Разное

Негативные и позитивные формы девиантного поведения – —

Содержание

Позитивное девиантное поведение

Позитивная девиантность: что это?

В современной науке определение девиации чаще всего соотносят с негативными психическими проявлениями человека. Но есть и обратная его сторона: девиантность может быть позитивной, то есть такой, которая не несет в себе разрушительного характера. Наибольший интерес сегодня вызывает такое девиантное свойство личности, как ее гениальность, которая может быть необузданной и не восприниматься в качестве нормального поведения.

Самостоятельным творчеством, а также созданием художественных произведений занимаются миллионы людей по всему миру, но выводят это на качественно новый уровень и создают совершенно новые объекты лишь единицы. Таким людям свойственно иное мышление, которое помогает им смотреть на окружающий мир с других сторон и, соответственно, не поддаваться влиянию обыденности, и мыслить иначе. Вершины мастерства также достигают немногие: кому-то не хватает профессионализма, кому-то достаточно иметь одну идею, и они не хотят развиваться дальше. Но есть люди, которые оказываются на вершине успеха, и их называют одаренными природой, гениями, вундеркиндами.

Такие личности посвящают всю свою жизнь или искусству, или науке, либо изобретательству новых вещей, которые в дальнейшем проникают в повседневную человеческую жизнь, делая ее интереснее, насыщеннее, и в то же время гораздо легче. Тем не менее, их образ жизни не всегда верно оценивается окружающими, он может быть в принципе не совсем понятен массам. Такой человек обладает следующими чертами:

  • Он отказывается от создания семьи ради того, чтобы всю свою жизнь посвятить изобретениям;
  • Он отказывается от банального бытового комфорта, посвящая всего себя лишь своему делу, забывая об элементарных человеческих потребностях;
  • Он довольно непрактичен в повседневных делах, поскольку изначально настроен на разрешение сложных и противоречивых «высоких» задач. Он попросту не приспособлен к разрешению бытовых вопросов, а потому сталкивается с серьезными трудностями.

Замечание 1

Помимо того, люди-гении достаточно капризны, они перфекционисты, а потому не могут допустить, чтобы вещи выглядели не так или события шли не тем путем, каким они сами их распланировали. Они очень придирчивы к любым мелочам, и это может раздражать окружающих, поскольку их поведение порой доходит до абсурда, из-за чего их не понимают другие люди.

Нередко девиантность творческих и одаренных людей находит свое отражение в художественных произведениях. Они также могут иметь специфическую форму и содержание, и понять их может не каждый. Тем не менее, не следует забывать о том, что искусство можно интерпретировать по-своему, и в любом произведении человек может найти что-то свое, ему это начинает нравиться, и через эти процессы он осознает, что художник – это не странный человек: он, как и все, имеет свой уникальный взгляд на вещи, и это не несет какого-то негативного подтекста.

Позитивная девиация как источник прогресса

Позитивная девиация помогает людям углубиться в понимании самого себя, а также окружающего мира. Помимо этого, люди с творческими наклонностями могут особенно наслаждаться жизнью, и видят в самых элементарных вещах особенное. Это помогает раскрывать мир перед другими людьми, и это проявляется в их творчестве, произведениях искусства, музыке, книгах. Творчество в целом позволяет развиваться личности со всех сторон, и только одаренные люди могут продемонстрировать необычное в самых повседневных и обыденных вещах.

Научные открытия также способствуют прогрессивному развитию различных областей и сфер человеческого бытия. В качестве особо яркого примера одаренной девиантности можно привести Альберта Эйнштейна. Он был одним из гениальных физиков-теоретиков, и по праву считается основателем физики в ее современном виде. Тем не менее, несмотря на гениальность в научной сфере, он был совершенно неприспособлен к быту, отличался чрезвычайной рассеянностью и оторванностью от жизненной действительности, что делало его в одной сфере гением, а в другой –«несмышленым ребенком».

В искусстве примером девиантности можно назвать Сальвадора Дали. Вряд ли мы можем найти еще одного человека, который относился к художественному искусству с такой страстью и приверженностью, как Дали. Его работы отличаются магической притягательностью, но в то же время вселяют ужас и восторг, разочарование и надежду. В повседневной жизни художник был очень нервным, страдал некоторыми расстройствами, которые не позволяли ему вести полноценную жизнь среди других людей. Экспрессия его иногда отпугивала окружающих, страсть к искусству перекрывала любые другие интересы.

Таким образом, благодаря позитивной девиации мы можем наблюдать большое количество примеров, которые демонстрируют нам, как отклонения в поведении могут вывести общество на совершенно иной качественный, а также количественный уровень развития. Прогресс, который происходит в обществе благодаря позитивным девиантам -гениям, одаренным, вундеркиндам, — это процесс, который не оценим в обществе. Без таких людей мир был бы довольно однобоким и однообразным, поэтому мы можем смотреть на него с разных сторон.

Важную роль играет социальная среда, на которую реагируют социальные отклонения. Это может доходить вплоть до преступного поведения. Но есть и обратная сторона: люди, которые устали от повседневности, а также имеют некоторые особенности личности, стремятся к тому, чтобы разнообразить этот мир и продемонстрировать его с совершенно различных сторон. Это влияние может быть не понято всеми, а поведение может отпугивать. Но, тем не менее, мы сами пользуемся сегодня большим количеством изобретений, которые доступны нам именно благодаря людям, имевшим некоторые отклонения в поведении. Очень важно уметь контролировать себя, чтобы одаренность не превратилась в безумство, а гениальность не перетекла в ряд психических отклонений. Будучи непонятым и непринятым, человек может впадать в депрессию, что в целом может окончательно погубить его психику.

spravochnick.ru

примеры и признаки отклонений :: SYL.ru

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Негативное девиантное поведение

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры — это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников — это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения — это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, — это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно — детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых — вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в «плохие» компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • компьютерная зависимость;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Заключение

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество. Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация — это не всегда плохо. Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.

www.syl.ru

Негативное и позитивное отклоняющееся поведение

Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее доминирующим нормам общества. Существует много разных теорий, объясняющих отклонение от общепринятых правил с биологической, психологической и социологической точки зрения. Признанное нарушение культурных норм не носит исключительно негативный характер. Что такое позитивное отклоняющее поведение?

Отклонение от нормы

Когда большинство из нас думает о девиантном поведении, то сразу могут возникнуть ассоциации, связанные с нарушением закона, противоправными и асоциальными действиями. Существует как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение. Девиация, как и нормы, формируется обществом. В общем, существуют три социальные основы отклонения: структурный функционализм, символическое взаимодействие и социальные конфликты.

Структурный функционализм

Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Эмиль Дюркгейм считается «отцом» структурно-функциональной перспективы, в которой общество рассматривается как сложная система, в которой стабильность поддерживается совместной работой сложных частей. Дюркгейм сделал удивительное заявление о том, что отклонение имеет много положительных функций для общества. Например, он считал, что оно может фактически объединить людей в обществе и прояснить культурные нормы и ценности.

Второй структурный функционалист Роберт К. Мертон разработал теорию деформаций. Он считал, что теория ориентации на богатство и ограниченной возможности разбогатеть приводит к росту краж, продажам наркотиков и другим уличным преступлениям. Позитивное отклоняющееся поведение, однако, может привести к появлению новаторских идей для решения различных проблем нетипичными способами.

Символическое взаимодействие

Данный подход объясняет, как люди определяют девиации в повседневных ситуациях. Теория маркировки утверждает, что отклонение и норма не являются результатом того, что мы делаем, это скорее реакция других людей. В рамках этой теории существует первичное и вторичное отклонение. Первичное отклонение относится к прохождению эпизодов девиантного поведения, в котором участвует большинство людей. Второе — это когда кто-то делает что-то неподобающее и получает отрицательный социальный ярлык, который изменяет самооценку и социальную идентичность человека.

Чтобы продемонстрировать теорию маркировки, представьте себе двух 16-летних девочек. Обе — хорошие ученицы, спортсменки и никогда не сталкивались с нарушением закона. Допустим, обе девочки решили немного выпить спиртных напитков со своими друзьями в выходные или во время школьных перерывов. Это будет первичное отклонение.

Давайте предположим, что одну из девушек поймают. Ее ставят на учет в учебном заведении, выгоняют из спорта, направляют на консультацию по алкоголю, вызывают с родителями в школу и так далее. Девиантное действие совершили обе девочки, разница в том, что одну из них поймали, а второй повезло. Вторичное отклонение — это то же самое, что и первичное, только во втором случае плохое поведение не было замечено.

Социальный конфликт

Подход социальных конфликтов связывает девиации с социальным неравенством. Какое поведение считается отклоняющимся от нормы, а какое нет, зависит того, какие категории людей удерживают власть в обществе. Почему некоторые вещи незаконны, а другие нет? Теоретик социального конфликта будет утверждать, что многие действия считаются девиантными, потому что у власти есть ресурсы, чтобы сделать эти действия девиантными. Кроме того, нормы любого общества в целом отражают интересы богатых и могущественных, а у могущественных людей есть ресурсы, чтобы противостоять девиантной маркировке.

Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное

В обществе существует разнообразный стиль поведения, который идет вразрез с ожиданиями и культурными нормами. Рассмотрим такие ситуации:

  • Вчера Максим вошел в 24-часовой магазин и ограбил кассира.
  • Анне выписали штраф за превышение скорости, на 15 км превышающей допустимое значение.
  • Мария, которая только что вышла замуж, решила сохранить девичью фамилию вместо того, чтобы взять фамилию своего мужа.

У кого из этих трех человек поведение будет считаться «девиантным»? Правильным ответом будет — все трое. Как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение — это любое действие, которое воспринимается как нарушение культурной нормы общества или группы. Именно нормы диктуют то, что считается приемлемым и неприемлемым в разных культурах.

Одной из категорий отклонения является преступление, которое происходит, когда кто-то нарушает формальные законы общества. Уголовное отклонение охватывает широкий диапазон поведения, от незначительных нарушений правил дорожного движения до поджога или убийства.

Максим, ограбивший супермаркет, и Анна, которая проигнорировала ограничение скорости, вписываются в эту категорию. Однако законы составляют всего лишь один комплекс сложной системы бесчисленных правил — формальных, неформальных, письменных, подразумеваемых и т. д., которым мы, как ожидается, должны соответствовать. Любой акт несоответствия этим правилам считается девиантным.

Маленькие нарушения совершают абсолютно все: кто-то забыл вернуть библиотечную книгу вовремя, кто-то перебежал дорогу на красный свет, кто-то прогулял несколько уроков в школе, кто-то не уступил место бабушке в автобусе. Несоответствие не всегда является отрицательным примером нарушения правил.

Какими бы ни были девиантные действия, отрицательными или положительными, они имеют общую черту — отличие от нормы. Как выглядит позитивное отклоняющееся поведение? Пример Марии показывает, что даже если девушка и не совершает преступления, решив сохранить свою девичью фамилию, она все же выполняет девиантное действие, так как взятие фамилии мужа является нормой в нашем обществе.

Позитивное отклоняющееся поведение: теория Дюркгейма

Отклонение является естественной и даже необходимой частью общества, фактически не может быть такого, чтобы не было нарушений вовсе. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Дюркгейм использовал монастырь в качестве примера: для посторонних монахи чрезвычайно мирны и поэтому живут в почти утопическом обществе. Тем не менее, даже там наблюдаются случаи отклоняющегося поведения. Для обычных людей пропущенная утренняя молитва не считается девиантным поведением, но в монастыре это противоречит правилам, которые были созданы, чтобы навести порядок в этом обществе. Их нарушение приводит к негативным социальным реакциям.

4 основные функции отклоняющегося поведения

Поскольку отклонение может серьезно нарушить социальный порядок, может показаться парадоксальным, что на самом деле это может иметь положительные последствия. Согласно Дюркгейму, отклонение выполняет четыре основные функции:

  1. Оно подтверждает культурные нормы и ценности.
  2. Оно разъясняет моральные границы и учит нас отличать правильное от неправильного.
  3. Это объединяет людей. Люди становятся едиными в своем совместном ответе на девиантные действия, например, когда начинает зашкаливать патриотизм во время появления внешней угрозы, например, терроризма.
  4. Некоторые примеры позитивного отклоняющегося поведения способствуют социальным изменениям. В истории полно людей, которые своим нестандартным мышлением и поведением толкали общество вперед.

Теория деформации Мертона

Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные последствия. Хотя Мертон согласился с тем, что для функционирования общества необходимо определенное отклонение, он утверждал, что культура и структура самого общества оказывают давление на отдельных лиц.

Другими словами, из-за определенных культурных ценностей и целей те, кто не имеет возможности законно справляться с этими целями, чувствуют определенное напряжение. Так появляются преступники, люди с негативным отклоняющимся поведением, которые используют нетрадиционные средства, такие как преступления, для достижения этих целей.

Положительная девиация

Нормы — это правила и ожидания, которыми руководствуются члены общества. Отклонение — это отсутствие соответствия этим нормам. Например, девиантный акт может совершаться в одном обществе, которое нарушает там социальную норму, но может быть нормальным для другого общества. Социальные нормы отличаются от культуры к культуре. Про негативную девиацию понятно — это когда отклоняющееся поведение приносит вред целому социуму или отдельным личностям. А вот с положительной девиацией стоит разобраться.

Позитивное отклонение относится к поведенческому и социальному изменению. В любом контексте некоторые люди, сталкивающиеся с подобными проблемами, ограничениями и лишениями ресурсов своих сверстников, тем не менее будут использовать необычные, но успешные виды поведения или стратегии, которые позволят найти лучшие решения. Благодаря изучению этих индивидуумов-субъектов, называемых «позитивными девиантами», инновационные решения таких проблем могут быть идентифицированы и усовершенствованы из-за их поведенческой реакции.

Особенности восприятия

Причинами позитивного отклоняющегося поведения могут быть определенные события, происходящие в обществе или в жизни людей. Также это могут быть особенности восприятия отдельных индивидуумов, которые всегда стремились создать нечто невероятное, и которых все поначалу считали немного сумасшедшими и «не такими как все».

Быть не таким, как все — это плохо?

Приведем примеры позитивного отклоняющегося поведения. Григорий Перельман, являясь российским гением в области математики, был первым, кто доказал теорему Пуанкаре, за что был номинирован сразу на несколько премий. Весь научный мир был в шоке, когда неординарный ученый отказался от трех крайне престижных премий, и это действительно яркая ситуация, иллюстрирующая позитивное отклоняющееся поведение.

Он это объяснил тем, что награды его не интересуют, а вклад других математиков ничуть не превышает его заслуг. Примером позитивного отклоняющегося поведения является то большое количество гениальных личностей, которые благодаря своим нетрадиционным подходам сумели оставить свой след в мире и изменить его к лучшему.

Гениальные люди, которые мыслят нестандартно и являются не такими как все, двигают вперед общественный и технический прогресс. Первые компьютеры появились в 1969 году и были размером с целую комнату. Такие знаменитые личности, как Стив Джобс и Бил Гейтс, во многом поспособствовали тому, чтобы сделать эти цифровые устройства не просто персональными, а даже мобильными.

Альберт Эйнштейн разрушил прошлые стереотипы о физической реальности и стал первым, кто открыл закон относительности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все научные умы и изобретатели — это девианты. Постепенно общество усваивает новые социальные нормы, и некоторые действия, не допускаемые ранее, принимаются за сами собой разумеющиеся. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением являются весьма размытыми и подвижными, как во времени, так и в пространстве.

fb.ru

Положительные девиации личности как фактор развития общества



В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Ключевые слова: девиантное поведение, положительные девиации, личность, общество.

В современном высокоразвитом обществе большой интерес для исследователей представляет поведение индивида. В наше время, время социальной нестабильности общества, поведение людей все больше склонно к отклонению от общепринятых социальных норм и стандартов. Из — за того, что поведение части людей уже не отвечает социальным нормам это поведение для общества становится непредсказуемым. Вследствие этого, оно переходит в девиантное.

Любая форма проявления девиантного поведения — либо положительная, либо отрицательная — это протест индивидов против традиций, ценностей, норм и стандартов, уже образовавшиеся в обществе в целом. Но этот протест в зависимости от того, в каком направлении он будет развиваться, будет совершенно разным. Девиантное поведение как явление социальной действительности во всей совокупности проявлений все еще находится на недостаточно изученном уровне.

Вследствие распространения такого явления, как положительные девиации личности, которые выступают как фактор развития общества, появляется необходимость уделять ему более пристальное внимание, чтобы в будущем, провести экспериментальное исследование по данной проблематике.

Большое внимание изучению проблемы проявления девиантности уделяли такие ученые, как: Змановская Е. В., Менделевич В. Д., Хомич А. В., Беличева С. А., Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Э. Кречмер, П. Джекобс, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А. Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев, Э.Дюркгейм, и многие другие.

Девиантное поведение по мнению В. Д. Менделевича, это — «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [4, С.14].

Е. В. Змановская же утверждает, что «девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, C.15]. Данные трактовки более точно раскрывают сущность девиантного поведения.

Существуют ряд теорий, которые объясняют возникновения девиаций. Биологические теории исходят из того, что главной причиной формирования девиантного поведения является физиологические особенности человека. Психологические теории считают, что главный детерминант формирования девиантного поведения нужно искать в раннем детстве, что отклонения в поведении зависят от правильного прохождения этапов становления психики человека. Социологические теории твердят, что в возникновении девиантного поведения главенствующую роль занимает место индивида в социуме, его отношение с другими членами общества.

Отклонения от общепринятых социальных норм может быть представлено двумя формами проявления девиантного поведения:

– Негативные, т. е. нарушающие жизнедеятельность общества, дезорганизующие социальную систему, разрушающие ее и влекущие за собой в конечном итоге девиантное поведение;

– Позитивные, т. е. служащие инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, повышение ее подготовленности и выступающие как фактор развития общества.

Рассмотрением проблемы позитивных девиаций личности, например таких как, гениальность, творчество, креативность, талант занимались многочисленные зарубежные (О. Вейнингер, Ф. Ницше) и отечественные философы (Н.Хамитов, В. Флоренский, Н. Бердяев).

Позитивные девиации подразумевают под собой прогрессивное изменение системы общества. Новые идеи, инновации, креативность, новаторство, творчество — это девиации, которые несут позитивный характер и, которые обеспечивают и ведут к развитию современного общества, современного социума. Они занимаются мотивирующей и направляющей функцией по отношению к поведению человека, как представителя микросоциума. Есть определенные факторы, которые влияют на личность. Их воздействие рассматривается с двух сторон: с одной стороны, содействуют полному осуществлению позитивного творческого потенциала личности, с другой же — внешние обстоятельства жизнедеятельности способны нарушить, притормозить и иногда могут заглушить развития позитивного образования.

Позитивные девиации возникают всегда осмысленно и имеют целенаправленный характер. Эти девиации играют огромную роль в самореализации и саморазвитии личности. Поле для реализации позитивно — девиантной личности является безграничным. В свою очередь, позитивно — девиантная личность — это совокупность характеристик, которые несут под собой творческий потенциал в своей сфере деятельности, самовоспитание, умение владеть культурой потребления информации, креативность мышления, высокая выносливость в работе, осознание своего «Я» на более качественном новом уровне и многое другое. Проявление творческого и креативного подхода в решение сложных задач и умение мыслить неординарно является очень важным и актуальным в современном обществе.

На сегодняшней день позитивные девиации — один из факторов развития общества, в них заключены начала искусства, техники, культуры, жизни социума и его взаимоотношений. В действительности без положительных проявлений девиантного (отклоняющегося) поведения структура общества может прийти в упадок, так как гениальность некоторых личностей воспринимается как позитивная девиантность. Яркими примерами такой девиантности являются Сальвадор Дали, Сергей Есенин, Жан Поль, Альберт Эйнштейн. Стоит отметить, что гениальные люди как представители позитивной девиантности, не приспособлены к бытовому образу жизни. Они либо не имеют семьи, либо крайне капризны, либо позволяют себе нелепые выходки, либо не практичны в обыденных делах. Например, Альберт Эйнштейн — гениальный физик — теоретик, один из основателей современной физики, создатель частной и общей теории относительности и многое другое. В жизни же неприспособлен в быту и крайне отстранен от реальной действительности.

«Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступая тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления» [5, С.5].

Многие ученые утверждают, что проявления девиантного поведения ведут к противоречию в развитии социальных структур общества, но и в тоже время подкрепляют прогрессивные течения общества. Бесспорно, такие характеристики личности, как искренность, огромное трудолюбие, правдивость в общении с людьми, принадлежат положительным девиациям, а поведение, которое выходит за границу разума и даже закона, являются проявлением отрицательных девиаций.

Социальные отклонения в обществе имеют парадоксальный характер. С одной стороны, вносят опасность в стабильность общества, с другой стороны — сохраняют эту стабильность. Каждый член общества должен знать, какое поведение он может ожидать от взаимодействия с окружающими его людьми, какое поведение окружающие люди ждут от него самого, какими социальными нормами должны руководствоваться его дети. Девиантное поведение разрушает эту систему. Когда в обществе наблюдаются постоянные социальные отклонения, то происходит дезорганизация культуры общества и нарушение социального порядка. Вследствие этого, нравственные нормы не контролируют поведения всех членов общества, важнейшие ценности не воспринимаются обществом, люди теряют чувство безопасности, появляется неуверенность в своих действиях и силах. Поэтому общество будет работать продуктивно только тогда, когда большая часть населения будет признавать сложившиеся нормы и поступать согласно ожиданиям других индивидов.

С другой стороны, девиантное поведение — одно из средств адаптации культуры к социальным изменениям общества. Никакое современное общество длительное время не будет статичным. Сообщества должны менять образец своего поведения из — за перемен в окружающей среде. Резкое повышение рождаемости, инновации, открытия в науки, изменения в физическом плане — все это приводит к необходимости признания новых социальных норм и привыкание к ним всех членов общества. Новые социальные нормы возникают и функционируют вследствие обыденного поведения людей и постоянного столкновения внешних обстоятельств. Отклонения от прежних, привычных норм поведения незначительного числа индивидов приводит к созданию новой, нормативной формы поведения. С течением времени отклоняющиеся поведение, которое содержит в себе уже новые, нормативные нормы, попадает в сознание индивидов. И тогда, когда членами общества усвоено поведение, которое включает в себя уже новые социальные нормы, оно перестает быть девиантным (отклоняющимся).

«Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников)» [1]. Очень важно не утратить с течением времени ту границу, которая отделяет действительно положительные девиации от девиаций как форму поведения индивида, стоящую за чертой нормального функционирования общества.

Следует подчеркнуть, что положительные девиации личности, требуют большого научного понимания, так как личность склонна поступать «как все», сопоставлять себя с общепринятыми стандартами, поскольку она заинтересована в социально — желательной оценки своего поведения.

Позитивные девиации личности стоит воспринимать как социально — духовное явление. Особое внимание представляет исследования проявления позитивных девиаций в сферах науки и искусства. Основные сферы общества нуждаются в тех людях, которые способны к творческому решению задач, а от отрицательного проявления девиаций нужно постепенно избавляться.

Таким образом, проблема девиантного поведения в настоящее время очень важна и актуальна. Особое внимание уделяется положительным проявлениям девиантности. Положительные девиации способны быть примером группового согласия, выступать ускорителем социальных изменений общества, т. е. любые нарушения социальных норм и правил поведения девиантами, являются сигналом обществу о том, что социальные структуры общества функционируют ненормально, т. е. неправильно. В результате складывается необходимость внесения поправок, т. е. изменений в социальные структуры общества. Отклоняющееся от общепринятых социальных норм и правил поведения незначительного числа населения способны внедриться в сознание всей общественной жизни, что говорит о начале создания новых социальных норм, установок и образцов поведения, тем самым преодолевая устаревшие традиции.

В будущем на основе того, что теоретическая часть такой проблемы — позитивные девиации личности как фактор развития общества, изучена довольно глубоко, нужно провести экспериментальное исследование. Это поможет доказать, что в нашем современном обществе действительно имеют место быть положительные девиации, поскольку именно они выступают как фактор развития общества, помогают совершенствовать социальные структуры общества в прогрессивную сторону. Позитивные девиации — это начало чего — то нового, уникального и необыкновенного. Это умение человека приносит в общество новые, необыкновенные идеи, выбирать нестандартные решения, отходить от традиционных образцов поведения.

Положительные девиации личности играют большую роль в развитии социальных структур общества. Они выступают как фактор развития общества, поскольку именно они приносят в социум новые, оригинальные идеи, которые необходимы для успешного функционирования социальных структур общества.

Литература:

  1. Гилинский Я. И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф-Пресс, 2013. 184 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.- с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Сминщикова Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, развитие общества, девиация, социальная структура общества, член общества, норма, поведение, общество, современное общество, позитивная девиация личности.

moluch.ru

2.2. Основные формы девиантного поведения

К основным формам девиантного поведения в современ­ных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, нар­команию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою спе­цифику.

Преступность. Социологические исследования преступ­ности и ее причин берут начало в работах русского статисти­ка К.Ф- Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо­логии преступности дала работа франко-бельгийского учено­го – математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный по­рядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее ко­личество факторов, воздействующих на ее динамику, попа­дает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое зна­чение деклассирования, т. е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой. В 30-е годы нашего столетия исследования, проведенные представителя­ми так называемой чикагской школы в социологии, выяви­ли влияние внутригородских различий на уровень преступ­ности: самые «преступные районы» – районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биоло­гического и социального в формировании преступного пове­дения.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям при­ближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регист­рируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индуст­риальных странах, но очень высок темп прироста преступ­лений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.

В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступнос­ти в нашей стране можно определить как «патриархаль­ный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриа­лизации» девиантности.

Преступность – отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче – снижении темпов прироста и удержании преступ­ности под контролем на социально терпимом уровне.

Алкоголизм. С давних пор человечеству известны опья­няющие напитки. Изготавливались они из растений, и их по­требление было частью религиозного ритуала, которым со­провождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промыш­ленный способ получения этилового спирта. Именно это от­крытие сделало возможным массовое потребление алкого­ля, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в та­ких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в упот­ребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой ци­вилизации – проблему алкоголизма.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемен­том социальных ритуалов, обязательным условием офици­альных церемоний, праздников, некоторых способов время­препровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, гра­бежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрез­вом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По ка­ким критериям можно судить об алкогольной ситуации и ее динамике? Как правило, используются три группы социо­логических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и струк­тура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртно­го; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, напри­мер, регулярность потребления, длительность, связь с при­емом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распреде­ление потребления алкоголя между мужчинами и женщи­нами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечислен­ные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно об­наружить два направления.

Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и произ­водства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений.

Во-вторых, усилия, на­правленные на уменьшение потребности в алкоголе, улуч­шение социальных и экономических условий жизни, рост об­щей культуры и духовности, спокойная, взвешенная инфор­мация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введе­ния на территории некоторых стран «сухого закона» (Анг­лия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, пси­хологический, демографический, юридический и медицинс­кий аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

Наркомания. Термин происходит от греческих слов narke«оцепенение» и mania«бешенство, безумие». Это заболевание, которое выражается в физической и (или) пси­хической зависимости от наркотических средств, постепен­но приводящей к глубокому истощению физических и пси­хических функций организма. Наркомания(наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распростра­ненности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как зло­употребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление. Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызываю­щие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения мотор­ных функций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения. Всего насчиты­вается около 240 видов наркотических веществ раститель­ного и химического происхождения.

Точное количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несо­вершенства системы социального контроля, но по некоторым оценкам в 1994 г. их число могло составить от 1,5 до 6 млн. человек, т. е. от 1 до 3% всего населения России. Подавляю­щее большинство наркоманов (до 70%) – это молодые люди в возрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин со­ставляет примерно 10:1 (на Западе – 2:1). Более 60% нар­команов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания – это, прежде всего, молодежная проблема. Тем более, что значительная часть наркома­нов, особенно тех, кто употребляет так называемые «ради­кальные» наркотики (производные опийного мака), до зре­лого возраста не доживает.

Суицид. Суцид – намерение лишить себя жизни, повы­шенный риск совершения самоубийства. Эта форма откло­няющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точ­ки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в опреде­ленных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии, обычай сати, или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, от особенностей личности. Иссле­дования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, соци­альное и семейное положение.

Мировой опыт исследования самоубийств выявляет ос­новные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция к увеличению их числа. Суи­цидная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств воз­растает во вторник и снижается в среду–четверг. Конец не­дели больше «опасен» для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удав­шихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы откло­нений зависит и от возрастной группы. Самоубийства со­вершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10–12-летние дети. Миро­вая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.

В России начала XX в. суицидное поведение не получило такого распространения, как в ряде европейских стран. К 80-м г. ситуация существенно изменилась: СССР по частоте самоубийств превзошел некоторые из европейских стран (30 на 100 тыс. населения), затем наблюдалось снижение числа самоубийств до 19 на 100 тыс. населения в 1989 г. Однако тот глубокий социально-экономический кризис, в котором находятся сегодня республики бывшего СССР, вызовет, как считают социологи, новую волну самоубийств.

Исследование суицидного поведения на территории быв­шего СССР выявляет целый ряд особенностей. Все бывшие республики Советского Союза можно условно разделить на две группы: первая – республики Европейской части быв­шего СССР, Россия, Грузия, в них уровень самоубийств среди городского населения ниже, чем среди сельского, и составляет около 70%; вторая – республики Средней Азии, Закавказья (кроме Грузии), Казахстан; здесь уровень город­ских самоубийств выше, чем в сельской местности, в сред­нем в 2 раза. Первое соотношение можно назвать европей­ским, а второе – азиатским типом распространения само­убийств. Азиатский тип распространения самоубийств объясняется национально-религиозными традициями, осо­бенностями межличностных отношений, большим количе­ством многодетных семей, урбанизацией; европейский – не­благоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособ­ных селян в города, старением сельских жителей. По этим же причинам среди городов по числу самоубийств лидиру­ют малые и средние.

Наконец, несомненна связь суицидного поведения с дру­гими формами социальных отклонений, например, с пьян­ством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии ал­когольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех покушавшихся на свою жизнь (см.: Гилинский Я.М., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62).

В отечественной социологии до настоящего времени мало исследована остается проблема аддикции (аддикция – па­губная склонность к чему-либо). Между тем, без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на наш взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определен­ных предметах или видах деятельности. Процесс упот­ребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жиз­нью человека, лишает его воли к противодействию аддик­ции. Такая форма поведения характерна для людей с низ­кой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь пси­хофизиологического комфорта. Аддикция для них становит­ся универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мыш­лением по желанию»: вопреки логике причинно-следствен­ных связей они считают реальным лишь то, что соответству­ет их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отно­шения, человек отчуждается от общества.

Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это – наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (вклю­чая компьютерные), длительное прослушивание ритмичес­кой музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддиктивное поведение формируется постепенно. Нача­ло отклонения связано с переживанием интенсивного остро­го изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными дей­ствиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состо­яние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Далее формируется устойчивая последовательность при-бегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуа­ции, состояния психологического дискомфорта провоциру­ют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т. е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю.

studfiles.net

53. Виды и формы девиантного поведения

Существуют индивидуальные и коллективные формы девиантности.

Частые случаи и многообразные формы девиантного поведения, которые демонстрирует личность, как правило, говорят о конфликте между личностью и обществом. К видам девиантного поведения можно отнести алкоголизм, наркоманию, расстройства психики, проституцию, преступность и др. Обычно, девиантность − это некая попытка личности уйти от проблем, неприятностей, неуверенности и страха. Иногда девиантность может свидетельствовать о стремлении личности к оригинальности, творчеству, попытке преодолеть стандартизованные, консервативные устои общества, общности или группы.

В широком смысле − девиантность охватывает все анормальные поступки, в узком − девиантное поведение можно подразделять на три формы:

· нарушение общественных правил,

· девиантное,

· делинквентное,

· криминальное поведение.

Девиантное поведение всегда относительно во времени и пространстве, поскольку нормы, традиции, обычаи меняются со временем и от общества к обществу.

Делинквентность (нарушение норм права) всегда абсолютно.

Как правило, девиантный поступок созревает в сознании человека постепенно, человек тем более склонен к образцам девиантного поведения, чем чаще он сталкивается с такими образцами и чем человек моложе, т.е. девиацию можно рассматривать как недостаточность и неудовлетворительность (пороки) процессов социализации.

Социологическое объяснение девиации сводится к установлению связи между девиацией и влиянием социальных и культурных аспектов общественной жизни.

Р. Мертон утверждает, что истоки девиантности коренятся в несовпадении между целями культуры и социально одобряемыми методами их достижения.

Понятие социального контроля в обществе включает некоторую совокупность норм, правил, ценностей, действий, санкций, применяемых для препятствования, предотвращения и устранения девиантности.

Поскольку большинство людей в процессе социализации сформировали приверженность социальным нормам и образцам поведения, можно сказать, что социальный контроль способствует социальному и личностному конформизму, используя систему санкций позитивного и негативного характера. Обычно выделяют формальные и неформальные методы социального контроля.

Т. Парсонс выделял 3 метода социального контроля: изоляцию, обособление и реабилитацию. Основными функциями социального контроля являются охранительная и стабилизационная. Типологизируя методы социального контроля, можно выделить мягкие и жесткие его формы, формальные и неформальные, прямые и косвенные, а также контроль общий и детальный.

Рассматривая современное общество и анализируя его дисфункциональные состояния, необходимо выделить тенденцию некоторого ослабления норм, особенно тех, которые регулируют нравственный аспект в поведении личности, а вместе с тем, в обществе образуются новые нормы и правила, влияющие на личность и общество в целом, изменяются формы и методы социального контроля.

Можно также отметить возникновение новых форм девиантного поведения и новых норм и ценностей, характерных для новых этапов развития общества. Общество становится более многогранным, терпимость и уважение становится новым состоянием общества. Только путь любви, уважения и терпения позволит обществу выйти на новый виток развития.

studfiles.net

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления

Поиск Лекций

 

Понятие социального контроля тесно связано с понятием отклоняющегося поведения. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма. Девиантное поведение может по-разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения – негативное и позитивное.

Негативное отклонение – это отклонение, которое предполагает низкий уровень умений и навыков или же такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых норм, противоречие с социальноодобряемыми образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение или применение более серьезных мер воздействия – санкций.

Позитивное отклонение – девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.

Но, как позитивное, так и негативное отклоняющееся поведение имеет относительный характер, так как рознятся нормы обществ, социальных групп. К примеру, в Голландии нормальным считается употребление легких наркотиков. Их можно свободно приобрести в кафе. Также в Голландии узаконена проституция, она считается обычной профессией. В большинстве же стран и продажа легких наркотиков, и проституция, запрещены законом.

Представления о соответствии норме и отклонениях меняются в процессе общественного развития. Прежде всего потому, что изменяются сами нормы, принимаются новые законы. К примеру, в Советском Союзе все операции с иностранной валютой были запрещены и жестоко карались законом. В современной России каждый гражданин может свободно приобрести любую валюту в обменном пункте и получить разрешение на ее вывоз за пределы страны. Влияет на изменение норм в обществе и мода, изменения в технике и технологиях, изменения в политической системе.

Среди видов девиантного поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение – нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.

Чем различаются девиация и деликвентность? Прежде всего степенью и знаком (плюсом или минусом) отклонения от норм.

Каковы причины формирования девиантного или деликвентного поведения? Как правило, девиантное поведение связано с особенностями процесса социализации человека, его воспитанием, образованием. Дети нередко перенимают способ поведения родителей, близких, друзей. Если родитель преступник, то и у ребенка может развиться склонность к совершению преступлений.

Если ребенок не нашел в своей семье достаточного понимания, его поведение также может стать девиантным. В современной семье, даже очень обеспеченной, мало внимания уделяется детям. Родители кивают на школу, учителей, забывая о том, что главная их обязанность – воспитать своего ребенка полноценным членом общества, состоявшейся личностью, уверенной в себе и взаимодействующей с обществом.

В подростковом возрасте к девиации может привести протестное настроение, нежелание жить по нормам и правилам «предков», своего рода «молодежный бунт».

Причиной девиантного поведения может стать и конфликт норм. Например, в семье ребенок окружен вниманием, любовью близких, заботой. К него дома принято уважать старших, быть честным и порядочным. Но он может оказаться в группе, где сложились иные нормы и правила. Где уважается право сильного или размер кошелька, а не личностные качества или порядочность. Ценности, привитые в семье, сталкиваются с теми, которые существуют в группе. Это может привести к серьезному внутриличностному конфликту, способствовать девиации.

 

Социальный контроль

 

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Социальные санкции.

Социальные нормы содержат достаточно стимулов, чтобы им следовать. Однако помимо норм, для обеспечения следования одобряемому поведению в обществе вырабатываются социальные санкции. Под социальными санкциями понимаются средства утверждения социальных норм.

Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Они стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить негативные формы отклоняющегося поведения, или же уменьшить его вероятность.

Санкции также подразделяют на формальные и неформальные. Формальные исходят от государства или других официальных органов, а также от руководства фирм, организаций, учреждений. К примеру, правомь назначать санкции обладают особо уполномоченные люди (руководители, судьи). Источником неформальных санкций являются люди, общество.

ВИДЫ САНКЦИЙ

ВИД САНКЦИЙ ПРИМЕРЫ
Позитивная формальная Государственная награда, премия, вручение почетных знаков, грамот, присвоение титула
Негативная формальная Лишение свободы, штраф, увольнение с работы
Позитивная неформальная Похвала, комплименты, аплодисменты
Негативная неформальная Осуждение, критика, насмешка, жалоба

 

Санкции бывают жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Примером жесткой санкции может служить уголовное наказание.

 

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *