Психологические особенности личности
У слов «темперамент» и «характер» сходный смысл, но между ними есть различие. В чём оно состоит?
Охарактеризуйте понятие «эмоция».
• Темперамент это тип нервной системы, а характер – это черты личности.
• Эмо́ция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
1. Чем различаются темперамент и характер?
Темперамент основан на типологических врожденных особенностях нервной системы. Под характером понимают совокупность устойчивых черт личности, складывающихся иод влиянием воспитания и самовоспитания.
2. Охарактеризуйте экстравертов и интровертов.
Если у человека общительный характер, он как бы повернут к другим людям, живет интересами других людей, нередко забывая о собственных неудобствах и нуждах, этот человек относится к экстравертам.
Интроверты сосредоточены на собственных внутренних переживаниях. Они часто эгоистичны, думают только о себе и нередко переоценивают свои возможности. Для них характерны замкнутость, пассивность. Интровертам труднее включиться в новый коллектив, им кажется, что все пристально оценивают их внешность, поступки. Они часто размышляют, что сделали так, а что не так. В результате этого, нередко изнуряющего самоанализа у многих из них теряется уверенность в себе, развивается мнительность.
3. Как сказываются на характере волевые качества человека?
Есть люди, способные добиваться своего любой ценой, правдами и неправдами. Они настырны, неуступчивы, не умеют признавать, а тем более исправлять свои ошибки. Им важно настоять на своем даже вопреки делу и здравому смыслу. Эти люди не отличаются гибкостью, не умеют прислушиваться к чужому мнению и часто попадают впросак.
Другая крайность — мягкий характер, уступчивый, внушаемый, легковерный. Для этих людей мнения других значат больше, чем свое собственное. Они нередко соглашаются на все, что им предлагают, и иногда могут, сами того не желая, стать невольными соучастниками противоправного действия.
4. В чём различие между интересами человека и его склонностями? Всегда ли эти свойства личности совпадают?
Интерес — это потребность в определенной информации. Склонность — это предрасположенность к определенным видам деятельности. Многие люди интересуются медициной, но далеко не все из них обладают склонностью к работе врача и медсестры. Интересы не всегда совпадают со склонностями, и это нередко оборачивается трагедией. Как часто бывает, увлекательные рассказы о медиках приводят молодых людей в мединституты, но через некоторое время они понимают, что ошиблись дверью, что им не осилить множества сложных терминов, да и самих медицинских обязанностей.
5. Что такое способности и каковы условия их развития?
Способностями называют индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся необходимым условием успешного выполнения той или иной деятельности.
Способности складываются из природных задатков, которые развиваются и совершенствуются в процессе деятельности в избранной области. Поясним это примером.
Для успешной игры на фортепьяно нужно, чтобы у человека были сильные руки, большие кисти, длинные пальцы с крепкими суставами, музыкальный слух, хорошая моторика, чувство ритма. Если человек имеет соответствующие задатки, ему будет легче овладеть музыкальным инструментом, чем тому, у кого этих задатков нет. Возможности неспособного человека будут значительно ограничены, если его пальцы едва-едва дотягиваются до октавы, но и с ними можно научиться играть простые пьесы, не требующие высокой техники. Из способного человека может выйти хороший пианист, если он будет ежедневно заниматься и не пожалеет на это труда. Воспринимать мелодию на слух, читать с листа, бегло играть гаммы без обучения невозможно. Но чтобы способности к какому-то делу проявились, необходимо, чтобы существовало само это дело. Конечно, и в XVII в. нашлись бы люди, способные заниматься радиотехникой и быть неплохими программистами, но тогда не было ни радио, ни компьютеров, и эти способности никак проявиться не могли.
Абсолютно неспособных людей нет, каждый к чему-то способен, но раскрыться способности могут лишь в том случае, если человек найдет для себя подходящее дело. Тогда он будет счастлив сам и сможет принести наибольшую пользу другим и всему обществу в целом.
6. Найдите на карикатурах датского художника X. Бидструпа меланхолика, холерика, сангвиника и флегматика и расскажите об особенностях их высшей нервной деятельности.
Люди рождаются неодинаковыми прежде всего потому, что обладают разными типами нервной системы, или темперамента. В зависимости от выносливости и силы основных нервных процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов разделил всех людей на тех, у которых нервная система сильная, и на тех, у кого она слабая и чувствительная. Люди со слабой нервной системой относятся к меланхоликам. Из-за слабости нервных процессов они обладают сравнительно низким уровнем психической активности, медлительностью, сдержанностью в движениях. Эмоции их глубоки и устойчивы, но внешне слабо выражены.
Люди с сильной нервной системой различаются по темпераменту. Среди них имеются такие, у которых сильный процесс возбуждения, но слабый процесс торможения. Это, как правило, энергичные, но очень несдержанные люди, нередко агрессивные. Они составляют группу холериков, людей с сильной, но неуравновешенной психикой и преобладанием процессов возбуждения.
Среди людей с сильной и уравновешенной нервной системой выделяют сангвиников и флегматиков. У сангвиников процессы возбуждения и торможения подвижны, легко сменяют друг друга.
Тест по Психологии «ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ» для СПО
Вопросы и эндемия к главе 3
ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
1. Конкретный человек со своеобразными физическими, физиологическими. психологическими, социальными качествами и свойствами — эго:
а) личность;
б) индивидуальность.
2. Раскройте сущность понятия «личность». Какая функции общения играет ведущую роль п процессе становления личности?
3. Из предложенных определений выберите те. которые по смыслу соответствуют: а) темпераменту; б) экстраверсии; в) интроверсии.
А. Ориентация на свои ощущения, впечатления и мысли; внешнее спокойствие, небольшой круг знакомых, погружение в воспоминания.
Б. Динамическая характеристика психической деятельности.
В. Ориентация на происходящее вокруг, на внешние впечатления, легкость вступления в контакт, любовь к рискованным действиям.
4. Приведите примеры разных типов темперамента.
5. Укажите особенности, которые характеризуют флегматика:
а) повышенная активность;
б) длительная работоспособность;
в) энергичность;
г) сосредоточенность внимания;
д) вспыльчивость;
е) молчаливость;
ж) терпеливость;
з) общительность
и) стойкие формы поведения;
к) непоседливость
л) быстрая переключаемость;
м) бедность движений.
6. Выберите те из определений, которые по смыслу соответствуют понятиям: а) холерик; б) флегматик; в) сангвиник; г) меланхолик.
А. Склонность к переживанию. вялость, застенчивость иробостьпри общении с незнакомыми людьми, быстрая утомляемость, сдержанность речи и движений.
Б. Энергичность, порывистость, неуравновешенность, быстрота смены настроения, работоспособность, склонность к лидерству.
В. Медлительность, сосредоточенность внимания, терпеливость, слабость внешних проявлений, уравновешенность, пассивность, работоспособность. вдумчивость.
Г. Жизнерадостность, уравновешенность, общительность, богатство и выразительность мимики, часто меняющиеся привязанности. легкость переживания неудач.
7. Укажите особенности, которые характеризуют холерика:
а) энергичность:
б) выдержанность;
в) переменчивость настроения;
г) сосредоточенность внимания;
д) общительность;
е) подвижность;
ж) порывистость в движениях;
з) ровное и спокойное настроение;
и) возбужденное состояние;
к) невыразительность речи;
л) быстрая приспосабливаемостъ к новой обстановке;
м) громкая речь.
8. Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» характеризует:
а) сангвиника;
б) меланхолика;
в) флегматика:
г) холерика.
9. Заполните таблицу.
Хориктористика типов темперомонтв | |||||
N» п/п | Характеристика | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
I | Поведение |
|
|
|
|
2 | Эмоции |
|
|
|
|
3 | Настроение |
|
|
|
|
4 | Адаптация |
|
|
|
|
5 | Терпение |
|
|
|
|
6 | Общительность |
|
|
|
|
7 | Отношение к критике |
|
|
|
|
8 | Отношение к новому |
|
|
|
|
10. Неповторимое индивидуальное сочетание, или совокупность особенностей личности. — это:
а) характер;
б) темперамент.
11. В течение жизни у человека могут изменяться:
а) черты характера;
б) темперамент;
в) оба ответа верни:
г) оба ответа неверны.
12. Основой характера является:
а) воля;
б) эмоции;
в) способности.
13. Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «человеке характером», «мямля», то подразумеваем:
а) свойства темперамента;
б) волевые черты характера;
в) оба ответа верны;
г) оба ответа неверны.
14. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий. — это:
а) темперамент;
б) характер:
в) воля.
15. Решительный и торопливый — это синонимы? а) да; б) нет.
Ответ поясните (для этого воспользуйтесь словарями).
16. Вспомните уроки литературы и охарактеризуйте образ «лишнего человека» с позиции основных этапов нолевого процесса.
17. Из предложенных определений выберите те. которые по смыслу соответствуют: а) целеустремленности; б) самообладанию; в) самостоятельности; г) решительности; д) настойчивости.
А. Умение человека принимать своевременные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.
Б. Волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать с во и силы для относительно длительной борьбы с трудностями. встречающимися при достижении целей.
В. Умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели.
Г. Волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями. чувствами, действиями и поступками.
Д. Способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть.
18. Волевое качество человека, направленное на активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений. — это:
а) настойчивость;
б) самостоятельность;
в) исполнительность.
19. В течение пяти лет девушка поступала в один и тот же институт и каждый год не набирала нужного количества проходных баллов. Но на пятый год поступления се мечта осуществилась.
Какие основные волевые качества преобладали у девушки? Ответ обоснуйте.
20. Закончите предложения, которые соответствуют вашему характеру.
А. Мне трудно назвать себя волевым человеком потому, что…
Б. Мои друзья считают меня волевым человеком из-за того. что…
В. Я считаю себя волевым человеком потому, что…
Г. Некоторые знакомые называют меня безвольным из-за того, что…
Для того чтобы дать обоснованный ответ, проанализируйте основные волевые качества человека.
21. Индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в конкретной сфере и являются условием успешной работы в ней. характеризуют:
а) темперамент;
б) волю;
в) способности.
22. Способности проявляются:
а) в знаниях, умениях, навыках;
б) в динамике приобретения знаний, умений, навыков.
23. Человек появляется на свет:
а) с общими способностями;
б) с задатками;
в) со специалм1ыми способностями.
24. Высокий уровень развития специальных способностей называют:
а) одаренностью;
б) талантливостью.
25. Из предложенных определений выберите те, которые но смыслу соответствуют: а) эмоциям: б) настроению; в) страсти: г) аффекту.
А. Сильное кратковременное эмоциональное состояние, возникающее внезапно.
Б. Яркое, сильное, возможно длительное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей.
В. Длительное эмоциональное состояние, окрашивающее действия, мысли и поведение человека.
Г. Выражение в переживании отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.
26. Эмоции, при которых у человека «все и руках горит», он «готов свернуть горы»:
а) астенические;
б) стенические.
27. Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях?
А. «Что-то я сегодня не в духе», — говорит коллега после неудачного разговора с клиентом.
Б. «Две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить ее для своей коллекции, даже начал кошт, деньги» (из разговора двух приятелей).
В. В конфликтной ситуации подчиненный резко встал со стула и отшвырнул его в сторону.
28. Что означают выражения: «Смотреть сквозь розовые очки». «Видеть все в темном цвете»?
29. Опишите эмоции холерика, флегматика, сангминика. меланхолика.
30. Для какого типа темпераме1гта характерно устойчивое, жизнерадостное настроение?
А.. Для холерика.
Б. Для сангвиника.
В. Для флегматика.
Г. Для меланхолика.
31. Укажите правильный ответ. Научные работы по клонированию сопровождаются:
а) интеллектуальными чувствами:
б) нравственными:
в) эстетическими;
г) все ответы верны;
д) все опиты неверны.
Выбор опита аргументируйте.
32. Мимика и пантомимика:
а) помогают общению;
б) препятствуют общению;
в) ни помогают, ни препятствуют.
33. Проявление эмоций зависит:
а) от воспитания;
б) от темперамента; н) от привычек;
г) от принятых правил приличия;
д) все ответы верны;
с) все ответы неверны.
34. Волевые действия проявляются в умении:
а) контролировал, свои эмоции;
б) сдерживать себя:
в) пропилить терпение;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
35. Эмоциональное состояние собеседника мы определяем:
а) по вербальным средствам общении;
б) по невербальным средствам общения:
в) оба ответа верны;
г) оба ответа неверны.
ОТВЕТЫ К ГЛАВЕ 3
1. б).
2. Личность — :гго человек, включенный в систему общественных отношений; он формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельности. В процессе становления личности ведущей функцией общения является формирующая.
3. а) — Б. б) — В. в) — А.
4. I — холерик. 2 — сангвиник. 3 — флегматик. 4 — меланхолик.
5. б), г), е). ж), и), м).
6. а) — Б. б) — В. в) — Г. г) — А.
7. а), в), д). с), ж), и), л), м).
8. в).
9. Таблица с ответом приведена на с. 164.
10. a). 11. а). 12. а). 13. б). 14. в). 15. б).
Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.. 1988.
Решитемлый: 1. Твердый в поступках, неколеблющийся. 2. Исполненный твердости, непреклонности (с. 554).
Торопливый — склонный торопиться, поспешный, быстрый (с. 656).
16. «Лишний человек» — принимает хорошие решения, но не доводит свои начинания до конца, т.с. полное отсутствие четвертого этапа волевого процесса.
17. а) — А б) — Г. в) — В. г) — Л. д) — Б.
18. в).
19. Целеустремленность, настойчивость.
21. в). 22. б). 23. б). 24. 6).
25. а) — Г. б) — В в) — Б. г) — А.
26. б).
27. а) настроение; б) страсть; в) аффект.
28. Взаимосвязь цвета и настроения.
29. Холерик — сильные эмоции; флегматик — слабые; сангвиник — поверхностные; меланхолик — глубокие, длительные.
30. б).
31. а), б).
32. а). 33. д). 34. г). 35. в).
Характеристика типов темпераментов
N» п/п | Характеристика | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
I | Поводомие | Неуравновешенное | Достаточно уравновешенное | Абсолютно уравновешенное | Неуравновешенное |
2 | Эмоции | Сильные | Поверхностные | Слабые | Глубокие, длительные |
3 | Настроение | Неустойчивое (преобладает бодрость) | Устойчивое. жизнерадостное | Устойчивое | Неустойчивое (преобладает пессимизм) |
4 | Адаптация | Хорошая | Отличная | Медленная | Трудная |
5 | Терпение | Слабое | Умеренное | Очень большое | Слабое |
6 | Общительность | Высокая | Умеренная (равномерная) | Невысокая | Низкая |
7 | Отношение к критике | Возбужденное | Спокойное | Безразличное | Обидчивое |
8 | Отношение к новому | Положительное | Безразличное | Отрицательное | Положительное, сменяется отрицательным и наоборот |
Характеристика Сангвинического Типа Личности и Значение
Сангвинический тип личности является одним из 4 классических темпераментов в истории. Меланхолик, флегматик и холерик — остальные трое. Гиппократ был одним из первых практикующих врачей в мире, который использовал эти темпераменты в своей практике, которые до сих пор являются частью некоторых медицинских традиций.
Несмотря на то, что мы опровергли тот факт, что физиологические жидкости влияют на развитие личности, мы сохранили определения каждого типа личности. Теперь они сгруппированы по категориям ответов, подобно результатам личностного теста.
Думайте о сангвиническом типе личности как об общей личности, фундаментальных строительных блоках индивидуального подхода.
Вот характеристики этого типа личности и что они означают.
Список характеристик сангвинического типа личности
1. Прощение
Люди этого типа личности очень быстро прощают. Хотя некоторым может быть трудно избавиться от негативных эмоций, когда их обидели, их цель состоит в том, чтобы двигаться дальше в любых обстоятельствах. Они не любят останавливаться на том, что было в прошлом. Они рассматривают ошибки как возможность учиться и делать что-то лучше. Они склонны жить настоящим, ожидают того же от других и продолжают двигаться вперед.
2. Эмоциональность
Сангвиники очень эмоциональны. Хотя их эмоции, как правило, являются мимолетной реакцией, каждая ситуация создает эмоции, с которыми нужно справляться. Это происходит из-за того, как они подходят к настоящему. Кто-то с этим типом личности может чувствовать, что ненавидит кого-то из-за произошедшего действия, но затем извиняется, потому что хочет, чтобы инцидент был забыт, потому что он теперь в прошлом. Некоторых это может сделать их непостоянными и, возможно, даже заставить их время от времени менять свою личность, но им не нужно много времени, чтобы вернуться к своему игривому «я».
3. С чувством юмора
Люди с сангвиническим типом личности обладают искренним, аутентичным чувством юмора. Они очень открыты в своем юморе, в большинстве случаев избегая негативных тонов сарказма. Это не тонкое или сухое чувство юмора. Эти люди ищут забавные моменты в настоящем, а затем ищут способы поделиться этими моментами с другими. Жизнь хороша для людей с таким характером, когда они могут часто улыбаться, часто смеяться и находить способы любить.
4. Высокомерие
Некоторые типы личности обладают высоким уровнем уверенности и самоконтроля, которые могут быть ошибочно приняты за высокомерие. Сангвинический тип личности действительно склонен к высокомерию. Эти люди любят хвастаться, когда могут. Их высокий уровень самооценки может заставить их чувствовать себя непобедимыми, как будто они могут завоевать мир. Цель этих действий — показать другим, какие они замечательные, например, «посмотрите, насколько я лучше вас». Из-за этого некоторым другим типам личности может быть трудно общаться с кем-то с сангвиническим типом личности.
5. Энергичный
В большинстве случаев люди с этим типом личности чрезвычайно энергичны и дружелюбны. В них есть определенное присутствие, которое заставляет вас чувствовать, что вы знаете этого человека целую вечность, даже если он может быть незнакомцем. Это игривые люди, готовые пошалить, но при этом невероятно харизматичные. Людей естественным образом привлекает очарование человека с оптимистичным характером.
6. Крайности
Человеку с сангвиником очень легко испытать сильные перепады настроения, подобные тому, что может испытать человек с диагнозом биполярное расстройство. Они могут перейти от быстрых взлетов к падениям размером с каньон за считанные минуты, в зависимости от окружающей среды. У многих это вызывает периоды ненависти к себе, потому что они чувствуют, что их эмоции заставляют их выйти из-под контроля. В такие моменты этот тип личности имеет тенденцию набрасываться на других, быть мелодраматичным и искать способы свалить вину на кого-то другого.
7. Привлечение внимания
Сангвиники любят быть в центре внимания. В любой ситуации они хотят, чтобы внимание было обращено на них. Некоторых это желание приводит к карьере, которая может сделать их довольно известными. У других это вызывает пристрастие к похвале и комплиментам. Многие люди с этим типом личности будут изо всех сил стараться создать возможность для других похвалить их.
8. Хамелеоны
Хотя люди с оптимистичным характером любят выделяться, они также любят сливаться с фоном. Они хотят быть популярными, поэтому делают все возможное, чтобы вписаться в группу людей, которых они считают наиболее популярными. Люди с этим типом личности могут даже изменить свои основные ценности, свой внешний вид или другие атрибуты, чтобы дать себе наилучшие шансы быть связанным с нужной группой людей.
9. Исполнители
Исполнение в природе человека с этим типом личности. Вы найдете их первыми в очереди, когда в местном баре будет вечер караоке. Они любят быть душой вечеринки, танцуя, когда могут, с уровнем энергии, который, кажется, никогда не останавливается. Это может отразиться и на рабочем месте. Когда у вас есть группа коллег вокруг кого-то, кто рассказывает историю, рассказчик, скорее всего, человек с оптимистичным характером.
10. Общительный
Вы найдете людей с сангвиническим типом личности, которые часто стремятся к социальному взаимодействию. Они чувствуют себя непринужденно в любой ситуации, даже если их просят быть общительными с незнакомцами. Социальные взаимодействия, которые у них есть, — это то, что заряжает их батарею каждый день. Если бы их попросили провести время в одиночестве, они сочли бы обстоятельства невероятно скучными.
11. Поиск удовольствий
Сангвиник всегда хочет хорошо провести время. Они сосредотачиваются на вещах, которые доставляют им удовольствие, а затем приглашают других присоединиться к ним. Люди с этим типом личности хотят быть ответственными за мероприятия, связанные с поиском удовольствий, потому что это дает им репутацию веселых людей. Они ищут комнаты, где много людей, общаются с как можно большим количеством из них, а затем устанавливают связи на основе общих историй и эмоций.
Люди с сангвиническим типом личности подвижны. Они склонны к беззаботности и общительности, предпочитая разговорчивую обстановку. Вы обнаружите, что они всегда готовы поболтать, даже если это происходит с незнакомцем. Людям с этим типом личности очень легко заводить новых друзей или знакомиться с новыми людьми.
Для многих недостатки этого типа личности достаточно легко компенсировать. Они делают глубокий вдох, выходят из ситуации, а затем работают над тем, чтобы исправить ситуацию. Когда они застревают, начинаются проблемы.
Биография автора
Кит Миллер имеет более чем 25-летний опыт работы в качестве генерального директора и серийного предпринимателя. Как предприниматель он основал несколько многомиллионных компаний. Работа Кита как писателя упоминалась в журналах CIO Magazine, Workable, BizTech и The Charlotte Observer. Если у вас есть какие-либо вопросы о содержании этого сообщения в блоге, отправьте сообщение нашей команде редактирования контента здесь.
—
Что такое личность? | Введение в психологию — Рейнке
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Давать определение личности
- Опишите ранние теории развития личности
Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой он или она взаимодействует с другими людьми и окружающим миром. Считается, что наша личность долговременна, стабильна и ее нелегко изменить. Слово личность происходит от латинского слова persona . В древнем мире персоной была маска, которую носил актер. В то время как мы склонны думать, что маску носят, чтобы скрыть свою личность, театральная маска изначально использовалась либо для представления, либо для демонстрации определенной черты характера персонажа ([ссылка]).
Счастливый, грустный, нетерпеливый, застенчивый, боязливый, любопытный, полезный. Какие характеристики описывают вашу личность?
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Концепция личности изучается не менее 2000 лет, начиная с Гиппократа в 370 г. до н.э. (Fazeli, 2012). Гиппократ предположил, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах, связанных с четырьмя жидкостями («гуморами») тела: холерический темперамент (желтая желчь из печени), меланхолический темперамент (черная желчь из почек), сангвинический темперамент ( красная кровь из сердца) и флегматический темперамент (белая слизь из легких) (Clark & Watson, 2008; Eysenck & Eysenck, 19).85; Леччи и Магнавита, 2013 г.; Нога, 2007). Столетия спустя влиятельный греческий врач и философ Гален опирался на теорию Гиппократа, предполагая, что как болезни, так и личностные различия можно объяснить дисбалансом юмора и что каждый человек проявляет один из четырех темпераментов. Например, холерик страстный, честолюбивый и смелый; меланхолик сдержан, тревожен и несчастен; сангвиник радостен, нетерпелив и оптимистичен; а флегматик спокоен, надежен и вдумчив (Clark & Watson, 2008; Stelmack & Stalikas, 1991). Теория Галена преобладала более 1000 лет и оставалась популярной в Средние века.
В 1780 году немецкий врач Франц Галль предположил, что расстояния между бугорками на черепе раскрывают черты личности, характер и умственные способности человека ([ссылка]). По словам Галла, измерение этих расстояний выявило размеры областей мозга под ним, предоставив информацию, которую можно было использовать для определения того, был ли человек дружелюбным, гордым, кровожадным, добрым, хорошо владел языками и так далее. Первоначально френология была очень популярна; однако вскоре она была дискредитирована из-за отсутствия эмпирической поддержки и долгое время низводилась до статуса лженауки (Fancher, 19).79).
Псевдонаука измерения площадей черепа человека известна как френология. (а) Галл разработал схему, на которой показано, какие области черепа соответствуют определенным чертам или характеристикам личности (Hothersall, 1995). (б) Литография 1825 года изображает Галла, исследующего череп молодой женщины. (кредит b: модификация работы Wellcome Library, Лондон)
Спустя столетия после Галена другие исследователи внесли свой вклад в развитие его четырех основных типов темперамента, в первую очередь Иммануил Кант (в 18 веке) и психолог Вильгельм Вундт (в 19 веке).век) (Айзенк, 2009; Стелмак и Сталикас, 1991; Вундт, 1874/1886) ([ссылка]). Кант соглашался с Галеном в том, что каждого можно отнести к одному из четырех темпераментов и что между четырьмя категориями нет совпадения (Eysenck, 2009). Он разработал список черт, которые можно использовать для описания личности человека с каждым из четырех темпераментов. Однако Вундт предположил, что лучшего описания личности можно добиться, используя две основные оси: эмоциональность/неэмоциональность и изменчивость/неизменность. Первая ось отделяла сильные эмоции от слабых (меланхолический и холерический темпераменты от флегматичного и сангвинического). Вторая ось отделяла изменчивые темпераменты (холерики и сангвиники) от неизменных (меланхоликов и флегматиков) (Айзенк, 2009).).
Разработанный на основе теории Галена о четырех темпераментах, Кант предложил слова-характеристики для описания каждого темперамента. Позже Вундт предложил расположить признаки по двум основным осям.
Психодинамическая точка зрения Зигмунда Фрейда на личность была первой всеобъемлющей теорией личности, объясняющей большое разнообразие как нормального, так и ненормального поведения. Согласно Фрейду, бессознательные влечения под влиянием секса и агрессии, наряду с детской сексуальностью, являются силами, влияющими на нашу личность. Фрейд привлек множество последователей, которые модифицировали его идеи для создания новых теорий о личности. Эти теоретики, которых называют неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение, но они уменьшили акцент на сексе и больше сосредоточились на социальной среде и влиянии культуры на личность.