СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ — Концепция 4-х субстанций
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процессы рефлекторного мышления, управляемые процессами концептуального мышления духовной сущности.
АБСТРАКЦИЯ – новая информация, полученная в процессе абстрактного мышления, отсутствующая ранее как в соматическом уме, так и в концептуальном банке духовной сущности.
АФФИНИТИ – явление притяжения духовных сущностей, имеющих общий концепт, к точке пространства, где произошла материализация (возбуждение) данного концепта. Поскольку возбужденный концепт принадлежит какой-то духовной сущности, то аффинити проявляется как притяжение между духовными сущностями и людьми – воплощениями данных духовных сущностей.
БАРЬЕР ПЕРЕХОДА – некая граница, возникшая как результат развития мозга и разума человека, возникшая на позднем этапе развития вида человек разумный, затрудняющая переход духовной сущности из тела животного – в тело человека.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – преобладание, в жизнедеятельности человека, процессов рефлекторного мышления над концептуальным.
ДАННОЕ – это организованная структура четвертой субстанции, идентичная концепту, но, в отличие от концепта, несущая искаженную информацию о явлении.
ДРЕВО ИСТИНЫ – это графическое изображение построения любого концепта (явления), со всей его вертикальной и горизонтальной иерархией.
ДОБРО – философское понятие, означающее степень выживательности чего-либо, которое несет явление мироздания этому чему-либо.
ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ – это объединение нематериальных информационных структур четвертой субстанции, возникшее посредством деятельности центральной нервной системы биологической основы жизни, продолжающая развиваться и формироваться путем бесчисленной реинкарнации в биологических телах, начиная с простейших биологических форм.
ЗАКОН АДЕКВАТНОСТИ РЕЛИГИИ: степень распространения любой религии пропорциональна степени соответствия ее информации (которую несет эта религия людям) информации духовных сущностей.
ЗАКОН ТРЕХ СТУПЕНЕЙ – мораль социума складывается как интегрированная сумма законов морали трех, рядом стоящих на лестнице развития разума, ступеней. Средняя из трех ступеней является самой многочисленной в данном социуме. Поэтому она становится господствующей.
ЗАМОК ПОЗНАНИЯ: отсутствие сенсорных нервных центров концептов в соматическом уме – есть препятствие, не позволяющее человеку получать, на сознательном уровне, информацию собственной духовной сущности.
ЖИЗНЬ – это информация, реализующая себя посредством биологической формы материи.
ЗЛО – философское понятие, означающее степень невыживательности чего-либо, которое несет явление мироздания этому чему-либо
ИНТУИЦИЯ – концептуальная мысль, ощущаемая человеком без посреднического участия соматического ума и разума.
ИНФОРМАЦИЯ – это энергетический след явления;
Информация – это энергетический след возбуждения сенсорного НЦ;
Информация – это концепт и Данное духовной сущности.
ИСТИНАЯ ОПОРНАЯ ТОЧКА – опорная точка, в составе концепта (Данного), объективно отражающая информацию о явлении, которую несет этот концепт.
КРАСОТА – субъективное, эмоциональное восприятие человеком категории Добра – выживательных, для человека, явлений.
КОНЦЕПТ – это ячейка памяти духовной сущности. Именно концептами “мыслит” духовная сущность. Концепт – организованная структура четвертой субстанции, образованная в результате возбуждения НЦ раздражителя.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ – это мысль, несущая информацию, без слов, образов, ощущений, то есть мысль, осуществляемая только духовной сущностью, без посредства соматического ума, без возбуждения сенсорных НЦ, вне тела человека.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процесс оперирования, духовной сущностью, концептами своего информационного банка без участия соматического ума, с целью нахождения концепта, адекватного поступившей информации.
ЛОЖНАЯ ОПОРНАЯ ТОЧКА – опорная точка, в составе Данного, несущая ложную информацию о явлении, которое отражает это Данное.
ЛОЖНОЕ ДАННОЕ – данное, не имеющее в своем составе ни одной истинной опорной точки является.
ЛЮБОВЬ – это высокая степень аффинити (на уровне обаяния, восхищения, преклонения) на основании:
- большого количества общих концептов
- исполнения общего доминирующего инстикта между людьми.
МОРАЛЬ – это неписаные законы сосуществования (выживания) сообщества, в виде правил поведения, норм жизнедеятельности, определяемых сообществом для каждого члена сообщества.
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ – идеалы и образы, являющиеся якорными точками Динамического принципа существования социума, которыми руководствуются члены этого социума ради выживания социума.
МЫШЛЕНИЕ – это процесс анализа и синтеза информации.
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ – это последняя программа развития человечества, предназначенная завершить развитие разума человека разумного и подготовить человек разумного к переходу в новое качество: человек духовный.
МУТАЦИЯ – формирование новой информационной структуры в дочерней ЭМБО, характеризующей какую-либо особенность строения биоорганизма, отличную от аналогичных структур родительских организмов. Мутация возникает в результате воздействия концепта духовной сущности или другого стороннего воздействия на соответствующее качество ЭМБО. В результате в данном качестве ЭМБО появляется новая опорная точка, то есть: новая особенность анатомо-физиологического строения, отсутствующая в родительских организмах в череде поколений.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – передача по наследству всей информации от родительских ЭМБО, в новую, дочернюю ЭМБО, в результате слияния редуплицированных ЭМБО родителей, и формирование, на их основе, соответствующих качеств биологической основы.
НАЦИЯ – это исторически сложившееся общность людей на основе общего пути развития духовных сущностей.
НЕКРАСИВОЕ ЯВЛЕНИЕ – субъективное, эмоциональное восприятие человеком категории Зла – невыживательных, для человека, явлений.
НАУЧЕНИЕ – процесс формирования, в соматическом уме, сенсорного НЦ новой информации, при отсутствии, в духовной сущности, концепта этой информации, и формирования, на ее основе, нового Данного духовной сущности, или нового концепта.
НЕПОНЯТОЕ СЛОВО – явление сильной нервной связи НЦ слова с нервными центрами искаженной информации о явлении, знаковым символом которого является это слово. Основой для возникновения искажений, как правило, является недостаток информации о явлении.
ОБЩЕНИЕ – контакт, на основе общих опорных точек схожих Данных и концептов, между двумя и более людьми, в процессе которого должна быть достигнута главная цель общения: превратить эти Данные и концепты общения в общий концепт, или общее Данное.
ОЗАРЕНИЕ – субъективное ощущение человеком момента осознания концепта. В этот момент по его ЦНС проходит волна тормозных импульсов. Человек ощущает эти тормозные импульсы в виде волны уверенности, радости или эйфории.
ОПОРНАЯ ТОЧКА – единица информации, только один факт из всей совокупности фактов, составляющих явление мироздания, энергетический след явления, концепт или Данное этого явления.
ОСОЗНАНИЕ концепта – момент «прорыва» в соматический ум последней опорной точки концепта, и образования, в соматическом уме, сенсорного НЦ этого концепта.
ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ ДУХОВНОЙ СУЩНОСТЬЮ: момент развития духовной сущности человека, когда количество познаваемых, в одном воплощении, концептов, переваливает некую критическую величину. После которой процессы Познания нарастают лавинообразно. При этом познаются концепты, совсем не обязательно относящиеся к выживанию индивидуума, и возникают процессы творчества.
ПЕРВОЗДАННАЯ ИСТИНА – это информация об основополагающем явлении мироздания, лежащая в основе построения всех остальных явлений мироздания.
ПИРАМИДА ИСТИН – есть иерархическое построение концептов духовной сущности.
ПИРАМИДА ПОЗНАНИЯ – есть пирамида познанных, данным конкретным человеком, концептов его духовной сущности.
ПОДСОЗНАНИЕ – это процесс концептуального мышления, происходящий в отсутствие сенсорных НЦ концептов, то есть – вне тела.
ПОЗНАНИЕ – это процесс осознания человеком концептов собственной духовной сущности. Познание – это процесс ввода информации духовной сущности – в состав соматического ума и образование в ЦНС человека сенсорного НЦ этой информации.
ПОСТУЛАТ – это возбужденный концепт или Данное, обладающий большим количеством сильных опорных точек, иррадиирующий сильное концептуальное мышление, управляющий характером и жизнедеятельностью человека.
ПРОРОКИ – воплощения духовной сущности ступени развития «мудрец», обладающие способностями духовной сущности, недоступными остальным людям, и использовавшие эти способности во имя развития человечества.
РАЗУМ – это процесс взаимодействия духовной сущности и соматического ума, это область их совместной деятельности.
Разум – это «коммутатор» между духовной сущностью и соматическим умом.
Разум – это просто функция, момент соединения концептуальной и рефлекторной мысли.
Разум проявляется как абстрактное и речевое мышление.
Морфологически, разум “привязан” к центральной нервной системе.
РАЗУМНОСТЬ – это степень контакта между духовной сущностью и соматическим умом и определяет способность к управлению концептуального мышления над процессами рефлекторного мышления, определяется как степень развития абстрактного и речевого мышления. Разумность отражает степень развития разума.
- Живые существа, не обладающие абстрактным и речевым мышлением, обладают неразумным разумом.
- Живые существа, обладающие только абстрактным мышлением, являются полуразумными.
- Живые существа, обладающие абстрактным и речевым мышлением, являются по-настоящему разумными.
РЕИНКАРНАЦИЯ – последовательное воплощение духовной сущности в телах различных биоорганизмов на Земле, начиная с простейших, затем все более сложных, и заканчивая телами людей (или других, подобных человеку, разумных существ), с целью накопления и создания информации.
Реинкарнация – способ существования и развития духовной сущности, заключающийся в периодической смене духовной сущностью близких, по анатомии и физиологии, биоорганизмов, с целью накопления информации.
РЕЛИГИЯ – это программа развития человечества, предусматривающая ускоренное развитие цивилизации человека, с целью ускорения развития его разума, и скорейшего превращения вида «человек разумный», в вид «человек духовный». Религия основывается на религиозной Вере – врожденном качестве человека преклоняться перед высшим существом, имеет правила поведения и нормы межличностного общения людей, изложенные в виде Религиозной Морали, систему обобщенных взглядов на действительность и пути развития человечества – как Религиозное Мировоззрение, и простейшие приемы быстрого и прочного усвоения религиозной морали и мировоззрения – в виде Религиозных Обрядов.
РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ – инициируемый и контролируемый процессом концептуального мышления духовной сущности, процесс прохождения нервного сигнала между НЦ слов, с целью управления, духовной сущностью, жизнедеятельностью человека. В процессе речевого мышления человек оперирует словами – знаковыми символами концептов.
СВЕРХЗАДАЧА – это главная проблема, среди многих других, второстепенных проблем, которую в первую очередь решает духовная сущность на данной ступени своего развития, в данном воплощениях.из сверхзадачи вытекает понятие “кармы”, “судьбы”…
СЕНСОРНЫЙ НЦ (неврный центр) – ячейка памяти головного мозга. Сенсорный НЦ несет информацию о единичном воздействии внешней среды на один из органов чувств (у челвоека ихпять: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Морфологически представляет собой объединение нейронов в коре головного мозга,
СЛОВО – это образ первого порядка соматического ума, возникший как знаковый символ какого–либо явления. Слово представлено в ЦНС как слуховой сенсорный НЦ раздражителя. Слово является связующим звеном между концептуальным банком и соматическим умом, позволяет духовной сущности целенаправленно руководить жизнедеятельностью человека.
СОЗНАНИЕ – это качество биологической жизни, означающее способность к объективной оценке окружающей действительности. Возникает на высших ступенях эволюции биожизни. Определяется двумя характеристиками:
- осознанием индивидуумом своего «Я» – собственной индивидуальности;
- способностью к объективной оценке окружающей действительности.
Появление сознания, эволюционно, определяется появлением абстрактного мышления.
Можно выделить четыре уровня сознания:
- Предсознание. Характеризуется только наличием осознания своего «Я» – своей индивидуальности. Окружающая действительность не может оцениваться объективно, а оценивается только с позиций безопасности для индивидуума. Присуще низшим животным.
- Полусознание. Характеризуется осознанием соей индивидуальности, сильно возросшей степенью объективности оценки окружающей действительности и появлением качеств аффинити. Присуще высшим животным.
- Полное сознание. Характеризуется осознанием своей индивидуальности, проявлением качеств аффинити, большой степенью объективной оценки окружающей действительности и способностью к управлению этой действительностью. Все это – на основе речевого мышления. Присуще человеку до момента осознания им своей духовности.
- Высшее сознание. Характеризуется осознанием своего духовного «Я», полной объективностью оценки окружающей действительности, проявлением аффинити и управлением окружающей действительностью. Присуще человеку смомента осознания им своей духовности.
СПОСОБНОСТЬ – качество духовной сущности, проявляющееся в ее умении контролировать какое – либо явление, основанное на наличии в составе духовной сущности большого количества концептов, отражающих все стороны существования этого явления.
Способность – качество человека, проявляющееся в контролировании какого – либо явления, основанное на способности духовной сущности.
СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ общества – есть путь нейтрализации негативных сторон закона среднего уровня развития разума, путь уменьшения социальных конфликтов внутри общества.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РАЗУМА социума – это средняя арифметическая величина суммы разумов (уровней развития разума) всех людей данного социума (племени, народности, народа, трудового или иного коллектива).
СРЕДНЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РАЗУМА ЗАКОН: В любом социуме любого уровня развития в цивилизации человека разумного, более выживательными являются прослойка индивидуумов – носителей среднего уровня развития разума данного социума. Отклонение, как в сторону пониженного уровня развития, так и в сторону повышенного уровня развития разума, невыживательно для индивидуума. Причем:
- степень невыживательности индивидуума младшей возрастной группы прямо пропорциональна степени отклонения его уровня развития разума от среднего уровня развития социума, членом которого является индивидуум.
- Степень невыживаемости индивидуумов старшей возрастной группы в начальной фазе пропорциональна степени отклонения уровня развития его разума от среднего уровня развития социума. Но в дальнейшем, на определенной стадии развития, степень выживаемости старшей группы становится выше степени выживаемости основной группы.
СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ – количественно ограниченная череда воплощений духовной сущности в теле человека, в которых последовательно проходит полный цикл развития главная проблема данной ступени – сверхзадача ступени. Наиболее успешные качества выживания индивидуумов, согласно законам естественного отбора, становились признаками всего социума «человечество» – всеобщими качествами выживания индивидуумов в сообществах людей. Эти качества, становились наиболее характерными чертами разума, и определяют ту или иную ступень развития разума социума, так и отдельного индивидуума.
ТВОРЧЕСТВО – сознательный процесс создания человеком новых концептов, с помощью абстрактного и речевого мышления, на основе существующих концептов и Данных. ТЕЛЕПАТИЯ – обмен людей концептуальными мыслями без участия функционального органа речи – языка, без посреднической функции устной и письменной речи, одним напряжением соматического ума. В телепатию преврвщается речевое мышление на высшем этапе своего развития.
ТОЧКА ПОЗНАНИЯ ПЕРВОЗДАННЫХ ИСТИН – момент появления, в цивилизации Человека, мощной социальной прослойки вида «человек духовный», способной повернуть все развитие человечества. Этот момент совпадает с Познанием первых концептов первозданных Истин мироздания.
УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ РАЗУМА Человека разумного – явление, когда человечество осваивает окружающую действительность, в первую очередь, благодаря абстрактному и речевому мышлению, и только затем, используя чувственное восприятие, проверяет полученные результаты. В результате: духовная сущность чрезвычайно быстро развивается и осваивает окружающую действительность, но не осваивает всех Истин этой действительности, пропуская многие концепты, не познавая всех Истин Добра и Зла, которые несет осваиваемое явление.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ процессов обучения:
- Истинность усвоения информации всегда сопровождается усилением действия ориентировочного инстинкта (инстинкта любопытства) в отношении изучаемого материала: повышенным интересом и вниманием. С соответственным понижением порогов возбудимости рефлекторных дуг. Полное усвоение информации всегда заканчивается рефлекторным последействием: Удовлетворение рефлекторных дуг ориентировочного рефлекса сопровождается выбросом тормозных медиаторов в кровь и повышением порогов возбудимости рефлекторных дуг. В поведении обучаемых это проявляется во вспышке эмоций эйфории, радости или просто повышенной уверенностью в себе.
- Не усвоение изучаемого материала всегда сопровождается блокировкой действия ориентировочного инстинкта (инстинкта любопытства) в отношении изучаемого материала. Что проявляется в понижении внимания и интереса к изучаемому материалу, отвлечении на сторонние темы, задумчивости – «уходе в другую реальность», мечтательности, сонливости, неусидчивости, вертлявости и т. д. и т.п. Все это, на самом деле, есть бессознательные попытки обучаемых уйти от изучения данного материала.
ЧЕТВЕРТАЯ СУБСТАНЦИЯ – есть первооснова мироздания, нематериальная субстанция, существующая в мироздании независимо от остальных первооснов мироздания – субстанций: пространства, энергии и материи, и способная, при взаимодействии с энергией посредством пространства, образовывать энергетические следы материальных взаимодействий – волны энергии в пространстве.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА физического тела – весь комплекс физических полей (электрическое, магнитное, гравитационное поля), генерируемых данным физическим телом.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЛЕД ЯВЛЕНИЯ: любое материальное явление или любое взаимодействие материальных явлений оставляет след в пространстве в виде электромагнитных волн, структура которых, энергетика, положение, скорость и направление движения в пространстве полностью отражают это явление или это взаимодействие.
ЭМБО – Энергетическая Матрица Биологической Основы – это информационная структура, представляющая собой отпечаток энергетической оболочки белковой структуры биоорганизма в четвертой субстанции, и несущая полную информацию о строении этого биоорганизма. Подробнее
ЭТИКА – концепты существования (выживания) индивидуума в социуме, накопленные его духовной сущностью за период существования в сообществах людей, проявляющиеся как правила поведения индивидуума в социуме и обязательные только для данного индивидуума.
Когнитивное бессознательное. Большая российская энциклопедия
Термины
- Области знаний:
- Феномены (проявления) сознания
- Область знания:
- Психология
Когнити́вное бессозна́тельное (англ. cognitive unconscious), в когнитивной психологии – сумма познавательных процессов и явлений, протекающих без осознания. Примеры: имплицитная память, имплицитное научение, подпороговое восприятие. Противопоставляется бессознательному в психоаналитическом понимании.
Происхождение понятия
Термин популяризирован Дж. Кильстрёмом в обзорной статье 1987 г. (Kihlstrom. 1987) для описания корпуса экспериментальных результатов, демонстрирующих, что значительная часть познавательных процессов человека, таких как память, научение, восприятие, мышление, протекает без участия сознания. Некоторые исследователи (Velmans. 1991; Аллахвердов. 2000; Edelman. 2013) заявляют, что загадкой является не бессознательное познание, а роль сознания в этих процессах.
Представление о неосознаваемых когнитивных процессах значительно старше. О них писал в начале 19 в. философ И. Ф. Гербарт (Гербарт. 2007). Г. Гельмгольц развивал теорию о бессознательных умозаключениях, позволяющих делать вывод об объектах внешнего мира с помощью неосознаваемых процессов обработки информации. П. Жане и З. Фрейд описывали также когнитивные процессы, протекающие без участия сознания. При этом Фрейд отводил эмоциональным и мотивационным процессам решающую роль в динамике перемещения представлений между сознанием и бессознательным. В современной когнитивной психологии рассматривается только внутренняя логика решения познавательной задачи для описания того, почему одни представления осознаются, а другие нет.
В 1970 г. Ж. Пиаже выступил в Американском психоаналитическом обществе с докладом «Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное», подчеркнув сходства и отличия понятия бессознательного в психоанализе и в когнитивной психологии (Piaget. 1973). Таким образом, понятие «когнитивное бессознательное» появилось в научной дискуссии довольно давно, однако устойчивым термином стало в конце 1980-х гг.
Содержание понятия
В то время как психоанализ делал акцент на содержание психики, относящееся к личности человека, когнитивная психология концентрируется на познавательных процессах и роли сознания в них.
Самым очевидным проявлением когнитивного бессознательного является потенциально осознаваемая информация, которая в данный момент не актуализирована в сознании (например, имя или домашний адрес), однако понятие «когнитивное бессознательное» чаще всего применяется к неосознаваемым процессам, которые участвуют в познавательной деятельности сами по себе.
В понятие «когнитивное бессознательное» входят разнообразные когнитивные процессы. Имплицитная память – это процесс усвоения, хранения и извлечения информации без её осознания. Извлечение информации происходит не прямым путём, а проявляется через предпочтение или через генерацию в подходящих условиях. Например, виденное ранее лицо будет восприниматься как более привлекательное, даже если человек не помнит, что вообще видел его, – потому что его образ хранится в имплицитной памяти (Zajonc. 1968).
Родственный имплицитной памяти процесс – имплицитное научение. Это процесс усвоения информации о закономерностях в окружающей среде без участия сознания. Таким образом, часть когнитивного бессознательного представлена знаниями о взаимосвязях между явлениями в окружающей среде. Такими знаниями могут быть навыки (например, езда на велосипеде) или экспертное знание (умение быстро определить качество товара на рынке).
Некогда осознанные, но теперь автоматизированные навыки, не требующие сознательного контроля, также можно отнести к когнитивному бессознательному, т. к. они работают без участия сознания и сознательный доступ к ним часто ограничен. Например, навык печати на клавиатуре или давно разученные движения танца.
Следующий феномен, относящийся также к когнитивному бессознательному, – подпороговое восприятие. Он заключается в способности воспринимать перцептивную (зрительную, слуховую и др.) информацию, предъявленную ниже порога осознанного восприятия. Известны феномены подпорогового прайминга: ускорение идентификации стимула, следующего за сходным по какому-то признаку подпорогово предъявленным стимулом (праймом). Например, если предъявить человеку слово «чашка» на 16 мс (что будет восприниматься просто как короткая вспышка), последующее опознание предъявленного в нормальных условиях слова «чашка» будет быстрее. Ускорится и опознание семантически связанных с праймом слов, например «чай», «кофе», «посуда» (Kouider. 2007).
В отдельную категорию стоит вынести социальный прайминг. Это влияние осознанно воспринятой информации (прайма) на принятие последующих решений без осознания связи между праймом и последующим решением. Например, в одном исследовании было показано, что, если вы держите тёплую чашку, когда видите человека, вы оцениваете этого человека в среднем как более доброжелательного (Williams. 2008) (но см. также раздел «Критика»).
Имплицитные предпочтения и аттитюды (отношения к различным людям, объектам или явлениям) могут быть также неосознанными, составляя часть когнитивного бессознательного. Например, объект, который человек видел несколько раз, будет восприниматься как более приятный, чем новый схожий объект (Zajonc. 2001).
Экспериментальные исследования мышления, а также данные об истории научных открытий показывают, что приход к решению задачи часто предваряется отвлечением сознания от задачи (т. н. фаза инкубации). А. Дейкстерхёйс в ряде исследований демонстрировал, что решения, предваряемые размышлениями, оказываются хуже, чем решения, перед которыми испытуемых отвлекали от целевой задачи на короткое время. Он назвал это бессознательным мышлением (Dijksterhuis. 2006).
Согласно многочисленным исследованиям, сознание и когнитивное бессознательное обладают различным нейрофизиологическим субстратом. Например, предполагается, что память, позволяющая сознательно извлечь информацию, обеспечивается системой медиальной височной доли коры больших полушарий. Имплицитная же память обеспечивается другими мозговыми структурами, такими как базальные ганглии (например, хвостатое ядро) (Squire. 2015).
Критика
Предполагаемые процессы, составляющие содержание когнитивного бессознательного, широко критиковались с момента появления этого термина. Основная критика приходится на недостаточно надёжные доказательства того, что исследуемые процессы протекают действительно неосознанно (Shanks. 1994; Newell. 2014). Например, ряд учёных полагает, что в исследованиях, демонстрирующих имплицитное научение, испытуемые осознают усвоенные закономерности, но экспериментаторы не могут зафиксировать это используемыми методами исследования. Такая же критика высказывалась и по отношению к понятию подпорогового восприятия. Проблема надёжного измерения осознания остро стоит в этой области исследования. Исследования социального прайминга критикуются сильнее всего из-за того, что результаты экспериментов в этой области часто не воспроизводятся в повторных исследованиях (Chivers. 2019). Многие исследователи предполагают, что когнитивное бессознательное существует, но его роль в познании сильно ограничена. Так, под впечатлением от объёма познавательных процессов, которые могут протекать неосознанно, в конце 1980-х гг. когнитивное бессознательное называли «умным». Но со временем многие исследователи, не отрицая влияния неосознаваемых процессов на познание, считали когнитивное бессознательное скорее «глупым», чем «умным» (Loftus. 1992).
Иванчей Иван ИвановичДата публикации: 23 мая 2022 г. в 15:51 (GMT+3)
Когнитивная теория: значение, примеры и теория
Когнитивная теория — это психологический подход к пониманию того, как работает мозг. Мы можем использовать когнитивную теорию, чтобы понять, как люди изучают языки, будь то первый язык или второй язык.
Когнитивная теория основана на идее, что люди должны сначала понять концепцию, прежде чем они смогут использовать язык для ее выражения. Утверждается, что для понимания новых понятий дети (или взрослые) должны развивать свои познавательные способности и строить собственный мысленный образ мира.
Когнитивная теория обучения
Что такое когнитивная теория? Когнитивную теорию овладения языком впервые предложил швейцарский психолог Жан Пиаже в 1930-х годах. Пиаже считал, что изучение языка тесно связано с созреванием и развитием человеческого мозга. Он заявил, что знакомство с миром позволяет ребенку развиваться, что, в свою очередь, позволяет развивать язык.
Характеристики теории когнитивного обучения
Основным принципом теории когнитивного обучения является идея о том, что дети рождаются с ограниченными когнитивными способностями, которые должны развиваться со временем. По мере того, как ребенок становится малышом, затем ребенком, а затем подростком, его когнитивные способности также увеличиваются благодаря их жизненному опыту. Когнитивные теоретики считают, что с развитием когнитивных способностей происходит развитие языка.
Когнитивные способности = основные навыки, которые ваш мозг использует, чтобы думать, читать, учиться, запоминать, рассуждать и концентрировать внимание.
В 1936 году Пиаже представил свою теорию когнитивного развития и разделил процесс развития на четыре стадии:
- Сенсомоторная стадия
- Предоперационная стадия Бетонная операционная стадия
- Формальная операционная Сцена
По мере того, как дети развиваются от одной стадии к другой, они расширяют свои знания. Полезно рассматривать этот процесс с точки зрения строительных блоков. Дети развивают или строят мысленный образ своего мира блок за блоком. Пиаже называл эти «блоки знаний» схемами.
Рис. 1. Пиаже называет строительные блоки знаний «схемами».
Первоначальная теория когнитивного развития Пиаже подвергалась критике за то, что она устарела и слишком привязана к культуре (действительна только в рамках определенной культуры).
Выготский, чьи теории основаны на когнитивном подходе, опирался на работу Пиаже для развития своей социокультурной когнитивной теории. Эта теория признала и исследовала влияние социальных и культурных аспектов на когнитивное развитие ребенка.
В этой статье мы выделим три основные когнитивные теории. Это:
- теория когнитивного развития Пиаже
- социокультурная когнитивная теория Выготского
- Теория обработки информации
Начнем с более подробного изучения Пиаже и его вклада в теорию познания.
Пиаже и теория когнитивного развития
Жан Пиаже (1896–1980) был швейцарским психологом и генетическим эпистемологом. Пиаже считал, что способ мышления детей принципиально отличается от того, как думают взрослые. Эта теория была новаторской в то время, поскольку до Пиаже люди часто думали о детях как о «мини-взрослых».
Теория Пиаже оказала большое влияние на изучение языка и помогла напрямую связать изучение языка с интеллектуальным развитием. Пиаже предположил, что язык и когнитивные навыки напрямую связаны и что более сильные когнитивные навыки приводят к более сильным языковым навыкам.
Теория когнитивного развития Пиаже остается влиятельной в преподавании иностранных языков и сегодня.
Главной целью образования в школах должно быть создание [мужчин и женщин], способных делать что-то новое, а не просто повторять то, что сделали другие поколения.
(Жан Пиаже, Происхождение интеллекта у детей, 1953)
Схемы
Пиаже считал, что знание не может просто возникнуть из опыта; вместо этого необходима существующая структура, чтобы помочь понять мир. Он считал, что дети рождаются с первичной ментальной структурой, на которой могут быть построены все новые знания. Он предположил, что когнитивный умственный рост достигается путем интеграции более простых концепций знания в концепции более высокого уровня на каждой стадии развития. Пиаже назвал эти понятия схемами знаний.
Полезно думать о схемах как о строительных блоках, которые дети используют для создания своего мысленного представления о мире. Пиаже считал, что дети постоянно создают и воссоздают свою модель реальности на основе этих схем.
Ребенок может построить схему для кошек. Сначала они увидят одну кошку, услышат слово «кошка» и свяжут их. Однако со временем термин «кошка» станет ассоциироваться со всеми кошками. В то время как схема для кошек все еще находится в стадии развития, ребенок может случайно связать всех маленьких четвероногих пушистых друзей, таких как собаки и кролики, со словом «кошка».
Что касается овладения языком, Пиаже предположил, что дети могут использовать определенные языковые структуры только после того, как они уже поняли задействованные понятия.
Например, Пиаже утверждал, что ребенок не может использовать прошедшее время, пока он не поймет концепцию прошлого.
Четыре стадии когнитивного развития
Теория когнитивного развития Пиаже вращается вокруг центральной идеи о том, что интеллект развивается по мере взросления ребенка. Пиаже считал, что когнитивное развитие происходит по мере того, как ум ребенка проходит ряд определенных стадий, пока он не достигнет взрослой жизни. Пиаже назвал их «четырьмя стадиями когнитивного развития».
Четыре стадии когнитивного развития по Пиаже представлены в таблице ниже:
Стадия 9 0003 | Возрастной диапазон | Цель |
Сенсомоторный стадия | От рождения до 18-24 месяцев | Постоянство объекта |
Предоперационная стадия | от 2 до 7 лет | Символическое мышление |
Конкретная рабочая стадия | от 7 до 11 лет | Логическое мышление |
Стадия формальной деятельности | Возраст 12 лет и выше | Научное мышление |
Рассмотрим каждую из этих стадий немного подробнее:
Сенсомоторная стадияНа этом этапе дети будут учиться преимущественно посредством сенсорного опыта и манипулирования объектами . Пиаже предположил, что дети рождаются с базовыми «схемами действий», такими как сосание и хватание, и они используют свои схемы действий для понимания новой информации о мире. В своей книге «Язык и мышление ребенка » (1923) он также заявил, что язык ребенка функционирует двумя разными способами:
- Эгоцентрический — На этом этапе дети могут использовать язык, но не обязательно понимают его социальную функцию. Язык основан на собственном опыте детей, и они изо всех сил пытаются понять мысли, чувства и опыт других.
- Социализированный — Дети начинают использовать язык как инструмент для общения с другими.
На сенсомоторной стадии язык детей очень эгоцентричен, и они общаются сами за себя.
Предэксплуатационный этапДети начинают развивать символическое мышление и могут создавать внутреннее представление мира с помощью языка и ментальных образов . Это означает, что они могут говорить о вещах, выходящих за рамки «здесь и сейчас», таких как прошлое, будущее и чувства других людей.
Пиаже отметил, что на этом этапе язык детей быстро прогрессирует, а развитие их умственных схем позволяет им быстро усваивать много новых слов. Дети также начнут формировать базовые предложения, отходя от однословных высказываний.
Вместо того, чтобы сказать «вон», ребенок может начать говорить «мама, выйди». Дети еще не могут мыслить логически и все еще имеют очень эгоцентричный взгляд на мир.
Конкретная рабочая площадкаДети начинают более логически мыслить о конкретных событиях и решать задачи ; однако мышление по-прежнему очень буквально. Согласно Пиаже, языковое развитие детей на этом этапе подчеркивает изменение мышления от нелогичного к логическому и от эгоцентрического к социализированному.
Стадия формальной работыЗаключительная стадия когнитивного развития включает усиление логического мышления и начало способности понимать более абстрактные и теоретические понятия . Подростки начинают больше задумываться о философских, этических и политических идеях, требующих более глубокого теоретического осмысления.
Пиаже заявил, что в процессе когнитивного развития нельзя пропустить ни одну стадию. Однако скорость развития детей может различаться, и некоторые люди никогда не достигают финальной стадии.
Например, Dasen (1994) заявил, что только каждый третий взрослый когда-либо достигает финальной стадии. Другие психологи, такие как Маргарет Дональдсон (1978), утверждали, что возрастной диапазон каждой из стадий Пиаже не столь «четок», и прогресс следует рассматривать как непрерывный процесс, а не разделенный на этапы.
Социокультурная теория Выготского
Социокультурная теория Выготского (1896-1934) рассматривает обучение как социальный процесс . Он заявил, что дети развивают свои культурные ценности, убеждения и язык на основе их взаимодействия с более знающими людьми (известными как «более осведомленные другие»), такими как опекуны. Для Выготского среда, в которой растут дети, во многом будет влиять на их мышление, а взрослые в их жизни играют значительную роль.
В то время как Пиаже считал, что когнитивное развитие происходит на универсальных стадиях, Выготский считал, что когнитивное развитие различается в разных культурах и что язык играет важную роль в формировании мышления.
Применение когнитивной теории в классе
Когнитивное обучение — это подход к обучению, который побуждает учащихся быть активными и вовлеченными в учебный процесс . Когнитивное обучение отходит от запоминания или повторения и фокусируется на развитии правильного понимания.
Примеры когнитивной теории
Вот несколько примеров когнитивного обучения в классе.
- Поощрение учащихся к самостоятельному поиску ответов вместо того, чтобы говорить им
- Попросить учащихся обдумать свои ответы и объяснить, как они пришли к своим выводам
- Помочь учащимся найти решение своих проблем
- Поощрение дискуссий в классе
- Помощь учащимся в выявлении закономерностей в их обучении
- Помощь учащимся в признании их собственных ошибок
- Использование наглядных пособий для закрепления новых знаний
- Использование учебных схем обучения (строительство — это метод обучения, который поддерживает обучение, ориентированное на учащихся)
Учитель может следовать когнитивному подходу, выбирая тему или предмет, с которым их ученики знакомы, и расширяют его, добавляя новую информацию и предлагая ученикам обсуждать и размышлять над этим по пути.
В качестве альтернативы, представляя совершенно новую тему, учитель должен побуждать учащихся опираться на соответствующие базовые знания. Этот метод помогает учащимся усвоить и развить свои схемы.
После ознакомления с новыми идеями учитель должен проводить дополнительные мероприятия, такие как викторины, игры на запоминание и групповые размышления.
Когнитивная теория овладения вторым языком
Когнитивная теория признает овладение вторым языком (SLA) как сознательный и обоснованный мыслительный процесс . В отличие от первых языков, которые, как утверждают многие теоретики, имеют врожденную и подсознательную способность говорить, изучение вторых языков больше похоже на приобретение любого другого навыка.
Теория информационных процессов
Теория информационных процессов — это когнитивный подход к SLA, предложенный Барри Маклафлином в 1983 году. Теория признает, что изучение нового языка — это активный процесс, который включает построение схем и использование конкретных стратегий обучения для улучшения понимания и сохранить информацию. Подход информационного процесса часто противопоставляется бихевиористскому подходу, который рассматривает изучение языка как бессознательный процесс.
Одна вещь, с которой сталкиваются многие учащиеся при изучении второго языка, — это запоминание новой лексики. Многие из нас могут выучить новые слова, понять их и успешно использовать в предложении, но мы никогда не сможем вспомнить их на следующий день!
McLaughlin (1983) предполагает, что изучение нового языка предполагает переход от сознательного процесса к автоматическому через практику.
При первом изучении второго языка даже такие простые предложения, как «Привет, меня зовут Боб», требуют больших сознательных усилий. После долгой практики это предложение должно прийти к учащемуся автоматически.
Студенты не могут усвоить слишком много новых структур (или схем), требующих сознательного мышления; их кратковременная память не может справиться с этим. Поэтому важно дождаться, пока они автоматизируют структуру, прежде чем давать им новые.
Индуктивный подход к обучению грамматике является хорошим примером когнитивного подхода в действии. Индуктивный подход — это управляемый учащимися метод обучения грамматике, при котором учащиеся обнаруживают или замечают закономерности и выясняют правила грамматики для себя, а не получают правило.
Рис. 2. Индуктивный подход к обучению предполагает, что учащиеся сами выясняют правила грамматики.
Критика когнитивной теории
Рассмотрим, что такое когнитивная теория по отношению к другим теориям овладения языком? Одним из основных критических замечаний в отношении когнитивной теории является то, что в ней обсуждаются когнитивные процессы, которые нельзя наблюдать напрямую . По мере взросления ребенка становится все труднее найти четкую связь между овладением языком и интеллектуальным развитием.
Когнитивная теория Пиаже подверглась критике за то, что она не учитывает другие внешние факторы, которые, как было доказано, влияют на развитие.
Например, Выготский и Брунер, теоретики когнитивного развития, отмечают, что в работе Пиаже не учитываются социальные и культурные условия, и заявляют, что его эксперименты слишком связаны с культурой.
И Брунер, и Выготский уделяют гораздо больше внимания социальной среде ребенка, чем Пиаже, и заявляют, что взрослые должны играть активную роль в развитии когнитивных способностей детей и овладении языком. Кроме того, Выготский и Брунер отвергают идею поэтапного когнитивного развития и предпочитают рассматривать развитие как один большой непрерывный процесс.
Когнитивная теория – основные выводы
- Когнитивная теория овладения языком была впервые предложена швейцарским психологом Жаном Пиаже в 1930-х годах.
- Когнитивная теория основана на идее о том, что дети рождаются с ограниченными когнитивными способностями, на которых можно построить все новые знания. Знания можно развивать с помощью названных схем «строительных блоков знаний».
- Пиаже разбил этот процесс развития на четыре стадии: сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, конкретную операционную стадию и формальную операционную стадию.
Три основных типа когнитивной теории: теория развития Пиаже, социокультурная теория Выготского и теория информационных процессов.
Применение когнитивной теории в классе предполагает использование подхода к обучению под руководством учащихся.
Когнитивная теория подвергалась критике, так как в ней обсуждаются когнитивные процессы, которые невозможно наблюдать напрямую.
- Жан Пиаже, Происхождение интеллекта у детей , 1953.
- П Дасен. «Культура и когнитивное развитие с точки зрения Пиаже». Психология и культура . 1994
- Маргарет Дональдсон. Детские умы . 1978
- Барри Маклафлин. Изучение второго языка: перспектива обработки информации . 1983
Когнитивное равновесие | психология | Британника
- Похожие темы:
- познание
Просмотреть весь связанный контент →
когнитивное равновесие , состояние баланса между ментальными схемами или рамками индивидуума и его окружением. Такой баланс возникает, когда их ожидания, основанные на предшествующих знаниях, соответствуют новым знаниям. Швейцарский психолог Жан Пиаже использовал концепцию равновесия для описания одного из четырех важнейших факторов когнитивного развития, а также взросления, физического окружения и социального взаимодействия. Пиаже рассматривал уравновешивание как непрерывный процесс, который уточняет и трансформирует ментальные структуры, составляющие основу когнитивного развития. Большее уравновешивание, как правило, происходит по мере того, как человек переходит от одной основной стадии развития к другой.
Равновесие также объясняет мотивацию человека к развитию. Люди естественным образом стремятся к равновесию, потому что неравновесие, то есть несоответствие между образом мышления человека и его окружением, по своей сути неудовлетворительно.
Ассимиляция — это процесс изменения несоответствующей информации таким образом, чтобы она соответствовала текущим схемам. Например, ребенок, посещающий контактный зоопарк, может впервые столкнуться с пони. Ребенок узнает некоторые черты животного, поэтому схема «собака» активируется, и ребенок говорит: «Собака!» В качестве второго примера учащийся, который знает, что площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину, может попытаться вычислить площадь треугольника путем умножения двух сторон. В каждом примере ассимиляции человека приводят к ошибке. Однако ошибки не всегда следуют за ассимиляциями. Ребенок, который говорит «Собака!» впервые увидев пуделя или ученик, применяющий формулу площади прямоугольника для вычисления площади параллелограмма, безошибочно усвоит новую информацию.
Ошибочная или нет, но ассимиляция не производит когнитивного изменения (которое Пиаже считал источником развития), потому что схемы неизменны.Когнитивные изменения и, следовательно, когнитивное развитие могут быть достигнуты только посредством приспособления. Аккомодация — это процесс изменения текущих схем таким образом, чтобы они соответствовали противоречивой информации. Например, в предыдущем примере с ребенком в контактном зоопарке воспитатель мог сказать: «Нет, это не собака; это пони. В этом случае старая схема ребенка не сработала, поэтому ребенок должен переоценить схему «собака». Для этого ребенок должен определить, могут ли обе схемы «собака» и «пони» подпадать под более крупную схему «четвероногое животное», могут ли они обе существовать отдельно друг от друга и какие характеристики отличают двух животных. Слегка видоизмененная у ребенка схема «четвероногого животного» теперь менее уязвима для нарушения равновесия из-за противоречивой информации и поэтому более устойчива.