ценности – это основание для всего. И убеждения. Это устойчивые принципы, идеалы и взгляды на мир. Если вдуматься, то именно ценности с убеждениями определяют не только нашу деятельность, но и, собственно, потребности.

В пример можно привести простую ситуацию. Человеку нравится богатая жизнь. Для него главной ценностью является внушительное материальное состояние. И для того чтобы добиться богатства, он будет работать, планировать бизнес, развивать его и думать, как можно заработать ещё больше. Его мотивирует результат, которым является состояние. Вот, в принципе, эта ситуация и показывает, как связаны деятельность и потребности человека.

Неразрывность

Как уже можно было понять, все ранее перечисленные понятия связаны друг с другом непосредственно. Потребность, деятельность, мотив деятельности – это неразрывный треугольник, в котором одно исходит из другого.

Важно отметить, что всё несёт в себе целенаправленный характер. Будь то потребности экономической деятельности или творческой. В любом случае активность человека направлена на достижение той или иной цели. Это факт. Потому что бесцельная активность – это не деятельность. А просто времяпрепровождение.

Также стоит отметить, что деятельность человека характеризуется созидательным, творческим, продуктивным характером. Можно провести параллель с животными. Активность, проявляемая братьями нашими меньшими, имеет под собой потребительскую основу. И ничего нового в итоге не создается. Только то, что уже предусмотрено и дано природой. И в конце концов деятельность человека связана с духовной культурой. Личности свойственно развиваться. Это одна из базовых потребностей. Жаль, правда, что в наше время многие о ней забывают.

fb.ru

Потребности, мотивы и цели деятельности.

а) потребности

С точки зрения А. Н, Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Личность – это, прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, — во внешних предметах или другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходным побуждением его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

Все потребности человека могут быть разделены на материальные и духовные. Потребности в пище, жилье и одежде являются насущными потребностями человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяет их уровень развития и характер.

Органические потребности представлены в психике, прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.

Возникающие в связи с потребностями мотивы вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

б) структура деятельности

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат.

Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. В силу общественного характера, деятельность из инстинктивной, как у животных, — становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности.

Мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

В качестве целидеятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата еще какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив – стремление выполнить свои обязанности, а также проявить себя, заслужить общественное внимание.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивом, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Предметом деятельностиназывается то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей. Они могут состоять из одной или нескольких операций. Выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно назвать и операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельностидля человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и самого человека, а также значимость его деятельности.

studfiles.net

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

Реферат сдавался в 2008 году

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

Содержание

Введение

1. Понятие потребности с точки зрения разных наук

2. Классификация потребностей, основные уровни удовлетворения потребностей

3. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности

Заключение

Список литературы

В данной работе мы рассмотрим определение потребности, её роль в мире человека, способы и механизмы ее реализации.

Оптимальное определение потребности дано в «Философском энциклопедическом словаре» (М. 1983). «Потребности — нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

Как писал А. Маршалл[1] , «потребностям и желаниям человека не счесть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл[2] отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Очень много публикаций посвящено классификации потребностей. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. [3] Он выделяет пять групп потребностей:

физиологические — желание регулярно и качественно питаться;

потребности безопасности — стремление к предотвращению опасных изменений;

потребности причастности ( к коллективу, обществу) — стремление к установлению дружеских отношений;

потребности признания и самореализации ( самовыражения) — желание занимать определенное положение в коллективе.

Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены.

В классификации К. Альдерфера[4] выделяется три группы потребностей:

существования ;

связи ;

роста .

Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд[5] выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга[6] . Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы:

гигиенические ;

мотивирующие .

К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:

1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Биологические (естественные) потребности — то всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона, каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.

Социальные потребности.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1) потребности для других;

2) потребности для себя;

3) потребности вместе с другими.

1. Потребности для других — это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это — потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя».

2. Потребность «для себя»: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потре

mirznanii.com

1.3.1. Потребности трудовой деятельности

Впервые структуру потребностей разработал в 1930-е годы европейский, а затем американский психолог К. Левин. По его мнению, потребности являются движущей силой человеческой деятельности, это «мотор поведения человека». Он разделил потребности на два типа:

1. Истинные потребности (например, потребность в труде, потребность в самоутверждении) .

2. Квазипотребности, или актуальные потребности, возникающие в данный момент.

По структуре и содержанию квазипотребности не отличаются от истинных потребностей. Различие заключается в динамике — степени напряженности потребности. Напряжение потребности является решающим, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Степень активности деятельности зависит от степени напряженности потребности в этой деятельности. По завершении деятельности происходит разрядка напряженности, потребность удовлетворяется. Причем, как отмечал К. Левин, человек способен гибко регулировать удовлетворение своих потребностей. Он способен свободно выбирать способ и средство удовлетворения потребности, а также замещать, заменять одну потребность другой. Идеи Левина об актуализации потребностей и возможности их замещения очень важны при анализе потребностей трудовой деятельности.

Развивая идеи К. Левина, американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей. Предложенная им модель представляет собой пирамиду, включающую в себя пять уровней потребностей. Потребности иерархизованы по степени их значимости для человека.

Первый уровень — физиологические потребности. Это низший, но самый значимый для человека уровень потребностей (в пище, воздухе, отдыхе и пр.). Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то и все остальные потребности не имеют значения, поскольку нарушается регуляция работы организма человека.

Второй уровень — потребности в безопасности. Сюда входят потребности в защите от лишений, физических угроз и опасностей со стороны окружающей среды. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция психики человека.

Третий уровень — социальные потребности. К ним относятся потребности в принадлежности к группе, в теплых взаимоотношениях с людьми, во взаимной помощи и поддержке, в любви и дружбе. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция социальной деятельности человека.

Четвертый уровень — личностные потребности. Они носят двойственный характер и чрезвычайно сложны. Во-первых, человек нуждается в самоуважении, которое часто является следствием совершенного овладения какой-либо деятельностью. Так формируется потребность в уверенности в своих силах, возможностях, способностях, знаниях, в независимости от других людей, в успехах и достижениях в работе. Во-вторых, человек нуждается в уважении со стороны других людей, в высокой оценке ими его деятельности, в признании другими его репутации, авторитета, статуса, заслуг. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция поведения личности: человек не в состоянии действовать как личность, значимая для других людей.

Пятый уровень — потребность в самоактуализации. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». Практически она выражается в потребности реализовать свои собственные потенциалы, продолжать саморазвитие, заниматься творчеством. В отличие от других четырех уровней потребностей, которые могут быть удовлетворены, потребность в самоактуализации никогда не бывает удовлетворена полностью. Эта неудовлетворенность является следствием нереализованных возможностей человеческого духа. Будучи однажды приведен в движение, получив первоначальный импульс, дух способен бесконечно и безгранично развиваться и творить. Если эта потребность актуализирована, но не удовлетворяется, то нарушается регуляция творческой деятельности и человек не в состоянии работать как творец, созидатель.

Между иерархией потребностей и возрастом человека существует взаимосвязь. Каждый уровень потребностей соотносится с определенным периодом жизни. Физиологические потребности и потребности в безопасности имеют первостепенное значение в младенческом возрасте. По мере роста и развития ребенка все более важными становятся для него социальные потребности. Когда человек достигает зрелости, его деятельностью, как правило, руководят личностные потребности. Если он добивается успеха и удовлетворяет эти потребности, то в последующих периодах жизни наиболее значимой становится потребность в самоактуализации. Однако успеха в жизни (имеется в виду его субъективное понимание) добивается далеко не каждый, соответственно пятый уровень потребностей выражен не у всех.

Другой американский психолог — Г. Меррей разработал детальную классификацию социальных потребностей. По его мнению, они имеют противоречивый характер и включают в себя два полюса. В зависимости от специфики сложившихся отношений у конкретного человека актуализируется то один, то другой полюс потребности, и тогда в своем поведении он будет руководствоваться более напряженной потребностью. Отношение человека к людям выражают следующие социальные потребности:

Потребность в дружеских связях

Потребность в автономии, в отказе от сближения с человеком

Потребность проявить уважение к другим людям

Потребность освободиться от регламентированных отношений, от необходимости проявлять к другим людям уважение и интерес

Потребность в доминировании, контроле над поведением других, стремление играть главную роль в контактах

Потребность в подчинении, принятии навязываемой линии поведения

Потребность в достижении успеха, стремление сделать что-то лучше других, настойчивость в устранении помех на пути к цели

Потребность в избегании неудачи, уклонение от трудностей, отсутствие инициативы

Потребность оказывать помощь, проявлять заботу, альтруизм — забвение собственных интересов ради интересов другого человека

Потребность защищать и отстаивать свои интересы, эгоизм — превыше всего собственные интересы

Потребность в порядке — стремление к упорядоченности, понятности, четкости взаимоотношений с людьми, избегание сложных, конфликтных отношений

Потребность в игре – предпочтение игровых форм отношений, легкость, загадочность, фантазия в отношениях

Потребность в покровительстве, ожидание совета, помощи, сочувствия, духовной близости

Потребность в самостоятельности, отпор ущемлению личных интересов

Потребность в позитивном видении мира — приписывание людям «доброй природы», «добра»

Потребность в негативном видении мира — приписывание людям «враждебной природы», «зла»

Следует иметь в виду, что удовлетворенные потребности перестают быть актуальными и не являются больше мотиваторами поведения. Человек побуждается, мотивируется к деятельности неудовлетворенными потребностями. Его поведение носит целенаправленный характер, поскольку каждое его действие направлено на уменьшение напряжения, которое возникает вследствие неудовлетворенных потребностей. Человек ест потому, что голод создает потребность в пище. Он стремится к продвижению по службе вследствие сильной потребности добиться успеха. Человек пишет стихи потому, что в процессе этой творческой деятельности он видит источник самовыражения и самоактуализации. Причины этих видов деятельности глубоко таятся в каждом человеке. Вместе со многими другими мотивами они образуют структуру мотивации человека.

studfiles.net

Потребности и мотивации деятельности человека

I. Потребности как внутренние побудители активности человека

1. Какова связь между уровнем развития потребностей человека и уровнем развития его как личности?

Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.

Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с уровнем развития личности и её включением в различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют как бы иерархию, в основе которой витальные, а последующие ее уровни — социальные потребности, высшее проявление которых — потребности в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности. За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами.

Физиологические потребности – самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей, они обладают самой большой движущей силой по сравнению со всеми прочими потребностями. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. При доминировании физиологических позывов, остальные потребности могут не ощущаться человеком.

В качестве еще одной специфической характеристики организма, подчиненного единственной потребности — специфическое изменение личной философии будущего. Человек, измученный голодом, жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой: «Любовью сыт не будешь». Но когда он сыт, обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности.

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности безопасности (в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности). Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме, узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае организм рассматривается как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим позывом, рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности.

Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлажено функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. Точно так же, как насытившийся человек уже не испытывает голода, человек, живущий в безопасном обществе, не чувствует угрозы.

Для того, чтобы наблюдать потребности данного уровня в их активном состоянии, нам приходится обращаться к проблемам невротиков и невротизированных индивидуумов, к представителям социально и экономически обездоленных классов; массовые проявления активной работы этих потребностей наблюдаются в периоды социальных потрясений, революционных перемен. В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких ормах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день», в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).

Тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме. Можно предположить, что наука и философия как таковые в какой-то степени мотивированы потребностью в безопасности. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями.

Потребность в любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека, он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилось амбивалентное отношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способам выражения этих чувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или иное табу или ограничение. Практически все теоретики психопатологии сходятся во мнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность в любви и привязанности.

Потребность в признании. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования тяжелых случаев посттравматических неврозов помогают нам понять, насколько необходимо человеку чувство уверенности в себе и насколько беспомощен человек, лишенный этого чувства.

Потребность в самоактуализации. Если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность оттого, что занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Говоря о самоактуализации, имеется в виду стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей. Это стремление можно назвать стремлением к самотождественности, самобытности. У разных людей эта потребность выражается по-разному. Один желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоакту-ализа

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о