Общение родителей с детьми.
Между родителями и детьми рано или поздно образуется пропасть во взаимопонимании. Чаще всего в то самое время, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Тогда приходится учиться строить мосты над пропастью, чтобы иметь возможность слышать друг друга.
Практикующий психолог Наталья Сиротич, руководитель Центра работы с детьми и молодежью «Каритас-Киев», поделилась несложным, но действенным способом, который помогает родным людям найти общий язык и наладить семейные отношения. Называется он «Правило 3 минут».
Общение родителей с детьми
«Правило трех минут» заключается в том, чтобы всегда встречать ребенка с такой огромной радостью, интересом и восторгом, с какой встречал бы друга, которого не видел много лет.
И неважно, вернулся ты из магазина, в который выбегал за хлебом, или пришел домой после рабочего дня, всё равно нужно ему следовать. Ведь обычно всё, чем ребенок хочет поделиться с родителем, он выдает в первые минуты встречи. Важно не упустить это время.
© DepositPhotos
Есть родители, которые интуитивно выполняют «Правило трех минут». Например, забирая ребенка из школы, они всегда опускаются до уровня его глаз, обнимают и говорят, что по нему соскучились. В то время как другие просто берут дитя за руку со словами «Ну, пошли», продолжая параллельно разговаривать по мобильному. В последнем случае общения взрослых с детьми не происходит.
© DepositPhotos
Приходя домой, первым делом обращай внимание на ребенка. Снимай обувь, иди за ним, садись рядом. У тебя есть несколько минут, чтобы расспросить его о прошедшем дне и выслушать.
Потом уже можешь идти есть или смотреть новости. Но, если ты не уделишь первые несколько минут ребенку, он будет ходить за тобой весь вечер, требуя общения. А в какой-то момент ему это надоест, и он отдалится. Важно учитывать эти особенности общения с детьми.
© DepositPhotos
Важно не общее количество проведенного вместе времени, а его качество. Несколько минут душевной беседы будут значить для малыша больше, чем целый день, проведенный вместе, во время которого ты будешь безучастным, физически рядом, в одной квартире, а мыслями исключительно внутри себя.
Статистика говорит, что современные родители выделяют для общения с детьми в среднем полтора часа в день. Это достаточно неплохой показатель. Остается только позаботиться об эмоциональной наполненности этих часов.
© DepositPhotos
Озабоченность и суета родителей точно не сделает детей счастливее. Родители считают, что постоянно занимаются делами ради детей и их благосостояния. Но для ребенка важнее живое общение, чем вещи и жизненный пример.
Для родителей и детей выражение «время вместе» часто имеет разное значение. Взрослым достаточно, чтобы дети просто находились рядом с ними, когда они делают что-то по дому или идут в магазин.
А вот для детей «время вместе» — это смотреть глаза в глаза, это когда родители садятся рядом, откладывают мобильные телефоны, выключают мысли о сотнях своих проблем и ни на что не отвлекаются во время разговора. Тогда они чувствуют себя особенными, нужными, важными, любимыми. Ребенок тебе не доверится, если будет думать, что он не в приоритете.
© DepositPhotos
Не всегда у родителей есть время не только поговорить, но и поиграть с детьми, и, когда оно выпадает, важно делать только то, что хочет ребенок. Лишнее — это предлагать свои варианты досуга.
Время быстротечно, ты не успеешь опомниться, как твои сыновья и дочери повзрослеют, поэтому не теряй ни минуты и начинай строить доверительные отношения с ними уже сейчас. Пусть «Правило трех минут» в этом поможет. Поделись статьей об этом в соцсетях.
Автор статьи
Редакция «Так Просто!»
Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!
takprosto.cc
Правильное общение детей и родителей – Развитие ребенка
Рейтинг Способы эффективного общения, которые помогут ребенку раскрыться и довериться родителям |
Общение – это передача информации от одного человека к другому. Коммуникация (она же общение) может быть вербальной, например, когда один человек разговаривает с другим, или невербальной, например, когда люди видят нахмуренное лицо мужчины, его мимика сигнализирует им о том, что он сердится. Коммуникация также может быть положительной или отрицательной, эффективной или неэффективной.
Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своими детьми. Открытая, эффективная коммуникация идет на пользу не только детям, но и каждому члену семьи. А значит, отношения между родителями и их детьми значительно улучшаются. В целом, если коммуникация между родителями и детьми хорошая, то и отношения тоже хорошие. Не стоит забывать, что дети учатся общаться, наблюдая за своими родителями. Если родители общаются открыто и эффективно, есть большая вероятность, что и их дети будут поступать так же. Помните: хорошие коммуникативные навыки способны принести пользу на всю жизнь.
У детей начинают формироваться идеи и представления о себе на основании того, как их родители общаются с ними. Когда родители эффективно общаются со своими детьми, они демонстрируют им уважение. Дети чувствуют, что их слышат и понимают, вследствие чего их самооценка повышается. С другой стороны, неэффективное и отрицательное общение между родителями и детьми может заставить детей поверить в то, что они неважны, их не услышали или не поняли.
У родителей, которые эффективно общаются со своими детьми, дети более ответственные и исполнительные. Они понимают и знают, чего ожидать от своих родителей, и когда узнают о том, что родители ожидают от них самих, становятся более старательными, реализуя эти ожидания. Они также более уверенно чувствуют свою позицию в семье и, таким образом, лучше взаимодействуют с родителями.
Способы позитивного общения с детьми следующие.
Начинайте эффективно общаться с детьми, когда они еще маленькие. Прежде чем родители и их дети смогут начать общаться полноценно, обе стороны этого процесса должны почувствовать себя достаточно комфортно, чтобы сделать шаг навстречу друг к другу. Пока дети совсем маленькие, родителям необходимо приступить к созданию благоприятных условий для открытой, эффективной коммуникации. Родители могут обеспечить их, становясь доступными для своих детей, особенно когда у них возникают какие-то вопросы или они просто хотят поговорить. Кроме того, родители, которые дарят своим детям много любви, понимания и принятия, помогают создать хорошую атмосферу для открытого общения. Дети, которые чувствуют себя любимыми и принятыми своими родителями, имеют больше шансов раскрыться и поделиться с ними своими мыслями, чувствами и проблемами.
Но иногда родителям легче почувствовать принятие своих детей, чем выразить им это на деле. Родителям важно демонстрировать своим детям, что они любят и принимают их. Родители могут сделать это как вербальным (словесным), так и невербальным способом. Вербально они могут просто рассказать своим детям о том, что принимают их такими, какими они есть. При этом важно акцентировать внимание на позитивном восприятии. Например, когда ребенок сам убирает свои игрушки после того, как закончил играть, родители могут сказать о том, что они ценят его: «Я очень ценю, когда ты убираешь игрушки без подсказки». Во время разговора с детьми родителям следует быть осторожными в том, что они говорят и как они это говорят. Все, что родители говорят своим детям, указывает на то, что они чувствуют по отношению к своим детям. Например, если родитель говорит что-то вроде: «Не мешай мне сейчас. Я занят!», дети могут подумать, что их желания и потребности не важны.
Невербально родители могут продемонстрировать детям свое принятие их посредством жестов, мимики и других несловесных форм внешнего выражения эмоций и чувств. Родителям необходимо постараться устранить такие проявления, как крик и кажущееся безразличие, когда они не обращают внимания на своих детей. Такое поведение мешает эффективному общению. Родителям предстоит научиться демонстрировать свое принятие теми способами, которые их дети смогут правильно понять и учесть. Практика непременно приведет вас к совершенству.
Общайтесь на уровне вашего ребенка. Когда родители общаются со своими детьми, им важно спуститься до их детского уровня как словесно, так и физически. Вербально родителям нужно использовать соответствующий возрасту язык, который их дети смогут понять без труда. С детьми младшего возраста это можно сделать, используя простые слова. Например, малыши лучше всего поймут такую форму как, например, «не бей свою сестру», вместо «совершенно неприемлемо бить сестру». Родителям стоит попробовать использовать разные формулировки, чтобы узнать, что именно их дети способны понять, избегая при этом тех форм общения, которые заведомо останутся непонятыми. Физически родители не должны, например, возвышаться над своими детьми во время разговора. Вместо этого им следует опуститься вниз, чтобы стать примерно того же «роста», что и их дети: стать на колени, присесть на корточки, сесть на стул, согнуться и т. д. Это обеспечит хороший зрительный контакт с ребенком, который легче будет поддерживать в течение беседы, причем, если дети смотрят прямо в лицо родителю (видят их взгляд), они будут меньше бояться их слов.
Научитесь слушать по-настоящему. Внимательно слушать – это навык, которому необходимо учиться и практиковаться его использовать. Он является неотъемлемой частью эффективного общения. Когда родители слушают своих детей, они выражают свой интерес к ним и увлеченность их высказываниями. Вот несколько важных шагов, чтобы стать хорошим слушателем:
- Установите и поддерживайте зрительный контакт. Родители, которым это удается, показывают своим детям, что они вовлечены и заинтересованы. Дети могут ощутить прямо противоположный эффект, т. е. что их родители не заинтересованы в том, что говорят дети, если зрительный контакт установлен на самом минимальном уровне.
- Устраните все отвлекающие факторы. Когда дети хотят разговаривать, родители должны продемонстрировать им свое стопроцентное внимание. Они должны отложить в сторону все, чем занимались, повернуться лицом к своему ребенку и уделить ему пристальное внимание. Если родители, например, станут продолжать читать газету или смотреть телевизор в то время как их дети будут пытаться общаться с ними, они придут к выводу, что их родители не заинтересованы в том, что они говорят, или что-то, что они говорят, не важно. Если дети выражают желание поговорить одновременно с тем занятием, которое родитель сейчас не в состоянии отложить, нужно непременно выделить другое время для того, чтобы продолжить общение с ними.
- Слушайте, держа язык за зубами. Родители должны постараться свести к минимуму свои попытки перебить ребенка, пока он будет высказывать все, что считает нужным. Они могут выразить свое одобрение, например, посредством улыбки или дружеского прикосновения, но не перебивать. Перебивание часто нарушает ход мысли ребенка, что может быть очень неприятным и досадным явлением.
- Пусть ваши дети знают, что их услышали. После того как дети закончили говорить, родители могут убедить их в том, что слушали внимательно, повторив сказанное немного другими словами. Например, «Сыночек, похоже, ты очень хорошо провел свой день в детском саду». Мало того, что это позволит ребенку узнать, что родители слушали его внимательно, это также даст ребенку возможность разъяснить и исправить что-то, что родители неверно истолковали в его повествовании.
Пусть ваши разговоры будут краткими. Чем младше ребенок, тем труднее для него выдержать эти длинные речи. Есть одно хорошее правило для родителей – говорить маленьким детям, не дольше 30-ти секунд, затем попросить прокомментировать сказанное. Задача родителей передавать за раз небольшую порцию информации, проверяя при этом, удерживают ли дети свое внимание и понимают ли то, о чем им говорится. Родители также должны предоставить своим детям право решать, когда стоит остановиться. При этом родителям важно обращать внимание на те подсказки, которые укажут им, что детям уже достаточно полученной информации. Некоторые подсказки – ерзание, отсутствие зрительного контакта, отвлекаемость и др. Родители должны знать не только то, когда общаться со своими детьми, но и когда им нужно прекратить разговор.
Задавайте правильные вопросы. Некоторые вопросы способствуют продолжительной и плодотворной беседе, в то время как другие могут остановить общение, отбив всякое желание продолжать разговор. Родителям важно постараться при общении со своими детьми задавать открытые вопросы. Такие вопросы часто требуют обстоятельного ответа, который будет являться продлением беседы. Открытые вопросы, начинающиеся со слов «что», «куда», «кто» или «как», часто очень полезны для того, чтобы помочь детям лучше раскрыться. Родители должны избегать вопросов, требующих формального ответа «да» или «нет» (т. е. закрытых вопросов). Умение задавать правильные вопросы всячески способствует разговору, но родителям следует проявить осторожность, чтобы в ходе общения со своими детьми не задать слишком много вопросов. Когда это происходит, разговоры быстро превращаются в допрос, и детям становится очень сложно раскрыться.
При общении с детьми выражайте собственные чувства и идеи. Для эффективного общения необходимо «двустороннее движение». Не только родители должны быть доступными и внимательно слушать детей, но и у детей должна быть такая же возможность; а значит, родители всегда должны быть готовы поделиться своими мыслями и чувствами. Выражая свои мысли и чувства, они могут многому научить своих детей, например, ценностям и морали. Однако и здесь родителям необходимо быть осторожными, чтобы не проявить осуждение или высокомерие. Вполне логично, что чем больше родители открываются своим детям, тем больше их дети будут открыты для них.
Планируйте и регулярно проводите семейные встречи или выделяйте время для общения. Есть один очень полезный инструмент общения для семей со взрослыми детьми – это регулярно запланированное время для него. При этом можно использовать различные варианты. Прежде всего это семейный совет. Семейный совет может созываться, например, раз в неделю и/или когда есть что-то, что семья должна обсудить вместе. Семьи могут использовать время для семейных встреч, чтобы наладить повседневную жизнь, например, распределить работу по дому или определить время отхода ко сну. Время семейного совета можно использовать также для того, чтобы высказать обиды, жалобы, недовольство и поговорить о существующих проблемах. Это время можно провести и за разговором о позитивных моментах, которые произошли в течение последней недели. Важно то, что каждому члену семьи дается время высказаться, чтобы его услышали другие члены семьи.
Регулярно планируемое время на разговоры и коммуникацию не обязательно должны быть такими «официальными», как на семейном совете. Например, семья может каждый вечер использовать время ужина, чтобы «поймать» друг друга в суматохе дня. Или же родители могут выделить время, чтобы поиграть в коммуникативные игры, такие как, например, выбор конкретных тем для обсуждения и предоставление каждому члену семьи возможности выразить свое мнение. Важно, чтобы семья выделяла время на регулярной основе и с интересом общалась друг с другом.
Признайтесь, если вы чего-то не знаете. Когда дети задают вопросы, на которые их родители ответить не могут, родители должны признать, что действительно этого не знают. Родители могут использовать такие случаи в качестве получения совместного (с ребенком) опыта обучения. Например, родители могут научить своих детей тому, как получить информацию, которую те ищут, взяв их в библиотеку, открыв для них энциклопедию или страницу в интернете. Для родителей гораздо лучше будет показать своим детям, что они люди и поэтому не могут знать абсолютно все, чем давать неверные ответы.
Постарайтесь, чтобы ваши объяснения были полноценными. Отвечая на вопросы детей, родители должны постараться дать им столько информации, сколько нужно, даже если тема такова, что, обсуждая ее, родители чувствуют дискомфорт. Это не значит, что они должны вдаваться во все возможные подробности. Просто важно, чтобы родители знали, какой объем информации нужен их детям, а затем давали его. Важно, чтобы родители убедились, что информация, которую они предоставляют своим детям, соответствует их возрасту. Также родители должны поощрять детей задавать вопросы. Это поможет выяснить, какую информацию ищут их дети. Если детям не предоставлять достаточно информации, они могут сделать определенные выводы, которые могут оказаться неверными.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 10 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
19.08.2015
childdevelop.ru
Общение ребенка со взрослыми – первоочередное условие его полноценного развития. Гармоничное взаимодействие с малышом необходимо ему, как пища или медицинский уход. Специалисты считают его ускорителем психического роста, прививкой от детских фобий и комплексов.
Непослушные дети – «трудные», «проблемные», «забитые» – прямое следствие нарушенных контактов в семье. Не каждый родитель знает, что стиль общения с детьми во многом определяет их будущее.
Ребенок, лишенный внимания близких людей, — это кандидат в неудачники. Скорей всего, он будет зависим от водки или дурной компании. Очень вероятно, что его вообще ничего в жизни не будет интересовать.
Проблема детской невостребованности привлекает внимание психологов всего мира. В некоторых странах даже появились специальные курсы для родителей, объявивших «холодную войну» своим чадам.
Общение ребенка со взрослыми
Ученые советуют добиваться взаимопонимания с малышом, когда он находится еще в утробе матери. Уже в этот период ребенок все слышит и учится реагировать на знакомые голоса родителей.
Для новорожденного мамин голос – самый сладкий звук, а папины руки – самая надежная защита. Лишите его всего этого – и он будет расти как трава, пробивающаяся сквозь асфальт. Какое уж тут развитие – хватило бы сил выжить!
Родители первыми открывают ребенку секреты огромного мира, в который они его привели. С их помощью малыш познакомится с богатством эмоций и выразительностью речи. Благодаря им, он постигнет особенности социальных норм, узнает, что принято среди людей считать хорошим и плохим. Поведение мамы и папы будет служить ему наглядным примером.
Общение с детьми дошкольного возраста
Малышу, собирающемуся в школу, важно овладеть азами взаимодействия с одноклассниками. Благоприятный эмоциональный климат в семье – лучшая подоплека для этого. Доверие к малышу, признание его прав формирует в нем доброжелательность и открытость. Именно эти качества делают эффективным общение детей со сверстниками.
Родители дошкольника должны быть готовыми не только ответить на тысячу «почему». Помимо любознательности, просыпающейся к четырем годам, их малыш будет проявлять настойчивое стремление к личностному общению. Ему постоянно будет нужна поддержка взрослого, его сочувствие, одобрение.
Общение с детьми дошкольного возраста должно выработать у них уверенность в себе. Пропитанное любовью и уважением, оно все же должно быть достаточно строгим, не допускающим нарушения четко установленных правил.
Но к приказному тону следует обращаться нечасто, а крика в доме и вовсе желательно избегать. Любой ребенок – а ведь это формирующаяся личность – воспримет в штыки чрезмерную категоричность. Он может принять приказной тон за унижение. В ответ последует упрямое сопротивление.
Родителям нужно следить, чтобы в запрещающие фразы, адресованные ребенку, не прорывались грубость и раздражение. Иначе он будет не только дерзить взрослым, но и станет относиться к себе без уважения. Низкая самооценка неизменно повлечет за собой подавленность и апатию. Это пагубно отразится и на самочувствии ребенка, и на его успехах в школе, и на отношениях с одноклассниками.
Общение родителей с детьми
Психологи предупреждают о вредности обидных прозвищ, которыми родители часто награждают своих чад. «Задавака Маша» и «Забияка Миша» не исправятся. Напротив, они будут делать все назло, руководствуясь детской логикой: «Раз вы не верите в меня – стану для вас настоящей еще большей забиякой!»
Не воспринимают малые дети и нудных нотаций. Они их просто не слышат. На нравоучения, как и на постоянные окрики, у детей формируется психологическая глухота. Эффективней заменить долгие и скучные «лекции» личным примером.
Общение родителей с детьми должно быть теплым, но деликатным. Если ребенка трудно вызвать на откровенность, лучше отложить разговор на более благоприятный момент. Родительская наблюдательность и чуткость подскажут, что творится на душе у чада.
Стиль общения с детьми
Чтобы ребенок всегда доверял взрослым, они должны правильно выбрать манеру общения с ним. Психологи выделяют 5 основных коммуникативных стилей в семьях с разными поколениями:
1. Попустительский. Это когда «отцы» позволяют «детям» вести себя, как заблагорассудится; такая вседозволенность ничего не может породить в несмышленыше, кроме эгоизма, конфликтности и безответственности.
2. Отчужденный. Возведение непробиваемой стены между ребенком и взрослыми, полное отсутствие интереса к малышу, его нуждам.
3. Диктаторский. Утверждение родительского авторитета путем грубого насилия над ребенком, бескомпромиссное подавление всякой инициативы, исходящей от младшего члена семьи.
4. Покровительственный. Стиль общения, предполагающий излишнюю опеку над малышом, сдерживающую его самостоятельность и мешающую его развитию.
5. Уважительный. Проявление истинной заботы о ребенке через поощрение его индивидуальности, учет его потребностей и интересов, предоставление свободы осознанного выбора.
Последний стиль взаимодействия поможет избежать как непомерной враждебности по отношению к ребенку, так и излишнего либерализма.
Общение воспитателя с детьми
Профессиональный наставник подрастающего поколения должен владеть следующими компетенциями:
- направлять все усилия на сплочение детского коллектива;
- формировать в каждом ребенке адекватную самооценку;
- создавать здоровый микроклимат, способствующий полноценному развитию детей;
- учитывать диалектику возрастных потребностей и возможностей подопечных;
- использовать прямые и косвенные методы воздействия на воспитанников, отвечающие их возрасту, полу, интересам, уровню индивидуального развития;
- сочетать строгость с непредвзятостью при порицании или одобрении ребенка;
- уметь доступно изъясняться в непринужденном общении с маленькими собеседниками;
- избегать скучных нотаций, владеть чувством юмора, умело использовать его в разговоре на серьезные темы.
Наиболее эффективной формой общения воспитателя с детьми является игровая. Как показали результаты многих исследований, именно познавательные и развивающие игры способствуют самореализации ребенка.
Общение детей со сверстниками
В любом дворе или классе ребенка ждет сложный сценарий межличностных контактов. Ему нужно научиться успешно выходить из конфликтов, не ввязываться в драки, игнорировать ревность, прощать завистников и не копить в себе обиды.
Первый опыт отношений станет краеугольным камнем дальнейшего межличностного общения. Поэтому важно, чтобы он не был негативным. Родители должны помочь ребенку наладить связи с друзьями на основе взаимопонимания и поддержки.
Следует также оказывать содействие юному контактеру в преодолении внутренних изъянов, мешающих ему плодотворно общаться. Иначе, отвергнутый детским коллективом, он будет обречен на одиночество и деструктивные переживания.
В случае тупиковых ситуаций, рекомендуется обратиться за профессиональной психологической помощью.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
rostduha.ru
Общение с детьми и подростками: 36 правил общения
Здравствуйте, наши читатели! В данной статье обсудим правила, которые помогут родителям, общение с детьми превратить в искусство. Эти навыки помогут устранить в семье, существующий дефицит общения, образовавшийся у родителей с их ребенком или подростком. Также вы узнаете, из-за каких родительских ошибок возникают проблемы с общением между родителями и детьми.
Во многих семьях мечты о хорошем общении так и остаются мечтами, так как реальность показывает, что оно хромает. Можно оправдываться, говоря, мол, из-за множества дел, занятости просто не хватает времени. Но как правило, оно хромает из-за неумения или собственной лени родителей также нежелания ребенка общаться, особенно подростка.
Родителям кажется, что все их попытки разговорить детей или перевести разговор на серьезную тему натыкаются на стену непонимания с их стороны. Если у вас подобная ситуация, мы уверенны, собранные здесь 36 правил станут хорошим подспорьем для родителей, чтобы улучшиться в общении со своими детьми.
Правила общения с детьми
- Всегда интересуйтесь, как прошел день у детей. Это покажет им, что вам небезразлично, происходящее с ними в течение дня.
- Когда дети обращаются к вам, всегда внимательно слушайте. Как будто важнее того, что они вам скажут, больше ничего не существует. Сосредоточьтесь на общении, будто вокруг вас больше ничего и никого нет. Только вы и дитя
- Возьмите себе за правило всегда вместе принимать пищу. Возможно, это получится делать только раз в день. Но это сближает семью. Это прекрасная возможность спокойно, неторопливо вести разговор с дитятком.
- Поддерживайте зрительный контакт с ребенком, показывая, что внимательно его слушаете.
- Найдите время чтобы в спокойной обстановке просто поговорить с детьми. Поболтать на отвлеченные темы: кино, музыку, хобби. Это даст возможность вашим детям быть более открытыми.
- Относитесь серьезно к сказанному детьми. Особенно когда речь идет о каких-то детских проблемах. Даже, если на ваш взгляд, это несерьезно воздержитесь перебивать их. Избегайте называть их проблемы или переживания мелочью, пустяками, которые даже «выеденного яйца не стоят». Возможно, для родителей — это не проблема, но для детей сказанное может быть очень важным!
- Всегда говорите детям «спасибо», когда они сделали, что их просили. Перестаньте считать это обязанностью, даже если они помыли посуду или убрали игрушки. Дети увидят, что вы не только что-то требуете от них, а признательны им за соблюдение этих правил.
- Говорите детям о своем доверии к ним и что хотите продолжать верить им. Поощряйте их быть честными, не подрывая родительского доверия к ним.
- Чтобы общение родителей с детьми было плодотворным необходимо постараться стать с ними друзьями. Играйте, проводя вместе время. Начиная с малых лет, учитесь разговаривать с детьми по душам, тогда вам легче будет, когда они станут подростками. Выработав привычку откровенно, открыто общаться, сможете избежать многих будущих проблем.
- Когда дитя желает поговорить, сядьте с ним рядом, отложив в сторону все свои дела. Этим вы покажете ему, что цените возможность общаться и для вас ценно, что он вам скажет.
- Анализируйте свою реакцию на слова, поступки детей, особенно когда они вас чем-то возмущают. Например, довольно распространенный случай: дитя от кого-то услышало мат и повторяет. Какова ваша реакция? Запрет, наказание или постараетесь объяснить, почему это неправильно говорить. Проанализируйте свою реакцию и слова по отношению к детям.
- Хвалите деток за всё хорошее, что они делают. Для этого нужно научиться замечать это хорошее. Принес подросток хорошую отметку со школы, убрал малец игрушки — похвалите его!
- Будьте с детками открыты, честны во всем, касающемся их и что можно им знать.
- Если у вас несколько детей в семье, то старайтесь хоть иногда побыть с каждым из них наедине. Например, используйте возможность вместе сходить в магазин. Поверьте, это укрепляет общение детей со взрослыми.
- Старайтесь понять суть сказанного ребеночком, как бы читая между строк. Иногда дети недоговаривают до конца всего, что им хотелось бы сказать.
- Когда маленький или подросток пытается, заикаясь что-то рассказать, воздержитесь прерывать или перебивать его, даже если вам не нравится, как он говорит.
- Интересуйтесь детским мнением о ваших семейных отношениях, приглашая их высказываться по этому поводу. Например, как им кажется, семья, в которой они живут счастливая или нет? Любят их родители или нет? Может, им что-то не нравится из того, как ведут себя родители с ними?
- Рассказывайте детям, как прошел ваш рабочий день. Затем интересуйтесь, каким он выдался у них. Со временем дети привыкнут более открыто рассказывать о своем дне.
- Обнимайте их, давайте им обнимать себя. Даже если это 100 раз за день.
- Общение с детками начинается с умения говорить о своей любви к ним. Всегда заверяйте их в своей любви, особенно после наказания.
- Рассказывайте им истории своего детства, юношества. Дети любят слушать такие истории, особенно веселые и смешные. Более того, это может их кое-чему научить.
- Как можно чаще играйте с детками в разные игры. Спустя годы они могут не вспомнить, какие игрушки им покупали, но как родители с ними играли — они помнят! Как им было весело — это дети помнят!
- Чаще вспоминайте свое детство. Что вам нравилось из поведения родителей в отношении вас, что не нравилось? Какие навыки общения ваших родителей вам хотелось бы применить в своей семье? От каких хотелось бы отказаться или изменить? Помните, у ваших детей могут быть подобные мысли по отношению к вам.
- Иногда на время окунитесь в детство, чтобы подурачиться с детьми. Устройте бои подушками, поборитесь или делайте другие детские шалости. Это сближает родителей и детей.
- Уважайте детскую частную жизнь, особенно подростков. Помните, войти — это значит предварительно постучаться, а не ворваться подобно вихрю.
- Делайте им неожиданные подарки. Просто так без повода.
- Не ломайте детскую индивидуальность. Каждый ребенок по-своему уникален, поэтому к каждому нужен свой особенный подход.
- Учитесь всегда гордиться своими детьми. Получилось или нет у деточек сделать что-то правильно — всегда есть повод гордиться ими. Хотя бы только за их старание.
- Иногда старайтесь побыть вместе немного дольше обычного, даже если вы очень заняты. Они это замечают и ценят.
- Поощряйте их иметь какое-то увлечение, хобби. Всегда с интересом выслушивайте, что дитя говорит о своем увлечении. Постарайтесь хоть немного, но разбираться в его хобби. Это прекрасная возможность налаживать общение с ребенком.
- Поощряйте детей высказывать свое мнение, касающееся больших семейных приобретений или решений. Например, покупка автомобиля. Вовлекая подростка в разговор, дайте ему почувствовать себя немного взрослым, спрашивая, какой автомобиль он хотел бы иметь. Этот метод укрепляет общение с подростком, так как повышает его чувство собственного достоинства. Он видит, ему доверяют, его мнением интересуются.
- Воздерживайтесь критиковать или высмеивать детей за ошибки — это табу!!! Помогайте им набираться собственного опыта из своих ошибок. Например, рассказывая о собственном примере или объясняя им, почему у них так вышло.
- Прощайте детям их проступки в отношении вас. Не затаивайте на них обиду, показывая это всем своим видом. Как будто ведете бухгалтерский учет всех детских проступков, чтобы потом взыскать с них.
- Позвольте подростку самому выбирать себе одежду. Объясняйте, как ее правильно выбрать, при этом избегайте заставлять его носить не нравящуюся ему вещь.
- Просто любите детей, показывая любовь не стесняясь. (Рекомендуем прочитать 15 правил, как показывать свою любовь к детям?)
- Наверняка у вас есть любимое место, где любили в детстве коротать время. О чем-то мечтать, чем-то заниматься. Покажите его вашим детям, как нечто для вас особенное. Такое доверие они оценят.
Проблемы в общении с детьми
Многие родители совершают ошибки, общаясь с детками. Печально, но большинство родителей не хотят этого признать, поэтому продолжают общаться в том же духе. Предлагаем рассмотреть некоторые из наиболее часто повторяющихся ошибок из-за которых возникают проблемы в общении.
Крик.
Постоянно кричать на детей это значит эмоционально их подавлять. Дети очень чувствительны, и остро реагируют на психологическое давление. Постоянный крик развивает в них отрицательные механизмы защиты от родительской истерики: дитё уходит в себя, становится замкнутым или принципиально непослушным. Более того, может начать принимать такое поведение, как само собой разумеющееся. Поэтому, вероятней всего, будет вести себя подобным образом с другими детьми.
Наказание.
Многие родители общаются с детьми через наказание. Когда дети плачут, они указывают на ремешок или показывают жест, обозначающий наказание, чтобы напугать их. Каждый родитель должен знать, что это самый разрушительный способ общения, вызывающий у деток вину, стыд, унижение. Возможно, родители добьются послушания, подчинения, но тем самым сделают из них инвалидов общения с потерянным чувством собственного достоинства.
Неумение сдерживать свое слово.
Многие родители перед детьми рассыпаются обещаниями, которые затем не в состоянии выполнить — это плохая привычка, лучше не обещать, если сомневаетесь, что сможете выполнить. Даже если вы пытаетесь обещанием прекратить капризы деточки. Невыполненное обещание говорит о ненадежности родителей и детишки это хорошо понимают.
Сравнение с другими.
Общение сводится к постоянному сравнению, побуждающему детей ввязаться в крысиные гонки этого мира. Родители побуждают их идти по головам конкурентов, чтобы преуспеть во всех областях жизни. Подумайте, спортсмены истощаются от постоянных соревнований, тогда что говорить о детях. Ставя перед детьми нереалистичные ожидания, родители собственными руками делают их неуверенными в себе и менее умными.
Заключение
Детям важно иметь хорошее общение со своими родителями, поэтому важно ежедневно интересоваться ими. Лучший совет всем родителям — практиковать и практиковать, развивая искусство общения. Будьте большим образцом для подражания, научив ребенка эффективному общению. Это лучший урок, который научит их общаться уже со своими детками.
С уважением, Андроник Анна, Олег.
В завершение посмотрите видео про общение родителей со своими детьми.
semyadeti.ru
Психология общения родителей с детьми.
Психология общения родителей с детьми.
Общение – это сложный процесс взаимодействия и установления различных контактов между людьми разных возрастов и сфер деятельности. Это обмен мыслями, эмоциями, переживаниями и т.д.
С психологической точки зрения можно выделить несколько видов общения:
— без желания выслушать, посочувствовать и понять собеседника, т.е. обычная беседа с использованием банальных слов и вежливых выражений;
— ради выгоды либо наоборот – отказ от общения, когда один из собеседников получает желаемое;
— вынужденное, при необходимости встреч в различных обстоятельствах;
— деловое, с учетом личностных особенностей и делового интереса;
— на духовном уровне, с пониманием и дружеским участием друг к другу;
— с целью манипулирования и получения выгоды;
— беспредметные беседы: общепринятые фразы, поведение, соблюдение правил приличия.
Очень часто, при беседе с детьми, взрослые не задумываются над тем, как может повлиять их отношение к общению. Многие считают, что маленькие дети не понимают многих вещей, поэтому не стремятся беседу перевести в заинтересованное русло. А ведь даже дошкольник очень хорошо улавливает тон беседы, настроение взрослого и его отношение к самому ребенку.
В чем же заключается психология общения родителей с детьми?
Наиболее важными считаются именно детско-родительские отношения, поскольку они являются более длительными, и зачастую, непростыми. Большинство родителей, в суете жизни, даже не замечают, как быстро вырастают их дети, что их малыш уже стал личностью, даже еще не совсем зрелой.
В разные периоды взросления, ребенок стоит на пороге новых открытий, изменений. Рождаясь, младенец получает достаточно внимания со стороны своих родителей и родственников, подрастая, он идет в детский сад, где ему приходится налаживать отношения с воспитателями и сверстниками.
Гуляя во дворе, ребенок учится общению и в этом должны помогать ему родители, объясняя, как нужно веси беседу, какой тон приемлемый, чем отличается общение с детьми и взрослыми.
Если в семье позитивная обстановка и ребенок чувствует необходимую заботу, он всегда может получить поддержку и понимание родителей, даже если у него не всегда складываются хорошие отношения с детьми его возраста или старшими братьями-сестрами.
В благополучной семье, идя в школу, ребенок быстро осваивается, адаптируется к новым условиям, находит друзей и считает авторитетным учителя, уважает взрослых и гармонично развивается как личность.
При негативном отношении в семье, часто у детей складывается «комплекс неполноценности». Они не знают, как себя вести в обществе, как общаться с другими детьми, ведут себя агрессивно и по отношению к сверстникам и взрослым.
Такое поведение вызвано неправильным воспитанием и общением родителей со своими детьми. Дети – это продолжение родителей, они видят, как в семье относятся друг к другу и у них создается ложное впечатление о том, что такое общение и какое поведение с другими приемлемо в социуме.
Разговаривая с малышом на уровне его возраста, родители дают возможность маленькому человечку видеть в родителях поддержку, учатся правильному поведению и общению в различных ситуациях.
Ошибочно считать, что надо научить ребенка, как поступать в различных ситуациях и какие необходимо говорить слова. Детей нужно воспитывать так, чтобы они умели думать и сами принимать решения в любых ситуациях, а не повторять фразы, которые их научили говорить родители.
Если ребенок с детского возраста начнет сам разбираться в ситуации, то и в школе у него не будет возникать конфликтов с одноклассниками или учителями.
Для того чтобы обеспечить ребенку достойное будущее, каждый родитель должен придерживаться некоторых советов, которые предлагают специалисты в области психологии для хороших взаимоотношений между детьми и их родителями.
Во-первых, каждый ребенок должен чувствовать, что его любят, поэтому родители должны говорить ему об этом с самого рождения и по мере взросления, даже если отношения не совсем хорошо складываются, фраза «я тебя люблю» необходима детям в любом возрасте.
Родители должны быть всегда честны со своими детьми, потому что даже малыши всегда чувствуют фальшь и это может вызвать недоверие к родителям.
Положительное отношение и ласковое, особое имя очень много значат при общении родителей и детей. Используя его, родители дают понять, как они любят свое чадо.
На ночь малышам полезно читать сказки или рассказывать интересные истории. Если повторять этот ритуал изо дня в день, наполняя его сердце своей любовью к нему, ребенок будет помнить об этом долгие годы. Даже взрослые дети с удовольствием пообщаются перед сном с мамой, например, делясь своими секретами.
Следует с детства доверять детям и приобщать к помощи по дому. Это сближает и помогает налаживать отношения. Особенно нельзя забывать о совместных играх, т.е. ребенок всегда должен чувствовать заботу и любовь родителей.
pogovorim.by
Проведение родительского собрания на тему «Общение родителей с детьми и его влияние на развитие моральных качеств ребенка»
Тема:
«Общение родителей с детьми и его влияние на развитие моральных качеств ребенка»
Цели:
1. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
2. Стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;
Участники: родители учащихся с 1 по 11 класс, администрация школы, классные руководители, учителя предметники.
«Там, где нет мудрости родительского воспитания,
любовь матери и отца к детям уродуют их!»
В.А. Сухомлинский
Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков.
Сложное социально-экономическое положение в семье, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.
Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, и как следствие возникают конфликты.
Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок − то самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.
Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. Но, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности.
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.
Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств маленького человека. Поведение родителей — самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.
В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье. Таким образом, перед нами выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.
Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
В воспитании следует пользоваться правилом: прежде, чем предъявлять требование к ребёнку – предъяви их к себе.
«Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает свою одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о соседке, учителе, близких, друзьях и знакомых».
Очень часто родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами. И очень часто им это удаётся с помощью мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования ребёнка формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие и хитрость. Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако это чаще всего оборачивается большими проблемами. Необдуманная строгость приводит опять же к лукавству ребёнка и отчуждению.
Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитать отзывчивость. Простой пример. Ребёнку дают конфету, он берёт её и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказываются, говоря ребёнку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, можно быть уверенным, что ребёнок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать. Таким образом, он получил урок отзывчивости, доброты.
В семейном воспитании имеются самые разнообразные приёмы и средства формирования культуры поведения, нравственных качеств. Но случается, к сожалению, что выбираются из них далеко не самые лучшие. «Убери локти со стола… Не чавкай… Кто за тебя всё это будет убирать?.. Я что сказал?.. Делай, что тебе говорят!..» Бесконечные назидания и упрёки, замечания, наказания и угрозы – малоэффективное средство воспитания. Как часто мы сталкиваемся с одной и тоже проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем их от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Реальные поступки – вот что формирует поведение ребёнка, а не слова и нравоученья!
Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в настоящее время играют компьютер и телевидение. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становится раздражительным, неуравновешенным, агрессивным. Вам – родителям, необходимо контролировать в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы он смотрит.
Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям. Например, пригласил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот прекрасный повод обсудить маленькие секреты радушия и мастерства хозяев. Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагодарить за подарок, какой-бы он не был.
Очень ценный источник знаний о нормах поведения и нравственных качеств – это книги. Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать собственную библиотеку, куда могут войти книги, помогающие в учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, художественная литература. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушки, дедушки, мамы, папы и теперь эти книги стали друзьями ребёнка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, но и дополняется чувствами к самым дорогим людям.
В заключении я хотела бы отметить, что взрослый человек должен быть не «хозяином», не главою, который всё знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребёнком ищет истину и отличается от ребёнка только тем, что более зрел и опытен. Такое понимание между ребёнком и взрослым составляет основу действительно близкого контакта между ними. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творческим. Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!
Решение родительского собрания.
1. Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.
2. Обратить внимание родителей на стиль общения с ребенком и невербальные (неречевые) проявления чувств по отношению к нему.
3. Напомнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка, а также недопустимости телесных наказаний.
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй. Вильгельм Гумбольт.
Воспитать нравственные качества и культуру поведения — главнейшая задача родителей. Что же нужно для её успешного решения?
— Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье;
— во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности;
— в-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
infourok.ru
Общение между родителями и детьми
Тот голос, которым мы говорим со своим ребёнком сейчас, останется с ним навсегда. Именно этим голосом он будет разговаривать с собой, став взрослым. Все упрёки, нравоучения, наше недовольство им будет принято за основу его собственного отношения к себе.
Сможет ли он поддерживать себя, подбадривать, будет ли у него безапелляционная вера в собственные силы, насколько он будет добр к себе и сможет ли он вообще быть добрым к себе, зависит от того, что мы говорим ему сейчас.
Как родителям правильно общаться с ребенком?
Мамин голос, мамино отношение, мамины требования и ожидания – это то родительское “Я”, которое всю жизнь будет выполнять роль “совести” и станет ”внутренним критиком” для взрослого человека. Будет ли этот критик поддержкой или инквизитором, зависит от нас.
Родительские слова и представление мамы с папой о нём самом – для ребёнка безусловная истина. Как если бы сам Бог сказал ему раз и навсегда, какой он и что из себя представляет.
Заложенное родителями ядро личности переделать, перекрасить в другой цвет очень трудно. И чем больше в нём мин и чёрных, гулких, затягивающих в бездну дыр, тем сложнее человеку опираться на себя.
Мамина вера и поддержка, папино признание безусловной красоты и обаяния дочери – это то, благодаря чему вырастают спокойные и уверенные в себе женщины.
Роль отца в жизни девочки – в поддержке и признании её совершенства. Для девочек папа – идеал мужчины. Никогда не досягаемый идеал. Мудрость отца в том, чтобы любить свою жену и дочь, но по-разному. Чтобы быть с женой парой, любовниками, двумя любящими друг друга людьми. Именно по этим отношениям, видимым в детстве, девочка будет строить свою семью.
А в дочь вложить веру в то, что она неотразима. Словами вложить. Дочь видит свою женственность глазами отца. Его мнение – это мнение всей мужской половины человечества. Признание её красоты и женственности, плюс безусловная поддержка – это то, что создаёт глубинное чувство защищённости и веры в себя.
Мамина вера в сына, в его мужественность и самостоятельность и при этом безусловная поддержка тогда, когда ему нужна помощь; папино уважение и признание – это то, что создаёт стержень личности. Глубинное чувствование себя сильным, полноценным, настоящим. Это то, что даёт опору и устойчивость. Непоколебимую веру в то, что мир тебя любит и всегда поддержит.
Что останется с нашими детьми, когда нас не будет?
Наши голоса, те слова, которые мы говорили им в детстве.
Наши любимые фразы. То что мы повторяли изо дня в день. То что мы говорили в ярости и отчаянии, из большой любви и желания защитить.
То что мы говорили от своей беспомощности. То что нам говорили, а мы повторяем, не задумываясь, не вникая, потому что так надо, так всех воспитывают.
Именно на эти фразы, сказанные нами с пылом и жаром, в полной убеждённости в своей праведности, будет опираться наш ребёнок, когда вырастет.
Мы не можем подстелить соломку под каждую ситуацию, которая может случиться с ребёнком. Кроме этого у родителей полно и абсурдных, совершенно иррациональных страхов. И в своём стремлении защитить мы убиваем всё живое.
Все родительские послания, которые становятся для уже взрослого человека непреодолимой стеной, были сказаны из большой любви и с одной целью – защитить.
Моя работа – это разговаривать со взрослыми людьми. Поддерживать, помогать разобраться и найти выход. И знаете, на что натыкаются люди, когда не могут сделать ни шага, совершают глупейшие поступки, тормозят и всячески отравляют себе жизнь?
На родительские послания.
На то “какая ты” и “какой ты”. Что ты можешь себе позволить, а что нет. Есть ли у тебя ум, красота, талант или нет.
Мы очень долго смотрим на себя глазами своих родителей. И это им, уже став взрослыми, мы доказываем, что сможем, добьёмся и станем. Кто-то из нас выживает благодаря, а кто-то вопреки.
Мы не всемогущи, но для детей мы боги. И именно на наши послания наши дети будут опираться всю свою жизнь.
Автор статьи Ирина Дыбова
ya-lubima.ru