Разное

Почему люди верят в суеверия – почему и зачем люди верят приметам. Их влияние на психику

почему и зачем люди верят приметам. Их влияние на психику

Почему многие люди верят в приметы и суеверия? Думаю, сложно найти хотя бы одного человека, у которого не мелькали бы в голове время от времени всем известное «утро вечера мудренее» или «тише едешь – дальше будешь», «сплюнь и постучи». Гадания, гороскопы, предсказания – все это суеверия. Зачем нам приметы и суеверия, и откуда они пришли? Давайте разберемся.

История возникновения суеверий и примет

Все приметы и суеверия направлены на нахождение логической связи между, казалось бы, несовместимыми и нелогичными вещами. И корнями это уходит в далекие времена неразвитой науки. Это сегодня людям многое известно о мире, его закономерностях, обществе и человеческих особенностях, взаимодействии человека и природы. Раньше же чтобы избавиться от гнетущего неведения и не бояться жить, приходилось полагаться на приметы, суеверия и интуицию:

  • Кто-то один замечал случайное совпадение и устанавливал связь между двумя абсолютно разными приметами (явлениями).
  • Подкрепляется эта схема особенностью нашей памяти: мы запоминает подтверждение примет, а опровержения забываем. Примета (пророчество, гадание) может один раз сбыться и 20 не сбыться, но в памяти она отложится как всегда сбывающаяся. Так это и зародилось.

Но особенность психологии верования в том, что копилка разного рода убеждений регулярно пополняется. Почему же в наше время это так же популярно? Старые приметы живы в общественном историческом сознании. От этого не уйти. А новые рождаются все по той же причине – незнание, страх. Хотя наука и совершила огромный скачок вперед, в мире остается много тайн и загадок. В итоге можно сказать, что суеверия и приметы – бессознательная база личности, которую искоренить невозможно.

Что такое предчувствие? На языке психологии это совокупность естественного и полезного свойства интеллекта – предположение (вероятность какого-то события без определения конкретных чисел этой вероятности) и тревожности. Вероятность появления у человека предчувствия (предположение + тревожное ожидание) усиливается в ситуации стресса, напряжения, в критических условиях. Если предчувствие себя не оправдает, то это, конечно, забудется. В противном случае – запомнится. Так и рождается суеверие «предчувствие меня никогда не обманывает».

Интересный факт: в 1939 году нью-йоркским психологам удалось подтвердить силу суеверий. На одной из выставок была установлена стремянка, и хотя она никак не мешала, 70 % людей отдавали предпочтение траектории с лишними метрами, лишь бы не пройти под стремянкой (плохая примета).

Подходы к изучению суеверий

Суеверия – вера в неизвестные человеку силы и законы природы, позитивно или негативно влияющие на людей, животных и весь мир. Рассматривать суеверия как психологический феномен можно через несколько подходов.

Когнитивный подход

С позиции этого подхода суеверия – попытка постичь неизвестное и необъяснимое. Передаются суеверия от поколения к поколению через психологические особенности толпы: заражение, подражание, внушение. С помощью примет и суеверий человек старается обрести контроль над всем миром. В данном контексте суеверия – результат работы памяти и воображения.

С помощью суеверий человек упорядочивает окружающий мир. Но восприятие происходящих событий имеет слишком субъективный и ситуативный характер, искажающий истинные механизмы и особенности происходящих вещей.

Все, что выходит за пределы привычных представлений и знаний человека, он старается объяснить с помощью сверхъестественных сил, примет, суеверий, гаданий, астрологии. Соответственно, можно сказать, что чем выше интеллектуальный уровень человека, тем меньше он склонен к предрассудкам. Познание мира через суеверия – упрощенная форма познания, опирающаяся на наглядность и избегающая познания мира через абстрактные научные понятия.

Аффективно-мотивационный подход

Суеверия – форма защиты эмоционального состояния и самосознания человека. Это удовлетворение и поддержка своих неосознанных желаний, эмоций и чувств. Вместе с этим в данной концепции суеверия рассматриваются как средство оказания психотерапевтической помощи: избавление от страхов, придание уверенности, снятие напряжения.

