Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей
Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Часто его трактуют не как процесс, а как результат, то есть сам образ предмета. Восприятие синоним перцепции, поэтому образ предмета формируется с помощью перцепции первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Основные особенности восприятия – это предметность, константность, целостность, апперцепция, структурность, осмысленность, иллюзия, избирательность.
Восприятие имеет много синонимов: апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание.
Восприятие в психологии
Восприятие в психологии это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. Долгий час была дискуссия относительно ощущений и их важности в восприятии. Ассоциативная психология трактовала ощущения, как базовые элементы психики. Философия критиковала ту идею, что восприятие построено из ощущений. В XX веке в психологии произошли некоторые изменения, восприятие больше не рассматривается, как совокупность атомарных чувственных ощущений, но начало пониматься, как структурное и целостное явление. Психолог Дж. Гибсон трактует воспринимание, как активный процесс присвоения информации из мира, который включает реальное обследование той информации, которая воспринимается. Таким образом, данный процесс показывает человеку свойства окружающего мира, относящиеся к его потребностям, и проявляют его возможную деятельность в актуальной реальной ситуации.
Другой психолог У. Нессер твердил, что восприятие в психологии это процесс извлечение информации из объектов внешнего мира, который осуществляется на основе схем разных предметов и целого мира, которые имеются в субъекта. Эти схемы получаются в процессе опыта, и есть также исходные темы, врожденные. Похожей мысли придерживались сторонники когнитивной психологии, полагающие, что восприятие – процесс категоризации воспринимаемой информации, то есть, причисления воспринятых предметов в определенную категории объектов. Некоторые категории есть врожденными – это информация об окружающей природе и самых близких предметах, которые ребенок способен соотнести с какой-то категорией, а есть категории, в которые относятся предметы, знания о которых, полученные в опыте.
В сознании человека отображение происходит через прямое воздействие на анализаторы.
Методы восприятия зависят от системы, которая будет поддана воздействию. Благодаря перцепции, люди могут осознавать, что с ними совершается, и как мир влияет на них.
Данный процесс раннее описывали, как суммирование некоторых ощущений, или следствие элементарных ассоциаций отдельных свойств. Все же осталась часть психологов, рассматривающих воспринимание, как совокупность ощущений, появляющихся в результате прямого чувственного познания, которые трактуются, как субъективные переживания качества, локализации, силы и иных свойств воздействия стимулов.
Такое определение есть некорректным, поэтому современники описывают этот процесс, как отражение цельных предметов или явлений. Выделяет из комплекса воздействующих стимулов (форма, цвет, вес, вкус и другие) самые основные одновременно отвлекаясь от несущественных стимулов. Также объединяет группы существенных признаков и сопоставляет воспринятый комплекс примет с ранее известными знаниями о предмете.
Во время воспринимания знакомых предметов их узнавание очень быстро происходит, человек просто объединяет два – три свойства в целое и приходит к нужному решению. Когда воспринимаются незнакомые, новые предметы, их узнавание намного сложнее и происходит в более широких формах. В результате аналитико-синтетического процесса, выделяются существенные признаки, которые не дают другим раскрыться, несущественные и комбинирующие воспринимаемые элементы связываются в единое целое, и возникает полное воспринимание предмета.
Процесс восприятия есть сложным, активным, требует существенной аналитико-синтетической работы. Такой характер воспринимания выражается во многих признаках, которые требуют особого рассмотрения.
Процесс восприятия имеет моторные компоненты, с помощью которых реализовывается восприятие информации (движение глаз, ощупывание предметов). Поэтому данный процесс вернее будет определить, как перцептивную деятельность индивида.
Процесс воспринимания никогда не ограничивается одной модальностью, а имеет слаженную взаимосвязь нескольких анализаторов, в результате которой появляются представления, сформировавшиеся в личности. Очень важно, что воспринимание предметов никогда не происходит на элементарном уровне, а действует на высших уровнях психики.
Когда перед глазами человека есть часы, он мысленно называет этот предмет, не обращая внимания на несущественные свойства (цвет, форма, размер), но выделяет главное свойство – указание времени. Также он относит этот предмет в соответствующую категорию, изолирует его от других, сходных за внешнем видом предметов, но тех, которые относятся к совершенно другой категории, например, в данном случае, барометр. Это подтверждает, что процесс воспринимания человека по психологической структуре близкий к наглядному мышлению. Активный и сложный характер перцепции определяет ее особенности, которые в одинаковой степени относятся ко всем формам.
Особенности восприятия составляют главную характеристику воспринимающихся предметов. Они также являются свойствами этих предметов, явлений и объектов.
Особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысление, апперцепция.
Предметность воспринимания наблюдается в отнесении знаний, приобретенных из внешнего мира в этот мир. Выполняет регулирующую и ориентирующую функции в практичной деятельности. Создается на основе внешних двигательных процессов, которыми обеспечивается контакт с предметом. Без движения воспринимание не обладало бы отнесенностью с объектами мира, то есть свойством предметности. Оно также имеет значение в регуляции поведения субъекта. Обычно предметы определяются не по их виду, а соответственно с практическим их назначением или основным свойством.
Константность определяется в относительном постоянстве свойств в предметах, даже если изменить их условия. С помощью компенсирующего свойства константности, субъект способен воспринимать предметы, как относительно устойчивые. Например, константность в воспринимании цветов – это относительная неизменяемость видимого цвета под влиянием освещения. Константность цвета также обусловливается действием определенных причин, среди них: адаптация к уровню яркости в зрительном поле, контраст, представления о натуральном цвете и условиях его освещенности.
Константность восприятия размеров выражается в относительном постоянстве видимых размеров предмета при различной удаленности. Если сравнительно недалеко удален предмет его воспринимание определяется действием дополнительных факторов, особенное значение среди них имеет усилие глазных мышц, которые адаптируются к фиксированию предмета во время удаления его на разные расстояния.
Восприятие формы предметов, их константность выражается в относительной стабильности ее восприятия, когда изменяются их положения относительно линии взгляда наблюдательного субъекта. Во время любого изменения в положении предмета по отношению глаз, его форма изображения на сетчатке изменяется, с помощью движений глаз вдоль контуров предметов и выделению свойственных сочетаний линий контура, известных субъекту из прошлого опыта.
Исследование эволюции происхождения константности воспринимания людей, ведущих свой образ жизни в густом лесу, не видящие предметов на различных расстояниях, только вокруг себя. Воспринимают предметы, находившееся на далеком расстоянии, как небольшие, а не удаленные. Например, строители видят объекты, которые находятся внизу, без искривления их размеров.
Источником свойства константности восприятия, являются действия перцептивной системы мозга. Когда человек неоднократно воспринимает одни и те же самые предметы в разных условия, обеспечивается стабильность перцептивного образа предмета, относительно переменчивых условий и движений самого воспринимающего рецепторного аппарата. Следовательно, похождение константности истекает из своеобразного саморегулирующего действия, которое имеет механизм обратной связи и адаптируется к особенностям предмета, условиям и обстоятельствам его существования. Если бы у человека отсутствовала константность восприятия, он не мог бы ориентироваться в постоянной изменчивости и многообразности окружающего мира.
Целостность восприятия дает большую информативность, в отличие от ощущений, которые отражают отдельные признаки предмета. Целостность формируется на основе общих знаний о его отдельных свойствах и характеристиках объекта, принимаемых в форме ощущений. Элементы ощущения очень сильно соединены между собой и единственный сложный образ объекта возникает, когда человек находится под непосредственным влиянием некоторых свойств или частей предмета. Впечатления от этого возникают, как условный рефлекс в результате связи зрительного и тактильного воздействия, которая сформировалась в жизненном опыте.
Восприятие не является простым суммированием человеческих ощущений, и не отвечает на них мгновенно. Субъект воспринимает фактически изолированную от ощущений обобщенную структуру, формирующуюся во время определенного времени. Когда человек слушает музыку, услышанные им ритмы будут продолжать звучать в голове, когда поступает новый ритм. Слушающий музыку, воспринимает ее структуру целостно. Последняя услышанная нота не может основывать такое понимание, в голове продолжает проигрываться целая структура мелодии с различными взаимосвязями включающих в нее элементов. Целостность и структурность лежат в свойствах отражаемых предметов.
Восприятие человека имеет очень тесную связь с мышлением. Поэтому особенность осмысленности восприятия отыграет очень важную роль. Хоть процесс воспринимания и возникает под влиянием прямого воздействия на органы чувств, но перцептивные образы еще имеют всегда смысловое значение.
Осознанное восприятие предметов помогает человеку мысленно назвать предмет, отнести его к назначенной категории, группе. Когда человек встречается с новым предметом впервые, он пытается установить какое-то сходство с уже знакомыми предметами. Воспринимание являет собой неизменный поиск самого лучшего описания имеющихся данных. То, как предмет воспринимается человеком, зависит от раздражителя, его особенностей, и самого человека. Поскольку, воспринимает живой целостный человек, а не отдельные органы (глаза, ухо), поэтому процесс воспринимания всегда находится под воздействия специфических особенностей личности.
Зависимость восприятия от влияния психических особенностей жизни человека, от свойств самой личности субъекта, называется апперцепцией. Если испытуемым предъявлять незнакомые объекты, то на первых фазах их воспринимания, они будут искать эталоны, относительно которых можно отнести объект, который предъявляется. Во время воспринимания выдвигаются и подлежат проверке гипотезы относительно принадлежности объекта к определенной категории. Так, во время восприятия задействуются следы из прошлого опыта, знаний. Поэтому один предмет может быть воспринят разными людьми по-разному.
Содержание восприятия обусловливается поставленной задачей перед субъектом, его мотивированностью, в его процессе имеют значения установки и эмоции, которые способны изменить содержимое восприятия. Эти условия есть необходимыми для ориентирования субъекта в окружающем мире.
Виды восприятия
Существует несколько классификаций видов восприятия. Сначала, разделяют восприятие преднамеренное (произвольное) или преднамеренное (произвольное).
Преднамеренное восприятие имеет ориентировку, с помощью которой регулирует процесс воспринимания – это воспринять предмет или явление и ознакомится с ним.
Произвольное восприятие может включаться в какую-то деятельность и реализовываться в процессе ее деятельности.
Непреднамеренное восприятие не имеет такой четкой направленности, и субъект не задается целью воспринять определенный предмет. На направленность воспринимания влияют внешние обстоятельства.
Как самостоятельное явление восприятие проявляется в наблюдении. Наблюдение является преднамеренным, планомерным и длительным в каком-то промежутке времени восприятием, направленным на отслеживание течения какого-то явления или изменений, происходящих в предмете восприятия.
Наблюдение является активной формой чувственного познания человеком действительности. Во время наблюдения, как самостоятельной целенаправленной деятельности с самого начала существует вербальная формулировка задач и целей, которые ориентируют процесс наблюдения на определенные объекты. Если долго упражняться в наблюдении, можно развить такое свойство, как наблюдательность – умение замечать характерные, малозаметные, которые не бросаются сразу в глаза особенности и детали предметов.
Для развития наблюдательности необходима организация восприятия, соответствующая необходимым условиям успешность, ясности задачи, активности, предварительной подготовке, систематичности, планомерности. Наблюдательность есть необходимой во всех сферах жизнедеятельности человека. Уже с детского возраста, в процессе игры или обучения, необходимо делать упор на развитие наблюдательности, многогранности и точности воспринимания.
Существует классификация восприятий по: модальности (зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная, вкусовая) и формы восприятия существования материи (пространственная, временная, двигательная).
Зрительное восприятие – это процесс создания зрительного образа мира, основываясь на сенсорной информации, воспринимаемой, благодаря зрительной системе.
Слуховое восприятие – это процесс, который обеспечивает восприимчивость звуков и ориентации по них в окружающей среде, осуществляется с помощью слухового анализатора.
Осязательное восприятие – основанное на мультимодальной информации, ведущей среди которых есть тактильная.
Обонятельное восприятие – это способность к ощущению и различению пахучих веществ, как запахов.
Вкусовое восприятие – воспринимание раздражителей, действующих на рецепторы рта, характеризуются вкусовыми ощущениями (сладкого, соленого, горького, кислого).
Более сложные формы восприятия – это восприятие пространства, движения и времени.
Пространство образуется восприниманием формы, размеров, расположения и удаленности.
Зрительное восприятие пространства базируется на восприятии размера и формы предмета, благодаря синтезу зрительных, мышечных, осязательных ощущений, восприятии объема, удаленности предметов, которое осуществляется бинокулярным зрением.
Человек воспринимает движение, потому что оно происходит на каком-то определенном фоне, что позволяет сетчатке в определенной последовательности отображать возникающие изменения в положениях, находящихся в движении относительно элементов, перед и позади которых перемещается предмет. Существует автокинетический эффект, когда в темноте светящаяся неподвижная точка кажется подвижной.
Восприятие времени исследовано немного меньше, поскольку существует немало сложностей в этом процессе. Сложность объяснения того, как человек воспринимает время, в том, что в воспринимании отсутствует очевидный физический стимул. Длительность объективных процессов, то есть, физическое время может быть измеренным, но сама по себе длительность не есть стимулом в прямом смысле слова. Во времени нет энергии, которая бы воздействовала на некий временный рецептор, например, как это наблюдается в воздействии световых или звуковых волн. На сегодняшний день не обнаружено механизм, который косвенно или прямо преобразует физические интервалы во времени на соответствующие сенсорные сигналы.
Восприятие информации – это активный, полусознательный процесс деятельности субъекта по приему и переработке существенных знаний об окружающем мире, событиях и людях.
Восприятие информации осуществляется под влиянием определенных обстоятельств. Во-первых, имеет значение ситуация, в которой произошло знакомство с информацией. Благоприятная ситуация способствует более благожелательному восприятию, чем информация этого стоит, и наоборот, неблагоприятная ситуация будет способствовать негативному восприятию информации, чем на само деле.
Во-вторых, глубина понимания ситуации. Человек, хорошо разбирающейся в ситуации в большинстве случаев спокойнее относится к информации, связанных с ней событий и окружающих в тот момент людях. Он не драматизирует происходящее, не превозносит и очень адекватно оценивает ситуацию, чем человек с ограниченным кругозором.
В-третьих, на воспринимание информации влияют характеристики явления, субъекта или предмета, о которых свидетельствует информация.
В-четвертых, большое влияние имеют стереотипы (упрощенные стандартизированные представления сложных явлений и объектов окружающей действительности). Стереотипы – это основанное на чужих взглядах представление о тех вещах, с которыми человек еще не встречался, но может встретиться и, таким образом, облегчают его понимание этих вещей.
В-пятых, восприятие зачастую становится сложнее, под влиянием непредсказуемости или искривлений сведений, неспособности правильно поднести информацию.
Восприятие человека человеком
Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества. Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие. Избирательно выделяются также отдельные черты лица.
Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.
Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.
Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.
Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.
Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.
Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.
Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.
Развитие восприятия у детей
В развитии восприятие детей имеет специфические особенности. С рождения, он уже владеет некоторой информацией. Дальнейшее развитие этого процесса – это результат личной активности ребенка. Насколько он является активным, настолько быстро он развивается, знакомится с различными предметами и людьми.
Восприятие детей в дальнейшем могут контролировать родители. Раннее развитие свойств восприятия осуществляется по мере взросления ребенка, оно проявляется в той особенности, что для воспринимающего ребенка форма предмета становится значимо, она набирает смысл. В младенчестве происходит развитие распознавания людей и предметов вокруг человека, растет количество целенаправленных осознанных телодвижений. Такая активность в развитии перцепции происходит до младшего школьного возраста.
Очень важно, чтобы до этого времени состоялось исследование на возможные нарушения восприятия.
Восприятие детей младшего школьного возраста выражается смутностью и нечеткостью. Например, дети не узнают на праздниках переодетых в костюмы людей, хоть их лицо может быть открытым. Если дети увидят картинку незнакомого предмета, они выделяют из этого изображения один элемент, опираясь на который осмысливают предмет целиком. Такое осмысление носит название – синкретизма, оно присущее детскому восприятию.
В среднем дошкольном возрасте появляются представления о соотношении величины предметов. Ребенок может судить о знакомых вещах, как больших или маленьких, независимо от их соотношения с другими предметами. Это наблюдается в способности ребенка расставить игрушки «по росту».
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют представления об измерениях величины предметов: ширине, длине, высоте, пространстве.
Они способны отличать расположение предметов между собой (сверху, снизу, слева, справа и так далее).Продуктивная деятельность ребенка заключается в его умении воспринимать и воспроизводить особенности предметов, их цвет, величину, форму, расположение. При этом важно усвоение сенсорных эталонов и также развитие особенных действий восприятия.
Восприятие детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений выражает единство переживания и познания. Ребенок учится фиксировать изображение и воспринимать чувства, волнующие автора.
Особенность воспринимания окружающих людей ребенком выявляется в оценочных суждениях. Наиболее высокая и яркая оценка приписывается тем взрослым, которые имеют тесную связь с ребенком.
Восприятие и оценка других детей зависит от популярности ребенка в группе. Чем выше положение ребенка, тем более высокую оценку ему приписывают.
Развитие восприятия детей дошкольного возраста является сложным, многогранным процессом, способствующим тому, чтобы ребенок учился точнее отображать окружающий его мир, умел различать особенности действительности и смог успешно в ней адаптироваться.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Восприятие — Психология, если вкратце
Восприятие (перцепция) – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии (адекватных) физических раздражителей на органы чувств.
Эта тема тесно связано с темой ощущений. Из определения, видно, что в работе восприятия участвуют сигналы от нервной системы, которые в свою очередь возникают из-за физической или химической стимуляции органов чувств. Например, в зрительном восприятии задействован глаз, на который поступает свет, во вкусовое восприятие задействованы молекулы запаха и вкуса, а в слуховом восприятии участвуют звуковые волны, воздействующие на ухо.
Восприятие можно сравнить с телесигналом, который поступает от кабеля в телевизор. Сигнал превращается в что-то осмысленное только после того, как этот сигнал будет расшифрован неким устройством, и при этом, вы должны обладать знаниями, чтобы понять что пляшущие пятна на экране перед вами никто иные, как балерины в белых пачках, а музыкальная какофония – на самом деле музыка Чайковского! Одной из ключевых особенностей восприятия является то, что это процесс, который сильно зависит от уровня знаний, памяти, ожиданий, внимания.
Наши органы чувств снабжают нас либо неполной, либо избыточной, либо равновероятной, а зачастую и противоречивой информацией, которая опознаётся и подвергается категоризации системой восприятия в соответствии с опытом, ожиданиями, планами. Например, вы ожидаете важного звонка. Наконец, телефон звонит, но связь кошмарная! Однако, вы скорее всего, безошибочно опознаете в треске именно голос своего друга. Следовательно, восприятие представляет собой не пассивную переработку информации от органов чувств (сенсорной информации), а активный процесс сбора, анализа и интерпретации.
Что важно учитывать в работе восприятия, так то, что этот процесс зависит от научения. Образы восприятия у детей менее подробные, более размытые, в меньшей степени соответствуют объекту, чем у взрослых, например, поскольку у детей еще слабо развита моторика тела, и отсюда, если дети не получают должного внимания, стимула, то и развитие их пострадает.
Точно также, восприятие может поменяться со временем.
Например, если человек ослеп и долгое время был слепым, а потом с помощью медицины прозрел, – ему нужно учиться заново воспринимать мир зрительно. В противном случае, мир для него не более чем набор световых разводов, вместе не представляющий никакого смысла (в одной из будущей статьей мы рассмотрим патологии восприятия).Вот некоторые характеристики восприятия, которые помогут понять почему мы видим мир таким, какой он есть:
1) Предметность образа восприятия – выделение фигуры и фона, фокусировка на отдельном предмете. То, что важно, становится фигурой, а то, что не важно – фоном. Только посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
2) Целостность – Мы целое воспринимаем независимо от его составных частей; целое влияет на то, как воспринимаются его отдельные части (если кружки объединить в треугольник, то увидим мы не кружки, а треугольник; и даже если мы заменим кружки квадратиками, то целое из них по-прежнему будет восприниматься как треугольник).
Таким образом, восприятие очень важный психический процесс. И в следующий раз, когда вы поймёте, что ваш партнёр не понял квадрат Малевича, а в песнях Rammstein не услышал лирики, то скорее всего это не значит, что он вас ненавидит. Просто, его восприятие так работает.
Восприятие: определение, значение и примеры
Это синее платье с черными полосками или белое платье с золотыми полосками? В 2015 году горячей темой стали споры о цвете «платья». Некоторые люди клялись, что видели платье с синими и черными полосками, а другие утверждали, что видели платье с белыми и золотыми полосами. Как могло случиться, что мы получаем одни и те же зрительные стимулы, но заявляем, что видим совершенно разные цвета? Это сводится к тому, как мы воспринимаем мир. Восприятие — это реальность!
- Что такое восприятие?
- Как работает обработка снизу вверх и сверху вниз?
- Что такое восприятие глубины? Какие сигналы используются для восприятия глубины?
- Что такое избирательное восприятие? Выборочное внимание? Избирательное невнимание?
- Является ли восприятие реальностью?
Определение восприятия
Многие окружающие нас объекты не имели бы смысла, если бы наш мозг не систематизировал поступающую от них информацию. Этот процесс организации называется восприятие.
Восприятие — это процесс, с помощью которого наш мозг упорядочивает сенсорные объекты и события, позволяя нам распознавать смысл.
Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз
При восприятии объектов вокруг нас наш мозг использует два типа обработки — снизу вверх и сверху вниз. Например, как только мы видим букву «Р», наш мозг сразу же идентифицирует ее как эту букву. Никакой дополнительной обработки не требуется, так как мозг уже имеет информацию для распознавания буквы из получаемой им визуальной информации. это называется обработка снизу вверх.
Восходящая обработка — это когда мозг полагается на сенсорную информацию для восприятия и понимания мира.
Восходящая обработка во время восприятия часто управляется данными и обычно происходит в режиме реального времени . В других случаях мозг должен использовать более высокий уровень умственной обработки для понимания сенсорной информации. Этот тип обработки называется обработкой сверху вниз .
Обработка сверху вниз — это когда мозг использует более высокий уровень умственной обработки нашего предыдущего опыта и ожиданий, чтобы понимать и воспринимать новые стимулы.
При нисходящей обработке мозг использует контекстуальные подсказки для понимания неизвестной сенсорной информации. Возьмем, к примеру, следующее изображение. Мы можем прочитать средний квадрат как «13» или «В». Это зависит от нашего восприятия, когда мы читаем сверху вниз или слева направо.
Fg, 1 Квадраты с цифрами и буквами. StudySmarter Оригинал
Переработка восходящей вверх | Переработка сверху вниз |
---|---|
Целое используется для понимания меньших фрагментов информации |
Как мы воспринимаем мир?
Существует четыре типа восприятия: энергетика, разум, материя и сердце. Все они основаны на определенных принципах и репликах.
Гештальт-принципы организации восприятия
Гештальт-психология — это школа мысли, предполагающая, что мозг воспринимает целое, прежде чем воспринимать множество частей целого. Он был основан в 1912 году Максом Вертхаймером. Гештальт-психологи составили обширный список принципов восприятия гештальт-психологии. Некоторые из них:
Сходство (восприятие объединяет сходные объекты).
Близость (восприятие группирует объекты, находящиеся в проксимальной близости друг от друга).
Непрерывность (восприятие непрерывной линии, а не более мелких, разрозненных частей).
Закрытие (восприятие дополняет недостающую информацию, чтобы сформировать целое).
Восприятие глубины
Как мы можем увидеть, что коробка квадратная или что на нас мчится автомобиль? Способность нашего мозга воспринимать глубину позволяет нам видеть дальше двухмерных изображений, которые мы получаем каждым глазом. Эта способность называется восприятие глубины.
Восприятие глубины — это способность просматривать и воспринимать зрительные образы в трех измерениях.
Без восприятия глубины было бы сложно определить расстояние. Наш мозг использует визуальные сигналы от одного или обоих глаз для обработки восприятия глубины объекта или расстояния.
Монокулярные сигналы
Монокулярные сигналы восприятия относятся к трехмерной обработке, которую мозг выполняет только одним глазом.
Монокулярные сигналы — это сигналы визуального восприятия, для которых требуется только один глаз.
Сигналы монокулярного восприятия могут включать следующее:
- Относительная высота (объекты, которые кажутся меньше и выше, находятся дальше).
- Интерпозиция (перекрывающиеся объекты говорят нам, что дальше).
- Линейная перспектива (параллельные линии сходятся дальше).
- Градиент текстуры (текстура поверхности становится размытой на больших расстояниях).
- Свет и тень (более светлые объекты кажутся ближе).
Фг. 2 Tree alley, pixabay
Бинокулярные сигналы
Наши глаза смотрят на мир с двух разных точек зрения. Следовательно, некоторые сигналы восприятия глубины могут быть восприняты только обоими глазами.
Бинокулярные сигналы — это сигналы визуального восприятия, требующие использования обоих глаз.
Информация, которую мозг получает от обоих глаз, позволяет нам судить о расстоянии, сравнивая изображения от обоих глаз. Этот процесс называется диспаратность сетчатки. Сигналы бинокулярного восприятия также позволяют нам иметь постоянство восприятия . Например, если на вас движется автомобиль, изображение автомобиля становится больше. Однако вы считаете, что машина не увеличивается в размерах, а просто становится ближе.
Перцептивное постоянство относится к нашей способности воспринимать, что движущиеся объекты неизменны в размере, форме и цвете.
Избирательное восприятие
Наш мозг избирательно относится к тому, на что мы обращаем внимание (избирательное внимание) и на что мы не обращать внимания (избирательное невнимание) при восприятии.
Избирательное внимание
Каждый момент мы получаем огромное количество сенсорной информации, влияющей на наше восприятие. Мозг ограничен в количестве информации, которую он может усвоить в один момент. Поэтому мы должны тщательно выбирать, на что направить свое внимание.
Избирательное внимание — это процесс, который позволяет человеку сосредоточиться на определенном сенсорном входе, одновременно подавляя другую сенсорную информацию, которая не имеет отношения к делу или отвлекает.
Вы когда-нибудь были на шумной вечеринке, но все же смогли встретиться со старым другом? Избирательное внимание позволяет вам сосредоточиться на восприятии вашего разговора, одновременно заглушая другие голоса в комнате. Это часто называют эффектом коктейльной вечеринки . Если бы наш мозг не мог участвовать в избирательном внимании, эти ситуации были бы слишком подавляющими, что лишило бы нас возможности достаточно сосредоточиться, чтобы вести разговор в этом сценарии.
Вопреки распространенному мнению, мозг может сосредоточиться только на одной задаче за раз. Многозадачность — это миф. Если стимул явный и неожиданный, внимание можно легко отвлечь. Именно поэтому доказано, что текстовые сообщения во время вождения чрезвычайно опасны. Человек не может полностью сосредоточиться на вождении, одновременно отвечая на сообщение.
В исследовании, проведенном Brasel and Gips (2011), исследователи поместили испытуемых на 28 минут в комнату с телевизором и доступом в Интернет. Они заметили, что испытуемые переключали свое внимание в среднем 120 раз.
Избирательное невнимание
С другой стороны, избирательное невнимание возникает, когда мозг может перестать обращать внимание на определенные стимулы, в то время как наше внимание направлено на что-то другое. Одним из примеров является слепота по невнимательности.
Слепота по невнимательности возникает, когда зрительные стимулы не воспринимаются, потому что внимание направлено на что-то другое.
Многие исследования проверяли это явление. Симонс и Шабри (1999) провел эксперимент, в ходе которого зрителей просили посчитать количество проходов, совершенных группой людей. На видео кто-то в костюме гориллы заходит в кадр на несколько секунд, бьет себя в грудь и уходит. Выяснилось, что половина участников даже не заметили гориллу. Зрители были слишком сосредоточены на поставленной задаче, чтобы подсчитывать количество проходов, и их мозг не воспринимал отвлекающий стимул, появлявшийся на экране.
Правда ли, что «восприятие есть реальность»?
Через нисходящую обработку восприятие становится реальностью нашего мозга. Принципы восприятия гештальт-психологии определяют, как мозг воспринимает целое, прежде чем воспринимать основные компоненты сенсорной информации. Кроме того, наш предыдущий опыт играет большую роль в нашем восприятии конкретного стимула.
Набор перцепций
Принципы восприятия гештальт-психологии представляют собой группу законов, которые в целом верны для большинства людей. Однако бывают ситуации, в которых наше восприятие отличается друг от друга из-за предрасположенности. это называется набор восприятия.
Набор восприятия относится к умственной предрасположенности человека воспринимать вещи одним способом, а не другим.
Наш предыдущий опыт может существенно повлиять на наше восприятие. Это то, что говорит нам, чего ожидать, и направляет наше восприятие в подобных ситуациях. Определенные ассоциации могут быть активированы посредством процесса, называемого праймингом, во время которого мы формируем наши предрасположенности к восприятию. Понятия, или схема, , которые мы формируем, используются для организации информации, которую мы получаем. Схемы могут принимать форму стереотипов или социальных ролей.
Другие возможные факторы, влияющие на ваш набор восприятия, включают контекст, мотивацию или эмоции, которые мы можем испытывать в данный момент.
СамовосприятиеТо, как мы воспринимаем себя или наше самовосприятие , может зависеть от того, что мы видим и испытываем извне. Однако иногда это может пойти в другом направлении, и наше самовосприятие может повлиять на то, как мы видим мир вокруг нас. Например, самовосприятие человека может влиять на то, что он видит в зеркале. У человека может быть небольшой шрам на лице, но его восприятие таково, что он намного больше, чем есть на самом деле. Это может зависеть от самовосприятия. Самовосприятие является субъективным восприятием и может играть важную роль в формировании отношения к образу тела (Cash, 2012).
Фг. 3 Позитивное самовосприятие, freepik
Восприятие — основные выводы
- Восприятие — это процесс, с помощью которого наш мозг упорядочивает сенсорные объекты и события, позволяя нам распознавать смысл.
- Восходящая обработка — это когда мозг полагается на сенсорную информацию, которую он получает, чтобы воспринимать и понимать мир, в то время как t нисходящая обработка — это когда мозг использует более высокий уровень умственной обработки по сравнению с нашим предыдущим переживания и ожидания для понимания и восприятия новых стимулов.
- Восприятие глубины — это способность видеть и воспринимать зрительные образы в трех измерениях, а также оценивать расстояние.
- Избирательное внимание — это процесс, который позволяет человеку сосредоточиться на определенном сенсорном входе, одновременно подавляя другую сенсорную информацию, которая не имеет отношения к делу или отвлекает, в то время как избирательное невнимание — это когда мозг может не обращать внимание на определенные стимулы в то время как наше внимание направлено на другое.
- Как мы видим себя или наши самовосприятие может влиять на то, как мы воспринимаем окружающий мир.
определение восприятия+(психология) по Медицинскому словарю
Восприятие+(психология) | определение восприятия+(психология) по Медицинскому словарю Восприятие+(психология) | определение восприятия+(психология) по Медицинскому словарюСлово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.