Разное

Понятие в психологии это: Понятие — Психологос

Содержание

Понятие — Психологос

Понятие — то, что имеет определение, определенный смысл. Это представление, в котором смысл задан (построен) четким, определенным образом. Смысл понятия (образ понятия) имеет границы и правила его использования.


К сожалению, большинство понятий в психологии строгого и общепринятого научного определения не имеют. И, скорее всего, никогда иметь не будут – хотя бы потому, что всеми этими понятиями пользуются не только специалисты, но и широкие народные массы. А уж противостоять напору волны народного словоупотребления так же сложно, как и успешно писать против ветра.

Вот ученый Ганс Селье еще в 1936 году обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»). Ситуация вдруг изменилась – мы поднапряглись, организм на всякий случай подвозбудился – справился с нагрузкой. И Ганс Селье сказал: «Целесообразную приспособительную реакцию, обеспечивающую адаптацию к многообразным условиям жизни, я предлагаю называть СТРЕССОМ.

У стресса есть две формы: нормальная и патологическая. Физиологически нормальное и общераспространенное возбуждение я предлагаю называть ЭУСТРЕССОМ, а его более редкое и патологическое проявление – ДИСТРЕССОМ». Именно на таком словоупотреблении настаивал Селье. Для него нормальный жизненный стресс – это вовсе не ужас-ужас -ужас, а общее возбуждение организма с приспособительными целями.

Вопрос: а что сегодня понимается под стрессом? Только его патологическая форма. Теперь психологи повсеместно пишут о вреде стресса, хотя это неверно и терминологически, и фактически. Но так стали говорить все, и наука сдалась.

Вы можете настаивать, что «по науке» термин «манипуляция» не имеет негативной коннотации, это просто скрыто проводимое воздействие. В благих ли целях, в дурных ли – если воздействие проводится скрыто, так чтобы человек не мог ему противостоять – это манипуляция. Чудесный комплимент – конечно, это манипуляция, поскольку против него не может устоять женское сердце… Но люди вас не поймут и с вами не согласятся, потому что до науки им дела нет и для них манипуляция – это всегда что-то плохое.


Понятие — продукт и средство понятийного мышления. Понятие есть свернутая мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.

Если понятие есть свернутая мысль, то суждение — это развернутое понятие. Суждения всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя.

Понятие определено (имеет определение) и с ним можно работать — в отличие от образа, который в принципе можно передать другому. Другой понимает в принципе о чем речь, но понимает это по-своему (может работать с ним по другим правилам). Понятие выражено словами (а не просто указаниями «Это вон там!») Образ — когда мы имеет смутное представление, понятие — когда ясное представление, когда все понятно нам и окружающим.

Образ многоначен, понятие четко и однозначно. На понятиях базируется наука, на образах — жизнь.

Образ — это когда — знать-то знаю, а точными словами выразить не могу. Всем знакомое слово — восприятие. А что это такое? А чем отличается от мышления? А чем схоже мышлением? На эти вопросы сложно ответить — потому что мы знаем восприятие как образ, а как понятие никогда не задумывались над ним.

Определение понятий


При обсуждении психологических проблем участники дискуссии могут использовать два принципиально отличающихся подхода, суть которых проще прояснить, обратившись к истории физики.

Вспомним, как развивались представления о том, что такое тепло. На ранних этапах было естественно думать, что тепло по сути своей является некой субстанцией, и, когда этой субстанции много мы воспринимаем предмет как горячий, когда мало — как холодный. Такой подход можно назвать субстанциональным, субстанцию, гипотетически отвечающую за тепло физики прошлого называли теплородом.

При дальнейшем развитии представлений оказалось, что никакого теплорода в действительности нет, наш и ощущения тепла или холода зависят от некоего системного параметра — средней скорости движения молекул, а сами по себе слова «тепло» и «холод» — обозначение категорий, к которым мы относим комплексы ощущений, сворачивая непосредственный опыт в описание мира…

Подробнее об этом смотрите здесь…

Псевдопонятия

Разновидность, хотя скорее антипод понятий — псевдопонятия. Это то, что выдает себя за понятие, живет как понятие, но понятием не является. См.→

Направление развития

Если вы хотите, чтобы вас лучше понимали:

  • пользуйтесь словарями и энциклопедниями, где можно найти точное определение.
  • давайте определение понятиям, которыми вы пользуетесь,
  • договаривайтесь с собеседниками о значении используемых вами понятий, чтобы вы говорили на одном языке.

Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы

Приветствую, дорогие читатели!

Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.

Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.

Что изучает психология?

Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях

, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».

В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:

  • возрастная психология;
  • социальная психология;
  • семейная психология;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием.

Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.

История появления и развития психологии

О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.

Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.

В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:

  1. Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
  2. Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
  3. Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
  4. Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.

Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.

Виды психологии

Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:

  1. Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
  2. Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.

Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.

Академическая психология

Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.

Академическая психология характеризуется тем, что:

  • исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
  • не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
  • создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.

Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.

Прикладная психология

Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:

  1. Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
  2. Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
  3. Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
  4. Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.

К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:

  • оказались в сложной жизненной ситуации;
  • планируют строить бизнес;
  • испытывают сложности в общении;
  • переживают кризис личных или семейных отношений;
  • обеспокоены поведением собственных детей;
  • испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
  • страдают от фобий и панических атак;
  • пытаются избавиться от вредных привычек;
  • желают сменить профессию.

Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.

Методы психологии

Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.

С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:

  • наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
  • самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
  • собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
  • эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
  • опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
  • тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
  • биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.

В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.

Заключение

Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.

концепций | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. в языке или символике.

Огромное количество счетов пытается объяснить природу понятий. Согласно классическим представлениям, понятие обозначает все сущности, явления и/или отношения в данной категории или классе с помощью определений. Понятия абстрактны в том смысле, что они опускают различия вещей в своем расширении, трактуя члены расширения так, как если бы они были тождественны. Классические понятия универсальны в том смысле, что они одинаково применимы ко всем вещам в своем расширении. Понятия также являются основными элементами предложений, подобно тому как слово является основным семантическим элементом предложения. В отличие от восприятий, представляющих собой частные образы отдельных объектов, понятия не могут быть визуализированы. Поскольку сами по себе они не являются индивидуальными восприятиями, понятия дискурсивны и являются результатом разума.

Ожидается, что концепции будут полезны при работе с реальностью. Вообще говоря, понятия понимаются как (а) приобретенные диспозиции к распознаванию воспринимаемых объектов как принадлежащих к тому или иному онтологическому типу и в то же время (б) к пониманию того, на что похож тот или иной объект, и следовательно, (в) воспринимать ряд воспринимаемых частностей как одинаковые и проводить различие между ними и другими чувственными частностями, отличающимися по роду. Кроме того, понятия представляют собой приобретенные предрасположенности к пониманию того, на что похожи определенные виды объектов как (а), когда объекты, хотя и воспринимаемые, но в действительности не воспринимаются, и (б) также и тогда, когда они вообще не воспринимаемы, как в случае с все концептуальные конструкции, которые мы используем в физике, математике и метафизике. Стремление иметь онтологически полезную теорию понятий было настолько сильным, что оно выдвинуло теории, которые понимают понятие как имеющее глубокую связь с реальностью.

По некоторым данным, могут быть агенты (возможно, некоторые животные), которые не думают о , а скорее используют относительно базовые концепции (такие как демонстративные и перцептивные концепции для вещей в их поле восприятия), даже если это обычно считается, что они не мыслят символами. [Как ссылаться и ссылаться на резюме или текст] По другим данным, владение символическим мышлением (в частности, языком) является предпосылкой для концептуального мышления. [1]

Концепты являются носителями смысла, а не его агентами. Одно понятие может быть выражено любым количеством языков. Понятие DOG может быть выражено как dog на английском языке, Hund на немецком языке, как chien на французском языке и perro на испанском языке. Тот факт, что понятия в некотором смысле не зависят от языка, делает возможным перевод — слова в разных языках имеют одинаковое значение, потому что они выражают одно и то же понятие.

Термин обозначает или обозначает концепции. Несколько частично или полностью различных понятий могут иметь один и тот же термин. Эти разные понятия легко спутать, ошибочно используя их взаимозаменяемо, что является заблуждением. Кроме того, понятия термина и понятия часто путают, хотя это не одно и то же.

Приобретение понятий изучается в машинном обучении как классификация с учителем и классификация без учителя, а также в психологии и когнитивных науках как изучение понятий и формирование категорий. В философии Канта любая чисто эмпирическая теория, имеющая дело с приобретением понятий, именуется ноогонией.

Содержание

  • 1 Возникновение и приобретение понятий
    • 1.1 Апостериорные абстракции
    • 1.2 Априорные концепции
  • 2 Концептуальная структура
  • 3 Концептуальное содержание
    • 3. 1 Контент как прагматическая роль
    • 3.2 Воплощенный контент
  • 4 Философские последствия
    • 4.1 Концепции и метафилософия
    • 4.2 Понятия в эпистемологии
    • 4.3 Онтология понятий
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки

Происхождение и приобретение понятий

Апостериорные абстракции

Описание Джоном Локком общей идеи соответствует описанию понятия. Согласно Локку, общая идея создается путем абстрагирования, отвода или удаления общих характеристик или характеристик из нескольких частных идей. Эта общая черта свойственна всем разным индивидуумам. Например, абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «красный», есть то свойство, которое является общим для яблок, вишен и крови. Абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «собака», представляет собой совокупность тех характеристик, которые являются общими для эрдельтерьеров, колли и чихуахуа.

Следуя той же традиции, что и Локк, Джон Стюарт Милль утверждал, что общие понятия формируются посредством абстракции. Общее понятие — это общий элемент среди многих образов членов класса. «…[Когда] мы формируем набор явлений в класс, то есть когда мы сравниваем их друг с другом, чтобы установить, в чем они совпадают, в этой умственной операции подразумевается некоторая общая концепция» ( A System of Логика , книга IV, глава II). Милль не считал, что понятия существуют в уме до акта абстракции. «Это не закон нашего интеллекта, что, сравнивая вещи друг с другом и отмечая их соответствие, мы просто признаем реализованным во внешнем мире то, что уже имелось в наших умах. мы как результат такого сравнения. Оно было получено (метафизически) путем абстрагирования от отдельных вещей» ( Там же ).

Для Шопенгауэра эмпирические понятия «… являются простыми абстракциями того, что известно посредством интуитивного восприятия, и они возникли из нашего произвольного размышления или отбрасывания одних качеств и сохранения других». ( Парерга и Паралипомена , Том I, «Очерк истории идеального и реального»). В его О воле в природе , «Физиология и патология», Шопенгауэр говорил, что понятие «извлекается из предшествующих образов… путем откладывания их различий. по словам». Ницше, находившийся под сильным влиянием Шопенгауэра, писал: «Всякое понятие возникает благодаря тому, что мы приравниваем неравное. Ни один лист никогда полностью не равен другому, а понятие «лист» образуется путем произвольного отвлечения от этих индивидуальных различий, путем забвения различий. … ». [2]

В отличие от вышеупомянутых философов, Иммануил Кант считал, что описание понятия как абстракции опыта верно лишь отчасти. Он назвал те понятия, которые являются результатом абстракции, «апостериорными понятиями» (имея в виду понятия, возникающие из опыта). Эмпирическое или апостериорное понятие есть общее представление ( Vorstellung ) или неспецифическая мысль о том, что является общим для нескольких конкретных воспринимаемых объектов. (Логика, I, 1., §1, примечание 1)

Понятие – это общий признак или характеристика. Кант исследовал, как создаются эмпирические апостериорных понятий.

Логическими актами рассудка, которыми порождаются понятия по форме, являются: (1) сравнение , т. е. уподобление мысленных образов друг другу по отношению к единству сознания; (2.) размышление , т. е. возврат к разным ментальным образам, как их можно постичь в одном сознании; и наконец (3.) абстракция или выделение всего остального, чем различаются ментальные образы. … Чтобы превратить наши мысленные образы в понятия, нужно, таким образом, уметь сравнивать, отражать и абстрагировать, ибо эти три логические операции рассудка являются существенными и общими условиями образования всякого понятия. Например, я вижу ель, иву и липу. При первом сравнении этих предметов я замечаю, что они отличаются друг от друга стволом, ветвями, листьями и т. п.; далее же я размышляю только о том, что у них общего, о стволе, ветвях, самих листьях, и отвлекаюсь от их величины, формы и т. д.; таким образом я получаю представление о дереве.

— Логика, §6

Кантовское описание создания концепта было перефразировано так: «…постичь — значит по существу мыслить абстракционно то, что является общим для множества возможных случаев…». (Х. Дж. Патон, . Метафизика опыта Канта , I, 250). В своем обсуждении Канта Кристофер Джанауэй писал: «… родовые понятия образуются путем абстрагирования от более чем одного вида». [3]

Априорные концепции

Основная статья: Категория (Кант)

Кант заявил, что человеческий разум обладает чистыми или априорными понятиями. Вместо того чтобы абстрагироваться от индивидуальных восприятий, подобно эмпирическим понятиям, они возникают в самом уме. Он назвал эти понятия категориями в том смысле, в каком это слово означает предикат, атрибут, характеристику или качество. Но эти чистые категории суть предикаты вещей вообще , а не отдельной вещи. По Канту, существует 12 категорий, составляющих понимание феноменальных объектов. Каждая категория есть тот один предикат, который является общим для множества эмпирических понятий. Чтобы объяснить, как априорное понятие может относиться к отдельным явлениям аналогично апостериорному понятию, Кант использовал техническое понятие схемы.

Концептуальная структура

Интуитивно кажется очевидным, что концепты должны иметь какую-то структуру. До недавнего времени доминирующим взглядом на концептуальную структуру была модель вмещения, связанная с классическим взглядом на понятия. Согласно этой модели, понятие наделено некоторыми необходимыми и достаточными условиями в своем описании, однозначно определяющими протяженность. Модель сдерживания не допускает никаких степеней; вещь находится либо внутри, либо вне расширения понятия. Напротив, модель вывода понимает, что концептуальная структура определяется градуированным образом в соответствии с тенденцией использования понятия в определенных видах выводов. В результате понятия не имеют своего рода структуры в терминах необходимых и достаточных условий; все условия условны. (Марголис:5)

Однако некоторые теоретики утверждают, что у примитивных понятий вообще отсутствует какая-либо структура. Например, Джерри Фодор представляет свою теорию асимметричной зависимости как способ показать, как содержание примитивного понятия определяется надежной связью между информацией в ментальном содержании и миром. Такого рода утверждения называются «атомистическими», потому что примитивное понятие рассматривается так, как если бы оно было настоящим атомом.

Концептуальное содержание

Содержание как прагматическая роль

Понятие может быть абстрагировано от нескольких восприятий, но это только его происхождение. Что касается его значения или его истинности, Уильям Джеймс предложил свое прагматическое правило. Это правило гласит, что значение понятия всегда можно найти в каком-то особом различии в ходе человеческого опыта, к которому приведет его истинность ( Some Problems of Philosophy , «Восприятие и понятие — значение понятий»). Чтобы понять значение концепции и обсудить ее важность, концепцию можно проверить, задав вопрос: «Какую ощутимую разницу для кого-либо будет иметь ее истинность?» Существует только один критерий значения понятия и только один критерий его истинности. Этим критерием или тестом являются его следствия для человеческого поведения.

Таким образом, Джеймс обошел полемику между рационалистами и эмпириками относительно происхождения понятий. Вместо того, чтобы решить их спор, он проигнорировал его. Рационалисты утверждали, что понятия являются откровением Разума. Концепции — это проблеск другого мира, который содержит вечные истины в таких областях, как логика, математика, этика и эстетика. Чистой мыслью люди могут обнаружить отношения, которые действительно существуют между частями этого божественного мира. С другой стороны, эмпирики утверждали, что понятия были просто дистилляцией или абстракцией от восприятий мира опыта. Следовательно, значение понятий зависит исключительно от восприятий, которые являются их референтами. Прагматическое правило Джеймса не связывает значение понятия с его происхождением. Вместо этого он связывает значение с целью понятия, то есть с его функцией, использованием или результатом.

Воплощенное содержание

В когнитивной лингвистике абстрактные понятия представляют собой преобразования конкретных понятий, полученных из воплощенного опыта. Механизм преобразования представляет собой структурное отображение, при котором свойства двух или более исходных доменов выборочно отображаются в смешанное пространство (Fauconnier & Turner, 1995; см. концептуальное смешение). Распространенным классом смесей являются метафоры. Эта теория контрастирует с рационалистическим взглядом на то, что понятия представляют собой восприятия (или воспоминаний 9).0029, в терминах Платона) независимо существующего мира идей, поскольку он отрицает существование любого такого царства. Это также контрастирует с эмпирическим взглядом, согласно которому понятия являются абстрактными обобщениями индивидуального опыта, поскольку случайный и телесный опыт сохраняется в понятии, а не абстрагируется. В то время как перспектива совместима с прагматизмом Джеймса (выше), понятие преобразования воплощенных понятий посредством структурного картирования вносит особый вклад в проблему формирования понятий.

Философские следствия

Концепции и метафилософия

Давняя и устоявшаяся традиция в философии постулирует, что сама философия есть не что иное, как концептуальный анализ. Эта точка зрения имеет своих сторонников как в современной литературе, так и в исторической. Согласно книге Делёза и Гваттари Что такое философия? (1991), философия – это деятельность по созданию понятий. Эта творческая деятельность отличается от прежних определений философии как простого рассуждения, общения или созерцания Универсалий. Концепты специфичны для философии: у науки есть «восприятие», а у искусства «аффекты». Концепция всегда подписано : таким образом, Cogito Декарта или «трансцендентальное» Канта. Это сингулярность, а не универсалия, и она соединяется с другими понятиями на «плане имманентности», прослеживаемом конкретной философией. Понятия могут перескакивать с одного плана имманентности на другой, комбинируясь с другими понятиями и, таким образом, вовлекаясь в «становление-Другим».

Понятия в эпистемологии

Подробнее по этой теме см. Список понятий в науке.

Концепции жизненно важны для развития научных знаний. Например, трудно представить физику без таких понятий, как: энергия, сила или ускорение. Концепции помогают интегрировать, казалось бы, несвязанные между собой наблюдения и явления в жизнеспособные гипотезы и теории, являющиеся основными составляющими науки. Карта понятий — это инструмент, который помогает исследователям визуализировать взаимосвязи между различными понятиями.

Онтология понятий

Хотя основная литература по когнитивной науке рассматривает понятие как своего рода ментальную частность, некоторые теоретики предполагают, что понятия являются реальными вещами. (Марголис: 8) В наиболее радикальной форме реалист концепций пытается показать, что предположительно психические процессы вовсе не являются психическими; скорее, это абстрактные сущности, столь же реальные, как и любой земной объект.

Платон был самым решительным сторонником реалистического тезиса об универсальных понятиях. По его мнению, понятия (и идеи вообще) — это врожденные идеи, которые были воплощениями трансцендентного мира чистых форм, лежащего за завесой физического мира. Таким образом, универсалии объяснялись как трансцендентные объекты. Излишне говорить, что эта форма реализма была тесно связана с онтологическими проектами Платона. Это замечание о Платоне представляет не только исторический интерес. Например, представление о том, что числа являются платоническими объектами, было возрождено Куртом Гёделем в результате некоторых загадок, которые, по его мнению, возникают из феноменологических объяснений.

Готтлоб Фреге, основатель аналитической традиции в философии, знаменито выступал за анализ языка с точки зрения смысла и референции. Для него смысл выражения в языке описывает определенное положение дел в мире, а именно способ представления какого-либо предмета. Поскольку многие комментаторы рассматривают понятие смысла как идентичное понятию понятия, а Фреге рассматривает чувства как лингвистические репрезентации состояний дел в мире, из этого, кажется, следует, что мы можем понимать понятия как способ, которым мы постигаем мир. . Соответственно понятия (как смыслы) имеют онтологический статус. (Морголис:7)

Согласно Карлу Бенджамину Бойеру, во введении к его История исчисления и его концептуального развития , понятия в исчислении не относятся к восприятиям. Пока концепции полезны и взаимно совместимы, они принимаются сами по себе. Например, считается, что понятия производной и интеграла не относятся к пространственному или временному восприятию внешнего мира опыта. Они также никак не связаны с таинственными пределами, в которых количества находятся на грани возникновения или исчезновения, то есть возникновения или исчезновения или исчезновения. Абстрактные понятия теперь считаются полностью автономными, даже если они возникли в процессе абстрагирования или изъятия качеств из восприятий до тех пор, пока не остались только общие, существенные атрибуты.

См. также

  • Абстракция
  • Классификация
  • Класс (философия)
  • Познания
  • Концепция и объект
  • Формирование концепции
  • Изучение концепции
  • Инвентаризация концепции
  • Концептуальная карта
  • Концепция разработки
  • Концептуальное смешение
  • Концептуальная кластеризация
  • Концептуальная основа
  • Концептуальные изображения
  • Концептуальный темп
  • Представленная концепция
  • Анализ формальных понятий
  • Гипостатическая абстракция
  • Идея
  • Мем
  • Математика (понятия)
  • Заблуждение
  • Философия
  • Схема (Кант)
  • Социальное строительство
  • Проблема заземления символов

Ссылки

  1. ↑ Дамасио, Антонио Р. «Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг», Avon 1994, с. 106 сл.
  2. ↑ «О правде и лжи во внеморальном смысле», Портативный Ницше , с. 46
  3. ↑ Кристофер Джанауэй, Я и мир в философии Шопенгауэра , гл. 3, с. 112, Оксфорд, 2003, ISBN 0-19-825003-7
  • История исчисления и его концептуального развития , Карл Бенджамин Бойер, Dover Publications, ISBN 0-486-60509-4
  • Сочинения Уильяма Джеймса , University of Chicago Press, ISBN 0-226-39188-4
  • Логика , Иммануил Кант, Dover Publications, ISBN 0-486-25650-2
  • Система логики , Джон Стюарт Милль, University Press of the Pacific, ISBN 1-4102-0252-6
  • Парерга и Паралипомена , Артур Шопенгауэр, Том I, Oxford University Press, ISBN 0-19-824508-4
  • Что такое философия? , Жиль Делёз и Феликс Гваттари
  • Метафизика опыта Канта , Х. Дж. Патон, Лондон: Allen & Unwin, 1936
  • «Концептуальные сети интеграции». Жиль Фоконье и Марк Тернер, 19 лет98. Когнитивные науки. Том 22, номер 2 (апрель-июнь 1998 г.), страницы 133-187.
  • Портативный Ницше , Penguin Books, 1982, ISBN 0-14-015062-5
  • Стивен Лоуренс и Эрик Марголис. «Концепции и когнитивная наука». In Concepts: Core Readings , MIT Press, стр. 3-81, 1999.

Внешние ссылки

  • E. Margolis and S. Lawrence (2006), Concepts at the Stanford Encyclopedia of Philosophy
  • Смешение и концептуальная интеграция
  • v:Conceptualize: учебный проект Викиверситета
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Концепции | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.0007 понятие представляет собой абстрактную идею или мысленный символ, обычно связанный с соответствующим представлением в языке или символике.

Огромное количество счетов пытается объяснить природу понятий. Согласно классическим представлениям, понятие обозначает все сущности, явления и/или отношения в данной категории или классе с помощью определений. Понятия абстрактны в том смысле, что они опускают различия вещей в своем расширении, трактуя члены расширения так, как если бы они были тождественны. Классические понятия универсальны в том смысле, что они одинаково применимы ко всем вещам в своем расширении. Понятия также являются основными элементами предложений, подобно тому как слово является основным семантическим элементом предложения. В отличие от восприятий, представляющих собой частные образы отдельных объектов, понятия не могут быть визуализированы. Поскольку сами по себе они не являются индивидуальными восприятиями, понятия дискурсивны и являются результатом разума.

Ожидается, что концепции будут полезны при работе с реальностью. Вообще говоря, понятия понимаются как (а) приобретенные диспозиции к распознаванию воспринимаемых объектов как принадлежащих к тому или иному онтологическому типу и в то же время (б) к пониманию того, на что похож тот или иной объект, и следовательно, (в) воспринимать ряд воспринимаемых частностей как одинаковые и проводить различие между ними и другими чувственными частностями, отличающимися по роду. Кроме того, понятия представляют собой приобретенные предрасположенности к пониманию того, на что похожи определенные виды объектов как (а) когда объекты хотя и воспринимаемы, но в действительности не воспринимаются, так и (б) также и тогда, когда они вообще не воспринимаемы, как в случае с все концептуальные конструкции, которые мы используем в физике, математике и метафизике. Импульс к созданию онтологически полезной теории понятий был настолько сильным, что выдвинул теории, которые понимают понятие как имеющее глубокую связь с реальностью.

В некоторых случаях могут быть агенты (возможно, некоторые животные), которые не думают о , а скорее используют относительно базовые концепции (такие как демонстративные и перцептивные концепции для вещей в их поле восприятия), даже если это обычно считается, что они не мыслят символами. [Как ссылаться и ссылаться на резюме или текст] По другим данным, владение символическим мышлением (в частности, языком) является предпосылкой для концептуального мышления. [1]

Концепты являются носителями смысла, а не его агентами. Одно понятие может быть выражено любым количеством языков. Понятие DOG может быть выражено как dog на английском языке, Hund на немецком языке, как chien на французском языке и perro на испанском языке. Тот факт, что понятия в некотором смысле не зависят от языка, делает возможным перевод — слова в разных языках имеют одинаковое значение, потому что они выражают одно и то же понятие.

Термин обозначает или обозначает концепции. Несколько частично или полностью различных понятий могут иметь один и тот же термин. Эти разные понятия легко спутать, ошибочно используя их взаимозаменяемо, что является заблуждением. Кроме того, понятия термина и понятия часто путают, хотя это не одно и то же.

Приобретение понятий изучается в машинном обучении как классификация с учителем и классификация без учителя, а также в психологии и когнитивных науках как изучение понятий и формирование категорий. В философии Канта любая чисто эмпирическая теория, имеющая дело с приобретением понятий, именуется ноогонией.

Содержание

  • 1 Возникновение и приобретение понятий
    • 1.1 Апостериорные абстракции
    • 1.2 Априорные концепции
  • 2 Концептуальная структура
  • 3 Концептуальное содержание
    • 3.1 Контент как прагматическая роль
    • 3.2 Воплощенный контент
  • 4 Философские последствия
    • 4. 1 Концепции и метафилософия
    • 4.2 Понятия в эпистемологии
    • 4.3 Онтология понятий
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки

Происхождение и приобретение понятий

Апостериорные абстракции

Описание Джоном Локком общей идеи соответствует описанию понятия. Согласно Локку, общая идея создается путем абстрагирования, отвода или удаления общих характеристик или характеристик из нескольких частных идей. Эта общая черта свойственна всем разным индивидуумам. Например, абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «красный», есть то свойство, которое является общим для яблок, вишен и крови. Абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «собака», представляет собой совокупность тех характеристик, которые являются общими для эрдельтерьеров, колли и чихуахуа.

Следуя той же традиции, что и Локк, Джон Стюарт Милль утверждал, что общие понятия формируются посредством абстракции. Общее понятие — это общий элемент среди многих образов членов класса. «…[Когда] мы формируем набор явлений в класс, то есть когда мы сравниваем их друг с другом, чтобы установить, в чем они совпадают, в этой умственной операции подразумевается некоторая общая концепция» ( A System of Логика , книга IV, глава II). Милль не считал, что понятия существуют в уме до акта абстракции. «Это не закон нашего интеллекта, что, сравнивая вещи друг с другом и отмечая их соответствие, мы просто признаем реализованным во внешнем мире то, что уже имелось в наших умах. мы как результат такого сравнения. Оно было получено (метафизически) посредством абстрагирования от отдельных вещей» ( Там же ).

Для Шопенгауэра эмпирические понятия «… являются простыми абстракциями того, что известно посредством интуитивного восприятия, и они возникли из нашего произвольного размышления или отбрасывания одних качеств и сохранения других». ( Парерга и Паралипомена , Том I, «Очерк истории идеального и реального»). В его О воле в природе , «Физиология и патология», Шопенгауэр говорил, что понятие «извлекается из предшествующих образов… путем откладывания их различий. по словам». Ницше, находившийся под сильным влиянием Шопенгауэра, писал: «Всякое понятие возникает благодаря тому, что мы приравниваем неравное. Ни один лист никогда полностью не равен другому, а понятие «лист» образуется путем произвольного отвлечения от этих индивидуальных различий, путем забвения различий. … ». [2]

В отличие от вышеупомянутых философов, Иммануил Кант считал, что описание понятия как абстракции опыта верно лишь отчасти. Он назвал те понятия, которые являются результатом абстракции, «апостериорными понятиями» (имея в виду понятия, возникающие из опыта). Эмпирическое или апостериорное понятие есть общее представление ( Vorstellung ) или неспецифическая мысль о том, что является общим для нескольких конкретных воспринимаемых объектов. (Логика, I, 1., §1, примечание 1)

Понятие – это общий признак или характеристика. Кант исследовал, как создаются эмпирические апостериорных понятий.

Логическими актами рассудка, которыми порождаются понятия по форме, являются: (1) сравнение , т. е. уподобление мысленных образов друг другу по отношению к единству сознания; (2.) размышление , т. е. возврат к разным ментальным образам, как их можно постичь в одном сознании; и наконец (3.) абстракция или выделение всего остального, чем различаются ментальные образы. … Чтобы превратить наши мысленные образы в понятия, нужно, таким образом, уметь сравнивать, отражать и абстрагировать, ибо эти три логические операции рассудка являются существенными и общими условиями образования всякого понятия. Например, я вижу ель, иву и липу. При первом сравнении этих предметов я замечаю, что они отличаются друг от друга стволом, ветвями, листьями и т. п.; далее же я размышляю только о том, что у них общего, о стволе, ветвях, самих листьях, и отвлекаюсь от их величины, формы и т. д.; таким образом я получаю представление о дереве.

— Логика, §6

Кантовское описание создания концепта было перефразировано так: «…постичь — значит по существу мыслить абстракционно то, что является общим для множества возможных случаев…». (Х. Дж. Патон, . Метафизика опыта Канта , I, 250). В своем обсуждении Канта Кристофер Джанауэй писал: «… родовые понятия образуются путем абстрагирования от более чем одного вида». [3]

Априорные концепции

Основная статья: Категория (Кант)

Кант заявил, что человеческий разум обладает чистыми или априорными понятиями. Вместо того чтобы абстрагироваться от индивидуальных восприятий, подобно эмпирическим понятиям, они возникают в самом уме. Он назвал эти понятия категориями в том смысле, в каком это слово означает предикат, атрибут, характеристику или качество. Но эти чистые категории суть предикаты вещей вообще , а не отдельной вещи. По Канту, существует 12 категорий, составляющих понимание феноменальных объектов. Каждая категория есть тот один предикат, который является общим для множества эмпирических понятий. Чтобы объяснить, как априорное понятие может относиться к отдельным явлениям аналогично апостериорному понятию, Кант использовал техническое понятие схемы.

Концептуальная структура

Интуитивно кажется очевидным, что концепты должны иметь какую-то структуру. До недавнего времени доминирующим взглядом на концептуальную структуру была модель вмещения, связанная с классическим взглядом на понятия. Согласно этой модели, понятие наделено некоторыми необходимыми и достаточными условиями в своем описании, однозначно определяющими протяженность. Модель сдерживания не допускает никаких степеней; вещь находится либо внутри, либо вне расширения понятия. Напротив, модель вывода понимает, что концептуальная структура определяется градуированным образом в соответствии с тенденцией использования понятия в определенных видах выводов. В результате понятия не имеют своего рода структуры в терминах необходимых и достаточных условий; все условия условны. (Марголис:5)

Однако некоторые теоретики утверждают, что у примитивных понятий вообще отсутствует какая-либо структура. Например, Джерри Фодор представляет свою теорию асимметричной зависимости как способ показать, как содержание примитивного понятия определяется надежной связью между информацией в ментальном содержании и миром. Такого рода утверждения называются «атомистическими», потому что примитивное понятие рассматривается так, как если бы оно было настоящим атомом.

Концептуальное содержание

Содержание как прагматическая роль

Понятие может быть абстрагировано от нескольких восприятий, но это только его происхождение. Что касается его значения или его истинности, Уильям Джеймс предложил свое прагматическое правило. Это правило гласит, что значение понятия всегда можно найти в каком-то особом различии в ходе человеческого опыта, к которому приведет его истинность ( Some Problems of Philosophy , «Восприятие и понятие — значение понятий»). Чтобы понять значение концепции и обсудить ее важность, концепцию можно проверить, задав вопрос: «Какую ощутимую разницу для кого-либо будет иметь ее истинность?» Существует только один критерий значения понятия и только один критерий его истинности. Этим критерием или тестом являются его следствия для человеческого поведения.

Таким образом, Джеймс обошел полемику между рационалистами и эмпириками относительно происхождения понятий. Вместо того, чтобы решить их спор, он проигнорировал его. Рационалисты утверждали, что понятия являются откровением Разума. Концепции — это проблеск другого мира, который содержит вечные истины в таких областях, как логика, математика, этика и эстетика. Чистой мыслью люди могут обнаружить отношения, которые действительно существуют между частями этого божественного мира. С другой стороны, эмпирики утверждали, что понятия были просто дистилляцией или абстракцией от восприятий мира опыта. Следовательно, значение понятий зависит исключительно от восприятий, которые являются их референтами. Прагматическое правило Джеймса не связывает значение понятия с его происхождением. Вместо этого он связывает значение с целью понятия, то есть с его функцией, использованием или результатом.

Воплощенное содержание

В когнитивной лингвистике абстрактные понятия представляют собой преобразования конкретных понятий, полученных из воплощенного опыта. Механизм преобразования представляет собой структурное отображение, при котором свойства двух или более исходных доменов выборочно отображаются в смешанное пространство (Fauconnier & Turner, 1995; см. концептуальное смешение). Распространенным классом смесей являются метафоры. Эта теория контрастирует с рационалистическим взглядом на то, что понятия представляют собой восприятия (или воспоминаний 9).0029, в терминах Платона) независимо существующего мира идей, поскольку он отрицает существование любой такой области. Это также контрастирует с эмпирическим взглядом, согласно которому понятия являются абстрактными обобщениями индивидуального опыта, поскольку случайный и телесный опыт сохраняется в понятии, а не абстрагируется. В то время как перспектива совместима с прагматизмом Джеймса (выше), понятие преобразования воплощенных понятий посредством структурного картирования вносит особый вклад в проблему формирования понятий.

Философские следствия

Концепции и метафилософия

Давняя и устоявшаяся традиция в философии постулирует, что сама философия есть не что иное, как концептуальный анализ. Эта точка зрения имеет своих сторонников как в современной литературе, так и в исторической. Согласно книге Делёза и Гваттари Что такое философия? (1991), философия – это деятельность по созданию понятий. Эта творческая деятельность отличается от прежних определений философии как простого рассуждения, общения или созерцания Универсалий. Концепты специфичны для философии: у науки есть «восприятие», а у искусства «аффекты». Концепция всегда подписано : таким образом, Cogito Декарта или «трансцендентальное» Канта. Это сингулярность, а не универсалия, и она соединяется с другими понятиями на «плане имманентности», прослеживаемом конкретной философией. Понятия могут перескакивать с одного плана имманентности на другой, комбинируясь с другими понятиями и, таким образом, вовлекаясь в «становление-Другим».

Понятия в эпистемологии

Подробнее по этой теме см. Список понятий в науке.

Концепции жизненно важны для развития научных знаний. Например, трудно представить физику без таких понятий, как: энергия, сила или ускорение. Концепции помогают интегрировать явно несвязанные наблюдения и явления в жизнеспособные гипотезы и теории, основные составляющие науки. Карта понятий — это инструмент, который помогает исследователям визуализировать взаимосвязи между различными понятиями.

Онтология понятий

Хотя основная литература по когнитивной науке рассматривает понятие как своего рода ментальную частность, некоторые теоретики предполагают, что понятия являются реальными вещами. (Марголис: 8) В наиболее радикальной форме реалист концепций пытается показать, что предположительно психические процессы вовсе не являются психическими; скорее, это абстрактные сущности, столь же реальные, как и любой земной объект.

Платон был самым решительным сторонником реалистического тезиса об универсальных понятиях. По его мнению, понятия (и идеи вообще) — это врожденные идеи, которые были воплощениями трансцендентного мира чистых форм, лежащего за завесой физического мира. Таким образом, универсалии объяснялись как трансцендентные объекты. Излишне говорить, что эта форма реализма была тесно связана с онтологическими проектами Платона. Это замечание о Платоне представляет не только исторический интерес. Например, представление о том, что числа являются платоническими объектами, было возрождено Куртом Гёделем в результате некоторых загадок, которые, по его мнению, возникли из феноменологических объяснений.

Готтлоб Фреге, основатель аналитической традиции в философии, знаменито выступал за анализ языка с точки зрения смысла и референции. Для него смысл выражения в языке описывает определенное положение дел в мире, а именно способ представления какого-либо предмета. Поскольку многие комментаторы рассматривают понятие смысла как идентичное понятию понятия, а Фреге рассматривает чувства как лингвистические репрезентации состояний дел в мире, из этого, кажется, следует, что мы можем понимать понятия как способ, которым мы постигаем мир. . Соответственно понятия (как смыслы) имеют онтологический статус. (Морголис:7)

Согласно Карлу Бенджамину Бойеру, во введении к его История исчисления и его концептуального развития , понятия в исчислении не относятся к восприятиям. Пока концепции полезны и взаимно совместимы, они принимаются сами по себе. Например, считается, что понятия производной и интеграла не относятся к пространственному или временному восприятию внешнего мира опыта. Они также никак не связаны с таинственными пределами, в которых количества находятся на грани возникновения или исчезновения, то есть возникновения или исчезновения или исчезновения. Абстрактные понятия теперь считаются полностью автономными, даже если они возникли в процессе абстрагирования или изъятия качеств из восприятий до тех пор, пока не остались только общие, существенные атрибуты.

См. также

  • Абстракция
  • Классификация
  • Класс (философия)
  • Познания
  • Концепция и объект
  • Формирование концепции
  • Изучение концепции
  • Инвентаризация концепции
  • Концептуальная карта
  • Концепция разработки
  • Концептуальное смешение
  • Концептуальная кластеризация
  • Концептуальная основа
  • Концептуальные изображения
  • Концептуальный темп
  • Представленная концепция
  • Анализ формальных понятий
  • Гипостатическая абстракция
  • Идея
  • Мем
  • Математика (понятия)
  • Заблуждение
  • Философия
  • Схема (Кант)
  • Социальное строительство
  • Проблема заземления символов

Ссылки

  1. ↑ Дамасио, Антонио Р. «Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг», Avon 1994, с. 106 сл.
  2. ↑ «О правде и лжи во внеморальном смысле», Портативный Ницше , с. 46
  3. ↑ Кристофер Джанауэй, Я и мир в философии Шопенгауэра , гл. 3, с. 112, Оксфорд, 2003, ISBN 0-19-825003-7
  • История исчисления и его концептуального развития , Карл Бенджамин Бойер, Dover Publications, ISBN 0-486-60509-4
  • Сочинения Уильяма Джеймса , University of Chicago Press, ISBN 0-226-39188-4
  • Логика , Иммануил Кант, Dover Publications, ISBN 0-486-25650-2
  • Система логики , Джон Стюарт Милль, University Press of the Pacific, ISBN 1-4102-0252-6
  • Парерга и Паралипомена , Артур Шопенгауэр, Том I, Oxford University Press, ISBN 0-19-824508-4
  • Что такое философия? , Жиль Делёз и Феликс Гваттари
  • Метафизика опыта Канта , Х. Дж. Патон, Лондон: Allen & Unwin, 1936
  • «Концептуальные сети интеграции».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *