Разное

От чего зависит интеллект: Наш IQ высок как никогда, но умнее мы не становимся

Содержание

Наш IQ высок как никогда, но умнее мы не становимся

  • Дэвид Робсон
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Мы склонны считать, что уровень нашего интеллекта зависит от генов и образования. Однако всемирно известный психолог Джеймс Флинн рассказал корреспонденту BBC Future, что на интеллектуальные способности человека влияет множество факторов — вплоть до выбора спутника жизни.

Джеймс Флинн обеспокоен тем, что мир вскоре достанется Поколению Y (поколение родившихся примерно после 1980 г., чье взросление пришлось на бурное развитие и растущую доступность цифровых технологий — Прим. переводчика).

Флинну, преподающему в новозеландском Университете Отаго, регулярно встречаются умные студенты с огромным потенциалом, но на поверку оказывается, что многие из них совершенно не интересуются сложной историей нашего мира.

«Они умеют обращаться со всеми этими новыми технологиями, но, тем не менее, покидая стены университета, ничем не отличаются от средневековых крестьян, запертых в своем тесном мирке, — говорит Флинн. — На самом деле их мир гораздо обширнее, это мир современности, но они все равно в нем заперты, поскольку им неведомо историческое измерение».

  • Высокий IQ не сделает вас мудрым и счастливым
  • Ученые: кормление грудью повышает интеллект ребенка
  • «Осторожно, люди!»: IQ и будущая зарплата
  • «Осторожно, люди!»: тестам IQ сто десять лет

В результате, по мнению профессора, взгляды молодого поколения на текущие проблемы слишком поверхностны, что оставляет большой простор для манипуляций их сознанием со стороны политиков и СМИ.

Мы беседуем в гостиной сына Флинна — Виктора, оксфордского профессора математики, которого отец приехал навестить из Новой Зеландии.

На диване лежит раскрытая книга: Флинн-старший сейчас читает роман «Беглянка» Элис Манро. Читает в качестве литературного критика — эту роль он примеряет на себя в надежде оторвать молодое поколение от смартфонов и заставить посмотреть на мир шире.

«В этом году выходит моя книга, в которой я говорю молодежи: черт возьми, вы ведь образованны, так почему же вы не читаете?» — говорит Флинн, вспоминая, что во времена его молодости «девушки отказывали в свидании парням, не знакомым с литературными новинками».

Я договорился о встрече с Флинном, чтобы поговорить о его недавно опубликованной книге под названием «Становитесь ли вы умнее благодаря вашей семье?» (Does Your Family Make You Smarter?). В ней профессор рассказывает о том, как человеческое мышление меняется с течением времени.

Затрагивает она и загадочный феномен постепенного повышения коэффициента интеллекта (IQ) на планете. Именно благодаря открытию этого явления, известного теперь как «эффект Флинна», профессор и получил всемирную известность.

Кроме того, в новой книге описываются различные факторы, влияющие на развитие интеллекта на протяжении всей нашей жизни.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Благодаря высокому уровню здравоохранения и образования, Поколение Y обладает, пожалуй, наивысшим уровнем интеллекта за всю историю

Флинн, которому сейчас 82 года, является большим авторитетом в области исследований интеллекта.

Но, по его словам, эта карьера для него — не более чем временное увлечение: «Я — специалист по моральной философии, который решил на время изменить ей с психологией. Это привело к тому, что в последние 30 лет добрая половина моего времени уходила на занятия психологией».

В философских поисках природы объективизма Флинн пришел к рассмотрению утверждений относительно интеллектуального превосходства одних рас над другими.

Пытаясь найти документальные свидетельства, которые подтвердили или опровергли бы эту гипотезу, он неожиданно обнаружил, что средний уровень IQ человечества в целом, вне зависимости от расовой принадлежности, стабильно повышается примерно на три балла за десять лет.

К его удивлению, кроме него практически никто не обратил на это внимания.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

«Меня поразило то, что психологи не ликуют по этому поводу», — говорит Флинн. Ведь речь шла о серьезных скачках в уровне интеллекта — голландцы, например, прибавили целых 20 баллов в период с 1934 по 1964 гг.

Тем не менее даже те, кто проводил тесты на интеллект, упускали это явление из виду. «Результаты были у них перед носом, но они их просто не замечали».

Психологам уже давно было известно, что гены оказывают существенное влияние на уровень интеллекта, и что их роль с возрастом только растет.

В детском саду генетические особенности не имеют особого значения; для формирования ребенка в этом возрасте гораздо важнее, чтобы родители с ним разговаривали, читали ему и обучали различным навыкам — например, счету.

Исследования пар близнецов указывают на то, что у дошкольников гены отвечают примерно за 20% различий в уровне интеллекта.

По мере взросления мы начинаем мыслить самостоятельно, и родительское влияние на нас ослабевает. Мы по большей части проводим время в школе, и именно она формирует наш интеллект — в зависимости от генетического потенциала.

Благодаря генетической предрасположенности мы можем сами находить дополнительные способы стимуляции ума: выбирать более интеллектуальные занятия, записаться в клуб любителей книг или пройти отбор в класс с углубленным изучением математики. А это, в свою очередь, повысит наш уровень интеллекта.

Мы постепенно начинаем создавать собственную нишу, отражающую наш генетический потенциал. Впрочем, это не означает, что семья больше не играет никакой роли в нашем развитии: выбор школы и размер домашней библиотеки имеют немаловажное значение.

Не стоит недооценивать и влияние случайных факторов — потеря работы или личная трагедия могут негативно отразиться на уровне нашего интеллекта.

Однако в целом генами предопределяется примерно 80% интеллекта взрослого человека.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Рост уровня IQ оказался слишком быстрым, чтобы списать его на генетические изменения — так что же произошло?

И все же рост уровня IQ, описываемый эффектом Флинна, оказался слишком быстрым, чтобы списать его на генетические изменения, поскольку эволюционные изменения генов занимают тысячи лет.

Так в чем же причина? Психологи пребывали в растерянности.

«Они слишком свыклись с мыслью о том, что интеллект меняется очень медленно, и просто не замечали того, что творилось у них перед глазами», — говорит Флинн.

На самом деле ответ не так уж сложен, если вспомнить еще об одном параметре, постепенно меняющемся в течение последних десятилетий — нашем росте.

Мысль о том, что у высоких родителей рождаются высокие дети, звучит вполне логично — несомненно, это работа генов.

Однако если сравнить несколько поколений, обнаружится, что наш рост значительно превышает рост наших предков. И не из-за изменений в генах, а потому, что современная жизнь с ее высоким уровнем медицины и качественным питанием дала нам возможность вырасти.

Флинн и его коллега Уильям Дикенс высказали предположение о том, что подобные изменения происходят и с нашим интеллектом по причине роста требований, предъявляемых обществом, к умственным способностям индивида.

Тест на интеллект измеряет целый ряд параметров, таких как размер словарного запаса, пространственное мышление, способность к абстрактным умопостроениям и классификации информации.

В совокупности эти навыки отражают «общий уровень интеллекта». И хотя специально нас им не учат, современное образование закладывает в нас способность к более абстрактному взгляду на мир, которая помогает нам получить больше баллов при прохождении теста на интеллект.

В начальной школе нас учат смотреть на жизнь через призму природных явлений и физических законов — мы постепенно начинаем классифицировать предметы и явления и применять правила логики. Именно эти способности требуются для того, чтобы правильно ответить на многие вопросы в тесте на интеллект.

Чем больше мы приучаем детей смотреть на мир сквозь эти «научные очки», тем более высокий балл они способны набрать, говорит Флинн: «Требования общества к индивиду со временем меняются, и человеку приходится приспосабливаться».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Западное образование учит нас смотреть на мир сквозь «научные очки»

Но дело не только в образовании: по мнению некоторых исследователей, современный высокотехнологичный мир устроен таким образом, что мы просто не можем мыслить по-иному.

Наши прапрадеды пытались сладить с пишущей машинкой, родители осваивали видеомагнитофон, а дети с самого раннего возраста умеют пользоваться сенсорным экраном.

Человеку, жившему в начале XX века и воспринимавшему мир весьма конкретно, было весьма непросто разобраться в абстрактной карте лондонского метрополитена, говорит Флинн.

Технологический прогресс заставил нас мыслить категориями иерархий и символов, учиться следовать правилам и проводить аналогии — и мы настолько к этому привыкли, что не можем себе представить, каких гигантских изменений в мышлении наши нынешние способности стоили человечеству.

В результате у всех нас развилось абстрактное мышление, что привело к увеличению среднего коэффициента интеллекта во всем мире по крайней мере на 30 баллов за последнее столетие.

Этот рост необязательно означает, что мы стали более эффективно использовать потенциал мозга — речь идет не о «прокачке» мыслительных способностей, а о подстраивании их под требования современности.

Однако Флинн утверждает, что этот феномен имеет «социологическое значение», поскольку отражает реальные изменения в нашем мышлении.

По некоторым данным, основываясь на эффекте Флинна, можно предсказать, например, рост экономики той или иной страны.

«Если бы преимущества [от роста IQ] не имели практических последствий, этого бы не происходило», — отмечает ученый.

Флинн проводит параллель с физическими упражнениями: форма нашей мускулатуры зависит от вида спорта, которым мы занимаемся: «Мозг — та же мышца, и изменения в характере умственных упражнений влияют на него точно так же, как если бы мы перестали заниматься плаванием и начали поднимать штангу».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Личные трагедии, такие как утрата близкого человека, способны негативно влиять на уровень IQ

Важно то, что с течением времени коэффициент интеллекта может меняться. Это означает, что пожилые люди способны сохранять ясность рассудка, заботясь о своем здоровье (что напрямую влияет на интеллект) и активно занимаясь умственным трудом, что позволяет поддерживает мозг в хорошей форме как можно дольше.

«Изменения настолько велики, что с точки зрения уровня интеллекта сегодняшний 70-летний человек просто кладет на лопатки человека того же возраста 15-летней давности», — говорит Флинн.

В целом темп роста IQ составляет около 11 баллов за десятилетие, отмечает он.

Сам Флинн может служить хорошим примером этого процесса: «Мой отец лет с 12-ти не занимался физическими упражнениями, а в 70 лет вышел на пенсию. Я веду гораздо более активный образ жизни и до сих пор работаю». Как результат — более здоровый мозг и более активный ум.

Новая книга Флинна представляет собой попытку заполнить пробелы в этой гипотезе при помощи нового аналитического метода: факторы, влияющие на развитие интеллекта, рассматриваются применительно к конкретному человеку и оцениваются с точки зрения их влияния на развитие определенных навыков.

Взять хотя бы раздел теста на интеллект, измеряющий словарный запас. Жизнь в образованной семье, использующей в быту более богатый язык, может способствовать развитию ребенка даже со скромным генетическим потенциалом.

Верно и обратное: человека с определенным генетическим потенциалом его ближайшее окружение способно затащить в интеллектуальное болото. Достаточно вспомнить Лизу — одаренную девочку из мультсериала «Симпсоны», которой не дают полностью реализоваться.

Интеллектуальные различия достаточно малы для того, чтобы большинство из нас предпочло не обращать на них внимания, но анализ Флинна показывает, что даже несколько дополнительных баллов в тесте на IQ способны предопределить всю нашу дальнейшую жизнь.

Так, для способного ребенка, поступающего в американский университет, тот факт, что он вырос в чуть более интеллектуальной семье, может означать, что он наберет в тесте SAT (стандартный тест для приема в американские вузы — Прим. переводчика) не 500, а 566 баллов. А это разница между престижным и более посредственным учебным заведением.

«Университеты интерпретируют результаты SAT как показатель способности потенциальных студентов к усвоению программы обучения в вузе», — объясняет Флинн.

«Если ваши баллы невысоки, то в престижный вуз вас не примут — а даже если и примут, то, скорее всего, вы вылетите оттуда в первый год обучения».

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Не исключено, что активное использование технологических новинок с раннего возраста помогает развитию нашего интеллекта

Флинн не склонен к пессимизму: по его словам, вне зависимости от того, в какой семье мы выросли, все равно у всех нас есть возможность взять собственное интеллектуальное развитие в свои руки.

Исследования показывают, что текущие обстоятельства жизни человека в большей степени влияют на текущий уровень интеллекта, чем его прошлое.

Это становится очевидным, стоит посмотреть на старшекурсников университетов, говорит Флинн: «Многие из них росли в среде, предоставлявшей очень ограниченные возможности для развития интеллекта, но как только они попали в стены вуза, их развитие пошло стремительными темпами».

Я спрашиваю, как еще можно развить интеллект. «Выбирая себе спутника или спутницу жизни, исходите не из внешнего вида, а из того, насколько он или она превосходит вас интеллектуально», — советует профессор.

«Таким образом вы получите доступ к миру новых идей, встретите множество интересных людей, и это сделает вашу жизнь гораздо интереснее».

Что возвращает нас к теме его обеспокоенности судьбой Поколения Y.

Флинн говорит, что, несмотря на повышение IQ, это поколение разбазаривает свой интеллект на малозначительные вещи.

«Не подумайте, что я брюзжу, но больше всего меня беспокоит то, что молодые люди вроде вас читают гораздо меньше исторических книг и предпочитают гораздо менее серьезную художественную литературу, чем предыдущие поколения».

По его словам, прежде чем формировать собственное мнение о текущих политических событиях, не мешало бы досконально изучить факторы, влиявшие на ход мировой истории в прошлом.

Так, Флинн упрекает меня за плохое знание истории Тридцатилетней войны в Европе, в которой, по его мнению, можно найти немало параллелей с нынешним ближневосточным конфликтом. (Его критика совершенно справедлива, и я даю себе слово восполнить этот пробел в образовании.)

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Поколение Y, возможно, плохо представляет себе исторические параллели текущих событий

Флинн вспоминает, как Джордж Оруэлл в своих антиутопиях рисовал мрачную картину будущего, в котором правительство переписывает историю и манипулирует населением.

«На самом же деле достаточно просто не знать истории и жить в отсеке сегодняшнего дня — тогда правительство и СМИ смогут делать с вами все, что им заблагорассудится», — подчеркивает профессор.

Иными словами, уровень нашего интеллекта, может быть, и вырос, но умнее мы не стали: «Чтение литературы и изучение истории — единственное, что способно помочь нам воспользоваться преимуществами выросшего за прошлый век уровня IQ в современных политических условиях».

Это мнение может показаться спорным, но Флинн — не единственный, кого беспокоит будущее Поколения Y: в своей последней книге «Голова в облаках» (Head In The Clouds) американский журналист Уильям Паундстоун подчеркивает, что невежество влияет на процесс принятия решений во многих областях нашей жизни.

Даже если Флинну не удастся убедить молодых людей больше читать, нет сомнений в том, что он уже навсегда изменил наши взгляды на интеллект.

«Я оставляю после себя материал, на основе которого можно создать по-настоящему толковую когнитивную теорию», — говорит он.

А это значит, что мы сможем понять, как меняется наш разум в ответ на изменения окружающего мира.

Флинн надеется, что его работу продолжат другие, а сам планирует заняться написанием трудов о философии и политике.

Ведь для него изучение интеллекта всегда было не более чем временным занятием. «Я оказался вовлеченным в эту область случайно и, слава богу, теперь снова могу ее оставить».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Интеллект и его развитие — Психологос

01 октября 2022 г., 21:30

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Интеллект — способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи.

Иногда в интеллект включают и интуицию (способность находить решение без осознанных рассуждений), иногда — только осознаваемые процессы. Интеллект вместе со знаниями и личностными составляющими (верованиями, позициями) — ум.

Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. «Он умный?», «Как у него с головой?» и «Как у него с интеллектом?» — один и тот же вопрос. Однако сводить интеллектуальный потенциал к умственному интеллекту неправильно: существуют разные виды интеллекта, или — для разных ситуаций требуется своя разновидность интеллекта. В первую очередь, это житейский интеллект, умственный интеллект, эмоциональный интеллект. Иногда выделяют кроме этого вербальный, музыкальный, пространственный и телесно-кинестетический интеллект. См.→

Тесты уровня интеллекта замеряют интеллект лишь частично, поскольку хорошо соображающий человек может не знать некоторых вещей, совершенно естественных для авторов подобных тестов. С другой стороны, тренировка в прохождении тестов на уровень интеллекта действительно помогает получить лучший балл — но едва ли существенно улучшает интеллект. См.→

Связаны ли интеллект и креативность? Связаны, но связь между ними не очевидная и не линейная. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела… См.→

От чего зависит уровень и развитие интеллекта? Во многом это врожденная характеристика, дети рождаются как интеллектуально одаренные, так и дауны; с другой стороны, интеллектуальное развитие сильно зависит от условий его развития в семье и того, каков интеллектуальный уровень его окружения. Многие дети (да и взрослые) в тех или иных ситуациях выключают свой интеллект, живут бездумно. Выученная тупость, как и бездумное существование — интересный феномен, с которым приходится сталкиваться весьма нередко. С детства развивайте у детей мелкую моторику, больше ему рассказывайте, пробуждая у ребенка интерес к вопросам «Почему это происходит? От чего это зависит?», заставляйте ребенка думать, не разрешайте ему разыгрывать Дурика, отдайте его в хорошую школу — и с интеллектом у вашего ребенка будет в порядке.

 

В книге Ури Бронфенбреннера «Два мира детства. Дети в США и СССР» (М.: Прогресс, 1976) автор рассказывает об одном проекте, получившем впоследствии название тридцатилетний эксперимент. Речь в нём шла о том, чтобы вывести в люди умственно отсталых детей, содержащихся в специальном приюте, добиться того, чтобы они могли жить самостоятельно. Эксперимент состоял из многих этапов, но наиболее важным и любопытным был самый первый из них. Каждого ребёнка прикрепили к своего рода подставной суррогатной маме; такими мамами служили умственно отсталые женщины, содержащиеся в том же приюте. Через два года специальные измерения показали, что уровень интеллекта у детей вырос в среднем на 20—30 пунктов; в то же время уровень интеллекта у детей контрольной группы снизился. Эти мамы явно не могли вести со своими детьми какие бы то ни было развивающие занятия: никаких математических кружков, никаких головоломок, никаких интеллектуальных игр. Всё, что они могли — это обнимать детей, целовать, пеленать и вообще всячески с ними тетёшкаться. И вот, оказывается, что по крайней мере в определённом возрасте эмоциональное тепло, родительская ласка гораздо важнее для развития ребёнка, и в том числе для развития его интеллекта, чем любые другие формы деятельности и обучения!».

Из А.К. Звонкин. «Малыши и математика, скачать книгу (pdf) О книге можно почитать здесь, фрагмент книги здесь.

При этом уверенно говорить, что без родительской любви ребенок не может вырасти здоровым и развитым — едва ли верно.

Как развивать и поддерживать свой интеллект?

Интеллект может засыпать, а может поддерживаться в бодром состоянии. Гимнастика для лица — простой и эффективный способ повышения интеллектуальной бодрости, рекомендуется перед важными встречами, экзаменами и публичными выступлениями. Восхищение — элемент естественной гимнастики для лица. Посмотрите статью Как развивать скорость мышления, там много дельных подсказок.

  • Интеллект
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (8):

Гость, 25 марта 2015 г., 11:28

Скажите, а правда ли, что для развития интеллекта есть такие времена, что если их пропустить, то ничего уже не сделаешь? Кажется, с речью такое. Я понимаю, что вы придерживаетесь точки зрения что всему можно научиться, но всему ли? Спасибо за ответ.

3

ответа

Гость, 26 февраля 2018 г., 13:11

Вы потеряли время, но вернуть всё можно. Проблема в том что идти надо постепенно, хороший пример тому математика: вы не сможете пояснить, что такое дроби, не обучив делению и умножению. Другой дело врождённые болезни и травмы, тут без специалистов не обойтись, они помогут подсказать комплекс действий и медикаментов. Сомнение убивает шанс на выздоровление(с) Парацельс.

Гость, 24 октября 2018 г., 18:49

Маугли всему был научен, но говорить так и не научился… Наверно время для этого было упущено.

Гость, 25 января 2019 г., 13:17

Верно, есть так называемые сезситивные периоды, то есть наиболее подходящие для развития какого-либо навыка или умения.

Н.И. Козлов, 25 марта 2015 г., 19:26

О развитии интеллекта у диких детей, которые росли вне человеческого общества, смотрите статью http://www.psychologos.ru/articles/view/samye_izvestnye_dikie_deti» target=»_blank»>Самые известные дикие дети. Надеюсь при этом, что это не совсем то, что вас интересует. Не важно, сколько мы сможем развить — если это необходимо и житейски возможно, мышление развивать необходимо!

Гость, 25 марта 2015 г., 20:08

Я привыкла полагаться на законы природы 🙂 Мозг очень пластичен, это правда. Но все ли можно исправить во взрослом возрасте? Если человек в 14 курил за гаражами, сможет ли он в 30 стать программистом в Майкрософт? А если в 30 он ничего такого не достиг, сможет ли он создать бизнес в 40? Есть известные примеры, когда люди что-то делали и в 50+, но как подметила одна знакомая — все они чем-то занимались и раньше, это не произошло вдруг и внезапно. Так мне интересно, есть ли такое, что в 2 года (или в 7, или в 27 — разные данные), как я слышала, заканчивается формирование мозга и дальше человек тоже развивается, но уже на основе того что есть. Понятно, что тот, кто учится с плохими исходными данными, обгонит того, кто ничего не делает, но с хорошими, но где границы достижимого. Вот это интересно.

Михаил, 26 июля 2015 г., 19:33

Группа о развитии интеллекта http://vk. com/intelligenceschool

Гость, 08 января 2020 г., 14:38

С п а с и б о ! Довольна.

Материалы по теме:

13 нояб. 2017 г.

Как выбирать информацию, которая сделает меня умнее

Для того, чтобы наметить, что поможет нам становиться изо дня в день умнее, мы проясним с вами: ум, то есть интеллект — это что? Есть такое выражение: Мозги — не брови, если их нет, то не нарисуешь. Многим это ограничивающее убеждение дает индульгенцию на расслабление: дескать, не дал Господь мозгов, можно и не тужиться, не нарисуешь же за Всевышнего. Правдиво ли это утверждение с точки зрения нейрофизиологии?

7Подробнее

15 сент. 2018 г.

Как развивать научное мышление у малышей

Однажды математик (не учитель, а настоящий ученый!) начал вести домашний математический кружок. С детьми 3-5 лет он не зубрил таблицу умножения и счет от 1 до 9 и обратно, а занимался развитием научного мышления.

4Подробнее

15 сент. 2018 г.

Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников (А. К. Звонкин)

Автор этой книги – профессиональный математик – рассказывает о своём опыте занятий математикой с дошкольниками.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Интеллект — разные понимания

Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.

0Подробнее

01 янв. 2000 г.

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

5Подробнее

01 окт. 2022 г.

Исследования интеллекта

Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.

0Подробнее

01 янв. 2005 г.

Как развивать скорость мышления

Увеличить скорость своего мышления вполне реально.

7Подробнее

01 янв. 2010 г.

Новейшие теории интеллекта (ВВП)

До 60-х годов в исследованиях интеллекта преобладал факторный подход. Однако с развитием когнитивной психологии с ее акцентом на моделях обработки информации (см. главу 9) возник новый подход. Разные исследователи определяют его несколько по-разному, но основная идея состоит в том, чтобы объяснить интеллект на языке когнитивных процессов, протекающих при выполнении нами интеллектуальной деятельности (Hunt, 1990; Carpenter, Just & Shell, 1990). Информационный подход ставит следующие вопросы:

0Подробнее

Интеллект передается по наследству? A Genetic Explanation

Вы когда-нибудь задумывались, унаследован ли интеллект вашего ребенка от суперумных родителей или его интеллект в большей степени связан с факторами окружающей среды?

Неудивительно, что ответ… и то, и другое! Человеческий интеллект представляет собой довольно равное сочетание генетики и влияния окружающей среды.

Генетические различия в познании и когнитивных способностях с большей вероятностью передаются от матери к ребенку, чем от отца к ребенку (поэтому для всех мам, читающих это, вы были правы с самого начала).

Родственный: Является ли личность генетической?

 

Что такое интеллект?

Трудно дать точное определение интеллекта, но в целом под когнитивными способностями понимается способность учиться на собственном опыте и адаптироваться к изменяющимся условиям. Когнитивная функция включает в себя навыки рассуждения, планирования и решения проблем, а также способность мыслить абстрактно и понимать сложные идеи.

Различия в интеллекте основаны как на генетических факторах, так и на влиянии окружающей среды. Фактическое развитие мозга представляет собой сочетание потенциала и способности реализовать этот потенциал. Человеческий интеллект зависит от того, чего человек способен достичь и чего он действительно достигает.

Как измеряется интеллект?

Генетики знают, что на когнитивные способности влияют как генетические факторы, так и факторы окружающей среды. Чтобы сделать такие выводы, им пришлось основывать свои исследования на согласованном определении общего интеллекта.

Так как же измерить общий интеллект? Это нелегко, когда есть так много способов быть «умным». Конечно, есть учёные-ракетчики, которые не умеют произносить заклинания, чтобы спасти свою жизнь, и виртуозы искусства, которые не могут сбалансировать чековую книжку.

Большинство генетических исследований основано на коэффициенте интеллекта (тесте IQ), чтобы создать основу для исследований человеческого интеллекта. Исследователи используют показатели IQ, чтобы сравнить различия в интеллекте и выяснить, играет ли роль наследственность и в какой степени.

Важно отметить, что у тестов IQ много критиков. Некоторые люди утверждают, что традиционные тесты IQ измеряют то, что человек знает, а не то, как он думает. Они также игнорируют или недооценивают важные аспекты интеллекта, такие как социальные навыки, мотивация, креативность, любознательность или эмпатия (также известная как эмоциональный интеллект).

Различные типы интеллекта 

Фактически, Теория множественного интеллекта утверждает, что у нас есть восемь различных типов человеческого интеллекта, при этом IQ измеряется только двумя или тремя (логико-математический, лингвистический и, возможно, пространственный). Великие танцоры и спортсмены высоко оценивают телесную кинестетику; музыканты обладают большим музыкальным интеллектом, а фермеры особенно талантливы в натуралистическом интеллекте.

Другим серьезным недостатком является то, что результаты IQ-теста представляют собой всего лишь моментальный снимок, запись момента времени, которая показывает, как человек выполнил определенный тест в определенное время.

Учтите также, что ваш показатель IQ не является фиксированным числом — он может меняться. Структура и функции головного мозга детей развиваются по мере их роста, что может привести к изменению IQ.

IQ-тесты могут быть необъективными 

Социально-экономические факторы, такие как бедность, стресс и диета, также влияют на IQ. Фактически, недавние исследования показали, что дети из более низкого социально-экономического положения, усыновленные в более богатые семьи, часто отмечают, что их показатели IQ увеличиваются на 15–20 баллов.

Еще один важный фактор, на который указывают некоторые исследователи, заключается в том, что тесты IQ обладают «культурной спецификой» — они ориентированы на людей, живущих в обществе, в котором они были разработаны, а именно на белом, западном обществе (Ford, 2005). Это означает, что они могут не дать точного измерения интеллекта человека в различных культурных условиях.

Со всеми этими недостатками вы можете возразить, что нам нужно разработать более современный подход к тестированию интеллекта. Роберт Пломин, один из ведущих поведенческих генетиков нашего времени из Королевского колледжа в Лондоне, считает, что будущее за изучением нашей ДНК для предсказания интеллекта (Plomin & Stumm, 2018). Это может означать, что вместо того, чтобы проходить тест на IQ, мы проведем секвенирование нашего генома, чтобы более внимательно изучить, как наши гены влияют на наш интеллект.

Возникает вопрос…

Существует ли ген интеллекта?

Короткий ответ: нет, не существует определенного гена, определяющего общую когнитивную функцию. Интеллект имеет генетическую основу, но это сложная черта, то есть результат сложных взаимодействий между несколькими генами.

Наследуемость интеллекта тоже только часть истории человека. Хотя генетические варианты действительно играют большую роль в том, имеет ли человек высокий IQ, генетические исследования показывают, что на общие когнитивные способности также влияет социально-экономический статус и наличие у человека возможности реализовать свой потенциал.

Интеллект передается по наследству?

Общий интеллект определенно передается по наследству. Исследования близнецов (как однояйцевых, так и разнояйцевых близнецов) показали, что наследуемость IQ составляет от 57% до 73%, а в некоторых случаях даже выше. Это означает, что наследственность играет большую роль, чем окружающая среда, в создании различий IQ между людьми.

Интересно, что генетические исследования показали, что показатель IQ ребенка меньше зависит от генов интеллекта, чем у взрослого. Это может быть связано с тем, что дети все еще развивают свое познание и могут находиться на разных стадиях развития мозга. Индивидуальные различия между результатами исследований детей также указывают на то, что исследования генетики интеллекта должны основываться на исследованиях подростков и взрослых, а не на исследованиях детей.

Я получил это от мамы

​Исследования показывают, что у родителей с более высоким интеллектом обычно рождаются умные дети. (Martinez et al, 2022) Частично это связано с наследованием генов, связанных с интеллектом, но также родители с высшим образованием с большей вероятностью создадут когнитивно-богатую среду и склонны поощрять своих детей к более высоким достижениям в образовании.

Согласно исследованиям в области геномики, гены, контролирующие познание, скорее наследуются от матери, чем от отца. Многие из аллелей, содержащих детерминанты интеллекта, переносятся на Х-хромосоме. Поскольку женщины обладают двумя копиями Х-хромосомы, а мужчины — только одной, вероятность передачи этих аллелей детям выше.

Возможно, общие когнитивные способности исходят только от матери. Некоторые исследования генетики интеллекта показали, что гены передовых когнитивных функций, унаследованные от отца, могут быть автоматически деактивированы. Эти генетические детерминанты называются условными генами.

Мамы могут влиять на интеллект своих детей не только генами, которые они передают. Исследования показали, что диета во время беременности может влиять на развитие нервной системы ребенка. (Фрейтас-Вилела и др., 2018 г.)

Ученые, проводившие исследование на беременных женщинах, дали каждой группе разную диету, которую они должны были соблюдать на протяжении всей беременности. Даже принимая во внимание различия в социально-экономическом статусе, грудном вскармливании и питании детей, они обнаружили, что дети женщин, которые придерживались диеты с высоким содержанием фруктов и овощей, имели более высокий IQ в возрасте 8 лет.

Раса и интеллект

Генетические исследования подтверждают что нет никакой корреляции между расой и общими когнитивными способностями. Это подтверждается тем фактом, что раса является социальной конструкцией, а не чем-то, что существует в геноме. Другими словами, все мы люди.

Вы не наследуете определенную расу, и ваша раса не влияет на ваши результаты в тестах на интеллект. Генетики утверждают, что любые прошлые исследования, которые утверждали обратное, были ошибочными и не принимали во внимание социально-экономический статус, неравенство в образовании и другие влияния окружающей среды.

Факторы окружающей среды и интеллект

Генетика играет роль в том, как человек выполняет тесты интеллекта, но существуют также предикторы и детерминанты окружающей среды – на интеллект влияют как природа, так и воспитание

Отсутствие здорового питания (недоедание) в раннем периоде жизни (1-5 лет) приводит не только к задержке физического развития, но и к снижению IQ на 15 баллов. Еще одним важным фактором окружающей среды, влияющим на интеллект, является количество когнитивной стимуляции, которую ребенок получает дома.

 По мере взросления ребенка качество получаемого им образования, по-видимому, играет довольно большую роль в определении IQ (Makharia et al., 2016). Это не только социальные факторы, но и физические. Исследования показали, что физические упражнения могут влиять на интеллект. У детей упражнения играют роль в создании и укреплении памяти.

Влияет ли порядок рождения на интеллект?

Если вы не самый старший из ваших братьев и сестер, вы, вероятно, не захотите это читать, но исследования показали, что дети, рожденные первыми, как правило, обладают более развитым мозгом и имеют более высокий IQ, чем их более поздние братья и сестры (Lehmann et al. , 2018).

Специалисты считают, что эта разница в уровне интеллекта не имеет генетического влияния, а обусловлена ​​факторами окружающей среды. Существует несколько теорий, объясняющих почему.

Первенцы, как правило, получают больше внимания от своих родителей, поскольку они обычно проводят свои первые несколько лет в качестве единственного ребенка с родителями, у которых есть время, чтобы сосредоточиться на них в одиночестве. Они также получают пользу от обучения своих младших братьев и сестер, что помогает им развивать свои навыки обучения.

Достижение генетического потенциала

Социально-экономический статус играет важную роль в том, какие возможности предоставляются человеку в течение его жизни. Шансы на развитие интеллекта необходимы для полного раскрытия генетического потенциала.

Подумайте об этом так: человек, рожденный с генетической предрасположенностью к среднему интеллекту, может достичь среднего показателя IQ, если вырастет при здоровом питании и всестороннем образовании.

Если у них есть родитель дома, который помогает им выполнять домашнее задание, семья может позволить себе здоровую пищу, а район предлагает возможность выйти на улицу и побегать, они, скорее всего, будут работать с максимальной когнитивной активностью. способность, предоставленная им генетически.

Но, если у них нет этих систем поддержки (и это всего лишь несколько примеров среди многих), они могут достичь более низкого показателя IQ, чем этот, с теми же генетическими детерминантами.

Еще один способ понять, как влияние окружающей среды коррелирует с генетическими предикторами, — это подумать о спортсмене. Унаследованные черты, такие как сила, ловкость и рост, явно влияют на наивысший потенциал спортсмена.

Но если он никогда не научится играть в баскетбол или не будет иметь доступа к лучшим тренерам, он не сможет реализовать свой потенциал. С другой стороны, ребенок, имеющий все возможности для спортивной поддержки, но генетически не предрасположенный к успеху в определенном виде спорта, может зайти так далеко.

Когда дело доходит до умственных способностей, факторы окружающей среды имеют наибольшее влияние в детстве. Вот почему так важно содействовать равенству детей.

Является ли интеллект генетическим или экологическим?

Вопрос о том, играет ли генетика или окружающая среда роль в определении интеллекта, всегда оставался важным.

Это противоречивая тема в истории психологии, и на сегодняшний день появились новые исследования, пытающиеся понять взаимосвязь между генетикой, окружающей средой и коэффициентом человеческого интеллекта (IQ).

Многие такие исследования приходят к выводу, что значительная часть человеческого интеллекта находится под влиянием генетики.

Однако те же исследования предполагают, что окружающая среда все еще может играть роль в формировании генетического признака.

Генетическое влияние на интеллект/IQ

Одним из первых исследований, в которых была предпринята попытка понять генетическое влияние на IQ, было исследование близнецов, проведенное профессором сэром Сирилом Бертом.

Его исследования, опубликованные между 1943 и 1966 годами, пришли к выводу, что генетика может существенно влиять на уровень IQ.

Другие недавние исследования утверждают, что наследуемость интеллекта может достигать 0,8 (по шкале от 0,0 до 1,0).

В некоторых из этих исследований изучались показатели IQ монозиготных (идентичных) близнецов и дизиготных (разнояйцевых) близнецов.

Монозиготные близнецы имеют 100% общего генетического материала, в то время как дизиготные близнецы могут иметь в среднем 50% общего генетического материала.

Эти исследования показали, что показатели IQ монозиготных близнецов более схожи, чем у дизиготных близнецов.

В домохозяйстве с биологическими и приемными братьями и сестрами уровни IQ биологических братьев и сестер могут быть более похожими на уровни IQ приемных братьев и сестер.

Это также указывает на тот факт, что генетика может играть более заметную роль во влиянии на уровень IQ.

Узнайте больше о том, как гены влияют на вашу личность и поведенческие черты

Существует ли ген интеллекта?

Не существует единого гена, контролирующего уровень интеллекта. Вместо этого интеллект человека может зависеть от взаимодействия между несколькими генами.

Исследование, проведенное в Великобритании, проанализировало варианты ДНК более чем 240 000 человек и сообщило, что до 538 генов могут быть связаны с интеллектом.

Вот почему интеллект называется полигенным признаком .

Наследуется ли интеллект?/Наследуемость IQ

Исследования подтверждают, что от 30 до 75% различий в уровне IQ людей могут быть обусловлены генетически.

Однако влияние окружающей среды может помочь или помешать человеку достичь генетического потенциала уровней IQ.

Влияние окружающей среды на интеллект/IQ

Социально-экономический статус (СЭС)

Социально-экономический статус относится к доступу семьи или отдельного лица к экономическим ресурсам, таким как деньги, и их положению в обществе.

По мнению экспертов, бедность или отсутствие финансовой стабильности могут помешать ребенку полностью раскрыть свой генетический потенциал интеллекта.

В исследовательской работе проанализированы уровни IQ детей из разных СЭС.

Согласно полученным результатам, дети с самым высоким и самым низким фоном СЭС в среднем были разделены на 6 баллов IQ в возрасте 2 лет.

Кроме того, к 16 годам разница в IQ увеличилась почти втрое.

Недоедание

Недостаток питания влияет на уровень IQ, особенно в первые несколько лет жизни ребенка. Согласно исследованию, недоедание в возрасте от 1 до 5 лет может снизить уровень IQ до 15 баллов.

Когнитивная стимуляция дома

Когнитивная стимуляция включает в себя разнообразные занятия, которые ребенок получает дома. Вот некоторые когнитивные факторы, влияющие на уровень IQ.

  • Поощрительные комментарии и отзывы дома повышают уровень IQ по мере взросления ребенка.
  • Дети, которые сталкиваются с выговорами и негативной критикой дома, похоже, растут с более низким уровнем IQ.
  • Взаимодействие и отношения между матерью и ребенком влияют на уровень IQ. Дети, которые растут с активными и здоровыми матерями, могут иметь более высокий уровень IQ по мере взросления.

Образование

Исследование утверждает, что продолжительность обучения и уровень IQ могут быть тесно связаны.

Согласно ему интеллект увеличивается на 1-5 баллов IQ за каждый дополнительный год обучения.

Является ли интеллект генетическим или экологическим: Вердикт

Значительная часть интеллекта человека передается по наследству.

30-75% вариаций уровней IQ могут быть связаны с генами, и несколько генов играют роль в определении интеллектуального потенциала человека.

Однако факторы окружающей среды могут влиять на то, какую часть генетического потенциала человек реализует в течение жизни.

Например, ребенок может родиться с высоким интеллектом. Однако факторы окружающей среды, такие как низкий СЭС, недоедание или отсутствие правильного образования, могут повлиять на IQ ребенка.

Чтобы у человека был высокий уровень IQ, генетика и окружающая среда должны быть благоприятными.

Резюме

  1. Вопрос о том, передается ли интеллект по наследству или определяется окружающей средой, до сих пор остается загадкой.
  2. Последние исследования показывают, что от 30 до 75% интеллекта может зависеть от генетики.
  3. Более 500 генов работают вместе, чтобы определить уровень IQ человека. Вот почему интеллект называют полигенным признаком.
  4. Факторы окружающей среды, такие как социально-экономический статус, уровень питания, продолжительность обучения и когнитивная стимуляция, могут помочь или помешать человеку достичь генетического потенциала уровней IQ.

Каталожные номера

  • https://medlineplus.gov/genetics/understanding/traits/intelligence/
  • https://www.mensa.org/iq/genes-and-environment
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Heritability_of_IQ
  • https://www.verywellmind.com/what-factors-determine-intelligence-2795285
  • https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *