Разное

Основные принципы морали – . ., ,

Моральные принципы. Морально-этические принципы :: SYL.ru

Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы моралиОбычаиНормы права
человек выбирает осмысленно и свободновыполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людеймогут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе — чувство долгаисполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение обществаодобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательнымиобязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколенияфиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совестиневыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

www.syl.ru

что это такое, моральные принципы и нравственность

Мораль искусственного интеллекта – один из обсуждаемых вопросов среди юристов. Если вдруг «умный» робот осознает себя личностью и совершит преступление, кто за него будет отвечать – машина или ее создатель? Но с моральным выбором сталкиваются не только разработчики, но и обычные люди. Что такое моральность и почему она так важна? Какими принципами руководствуется? Как шведский лагом помогает освоить нравственный принцип «золотой середины»? Именно об этом пойдет речь в статье.

Что такое мораль

Мораль — это совокупность общепринятых правил и законов, которые управляют поступками человека в интересах общества. Такое определение дают словари. Но большое количество дефиниций морали в современной науке говорит о том, что универсального содержания в понятии пока нет. Если обратиться к обыденному языку, то мораль – это внутренний кодекс или внутренняя шкала добра и зла. Ее сравнивают с невидимой чертой, переступить которую человеку не позволяют внутренние понятия о правильном и неправильном, добре и зле.

Мораль выражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Сварить кашу – нейтральный поступок. Но приготовить обед, чтобы накормить бездомных – это моральный поступок. Смех при виде чужого горя аморален, хотя изначально веселье нейтрально. Аморальное всегда отвратительно, поскольку пренебрегает общественными устоями.

Слово «мораль» произошло от латинского «mores» – «обычай», «нрав», изначально в Древнем Риме обозначало «соответствующий добрым нравам». В XVIII термин был позаимствован из французского языка и буквально переводится как «соответствующий закону». Так что этимологически «мораль» и «нравственность» – это синонимы. В литературе мораль – нравственное поучение, этический вывод произведения.

Мораль – та роскошь, которую могут позволить себе высокоразвитые сообщества и одновременно – средство для выживания. Это социальный инстинкт самосохранения, спасающий общество от самоуничтожения. Первые нравственные правила изобрели для того, чтобы вывести ранние сообщества из хаоса в систему. Позже были придуманы законы – компромисс между моралью, реальностью и разумом. Но в отличие от законности, обычаев и этикета моральные правила имеют свои специфические особенности:

  • Получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости.
  • Рассматриваются как само собой разумеющееся, поэтому не прописываются на законодательном уровне.
  • Несоблюдение этих правил вызывает общественное осуждение, порицание.
  • Характеризуются универсальностью, доступной для всякого разумного индивида.
  • Задают общие ориентиры поведения, но нацеливают человека на «идеал совершенства».

Моральные принципы

Мораль – довольно разноплановое понятие, которое рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии, теологии. В философском учении существует отдельный подраздел – этика. Этика дает научное, а значит критическое изучение морали. Одна из главных задач этики – поиски универсальных принципов нравственности.

Сегодня сформулированы моральные принципы, из которых складывается личность человека:

  • Принцип Талиона, согласно которому наказание за аморальный поступок должно превосходить вред от самого поступка.
  • Принцип нравственности, который со временем превратился в заповедь: «поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
  • Принцип «золотой середины», который проявился в призывах избегать крайностей в своих действиях.
  • Принцип максимального счастья, основанный на утверждении о том, что поведение человека должно улучшать жизнь окружающих.
  • Принцип справедливости или необходимость уравнивания социальных законов с моральными факторами.

История термина «мораль»

Точно неизвестно, когда именно нравственность вошла в общественное сознание, но самые древние источники, дошедшие до нас – притчи царя

Соломона (ок. 960 год до н. э.). Читая его высказывания, поражаешься примерам применения норм морали. Позже, во времена Гомера эллины оперировали понятиями совести, добродетели, чести, законности.

Одним из известных философов-исследователей нравственности считается Конфуций. Хотя он заверял, что не является автором нового учения, а только передает ученикам мудрость древних мудрецов. Конфуций считал необходимым жить согласно основным принципам нравственности: человеколюбию, милосердию, добропорядочности.

На протяжении веков несомненным авторитетом пользовались книги с размышлением о морали, этики и права, написанные Цицероном. Конечно, идеи нравственности в римском обществе оказались не новы, но в цицероновской обработке были в большом почете. Главная мысль его трудов: право и нравственность – неотделимые понятия, которые спасают человечество от саморазрушения. Он же и ввел в обиход определение морали, которое сегодня цитируют большинство источников. Размышления о моральности и нравственности дополнили математик

Пифагор, философы Сократ, Платон, Кант.

Традиционная мораль основана на вере. В этическом смысле Бог и есть мораль, то есть идея Бога – непреходящая ценность бытия, не зависящая от времени. О принципах, на которых должно строиться здоровое общество, говорили Иисус, Моисей, Будда, Мухаммед. Заповеди «не укради», «не убий», актуальны и в XXI веке. Мораль и религия определяют духовную жизнь каждого человека и общества в целом. Эти понятия неотделимы друг от друга, ведь они ставят перед собой одинаковые цели: помочь нам побороть собственную лень, эгоизм, презрение, зависть.

Мораль в XXI веке

В наше время моральные принципы все чаще объявляются предрассудками. Считается, что логику возможно подвести под любую мораль, а старые, архаичные понятия нравственности давно устарели. Современные теологи, психологи и философы считают, что современная общественная мораль должна быть продумана, обоснована, аргументирована, обсуждаема.

Но личная мораль связана с душой человека и есть результат его личного выбора. В настоящее время общепринятым считается мнение, что человеку изначально присущи эмпатия, милосердие, альтруизм, готовность к сотрудничеству. Ученые утверждают: решение в вопросах нравственности люди принимают интуитивно. Отсюда вывод – мораль не есть чем-то насаждаемым, она идет изнутри.

Возможно, аморальные люди более успешны. Но счастливы ли?

Лагом: мораль «золотой середины»

Список стран-лидеров по уровню счастья не меняется уже несколько лет. Помимо Финляндии, Дании и Канады в него обязательно входит Швеция. Кроме шведского стола и шведской семьи шведы одолжили нам понятие «лагом». Лагом – это золотая середина в жизни каждого конкретного человека и его взаимодействия с обществом, которое базируется на взаимном уважении и отсутствии конфронтации. Это умение жить не просто сбалансированной жизнью, но отыскать для себя идеальное равновесие.

На бытовом уровне лагом считается противопоставлением чрезмерности. Лагом не призывает людей становиться посредственными, равнодушными, апатичными или асоциальными. Наоборот, шведы считают эмоционально уравновешенного человека уверенным в своих силах и достаточно гибким, чтобы приспособиться к окружающим изменениям.

Нити лагом оплетают всю жизнь шведов. Вот некоторые их них:

  1. Иногда зависть, которую мы ощущаем по отношению к окружающим, объясняется их приближением к счастью. Возможно, вместо зависти мы могли бы сосредоточиться на поиске собственного равновесия.
  2. Жить в равновесии с окружающим миром, значит экономить энергоресурсы, повторно использовать вещи, поддерживать национальные кулинарные традиции.
  3. Во время еды стоит постоянно спрашивать себя: почему я ем именно эти продукты и как могу избежать того, чего не следует есть.
  4. Найти время, чтобы отдать старую одежду и вещи в приют, а не выбросить в мусор.
  5. Покупать меньше, но вкладываться в качество, вести бюджет и вовремя отдавать долги.
  6. Искреннее «прости, я не могу» лучше, чем невыполненное обещание.
  7. Нравственная сила – в командной работе. Сведите хвастовство к минимуму, делайте то, что говорите и не опаздывайте.
  8. Избавляйтесь от бесполезного старья – в доме и в голове.
  9. Жизнь в несоответствии с достатком очень утомляет.
  10. Научитесь слушать свое тело, разум и совесть.

Выводы:

  • Мораль – это внутренний вектор, который указывает нам наши внутренние ценности.
  • Первая мораль сформировалась на основе того, что людям необходимо было упорядочить совместное существование, чтобы выжить.
  • Нравственность нелогична, но связана с нашей душой.
  • Лагом – шведский закон счастья, который можно приспособить к собственной жизни.

wikigrowth.ru

Что же такое моральные принципы

07.09.2012 Ярослав Борщов

В каждом обществе есть свой нравственный кодекс. А у каждого человека есть собственные внутренние убеждения, которые именуются моральными принципами, через которые он не может переступить, совершая те или иные поступки.

Таким образом, моральные принципы – это внутренние нравственные рамки отдельно взятого человека или коллектива, сообщества либо всего общества в целом.

Моральные принципы подвержены изменениям, так же как и любой компонент общества, потому что меняется время, изменяется мировоззрение и потому то, что казалось когда-то недопустимым или предрассудным, ныне уже считается нормой.

Но каким бы не становилось общество, всегда остается место высоким моральным принципам.

Если моральные принципы – это определенные нормы человеческого поведения, то высокие моральные принципы представляют собой некий нравственный эталон, к которому нужно стремиться.

Моральные принципы могут складываться под влиянием религии, духовных учений, а также формироваться человеком самостоятельно, основываясь на его личных убеждениях, уровне воспитания, культуры, мировосприятии.

Так, христианство, например, привнесло в жизнь многих людей религиозные ценности, среди которых есть и моральные принципы, основанные на понимании допустимого поведения верующего человека.

Такие ценности позволили человеческому обществу преодолеть античную эпоху вседозволенности, когда нравственность общества разительно отличалась даже от ныне существующей.

Но сегодня некоторые забывают, что попрание моральных принципов может вернуть наше общество к периоду, когда отсутствие нравственности приводит цивилизацию к ее гибели.

Ведь в безнравственном обществе наступает, в конце концов, пик вседозволенности, приводящий к полному хаосу, и существование такой цивилизации прекращается.

Моральные принципы должны присутствовать всегда. Они позволяют оставаться нам в любой ситуации «человеком разумным» и не уподобляться диким животным, повинующимся только одним инстинктам.

В любой сфере жизнедеятельности общества человек рано или поздно сталкивается с моральными принципами. Так, например, в бизнесе моральные принципы определяют, какие способы конкурентной борьбы изберет тот или иной предприниматель.

Получается, что моральные принципы – это личный нравственный закон каждого из нас, определяющий, как далеко мы можем зайти в своих поступках.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

Нравственные принципы

Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетели. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность.

Способы и средства реализации каждого морального принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и конкретной жизненной ситуации. Наиболее емкими  и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.

Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек является духовным и интеллектуальным существом, и в любых, даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Человечность складывается из повседневного альтруизма, из таких качеств, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевой акт человека, основанный на глубоком понимании и принятии присущих ему качеств.

Почтительность – это уважительное и благоговейное отношение к окружающему миру, как к чуду, бесценному дару. Этот принцип предписывает с благодарностью относиться к людям, вещам и природным явлениям этого мира. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, учтивость, благожелательность.

Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. Таким образом, разумность с одной стороны – это действия разума, данного человеку от рождения, а с другой – действия, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь – категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких качествах, как долг, ответственность и стойкость.

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.

ethicscenter.ru

Нормы и принципы как элементы морали, их классификация

Нравственная норма – это правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей. Нормы рассматриваются в этике как один из важнейших элементов нравственности в целом. И это связано с регулятивной функцией морали как её важнейшей социальной функцией. Однако нормы играют важную роль не только в морали, но и в праве, в политике, в религии и в других сферах деятельности.

Каково соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм? С формальной стороны нравственные и правовые нормы могут и не различаться. В структуре нравственной нормы, как и в правовой норме, выделяются диспозиция, выражающая содержание и характер требования, а также гипотеза, которая указывает на условие исполнения нормы, и санкция, выражающая способы или средства обеспечения её дееспособности.

В основе норм лежат те или иные ценности. Собственно, норма – это определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности. Уже поэтому количество нравственных норм и принципов не ограничено. Принципы – это наиболее общие нормы. И возникает проблема отбора наиболее значимых принципов. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

Широкую известность получил и один из важнейших принципов христианской морали, а именно принцип любви, который имеет разную формулировку: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»63. Или другая формулировка принципа христианской любви, который так был озвучен самим Иисусом Христом: «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»64. Данная формулировка, в свою очередь, подверглась следующей краткой транскрипции у святых отцов: « Люби Бога больше себя, а другого человека как самого себя». Очень много нареканий вызвало требование христианской этики любить врагов своих. Однако правильно понятый данный принцип не отрицает и борьбу с врагами Бога, отечества, с личными врагами, но важно, чтобы борьба эта не сопровождалась озлоблением, превышением меры справедливости, не отрицала милосердия. Можно, оказывается, одновременно сражаться с противником и любить его по христиански.

Отличительной особенностью нравственных норм является то, что они предполагают и особого субъекта, т.е. субъекта, выбор которого характеризуется чистотой мотива, что заставляет субъекта «подняться» над обстоятельствами, сделать «прорыв» условий, необходимых связей, «опутывающих» его.

Нравственные нормы отличаются также всеобщим характером, они обращены ко всем людям. И потому в морали наблюдается тождество субъекта и объекта, когда норма, которую субъект предлагает для объекта, является обязательной и для него самого.

Нравственные нормы характеризуются как внеинституциональные. Это означает, что санкции за исполнение или нарушение нравственных норм накладываются не социальными институтами, как в праве, где подобная функция сохраняется за государством, а нравственным сознанием самого субъекта и общественным мнением.

Множество нравственных норм и принципов можно подразделить на требования и позволения. В свою очередь, требования подразделяются на обязательства и естественные обязанности. Естественные обязанности делятся на положительные и отрицательные. Позволения также подразделяются на безразличные, или адиафорные, и сверхдолжные. Таким образом, общая структура нравственных норм (принципов) выглядит следующим образом (см. рисунок)65.

нормы

требования

позволения

обязанности

обязательства

адиафорные

сверхдолжные

studfiles.net

Основные принципы морали — реферат

Основные  принципы морали.

Оглавление.

Введение……………………………………….

Вопрос 1. Мораль……………………………

Вопрос 2. Роль морали в жизни  человека…..

Вопрос 3. Понятие, сущность принципов морали……

Вопрос 4. Характеристика основных принципов морали…..

Заключение……………………………………………

Литература…………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Этика – это наука о морали. Она  описывает мораль, объясняет мораль и «учит» морали. И на этом пути есть ряд трудностей.

Во-первых, зачем описывать мораль, если каждому  и так известно, что это такое? Все мнят себя знатоками и судьями нравов. Так что этика вроде бы обречена сообщать нечто общеизвестное, разве что в проясненном и систематизированном виде.

Во-вторых, этика «учит» морали, т.е. сообщает не абстрактное, а практическое знание, которое нужно употребить прежде, чем по-настоящему его поймешь. Это знание, побуждающее действовать. Однако поучений никто не любит. Право «читать мораль» дается только людям безупречной собственной жизни, с безусловным нравственным авторитетом, каким, например, обладал для современников Л.Н. Толстой. Но все проповедники за тысячи лет не уговорили человечество поступать по совести. В общем, сколько ни скажи «халва», во рту сладко не станет; от разговоров о добре нравы не улучшаются. К великой скорби всех моралистов оказывается, что научить морали нельзя. Но научиться можно. Нравственную позицию можно выработать самостоятельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей. Этика предоставляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства аргументации.

В-третьих, удовлетворительно объяснить что-либо в морали сложно. Разве можно точно выяснить причины существования несправедливости, причины, по которым благородство оказывается осмеянным, а негодяи торжествуют? Как будто наше негодование по поводу предательства или хамства уменьшится, если доказательно изложить, как и почему это происходит. Добрые же поступки объяснить еще сложнее. Ведь добро обычно делают не почему-то, не потому, что мне растолковали, что есть добро, а потому, что я не могу иначе. Есть нравственные очевидности, которые не держатся ни на каких доказательствах. Еще Ф.М. Достоевский на примере своего Раскольникова показал, что рационально обосновать можно даже преступление, а вот теорему добра доказать не удается. Потому надо привыкнуть, что в этике нельзя получить такой ответ, как в математике: однозначный, логически доказанный и экспериментально проверенный. Это только для «крошки-сына» в стихотворении В.В. Маяковского так ясно, «что такое хорошо, а что такое плохо». На самом деле ни одно суждение здесь не является окончательным. И как акробату нужно быстро перебирать ногами, чтобы удержать равновесие на шаре, так и в этике надо переходить от тезиса к тезису, от одной точки зрения к другой, чтобы общая сложная картина морали представала в истинном свете.

Разбирая  теорию морали, мы сталкиваемся с множеством проблем, в их множестве трудно найти  центральную. Начав с одной, неизбежно  переходишь ко всем другим. Мораль, как  запутанный клубок, свернута из нити непрерывающихся  рассуждений. Мир морали – как Эрмитаж, где из каждого зала виден следующий, не менее прекрасный, и перспектива заманивает все дальше и дальше. но этот мир может обернуться и мрачным лабиринтом, где в бесконечных блужданиях нельзя определить, приближаешься ли ты к выходу или ходишь по кругу. Путаница усугубляется тем, что всякая нравственная задача может стать в данный момент главной. Там где мы, там и центр рассмотрения. Перефразируя Паскаля, мораль – бесконечная сфера, центр которой везде, а конец нигде. И в данном реферате, помимо рассмотрения структуры, функций и антиномий морали, я решила подробно рассмотреть лишь одну из ее проблем, которая мне представляется важнейшей и интереснейшей – проблему абсолютного в морали. 

 

Вопрос 1. Мораль.

Это слово  пришло из Франции, но понятие о морали, т.е. о правилах поведения человека среди других людей, существовало задолго до того, как появилось это слово. Пояснение в словаре В.Даля: «правила для воли, совести». Но можно сказать еще проще: мораль — это общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Правда, надо уточнить: когда и кем признано… Нравы общества и понятие о нравственном поведении, мораль формируются в конкретных исторических условиях.

Скажем  так: наша современная мораль предполагает, что к детям надо относится  бережно, ласково, а уж тем более — к детям больным или имеющим какой-нибудь физический недостаток. Позорно, просто подло сказать “хромой” мальчику, который хромает, или “очкарик” тому, кто вынужден носить очки. Это общепризнано. Таковы нравы сегодняшнего общества, таковы моральные нормы (то есть, проявляя заботу о больном ребенке, человек не совершает какой-то исключительный по доброте поступок, а ведет себя нормально, естественно, как должно). Но всегда ли эти нормы были таковыми? Нет. Например, согласно закону Ликурга, по которому древняя Спарта жила не одно столетие, дети подвергались специальному осмотру, и, если у ребенка обнаруживался физический недостаток, который мешал впоследствии стать полноценным воином, его убивали, сбрасывая в Апофеты — глубокую расщелину в горах Тайгета.

По книгам и фильмам мы знаем о подвиге  царя Леонида и предводимых им 300 спартанцев, которые все до единого  погибли, преграждая дорогу захватчикам-персам возле Фермопил. Благодарные потомки  увековечили их подвиг в мраморе, начертав на нем, что воины погибли, «честно исполнив закон». Но тот же закон разрешал убивать детей, не считая это чем-то зазорным.

Еще пример.

Застрелить  человека — преступление, убийство. Но в годы войны снайпер не только стреляет по врагу, но и ведет счет погибшим от его руки. В этой ситуации один человек (снайпер) как бы выносит другому человеку (солдату-врагу) приговор и сам приводит его в исполнение. Мораль войны разрешает ему выступать в роли обвинителя, судьи и исполнителя приговора, что совершенно невозможно в условиях мирного времени. Здесь действуют другие нормы отношений между людьми. Приговор преступнику может вынести только суд, а любой самосуд, каким бы справедливым ни был, наказуем.

Однако  мораль — не только конкретно-историческое понятие, но и классовое. С токи зрения официальной морали, русский офицер Андрей Потебня, друг и единомышленник Герцена, с оружием в руках перешедший на сторону польских повстанцев и сражавшийся против царских карателей, совершил тягчайшее преступление — нарушил присягу и предал отечество. С точки зрения подлинных патриотов России, чей голос в 1863 году был едва-едва слышен и только через десятилетия зазвучал в полную силу, Потебня совершил гражданский подвиг во имя спасения чести России. Сейчас его могила в окрестностях Кракова бережно охраняется поляками — так же бережно, как и могилы советских воинов, погибших в борьбе за освобождение Польши от фашистского ига, — и каждый русский человек, стоя подле нее, поклонится памяти этого русского патриота, павшего от пули… Чьей пули? Пули русского солдата, который считал себя, надо полагать, защитником «царя, веры и отечества» (а иначе бы не стрелял в повстанцев)…

Мораль  на словах и мораль на деле — вовсе  не одно и то же.

Наглядный урок злоключений морали преподает  история фашизма. В книге и фильме «Семнадцать мгновений весны» запоминаются характеристики из личных дел эсесовцев: хороший семьянин, спортсмен, с товарищами по работе ровен, порочащих связей не имеет…

Конечно же, ни один фашист не сказал о себе: я негодяй, я палач, я аморален. Формируя идеологию и мораль «третьего рейха», нацисты пытались создать иллюзию подражания жестоким и суровым нравам Древнего Рима, который виделся им «первым рейхом». И камуфляж действовал. Выбрасывая руку в фашистском приветствии, гитлеровцы копировали знаменитый жест Юлия Цезаря; символика их знамен, орденов, военных эмблем призывала воскресить в памяти времена римских легионов, по-хозяйски попирающих чужие земли, возрождение варварства окутывалось высокопарными фразами. Но сама природа и логика изуверского строя окарикатуривала нравы и мораль нацистов, порождала чудовищную, во все поры общества проникающую безнравственность, аморальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2. Роль морали в жизни  человека.

Философы  утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

Мораль  ставит оценки. Все наши поступки, а  также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает  с точки зрения гуманизма, определяет — хорошо это или плохо, добро или  зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, — это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают — зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость — несправедливость; честь — бесчестие; благородство, порядочность — низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла — этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение.

Мораль  регулирует деятельность людей. Вторая задача морали — регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

Ничего  подобного у морали нет: смешно иметь  чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и  т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Но не должно складываться убеждение, что  общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем  мнение отдельных личностей. Это  не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

Человек — не раб обстоятельств. Общественное мнение, конечно, — большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может  ошибаться и большинство. Человек  не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек — существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также  должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно — протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм.

Внутренние  духовные убеждения личности. Где  же берет силы человек, когда выступает  против устаревшего общественного  мнения, против реакции, предрассудков?

Духовные  убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек  находится под постоянным контролем  окружающих, но и под самоконтролем  своих внутренних убеждений. Совесть  всегда с человеком. У каждого  человека бывают в жизни удачи  и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести — никогда.

И человек  постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек  находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения — так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.

Воспитательная  роль морали. Воспитание всегда идет двумя  путями: с одной стороны через  влияние на человека других людей, через  целенаправленное изменение внешних  обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны — через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

turboreferat.ru

Признаки морали, ее функции, принципы формирования

Каковы характерные признаки морали? Понятие морали – это целая система норм и правил, которыми регулируется поведение человека, происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.

Как формируется мораль?

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все сферы общественной жизни. Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.

Признаки морали

Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:

  1. Всеобщность – требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
  2. Добровольный характер – поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
  3. Всеохватывающий характер – мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.

Функции морали

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее регулятивной функцией. По мере развития общества возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.

Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.

Еще одна важная функция морали – воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.

Какая наука изучает мораль?

Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии – этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.

Основными проблемами этики являются следующие:

  • определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
  • относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
  • поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.

В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как профессиональная этика, что включает в себя ответственность за определенную деятельность.

Как формировалась мораль в историческом контексте?

На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению нравственных поступков и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:

  1. Табу – жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
  2. Обычаи – повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
  3. Моральные правила – идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.

В заключение

Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *