Разное

Морально этические соображения это – Значение словосочетания ЭТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ. Что такое ЭТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ?

Значение слова МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ. Что такое МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ?

  • МОРА́ЛЬНО-ЭТИ́ЧЕСКИЙ, —ая, —ое. Составляющий моральные и этические основы чего-л. Морально-этические основы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: темень — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

kartaslov.ru

8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики

Деловая этика реализуется посредством соблюдения правил (принципов), которые дают менеджеру и конкретному должностному лицу в любой организации концептуальную этическую платформу для принятия управленческих решений, поступков, действий, взаимоотношений с другими людьми и т.п.

Общепринятым в этике является центральное правило «золотого стандарта», которое гласит: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчинённым, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе» [3].

Принципы деловой этики сгруппированы в три категории: персональная, профессиональная и всемирная этика.

К принципам персональной этики в настоящее время относят:

беспокойство за благополучие других;

уважение прав других быть самостоятельным;

надежность и честность;

добровольное подчинение закону;

справедливость;

отказ от несправедливого преимущества над другими;

благотворительность, возможность приносить пользу;

предупреждение вредных последствий.

Принципы профессиональной этики включают:

беспристрастность и объективность;

прямоту, полное разоблачение;

конфиденциальность;

должное старание;

точное исполнение профессиональных обязанностей;

избежание потенциальных или явных конфликтов.

Принципы всемирной этики предполагают:

соблюдение мирового законодательства;

социальную ответственность;

управление окружающей средой;

взаимосвязь и ответственность за целостность;

уважительное отношение к жизни.

Морально-этические нормы в отличие от норм права, официально нигде не записаны и долгое время из уст в уста передавались от отцов к детям, от старших – младшим, от одного поколения – другому. Они складывались веками в процессе совместной деятельности и общежития многих поколений разных народов и являются одним из основных приобретений культуры.

В отличие от правового регулирования, где на страже законодательства стоят специальные государственные органы, карающие за нарушение той или иной статьи закона, контроль за соблюдением морально-этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Именно поэтому быть или не быть моральным почти полностью зависит от собственной доброй или злой воли человека.

Разумеется, всякий свободный выбор обусловлен множеством факторов, тем не менее, насильно заставить человека быть порядочным невозможно. Везде, где существуют человеческие отношения, присутствует и мораль, поскольку жить в обществе и быть полностью от него свободным нельзя. Уважая в себе личность и собственное достоинство, здравомыслящий человек понимает, что каждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его личности и достоинства.

Таким образом, морально-этические нормы общества являются одной из форм нравственных требований, составляющих систему идеалов и регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определённому обществу или его части.

Деловая этика неразрывно связана с характером менеджера, складом его души, ума, мотивами побуждения, с уровнем образования и знанием поведения людей в коллективе, обществе. Такое понятие как авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость входят в «арсенал» делового этикета менеджера, положительно характеризуют его.

Следует отметить, что нарушение морально-этических норм рано или поздно приводит к социальным и личным бедам, несчастьям, трагедиям – мораль мстит за себя, ибо ее главное предназначение – сохранить человечество в его единстве, помочь людям уберечь свое сообщество, не дать им уничтожить друг друга, способствовать успеху их совместной деятельности.

По этим причинам талантливые предприниматели, руководители крупных фирм и компаний большое значение придают этическим нормам в организации работы своих коллективов. В последние годы во многих фирмах разрабатываются этические нормативы, моральные кодексы и т.п., в которых отражаются корпоративные ценности и правила этики, касающиеся всего персонала.

Там, где деловые отношения строятся на основе взаимного уважения, взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, там всегда степень надежности и гарантия успеха выше, чем в организациях, опирающихся только на административное управление и контроль.

Стержневым этическим качеством руководителей и всего персонала организации является честность. Требование честности обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе их социальной практики, взаимной координации их деятельности, потребностями их повседневной жизни.

Честность включает в себя такие позитивные нравственные атрибуты, как правдивость, принципиальность, верность принятым на себя обязательствам, субъективная убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и самим собой в отношении тех мотивов, которыми предприниматель руководствуется в своей коммерческой деятельности, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит.

Следует отметить, что принципы этического ведения дела в России не новы, они были выработаны еще в 1912 году и неуклонно соблюдались российскими предпринимателями. Среди них [26]:

уважай власть. Власть – необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок;

будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка гармоничных отношений в делах;

уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства;

люби и уважай человека.

Это порождает ответную любовь и уважение;

будь верен слов («единожды солгавший, кто тебе поверит»). Слово делового человека должно цениться неизмеримо выше казенной бумаги с печатью;

живи по средствам. Не зарывайся, выбирай дело по плечу;

будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении ее достичь не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Можно проследить четкую закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень народа, чем выше поднимается на пути цивилизованной экономики то или иное общество, тем меньше в нем элементов недобросовестности, нечестности в отношениях между людьми. Чем богаче страна, тем постыднее и безнравственнее становятся понятия типа «украсть», «обмануть».

Переход к рыночным условиям хозяйствования в России выявил множество проблем, обусловленных нежеланием соблюдать морально-этические нормы значительной частью предпринимателей и руководителей организаций, которые совершенно не представляют себе этики и культуры бизнеса. Многие новоявленные бизнесмены больше заботятся о своих карманах, чем о репутации. Поэтому нередки случаи недобросовестного исполнения обязательств, пренебрежения интересами партнера, а то и откровенное стремление его обмануть.

Несмотря на общепринятую иронию в отношении «российской деловой этики», у русского бизнеса имеются сравнительно большие основания для формирования собственной нравственной базы и залогом этого являются исторические корни российского бизнеса и специфика человеческих отношений.

Таким образом, возможность практической реализации принципов и морально-этических норм в деловой жизни организаций во многом будет определяться повышением уровня общей культуры населения страны, формированием нового типа руководителей, обладающих высокой компетентностью, знающими и соблюдающими морально-этические нормы, принятые в обществе.

studfiles.net

Мораль — это… Что такое Мораль?

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью, плохим и хорошим и т. д.

Определения

Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.[2]

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.[3]

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции[3]

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

Социология морали и личность

Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы.[4] Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.[5]. В таком случае оно приводит к улучшению репутации. Эволюционный подход к морали и широкое освещение вопроса репутации в социуме содержится в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».

Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем. Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

Мораль и конфликт цивилизаций

Моральные суждения можно обосновать в рамках некоторой нормативной системы, в случае же, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет оснований для выбора между ними.[6] Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании морали общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм. Практически же в мире идет постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей[7], является именно несовпадение моральных ценностей. Согласно другой точке зрения, общечеловеческие ценности, в которых терпимость находится на центральном месте, должны стать частью любой моральной системы именно с целью избежать подобных конфликтов и сопутствующего насилия.

В этой связи интересны слова Карла Маркса:

У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто не способен мыслить.

Мораль и право

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство[8].

В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

  • право вырабатывается государством, мораль — обществом;
  • право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
  • за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение.
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 ноя 2012)

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики)[9], или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации)[10].

С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам (см. кяфир, гой) и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.

Иногда религия подвергается критике и провозглашается учением, которое несет в себе аморальность. При этом в качестве аргумента часто используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность[11].

Ветхозаветного бога характеризовали как аморального, например, такие критики религии как Марк Твен[12] и Ричард Докинз[13]:

«Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: ревнивый и гордый этим; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик. У тех из нас, кто познакомился с ним в раннем детстве, восприимчивость к его ужасным деяниям притупилась. Но новичок, особенно не утративший свежести впечатлений, способен увидеть картину во всех подробностях.

Ричард Докинз

О древнегреческих богах:

«Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!» (Гомер, «Одиссея»)

Согласно одному из исследований на основе репрезентативного опроса по вопросам морали, отход от религиозности не приводит к росту аморальности. «Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие. Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований. В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными, причем нельзя сказать, что атеисты воспитаны хуже, чем религиозные люди»[14][15][16]. Существуют исследования, показывающие, что атеисты в некотором смысле добрее верующих[17].

Примечания

  1. В.Кемеров Философская энциклопедия
  2. А. А. Гусейнов — Мораль и цивилизация
  3. 1 2 Нравственность, мораль, этика: Слова и термины
  4. Мораль и рациональность — ИФРАН, 1995
  5. Роберт Райт — Моральное животное
  6. Оссовская Мария — «Основы науки о морали» (Niedzwiecka-Ossowska — Podstawy nauki o moralności, Warszawa, 1947 (1963)
  7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. ISBN 5-17-007923-0.
  8. М. М. Акулич — Функционально-целевое согласие: становление и развитие
  9. «Высшими ценностями являются у греков ценности не религиозные, а интеллектуальные, соответственно понятие морали строится на разуме, на понимании её самим человеком, что делает мораль элитарной и относительной. Греческие философы фактически отделяют мораль от религии» (Проф. Йосеф Бен-Шломо, «Введение в философию иудаизма»).
  10. Абдусалам Гусейнов — Мораль как сфера свободного выбора
  11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. — Минск, 1997
  12. антирелигиозные произведения Марка Твена, например, «Письма с Земли», «Записные книжки»
  13. Ричард Докинз -«Иллюзия бога» (англ. «The God Delusion»; 2006)
  14. Религия не мораль
  15. Мораль легко отделима от религии
  16. Morals don’t come from God //nature.com, 08.02.2010
  17. Американские психологи выяснили, что атеисты и агностики добрее верующих, 14.05.2012

См. также

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

Предложения со словосочетанием ЭТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ

По распространённому мнению, самым важным аргументом в пользу вегетарианства являются этические соображения. Например, решила по этическим соображениям изъять из книги материалы по лечению талой заряженной водой самых серьёзных и опасных болезней. Некоторые полагают, что народ этому учили по этическим соображениям, что это был просто один из способов формирования общества, удобного для проживания. Кроме того, переживший нерест «кельт» не должен быть объектом ловли хотя бы из этических соображений. Использование же на тренингах скрытой камеры обычно отвергается по этическим соображениям, да и технически не всегда возможно.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гарантия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Однако по оперативным и этическим соображениям фамилии некоторых героев и антигероев, а также названия мест событий изменены. Если бы не эти качества, то по морально — этическим соображениям он мог бы уйти из отряда значительно раньше. По этическим соображениям, исследователи должны соблюдать принципы осведомлённости людей, заблаговременного предупреждения их о любом риске. Закон природы выводится вне зависимости от каких-либо этических соображений, в отличие от закона юридического. Само по себе научное знание этически нейтрально, однако его применение включает этические соображения. По этическим соображениям некоторая информация личного характера не публикуется. Все имена изменены, все совпадения случайны. Впрочем, люди, лично его знавшие, как правило, утверждали, что этические соображения ни при чём. Просто хороший парень, и всё… Использовать их риторика не рекомендует по этическим соображениям, однако их следует знать, чтобы распознать у оппонента. По этическим соображением изменены или опущены лишь некоторые имена. Увы, в XXI веке это уже невозможно по этическим соображениям. Но поскольку агентство и не думало давать нам какое-либо вразумительное объяснение, люди стали понемногу увольняться, так сказать, по этическим соображениям. Отлучиться с работы и приехать в больницу, в том числе и по этическим соображениям, экстрасенс не могла. Любопытство перевесило этические соображения. Первая: выбор по идеологическим и этическим соображениям. По крайней мере, по этическим соображениям. Фото с кастинга не привожу по этическим соображениям. Многие придерживаются вегетарианской диеты из этических соображений, ведь одним из главных принципов йоги является отказ от насилия. Подчас они были очень резкими, резкими настолько, что некоторые из них нельзя приводить по этическим соображениям. Что касается этических соображений, то производители нефти проявляли некоторую наивность в своих ожиданиях. Это означало бы медицинское убийство и невозможно по этическим соображениям. Во всяком случае, так происходит у мышей: на людях подобные эксперименты не могут проводиться по этическим соображениям. Он пользовался информацией, не подкреплённой доказательствами, имя же чиновника, от которого эту информацию получил, раскрыть не мог в силу этических соображений, а в результате сам едва не попал под суд. Кроме того, по причине невероятно высокой цены настоящих ароматических масел, производимых на основе натурального сырья, а порой из этических соображений (согласитесь, что процесс добычи той же амбры или мускуса мало кому покажется приятным), их стали заменять синтетическими аналогами. Учитывая то, что описанные в записках события происходили сравнительно недавно, я, из этических соображений, постарался не называть конкретных должностей и фамилий, а иногда просто использовал вымышленные имена. К home-тесту прибегают в тех случаях, когда товар нельзя протестировать на глазах у исследователей по этическим соображениям (например, средства личной гигиены), или при необходимости опросить специфическую группу людей (например, стариков или инвалидов). И хотя каждая из них является неотъемлемой частью своей страны, на них возлагается обязанность продолжать придерживаться своей философии службы и этических соображений «родительской» организации. После такого совершенно необходимого по этическим соображениям вступления, приступаю к вольному, ничем не стеснённому изложению концепции — в том виде как я её воспринял, усвоил, доработал. Исключением являются мошенники, о которых по этическим соображениям стоит упомянуть в отрицательном отзыве, но таковых и сама биржа отловит после вашего обращения в службу. Иногда достижение желаемых целей ограничивается законами, которые руководитель не властен изменить, либо этическими соображениями, когда достижение поставленной цели может создать дискомфорт во внутренних взаимоотношениях между работниками организации. Если врач не желает из этических соображений делать аборты, то у администрации больницы появляется повод заставить врача исполнять свои обязанности либо уволить его с работы, поскольку этико-нравственная позиция врача не согласуется в данном случае с его профессиональными обязанностями. Если однажды я по этическим соображениям решу питаться лишь тем, что можно «сорвать с ветки и положить в рот», но затем почувствую, что такое питание не удовлетворяет моих естественных потребностей и подрывает мою физическую форму, то я сознательно решусь на компромисс. Стопроцентна вероятность того, что в условиях рынка победит тот медицинский центр, который берётся делать всё, за что платят, а не тот, который руководствуется этическими соображениями (интересами пациента), — ведь пациент не обладает специальными познаниями в медицине (асимметрия информации). Что касается этических соображений, которыми мучаются сердобольные азимовские стервятники, то они подходят для фантастического рассказа, а не для реальной стратегии захвата жизненно важных территорий. — Иными словами, — сказал я, — вы меня вербуете в свои сторонники или хотите именно мне предложить какой-то вид деятельности, который может быть не принят мною по этическим соображениям, если для него требуется такое длительное объяснение. Наш с ней долгий спор на эту тему напомнил мне одну очень поучительную историю, которая произошла много лет тому назад с одним человеком, имя которого я раскрывать не буду не только по этическим соображениям, но и в целях собственной безопасности. Располагая необходимыми возможностями и побуждаемый этическими соображениями, этот разум будет в состоянии воскресить всех нас и поместить в вечную жизнь, соответствующую религиозным убеждениям каждого. С тем же успехом они могли заявить: «Из этических соображений мы не можем сообщить, что ордер выдан на арест вдовы погибшего, и поэтому не в состоянии предсказать последующее развитие событий в данном деле».

kartaslov.ru

этический — это… Что такое Морально-этический?


Морально-этический
мора́льно-эти́ческий

прил.

Составляющий моральные и этические основы чего-либо.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

.

  • Морально
  • Моральность

Смотреть что такое «Морально-этический» в других словарях:

  • морально-этический — морально этический …   Орфографический словарь-справочник

  • морально-этический — мор ально эт ический …   Русский орфографический словарь

  • морально-этический — …   Орфографический словарь русского языка

  • морально-этический — мора/льно эти/ческий …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • морально-этический — {{морально эт{}и{}ческий}} ая, ое. Составляющий моральные и этические основы чего л. М ие основы …   Энциклопедический словарь

  • морально-этический — ая, ое. Составляющий моральные и этические основы чего л. М ие основы …   Словарь многих выражений

  • морально-этический — мораль/н/о/ этич/еск/ий …   Морфемно-орфографический словарь

  • ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — буржуазно либеральная концепция, согласно которой сущностью социализма являются не политические и социально экономические отношения, а нравственные ценности. Осн. идеи Э. с. были впервые сформулированы на рубеже XIX XX вв. в работах неокантианцев …   Словарь по этике

  • Коцюбинский, Михаил Михайлович — (род. в 1864 г.) малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах «Правда», «Зоря», «Жите и Слово» и «Дзвiнок» появились его первые рассказы. Лучшие из них… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Коцюбинский — Михаил Михайлович (1864 1913) знаменитый украинский писатель. Р. в Виннице в бедной семье мелкого чиновника; детство провел в украинских местечках и селах Подолии, по месту службы своего отца. В 1880 окончил духовное училище бурсу (в Шаргороде, б …   Литературная энциклопедия

Книги

  • Статус судьи. Правовой и смежные компоненты, М. И. Клеандров. Монография содержит глубокий и всесторонний анализ статуса судьи (государственного суда) в Российской Федерации. На основе действующего законодательства и практики его применения… Подробнее  Купить за 661 руб
  • В поисках души, Сипягин Владимир. Вряд ли найдется человек, ни разу в жизни не употреблявший слово «Душа», вкладывая в это слово морально-этический смысл, не задумываясь над тем, что составляет содержание этого слова, и что… Подробнее  Купить за 515 руб
  • Основы общей и сельскохозяйственной экологии. Методология, традиции, перспективы, Ю. А. Захваткин. Настоящая книга представляет собой оригинальное учебное пособие, призванное не только адаптировать достижения современной экологии к запросам сельскохозяйственного производства, но и в… Подробнее  Купить за 481 руб
Другие книги по запросу «Морально-этический» >>

dic.academic.ru

этический — это… Что такое морально-этический?


морально-этический

{{мора́льно-эт{}и{}ческий}} -ая, -ое. Составляющий моральные и этические основы чего-л. М-ие основы.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • морально-политический
  • моральный

Смотреть что такое «морально-этический» в других словарях:

  • морально-этический — морально этический …   Орфографический словарь-справочник

  • Морально-этический — прил. Составляющий моральные и этические основы чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • морально-этический — мор ально эт ический …   Русский орфографический словарь

  • морально-этический — …   Орфографический словарь русского языка

  • морально-этический — мора/льно эти/ческий …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • морально-этический — ая, ое. Составляющий моральные и этические основы чего л. М ие основы …   Словарь многих выражений

  • морально-этический — мораль/н/о/ этич/еск/ий …   Морфемно-орфографический словарь

  • ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — буржуазно либеральная концепция, согласно которой сущностью социализма являются не политические и социально экономические отношения, а нравственные ценности. Осн. идеи Э. с. были впервые сформулированы на рубеже XIX XX вв. в работах неокантианцев …   Словарь по этике

  • Коцюбинский, Михаил Михайлович — (род. в 1864 г.) малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах «Правда», «Зоря», «Жите и Слово» и «Дзвiнок» появились его первые рассказы. Лучшие из них… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Коцюбинский — Михаил Михайлович (1864 1913) знаменитый украинский писатель. Р. в Виннице в бедной семье мелкого чиновника; детство провел в украинских местечках и селах Подолии, по месту службы своего отца. В 1880 окончил духовное училище бурсу (в Шаргороде, б …   Литературная энциклопедия

Книги

  • Статус судьи. Правовой и смежные компоненты, М. И. Клеандров. Монография содержит глубокий и всесторонний анализ статуса судьи (государственного суда) в Российской Федерации. На основе действующего законодательства и практики его применения… Подробнее  Купить за 661 руб
  • В поисках души, Сипягин Владимир. Вряд ли найдется человек, ни разу в жизни не употреблявший слово «Душа», вкладывая в это слово морально-этический смысл, не задумываясь над тем, что составляет содержание этого слова, и что… Подробнее  Купить за 515 руб
  • Основы общей и сельскохозяйственной экологии. Методология, традиции, перспективы, Ю. А. Захваткин. Настоящая книга представляет собой оригинальное учебное пособие, призванное не только адаптировать достижения современной экологии к запросам сельскохозяйственного производства, но и в… Подробнее  Купить за 481 руб
Другие книги по запросу «морально-этический» >>

dic.academic.ru

Морально-этические причины вегетарианства

Вегетарианство как философское учение зиждется на нравственной и этической основах. Его сторонники убеждены: питание растительной или растительно-молочной пищей ведет к морально более чистой жизни и служит этапом восхождения человека к идеалу. Этический аспект этого учения основывается на жалости к животным и птицам, сочувствии к страданию, которое они испытывают, когда за ними охотятся или когда их убивают на бойнях. В этом подходе к вегетарианству есть своя доля правды и логики.

В 1892 г. была издана книга X. Уильямса «Этика пищи, или Нравственные основы безубойного питания для человека». В книге собраны выдержки из сочинений мыслителей разных времен, которые выступали за отказ от питания мясом, причем в основном по морально-этическим причинам. В книге приводятся слова великого итальянского художника и ученого эпохи Возрождения (XV в.) Леонардо да Винчи: «Наступит время, когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека». Цитируются стихи английского поэта XVII в. Р. Поупа, который с негодованием описывал убийство животных для пищи:

Ягненок, жадностью твоею обреченный На пытку лютую, в мгновенье смертной муки Глядит тебе в глаза, невинный, изумленный, И лижет ласково тебе, убийца, руки. Известно, что на Л. Н. Толстого неизгладимое впечатление произвела сцена на бойне в Тульской губернии, когда с упавшего быка начали сдирать кожу, а в теле животного еще билась жизнь и из залитых кровью глаз катились слезы. Это потрясло 57-летнего писателя, прошедшего две войны. Отметим, что ранее такое же воздействие оказало посещение скотобойни на знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера, который написал: «Омерзительно, на какой безграничной подлости основана роскошь нашего питания». Р. Вагнер стал убежденным вегетарианцем.

В 1891 г. Л. Н. Толстой опубликовал свой труд «Первая ступень», который сыграл большую роль в развитии вегетарианства в Европе и в России и вхождении самого этого слова в русский язык. Согласно Л. Н. Толстому, каждый человек, прежде чем причислить себя к категории нравственных людей, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ. Он писал: «Мясоедение есть пережиток самого грубого варварства, и переход к вегетарианству есть самое первое и естественное последствие просвещения… Те радости, которые дадут человеку чувства жалости и сострадания к животному, окупят ему во сто крат те удовольствия, которых он лишится отказом от охоты и мяса… Употребление мяса безнравственно, так как требует противного нравственному чувству поступка — убийства».

Известный английский писатель XX в. Бернард Шоу был воинствующим атеистом. Поэтому его обоснование вегетарианства обусловлено не религиозными, а морально-этическими мотивами. Б. Шоу писал: «Совершенно ясно, что человек может насытиться как бифштексом, так и хлебом с сыром. Весь вопрос в том: более низкую или более высокую форму жизни создает он себе, питаясь бифштексами. Я думаю, более низкую».

Махатма Ганди — выдающийся философ и политический деятель Индии, который боролся за ее освобождение от английской колонизации ненасильственными методами, был последовательным вегетарианцем на основе отказа от насилия над живыми существами. Индийский журналист К. Крипалани (1980) рассказывал: однажды М. Ганди убедили попробовать мясо, и потом он мучился всю ночь, так как ему чудилось, что из желудка доносится плач несчастного животного.

На названные выше и другие не менее известные имена обычно ссылаются сторонники вегетарианства для пропаганды своих идей. Но нельзя забывать, что несравненно шире список людей, по праву считающихся великими гуманистами без соблюдения вегетарианского питания или призывов к нему. Редки упоминания о том, что и изверги человечества тоже бывали вегетарианцами, например, Адольф Гитлер. Немало подобных «знаменитостей» как мелких, так и крупных придерживались вегетарианского питания: известный убийца из США

Ч. Мэнсон, американский проповедник Д. Джонс, заставивший 900 членов руководимой им секты совершить коллективное самоубийство, крайне жестокий духовный руководитель Ирана аятолла Хомейни и многие другие. «Другом животных» называл себя вегетарианец Е. Азеф — российский террорист, провокатор и предатель.

Если исходить из психологической сложности, даже невозможности, по убеждению большинства нормальных людей, убийства человека человеком, то своеобразной тренировкой, позволяющей «набить руку», становится для некоторых умерщвление животных. У многих преступников прослеживается именно такая последовательность действий.

Пацифизм (лат. «умиротворяющий») — это мировоззрение, в основе которого лежит осуждение всяких войн и насилия. На 1-м конгрессе пацифистов (Германия, 1927) была подчеркнута их общность с идеями вегетарианства. В докладе В. Геллера «Пацифизм и вегетарианство» указано, что отвращение к жестокости и большое уважение к жизни объединяют пацифистов и вегетарианцев.

Сформулировано положение о морально-этической необходимости вегетарианства: «Если вы с такой легкостью убиваете животных, то и убийства людей в братоубийственных войнах становятся для вас естественными. Переделайте самого себя, и мир изменится». У некоторых авторов указанное положение приобрело тенденциозный, исторически малодоказательный и даже абсурдный характер. Так, по С. Мордынскому (1993), Германия, инициатор двух мировых войн, имела самую мясную кухню в Европе, в США истребление бизонов шло параллельно с истреблением индейцев, японцы, евшие много рыбы, прославились своей жестокостью во время войн в странах Азии. Однако из истории хорошо известно, что народы самых разных стран, потреблявшие по разным причинам мало мяса и рыбы, дали примеры неслыханной жестокости не только по отношению к другим народам, но и к собственному. Достаточно вспомнить уничтожение около двух миллионов жителей Камбоджи после прихода к власти в 1975 г. прокоммунистических «красных кхмеров» во статье с Пол Потом или кровавые репрессии 1930-1940-х годов в СССР.

На наш взгляд, пацифистское мировоззрение, а также гуманное отношение к животным в обыденной жизни или в ходе медицинских экспериментов доступно как вегетарианцам, так и невегетарианцам. Можно ли считать, что эскимосы Аляски или аборигены Австралии, обеспечивающие себе питание охотой и рыболовством, в жизни руководствуются более низкими морально-этическими принципами, чем европейские интеллигенты, отказывающиеся от потребления мяса и

рыбы? Разделение людей по характеру их питания само по себе является аморальным.

Безусловно, необходимы воспитание с детства гуманного отношения к животным и наличие законов о защите животных. Такой закон, например, был принят в 1997 г. сеймом (парламентом) Польши, и поляки назвали его «Звериной конституцией». «Животные, — гласит закон, — способны испытывать страдания и не являются вещью. Человек обязан их уважать, защищать и опекать». Закон регулирует поведение людей в отношении домашних, сельскохозяйственных, подопытных и диких животных. Этот закон разумен тем, что он не призывает всех людей стать вегетарианцами и не запрещает уничтожение крыс или стай волков, нападающих на людей и скот.

В США существует общество «Народ за этичное обращение с животными», активисты которого борются за права животных разъяснительными и контролирующими методами. В эту организацию входят несколько сотен тысяч американцев. Члены этого общества посещают кафе, где вместо мясных гамбургеров готовят овощные ветбургеры. Но в США имеется и радикальный «Фронт освобождения животных». Члены этого «Фронта» громят медицинские лаборатории, где проверяют лекарства и новые методы лечения на животных, а также магазины, в которых продают изделия из натурального меха. Это пример крайностей и фанатизма, которые опасны в любом деле.

Отметим, что в 1994 г. члены Вегетарианского общества России провели акцию в поддержку вегетарианства на улицах Москвы. Среди их плакатов были такие: «Долой мясо!», «Ешьте фрукты и овощи, а не телят», «Вегетарианство — это доброта и здоровье».

В обосновании вегетарианства по морально-этическим мотивам подкупает гуманистический настрой многих его авторов, который нашел свое воплощение в законах и общественных организациях по разумной защите животных. Однако если бы все люди отказались от мяса, то потребление молочных продуктов и яиц все равно повлекло бы убийство животных и птиц, которые из-за пола и возраста не могут быть производительными. Если бы все люди стали веганами, то это, безусловно ухудшив их питание, все равно привело бы к необходимости регуляции численности возрастающего количества скота и птиц. Кроме того, человечество не может прокормиться и жить без уничтожения животных, угрожающих урожаям или здоровью людей. Наконец, нельзя забывать о народах, которые в силу вековых традиций или климатогеографических условий проживания обеспечивают свою жизнь скотоводством, охотой или рыболовством.

Похожие статьи

www.ekulinar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *