Супер Логопед | Повышенная плаксивость и обидчивость ребенка
Статья:
Повышенная плаксивость и обидчивость ребенка — один из наиболее частых вопросов, с которым родители обращаются к психологу. Почему любимое чадо плачет чаще, чем его сверстники? До какого возраста это нормально? Как на бесконечные слезы реагировать? И можно ли изменить ситуацию?
Почему ваш ребенок все время хнычет?
Нытик – это навсегда!
Детский плач, нравится это нам, взрослым, или нет, – это один из способов общения ребенка с миром. С его помощью он показывает окружающим свои чувства и эмоции, которые еще не может в полной мере выразить словами. А у самых маленьких это вообще единственный способ обратить на себя внимание взрослых.
Безусловно, одни детишки ревут чаще, другие – реже, но в целом по мере взросления у большинства детей количество ситуаций плача постепенно уменьшается.
Подросший ребенок в норме заливается слезами уже только по «серьезным поводам». Однако у некоторых детей в силу самых разных обстоятельств плач в ответ на все некомфортные ситуации входит в привычку. Они-то и получают прозвища «ревушка-коровушка», «плаксавакса», «нытик» и т. п. Повышенная плаксивость младшего школьника – очень тревожный симптом, к которому, безусловно, родителям надо отнестись с вниманием. Плаксы часто вырастают в пессимистически настроенных взрослых с негативным восприятием жизни.
Плаксивыми чаще бывают девочки. А вот слезливый мальчишка – фигура социально неприемлемая. Его родители искренне возмущаются: «Тебе не стыдно плакать?!
Ты как девчонка! Будь мужчиной!» Как правило, они жестко пресекают проявления плаксивости у мальчиков, чем только усугубляют ситуацию (ведь корни плаксивости – одни и те же у детей обоих полов). Поэтому именно родители мальчиков чаще обращаются за помощью к психологу. С другой стороны, так как девчоночий плач вполне социально приемлем, родители меньше тревожатся из-за плаксивости дочерей и часто так запускают проблему, что она становится трудно преодолимой.
И конечно, из такой девочки вырастает женщина, которой ой как не просто адаптироваться во взрослой жизни. Первое, что должны осознать родители, – ребенок устроен так, что, как только начинает испытывать физический или психологический дискомфорт, он сразу же начинает подавать нам соответствующие сигналы. Наша задача – вовремя уловить и правильно интерпретировать эти знаки. Чтобы помочь ребенку преодолеть постоянную слезливость, необходимо как следует разобраться в ее причинах.
КАПРИЗНЫЙ ПЕРВОКЛАШКА
По мнению многих исследователей, начало школьного обучения совпадает с кризисом семи лет. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что для этого возраста характерны следующие негативные проявления: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т. д.
Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, «приставучесть», кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, мстительность, дерзость и т.
Дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых. Так что плаксивость и капризность в этом возрасте вполне закономерны, но ситуацию нужно обязательно держать под контролем!
Право на слезы
Во-первых, проанализируйте, когда ребенок начал плакать по малейшему поводу. Если ваш младшеклассник вдруг стал не только плаксивым, но и раздражительным, невнимательным, если у него появились проблемы со сном, нарушение аппетита, то все это симптомы переутомления. В такой ситуации коррекция режима дня и уменьшение нагрузок помогут справиться с переутомлением школьника и, как следствие, с повышенной плаксивостью и капризностью. Если же плаксивость «возникла не вчера» и переутомление как причину вы исключаете, терпеливо продолжайте поиски источника проблемы. Во-вторых, проанализируйте, какой темперамент у вашего ребенка. Иногда чрезмерная плаксивость связана с его врожденными особенностями. Повышенная сензитивность (чувствительность) и, как следствие, ранимость, обидчивость, слезливость могут проявляться у ребенка потому, что по темпераменту он меланхолик.
Одна из особенностей меланхолического темперамента – слабый тип высшей нервной деятельности, лежащий в его основе. Именно с этим связаны невысокие пороги ощущений: меланхолика задевает то, что остальным нипочем, ну, или почти нипочем! Меланхоликам свойственны также неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость, мнительность, пониженная активность. Вместе с тем он обладает способностью к сочувствию и сопереживанию, доброжелательностью, мягкостью, душевностью, тонкой восприимчивостью, исполнительностью, дисциплинированностью, то есть качествами, которые высоко ценятся в социуме. Если весь этот букет качеств присутствует в характере вашего ребенка, повышенную плаксивость и ранимость можно отнести к особенностям темперамента. Предположить, что ваш ребенок – меланхолик, можно еще в младенчестве: такие дети чуть сильнее реагируют на различные звуки, свет, смену обстановки. Воспитывая маленького меланхолика, важно всегда помнить не только о его природной ранимости, но и более быстрой, по сравнению с другими типами темперамента, утомляемости, вызванной слабостью нервных процессов.
В ситуациях, которые слишком сложны для меланхолика, истощение его сил обычно проявляется тихим плачем. За это его ни в коем случае нельзя ругать.
Плачут дети-меланхолики часто именно в ситуациях, когда их силы на исходе. Поэтому, умело организуя день своего ребенка, родители могут уменьшить количество таких ситуаций. Например, при выполнении домашних заданий детям-меланхоликам требуются более частые паузы и переключения, во время которых есть возможность «подзарядиться». Увеличивать интеллектуальные и физические нагрузки таким детишкам следует с особой осторожностью.
Учитывая их природную ранимость, нужно исключить из общения с ними резкие и грубые приказы, прямую критику и т. п. Важно помнить, что меланхоликам не по душе любые соревнования, спешка, подстегивания.
Незнакомая обстановка также их пугает и дестабилизирует. Запугивание и угрозы не показаны в отношениях с любыми детьми, но для меланхоликов они просто опасны. А вот родительская ласка, поддержка, тактильный контакт, важные для всех детей, маленькому меланхолику жизненно необходимы.
ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ИСТЕРИКОЙ
Лучше всего спокойно сказать: «Из-за твоего плача я не могу понять, что ты говоришь. Успокойся и повтори мне еще раз, пожалуйста. Я хочу тебе помочь».
Сказав это, продолжайте заниматься своими делами, дождитесь, пока ребенок не расскажет вам о своей проблеме спокойно. Поступайте так всякий раз, закрепляя в ребенке привычку рассказывать о проблемах «без надрыва и слез».
Плакало ваше воспитание!
Но что если у ребенка далеко не меланхолический темперамент, а он плачет больше любого меланхолика? Другая возможная причина повышенной плаксивости и капризности – эмоциональная нестабильность. Именно у таких деток часто возникает привычка реагировать рыданиями на любые трудности, неудачи, замечания. Порвался шнурок, много задали, не пошли в кино из-за дождя – поводов для плача они находят великое множество. Как правило, привычка реагировать на все подобными капризами закрепляется из-за изначально неправильного реагирования на плач родителей. Последние при виде слез не просто стараются утешить ребенка – они бросаются его спасать и ограждать, готовы на все, лишь бы слезки на любимых щечках высохли: напишут или нарисуют за него в тетради, сбегают за любимым пирожным, пообещают купить игрушку… Ребенок постепенно осознает, как выгодно пускать слезу по любому поводу. А дальше возникает желание испытывать сочувствие и сопереживание постоянно, прибегать к заботливой помощи, пользоваться чужими умениями в любой затруднительной ситуации.
Побочным негативным продуктом подобного воспитания является растущая у ребенка неуверенность в себе.
Он начинает считать себя не способным без посторонней помощи решать любые задачи – будь то школьные задания или налаживание отношений со сверстниками. Единственный знакомый ему «самостоятельный» выход – уход в слезы. Он словно не настроен взрослеть, его очень устраивает «малышовая» позиция.
Под тяжестью сверхожиданий
Еще одна причина повышенной плаксивости – чрезмерные требования, которые родители предъявляют к своему ребенку, а также сверхожидания. Когда родители нагружают ребенка заданиями, непосильными для его возраста, – результат, как ни странно, бывает схожим с тем, что мы имеем в случае гиперопеки: у малыша формируется заниженная самооценка, а значит, у него есть постоянная потребность в поддержке, выражении сочувствия. И слезы – самый простой способ добиться этого. В случае со сверхтребованиями ребенок переживает вдвойне. Он постоянно боится не оправдать ожиданий родителей (например, не быть круглым отличником, лучшим спортсменом и т. п.), поэтому остро реагирует на малейшую неудачу.
Укоренившийся тип взаимоотношений со взрослыми ребенок пытается перенести на сверстников. Но вот они редко когда бросаются утешать и спасать… А вместо этого награждают ребенка обидными прозвищами, что, как вы догадываетесь, только усугубляет ситуацию.
Малыш рад бы изменить свое поведение, но не может.
Родители не научили его другому способу взаимодействия с окружающим миром, у него нет опыта самостоятельного решения своих проблем. Такой вот замкнутый круг получается. В одиночку из него не выбраться, нужна ваша помощь.
Важно!
– Проанализировать: не завышаете ли вы требования к своему ребенку? Не ставите ли вы перед ним невыполнимые задачи? Не живет ли он в страхе не оправдать ваши ожидания?
– Задуматься: как вы реагируете на плач ребенка?
Почему ваша реакция не помогает остановить его? Что на самом деле стоит за плачем и капризами?
Ты на чьей стороне, мама?
Все люди испытывают стрессы, и дети не исключение. Плач позволяет снять напряжение и восстановить нормальное психологическое состояние. В этом его важнейшая функция. Распространенная ошибка взрослых – стремление любой ценой остановить плач. Безусловно, вид рыдающего ребенка вызывает у самих взрослых (даже не родителей) стресс и желание расплакаться.
Часто именно это выступает побудительным мотивом для остановки плача! Но если бы родители почаще задумывались о том, что плач – это способ снять напряжение и восстановить психическое равновесие, они бы понимали, что в некоторых ситуациях ребенку нужно дать выплакаться.
Важно, чтобы ребенок не опасался расстроить родителей своими рыданиями и не учился сдерживать слезы, поскольку следствием этого является накопление стресса, а дальше – обусловленные им заболевания.
Малышу легче выражать свои чувства, если близкие постарались создать для него атмосферу эмоциональной защищенности. У детей есть острая потребность в том, чтобы те, кто рядом с ними, выслушивали их и с пониманием относились к чувствам, которые они испытывают.
Детям важно знать, что их любят независимо от того, как они себя чувствуют и ведут. Им нужно выражать свои негативные эмоции, поэтому не игнорируйте эти обстоятельства, не отвлекайте их, а просто покажите, что понимаете и любите свое чадо.
Ребенку очень важно также ощущение безопасности. Младшекласснику его может дать только мама. Малыш должен быть абсолютно уверенным в том, что мама, что бы ни случилось, всегда на его стороне.
В начальной школе родители частенько «переходят на сторону» учительницы, начинают заодно с ней ругать дочку или сына. Ребенок воспринимает это как предательство. Раньше мамочка была любящей, теплой, жалела, помогала. А теперь ругает за случайные помарки в тетради, заставляет делать уроки, когда нет сил, в общем, переходит на сторону «врага». А на «стороне ребенка» никого не остается. Он один должен противостоять почти круглосуточному давлению.
Как тут не прийти в отчаянье? «Первоклассные родители» вовсе не призывают противопоставлять дом школе. Просто поступайте так, чтобы ребенок твердо знал: его тылы надежно защищены. Если не проявить гибкость на этом этапе, могут появиться агрессивность и отказ малыша от сотрудничества с кем бы то ни было.
ФЕНОМЕН «СЛОМАННОГО ПЕЧЕНЬЯ»
из книги Алеты Солтер «Что делать, когда ребенок плачет»
Потребность в плаче накапливается до тех пор, пока необходимость высвободиться от нее не становится настолько сильной, что ребенок больше не может сдерживаться. В такой момент вызвать слезы может все что угодно, и их причина будет непонятна. Может показаться, что плач абсолютно не связан с происходящим. Вот один из примеров: допустим, ваш ребенок проголодался и просит чего-нибудь перекусить. Вы даете ему последнее печенье из коробки. Но печенье сломано, и ребенок начинает капризничать. Вы объясняете ему, что это было последнее печенье. И тут он начинает плакать и кричать, возмущаясь по поводу того, что печенье оказалось сломанным.
Разумеется, предложение взять сломанное печенье не было обидным событием. Причина, по которой дети начинают плакать в таких ситуациях, заключается в том, что у них происходит накопление стресса. И для снятия своего напряжения они используют малейшие предлоги. Сломанное печенье, возможно, вообще не имеет никакого значения. Но если вы будете позволять ребенку плакать и негодовать из-за таких мелочей, то после этих вспышек гнева он успокоится. Может быть, в дальнейшем он вообще не будет обращать внимания на «сломанное печенье».
Иногда кажется, что дети пытаются манипулировать своими родителями с помощью плача и истерик. Мне встречались родители, считающие, что именно это и стараются делать их дети. Таким взрослым кажется, будто их вынуждают что-то сделать, и они полагают, что у них есть два выхода из ситуации:
1) «уступить» ребенку и дать ему то, чего он желает;
2) заставить малыша прекратить использовать плач и истерики для достижения своих целей.
Когда взгляды взрослых меняются, у них появляется еще один выход. Если родители понимают, что плач сам по себе является естественной потребностью, такое поведение детей не кажется им манипуляцией.
Взрослые должны воспринимать слезы ребенка как нормальное высвобождение накопившихся чувств. Жизнь становится намного проще, когда родители плачущих детей осознают, что настоящей проблемы здесь не существует и им не надо делать ничего, кроме как оставаться рядом со своими детьми.
Некоторые взрослые, озабоченные поведением своих детей, уступают капризам, ошибочно принимая их за действительные потребности. В примере со сломанным печеньем мама может пойти с ребенком в магазин, чтобы купить ему новую коробку. В результате такого воспитания дети обычно становятся все более требовательными и трудными. Это происходит не из-за того, что они слишком много получают, а из-за того, что у них так и не возникает возможности освободиться от накопившихся чувств с помощью плача.
Некоторые родители утверждают, что дети требуют невозможного. Иногда это действительно так. Они чувствуют себя более уверенно и защищенно, когда четко знают, что им разрешается делать и чего от них ожидают. Однако если ребенок постоянно «проверяет родителей на прочность», значит, ему требуется предлог для плача и возмущения. Если малыш упорно непозволительным образом ведет себя или постоянно просит те вещи, которые ему нельзя трогать, задайте себе следующий вопрос: «Не ищет ли он предлог для плача, чтобы снять свое напряжение?» Если вы считаете, что именно это и происходит, тогда лучше всего реагировать на его требования уважительным, но твердым «нет» либо физическим ограничением (например, удерживая малыша на руках). Это позволит ему высвободить накопленные чувства. Возмущение ребенка может быть направлено и на вас.
Будьте готовы к этому! Вот что произошло с моей дочерью, когда ей было шесть лет. Это очень яркий пример феномена «сломанного печенья». В тот день Сара вернулась из школы, ожидая, что мы поедем в цирк после обеда, как я ей и обещала. Однако к тому времени у меня изменились планы, и я сказала, что в цирк мы поедем вечером. Саре это очень не понравилось, и она закатила настоящую истерику: бросилась на пол, начала стучать по нему, реветь и кричать: «Я хочу пойти в цирк сейчас же!» и «Ты тупица!». Я была очень удивлена, потому что раньше она никогда меня так не называла. Тем не менее я нашла в себе силы выслушать ее, дать ей поплакать и повозмущаться. Через двадцать минут Сара успокоилась, улыбнулась мне и попросила поесть.
Остальную часть дня она была в прекрасном настроении, а вечером с удовольствием пошла в цирк. На следующий день после уроков в школе я поговорила с ее учительницей, которая сообщила мне, что вчера у Сары был тяжелый день. Я спросила, что случилось. «Она поссорилась со своей лучшей подругой, – сказала учительница. – Подруга кричала на нее и обозвала тупицей». Тогда я все поняла. Вот почему она так плакала! К цирку это не имело никакого отношения. Это был лишь предлог для того, чтобы дать выход эмоциям по поводу ссоры с подругой.
Было бы гораздо лучше, если бы Сара сказала мне:
«Мама, сегодня я поссорилась с подругой, и она назвала меня тупицей. Мне очень обидно, поэтому можно я поплачу и повторю то, что она мне говорила?». К сожалению, дети не умеют объясняться таким образом! Они ожидают, что мы сами поймем их.
Иногда приступы плача случаются у детей в школах или детских садах. Разлитый сок может стать предлогом для высвобождения всех накопившихся неприятностей. Лучше всего позволить ребенку выплакаться, даже если для этого может потребоваться огромное терпение со стороны учителей и воспитателей. Если плач мешает другим детям, ребенка можно отвести в другую комнату при условии, что с ним будет находиться кто-то из взрослых и оказывать ему поддержку. Никогда не наказывайте ребенка за плач и другие проявления эмоций.
После того как малыши прекращают плакать (в конце концов это все-таки происходит!), взрослые могут попробовать наладить с ними последующий диалог – ведь они нуждаются в этом больше, чем дети. Воспитатели могут устроить «достойное возвращение» ребенка в свою группу, предусмотрев, чтобы другие не дразнили его за плач. Помните, что предлог, который малыши выбирают для своего плача, как правило, никак не связан с его истинной, глубинной причиной.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Что делать, если у ребёнка повышенная раздражительность.
Повышенная возбудимость и раздражительность ребенка могут быть следствием многих причин, в том числе физиологических, связанных с незрелостью нервной системы, ее реакцией на различные негативные воздействия во время беременности (болезни мамы, курение, употребление алкоголя, физические и эмоциональные перегрузки), а также рождение раньше срока, с помощью кесарева сечения или в тяжелых естественных родах. Раздражительность может быть ответом на окружающую обстановку или завышенные требования к ребенку без учета возрастных и индивидуальных особенностей психики.
До 3 лет любой повод – неправильное питание, громкие звуки, яркий свет, неудобная одежда, смена обстановки, проявление негативных эмоций взрослых — могут вызывать раздражение, плаксивость, проблемы со сном, быструю утомляемость ребенка. Что могут сделать родители?
— Постарайтесь как можно скорее устранить дискомфорт и успокоить ребенка. Обеспечьте соблюдение режима дня, правильное питание, физические и психологические нагрузки, адекватные его возрасту и состоянию. Не пытайтесь воспитывать у маленького ребенка выдержку и выносливость, это только усугубит его дискомфорт и затруднит возвращение к эмоционально стабильному состоянию.
— Заранее подготавливайте ребенка к любым изменениям, рассказывайте и объясняйте, что будет происходить, смягчайте содержание неприятной информации. Например, расскажите, зачем нужно идти к врачу и почему это хорошо, когда и по какому поводу к вам придут гости, сколько времени ребенок проведет без вас (с бабушкой или няней), чем он будет заниматься в детском учреждении. Если пора заканчивать игру и идти спать, расскажите, что игрушки устали, выглядят сонными и предложите сначала уложить их спать, а потом лечь самому.
— Сохраняйте спокойствие сами, не заражайтесь эмоциями ребенка. Пока родитель в спокойном состоянии, он способен повлиять на ситуацию и помочь ребенку справиться с эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование, не пугайте ребенка предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте его нравоучениями.
Дошкольный возраст. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение в развитии и закреплении раздражительности приобретают факторы воспитания, поэтому родителям следует обратить внимание на используемые стратегии воспитания и собственное поведение, которое ребенок может копировать.
— Показывайте пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и уважительного отношения ко всем членам семьи. Не бойтесь извиниться, если были не правы или в запале сказали обидные слова. Учитесь переключать свое эмоциональное состояние, распознавать и предотвращать вспышки раздражения. Следите за своим психологическим здоровьем, не доводите себя до состояния истощения и «загнанности».
— Если ваш ребенок тревожный и бурно реагирует на неудачи — предоставляйте ему больше самостоятельности в ситуациях, не угрожающих его здоровью, не окружайте его чрезмерной заботой. Ребенку важен опыт преодоления трудностей, это придает ему уверенность в своих силах.
— В то же время требуйте уважительного отношения к старшим, соблюдения режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах. Иначе вседозволенность и полная свобода могут привести к частому раздражению и выражению недовольства даже при необходимых и обоснованных требованиях.
— Разговаривайте с ребенком, объясняйте ребенку свою позицию. Будьте терпеливы и готовы уделять этому столько времени, сколько потребуется ребенку, чтобы понять вас и прийти к соответствующим выводам. Грубость, пренебрежение, угрозы, шантаж травмируют детскую психику и недопустимы в воспитании.
— Предлагайте и разбирайте вместе возможные варианты поведения в ситуациях, вызывающих у ребенка раздражение, способы реагирования на неприятности. Поощряйте его рассуждения и вовлекайте в диалог, помогая ребенку научиться преодолевать трудности. Хвалите и поддерживайте, если не все получается. Например: «Ты молодец, что пытаешься сам справиться. Учиться всегда сложно, но ты скоро научишься этому».
У младших школьников переживания и раздражительность будут связаны еще и с высокой ответственностью, учебной нагрузкой, отношениями с одноклассниками и учителями, атмосферой в классе. Ваша задача в спокойной домашней обстановке помочь ребенку отреагировать на обиды, поддержать его и помочь переключить внимание.
— Обсуждайте с ребенком ситуации, вызывающие у него эмоциональный отклик. Осознание детьми собственных мыслей, эмоций и действий происходит с помощью взрослых. Поэтому, разбирая ситуацию, мы помогаем ребенку осознавать ее. Привычка держать в себе переживания может привести к нервному перенапряжению, повышенной тревожности, ночным страхам и даже к развитию соматических заболеваний.
— Не требуйте идеального выполнения заданий по всем предметам, это будет вызывать раздражение и нежелание что-либо делать еще до начала работы. Нормально, что к каким-то наукам дети более способны, одни предметы им даются легче, чем другие. Не давите и не ругайте ребенка, не сравнивайте с другими детьми или с собой в детстве.
— Организуйте ребенку возможность отдыха, смены вида деятельности и общения с ровесниками за пределами школьного коллектива – в различных кружках, спортивных секциях, музыкальной школе, с друзьями по двору.
Повышенная раздражительность, агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с гормональными перестройками, происходящими в организме. Нервная система не может быстро адаптироваться, подростки часто не осознают и не могут контролировать свои эмоции, чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности.
— Разговаривайте доброжелательно, интересуйтесь переживаниями подростка. Проявляйте больше внимания и любви к нему, просто за то, что он есть. Тогда подросток будет чувствовать себя более уверенно, у него будет повышаться самооценка.
— Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, развёрнуто проговаривая различные ситуации, чтобы научить подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.
— Подростки уже считают себя взрослыми и будут защищать свои права, если вы будете относиться к ним, как к детям. Объясните ему, что быть взрослым — это большая ответственность, что он должен уметь контролировать свои эмоции и отвечать за свои поступки.
— Предоставьте подростку больше свободы при условии соблюдения ваших с ним договоренностей (звонки в определенное время, некоторые важные ограничения). Позвольте ему самостоятельно сказать, когда придет, что-то сделать самому и похвалите за результат, тогда возникает радость успеха и желание сделать и быть лучше.
— Не обвиняйте, а пытайтесь понять подростка — увидеть его проблемы, поставить себя на его место, вспомнить, какие у вас были переживания в этом возрасте. Ведь подросткам часто кажется, что их никто не понимает, что значимым людям безразличны их интересы и чувства.
— Не акцентируйте внимание на недостатках, опирайтесь на положительные качества и помогайте увидеть ресурсы. Даже недовольство собой может стать стимулом к самосовершенствованию.
Вернуться к списку новостейКак распознать признаки дистресса у детей
Объяснитель
Общие реакции на стресс у детей.
UNICEF/UN0399561/Филиппов
Дети по-разному реагируют на неблагоприятные события в их окружении. Культура влияет на то, как мы выражаем эмоции. В некоторых культурах, например, неуместно показывать сильные эмоции, например, громко плакать, в то время как в других это широко распространено.
Некоторые признаки бедствия могут быть не столь очевидны. Вот некоторые из признаков дистресса в разном возрасте. Разные дети будут показывать разные признаки дистресса.
Знаете ли вы? Во время стресса и кризиса дети будут наблюдать за поведением и эмоциями взрослых, чтобы понять, как справляться со своими собственными.
Общие реакции на стресс у детей
Многие из этих реакций длятся лишь короткое время и являются нормальными реакциями на стрессовые события. Если эти реакции продолжаются в течение длительного периода времени, ребенку может потребоваться помощь специалиста.
Возраст | Реакция |
0-3 года |
|
4-6 лет |
|
7-12 лет |
|
13-17 лет (подростки) |
|
Все возрастные группы — физические реакции Это также может быть признаком соматического заболевания, поэтому отведите ребенка к врачу, чтобы исключить любое соматическое заболевание. |
|
Очень серьезные дистресс-реакции у детей, если они возникают большую часть времени Детям, у которых эти симптомы проявляются в течение длительного периода времени, потребуется помощь специалиста. |
|
Эмоциональные проверки
Пандемия COVID-19 была эмоционально трудным временем для всех, и многие дети сильно пострадали. Вы должны регулярно проверять, как чувствует себя ваш ребенок. Эмоционально проверить — значит прямо или косвенно спросить детей, «как они». Один из способов проверки — попросить ребенка нарисовать или раскрасить картинку. Попросите их рассказать вам больше о картинке, о том, что они нарисовали или, например, почему они использовали определенный цвет. Это может помочь некоторым детям рассказать о своих чувствах, в то время как другие дети могут с удовольствием показать картинку без обсуждения, пусть решает ребенок.
Мероприятия по снижению стресса и поддержанию благополучия вашего ребенка
Эти занятия можно проводить вместе с вашим ребенком, чтобы уменьшить стресс и предоставить ему позитивные стратегии преодоления, поддерживающие его благополучие. Эти занятия также полезны для вас и могут выполняться вместе с ребенком.
Дыхание животом
Часто, когда мы испытываем стресс, наше дыхание становится поверхностным, высоко в груди, и мы забываем глубоко дышать животом или животом. Брюшное дыхание очень успокаивает и помогает нам втягивать кислород глубоко в легкие.
Как это сделать:
- Положите руку на живот
- Сделайте 5 глубоких вдохов, потратьте 5 секунд на вдох и 5 секунд на выдох, вдыхайте через нос и выдыхайте через рот
- Объясните, что когда ваш ребенок вдыхает, его животик мягко надувается, как воздушный шарик, а когда он выдыхает, воздух снова медленно выходит из шарика.
Мое особое место
Иногда мир вокруг нас может казаться подавляющим. Потратив минутку на то, чтобы представить, что они находятся где-то в спокойном месте без стресса, дети могут чувствовать себя менее напряженными. Вот задание, которое поможет вашему ребенку представить себе такое место.
Как это сделать:
- Сядьте или лягте в удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь
- Сделайте несколько глубоких медленных вдохов через нос и животом. Выдохните через рот
- Продолжайте дышать медленно и мягко. Мягкий долгий вдох, затем мягкий долгий выдох
- Слушайте и следите за историей в уме. Представьте себя в истории:
«Представьте, что вы стоите на белом песчаном пляже. Раннее утро, и все тихо. Солнце медленно восходит, и вы можете почувствовать теплый свет на своем лице и теле. Вы чувствуете себя счастливым и умиротворенным. Песок под босыми ногами мягкий и теплый. Легкий ветерок гладит твое лицо. Небо голубое и открытое, а над ним летают и поют птицы. Здесь безопасно, и здесь можно расслабиться. Это место, куда вы всегда можете вернуться, которое всегда там, в вашем сердце. Вы можете посетить, когда захотите. Теперь очень постепенно снова начните замечать свое дыхание — мягкий ритм вдохов и выдохов. Обратите внимание на ощущение воздуха на коже. Очень мягко начните шевелить пальцами рук и ног. Вдохните и сделайте большую растяжку. Глубоко выдохните. Когда будешь готов, открой глаза».
Написание писем
Если ваш ребенок не смог увидеться с друзьями или членами семьи во время пандемии, написание письма может помочь ему отпраздновать отношения с этим человеком, даже если он отсутствует.
Как это сделать:
- Попросите ребенка написать письмо или нарисовать рисунок для близкого человека, которого он давно не видел
- Что бы вы хотели им сказать, если бы они сегодня сидели с вами?
- Что вам в них нравится?
- Какие воспоминания о них вызывают у вас улыбку?
плаксивость, грусть и депрессия у молодых людей — Developing Minds
Написано в марте 2018 г. Обновлено в сентябре 2020 г.
будь счастлив». Хотя большинство из нас знает на логическом уровне, что мы не можем этого добиться, видеть наших детей часто или глубоко грустными очень неприятно.
Родителям часто кажется, что грусть у наших детей отличается от наблюдения за тем, как они испытывают другие эмоции. Когда мы видим нашего ребенка встревоженным , расстроенным или даже разочарованным , нам кажется, что это нормально, временно и разрешимо. Мы также чувствуем, что наша роль заключается в том, чтобы учить и поддерживать наших детей через эти эмоции.
Но видеть, как наши дети испытывают частую или сильную грусть — и не иметь возможности заставить их чувствовать себя лучше — гораздо более болезненно. Это может заставить родителей чувствовать себя беспомощными, разочарованными, обеспокоенными — и как неудача на каком-то очень глубоком уровне. Это кажется «неправильным» каким-то подсознательным образом.
Однако правда в том, что , а не необычно для детей, когда они испытывают грусть. Хотя только около 2-3% детей препубертатного возраста будут испытывать тип и степень грусти, которую психологи диагностируют как формальное депрессивное расстройство, гораздо больше детей испытывают немного менее сильную, но все же постоянную и частую грусть в какой-то момент своего детства.
Какие дети часто и постоянно испытывают грустное настроение и когда?
Дети чаще испытывают грустное настроение, когда им приходится сталкиваться с трудными жизненными обстоятельствами. Например, дети, переживающие разлуку с семьей, горе, физическую болезнь, проблемы с обучением, бедность семьи, плохое здоровье семьи или другие тяжелые жизненные ситуации, с большей вероятностью будут испытывать частую грусть. Дети из числа коренных народов также чаще испытывают грустное настроение, вероятно, отчасти потому, что среди этой группы населения чаще встречаются вышеупомянутые «тяжелые жизненные обстоятельства». Дети старшего возраста чаще испытывают грусть, чем дети младшего возраста.
Дети также чаще испытывают грустное и безнадежное настроение, если у них есть биологическая склонность к психологической и эмоциональной чувствительности. Мне нравится называть этих детей «дети с большими чувствами». Эти дети испытывают сильные реакции на жизнь, глубоко чувствуют вещи и глубоко думают о жизни. Иногда они умны, креативны и социально и эмоционально чувствительны. Если у вас есть такой ребенок, вы точно поймете, что я имею в виду — эти «дети с большими чувствами» более склонны переживать периоды грусти.
Как выглядит постоянная грусть у детей?
Вот пример того, как такая грусть может выглядеть в жизни ребенка.
Джастин*, 9 лет, пришел ко мне после развода родителей. Его родители сказали мне, что беспокоятся о нем, а также расстроены его поведением в последние несколько месяцев. Они сказали, что он всегда был раздражителен и зол на своих младших братьев и сестер, плакал «в мгновение ока», всегда говорил, что «устал», попросил выйти из своей футбольной команды (которая раньше нравилась) и начал сидеть в одиночестве, отдыхать и обедать, несмотря на то, что его просят поиграть с друзьями. Когда я разговаривал с Джастином, он сказал мне, что у него мало друзей и что он больше не любит футбол. Он сказал, что скучает по папе, когда живет у мамы, и скучает по маме, когда живет у папы. Он также сказал, что чувствует, что «школа — это глупо», и что он часто грустит и злится, но на самом деле не знает, почему. Его глаза наполнились слезами, когда он разговаривал со мной на сеансе, и вскоре я обнаружил, что это происходило на каждом сеансе в течение некоторого времени.
История Джастина типична для этих детей. Как вы можете видеть, когда дети часто грустят, они будут менее заинтересованы в общении, найдут жизнь более напряженной, будут менее заинтересованы в том, чтобы быть физически активными или заниматься приятными делами, они будут более склонны плакать. Они могут быть раздражительными по любому поводу, много жаловаться, говорить вам, что им больно или они устали. Может показаться, что у них низкая самооценка, и они могут говорить себе такие вещи, как «Я плохой». Некоторые дети могут даже говорить о смерти: «Лучше бы я умер», «В жизни нет смысла» и «Лучше бы я никогда не родился».
Обычной реакцией родителей детей, переживающих это, является ощущение беспомощности и беспокойства. Также вероятно, что они были расстроены и злы на своего грустного ребенка или на других (я разговаривал с родителями, которые злятся на сверстников своего ребенка, учителей, других родителей — в глубине души они могут знать, что эти люди не виноваты в том, что их ребенок грустно – но ищут виноватых).
Родители Джастина чувствовали себя беспомощными. Они пытались побудить Джастина «думать позитивно» и пытались его подбодрить. Они также часто злились на него и время от времени кричали, особенно когда Джастин вел себя особенно раздражительно и злобно со своими братьями и сестрами. Они также выразили разочарование группой сверстников Джастина, которые, по их мнению, не были добры, они также чувствовали, что школа не справилась с некоторыми издевательствами, которые произошли в прошлом году.
Что делать родителям грустных детей?
Если ваш ребенок склонен к грусти или переживает периоды грусти, вот три сообщения, которые могут помочь вам и вашему ребенку.
1. Напомните себе, что ваш грустный ребенок не чувствует, что грустит постоянно.
Для детей (и взрослых) в разгар грустного настроения нормально чувствовать, что им все время грустно. Они часто будут говорить вам: «Мне всегда грустно», будут выражать чрезмерно негативное мнение о своем дне, мероприятии, на которое они только что пошли, своем школьном дне, своих друзьях и одноклассниках. Их самоотчет может подсказать вам, что с вашим ребенком не происходит ничего хорошего и что он все время плохо себя чувствует.
Однако это самоотчет не на 100% верен, а просто является следствием того, как работает человеческий мозг. Когда мы в плохом настроении, наш мозг предназначен для того, чтобы сосредоточиться на проблемах. Дети (и взрослые) подсознательно «блокируют» положительные воспоминания, взаимодействия, людей и события, когда им плохо. Но это не значит, что их нет.
Родителям и их детям важно знать, что грусть непостоянна. Даже у детей, которые часто грустят, есть много моментов в день, когда они поглощены какой-то задачей, на мгновение наслаждаются какой-либо деятельностью или бывают периоды времени, когда они с нетерпением ждут чего-то. Нам как родителям и нашему ребенку важно помнить об этом и помогать им идентифицировать эти «оттенки серого» в своем настроении.
Конечно, это не значит, что ребенок не испытывает сильной печали. Иногда они есть. Это подводит нас к следующему пункту.
2. Со временем ваш ребенок будет меньше и реже грустить.
Стойкая и продолжительная депрессия в детском возрасте встречается крайне редко. Велика вероятность, что ваш ребенок будет меньше грустить, реже в какой-то момент в ближайшем будущем. Работая с сотнями детей, я знаю, что почти у всех детей со временем грусть уменьшается.
Будьте уверены: очень вероятно что жизнь вашего ребенка когда-нибудь изменится к лучшему. Они приспособятся к трудным жизненным событиям, горе пройдет, у них изменится группа сверстников, они найдут деятельность или часть жизни, которые кажутся им значимыми и интересными, или жизнь изменится для них каким-то другим образом.
Даже если источники печали существенно не изменятся, они, скорее всего, научатся думать о жизни и справляться с ней таким образом, чтобы печаль стала реже. Особенно при поддержке и помощи в этом. Это подводит нас к следующему пункту.
3. Как родители, вы можете помочь своему грустному ребенку.
Родители часто чувствуют себя беспомощными, когда их попытки помочь своему грустному ребенку не помогают. Им кажется, что они ничего не могут сделать. Это неправда.
Как родители, мы можем тренировать и поддерживать нашего ребенка, чтобы помочь ему меньше грустить и справляться с трудными жизненными событиями. Нет, быстрого и простого решения не существует, но мы можем изменить ситуацию медленно, с течением времени.
Теперь к практике.
Ниже я перечислил 10 идей, которые родители могут использовать, чтобы помочь своему ребенку справиться с печальными периодами.
1. Будьте чуткими. Будь «с ними». Скажите: «Мне жаль, что у тебя был тяжелый день» и «Мне жаль, что тебе сейчас грустно».
2. Постарайтесь проявить терпение к своему ребенку. Помните, что ваш ребенок не может «заставить себя» быть позитивным или счастливым.
3. Спросите о конкретных «триггерах печального времени» . Хотя дети иногда грустят «без причины», чаще всего есть хотя бы какие-то ситуации, мысли или события, которые провоцируют или вызывают грусть. Попытайтесь помочь детям определить хотя бы некоторые из них, а затем подумайте, как с ними можно справиться по-другому (или избежать их).
4. Хотя нам нужно быть начеку и спрашивать о триггерах, также важно НЕ говорить бесконечно о печали или проблемах. Часовые разговоры (особенно перед сном) могут усугубить ситуацию. Скажите ребенку: «Мы скоро еще поговорим об этом, а сейчас давай почитаем книгу/посмотрим телевизор» и т. д.
5. Постарайтесь также ограничить свое разочарование в других – не обвиняйте других людей в печали вашего ребенка . Учителя, врачи, родители и другие дети не являются (единственным) источником проблемы, и они также не могут «исправить» вашего ребенка.
6. Мягко научите детей замечать взлеты и падения их настроения – выбирать момент, но эмпатически оспаривайте комментарии вроде «Мне всегда грустно» – такое чувство является частью грусти, но не на 100% верно. Попросите их отметить, когда они чувствовали себя хорошо, или интересовались, или были поглощены чем-то, а грусть не была их фокусом.
7. Научите детей замечать положительные стороны их дня и положительные события в будущем. Время от времени делайте упражнения «благодарности» за чайным столом и упражнения «моя интересная неделя». Сделайте некоторые из этих «прошлого» сфокусированными, а другие — сфокусированными на будущем.
8. Постоянно работайте над социальной связью . – очень трудно уменьшить грусть у детей, если они изолированы и не имеют положительного источника дружбы. Даже если есть другие очевидные триггеры грусти (например, горе, разлука с семьей, проблемы с обучением, проблемы со здоровьем) – расширение социальных связей поможет детям чувствовать себя менее грустными, когда они имеют дело с ними.
9. Продолжайте помогать вашему ребенку находить источники самооценки и смысла. Детям (как и взрослым) необходимо чувствовать, что они хороши в чем-то или что для них есть что-то интересное и важное.
10. Работа по физической нагрузке, сну и питанию . Печаль проходит, когда дети более физически здоровы и активны, высыпаются и хорошо едят. Не пренебрегайте этими областями.
11. Научите детей, как справляться с периодами печали . Помогите им составить список «занятых мозговых» действий, чтобы, когда им грустно, они не отвлекались и не размышляли долго. Помогите им использовать слова, чтобы рассказать людям о своей печали, а не злиться или плакать. Помогите им определить проблему, которая вызывает у них грусть, и посмотрите, смогут ли они придумать возможные шаги для ее решения.
12. Обратитесь за помощью к другим специалистам . Психологи, учителя, школьные консультанты и врачи общей практики могут помочь вам и вашему ребенку постепенно делать все вышеперечисленное.
Наконец, позаботьтесь о себе. Как я уже неоднократно говорил в этой статье, поддержка детей, которым грустно, — это сложная и напряженная задача для родителей.