Одаренность. Что такое «Одаренность»? Понятие и определение термина «Одаренность» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Одаренность – наличие способностей, которые могут обеспечить достижение успеха в определенной области.
Одаренность принято отличать от таланта – талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одаренность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребенок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.
При этом важно подчеркнуть, что одаренность, не подкрепленная соответствующими знаниями и навыками, никак не влияет на улучшение потенциала. Например, ребенок, имеющий музыкальную одаренность, но не обладающий по крайней мере базовыми знаниями игры на инструменте, скорее всего, не сможет стать талантливым исполнителем.
Также стоит отметить, что одаренность может быть специальной (предрасположенность к одному определенному виду деятельности) или общей (ориентированность сразу на несколько сфер). Общей одаренностью обладают, к примеру, композиторы, которые, помимо написания музыки, прекрасно рисуют или пишут стихи. Еще один уровень оценки способностей – гениальность, которая значительно превосходит другие уровни. Одаренных и талантливых людей достаточно много, но действительно гениальных – единицы.
< Объективность
Одержимость >
Популярные термины
Одаренность
Как развить свой талант
Чтобы достичь успеха, надо развивать свои природные способности. Талантом наделен каждый из нас, просто не все знают, как его обнаружить и развить. Вот несколько рекомендаций от психолога по развитию творческого потенциала.
Новости СМИ2
новое на сайте
- Синдром родительского отчуждения: почему дети занимают сторону матери или отца при разводе — психологический разбор
- «Три тысячи раз готовила мужу плов, а он этого не помнит. Как такое возможно?»
- «У меня все хорошо, но будущее исчезло. Как строить планы на жизнь?»
- Роковая дата для брака — 8 лет: почему пары распадаются?
- Разочарование в партнере: как предотвратить и пережить — 4 совета
- «Постоянно всем угождаю»: 10 советов тем, кто не умеет отказывать, — для дома и работы
- Елена Блиновская: что известно о задержании — неуплата налогов, пересечение границы, обыск и взятка
- «Изменяю жене, но всегда возвращаюсь к ней. Как ее убедить, что и теперь я не разрушу семью?»
Сегодня читают
- «Муж орет, что я мало готовлю и вместе с дочкой его объедаю. А я приготовила 5 литров борща»
- «Мама грозится проклясть меня, если разведусь с мужем»
- «Любимый в депрессии, не могу это выносить. Как ему помочь?»
- Свингеры: кто и почему меняется партнерами — разбор с психологами
- Как пережить встречу с бывшим: 6 простых советов
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
«Одаренность – это способность к творчеству» – Новости – Институт образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Представляем итоги круглого стола «Детская одаренность как предиктор академической и жизненной успешности»
Терминология: одаренные дети, детская одаренность и успешность
Существует проблема соотношения понятий успешности, детской одаренности и одаренных детей. Например, большинство специалистов, педагогов и психологов интересуется теми детьми, которым удалось достичь высоких результатов в учебе, показать свою академическую успешность. Для них создаются специализированные школы: средние физико-математические школы при университетах, средние музыкальные школы при ведущих консерваториях, средние художественные школы и другие образовательные проекты. Успех воспринимается как грань одаренности, при этом вынуждает рассматривать ее под социально-политическим углом.
Доля одаренных детей на сегодняшний день по разным оценкам составляет 2-5%, и основной интерес к ним проявляет лишь узкая группа психологов. Детская одаренность же означает интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее распространенная концепция одаренности по модели американского психолога Дж. Рензулли включает в себя три фактора – интеллект, креативность и мотивация.
Александр Ильич Савенков,
член-корреспондент РАО, д.психол.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ
Презентация Савенкова А. И. (PPTX, 932 Кб)
Одаренность – высокий творческий потенциал, единая и целостная характеристика ребенка в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых и других личностных свойств и социокультурного окружения, составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.
Елена Игоревна Щебланова,
заведующая лабораторией одаренности Психологического института РАО, д.псих.н.
Презентация Щеблановой Е. И. (PPTX, 1.82 Мб)
Прогнозирование развития одаренности
Предсказательная сила показателей одаренности снижается по мере взросления. Если ребенок в определенном возрасте опережает сверстников по показателям школьной успеваемости или демонстрирует высокие результаты IQ-тестов, это не значит, что он сможет сохранить это преимущество через 15-20 лет.
Наталья Борисовна Шумакова,
проф., д.псих.н. научный руководитель ГБОУ Школа №1569 «Созвездие»
Презентация Шумаковой Н. Б. (PPTX, 2.63 Мб)
Творчество и интеллект
Одаренность – это способность к творчеству. Если мотивом является успешность, то никакого развития не будет, важна именно способность развития деятельности по своей инициативе, доминирование познавательной мотивации
Традиционное тестирование по тестам IQ не способно выделить творческих людей.
Понимание одаренности как уровня умственных способностей не включает оценку способности человека к творчеству. Для решения проблемы исследования креативности американский ученый Дж. Гилфорд ставил перед собой задачу по построению структуры интеллекта. Им был дополнительно внедрен в диагностические исследования, помимо уровня интеллекта, коэффициент творчества или креативности, а термин «творческая одаренность» получил широкое распространение.
В России во второй половине ХХ века сформировалась школа мышления Рубинштейна. Разработанный им принцип творческой самодеятельности или принцип метода креативного поля заключается в том, что творчество проявляет себя там, где субъект развивает свою деятельность по собственной инициативе.
Диана Борисовна Богоявленская,
почетный член РАО, д.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ
Измерение интеллектуальной одаренности
Необходимые факторы для оценки интеллектуальной одаренности:
- Учет комплекса признаков для определения психологического содержания интеллекта: показателей когнитивных, креативных, понятийных, метакогнитивных и эмоциональных способностей;
- Проявление интеллектуальной одаренности в динамике – лонгитюдное измерение индивидуальных способностей;
- Исследование в специфичной среде конкретной предметной области.
Интеллект – сложная, многомерная система, но однозначно – не линейная. Очевидно, что в случае, если к диагностике, анализу и прогнозу нелинейной системы применяются линейные методы, вероятность ошибки оценки – крайне велика.
Полная версия семинара
Что такое одаренность? | Одаренность Определение и значение
Определение и значение понятия «одаренность»
Одаренные дети определяются как те, кто демонстрирует передовые способности или потенциал в одной или нескольких конкретных областях по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения. Эти одаренные люди отличаются своей способностью мыслить, рассуждать и судить, поэтому им необходимо получать специальные образовательные услуги и поддержку, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и таланты.
Одаренные дети принадлежат к разным расам и этническим группам, а также к разным экономическим условиям.
- Развитое мышление и понимание выше, чем у их сверстников
- Эмоциональная напряженность в молодом возрасте
- Повышенное чувство самосознания
- Сильно развитое любопытство
- Отличная память
Определение одаренных
Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. В зависимости от контекста, определения часто определяют и влияют на ключевые решения в школах, такие как определение приемлемости и критериев для образовательных программ и услуг для одаренных, какие области одаренности будут рассматриваться (например, конкретные способности в предметной области, такой как математика) и когда будут предложены услуги. Как родители одаренных учащихся или специалисты, работающие с одаренными детьми, важно понимать различные определения и их значение, чтобы обеспечить надлежащее руководство и поддержку, необходимые для социально-эмоционального развития.
Определения одаренности штата
Определения одаренности в отношении учащихся школ варьируются от штата к штату. Большинство штатов основывают свое определение одаренности на сравнении с другими детьми того же возраста или на потребностях, которые не обеспечиваются в обычном классе. В некоторых штатах есть определенные критерии для идентификации одаренных. В случае Иллинойса, например, одаренные учащиеся считаются одаренными и талантливыми, если они входят в 5% лучших на местном уровне в любой области способностей, особенно в языковых искусствах и математике. Однако не все штаты требуют, чтобы школьные округа следовали определению штата.
Для получения дополнительной информации см. список определений одаренности штата, предоставленный NAGC (Национальной ассоциацией одаренных детей).
Федеральное определение одаренности
Согласно статье NAGC об определениях одаренности, «термин одаренный и талантливый означает учащихся, детей или молодежь, которые демонстрируют высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности. или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».
Что делает ребенка одаренным?
На базовом уровне дети классифицируются как одаренные, если они демонстрируют высокий уровень интеллектуальных способностей. Как правило, идентификация может быть проведена с помощью комбинации одаренных тестов и оценок. Поскольку федеральное правительство не вводит в обязательном порядке программы для одаренных в школах, критерии одаренности зависят от того, в каком штате вы живете, в каком школьном округе вы находитесь и т. д.
Во многих случаях для определения того, является ли ребенок одаренным или нет, поскольку успеваемость по сравнению со сверстниками является важным способом оценки академических способностей ребенка. Они могут включать тесты достижений, такие как ACT или тесты достижений Вудкока-Джонсона. Профессиональные оценки также могут использоваться для выявления одаренных – они более дорогостоящие, но гораздо более полные. Этот метод включает в себя определение сильных сторон ребенка, проблем, стиля обучения и образовательных потребностей. Они часто включают тесты на коэффициент интеллекта (IQ), такие как Стэнфорд-Бине или шкала интеллекта Векслера для детей (WISC).
Какой IQ у одаренного ребенка?
IQ большинства населения находится в пределах от 85 до 115. Средний, или средний, IQ равен 100. IQ одаренных детей попадает в следующие диапазоны:
- Слабо одаренные: от 115 до 130
- Умеренно одаренные: от 130 до 145
- Высоко одаренные: от 145 до 160
- Глубоко одаренный: 160 или выше
Эти диапазоны IQ для одаренных основаны на стандартной кривой нормального распределения. Однако разные тесты IQ могут влиять на этот диапазон, поскольку некоторые тестовые потолки ограничиваются 145. Кроме того, разные одаренные профессионалы использовали другие термины, такие как «исключительно» одаренный. Хотя всеобщий консенсус в отношении этих диапазонов и меток может быть не достигнут, понятно, что учащиеся, средний IQ которых отклоняется от 100, нуждаются в специальных образовательных приспособлениях для удовлетворения своих потребностей.
Является ли одаренность инвалидностью?
Одаренность не считается инвалидностью, хотя некоторые одаренные учащиеся могут также иметь нарушения обучаемости, такие как дислексия, СДВГ или аутизм. Эти учащиеся известны как дважды исключительные учащиеся (также известные как 2e дети или студенты). Для выявления таких учащихся часто требуется профессионал, способный оценить и определить две области исключительности, которые часто могут маскировать друг друга, что затрудняет идентификацию. Из-за своих уникальных способностей и характеристик учащимся 2e требуется особое сочетание образовательных программ и поддержки.
Проходит ли одаренность?
Одаренность никуда не делась. Однако дары и таланты одаренного ребенка могут быть подавлены или остаться незамеченными. Это может быть вызвано неточной идентификацией или «маскировкой», когда ребенок прячется за некоторыми аспектами своей одаренности, которые могут привести к тому, что его не идентифицируют. Вот некоторые одаренные характеристики, которые могут затруднить идентификацию:
Асинхронное развитие
Асинхронное развитие относится к неравномерному развитию.
Недостаток навыков обучения
Одаренные дети часто испытывают трудности в школе, потому что у них, как правило, плохие навыки обучения. Они могут пройти начальную и среднюю школу без необходимости много учиться, но как только они поступят в среднюю школу и колледж, одаренные ученики могут быть не готовы справиться с трудностями курсовой работы более высокого уровня.
Неуспеваемость
Одаренные учащиеся могут показывать большие успехи в учебе, но по-прежнему успевать ниже того, что ожидается в зависимости от способностей ребенка. Есть много причин, по которым одаренные ученики могут не успевать. Вот некоторые из причин:
- Особые потребности или двойная исключительная потребность
- Отсутствие мотивации
- Психологические проблемы, такие как перфекционизм и тревога
- Депрессия
Часто требуется вмешательство, чтобы обратить вспять неуспеваемость одаренных. Важно работать с одаренным ребенком, чтобы выяснить, что именно вызывает неуспеваемость. Если перед ребенком не стоят адекватные задачи, сосредоточьтесь на развитии его сильных сторон и талантов. Консультационные услуги также могут быть полезными, позволяя ребенку довериться тому, кому он может доверять. Родители также должны работать с учителями, чтобы понять стили обучения и предпочтения одаренных учеников и бросить им вызов, чтобы максимально использовать их потенциал.
Как вы поддерживаете одаренных детей?
Одаренные дети нуждаются в поддержке как для академического, так и для социально-эмоционального развития. Традиционный класс может не подойти, если одаренные ученики не будут должным образом ставить перед собой задачи. Вот почему важно искать одаренные услуги в вашем районе. В зависимости от того, где вы живете и в каком школьном округе вы находитесь, это может включать группировку по способностям, выпускные классы для одаренных или доступ к одаренным государственным школам. Вне школы программы для одаренных могут предложить одаренным учащимся возможность дальнейшего изучения уникального предмета, представляющего интерес, или они могут предоставить место для установления социальных связей с интеллектуально схожими сверстниками. Ознакомьтесь с нашей статьей об образовании для одаренных, чтобы получить дополнительную информацию о доступных вариантах обучения и поддержки.
Ресурсы для одаренных детей
Хотите узнать больше по теме для одаренных детей? Наша библиотека ресурсов предлагает бесплатные статьи для одаренных, руководства, исследования и многое другое, чтобы информировать и поддерживать одаренных учащихся и их семьи. Чтобы помочь вам начать работу, вот несколько статей, которые могут вас заинтересовать:
- Характеристики и черты одаренных
- Мой ребенок одаренный?
- Тестирование и оценка одаренных
- дважды отличников: определение, характеристики и идентификация
- Варианты обучения и поддержки для одаренных
Что дарят? — Институт повышения квалификации
Определение «Одаренный»
Что такое одаренность? Педагоги, исследователи, специалисты по психологии развития и родители одаренных детей затруднились ответить на этот, казалось бы, элементарный вопрос. Это что-то врожденное или приобретенное? Являются ли люди одаренными независимо от того, достигают они или находят выдающиеся достижения?
Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. МЭА выступает за определение, сформулированное в 1991 от Columbus Group, состоящей из родителей и профессионалов, хорошо разбирающихся в потребностях одаренных учащихся:
«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
Группа Columbus возникла из-за необходимости описать врожденные различия в развитии, с которыми сталкиваются очень и глубоко одаренные люди. Первоначально группа состояла из старшего научного сотрудника IEA Стефани Толан, доктора Кристин Гаррисон (теперь Невилл), Кэти Кирни, Марты Морлок и доктора Линды Сильверман. Они вывели термин «асинхронное развитие» применительно к одаренности, и этот термин стал популярным и эффективным способом объяснить эту уникальную реальность развития одаренных людей. ( Вне графика )
Подобно тому, как учащийся может испытывать пробелы в обучении (например, учащийся, изучающий математику, который не может решить основные геометрические задачи), дети, которые развиваются асинхронно, могут испытывать «пробелы» между их интеллектом и другие части себя. Одно из таких проявлений может произойти с учащимися, которые сталкиваются с психомоторными проблемами с координацией или навыками письма, несмотря на их глубокие интеллектуальные способности. Часто одаренные ученики испытывают разочарование и увеличивающийся разрыв между их интеллектом и социальным и эмоциональным поведением. Поскольку асинхронность часто создает эти пробелы в развитии, крайне важно предоставить соответствующие ресурсы и возможности, которые лучше всего выявляют, бросают вызов и помогают конкретным потребностям каждого одаренного ребенка.
См. другие определения одаренности
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДОСТИЖЕНИЕ
Одаренность часто отождествляют с достижением и похвалой, причем успех является основным признаком действительно одаренного ребенка. Это узкая перспектива, учитывая, например, тысячи неуспевающих и одаренных учащихся из групп риска по всей Америке. Он также не учитывает представление о том, что одаренные дети не развиваются линейно и синхронно. Родители часто говорят об их одаренном ребенке, воплощающем сразу несколько возрастов, колеблющемся от «старой души» до эмоционального трехлетнего ребенка с минуты на минуту. Представьте себе, например, одаренного ребенка, который проводит выходные, изучая компьютерные языки, такие как Java и C++, но который разваливается, если его просят выполнить повторяющееся задание, например, десять раз скопировать словарные слова.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Несмотря на то, что нет двух одинаковых одаренных детей, исследования показали, что большинство одаренных учащихся имеют много общих характеристик и моделей поведения. Ниже приведены общие характеристики одаренных детей, хотя не все они обязательно применимы к каждому одаренному ребенку:
- Обладает обширной и подробной памятью, особенно в определенной области интересов
- Обладает расширенным словарным запасом для своего возраста, использует не по годам развитую речь
- Обладает развитыми для своего возраста коммуникативными навыками и способен выражать идеи и чувства
- Задает умные и сложные вопросы
- Способен определить важные характеристики новых понятий и проблем
- Быстро усваивает информацию
- Логически приходить к ответам, основанным на здравом смысле
- Обладает широкой базой знаний большое количество информации
- Понимает абстрактные идеи и сложные понятия
- Использует аналоговое мышление для решения проблем или рассуждений
- Наблюдает за отношениями и видит связи
- Находит и решает сложные и необычные проблемы
- Понимает принципы, формирует обобщения и использует их в новых ситуациях
- Хочет учиться и любопытен Интерес
- Понимает и использует различные системы символов
- Размышляет об обучении
- Увлекается конкретным предметом
- Обладает развитыми для своего возраста навыками понимания прочитанного
- Обладает развитыми для своего возраста способностями к письму
- Обладает сильными художественными или музыкальными способностями
- Интенсивно концентрируется в течение длительного периода времени, особенно в определенной области интересов
- Больше
- Испытывает экстремальные положительные или отрицательные чувства
- Испытывает сильную физическую реакцию на эмоции
- Обладает сильной аффективной памятью, повторно переживая или перечувствовав события спустя долгое время после вызывающего события
ЧРЕЗМЕРНАЯ возбудимость/интенсивность
Одаренные молодые люди часто больше осознают, стимулируются и зависят от своего окружения. Дети, которые чувствуют вещи с большой интенсивностью, воспринимают мир по-другому. Эмоциональные или физические реакции на события могут длиться дольше, чем ожидалось, и часто воспроизводятся в сознании ребенка. Этот опыт повышенной стимуляции, наблюдаемый у многих одаренных людей, называется интенсивностью или повышенной возбудимостью.
Интенсивность можно охарактеризовать:
- Экстремальные чувства положительные или отрицательные чувства сложные эмоции связь с чувствами других сильный смех и слезы
- Физическая реакция на эмоции боли в животе и головные боли покраснение лица повышение температуры тела
- Сильная аффективная память повторное переживание или повторное прочувствование вещей спустя долгое время после события, спровоцировавшего его; кошмары; сложные сны наяву, связанные с реальными событиями
- 0010
Подробнее об интенсивности для одаренных и стратегиях управления интенсивностью
НЕУспеваемость у одаренных детей
Одним из самых больших разочарований для родителей одаренных детей является предположение, что одаренность означает хорошую успеваемость в традиционной школьной среде. Одаренные дети не мотивированы хорошими оценками; они больше увлечены приобретением знаний, чем выполнением механических задач. Это вызывает проблему, когда школьная структура и оценки основаны на повторении и запоминании. Хотя есть много причин, по которым одаренные ученики не успевают, наиболее распространенными являются:
- Несоответствие между учащимися и средой в классе
- Отсутствие интереса к содержанию
- Плохая самооценка
- Страх неудачи
- Неспособность к обучению
- Отсутствие саморегуляции
- Отсутствие учебные навыки
По возможности важно рано распознавать неуспеваемость и быстро устранять ее. Если ваши дети думают, что учеба и школа требуют практически никаких усилий, они могут продолжать расслабляться и никогда не научатся бросать себе вызов и работать в полную силу на более высоком уровне мышления (Winner, 19 лет).96).
Узнайте больше о том, как понять, определить и устранить неуспеваемость у одаренных детей
Дайте одаренным детям инструменты, которые им нужны, чтобы жить целеустремленной, наполненной смыслом жизнью любым способом, который они выберут.