Верование тесно связано с внушаемостью человека, которая усиливается в момент:

  • фрустрации и психологической разрозненности, например, при страхе смерти, старения, реальности или тяготах одиночества;
  • трудных жизненных ситуаций;
  • переживания горя;
  • потери работы;
  • неразделенной любви;
  • культурной и социально-экономической нестабильности общества;
  • осознания собственного бессилия.

«Что не делается – все к лучшему», – говорит себе человек, и боль от случившихся личностно значимых несчастий уже не так остра. Приметы и такого рода суеверия могут дать человеку силы для преодоления депрессии и других нежелательных состояний. Подумайте, ведь на каждое состояние человека можно найти поговорку, снимающую с него долю ответственности и перекладывающую груз случившегося на чьи-то плечи: «На все воля Божия».

С одной стороны, это хорошо, но с другой, как мне кажется, это лишает человека личностного развития. Как можно расти и делать выводы из случившего, избегая ответственности за собственную жизнь? Можно ли развиваться, если не познавать толком своих мыслей и чувств, не бороться сознательно со страхами и не принимать неизбежные реалии, например, смерть? Думаю, в таком случае суеверия являются формой ухода от реальности и препятствуют личностному росту.

Это защитный механизм психики безответственных, тревожных людей с пессимистичным мышлением и не желающих признавать себя как творца хорошего и плохого в своей жизни, самостоятельно контролировать ее, принимать решения и нести за них ответственность. Суеверия помогают человеку адаптироваться в повторяющихся, но пугающих его своей неизвестностью условиях.

Психоаналитический подход

Суеверия – результат переноса человека истинных, но не удовлетворяющих в силу каких-то причин саму личность, мотивов действий во внешний мир. В основе лежат потребности и удовольствия человека, которые он хочет удовлетворить быстро и не своими силами. Таким образом, в рамках психоаналитического подхода суеверия – результат недостатка знаний и нереализованных актуальных потребностей.

Бихевиористский подход

Суеверия – поведение, обусловленное неспособностью понять наличие или отсутствие связи между действиями человека и их последствиями. Складывается такой стиль поведения в результате случайных подкреплений.

Социально-нравственный подход

Суеверия – основа морали, регулятор отношений в группе и обществе. Это условия успешного выживания и контактирования с природой, которые дошли до человека через культурное наследие от других поколений. Суеверия конкретизируют, персонифицируют и восхваляют социально приемлемые желательные формы поведения («Добро всегда возвращается») и накладывают табу на нежелательные формы и виды деятельности («Куры кричат на насесте – к домашней ссоре»). Таким образом, приметы и суеверия помогают сохранять, передавать и транслировать общественные ценности и нормы поведения.

Эволюционистский подход

Все существующие у нашего народа суеверия – отголоски религий разных стран. Например, негативное отношение к черной кошке пришло из Египта. К слову, такая примета существует во многих странах Европы.

В рамках эволюционистского подхода суеверия – отголоски несвободного поведения участников племен и родовых общин. Не исключено, что в те времена конкретное суеверие имело смысл, пусть его составляющие и были обобщены ошибочно. Но продвигаясь все дальше, в каждом поколении оно теряло свою силу.

Думаю, из всех подходов для психологии особый интерес представляет рассмотрение суеверий как защитного механизма психики, то есть аффективно-мотивационный подход.

Функции суеверий и примет

Приметы и суеверия выполняют важную для нашей психики роль – дарят чувство безопасности, ощущение контроля над ситуацией и управления ей. Служат своеобразным плацебо, внушая человеку уверенность в собственных силах.

Так работают, например, различные амулеты и обереги. Сложно поверить, что они на самом деле могут притягивать удачу или дать человеку то, о чем он мечтает. Но не оставляет сомнений тот факт, что мысли человека материальны. И если человек уверен в том, что скоро его ждет успех в любви, то так оно и случится:

  • Амулеты дарят человеку чувство спокойствия и уверенности.
  • Психофизиологический фон восстанавливается, и личность сама в состоянии рационально управлять своей жизнью.

Как правило, человек этого не замечает и считает, что амулет и правда помог. Это в свою очередь укрепляет веру. Потому суеверия и не выходят из нашей жизни.

Или, например, известная примета, что птицы гадят к деньгам. Столкнувшись с этим, суеверный человек не просто начинает ждать прибыли, но и его мозг начинает искать источники дохода. В этом приметы, несомненно, полезны.

Но существует и обратная сторона медали: суеверия и приметы могут переходить в навязчивые состояния и тогда мешают человеку жить. Например, согласно одной из примет, если разбить зеркало, то это к полосе несчастий. Суеверный человек сам программирует себя на это, и несчастья действительно случаются. В общем, суть примет (плохих и хороших) в одном – это эффект плацебо.

Таким образом, суеверия:

  • с одной стороны, дарят безопасность, комфорт, защиту;
  • с другой стороны, мешают развитию познавательных и творческих способностей человека.

Несмотря на все описанные в статье преимущества верований, я отношусь к суевериям и приметам скорее негативно. Считаю, что они препятствуют личностному росту человека, не решают истинные проблемы, а только маскируют их, мешают раскрытию творческого потенциала.

Послесловие

Суеверия – это победа эмоций над разумом. И одной из главных движущих сил является страх. Это слепая вера, тормозящая мышление. Схожи с суевериями предрассудки:

  • суеверия – элемент структуры предрассудков;
  • предрассудок – ошибочное восприятие чего-либо, вызванное навязанной извне информацией (суевериями и приметами).

Приметы, суеверия, предрассудки относятся к психологии масс. Это обуславливает сложность и невозможность полного искоренения верований. Но с отдельным человеком работать можно и нужно, если суеверия мешают ему личностно развиваться и жить, граничат с тревожно-фобическими расстройствами и синдромом навязчивости.

Как это делать? Разобраться, какую функцию выполняют суеверия в данном случае. Это поможет найти истинные причины: недостаток знаний, страх, неуверенность в себе, личностные проблемы и другое. Далее предстоит работать на устранение этой причины и обретение чувства контроля над собой и своей жизнью за счет внутренних ресурсов и логического рационального понимания мира. Стоит заняться развитием творческого и позитивного мышления, и суеверия начнут отходить на второй план.

Однако некоторые приметы и суеверия можно подтвердить с позиции науки, потому-то они до сих пор и живы в общественном сознании. Подробнее об этом читайте в статье «10 примет, имеющих научное объяснение».

psychologist.tips

Почему люди суеверны и верят в приметы

Традиционно так повелось, что каждый народ наравне с традициями имеет свои приметы и суеверия. Суеверие означает тщетное, ложное заблуждение, представляющее собой веру, которая основана на понимании сил, не аргументированных в религии и непостижимых законами природы. Суеверия – это некоторый набор ложных знаний о том, как требуется поступать в различных ситуациях для избегания определённых проблем. Примета представляет собой устойчивую связь двух явлений объективной реальности, одно воспринимается как знак, второе как его объяснение зачастую в виде прогноза на будущее.

Почему люди верят в приметы? Источником суеверных заблуждений выступают ненамеренные совпадения. Случайные совпадения по времени и месту двух разных, протекающих событий позволили в прошлом дать начало многим суевериям. Это является, по сей день, одной из причин их актуальности. Люди суеверны потому, что психология человека так устроена, что к причинам успехов они относят свое трудолюбие, а к неудачам – внешние негативные обстоятельства. Это позволяет легче оправдаться перед самим собой и другими людьми, что что-то пошло не так, например, когда дорогу перешёл чёрный кот или по забывчивости пришлось вернуться домой за важным документом. То же самое можно отнести и к гаданиям, когда человек свято верит, что его неудачи – это результат, наведенной порчи, снять которую можно специальным магическим обрядом.

В наше время суеверия настолько крепко вошли в ежедневную жизнь, что распространяясь из поколения в поколение, сделало заложниками этих вековых предрассудков многих людей. Если сбылась плохая примета, человек обязательно это запомнит и будет об этом рассказывать знакомым, сослуживцам и родственникам, которые тоже начнут со временем в подобное верить. Особенно суеверному влиянию подвержена неокрепшая психика детей и подростков, людей, не верящих в себя и свой успех. Они рассуждают так: «если от меня сегодня отвернулась удача, то это потому, что дорогу перебежала черная кошка, утром встал не с той ноги, приснился плохой сон, споткнулся, вернулся домой по забывчивости за важным документом».

Если примета не сбывается, то об этом моменте забывают и никому не говорят. Это значит, что ложное представление о приметах и суевериях люди поддерживают сами, укрепляя в них веру, и придавая большое значение совпадениям, которые привели к неудачам.

В современном мире достаточно легко встретить человека, верящего в разные приметы.

Например, такие:

– нельзя давать в руки деньги вечером, а также давать взаймы после заката, выносить мусор вечером, иначе денег в доме не будет, по этой же причине не рекомендуется и свистеть;

– перед длительным путешествием, необходимо присесть, чтобы дорога была легкой и удачной;

– птица бьется в оконце к несчастью;

– до рождения младенца существует негласный запрет на покупку игрушек, детской одежды, посуды;

– нельзя убираться в доме, если гости уехали и еще пребывают в длительном пути;

– дорога будет удачной, если накануне вымыть лестницу, а также дом;

– здороваться и прощаться через порог – к ссоре;

– нельзя показывать ребенка до шести недель – могут сглазить;

– чтобы завелись деньги, следует ставить веник метлой вверх;

– нельзя подбирать на перекрестках мелочь – она может быть заговоренной;

– требуется максимально долго скрывать беременность, чтобы не было сглаза;

– кто в мае женится – весь век мается;

– аист вьет на крыше гнездо к благополучию;

– разбить зеркало, надеть наизнанку одежду к несчастью или неприятностям;

– если выйдя из дома, пришлось вернуться, то следует взглянуть в зеркало или присесть на 15 сек. на стул, чтобы путь был удачливым;

– сохранять в доме битую посуду к беде;

– как встретишь новый год, таким он и будет;

– чтобы день притянул удачу, утром требуется вставать с правой ноги;

– на левую ногу спотыкнуться – к неприятности;

– переезжая в новое жилище, следует прихватить с собой старый веник, тем самым позвав с собой домового, иначе счастья не видать;

– в ночь перед экзаменом под подушку положить конспект лекций или учебник по предмету и тогда в сонном состоянии учебный материал непринужденно через подушку проникнет в головной мозг.

Наверняка каждый хоть раз в жизни шёл на поводу подобного суеверия. Почему люди так суеверны? Это происходит, потому что нет уверенности в будущем. Людям не хватает чувства равновесия и защищенности. Это проистекает на фоне нереализованных желаний и целей. В приметах люди нередко ищут веру и надежду, а также наделяют их некоторой определенностью в грядущих событиях.

Суеверные люди зачастую стучат еще по деревянной поверхности. В основном это делают очень впечатлительные, эмоциональные личности, обладающие богатой фантазией. Они убеждены, что такими действиями помогают себе избежать негативных событий в жизни.

Стоит ли верить в приметы? Суеверие – это дело сугубо добровольное и каждый сам для себя вправе решать, во что ему верить и что делать. Ведь страх потерпеть неудачу у людей настолько силен, что вера в приметы позволяет объяснить им то, что с ними произошло и перекинуть всю ответственность, например, на кошку или другого человека, который перешел дорогу с пустым ведром.

Зачастую люди себя ведут очень объективно и рационально, но как только наступает важное событие в их жизни, собеседование или экзамен, то они почему-то становятся суеверными. Такая собственная вера свидетельствует о неуверенности личности в своих действиях или нерешительности из-за своего поведения. Это относится и к вере в гороскопы. Нередко люди, прослушав зодиакальные напутствия, кардинальным образом меняют свое решение. Помимо этого, требуется понимать, что личность в стрессовой ситуации легко верит во многое и даже рациональный человек при некоторых обстоятельствах способен обратиться за помощью к магу или гадалке. Повсеместно это отмечается еще и потому, что люди массово подвергаются каждодневным стрессам, и каждый индивид в тяжелой ситуации нуждается в поддержке или вере.

psihomed.com

7 причин суеверия людей

В повседневной жизни редко встретишь человека, абсолютно не верящего в те или иные приметы. Что же за этим стоит? Почему в наш просвещенный век, мы, встретив черную кошку, все же переходим на другую сторону улицы?

Сколько раз мы слышали: «Соль рассыпалась – к ссоре», «Не свисти – денег не будет»… При этом мало кто задумывается, что за рассыпавшуюся соль можно было здорово схлопотать хотя бы потому, что в XVII веке соль на Руси была продуктом весьма дорогим. А свист, согласитесь, многих раздражает, и понятная всем угроза отсутствия денег побуждает прекратить сие занятие.

Суеверия по сей день остаются малоизученной формой обыденного сознания человека. По данным исследований Института социологии РАН, вера в явления, научно недоказанные, невероятные и чаще магические, характерна для людей различного пола, возраста, социального статуса. Поэтому не стоит думать, что в приметы верят исключительно бабушки из далеких деревень. 

Функции, которые выполняют суеверия


1. Защита и безопасность

В древности люди жили в мире, полном неведомых им сил, как злых, так и добрых. Поэтому в каждой культуре разрабатывались и распространялись ритуалы и правила взаимодействия с неизведанным. Человеку хотелось, чтобы силы оберегали его и помогали.

В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые. А суеверным поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний. Следуя приметам, человек стремится защитить самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

2. Воспитательная

Если просто сказать ребенку не качать ногой или не оставлять недоеденным хлеб, то, как говорится, «в одно ухо влетит, в другое вылетит». А если добавить, что на ноге леший качается, а оставленный кусочек будет всю ночь бегать за ним, то шансов добиться от ребенка желаемого намного больше.

Таким образом, примета стала запретом, а по сути своей способствовала развитию определенных правил поведения. В широком смысле суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали.

3. Предотвращение возможных негативных последствий

«Вернулся за чем-то домой – посмотрись в зеркало», игнорирование цифры «13» и встречи с черной кошкой – все это и многое другое попытка предотвратить неудачу. В таких случаях у человека возникает чувство, что если он проделал тот или иной ритуал, его жизнь под контролем.

Если подойти к вопросу логически, то возвращение домой за забытой вещью говорит о том, что вы сегодня необычно рассеяны, а это чревато неприятностями. Поэтому посмотреть в зеркало – это некая возможность собрать себя в кучу и настроиться на лучшее.

4. Приманивание удачи

Об этом лучше всего знают студенты, а также жители домов, расположенных рядом с общежитиями, которые каждую летнюю и зимнюю сессию ложатся спать далеко за полночь. А все потому, что ровно в 00:00 часов с криками: «Халява, ловись!», десятки рук с зачетками тянутся из окон к небесам.

Пятак под пятку и немытая перед экзаменом голова – это уже классика жанра. У спасателей есть примета никогда не чистить обувь в начале смены, чтобы не уехать на вызов, делается это в конце. Что-то с обувью не так, раз всякие обрушения с наводнениями происходят.

5. Желание заглянуть в будущее

На это направлены всевозможные рождественские гадания и приметы. Кинула башмачок через забор и направление его носка должно указать, откуда придет жених. Гадания были разнообразными, но всегда несли один и тот же символ – замужество.

Например, становились спиной к поленнице дров и, зажмурясь, вытаскивали какое-нибудь полено. Ощупывали его и, обнаружив гладкую поверхность, радовались: жених будет красивый. Или если у ЗАГСа жених споткнулся, значит, он не уверен в своем выборе, утверждает молва. А на деле оказывается, что у него просто развязался шнурок. Человек склонен к тому, чтобы искать «знаки», которые намекнут на будущее, помогут подготовиться к нему.

6. Защита от дурного глаза

Неприятности случаются со всеми. Кто-то анализирует происходящее и ищет причины в мыслях и поведении, но ведь гораздо проще считать, что день не задался потому, что Марьванна из соседней квартиры не так посмотрела с утра, а муж ушел к другой не потому, что вы его пилили, а потому что злая разлучница сделала приворот. Вера в «дурной» глаз существует абсолютно во всех странах мира уже на протяжении многих столетий и выражается в достаточно яркой форме.

Она находит проявление не только в совершении различных защитных ритуалов, но и в огромном количестве обращений к «профессионалам» в области снятия сглаза. Астрологов, хиромантов, колдунов и экстрасенсов в современной России насчитывается около 300 тысяч. Для сравнения – профессиональных ученых около 400 тысяч, причем последних становится все меньше, а колдунов, по исследованию ВЦИОМ, все больше.

7. Контроль и неизменность

Многие приметы направлены на то, что если что-то будет сделано определенным образом, то все останется на своих местах и ничего плохого не произойдет. Обычно некие ритуалы соблюдают люди с обсессивно-компульсивным расстройством. Они старательно перешагивают трещины на асфальте, не наступают на крышки колодцев, считают количество освещенных окон в доме напротив, садятся за стол определенным образом, моют руки раз в полчаса, чтобы снять тревогу.

Прекрасный пример – герой Джека Николсона из фильма «Лучше не бывает». Мелвин каждый день обедает в одном и том же ресторане, за одним и тем же столом и использует при этом одноразовую посуду, которую принес с собой из-за патологической боязни микробов. И все это только потому, чтобы его миропорядок оставался неизменным.

Хорошая новость для логиков

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Бихевиористы (те, кто изучает поведение) рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять причинно-следственные связи между собственным поведением и последующими событиями. Суеверие возникает и поддерживается в результате случайного подтверждения.

Хорошая новость для интуитов

Суеверие дарит человеку необходимую уверенность в своих силах и чувство безопасности. По мнению ученых, суеверия обладают своего рода успокоительным эффектом, если человек верит в то, что эта вещь или действие ему поможет, то это обязательно помогает. Вера имеет невероятную силу воздействия на людей. Но если результаты того или иного мероприятия во многом зависят от удачи, то вера и суеверия тут не влияют ни на что.

Хорошая новость для всех

На каждое возражение убежденного противника любых предрассудков найдется множество примеров того, как «срабатывали» приметы, сбывались пророчества, приходил успех в самых безнадежных делах. Другое дело, что только от вас самих зависит, будете ли вы опираться на своем пути к успеху на приметы и суеверия или станете рассчитывать исключительно только на себя, на свои силы и способности. Решать вам.

domashniy.ru

Почему так много людей верит в приметы?

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Некоторые вопросы встречаются особенно часто: 

“Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»

«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»

«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»

«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»

«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?”

Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.
Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.

Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.

Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?

Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстракт­ном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.

Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.

Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:

…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.

Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.

Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).

Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.

 

Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве.

Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.

Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.

Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.

Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату. И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.

Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.

Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрос­лом опыте жизни.

Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологичес­кой травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.

Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.

С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.

Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.

 

Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.

Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.

Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства. 

И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.

 

Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.

Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:

«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.

Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.

Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).

Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам… Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.

Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».

Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».

Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:

«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».

Читайте также:
Церковь и магия: почему христиане не гадают на Рождество

foma.ru

Почему люди верят в приметы?

Приметы, как своего рода предсказания недалекого, а иногда и далекого будущего, ведут историю своего существования с древности, когда еще и в помине не было научных объяснений разного рода связям между явлениями.

Но даже несмотря на то, что сегодня наука разрушила множество мифов и объяснила многие вещи, в приметы продолжают свято верить современные люди, многие и вовсе ориентируются на них, а иные выдумывают свои собственные. В чем секрет такой «живучести» примет? Попробуем разобраться.

Сложно сказать, когда точно появились первые приметы, ясно одно — именно так в древности люди передавали «из уст в уста» свои наблюдения за многими явлениями и событиями, усмотрев между многими из них причинно-следственные связи.

Также это была своеобразная передача новой информации в неграмотном обществе, наполненном суевериями и не имеющего возможности в те далекие времена объяснить многие события.

Как возникли приметы

Для начала попробуем разобраться, как могли возникнуть первые приметы, связанные, скажем, с погодой и временами года.

К примеру, волхвы (у которых был в те времена огромный авторитет и которые считались самыми умными) долгое время могли наблюдать за тем, как меняется природа с приходом того или иного времени года.

  • Они анализировали эти изменения и «выдавали» народу свои выводы через мудрые советы: «Пришел марток — надевай семь порток», тем самым донося необразованным людям информацию о том, что в марте необходимо теплее одеваться из-за частых похолоданий.

В любом обществе всегда находились прозорливые люди, которые по прошествии определенных периодов времени могли заметить, сопоставить и найти некую причинно-следственную связь между одним явлением и другим.

При повторении этих явлений, то есть если появлялась некая закономерность данной связи, человек мог сделать вывод, что так происходит всегда.

Справедливости ради, стоит признать, что многие из примет, касающихся погоды, времен года, поведения животных и некоторых других, действительно имеют под собой «предсказательную» силу. Даже современные ученые соглашаются с некоторыми из них, восхищаясь наблюдательности наших предков.

К примеру, примета о красном диске заходящего солнца говорит о том, что последующий день будет теплым. Это наблюдение является более-менее точным, имеющим научное обоснование и чаще всего так и происходит.

Однако, большинство примет возникло на базе суеверий и мистического мировоззрения людей того времени (бытовые, свадебные, дорожные приметы). Часто они появлялись по «вине» причинно-следственной связи, которая порой не имела под собой никаких объективных основ, а строилась на базе случайных совпадений. Именно такого рода приметы пришлись по вкусу и современному обществу.

Современный человек суеверен точно также как были суеверны наши предки, потому что во многом мы мыслим также. Отличие лишь в том, что некоторые приметы в наше время просто не имеют смысла — погоду сегодня предсказывает Гидрометцентр, о смене времен года и их предвестниках сегодня знает каждый первоклассник, урожаем заведуют обученные работники и руководствуются при этом конкретными знаниями, а не наблюдениями.

В этом месте наших рассуждений мы обязаны обратить внимание на очень важный нюанс, без которого невозможно объяснить природу веры в приметы — на психологический фактор.

Психология человека такова, что любая неудача (и даже удача) «записывается» на счет некоего объекта, который, как считается, эту самую неудачу и приносит. Самые известные «вестницы неудачи» — это черная кошка и женщина с пустым ведром.

Причинно-следственная связь «плохой приметы» приблизительно такая: вы идете на экзамен, вам перебегает дорогу черный кот и вы не сдаете экзамен. Вместо того, чтобы признать виновным себя за недоученные билеты, вы обвиняете бедного кота во всех неудачах.

«Плохие приметы» дают возможность снять с себя определенную ответственность за неудачу и поэтому люди так неохотно прощаются с этими предрассудками.

Если с определенным количеством людей случилась похожая ситуация (с не выученными билетами ходит на экзамен как минимум треть студентов и скорее всего уж парочке из них точно посчастливится встретиться на дороге с черным котом), то это уже становится «студенческой» приметой.

Для того чтобы с человеком случилось что-то плохое (или, наоборот, хорошее), ему достаточно просто верить в примету. Происходит «самопрограммирование» себя на удачу или несчастье.

Рассыпав соль, подсознательно человек готовится к ссоре и невольно ее провоцирует сам, посмотревшись в разбитое зеркало, он готов к несчастью и именно в этот день он может упасть и сломать руку. Иными словами, он сам себя подталкивает на то, чтобы «утрамбованное» в голове предсказание очередной раз «сбылось».

Единожды приписав причинно-следственную связь двум порой совершенно отдаленным между собой событиям, сознание человека не скоро отпустит от себя «петлю» своей веры. В основе этого тоже лежат психологические факторы.

Имея «оберег» или талисман или выполнив «ритуал», нацеленный на удачу или успех, человек будет спокойнее себя чувствовать, к примеру, на собеседовании или в дальней поездке.

Казалось бы, что в этом нет ничего плохого. Однако человек уже не может освободиться от своей веры — она диктует ему как вести себя в той или иной ситуации, иначе у него возникает страх перед будущим.

Подобная «зацикленность» характерна почти для всех неуверенных в себе и всего боящихся людей. Они начинают во всем видеть «плохие приметы» и искать «хорошие».

Это объясняет и тот факт, отчего большинство примет негативно ориентированы:

  • «не мети со стола рукой — не будет достатка»,
  • «не ешь сардину с головы — накличешь беду»,
  • «не пой перед завтраком иначе будешь плакать перед сном» и так далее.

Во всем этом звучит неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах, страх перед будущим. Не надеясь на себя людям ничего не остается делать, как носить булавки, веря, что таким образом они защищаются от сглаза, вешать подковы над дверями и обязательно вставать с правой ноги.

Приметы должны оставаться как традиции, дать памяти нашим предкам и их наблюдательности. Ни в коем случае нельзя руководствоваться только ими и тем более впускать глубоко в свое подсознание.

Что будет, если верить в приметы

potu-storony.ru

Откуда берутся приметы и почему люди в них верят?


В некоторых ситуациях люди теряются и пытаются найти объяснение не с помощью разума, а посредством магии или чудес. Самым распространенным проявлением такого поведения является вера в приметы и знаки судьбы.Как правило, люди, озвучивая ту или иную примету, даже не задумываются о том, как она зарождалась и почему, например, является дурным знаком, если именно черная кошка перебежит дорогу или наступление пятницы 13 числа?

История возникновения примет

Различные знаки судьбы и суеверия берут свое начало с древних времен. Люди еще не знали, как устроена природа, законов физики и чем обусловлены те или иные явления, что порой очень их пугало. Поэтому они искали объяснения другими способами: наблюдали, что предшествует определенному природному явлению. Таким образом, люди предугадывали некоторые погодные условия. Например, если птицы низко летают – к дождю, ясный закат – к солнечной погоде и т.д.

Со временем приметы стали носить не только природный, но и социальный характер. С их помощью начали предугадывать определенное поведение людей или конкретные жизненные ситуации. Например, рассыпать соль – к ссоре, разбить зеркала – к несчастью.


Все это когда-то имело реальный прямой смысл. Из-за соли люди ругались, так как это был очень дорогой и редкий продукт, и если его рассыпать, то это означало потерпеть большие убытки. Аналогично и с зеркалами. Они были не только дорогими, но еще и хрупкими. Поэтому хозяева убеждали своих слуг, и членов семьи обращаться с ними аккуратно.

Вера в приметы настолько прочно укоренилась в сознаниях, что в современном мире науки и техники люди часто продолжают предугадывать некоторые явления посредством предрассудков. Случается так, что они сбываются, но это больше связано с настроем людей. Последние начинают искать подтверждение приметам. Например, если человек рассыпал соль, он сам того не осознавая, начинает своим поведением провоцировать конфликт. Если же человек столкнулся с благоприятным знаком судьбы, он выискивает именно приятные моменты в любой ситуации, не замечая другие.

Влияние суеверий на человека

Все суеверия обладают тем или иным влиянием на человека. Давайте разберемся, как именно суеверия влияют на жизнь человека.

Создание иллюзии безопасности

«Плохой знак» заставляет человека быть более бдительным и внимательным.

Ощущение ясности

Иногда люди не могут установить причинно-следственные связи. Им проще списать сложившуюся ситуацию на «знак свыше».

Ощущение близости

Вера в приметы позволяет человеку почувствовать себя частью общества и культуры.

Ощущение свободы

Очень часто перекладывают ответственность с себя на внешние факторы (черную кошку, женщину с пустым ведром и т.д.). Это позволяет не чувствовать себя виноватым.

Иллюзия управления

Следуя ритуалам, человек чувствует себя хозяином ситуации. Исходя из этого, он контролирует себя и свой день.

Иллюзия сказки

Иногда хочется уйти от повседневных забот и поверить в чудо.

Иллюзия соответствия

В случае неудачи человек все списывает на приметы, а в случае успеха – на собственные усилия, знания и умения. Это позволяет не снижать самооценку.

Таким образом, приметы – часть нашей истории и культуры общества. Ведь вера в них сложилась еще в глубокой древности. Иногда они действительно помогают человеку избежать неприятностей и верить в лучшее. Но во всем должен быть предел. Не нужно всегда ссылаться на знаки судьбы и помнить: всему есть логическое объяснение.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями



Помощь проекту

factinteres.ru

почему люди верят в приметы???

Каждый верит в то, во что хочет верить. Я в приметы не верю. Это же сплошное самовнушение. Если дорогу перешла черная кошка и все время думать, что неприменно теперь не повезет, то неудача повязательно придет.

это все суеверие... идущее еще с древности..

Есть много вещей до понятия которых мы еще не доросли. В приметы можно только верить или не верить объяснить их с физической стороны не возможно. В жизни я сталкивалась с кучей необъяснимых вещей. За кучу прожитых лет в комнату влетела птичка (один раз) через неделю погиб муж.

я верю в приметы, ведь они появились не сегодня, а действуют многие столетия, можно и не прислушиватся к ним, но принебрегать не стоит,,,, особенно если это касается беременной женщины и младенца,, там много примет,, и современем люди понимают,, что они пошли во преки

Люди держатся за подобные представления только потому, что жизнь дает далеко не полную, иногда сомнительную информацию. - Попытки самостоятельно разобраться в путанице фактов побуждают верить в то, чего на самом деле нет. Так уж устроен человек: ему больше нравится причинно-следственная связь между событиями. И предрассудки вносят определенный смысл в беспорядок окружающей действительности. Ему хочется верить в то, что существует зависимость между, например, перебежавшей дорогу черной кошкой и случившимся с ним несчастьем. Поэтому мы склонны верить в то, во что хотим верить.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *