Разное

Патопсихология практическая: определение, методики и задачи. Материал НАДПО

определение, методики и задачи. Материал НАДПО


  • Патопсихология и ее особенности

  • Ключевые задачи патопсихологии

  • Патопсихология и ее разделы

  • Какие методы и методики используют патопсихологи в своей работе

Как физический недуг меняет человека, сложно не заметить: пациент плохо спит, теряет аппетит, а вместе с ним и вес, слабеет. Патологические изменения на уровне психики скрыты от окружающих, однако они есть и рано или поздно дадут о себе знать. 

Изучением трансформаций психических процессов и функций, которые происходят при различных заболеваниях, и их закономерностей занимается одно из направлений клинической психологии – патопсихология.


Патопсихология и ее особенности

Патопсихология – это прикладное направление клинической психологии, междисциплинарная наука, которая исследует, что происходит с психикой, психическим состоянием и личностными свойствами, психическими функциями, умственной трудоспособностью, когда человек заболевает, выясняет закономерности появления тех или иных патологических изменений и прослеживает их развитие.

Другими словами, патопсихологи наблюдают за тем, как разрушаются психические процессы и функции, анализируют происходящие трансформации, сравнивая текущее состояние с тем, что должно быть в норме. 

Специфика нарушений в структуре личности, отклонений в психической деятельности, происходящих при патологических состояниях мозга, которые возникают вследствие повышенных нагрузок на психику, психических или соматических заболеваний, и закономерности этих неблагоприятных изменений составляют предмет патопсихологического исследования. 

Важно отличать патопсихологию от психопатологии. Психопатология обнаруживает, исследует, описывает и систематизирует проявления психических нарушений. Патопсихология при помощи психологических методов выясняет, как протекают и какую структуру имеют психические процессы, которые приводят к психическим расстройствам. 

История патопсихологии как науки началась на рубеже XIX-XX веков. Именно в это время в Европе и России стали появляться лаборатории, где разрабатывали экспериментально-психологические методы, позволяющие изучать нарушения психических процессов у пациентов, перенесших какие-либо заболевания. Параллельно ученые исследовали особенности психики здоровых людей, чтобы сопоставить полученные результаты. И уже в начале XX века появилось самостоятельное направление психологической науки – патологическая психология.


Ключевые задачи патопсихологии

Особого внимания заслуживает практическая значимость патопсихологии. Эта наука не медицинская, а клиническая. Основные задачи патопсихологии можно сформулировать так:

  • Получение в ходе исследования информации, которая помогает разграничить заболевания, имеющие схожие проявления, и поставить точный диагноз. Это может быть необходимо, например, когда симптоматика слабо выражена, нетипична для конкретного психического расстройства или напоминает признаки других патологий на начальной стадии или на этапе ремиссии. 

  • Анализ структуры психического расстройства и его уровня. Проводя исследование характера нарушений, их степени выраженности, патопсихолог получает данные, которые позволяют определить состояние пациента, поставить диагноз, оценить перспективы восстановления нарушенных психических процессов, понять, какие психокоррекционные или реабилитационные мероприятия нужны.  

  • Изучение психического развития и выявление в нем отклонений. Обнаружив аномалии в формировании психики, патопсихологи оценивают их структуру, степень выраженности, определяют, как можно их корректировать, разрабатывают рекомендации.

  • Изучение личности пациента, социальной среды, в которой он находится, его социальных позиций. Это помогает поставить функциональный диагноз, оценить, как складывается социальная или профессиональная адаптация человека. 

  • Анализ того, как развиваются психические нарушения под воздействием терапии, насколько эффективны выбранные методы и средства коррекции. Наблюдение за изменением состояния пациента позволит сделать объективные выводы о результативности принятых мер, не совершить ошибки, доверившись «показаниям» пациента, который может сознательно что-либо скрывать, чтобы как можно быстрее вырваться на свободу.

     

  • Участие в реабилитации пациента. Патопсихологи совместно с другими специалистами анализируют обстановку, в которой находится пациент, помогают создать условия, которые будут способствовать скорейшей адаптации и позволят уменьшить риски инвалидизации. 

  • Участие в работе военно-врачебных, судебно-психиатрических, медико-социальных, врачебно-трудовых, психолого-медико-педагогических и других экспертиз. На основе результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования, принимают решение о наличии ограничений службы в армии, делают выводы о вменяемости/невменяемости, определяют меру ответственности в случае совершения преступления и т. д. 

Кроме того, патопсихологическая диагностика помогает оценивать степень воздействия неблагоприятных факторов (производственных, экологических) на психику, распознавать различные профессиональные заболевания и обеспечивать их профилактику.


Патопсихология и ее разделы

Два основных направления этой научной дисциплины – это теоретическая (или академическая) и практическая (или прикладная) патопсихология. 

  • Теоретический раздел посвящен изучению общих закономерностей расстройств, возникающих в психике человека (в ее функциях, состояниях, свойствах) при различных патологиях мозга, и сравнению выявленных изменений с нормативными показателями. Результаты исследований помогают получить представление о том, что происходит в психике, когда человек заболевает. 

  • Прикладное направление патопсихологии сфокусировано на решении практических задач, а именно – на проведении патопсихологической диагностики для уточнения диагноза, на психотерапевтической работе со взрослыми пациентами, на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, на анализе результатов проведенной терапии или экспертной оценке трудоспособности, на профилактике и т.

    д. 

Дополнительным критерием, на основании которого в патопсихологии можно выделить еще несколько разделов, является возраст пациентов и возрастные особенности психического развития. По этому принципу в науке есть направление дошкольной патопсихологии и патопсихология младших школьников, подростковая и юношеская патопсихология, а также направления, которые имеют дело со взрослыми и пожилыми людьми.


Какие методы и методики используют патопсихологи в своей работе

Основной метод патопсихологического исследования – это эксперимент, который позволяет определить причину патологических изменений, условия, в которых все происходит, выявить моменты, которые усиливают или ослабляют происходящие отклонения либо прекращают их. В дополнение к эксперименту патопсихологи могут использовать нестандартизированные методы – наблюдение, беседу, биографический метод (анализ истории жизни пациента), анализ продуктов деятельности испытуемого – и стандартизированные методы, например, различные анкеты, опросники, тесты, проективные методики или психофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография, электромиография или электрическая активность кожи).

Программа исследования и выбор конкретных диагностических методик определяются клинической задачей, которую решает специалист. При этом учитываются и индивидуальные особенности объекта изучения – психическое состояние пациента, уровень образования, личностные характеристики, его отношение к исследованию. 

Изучить основы патопсихологии, принципы патопсихологического исследования, освоить методы и методики, позволяющие найти ответы на ключевые вопросы, вы можете в нашей Академии на курсе «Практическая патопсихология».


Патопсихология — предмет, задачи, методы

Патопсихология — это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает, с помощью психологических методов, расстройства психических состояний и их процессы. Патопсихология, осуществляя анализ патологических изменений, основывается на сопоставлении протекания психических процессов, характере формирования свойств личности, ее состояний в норме.

Предметом патопсихологии выступает психопатология, а ее задача заключается в психодиагностике, с целью обоснования лечения и уточнения медицинского диагноза.

Патопсихология непосредственно связана со специальной психологией (например, с дефектологией и олигофренопсихологией), что подтверждается учебными пособиями для дефектологических специальностей, а также психиатрией.

Итак, патопсихология это отрасль медицинской (клинической) психологии, которая получила свое развитие в стенах клиник психиатрии, как область практики и прикладная научная психологическая дисциплина.

Патопсихологию, как и нейропсихологию, относят к отечественной отрасли клинической психологии. У истоков ее создания были: Л.С. Выготский, Б. В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Началом развития патопсихологии можно считать 1930-е годы, а в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, она стала востребованной с целью восстановления психических функций у людей с военной травмой.

К 1970-м годам патопсихология достигает своего бурного развития. В эти годы были завершены основные труды отечественных патопсихологов. В это же время был заложен фундамент в подготовке специалистов-патопсихологов для психиатрических клиник.

Ними стали первые отечественные практические психологи.

К середине 80-х годов прошлого столетия окончательно завершились теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии. В настоящее время осуществляется процесс разделения патопсихологии на отдельные направления.

В частности, как самостоятельная отрасль, из клинической патопсихологии отделилась судебная патопсихология.

Диагностика патопсихологического эксперимента в плане процедуры исследования и анализа результатов по качественным показателям специфична и отличается от традиционных тестовых методов. При этом может оставаться классическим стимульный материал методик.

Анализ протокола патопсихологического исследования включает особую технологию, нуждающуюся в определенных навыках и умениях.

Основным принципом в построении экспериментальных приемов, которые направлены на исследование психики больных, выступает принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой индивидом в учении, труде, общении. Моделирование выражается в том, что вычленяются действия человека, а также основные психические акты и организуется выполнение этих действий в несколько непривычных, искусственных условиях.

Очень многообразны качество и количество такого рода моделей: здесь и синтез, и анализ, и установление между предметами различных связей, расчленение, комбинирование, и т. д.

Большинство практических экспериментов заключается в том, что предлагают испытуемому выполнить определенную работу, действий «в уме» либо ряд практических заданий, а потом предельно точно регистрируют, каким именно способом человек действовал, и если ошибался, то какого типа и чем были вызваны эти ошибки.

Итак, патопсихология — это отрасль психологической науки, которая изучает изменения психической деятельности индивида вследствие соматических и психических заболеваний.

Ее данные имеют весомое практическое и теоретическое значение для разных отраслей психопатологии и психологии. В психологической современной науке встречается некорректное использование терминов и смешение понятий терминов в патопсихологии. В связи с этим возникает вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология».

Патопсихология выступает как психологическая, а не медицинская дисциплина.

Психопатология, являясь отраслью медицины, изучает общие особенности психических болезней, исследования их синдромов и симптомов, выявляя патогенетические механизмы психических нарушений.

Патопсихология — это психологическая дисциплина, исходящая из структуры и закономерностей развития психики в норме. Данная дисциплина изучает свойства личности и закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психических процессов в норме.

Итак, при всей близости патопсихология и психопатология разнятся своими предметами и объектом исследования. Поэтому задачи и проблемы, которые патопсихология решает своими методами и понятиями, не должны подменяться проблемами, которые находятся в компетенции врачей психиатров.

Например, установление клинического диагноза болезни и назначение соответствующего лечения является компетенцией психиатра, а психологическое исследование нарушений личности, ее мышления, умственной трудоспособности пациента, выявление сохранных психических функций для проведения коррекционно-восстановительной работы – это компетенция патопсихолога.

При определенных условиях иногда подростки и дети с нарушениями развития становятся объектом изучения патопсихолога. Например, при проведении воинской или судебно-психиатрической экспертизы подростка с легкой умственной отсталостью; при обследовании ребенка, которому требуется дифференцированная диагностика между синдромом раннего детского аутизма и детской шизофренией; при необходимости недобровольной психиатрической госпитализации ученика специальной школы в связи с нарушениями в поведении.

Нередко патопсихологу в своей практической деятельности требуется решать задачи, относящиеся к компетенции психолога. Например, при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость» следует дать оценку обучаемости ребенка.

Прикладное значение патопсихологии очень трудно переоценить. Стоящие перед патопсихологом практические задачи нацелены на решение ряда вопросов психиатрической практики.

Важнейшей задачей практической отрасли клинической психологии является получение о психическом состоянии пациента дополнительных данных, о состоянии его эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности в целом. Эти данные врачу необходимы для диагностики рассматриваемого заболевания.

И в этом помогает специальное экспериментально-психологическое исследование, которое выявляет многие признаки психических нарушений, определяя их взаимосвязь и структуру.

Патопсихологическое исследование, устанавливая личность и ее структуру нарушенной познавательной деятельности, позволяет патопсихологу получить дополнительные диагностические данные.

Вторую важную задачу, которую решает патопсихолог — это проведение с целью психиатрической экспертизы (воинская, трудовая, судебная) экспериментально-психологического исследования.

Также сложной задачей патопсихолога является исследование психической деятельности измененной под влиянием терапии. В этих случаях многократное исследование пациента однотипным набором методик дает возможность установить динамику изменений психики под влиянием терапии и подтвердить или опровергнуть эффективность назначенного лечения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Патофизиология: практический подход, третье издание включает Navigate 2 Premier Access

https://www.sequelbooks.com/assets/images/na.png


Ваше имя

Ваш адрес электронной почты

Я прочитал и согласен с Условия и положения и Политика конфиденциальности. Установите этот флажок, чтобы продолжить.

  • Описание
  • Технические характеристики
  • Отзывы