Святые мощи в Дивеево: история и советы паломникам
Поделитесь с родными и друзьями:
Дивеево богато святынями и молитвенниками, чьи святые останки покоятся в храмах Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Но если о святом преподобном Серафиме Саровском знает вся Россия и весь православный мир, то о местночтимых святых женах Дивеевских ведают немногие.
Рекомендуем также ознакомиться с историей и чудесами источника Серафима Саровского в Дивеево
Мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены – Храм Рождества Богородицы
Об этих монахинях миру поведал покойный святитель новомученик Серафим Чичагов, в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
Схимонахиня Александра является первоосновательницей Дивеевской обители. Она была святой удивительной жизни, и именно ей было видение Матери Божией о том, где возводить монастырь, ставший Четвертым уделом Богородицы.
Схимонахиня Марфа поступила в монастырь в 13 лет, еще будучи девочкой. Но батюшка Серафим увидел в ней избранное Богом дитя. Схимонахиня Марфа умерла 19 лет отроду, приняв по особому благословению постриг в схиму.
Монахиня Елена Мантурова была родной сестрой помещика Михаила Мантурова, которого б. Серафим любил за сердечную доброту и желание благодетельствовать Дивеевскому монастырю. И когда Михаил Мантуров смертельно заболел, б. Серафим призвал его сестру, находящуюся в монастыре и спросил, не готова ли она умереть за брата, так как тот еще нужен здесь, для того, чтобы потрудиться Дивеевской обители. И монахиня Елена с великим послушанием ответила: «Благословите, батюшка!». Вскоре она заболела и слегла, а брат ее пошел на поправку. Так Господу было угодно явить миру чудо любви и послушания.
Все три подвижницы после своей смерти покоились в могильном склепе возле Казанской церкви в Серафимо-Дивеевском монастыре.
А 21 июня 2000г было принято решение причислить святых Дивеевских жен к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.
27 сентября состоялось обретение святых мощей первоначальницы схим. Александры, схим. Марфы и монах. Елены. Святые останки были положены в новые гробы и поставлены в храм Рождества Христова. А день прославления был назначен на 22 декабря – день основания Мельничной общины.
22 декабря 2000 года стало для монастыря днем великого торжества и поистине духовного праздника обители. При огромном стечении народа и духовенства в монастыре служили Литургии, пели песнопения и новый тропарь святым женам. И все чувствовали высокий духовный подвиг, благодать которого освящает нам путь и сегодня.
На сегодняшний день мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены покоятся в храме Рождества Богородицы. Это нижний храм, находящийся под храмом Рождества Христова.
Здесь можно поставить свечи, помолиться и приложиться к мощам. Службы здесь совершаются редко, и, как правило, лишь для ограниченного круга монашествующих. Но в этом храме, днем и ночью читается не усыпаемая Псалтырь.
Доступ к мощам открыт с 8 до 17 часов.
Мощи Дивееевских блаженных – Казанская церковь
Есть в христианстве особый подвиг, и некоторыми святыми он почитался выше монашеского. Это юродство. Когда человек совершенно в добром здравии начинает вести себя как «безумный» и говорить притчами, терпеть нищету и поношения от людей Христа ради, а в тайне молиться за всех людей. В народе их звали блаженными.
И Дивеевская обитель сподобилась быть пристанищем не одной, а нескольких блаженных. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» открывает нам истории удивительных Дивеевских подвижниц, Христа ради юродивых Пелагеи (Серебрянниковой, скончалась в 1884 г.), схимонахини Параскевы (Паша Саровская, скончалась 1915 г) и Марии (Фединой, скончалась в 1931г.).
В 2004 году Дивеевские блаженные были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а в конце сентября этого же года были обретены их честные останки. Уже во время раскопок старинных склепов, и сразу после поднятия мощей были чудеса исцеления среди самих же рабочих монастыря. Продолжаются чудеса и скорая помощь после молитв блаженным и по нынешний день.
Мощи Дивеевских блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии находятся в Казанской церкви, которая представляет единый комплекс с церквями Рождества Христова и Рождества Богородицы. В храме служатся церковные службы, молебны и акафисты у мощей блаженных. Есть церковная лавка, где можно купить свечи и подать записочки.
Доступ к мощам открыт ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.
Мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой) – Казанская церковь
Преподобноисповедница Матрона родилась в 1889 году селе Пузо, Нижегородской губернии. Оставшись сиротой, она оказалась на воспитании в Серафимо-Дивеевском монастыре, где у девочки заметили способности к рисованию. Так живопись стала ее послушанием.
После революции в 1927 году власти закрыли Серафимо-Дивеевский монастырь и сестры стали разъезжаться кто куда. Инокиня Матрона поселилась с некоторыми монахинями в селе, где служила при церкви и мирно зарабатывала себе на хлеб рукоделием.
На долю тихой подвижницы выпал не один арест, а целых три. Первый арест был в 1933 году на три года, второй – в 1937 на десять лет, и последний в 1949. В 1954 году родной брат Матроны писал прошение о помиловании. Из ссылки инокиня возвратилась в село Пузо и до самой своей кончины жила у брата.
Скончалась преподобноисповедница Матрона 7 ноября 1963 года. И была похоронена в выкопанной благочестивыми женщинами яме близ могил суворовских мучениц Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии.
В 2001 году в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено и имя преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.
Ее мощи покоятся в казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря, рядом с мощами Дивеевских блаженных. Доступ к ним открыт ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.
Также для вас я составила обзор элитных и недорогих гостиниц рядом с монастырем
Татьяна Страхова
Следующая статья >
Мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских / Монастырский вестник
В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, 27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.
Работы начались в день отдания праздника Рождества Богородицы 26 сентября после литургии и молебна на начало всякого дела в церкви Рождества Богородицы и литии, отслуженной на дорогих могилках. Сестры и рабочие монастыря выкопали цветы, убрали кресты, литую оградку и начали копать. Над раскопом установили навес от дождя и провели освещение. Работали очень дружно и быстро, и вскоре из-под песка стали появляться груды кирпича и камня и отдельные кладки.
Когда уже начали раскопки, сестры рассказали, что один из приезжих священников рано утром увидел в окно гостиницы, выходящее на Казанскую церковь, три огненных столпа: над могилой матушки Александры, над могилой матушки Елены и правее могилы матушки Марфы. На следующий день выяснилось, что могила схимонахини Марфы действительно находилась правее того места, где стоял крест.
К вечеру отрыли остатки фундаментов часовни на могиле матушки Александры и надгробных памятников на могилках матушки Марфы и матушки Елены, разрушенных после разгона монастыря в 1927 году. После разборки фундаментов открылись сами склепы. Было уже поздно, но никто не расходился. Священники поочередно служили панихиды, певчие сестры без устали пели. Был канун праздника Воскресения словущего. Заупокойные песнопения чередовались с пасхальными. Пасхальная радость согревала сердца всех, и каждый стремился хоть чем-то помочь, но к месту раскопок пропускали только духовенство и сестер монастыря. Ожидали приезда из Москвы специалистов: археолога и судмедэксперта. Под их руководством вновь закипела работа. За ночь склепы были очищены от земли. Во вскрытии склепов участвовали только священнослужители, специалисты и старшие монахини монастыря.
После вскрытия склепов честные останки были благоговейно переложены в новые простые гробы и перенесены в храм Рождества Христова с пением «Святый Боже». Первым был вскрыт склеп монахини Елены. Перенесение ее мощей состоялось во время Всенощного бдения под праздник Воздвижения Креста Господня. Мощи матушки Александры были обретены в самый день праздника и перенесены матушкой игуменией и сестрами после поздней литургии. Вечером перенесли гроб с мощами схимонахини Марфы при большом стечении народа. Монастырские священники отслужили литию в храме Рождества Христова. Сестры пропели благодарственные тропари, благодаря Господа, явившего миру в святых мощах трех дивеевских подвижниц.
После обретения святые мощи дивеевских начальниц находились в храме Рождества Христова в простых закрытых гробах. Начиная с 21 октября, дня повторного освящения храма Рождества Богородицы после его восстановления, у мощей стали ежедневно служиться панихиды в церкви Рождества Христова. Многие священники приезжали из разных уголков страны, чтобы поклониться новообретенным мощам и послужить панихиды. Нередко поздно вечером, когда храмы монастыря уже были закрыты, храм Рождества Христова был переполнен. И как горела неугасимая свеча перед иконой Рождества Христова, так и сердца молящихся не уставали гореть в ожидании предстоящего торжества прославления. В монастыре напряженно готовились к этому событию, предсказанному прп.
Серафимом: украшался храм Рождества Богородицы, изготавливались раки, сестры шили облачения, писали иконы, составляли тропари, кондаки, службы, печатали жития. День прославления несколько раз откладывался и окончательно был назначен на 9/22 декабря, на праздник Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, который отмечается в монастыре как день основания преподобным Серафимом по изволению Царицы Небесной Мельничной общины.На два дня святые мощи были поставлены для поклонения в Преображенском соборе. Вечером 24 декабря матушка игумения и сестры перенесли раки с мощами небесных покровительниц обители в предназначенный им прп. Серафимом храм Рождества Богородицы, где затем ночью служилась литургия. Более чем через 170 лет после предсказания прп.Серафима церковь Рождества Богородицы стала усыпальницей святых мощей преподобных жен Дивеевских.
6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; † 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня), ранее прославленных как местночтимые святые Нижегородской епархии.
Сайт Серафимо — Дивеевского монастыря
Серафим, чудотворец Саровский, прп.
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом. Ближе к концу жизни он начал строительство собора в Курске, но умер до завершения работ. Его маленький сын Прохор, будущий Серафим, остался на попечении овдовевшей матери, воспитавшей сына в благочестии.
После смерти мужа Агафья Мошнина продолжила строительство собора. Однажды она взяла туда с собой семилетнего Прохора, и он упал с лесов вокруг семиэтажной колокольни. Его должны были убить, но Господь сохранил жизнь будущему светилу Церкви. Испуганная мать подбежала к нему и нашла сына невредимым.
Юный Прохор, наделенный прекрасной памятью, вскоре освоил чтение и письмо. Он с детства любил посещать церковные службы, читать с сокурсниками и Священное Писание, и Жития святых. Больше всего он любил молиться или читать Святое Евангелие наедине.
Однажды Прохор тяжело заболел, и его жизнь оказалась в опасности. Во сне мальчик увидел Богородицу, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре мимо двора дома Мошниных прошел крестный ход с Курской Коренной иконой Знамения (память 27 ноября). Его мать несла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего быстро выздоровел.
Еще в юности Прохор задумал полностью посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Его благочестивая мать не возражала против этого и благословила его на монашеский путь медным крестом, который он носил на груди всю оставшуюся жизнь. Прохор отправился пешком с паломниками, идущими из Курска в Киев, чтобы поклониться Печерским святым.
Старец Досифей (на самом деле женщина Дарья Тяпкина), которого посетил Прохор, благословил его отправиться в Саровскую пустыню и там искать спасения. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор в последний раз простился с матерью и семьей. 20 ноября 1778 года он прибыл в Саров, где монастырем тогда руководил мудрый старец отец Пахомий. Он принял его и отдал под духовное руководство старца Иосифа. Под его руководством Прохор прошел много послушаний в монастыре: был келейником у старца, подвизался в хлебопечении и просфоре, в столярном деле. Все послушания свои он исполнял с усердием и усердием, как бы служа Самому Господу. Постоянным трудом он оберегал себя от уныния (accidie), которое было, как он потом говорил, «самым опасным искушением для новых монахов. Лечится она молитвою, воздержанием от праздной болтовни, усердным трудом, чтением Слова Божия и терпением, так как порождается мелочностью душевной, нерадением и празднословием».
По благословению игумена Пахомия Прохор воздерживался от всякой пищи по средам и пятницам и уходил в лес, где в полном уединении творил Иисусову молитву. После двух лет послушничества Прохор заболел водянкой, тело его распухло, и его постигли страдания. Его наставник отец Иосиф и другие старцы любили Прохора и заботились о нем. Болезнь тянулась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него ни слова жалобы. Старцы, опасаясь за самую его жизнь, хотели позвать для него врача, но Прохор просил не делать этого, сказав отцу Пахомию: «Я вручил себя, святой отче, Истинному Врачу души и тела, нашему Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь».
Он попросил совершить молебен за его здоровье. Пока остальные молились в церкви, Прохору было видение. Ему явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указывая рукою на больного монаха, Пресвятая Богородица сказала святому Иоанну: «Он из нашего рода». Затем Она прикоснулась Своим посохом к боку больного, и тотчас жидкость, распухшая в его теле, начала вытекать через разрез, который Она сделала. После молебна братия обнаружила, что Прохор исцелился, и остался только шрам, свидетельствующий о чуде.
Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь для больных. Один из приделов был посвящен святителям Зосиме и Савватию Соловецким (память 17 апреля). Своими руками преподобный Серафим изготовил из дерева кипариса престол для часовни и всегда причащался в этой церкви Святых Таин.
После восьмилетнего послушничества в Саровском монастыре Прохор был пострижен с именем Серафим, что отразило его пламенную любовь к Господу и ревностное желание служить Ему. Через год Серафим был рукоположен во иеродиакона.
Серьезный духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно молясь даже после службы. Господь даровал ему видения во время церковных служб: он часто видел святых ангелов, служащих со священниками. За Божественной литургией в Великий и Страстной Четверг, которую совершили игумен отец Пахомий и отец Иосиф, преподобному Серафиму было еще одно видение. После Малого входа с Евангелием иеродиакон Серафим произнес слова: «Господи, спаси богобоязненных и услышь нас». Затем он поднял свой орарь, говоря: «И во веки веков». Внезапно его ослепил яркий луч света.
Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего западными дверями храма в окружении Бесплотных Сил Небесных. Достигнув амвона, Господь благословил всех молящихся и вошел в Свою икону справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге после этого чудесного видения, не мог ни слова произнести, ни сдвинуться с места. Его повели за руку в алтарь, где он простоял еще три часа, лицо его изменило цвет от великой благодати, сиявшей на нем. После видения святой умножил свои усилия. Днем он подвизался в монастыре, а ночи проводил в своей лесной келье, молясь.
В 1793 году иеродиакон Серафим был рукоположен в сан священника и ежедневно служил Божественную литургию. После кончины игумена отца Пахомия преподобный Серафим получил благословение нового настоятеля отца Исаии жить уединенно в глухой части леса в трех с половиной верстах от монастыря. Свой новый дом он назвал «Гора Афон» и посвятил себя уединенной молитве. В монастырь он уходил только в субботу перед всенощным бдением, а возвращался в свою лесную келью после воскресной литургии, на которой причащался Божественных Таин.
Отец Серафим проводил время в подвигах. Его келейное правило было основано на правиле святого Пахомия для древних пустынных монастырей. Он всегда носил с собой Святые Евангелия, прочитав весь Новый Завет в течение недели. Он также читал святых отцов и богослужебные книги. Святитель выучил наизусть многие церковные песнопения и пел их, работая в лесу. Вокруг своей кельи он возделывал сад и поставил улей. Он соблюдал очень строгий пост, принимая пищу только один раз в течение всего дня, а по средам и пятницам полностью воздерживался от пищи. В первое воскресенье Великого поста он вообще не вкушал пищи до субботы, когда причастился Святых Таин.
Святой старец иногда был так поглощен непрестанной сердечной молитвой, что оставался неподвижным, не слыша и не видя ничего вокруг себя. Время от времени к нему приезжали схимонах Марк Молчаливый и иеродиакон Александр, тоже пустынники. Находя святого погруженным в молитву, они тихо уходили, чтобы не мешать его созерцанию.
В летнюю жару праведник собрал мох с болота для удобрения своего сада. Комары и комары безжалостно кусали его, но он терпел это изречение: «страсти уничтожаются страданиями и скорбями».
Его уединение часто нарушалось визитами монахов и мирян, искавших его совета и благословения. По благословению игумена отец Серафим запретил женщинам посещать его, затем, получив знак, что Господь одобряет его стремление к полному безмолвию, запретил всем посетителям. По молитвам святителя путь к его пустынной келье преградили огромные ветки, снесенные ветром с вековых сосен. Теперь его посещали только птицы и дикие звери, и он жил с ними, как жил Адам в раю. Они пришли в полночь и ждали, пока он совершит свое молитвенное правило. Потом хлебом из рук кормил медведей, рысей, лисиц, кроликов и даже волков. У преподобного Серафима был и медведь, который слушался его и выполнял поручения.
Чтобы отразить натиск Врага, преподобный Серафим умножил свои подвиги и начал новый подвиг в подражание преподобному Симеону Столпнику (память 1 сентября). Каждую ночь он взбирался на огромную скалу в лесу или на меньшую скалу в своей камере, отдыхая лишь ненадолго. Он стоял или преклонял колени, молясь с воздетыми руками: «Боже, помилуй меня, грешного». Так он молился 1000 дней и ночей.
Трое грабителей в поисках денег или ценностей однажды наткнулись на него, когда он работал в своем саду. Грабители потребовали от него деньги. Хотя у него в руках был топор, и он мог бы дать бой, но не хотел этого делать, вспоминая слова Господа: «Взявшие меч от меча и погибнут» (Мф. 26). : 52). Бросив топор на землю, он сказал: «Делай, что собираешься». Грабители жестоко избили его и бросили умирать. Его хотели бросить в реку, но сначала обыскали камеру в поисках денег. Разобрали, но ничего не нашли, кроме икон да картошки, и ушли. Преподобный, очнувшись, дополз до своей кельи и пролежал там всю ночь.
Утром он с большим трудом добрался до монастыря. Братия ужаснулась, увидев подвижника с несколькими ранами на голове, груди, ребрах и спине. Восемь дней он пролежал там, страдая от ран. Врачи, вызванные для его лечения, были поражены тем, что он остался жив после такого избиения.
Отец Серафим не был излечен ни одним земным врачом: явилась ему в видении с апостолами Петром и Иоанном Царица Небесная. Прикоснувшись к голове святого, Пресвятая Богородица исцелила его. Однако он не мог выпрямиться, и всю оставшуюся жизнь ему приходилось ходить сгорбившись с помощью палки или небольшого топора. Преподобному Серафиму пришлось провести в монастыре около пяти месяцев, после чего он вернулся в лес. Он простил своих обидчиков и попросил не наказывать их.
В 1807 году игумен отец Исайя почил о Господе. Преподобного Серафима просили занять его место, но он отказался. Он прожил в тишине три года, полностью отрезанный от мира, за исключением монаха, который приходил раз в неделю, чтобы принести ему пищу. Если святой встречал в лесу человека, он падал лицом вниз и не вставал, пока прохожий не уходил. Преподобный Серафим стяжал душевный мир и радость во Святом Духе. Великий подвижник однажды сказал: «Стяжи дух мира, и вокруг тебя спасется тысяча душ».
Новый настоятель монастыря отец Нифонт и старшая братия монастыря сказали отцу Серафиму либо приезжать по воскресеньям в монастырь на богослужения, как и прежде, либо переезжать обратно в монастырь. Он избрал второй путь, так как ему стало слишком трудно идти из своей лесной кельи в монастырь. Весной 1810 года он вернулся в монастырь после пятнадцати лет жизни в пустыне.
Продолжая молчать, он заперся в своей келье, занимаясь молитвой и чтением. Ему также разрешалось принимать пищу и причащаться в своей келье. Там преподобный Серафим достиг высоты духовной чистоты и получил от Бога особые дары благодати: прозорливость и чудотворение. После пяти лет одиночества он открыл дверь и впустил монахов. Однако он продолжал молчать, обучая их только личным примером.
25 ноября 1825 года Богородица в сопровождении двух поминаемых в этот день святителей (священноученика Климента Римского и святителя Петра, архиепископа Александрийского) явилась старцу в видении и велела ему окончить уединение и посвящение себя другим. Он получил благословение игумена разделить свое время между жизнью в лесу и в монастыре. В свой Дальний Пустынь он не вернулся, а ушел в келью поближе к монастырю. Это он назвал своим Ближним Эрмитажем. В то время он открыл двери своей кельи как для паломников, так и для своих собратьев-монахов.
Старец заглядывал в сердца людей и, как духовный врач, молитвой и благодатным словом исцелял их недуги душевные и телесные. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и нежность. В какое бы время года ни было, он всех встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Особенно он любил детей. Однажды молодая девушка сказала своим друзьям: «Отец Серафим только похож на старика. Он действительно такой же ребенок, как и мы».
Старейшину часто видели опирающимся на палку и несущим рюкзак, наполненный камнями. На вопрос, зачем он это делает, святитель смиренно отвечал: «Я смущаю того, кто смущает меня».
В последний период своей земной жизни преподобный Серафим посвятил себя своим духовным чадам, Дивеевскому женскому монастырю. Еще будучи иеродиаконом, он сопровождал покойного отца Пахомия в дивеевскую общину к ее настоятельнице, матери Александре, великой подвижнице, а затем отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда заботиться о «дивеевских сиротах». Он был настоящим отцом для сестер, которые обращались к нему со всеми своими душевными и материальными трудностями.
Преподобный Серафим также много сил отдал женской монашеской общине в Дивеево. Сам он говорил, что не давал им своих указаний, а Царица Небесная руководила им в делах, касающихся монастыря. Его ученики и духовные друзья помогали святому питать и питать дивеевскую общину. Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжелой болезни, был одним из благотворителей Дивейво. По совету старца он взял на себя подвиг добровольной бедности. Елена Васильевна Мантурова, одна из дивеевских сестер, из послушания старцу добровольно согласилась умереть вместо своего брата, который был еще нужен в этой жизни.
Николай Александрович Мотовилов, также был исцелен монахом. В 1903 году, незадолго до прославления святителя, была найдена и напечатана замечательная «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым». Написанная Мотовиловым после их беседы в конце ноября 1831 года, рукопись пролежала на чердаке в куче сора почти семьдесят лет. Ее нашел автор С. А. Нилус, искавший сведения о жизни преподобного Серафима. Эта беседа является очень ценным вкладом в духовную литературу Православной Церкви. Оно выросло из желания Николая Мотовилова познать цель христианской жизни. Преподобному Серафиму открылось, что Мотовилов с детства искал ответа на этот вопрос, но не получил удовлетворительного ответа. Святой старец сказал ему, что цель христианской жизни есть стяжание Святого Духа, и далее объяснил великую пользу молитвы и стяжания Святого Духа.
Мотовилов спросил у святого, как мы можем узнать, есть ли с нами Святой Дух или нет. Преподобный Серафим долго говорил о том, как люди приходят в Духа Божия и как мы можем распознать Его присутствие в себе, но Мотовилов хотел лучше понять это. Тогда отец Серафим взял его за плечи и сказал: «Мы оба теперь в Духе Божием, сын мой. Почему ты не смотришь на меня?»
Мотовилов ответил: «Я не могу смотреть, батюшка, потому что глаза твои сверкают, как молнии, и лицо твое ярче солнца».
Преподобный Серафим сказал ему: «Не бойся, друг Божий. Теперь ты сам стал таким же светлым, как и я. Ты сам в полноте Духа Божьего, иначе ты не смог бы увидеть меня таким».
Тогда преподобный Серафим пообещал Мотовилову, что Бог позволит ему сохранить этот опыт в памяти на всю жизнь. «Не тебе одному дано понять, — сказал он, — но через тебя всему миру».
Все знали и почитали преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобному Серафиму было дано еще раз лицезреть Царицу Небесную в сопровождении святителя Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова и двенадцати святых мучениц (святых Варвары, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Доротея, Макрина, Иустина, Иулиания, Анисия). Пресвятая Богородица долго беседовала с преподобным, вверив ему дивеевских сестер. Заканчивая разговор, Она сказала ему: «Скоро, милый Мой, ты будешь с нами». Дивеевская монахиня Евпраксия присутствовала при этом посещении Божией Матери, потому что святая пригласила ее.
В последний год жизни преподобного Серафима один из исцеленных им видел его стоящим в воздухе во время молитвы. Святитель строго запретил упоминать об этом до самой смерти.
Преподобный Серафим заметно ослабел и много говорил о приближающейся кончине. В это время его часто видели сидящим у своего гроба, который он поставил в передней своей кельи и который приготовил для себя.
Святитель сам наметил место, где его наконец похоронят, у алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года отец Серафим в последний раз пришел в храм святителей Зосимы и Савватия на Литургию и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился со словами: «Спасите души ваши. Не унывай, но бодрствуй. Сегодня нам готовят коронки».
2 января отец Павел, келейник святителя, в шесть утра вышел из своей кельи на раннюю Литургию. Он заметил запах дыма, исходивший из кельи старца. Преподобный Серафим часто оставлял в своей келии горящие свечи, и отец Павел опасался, что они могут вызвать пожар.
«Пока я жив, — сказал он однажды, — огня не будет, но когда я умру, моя смерть откроется огнем». Когда открыли дверь, оказалось, что тлеют книги и другие вещи. Преподобный Серафим был найден коленопреклоненным перед иконой Божией Матери со скрещенными на груди руками. Его чистая душа была взята ангелами во время молитвы и отлетела к Престолу Всемогущего Бога, Которым верным слугой был преподобный Серафим всю свою жизнь.
Святой Серафим пообещал заступиться за тех, кто помнит его родителей, Исидора и Агафию.
Источник:
https://oca.org/saints/lives/2017/01/02/100008-упокоение-преподобного-серафима-саровского чудотворца
Посещение преподобного Серафима-Дивеева Монастырь в поездке в Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь отзывов
Рейтинг путешественников TripAdvisor
391 отзыв
Гугл
Кошара
com/ShowUserReviews-g2641339-d2662625-r645260876-Saint_Seraphim-Diveyevo_Monastery.html»> Для настоящего паломника расстояние и детали не будут иметь значения, однако место со временем менялось, и в настоящее время на территории имеется достаточно хорошая инфраструктура, есть паломнический центр с… болееДля настоящего паломника расстояние и детали не будут иметь значения, однако место со временем менялось, и в настоящее время на территории имеется достаточно хорошая инфраструктура, есть паломнический центр с… более »
QHaddad
Красивое место. Большинство людей там русские меньше туристов. До монастыря ехать долго, более 3 часов от Владимира, много красивых пейзажей в летнее время. Мы остались в… более »
Папаявед
Это самое популярное религиозное место в России и здесь нет туристов. Здесь можно увидеть русскую религиозную жизнь: поклонение святым мощам и святым иконам, святой путь по рву…
Это самое популярное религиозное место в России и здесь нет туристов. Здесь можно увидеть русскую религиозную жизнь: поклонение святым мощам и святым иконам, святой путь по рву. .. более »
Подробнее на TripAdvisor ›
Подробнее в Google ›
Спланируйте поездку в Дивеево
Индивидуальная поездка
Маршрут на целый день на основе ваших предпочтений
Настройте его
Усовершенствуйте свое путешествие. Найдем
лучших маршрута и расписанияЗабронировать
Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на
Управление
Все в одном месте. Все на одной странице.
Узнать больше
Просмотреть все ›
©
Религиозный объект
Родник Святого Пантелеймона
4.9
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Церковь
Троицкий собор
4,8
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Религиозный объект
Святая траншея Царицы Небесной
4.