Сергей Морозов. Мораль и литература
Мораль и литература
Тема литературы и морали, соотношения этического и эстетического стара как мир. В первую очередь, это, конечно, тематика эстетического характера. Решение ее, так или иначе, связано с определенными эстетическими воззрениями: представлением о прекрасном, о художественном идеале, о сущности и назначении поэзии, отношении искусства к жизни вообще и социальным потребностям в частности. Человек и искусство – еще один значимый ее аспект, ведь идея дегуманизации искусства, выдвинутая в одно время как лозунг его совершенствования, развития, избавления от всего наносного с течением времени переоформилась в обоснование отхода от моральной эстетики.
Общее, распространенное мнение относительно темы «мораль и литература» как раз лежит в этой плоскости – искусство должно давать внеморальное изображение действительности. Раскрывается оно в целом ряде традиционных уже сентенций о том, что искусство не должно поучать, что «те времена прошли», что жизнь как предмет искусства не имеет однозначной моральной трактовки, а, значит, ее не должен выражать и сам художник, мастер слова.
Однако дело тут не только в эстетике. Противопоставление морали и литературы — уже само по себе признак искаженного восприятия действительности. Оно исходит из трактовки морали как чисто субъективной оценки, как некоего прибавления к имморальной действительности. Но то, что художественное произведение, автор должны стоять по ту сторону добра и зла, не навязывать читателю суждений морального толка, предоставляя это делать ему самому – глубочайшее заблуждение. Сам факт существования художественного произведения — это факт, в том числе, и морального характера. Хотя бы потому, что оно рождает моральный отклик в индивиде и обществе, оно внедряет представление об определенной, желаемой форме моральных отношений, о добром и злом, должном и недопустимом.
Мораль – как регулятор отношений, этика как набор теоретических представлений о добре и зле связаны с действительностью непосредственно, эти понятия отмечают присущее ей состояние в определенном, нравственном аспекте.
Другое дело, что они, понятия морали, предполагают свободную интерпретацию со стороны автора и культуры.
Исходя из этого следует учитывать, что моральная нагруженность литературы не означает ее нравственности только в классическом позитивном понимании нравственности. Мар, Каменский, Арцыбашев, если вспомнить русскую литературу начала XX века, тоже выступали с определенных моральных позиций. Однако позиции эти были довольно далеки от того, что обычно понимается под моральным. Проповедь вседозволенности, сексуальной распущенности, воли к жизни, равно как и воли к смерти у них – это тоже своего рода моральная проповедь. Это литература в моральном аспекте. Это попытка навязать граду и миру свою систему моральных ценностей, проинтерпретировать действительность в собственных моральных категориях, сформулировать свое представление о регуляторах социальных отношений.
Таким образом, взаимосвязь литературы и морали проявляется в том, что классическая мораль добра, даже будучи отвергнута в качестве устаревшей и потерявшей актуальность, сменяется не пустотой, а этикой нигилизма и релятивизма. Перед нами не крах морального в литературе, а его подмена, которая в итоге оборачивается уходом от последовательного, системного, рационального отношения к моральным ситуациям в сферу ситуативного и туманного, субъективного, произвольного, нечеткого. Но даже такой уход, стоит еще раз повториться, не есть уход от морали, а лишь сдвиг в сторону другой ее формы.
Идея морали, в общепринятом христианском и следующим за ним классическом гуманистическом понимании, неразрывно связана с идеей роста, развития, преображения. Последние видятся априорными задачами человека и общества, они неразрывно связаны с его сущностью. Отказ от этих задач и стоит за критикой морального начала в литературе. Быть как есть, соответствовать не идеалу, а текущему моменту – вот что лежит за отказом от моральной составляющей. За этим следует остановка в индивидуальном и социальном развитии. Но отказ от идеи развития опять-таки означает не переход на внеморальную точку зрения, а лишь переход к морали, которая выражает идею застоя и деградации.
Этика всегда апеллирует к разуму. Собственно развитие морального сознания всегда выступало моментом развития рациональности в целом. Цельная форма рациональности должна охватывать не только прагматическую и технологическую составляющую, не только форму, но и содержание. Отказ от морали в этом аспекте знаменует повреждение и в рациональности. Протестующий против морали демонстрирует пример пошатнувшегося внятного сознания, распавшейся на составные связной мысли. Ослабление разумного начала проявляется, также и в ослаблении аргументации в пользу морали, которое происходит в литературном морализаторстве, которое подменяет создание убедительных и внятных образов поверхностными моральными сентенциями. Аргументация не от разума и бытия, а от мелкого Я и исключительно эмоций — все это также отражение деградации морального в искусстве.
Отказ от рационального начала, отход от моральности как жизненности, переход к морали как чистой субъективности – это ошибка моральной партии в культуре и в литературе, которая влечет за собой переход к деградационному типу морализаторства, впадению в казенную, безжизненную и мало кем воспринимаемую в силу этого «духовность».
Стремление к моральной беспристрастности, как и стремление к назидательности, морализаторству — две формы проявления убежденности в искусственности и нежизненности морали.
Вообще же, говоря о морали и искусстве, мы имеем перед собой достаточно простую классификацию. С одной стороны, находится литераторы, демонстрирующие отношение к морали как к чисто субъективному явлению, понимание ее как субъективной оценки. Они разделяются на две группы – показных имморалистов, на самом деле бессознательно фиксирующих свои субъективные моральные предпочтения, и сознательных морализаторов.
Другой род писателей – эта те, кто признает начало нравственности за самой жизнью, те, для кого моральность выступает как жизненность, как нечто неотъемлемое от самой объективной действительности. Абстрактно здесь также существует разграничение, на тех, кто проводит моральную точку зрения полноценно, через весь художественный мир в целом, окрашивая его в моральные тона и тех, кто делает это частично.
Парадоксальность морального воззрения на действительность может заключаться в том, что сам моральный взгляд на действительность может быть реализован через концентрированное изображение отпадающего или отпавшего от морали мира. Классический образец в этом смысле – роман Д. Стейнбека «Зима тревоги нашей», в котором моральный взгляд не перетекает в морализаторство, а читатель ощущает нарастающий в американском обществе распад нравственности, затрагивающий самые глубины общества и человеческой души. Иного плана моральная точка зрения вырастает из граничащего с порнографией романа Д. Балларда «Автокатастрофа», в котором именно подробное и натуралистичное живописание порока изматывает читателя и подвигает его к моральной позиции, заставляет ощутить духоту, бесчеловечность, катастрофичность, безжизненность мира, лишенного нравственного основания.
Но самая сложная задача – живописание становления морального в мире, перехода мира к моральной точке зрения. Так, поздний роман Т. Уайлдера «Теофил Норт» демонстрирует не просто моральное измерение настоящего, что уже само по себе не мало, ибо моральность обычно связывается не с настоящим, а с прошлым или будущим. Автор показывает, как и каким способом утверждается и проводится добро в саму несовершенную действительность, как оно становится реальностью. По сути, здесь убедительное решение той проблемы, с которой оказался не в состоянии справиться Гоголь, и с которой совершенно не справился впавший в морализаторство Толстой. У последнего мы находим, в сущности, проповедь нравственности без нравственного осознания. Это проявление субъективизма и своеволия. Субъективизм и моральный идеал автора, а не отображение морального кровотока самой реальности. Поэтому последние произведения его оказываются на редкость безжизненными и ходульными, а объявленная война морали с эстетикой смотрится и вовсе чем-то несуразным.
Примеров субъективного морализаторства в нашей литературе последних лет достаточно. Наиболее показательное в этом смысле произведение – роман Д. Гуцко «Бета-самец», представляющее собой развернутый и морально неубедительный суд героя над самим собой. Столь же пристрастны, столь же упорствуют в моральном насилии над читателем А. Проханов и М. Кантор, А. Варламов. Разнятся лишь его формы. У Кантора морализаторство гиперинтеллектуально и выступает оборотной стороной едких сатирических картинок отрицательных человеческих типов, недостойного человека образа жизни, так называемой богемы и прогрессивной общественности.
На моральном распутии находится П. Беседин, из соображений правды жизни и под влиянием эмоций качающийся от морализаторства к откровенному имморализму.
Достаточно ярким примером последовательного стояния по ту сторону добра и зла, подтвержденного недавним интервью каналу «Россия24» является проза Прилепина от самого начала, от «Патологий» и до «Обители». В той же плоскости находится недавняя книга М. Степновой, с говорящим названием «Безбожный переулок».
Нащупывание объективной твердой онтологической почвы под моралью просматривается в последних произведениях С. Шаргунова, Р. Сенчина. Первый в романе «1993» возвращается к классической для русской литературы теме выбора, второй через подробное и скрупулезное исследование человеческих характеров, человеческой судьбы в условиях социального бедствия («Зона затопления»).
Острота нравственного конфликта задает нерв всему повествованию. Она волнует читателя, заставляет сопереживать. Мертвенность повествования определяется отсутствием нравственного нерва. Пошел, поехал, сделал, поговорил. За чем тут следить? Чему сопереживать? Для чего читать? Отказываясь от морали как обязательного измерения художественного мира произведения, автор сужает содержание, спектр, палитру своего произведения.
Убедительность, рациональность моральной аргументации – вот те задачи, которые стоят перед писателем. И эти задачи надо решать.
Уход по ту сторону добра и зла — это уход от воспитательной функции литературы. Демонстрация безразличия к миру и читателю. Это демонстрация авторской человеческой робости, авторской человеческой бедности, отсутствия своей позиции, своего морального Я. Это также демонстрация и художественной несостоятельности, неспособности преодолеть субъективизм собственной авторской оценки перед лицом потребности в объективном отображении моральной ценности. Отказываясь от нравственного посыла, вставая по ту сторону добра и зла, автор порывает и с отечественной литературной традицией. Он превращает свое произведение в фотокарточку (живописание мужиков и медведей), в то время как специфика художественного творчества взывает не к бесстрастности, а напротив, к заинтересованному и неравнодушному взгляду на действительность.
Внеморальность чревата и эстетической бедностью. Изгнание морального из литературы, превращение ее в простое, безразличное, равностороннее высказывание в смеси доброго и злого — признак искусственности, признак того, что литература, в очередной раз выходя на брань с литературщиной, приходит, в конечном счете, к изгнанию из литературы жизни. Тем самым происходит истончение и обессмысливание литературы, литературное самоубийство.
Сергей Морозов
Источник: журнал «МОЛОКО» №10, 2014
← Вернуться к списку
Мораль явная и скрытая — Литературный клуб «Бумажный слон»
- Кандидат в Самородки
- Опубликовано на Дзен
Мораль, или нравоучение, поучение существует в литературныз текстах с незапамятного времени. Еще, наверное, и письменных текстов не было, а родители (и Бояны-сказители) наперебой подкидывали детишкам загадок на тему «а зачем же ты так поступил, если сказано — так не надо»? А детишки пищали и врали, что они неправильно поняли. А может и вправду — не поняли? Откуда в тексте берется мораль?
1. В некоторых случаях мораль формулирутся автором непосредственно в самом тексте. Это может быть жанр поучений, наставлений, может быть басня. Проблема в том, что чем дальше мы от времени написания, например, басни, тем сложнее нам понять смысловые связи, приведшие автора к морали. Ситуация сильно осложняется культурными различиями. Так, басни Эзопа по-большей части содержат мораль, вызывающую недоумение о ее связи с фабулой басни. С баснями Крылова проще, но и там есть сложности (я коротко упоминал об этом в блоге «Мораль сей басни… какова?»).
2. Некоторые литературные произведения «наставительны» без отчетливо указанной морали. «Скрытое» морализаторство бывает так убедительно, что сложно отделаться от ощущения, что автор поучает-поучает и никак не успокоится. Позднего Л.Толстого я читать просто не могу, часть текстов Горького, здесь же ранний Достоевский, Короленко. Дальше — больше: Мережковский, Гиппиус, Есенин, Клюев, ранний Блок… вспомню еще с пару десятков. А вот тексты от Пушкина и старше — уже не кажутся мне такими поучительными, даже если там есть прямо вставленная в текст мораль. Почему так?
Причин я вижу две.
Первая: всегда, в любой культуре есть формы, связываемые с оценками в рамках «хорошо/плохо», даже если слова нейтральны сами по себе. Слово «крыло» — нейтрально, но в связке «встать на крыло», «расправить крылья», и даже ассоциативное «птицею взвиться ввысь» — определенно носят позитивные коннотации и противопоставляются негативному «безкрылый», «ему неизвестна радость крыла», или еще жестче: «рожденный ползать — летать не может». Причем работает это преимущественно для птиц, а для самолетов (механических объектов) — уже в меньшей степени, поскольку в «крылья самолета в полете покачивались» я не вижу моральной оценки. То есть, в языке формируются связанные со словами и словосочетаниями моральные смыслы. Современники их понимают, а не-современники — могут не замечать.
Вторая: читатель видит и считывает оценочные суждения, в зависимости от своего понимания контекста. Вне контекста нет никаких оценок, пусть автор хоть заморализует весь текст насмерть, но, если я не вижу связи слова с «хорошо/плохо», для меня в тексте морали не будет. А если я — морализатор в принципе, как тип, то для меня любой текст, хоть телефонный справочник, будет моральным суждением (или басней).
Нельзя поэтому просто говорить о морали в тексте, — в тексте есть фабула, слова. Если даже автор ввел в текст прямое поучение, это не значит, что в тексте есть мораль. Мне кажется, правильнее было бы говорить о «морализованных» формах, — о таких связях слов, в которых мораль считывается в зависимости от культурнго контекста автора и читателя. Мне кажется, такие формы без нужды лучше не использовать.
Мораль — не в словах, не в их значениях, а в смыслах (часто — случайных), волею обстоятельств привязанных к словам.
———————
Картинка: фото автора (не автопортрет), альпака с фермы.
мораль, поучение, смысл, фабула, басня, контекст
Примеры и определение морали.
Определение морали. Не обязательно, чтобы автор или поэт ясно заявили об этом. Его можно оставить для аудитории или учащихся. Однако иногда мораль ясно излагается в форме пословицы.
Мораль истории является универсальным аспектом большей части художественной литературы, поскольку она не только развлекает, но и служит цели обучения, информирования и улучшения аудитории. Хор в классической драме, например, комментировал происходящее и доносил сообщение до зрителей. Романы Чарльза Диккенса, с другой стороны, обращаются к недостаткам социальной и экономической системы викторианской Британии, неся мораль своего собственного типа, которая имплицитна.
В детской литературе мораль представлена исключительно фразой: «Мораль сказки такова…». Современное повествование не использует эти явные приемы, а использует иронию и другие приемы для ее передачи.
Примеры морали в литературе
В основном считается, что басни Эзопа имеют сильные моральные выводы. Однако почти во всех литературных произведениях есть мораль, которую нужно донести до читателей. Литературные произведения, ориентированные на детей, изобилуют нравственными уроками. Они дают детям положительные уроки и ориентиры на будущее. Такие принципы, как «Дружите с теми, кто вам не нравится», «Не судите людей по тому, как они выглядят» и «Медленно и настойчиво побеждает в гонке», обычно являются уроками, которые можно найти во многих историях.
Пример #1:
Лисица и виноград (Эзоп)«Снова и снова он пытался поймать заманчивый кусок, но в конце концов был вынужден отказаться от него и ушел, задрав нос, говоря: «Я уверен, что они кислые».
Это заключительные строки, взятые из Эзопа Лиса и виноград . Именно последним высказыванием лиса выражает свою неприязнь к винограду, который она снова и снова пыталась схватить. В этом конкретном рассказе Эзопа обсуждается общая привычка людей, которые не могут признать свое поражение. Вместо этого они перекладывают вину на кого-то или что-то еще. То же самое и с лисой в этой истории, которая терпит неудачу после нескольких попыток.
Пример №2:
Доктор Фаусту (Кристофер Марлоу)«Боже мой, Боже мой, не смотрите на меня так свирепо!
Ольхи и змеи дайте мне вздохнуть!
Уродливый ад, не зевай: не приходи, Люцифер:
Я сожгу свои книги: Ах, Мефистофель!
Легко уловить ужас и ужас, выраженные доктором Фаустом в его последнем монологе. Его падение указывает на то, что, несмотря на то, что он был образованным человеком, он совершил большую ошибку, продав свою душу дьяволу. Его раскаяние в своих злодеяниях приводит читателя к пониманию того, что путь дьявола обречен. История доктора Фауста символизирует вечную борьбу добра и зла, порока и добродетели.
Пример №3:
История Расселаса, принца Абиссинии (Сэмюэл Джонсон)«Вот передо мной весь мир; Я пересмотрю его на досуге: ведь счастье где-то есть… Счастье должно быть чем-то прочным и постоянным, без страха и без неуверенности».
В своем знаменитом романе «Расселас» Сэмюэл Джонсон рассказывает историю принца, который сбегает из долины счастья в поисках вечного счастья, которое в конечном итоге нигде не находит. И в этом моральный урок этой сказки.
Функция морали
В период с 1780 по 1830 год мораль была связана с основной целью литературы, особенно литературы, написанной для детей. В 18 веке произведения Джона Локка и Жан-Жака Руссо сосредоточили свое внимание на детях как аудитории литературы. Однако, как сказал Э. М. Форстер: у каждой хорошей истории есть мораль, а у каждой плохой истории есть мораль, теперь необходимо вывести мораль. Это потому, что в конечном счете цель литературы — сделать мир лучше, что невозможно без обучения нравственности. Следовательно, мораль необходима для литературного произведения, которое затем выступает в качестве основного содержания любого литературного произведения.
сообщите об этом объявлении
Мораль — определение и значение
Мораль — это смысл, который автор хочет, чтобы читатель усвоил. Их можно найти в любом виде литературы, от поэзии до художественной и научно-популярной прозы. Обычно мораль не формулируется четко. Часто это то, что читатель должен интерпретировать, или что-то, что ясно передается через действия персонажей, но не проговаривается. Когда об этом говорится прямо, как это бывает в некоторых рассказах, это может быть в форме пословицы, что обычно встречается в детской литературе.
Мораль произношение: mor-uhl
Изучение морали
- 1 Определение и объяснение морали
- 2 Общепринятая мораль
- 3 Примеры морали в литературе 9 Тема или литература 9006 9006 9006
- 5 Почему писатели используют мораль?
- 6 Связанные литературные термины
- 7 Другие ресурсы
Определение и объяснение морали
Мораль – это универсальный аспект художественной литературы. Это то, что относится к жизни каждого, кто читает литературное произведение. Он должен каким-то образом наставлять, информировать или улучшать читателя, если его воспринимать спокойно. Это восходит к классической литературе, в которой хор драмы комментировал действия персонажей пьесы и определял мораль для зрителей.
Именно в детской литературе читатели найдут самую очевидную мораль. Обычно они указываются прямо, чтобы юный читатель не пропустил их.
Общая мораль
- Всегда говорите правду.
- Не обманывай.
- Не суди.
- Иметь целостность
- Уважайте себя и других.
- Будьте терпимы к различиям.
Примеры морали в литературе
Басни ЭзопаБасни Эзопа — это популярный цикл рассказов, написанных для юных читателей. Большинство этих басен имеют сильный нравственный центр, раскрывающийся к концу рассказа. Они дают детям позитивные сообщения, которые призваны вдохновить их вырасти всесторонне развитыми, добрыми и вдумчивыми людьми. Такие басни, как «Лиса и виноград», «Городская мышь и деревенская мышь», «Лев и мышь», и «Комар и бык », содержат такие моральные уроки, как:
- Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
- Не суди о людях по их внешности.
- Медленно и уверенно побеждает в гонке.
- Много работай и играй.
- Выход есть всегда.
Одна из самых популярных басен Эзопа — «Черепаха и заяц». В этом рассказе писатель описывает очень медлительную черепаху и наглого зайца. Заяц, известный своей скоростью и эгоизмом, вызывается на гонку черепахой. Заяц быстро убегает, оставляя черепаху позади. Но, верный характеру зайца, он решает, что настолько далеко впереди, что может остановиться и вздремнуть на полпути по намеченному пути. Во время сна черепаха проходит мимо него и заканчивает гонку, пока он спит. Юные читатели могут извлечь из этой истории несколько различных выводов, первый и самый очевидный из которых заключается в том, что те, кто движется медленно и уверенно, «выиграют гонку». Другие возможности включают в себя важность никогда не сдаваться и важность никогда не позволять своему эго выйти из-под контроля
Убить пересмешника. Она рассказывает историю чернокожего мужчины, которого обвинили в жестоком обращении с белой женщиной. Ее отец защищает его в суде и освещает одну из самых важных моральных принципов романа: нельзя судить другого по внешнему виду. Он также говорит Скауту о важности пройти милю в чужой обуви и понять их жизнь с личной точки зрения.
Ромео и Джульетта Уильяма Шекспира
В Ромео и Джульетта, Шекспир создает важную мораль о силе любви и о том, как она может победить ненависть. Только когда двое влюбленных умирают в конце истории, их семьи, наконец, могут перестать ссориться и осознать бессмысленность своей вражды.
Прочитайте стихи Уильяма Шекспира.
Доктор Фауст Кристофер Марлоу
Знаменитый Доктор Фауст, Марлоу завершается душераздирающим монологом главного героя. Он упал со своего прежнего положения, и его решение продать душу дьяволу приводит к неизбежной морали. Следует сохранять свою веру и внутреннюю нравственность перед лицом всех форм борьбы. Его решение обратиться к Люциферу — это то, о чем он скорбит и страдает в свои последние минуты.
Почитайте стихи Кристофера Марлоу.
Мораль или тема?
Тема — это центральная идея литературного произведения, прослеживающаяся на протяжении всей истории. Это может быть связано с природой, отношениями и широким спектром переживаний. Напротив, тема — это сообщение, которое автор хочет, чтобы читатель оставил работу воспринятой. Мораль, как показано выше, в некотором роде поучительна. Они призваны помочь читателям усвоить урок о жизни.
Почему писатели используют мораль?
Писатели используют мораль в своих рассказах, стихах, пьесах и романах, чтобы передать смысл читателю. Конкретное значение может варьироваться, но читатели или зрители должны уйти с ощущением, что они чему-то научились. То есть, если они были в состоянии интерпретировать мораль истории. История не обязательно должна включать в себя четкую и определенную мораль. У автора могут быть и другие намерения. Но если в истории она есть, можно создать более глубокую связь между читателем/зрителем, автором и персонажами, поскольку мораль применима ко всем людям во все времена. Точно так же читатели художественного произведения, написанного много веков назад, все еще должны иметь отношение к морали, включенной автором.
Связанные литературные термины
- Басня: короткий и сжатый рассказ, который преподносит читателю моральный урок в конце.
- Миф: жанр фольклора, который обычно включает в себя героя, а иногда и фанатичные элементы.
- Роман: длинное письменное вымышленное повествование, в котором есть доля реализма.
- Притча: короткий вымышленный рассказ, в котором говорится о религиозном отношении или моральных убеждениях.
- Анекдот: короткие рассказы, используемые в повседневных разговорах, чтобы вдохновлять, развлекать, предостерегать и т.