Разное

Обществознание индивидуальность это: Ошибка 403 — доступ запрещён

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

В психологии и социологии понятие «человек» отождествляется с понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность».


Человек — родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.

Индивид — единичный представитель вида Homo sapiens. 

 Индивидными признаками являются:

  • морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз)

  • психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)


Личность —это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

 Признаки личности: 

  • разумность, 
  • свобода, 
  • ответственность

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Индивид — это человек как отдельное живое существо, представитель вида Homo Sapiens («человека разумного»).

Этот термин был введен древнеримским философом Цицероном как своего рода «атом» человеческого общества. Другими словами, это и единичный представитель человечества как рода, и существо, обладающее своими уникальными, своеобразными особенностями.

Личность (от лат. «persona» — «особа») — это индивид, обладающий сознанием и совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Другими словами, личность — это совокупность психологических и физических индивидуальных особенностей человека, его привычек и предпочтений, социального опыта, характера и темперамента, определяющих его поведение в обществе.

Важнейшие свойства личности:

  • Знания о мире, обществе, себе;
  • Познавательные и практические умения;
  • Социальный опыт;
  • Моральные ценности и идеалы;

Структура личности:

  1. Социальный статус (место человека в системе общественных отношений).
  2. Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу).
  3. Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.

Личность формируется только в обществе, те. это социальная сущность человека.

Большинство людей ошибочно предполагают, что слабохарактерные и пассивные люди не являются личностью, а ведь это просто их особенности. Ученые и психологи исключают из этой категории лишь детей до трех лет, первобытных людей, не владеющих речью и психически неуравновешенных.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся на протяжении всей жизни. Формирование личности происходит в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и т.п. Этот процесс называют социализацией личности. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта и осуществляется через его включённость в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни.

Социализация — это процесс становления человека в обществе, усвоение им социального опыта предшествующих поколений и его последующее развитие.

В процессе социализации человек становится личностью, которая приобретает неповторимость, своеобразие, социально значимые отличия, непохожесть на других, т. е. индивидуальность.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие всех проявлений человека, подчеркивающее его исключительность, многосторонность и гармоничность (человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.) Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Индивидуальность человека

У детского поэта Романа Сефа есть такие стихи:

«У вороны

Пятеро птенцов,

Пятеро

Весёлых сорванцов.

Пятеро, все пятеро

Уселись на суку,

Каждый

Проглотил

По червяку.

Четверо

Сказали:

-Карр, карр, карр, карр,

Спасибо!

Ну а пятый:

- Мамочка,

Ах, мамочка,

Ку-ку!»

Вы, наверное, уже заметили, что точно так же, как птенцы, вы и ваши родители, ваши соседи по парте, ваши друзья, ваши учителя в школе, в целом, все люди на нашей планете, то есть мы с вами, в общих чертах очень похожи друг на друга. У всех есть две руки, две ноги и голова. Все люди нуждаются в дыхании и питании. У нас у всех одинаковое строение организма, мы умеем говорить и мыслить, и так далее.

Но в то же время найти двух одинаковых людей практически невозможно. Ведь каждый из нас имеет только присущие ему черты и особенности. Кто-то умеет рисовать, а кто-то – петь, у кого-то – голубые глаза, а у кого-то – карие, кто-то добросовестно готовится к урокам в то время, как его одноклассник всё время тратит на компьютерные игры.

Например, датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп показал индивидуальность следующим образом.

То есть у каждого из вас есть индивидуальные, присущие только вам черты, которые и отличают вас от ваших одноклассников или друзей. И число этих различий, как борода у героев карикатуры, растёт по мере вашего взросления.

Как вы уже поняли, каждый человек неповторим и уникален, то есть является индивидуальностью.

На индивидуальность оказывает влияние исторический период, в котором мы живём, наши нравственные принципы, образование, род деятельности и многое другое.

Например, про Карлсона можно сказать, что он красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, который любит варенье.

Как говорят учёные, индивидуальность – это набор характерных особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

Российский психолог Александр Асмолов считает, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

И действительно, начиная с самого своего рождения человек всю жизнь формируется как личность. Как мы с вами уже знаем, главное влияние на формирование личности человека оказывает общество. Любое общество устанавливает для людей определённые рамки поведения, которые для него приемлемы. Общество может заставить людей одинаково мыслить, одинаково вести себя в определённой ситуации, одеваться определённым образом и многое другое.

Поэтому каждой личности приходится отстаивать свою индивидуальность, чтобы не только отличаться от других людей, но и с помощью своей индивидуальности влиять на общественные нормы и правила с целью их изменения.

Например, ещё в начале двадцатого века увидеть на улице девушку в короткой юбке было практически невозможно, так как в обществе считали такую одежду не только вызывающей, но и неприличной. А полицейские  многих стран мира даже измеряли длину юбок потенциальных нарушительниц общественного порядка.

Но уже к шестидесятым годам, благодаря тому, что многие девушки решили проявить свою индивидуальность с помощью этого предмета гардероба, общество пошло на уступки и пересмотрело нормы приличия.

В той или иной степени, каждый из нас защищает и отстаивает свою индивидуальность, даже если вы этого сами не замечаете.

Как говорит российская писательница Татьяна Соломатина: «Мы все слишком индивидуальны, чтобы загонять нас в прокрустово ложе шаблонов».

Когда кто-то обладает выдающимися характеристиками, то о нём действительно хочется сказать, что он яркая индивидуальность.

Например, яркой индивидуальностью был император Франции Наполеон Бонапарт. Целеустремлённый, умный, с выраженными амбициями и лидерскими чертами. Кстати, одной из основных целей император Франции считал как раз отстаивание индивидуальности. Отстаивать и развивать свою индивидуальность необходимо также и для самореализации человека.

Например, американский психолог Абрахам Маслоу относил самореализацию к высшим потребностям человека. Хотя сами люди далеко не всегда осознают это. Маслоу отмечал, что в США в середине шестидесятых годов потребность в самореализации удовлетворяли около 10% людей.

Но как можно выразить свою индивидуальность?

Например, это можно сделать с помощью внешности. Для этого достаточно выбрать свой собственный стиль в одежде, причёске или поведении. Здесь главное не переусердствовать, чтобы не шокировать окружающих своим индивидуальным внешним видом. Хотя и в этом случае вы будете заметны и индивидуальны. Другое дело – нужно ли это вам? Поразмышляйте об этом на досуге.

Ещё одним способом самовыражения может стать ваше увлечение, хобби. Ведь не все поголовно собирают марки или катаются на скейтборде.

Очень важно иметь собственное мнение и возможность сообщить о своей позиции окружающим, но есть риск быть непонятым. Тем не менее, не следует отказываться от своих принципов в угоду другим.

Чтобы раз и навсегда решить для себя, как выразить свою индивидуальность, надо по-настоящему быть ею, приложить усилия для того, чтобы люди смогли запомнить не цвет вашего нового наряда, а именно вас в нём. Каждый из вас может отыскать в себе что-то, что будет не только отличать вас от других людей, но и покажется им интересным.

Индивидуальность также определяет способности человека к деятельности и его успешность.

Например, художник может мысленно представить себе будущую картину перед тем, как начать рисовать. А проектировщик умеет логически мыслить, изобретать, а затем переносить свои идеи на бумагу в виде чертежа.

У одарённых, гениальных людей индивидуальность приобретает особые формы, которые принято называть талантом.

Возьмём, к примеру, талантливого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которые ещё в лицейские годы поражал всех своей творческой индивидуальностью.

Его друг по лицею Иван Пущин вспоминал, что на одном из занятий профессор Царскосельского лицея Николай Кошанский предложил ученикам попробовать стихами описать розу. «Наши совсем не клеились, писал Пущин. – А Пушкин мигом прочёл два четверостишия, которые всех нас восхитили».

На момент написания этих строк будущему всемирно известному поэту было шестнадцать лет. Таковы были его способности к творчеству, такова была индивидуальность Пушкина.

Кстати, на досуге можете и сами попробовать описать розу, быть может в вас затаился будущий великий русский поэт.

Ведь как говорит английский писатель Нил Гейман: «У вас есть то, чего нет больше ни у кого, – вы. Ваш голос, ваш ум, ваша история, ваше видение. Поэтому пишите, рисуйте, стройте, играйте, танцуйте, живите так, как можете лишь вы».

Введение | Индивидуализм в социальных науках: формы и пределы методологии

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИндивидуализм в социальных науках: формы и ограничения методологииСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИндивидуализм в социальных науках: формы и ограничения методологииСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Раджив, Бхаргава, «Введение», Индивидуализм в социальных науках: формы и ограничения методологии , Oxford Philosophical Monographs (

Oxford

, 1992; онлайн-издание, Oxford Academic, 3 октября 2011 г. ), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780198242796.003.0001, по состоянию на 10 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИндивидуализм в социальных науках: формы и ограничения методологииСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИндивидуализм в социальных науках: формы и ограничения методологииСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе обсуждается введение в концепцию методологического индивидуализма.

Это определяется как точка зрения в социальных науках, согласно которой все социальные явления должны объясняться с точки зрения того, что люди выбирают, думают и делают. Эта точка зрения считается истинной и тривиальной, а дебаты между индивидуалистами и неиндивидуалистами считаются бесполезными.

Ключевые слова: методологический индивидуализм, обществоведение, социальные явления, индивиды, дебаты, индивидуалисты, неиндивидуалисты

Предмет

Социальная и политическая философия

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Индивидуализм | Определение, история, философия, примеры и факты

Alexis de Tocqueville

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Чарльз Тейлор Уильям Годвин
Похожие темы:
идеология

Просмотреть весь связанный контент →

индивидуализм , политическая и социальная философия, подчеркивающая моральную ценность личности. Хотя понятие индивидуума может показаться простым, существует множество способов его понимания как в теории, так и на практике. Сам термин индивидуализм и его эквиваленты в других языках восходят — как социализм и другие измы — к XIXвек.

Индивидуализм когда-то демонстрировал интересные национальные вариации, но с тех пор его различные значения в значительной степени слились. После потрясений Французской революции индивидуализм стал использоваться во Франции уничижительно для обозначения источников социального распада и анархии, а также возвышения индивидуальных интересов над интересами коллектива. Отрицательный оттенок этого термина использовался как французскими реакционерами, националистами, консерваторами, либералами и социалистами, несмотря на их разные взгляды на осуществимый и желательный общественный порядок. В Германии идеи индивидуальной уникальности ( Einzigkeit ) и самореализация — в общем, романтическое представление об индивидуальности — внесли свой вклад в культ индивидуального гения и позже трансформировались в органическую теорию национальной общности. Согласно этой точке зрения, государство и общество — не искусственные конструкции, возведенные на основе общественного договора, а уникальные и самодостаточные культурные целостности. В Англии индивидуализм охватывал религиозное нонконформизм (т. е. несогласие с англиканской церковью) и экономический либерализм в его различных версиях, включая подходы как laissez-faire, так и умеренного государственного вмешательства. В Соединенных Штатах индивидуализм стал частью основной американской идеологии к XIX в.века, вобравший в себя влияние пуританства Новой Англии, джефферсоновства и философии естественных прав. Американский индивидуализм был универсалистским и идеалистическим, но приобрел более резкую окраску, поскольку в него проникли элементы социального дарвинизма (т. е. выживание наиболее приспособленных). «Грубый индивидуализм», превозносимый Гербертом Гувером во время его президентской кампании в 1928 году, ассоциировался с традиционными американскими ценностями, такими как личная свобода, капитализм и ограниченное правительство. Джеймс Брайс, посол Великобритании в США (1907–13), писал в The American Commonwealth (1888): «Индивидуализм, любовь к предприимчивости и гордость за личную свободу считались американцами не только своим избранным, но [своим] особым и исключительным достоянием».

Еще из Britannica

раса: наследственные статусы против подъема индивидуализма

Французский политический философ-аристократ Алексис де Токвиль (1805–1859 гг.) описывал индивидуализм как своего рода умеренный эгоизм, который склоняет людей заботиться только о своем узком кругу семьи и друзей. Наблюдение за работой американской демократической традиции в течение Демократия в Америке (1835–1840 гг.), Токвиль писал, что, заставляя «каждого гражданина изолировать себя от своих собратьев и отдаляться от своей семьи и друзей», индивидуализм истощает «добродетели общественной жизни», ради которых гражданская добродетель и общение были подходящим средством. Для швейцарского историка Якоба Буркхардта (1818–1897) индивидуализм означал культ частной жизни, который в сочетании с ростом самоутверждения дал «импульс к высшему индивидуальному развитию», расцветшему в эпоху европейского Возрождения. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1819 гг.17) выделил два типа индивидуализма: утилитарный эгоизм английского социолога и философа Герберта Спенсера (1820–1903), который, по Дюркгейму, сводил общество «не более чем к обширному аппарату производства и обмена», и рационализм немецкого философа Иммануэля Канта (1724–1804), французского философа Жан-Жака Руссо (1712–1788) и Декларации прав человека и гражданина Французской революции (1789 г.), которая имеет в качестве «основной догмы автономия разума и в качестве его основного обряда доктрина свободного исследования». Австрийский экономист Ф. А. Хайек (1899–1992), который поддерживал рыночные процессы и не доверял государственному вмешательству, отличал то, что он называл «ложным», от «истинного» индивидуализма. Ложный индивидуализм, представленный в основном французскими и другими континентально-европейскими писателями, характеризуется «преувеличенной верой в силу индивидуального разума» и размахом эффективного социального планирования и является «источником современного социализма»; напротив, истинный индивидуализм, сторонниками которого были Джон Локк (1632–1704), Бернар де Мандевиль (1670–1733), Дэвид Юм (1711–76), Адам Фергюсон (1723–1816), Адам Смит (1723–1729). 0) и Эдмунд Бёрк (1729–1797) утверждали, что «спонтанное сотрудничество свободных людей часто создает вещи, которые превосходят их индивидуальные умы, когда-либо полностью постижимые», и признавали, что люди должны подчиняться «анонимным и, казалось бы, иррациональным силам». общества».

Другие аспекты индивидуализма относятся к ряду различных вопросов о том, как понимать отношения между коллективами и индивидами. Один из таких вопросов фокусируется на том, как следует объяснять факты о поведении групп, о социальных процессах и о крупномасштабных исторических событиях. Согласно методологическому индивидуализму, точка зрения, отстаиваемая британским философом австрийского происхождения Карлом Поппером (1902–94), любое объяснение такого факта в конечном счете должно апеллировать или излагаться в терминах фактов о людях — об их убеждениях, желаниях и действиях. Близкородственный взгляд, иногда называемый онтологическим индивидуализмом, представляет собой тезис о том, что социальные или исторические группы, процессы и события представляют собой не что иное, как комплексы индивидов и индивидуальных действий. Методологический индивидуализм исключает объяснения, апеллирующие к социальным факторам, которые, в свою очередь, не поддаются индивидуалистическому объяснению. Примерами могут служить классическое описание Дюркгеймом дифференцированного уровня самоубийств в зависимости от степени социальной интеграции и оценка распространенности протестных движений с точки зрения структуры политических возможностей. Онтологический индивидуализм контрастирует с различными способами видения институтов и коллективов как «реальных» — например, взгляд на корпорации или государства как на агентов и взгляд на бюрократические роли и правила или статусные группы как на независимые от индивидов, как ограничивающие, так и способствующие поведению индивидов. Другой вопрос, который возникает в дебатах об индивидуализме, заключается в том, как следует понимать объекты ценности или ценности (т. е. блага) в моральной и политической жизни. Некоторые теоретики, известные как атомисты, утверждают, что никакие такие блага не являются по сути общими или общественными, утверждая вместо этого, что существуют только индивидуальные блага, которые достаются отдельным людям. Согласно этой точке зрения, мораль и политика являются просто инструментами, с помощью которых каждый человек пытается обеспечить себе такие блага. Одним из примеров такой точки зрения является концепция политической власти, которая в конечном счете вытекает из гипотетического «договора» между людьми или оправдывается им, как в политической философии Томаса Гоббса (1588–1679).). Другая идея, типичная для экономики и других социальных наук, находящихся под влиянием экономики, заключается в том, что большинство социальных институтов и отношений лучше всего можно понять, если предположить, что индивидуальное поведение мотивировано в первую очередь личным интересом.

Индивидуализм в том виде, в каком его понимал Токвиль, с его одобрением личных удовольствий и контролем над своим личным окружением и пренебрежением общественным участием и общественной привязанностью уже давно вызывает сожаление и критику как со стороны правых, так и со стороны левых, а также с религиозной и светской точек зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *