Разное

Мораль и моральные нормы – CGI script error

Содержание

Понятие морали и её нормы

Люди вкладывают в понятие морали уже обыденное представление о добре и зле. В действительности же все сводится к двум вышеназванным категориям и умению различать их в каждой отдельной ситуации. Спектр моральных норм гораздо шире, чем это представляется на первый взгляд.

Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

 

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.

Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.

Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

mystroimmir.ru

что такое, функции, нормы, принципы

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих  сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип  гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

psyh.info

3.6. Нормы морали

Нормы
морали —

это своеобразные первоначальные
«клеточки» нравственности, из которых
складывается здание нравственной
системы общества. Нравственность
проявляется в виде определен­ных,
постоянно воспроизводящихся в обществе
правил поведе­ния, или норм. Этика
изучает нормы морали и как определен­ные
образцы (стандарты) поведения людей в
обществе, и как тре­бования (предписания),
регулирующие поведение людей. В этом
смысле этика рассматривает поведение
человека как нормативно заданное,
предписанное теми или иными нравственными
нормами. Этика описывает моральные
нормы, проясняет их регулятивную природу,
специфику, структуру и содержание. Ее
интересуют также отношения между нормами
и правила (принципы) образования
нормативных -суждений и умозаключений,
законы нормативного мышления.

Всякая
норма морали имеет внутреннюю структуру1
(1
См.: Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.
М., 1985; Бобнева М.И. Социальные нормы и
регуляция поведения. М., 1978; Дробницкий
О.Г. Моральное сознание и его структура
// Вопросы философии. 1972. № 2; Пеньков
Е.М. Социальные нормы — регуляторы
поведения личности. М., 1972; Селиванов
Ф.А. Оценка и норма в мораль­ном
сознании. М., 1989). Во-первых, диспозицию
— предписание определенного поведения
(деяния или недеяния). Говоря иначе,
любая норма морали содержит в себе
оп­ределенное предписание или веление,
выраженное, как правило, в повелительном
наклонении: «не убий», «возьми», «верни»,
«наслаж­дайся», «проживи жизнь
незаметно», «будь независим», «подчиняй­ся
только нравственному долгу» и т.п. Нормы
морали не столько советуют, убеждают,
просят, учат поступать известным образом,
сколько велят, предписывают, требуют
известного поведения.

Во-вторых,
предписание, выраженное в норме, имеет
область своего определения — круг лиц,
к которым оно потенциально или актуально
обращено. В этом смысле различаются
единичные требо­вания, особенные
нормы (например, этика врача, юриста) и
всеоб­щие (универсальные) нормы,
обращенные к каждому человеку. В самой
норме конкретный смысл или цель
предписываемого дей­ствия могут быть
не всегда четко выражены, но всегда так
или иначе подразумеваются. Поскольку
это так, то любая норма морали под­дается
истолкованию и разъяснению. Толкование
и разъяснение смысла нравственных норм
составляют одну из основных задач этики
как нормативной дисциплины.

Для
целого ряда норм морали также характерным
является такой структурный элемент,
как гипотеза, т.е. указание на те условия,
при которых должно исполнять предписанное
нормой действие.

Ввиду
такого структурного элемента, как
гипотеза, нормы морали делятся на
категорические (действительные при
любых условиях) и нормы, сообразованные
с возможностями людей и ситуацией.
Без­условно категорическими являются
нормы христианской морали: «не убий»,
«не кради» и др.

Норма
морали предполагает определенные меры
воздействия, которые общество способно
применять к нарушителю выраженно­го
в норме веления. В нравственности санкции
выступают, как пра­вило, в виде
осуждения, порицания, неприятия
общественным мне­нием, совестью самого
человека аморальных поступков, т.е.
иде­ально.

Нормы
морали различаются не только по содержанию
предпи­сания, области своего определения,
значения, действия, но также и по своему
источнику. Источниками норм морали
могут выступать обычай, традиция,
этическая доктрина или авторитет (Будда,
Со­крат, Иисус Христос, Магомет и др.),
общественное мнение, нако­нец сам
человек, как говорил Кант, его
самообязывающий разум. В этом отношении,
кстати. Кант совершенно справедливо
делил все нормы в зависимости от источника
своего возникновения на два основных
класса: гетерономные — устанавливающие
человеку внеш­ние обязанности, имеющие
внешний источник своего долженство­вания,
и автономные, представляющие собой, по
сути, самопредпи­сания, самовеления,
имеющие источником автономию воли.

В
этике под источником моральных норм
подразумеваются, во-первых, те исторические,
объективные, материальные условия,
ко­торые вызвали к жизни те или иные
нормы морали. В этом отно­шении этика
говорит, что нормы морали формируются
самой жиз­нью, что они возникают в
практике реальных социальных, нравст­венных
отношений. Этика рассматривает, во-вторых,
в качестве источника моральных норм
нравственное сознание определенной
ис­торической эпохи. Этика подчеркивает,
что нормы формируются, артикулируются,
озвучиваются самосознанием определенного
исто­рического времени. В этом отношении
источником нравственных норм выступают
мифология, этические воззрения великих
моралис­тов, общественное мнение.
Наконец, норма может быть выведена из
другой, более общей нормы как ее следствие,
импликация.

Норма
морали как прескрипция (предписание)
отличается от дес­крипции (описания,
суждения о фактах). Норма выражает
должен­ствование, а не описывает
сущее. Относительно предписания,
вы­раженного в норме, мы не можем
сказать, какой реальности (фак­там)
оно соответствует. Очевидно, что суждение
«нечто есть», т.е. суждение, описывающее
факт, существенно отличается от суждения
о должном. Таким образом, этика проводит
различие между бытием и долженствованием
и подчеркивает, что норма морали имеет
осо­бый онтологический статус, отличный
от онтологического статуса фактов.

В
отличие от суждений факта, нормативные
суждения, нормы «не являются ни истинными,
ни ложными»1
(1
Ивин А.А Логика М., 1996. С. 89; Он же Некоторые
проблемы теории деон­тических
модальностей // Логическая семантика и
модальная логика. М., 1967; Он же. Логика
норм. М., 1973), а обладают значением
действительности или недействительности,
правомерности или не­правомерности.
Например, дескриптивное, или описательное,
суж­дение может быть истинным или
ложным. Относительно же прескриптивного,
нормативного, суждения нельзя сказать,
истинно ли оно или нет. Этику интересует
в данном случае другой вопрос: яв­ляется
ли требование или норма, выраженная в
нормативном суж­дении, действительной
или нет. Говоря иначе, ее интересует
ос­нование предписания, выраженного
в нормативном суждении.

Норма
(и выражающее ее нормативное суждение)
может быть действительной или правомерной,
если существует некая «более вы­сокая»
норма, из которой первая выводится как
следствие, или если она постулируется
как высшая норма определенного
нравственного, нормативного порядка.

Таким
образом, основанием действительности
одной нормы может быть лишь действительность
другой нормы2
(2
Чистое учение о праве Ганса Кельзена
Вып. 2. М,, 1987. С. 67). Норму, пред­ставляющую
собой основание действительности другой
нормы, об­разно называют высшей (т.е.
«более высокой») нормой по отноше­нию
к этой другой норме, которую называют
«низшей». Правда, иногда возникает
впечатление, будто действительность
нормы можно обосновать тем фактом, что
она установлена какой-либо властной
инстанцией: человеческой или
надчеловеческой. Напри­мер,
действительность Десяти заповедей в
христианской этике обо­сновывают тем
фактом, что их дал на горе Синай Бог
Яхве, или что врагов должно любить
потому, что Иисус, Сын Божий, предписал
это в Нагорной проповеди. Однако с
деонтической точки зрения основанием
действительности нормы служит не тот
факт, что, на­пример, Бог в определенное
время и в определенном месте устано­вил
определенную норму, но молчаливо
подразумеваемая норма, со­гласно
которой должно исполнять заповеди Бога1
(1
Чистое учение о праве Ганса Кельзена.
Вып 2. М., 1987. С. 68).

Поиск
основания действительности нравственной
нормы, ответа на вопрос, почему я должен
ее выполнять, не может продолжаться
бесконечно, в отличие от поиска причины
в цепи причин и след­ствий, он должен
закончиться нормой, которая — как
последняя и наивысшая — постулируется,
говоря иначе, принимается как выс­ший
нравственный принцип.

В
свою очередь, высшая нравственная норма
или принцип явля­ется системообразующим
началом некоей этической системы.
На­пример, в рамках гедонистической
этики такой нормой выступает требование
«наслаждайся», эпикурейской — «проживи
незаметно» и т.п. Все нормы, которые
можно вывести из одной и той же основной
нормы, образуют определенную нормативную
систему, которая ха­рактеризуется
целым рядом существенных особенностей,
и в част­ности непротиворечивостью,
неантиномичностыо, связанностью норм,
которые в нее входят, и др. Так, нормы:
«не лги», «не об­манывай», «не
лжесвидетельствуй», «исполняй данное
обещание» можно вывести из нормы,
предписывающей правдивость. Из нор­мы,
предписывающей любить ближнего, можно
вывести следующие нормы: «не должно
причинять ближнему зло, в особенности
убивать его», «не должно причинять
ближнему моральный или физический
вред», «если ближний попадет в беду, ему
должно помогать»2
(Там же. С. 96) и т.п. Говоря иначе, норма
или принцип «люби ближнего» задает
такую нормативную систему, в рамках
которой должно оказывать помощь ближним,
не обманывать их и т.д.

Основу
отношений между нормами составляет не
только их сход­ство или различие по
принадлежности к тому или иному
норматив­ному порядку, но и различия
по выраженному в них предписанию, области
определения, значения (смысла),
действительности во вре­мени и
пространстве. Поэтому нормы морали
бывают сравнимые и несравнимые между
собой. Сравнимые нормы имеют в своем
со­ставе общий термин — область
определения (субъект) или прескрипцию,
несравнимые — нет. Например, несравнимыми
будут нормы: «Все врачи должны исполнять
клятву Гиппократа» и «Все родители
должны заботиться о своих детях» и т.п.

Сравнимые
нормы, в свою очередь, бывают совместимыми
(свя­занными) и несовместимыми
(несвязанными). Совместимыми назы­ваются
такие нормы, которые выражают одно и то
же веление пол­ностью или хотя бы в
некоторой части. Несовместимыми будут
нормы, выражающие противоположные, или
противоречащие, ве­ления.

Совместимые
нормы делятся на равнозначащие и
подчиненные. Равнозначащие, или
эквивалентные, нормы выражают одно и
то же веление в различной форме. Например:
«Каждый человек имеет право на жизнь»
и «Никто не обязан умирать»; «Ни один
человек не имеет права оскорблять
другого» и «Ни одному человеку не
раз­решено оскорблять другого». Это
две пары равнозначащих, взаимо­заменимых
норм, каждая из которых имеет одно и то
же деонти­ческое содержание, но их
формальное построение различно. Сле­дует
подчеркнуть, что если норма действительна
и правомерна, то эквивалентная ей норма
также действительна и правомерна.

Подчиненные
нормы имеют общую прескрипцию, а область
оп­ределения (субъект) одной нормы
включает в себя область опреде­ления
другой нормы. Здесь одна норма будет
подчиняющей, а дру­гая — подчиненной.
Подчиненные нормы различаются своей
облас­тью определения, неодинаковы
по значению и смыслу выраженного в них
предписания: подчиняющее нормативное
суждение носит ха­рактер общей нормы,
подчиненное суждение — конкретного
требо­вания. При действительности и
правомерности общей нормы и част­ное
требование будет действительным или
правомерным.

Несовместимыми
нормами являются нормы, которые
предпи­сывают одному и тому же лицу
или группе лиц противоположные действия
в одно и то же время, в одном и том же
месте или от­ношении. Таким образом,
для того чтобы две нормы были
несо­вместимыми, нужно учитывать
целый ряд особенностей. Так, не­совместимости,
или противоречия, в широком смысле слова
не будет в том случае, если что-либо
предписывается одному и тому же лицу и
то же самое отрицается, но в разное
время. Точно так же не будет несовместимости
или противоречия, если одна норма нечто
предписывает определенному лицу или
группе лиц, а другая это отрицает, но в
ином отношении. Например, требование
унич­тожить противника не противоречит
требованию не трогать со­юзников и
т.п.

Противоположными
будут являться такие несовместимые
нор­мы, которые одновременно не могут
быть правомерными, но могут быть
одновременно неправомерными.

Противоречащими
же будут такие нормы, которые одновремен­но
не могут быть ни правомерными, ни
неправомерными. При пра­вомерности
одного веления, выраженного в норме,
его отрицание будет неправомерным, а
при неправомерности первого второе
будет правомерным.

В
сфере нормативного мышления тем не
менее могут возникать ситуации, когда,
несмотря на несовместимость и
противополож­ность, оба нормативных
суждения имеют значение правомерности.
Говоря иначе, для нормативного мышления
не является исключе­нием антитетика
или антиномия норм, когда при правомерности
одной нормы противоположная норма также
является вполне пра­вомерной и
действительной.

Антитетичность,
или парадоксальность, нормативного
мышле­ния, так же как и его противоречивость,
известна с древнейших времен, хотя ее
природа не была вполне осознана. Так, с
давних пор известен так называемый
парадокс «брадобрея»1
(1
В данном случае мы приводим деонтический
вариант парадокса «брадобрея», который
в своей логической форме был сформулирован
Б Расселом (см.: Карри
Х.
Основания
математической логики. М., 1969. С. 22)). Суть
его сво­дится к следующему: совет
одного селения издал указ, что деревен­ский
брадобрей (предполагается, что он
единственный брадобрей в этой деревне)
должен брить всех мужчин данного селения,
кото­рые не бреются сами, и только
этих мужчин. Конкретизация этой нормы
применительно к самому брадобрею
приводит к двум проти­воположным, но
тем не менее правомерным, вытекающим
из пер­воначальной общей нормы,
нормативным суждениям: «брадобрей
должен брить себя сам» и «брадобрей не
должен брить себя сам». Вполне понятно,
что наличие парадоксов, антитетики норм
ставит под вопрос саму возможность
этической аргументации, применения на
практике норм морали, т.е. возможность
из более общих норм выводить более
частные.

Конечно,
антитетика норм возможна не только в
результате па­радоксов, неправильно
сформулированных общих норм, приводя­щих
к взаимоисключающим, но тем не менее
одинаково правомер­ным нормативным
выводам или решениям. Гораздо чаще
антите­тика норм возникает в силу их
принадлежности к различным нор­мативным
системам, в рамках которых каждая из
норм является вполне правомерной и
обоснованной. На такую возможность в
свое время указывал И. Кант, который
считал, что основная антиномия
нравственного сознания человека может
возникать в силу проти­воположности
веления долга, добродетели, с одной
стороны, и стремления человека к счастью
— с другой1
(1
Кант И. Критика практического разума.
М., 1995. С. 218). Говоря иначе. Кант со­вершенно
правильно определил, что могут существовать
два вполне оправданных нормативных
порядка, один из которых основан на
принципе счастья, другой — на принципе
долга или добродетели. Методологическую
основу разрешения антиномий практического
разума сам Кант видел в разграничении
«логики морали» и «логики чувств»,
«логики долга» и «логики склонностей
и влечений».

Прояснение
онтологического статуса норм, изучение
характера и природы их отношений между
собой важно и в связи с проблемой
толкования норм морали и выяснения их
специфики. Одна и та же норма морали
может быть выражена в формально различных
суж­дениях. Если же не отделять норму
от средств ее выражения, то может
оказаться, что одна и та же норма будет
устанавливать раз­личные предписания.
Но в таком случае было бы невозможно не
только передавать нормы и переводить
их с одного языка на другой, но и применять
их в практической жизни. Поэтому критики
этой точки зрения, среди которых можно
назвать таких выдающихся уче­ных, как
Лейбниц, Гумбольдт и другие, считали,
что норму следует рассматривать в
абстракции, отвлечении от средств ее
выражения. Одна и та же норма может
формулироваться по-разному в различных
языках и кодексах, но ее содержание и
смысл можно рассматривать как некоторую
абстракцию, взятую отдельно от ее
языкового, зна­кового выражения.
Поэтому объектом этического толкования
явля­ются нормы морали, а предметом
толкования — их содержание и смысл.

Уяснение
этого содержания и смысла достигается
различными способами. Способ этического
толкования представляет собой
от­носительно самостоятельную
совокупность приемов анализа норм.
Выделяют грамматическое,
логико-деонтологическое, системати­ческое,
историко-социологическое и телеологическое
толкования.

Грамматическое
толкование представляет собой набор
приемов, направленных на уяснение
морфологической и синтаксической
структуры нормативного высказывания,
выражающего норму, вы­явление значения
отдельных слов и терминов, употребляемых
со­юзов, предлогов, знаков препинания,
грамматического смысла всего нормативного
суждения.

Логико-деонтологическое
толкование предполагает использова­ние
законов и правил деонтической логики
для уяснения подлинного смысла
нравственной нормы, который не совпадает
с ее бук­вальным изложением.

Систематическое
толкование — это уяснение содержания
и смыс­ла моральной нормы исходя из
ее места, которое она занимает в той или
иной этической системе. Так, практически
все этические воззрения включают в себя
норму ненасилия, однако в различных
этических системах она приобретает
различные вес и значение.

Историко-социологическое
толкование заключается в изучении
социально-исторических условий
возникновения той или иной нормы морали.
В этом плане весьма показательны
исследования, проведенные Ницше,
Монтескье, Вебером и др.

Телеологическое
(целевое) толкование направлено прежде
всего на установление подлинных целей,
которые ставились при форму­лировании
и обосновании тех или иных нравственных
норм.

В
зависимости от сферы действия норм
морали различается тол­кование
нормативное и казуистическое. Нормативное
толкование изначально предназначено
для распространения на неопределен­ный
круг лиц и случаев. Оно имеет, как правило,
абстрактный ха­рактер, т.е. не привязано
к конкретной жизненной ситуации.
Казу­истическое толкование норм
морали, напротив, вызывается вполне
определенным случаем и рассчитано на
рассмотрение именно дан­ного конкретного
дела.

В
процессе толкования и разъяснения
содержания и смысла нрав­ственных
норм вполне закономерно возникает
вопрос об их специ­фике, отличии от
других нормативных регуляторов — норм
права, религиозных или организационных
норм. В этом случае толкование норм
тесно связано с пониманием природы
морали как таковой.

Специфика
моральных норм вырисовывается в истории
этичес­кой мысли через целую серию
теоретических антиномий и проти­воречий1
(1
Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
С. 87-121). С одной стороны, этика подчеркивает,
что нормы морали имеют объективное
значение. По своему содержанию они не
зависят от склонностей, предпочтений,
произвола, субъективного мнения кого
бы то ни было. Но с другой стороны,
требования и предписа­ния, выраженные
в моральных нормах, не могут быть
объективными по самой своей природе. В
силу особенностей нормативной регуля­ции
они всегда являются выражением чьего-то
веления (воли обще­ства или социальных
групп, как полагала этика Просвещения,
Бога или разума, как считали этики
религиозного или идеалистического
толка). Кроме того, в сфере морали
источником нормы выступают личные
мотивы и самовеления личности, без
которых нет собственно морали как
сознательного действия. Говоря иначе,
если вы­раженное в норме предписание
выступает лишь в виде внешнего требования,
только как внешняя необходимость или
чужое повеле­ние, то эта норма не будет
нравственной в собственном смысле
слова. Подлинно моральной норма становится
тогда, когда содер­жащееся в ней
требование осознается самим человеком
как внут­реннее веление самому себе,
как самовеление, субъективная
необ­ходимость.

С
первой антитезой в понимании специфики
норм морали свя­зана и вторая. Любые
нравственные нормы, так как они
проявля­ются, фиксируются в истории,
представляют собой выражение определенного
образа жизни известной социальной
общности. И в этом отношении нормы морали
всегда выражают определенные обо­собленные
интересы тех или иных групп людей. Этот
относитель­ный характер всякой системы
нравственных норм является обще­признанным
фактом европейской науки, как только
она перешла к изучению исторически
изменчивых нравов. Но в то же время
всякая собственно нравственная норма
всегда выражается в общеобязатель­ной,
общечеловеческой форме. Как обосновывает
это положение Кант, всякая особая,
партикулярная норма, правило поведения
могут быть признаны подлинно моральными
в том лишь случае, если они выдерживают
проверку на общезначимость, на всеобщее,
все­человеческое применение.

Следующая
альтернатива в понимании специфики
норм морали связана с проблемой
соотношения их практической значимости
и нравственной безусловности. С одной
стороны, в этической мысли прошлого
было достаточно осознанно и отчетливо
выражено практическое назначение норм
морали. С этой точки зрения нормы мо­рали
— это метод и средство достижения
общественного и личного блага. Но, с
другой стороны, подлинные нормы морали,
требования, заложенные в них, не имеют
ничего общего с практическим расче­том,
социальной полезностью, «благоразумием»,
с достижением же­лательных результатов.
Как подчеркивал Кант, если мы наблюдаем
истинно нравственный поступок, совершенный
«с непоколебимым духом» и «без всякого
намерения извлечь какую-нибудь выгоду
в этом мире или на том свете», то такой
поступок оказывается для нас го­раздо
более привлекательным, нежели такое же
действие, но совер­шенное из интереса1
(1
Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 4. Ч. 1. С.
248). Нормы морали, считал Кант, нельзя
рассмат­ривать лишь как способ
достижения какого-то результата,
опреде­ленной цели. Напротив, именно
цели и практические результаты, к коим
стремится человек, должны быть соотнесены,
согласованы с нравственными нормами.

Нормы
создаются людьми, но в процессе их
жизнедеятельности объективируются,
отчуждаются, начинают выступать как
нечто су­ществующее независимо от
человека; и каждое последующее поко­ление
должно вновь распредметить эти нормы,
сделать их внутрен­ним мотивом своего
поведения. Поэтому нормы морали,
рассмот­ренные на различных ступенях
и стадиях этого процесса, могут вы­ступать
в теоретическом сознании в виде
взаимоисключающих де­финиций и
определений.

Суммируя
взгляды на специфику норм морали, можно
сказать сле­дующее. Во-первых, нормы
морали, в отличие от других регуляторов
поведения, побуждают человека к
совершенству, в широком смысле слова
добру. Во-вторых, нормы морали возникают
как результат сво­бодной, волевой
активности человека, а не как результат
известного рода естественной причинности.
В-третьих, нормы морали не ути­литарны,
не являются средством достижения
какого-либо полезного результата.
Словом, не полезность определяет выбор
нравственных норм, а, напротив, нормы
морали определяют, какие практические
цели человек должен ставить перед собой.
В этом отношении нормы морали носят
безусловный характер. В-четвертых, нормы
морали побуждают, обязывают человека
жить сообща с другими людьми со­гласно
«золотому правилу» нравственности, они
также очерчивают для человека сферу
безусловно запретного поведения.
Наконец, в-пятых, нормы морали носят
автономный, а не гетерономный ха­рактер,
в отличие от других видов норм. Говоря
другими словами, моральные нормы в своем
обязующем значении являются
самообя­зательствами человека,
моральные нормы не допускают разведения
субъекта и объекта нравственных
требований. Общность или отдель­ные
индивиды, устанавливающие и санкционирующие
нравствен­ную норму, как правило, и
являются той общностью и теми инди­видами,
которые эту норму исполняют.

ПОНЯТИЕ
МОРАЛИ 2

Вводные замечания 2

3.1. Метафизика и этика 2

3.2. Язык морали 6

3.3. Обоснование морали 12

3.4. Гуманизм: идея личности в этике 18

Попытки теоретического определения
гуманизма 18

Особенности исторических этапов
развития гуманистической мысли 19

Практическое воплощение гуманизма как
нормативного принципа 24

Современные тенденции развития
гуманистической мысли 24

3.5. Моральная мотивация 27

Понятие моральной деятельности в
этике 27

Поступки, нравы, поведение 27

Структура поступка. Мотивы и мотивация.
Результат и условия совершения
поступка 28

Моральная оценка поступка в единстве
его структурных элементов 29

Моральная мотивация, свобода и
ответственность 30

3.6. Нормы морали 32

studfiles.net

Принципы и нормы морали, примеры

«Нет человека, что был бы как остров»
(Джон Донн)

Общество состоит из множества индивидов, которые во многом похожи, но также чрезвычайно различны по своим устремлениям и взглядам на мир, опыту и восприятию действительности. Мораль — то, что нас объединяет, это те особые правила, принятые в людском сообществе и определяющие некий общий взгляд на категории такого плана, как добро и зло, правильно и неверно, хорошо и плохо.

Мораль определяется как нормы поведения в обществе, которые сформировались за многие века и служат для верного развития человека в нем. Сам термин происходит от латинского слова mores, которое означает принятые в обществе правила.

Черты морали

У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.

Нормы общественной морали, иначе говоря традиции, значимы в общении между конкретными индивидами и группами людей, позволяют «говорить на одном языке». Правовые принципы навязаны обществу, и их невыполнение несет за собой последствия разной тяжести. Традиции и нормы морали же являются добровольными, на них каждый член социума соглашается без принуждения.

Виды моральных норм

На протяжении веков моральные нормы принимали различные виды. Так, в первобытном обществе непререкаемым был такой принцип, как табу. Люди, которые провозглашались как передающие волю богов, жестко регламентировали как запрещенные действия, которые могли угрожать всему социуму. За их нарушение неминуемо следовала суровейшая кара: смерть или изгнание, что в большинстве случаев было одним и тем же. Табу до сих пор сохранилось во многих традиционных обществах. Здесь в качестве нормы морали примеры следующие: нельзя находиться на территории храма, если человек не принадлежит касте духовенства; нельзя иметь детей от своих родственников.

Обычай

Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе. В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство. Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин. Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.

Среди моральных норм также выделяют традицию — порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.

Моральные правила

Существуют и моральные правила — те нормы общества, которые человек сознательно определяет для себя сам и придерживается этого выбора, решая, что именно для него приемлемо. Для такой нормы морали примеры в данном случае: уступать место беременным и пожилым людям, подавать руку женщине при выходе из транспорта, открывать перед женщиной дверь.

Функции морали

Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт. Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная. С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.

Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения. С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом. Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.

Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом. У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей. Нравственные идеалы, сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.

Мораль как результат эволюции

К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.

Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало. Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль. Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.

Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением. Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими. Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.

Гуманизм как основной принцип морали

Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.

Основная идея гуманизма может быть выражена в общеизвестном правиле: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Другой человек в этом принципе рассматривается, как заслуживающий тех же благ, что и любой конкретный человек.

Гуманизм предполагает, что общество должно гарантировать основные права человека, такие как право на жизнь, неприкосновенность жилища и переписки, свободу вероисповедания и выбора места жительства, запрет принудительного труда. Социум должен прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать людей, по тем или иным причинам ограниченным в своих способностях. Способность принять таких людей отличает человеческое общество, которое не живет по законам природы с естественным отбором, обрекая на гибель недостаточно сильных. Гуманизм также формирует возможности для человеческого счастья, вершиной которого является реализация его знаний и умений.

Гуманизм как источник общечеловеческих норм морали

Гуманизм в наше время обращает внимание общества на такие общечеловеческие проблемы, как распространение ядерного оружия, экологические угрозы, необходимость развития безотходных технологий и снижения уровня производства. Он говорит о том, что сдерживание потребностей и вовлеченность каждого в решение проблем, которые стоят перед всем социумом, может произойти только через повышение уровня сознательности, развитие духовности. Он образует общечеловеческие нормы морали.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на «своих» и «чужих», чтобы он видел в каждом «своего».

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Равенство как основной принцип морали

С точки зрения морали, равенство призывает к тому, чтобы поступки человека оценивались вне зависимости от его общественного положения и достатка, а с общей точки зрения, чтобы подход к человеческим поступкам был универсален. Такого рода положение дел может быть только в хорошо развитом обществе, которое достигло определенного уровня в экономическом и культурном развитии.

Альтруизм как основной принцип морали

Данный принцип морали может быть выражен в фразе «Возлюби ближнего, как самого себя». Альтруизм предполагает, что человек способен сделать нечто хорошее для другого человека безвозмездно, что это не будет услугой, на которую необходимо ответить, а бескорыстным порывом. Этот моральный принцип очень важен в современном обществе, когда жизнь в больших городах отдаляет людей друг от друга, создает ощущение, что забота о ближнем без умысла невозможна.

Мораль и право

Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение норм права и морали позволяет выявить их различия.

Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.

Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально. Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия «правильно» и «неправильно», их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение. Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.

Соотношение норм права и морали прослеживается во многих случаях. Так, моральные принципы «не убий», «не укради» соответствуют законам, прописанными в Уголовном кодексе, о том, что покушение на человеческую жизнь и его имущество приводит к уголовной ответственности и лишению свободы. Возможен и конфликт принципов, когда правовое нарушение — например, запрещенная в нашей стране эвтаназия, которая рассматривается как убийство человека, — может быть оправдано моральными убеждениями — человек сам не хочет жить, нет надежды на выздоровление, болезнь причиняет ему невыносимые боли.

Таким образом, различие норм права и морали выражается только в законодательстве.

Заключение

Нормы морали родились в обществе в процессе эволюции, их появление не случайно. Они нужны были раньше, чтобы содержать общество и уберегать его от внутренних конфликтов, и по-прежнему выполняют эту и другие функции, развиваясь и прогрессирую вместе с обществом. Нормы морали были и останутся неотъемлемым элементом цивилизованного общества.

fb.ru

Мораль и нравственность | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Мораль – это не
только особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и
действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль – это особая форма общественного сознания, определяющая, буквально, всю жизнь
человеческого общества. Именно от моральных установок и норм зависит
формирование и развитие экономических, политических, социальных и иных
общественных отношений.

В современной
литературе под моралью понимается исторически сложившаяся система норм, обычаев,
ценностей, регулирующих общественные отношения и являющиеся критериями
поведения людей.

Мораль представляет
собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для него самого и
для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и обществом.
Ведь зачастую индивидуальные и общественные интересы не совпадают и чаще всего
противоречат друг другу. Человек, как биосоциальное существо, формируется,
развивается и живет в обществе, подчиняясь правилам, которые сложились в нем.
Однако это не означает, что моральные нормы – это раз и навсегда определенные
конструкции. Моральные нормы меняются, развиваются вместе с человеком. Именно
поэтому существуют различные морально-нравственные установки в разных обществах
и в разные исторические периоды.

Мораль обычно используется как синоним нравственности,
но это явное упрощение. Нравственность представляет собой ценностную структуру
со­знания, общественно необходимый способ регуляции действий че­ловека в той
или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни: в труде, в
быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых,
межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований,
предъявляемых к че­ловеку в каждой из этих областей, нравственные принципы
имеют соци­ально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фик­сируя
в себе то общее и основное, что составляет культуру межче­ловеческих
взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Тонкая
грань между моралью и нравственностью проходит по критерию «должного» и
«сущего». Иными словами, мораль определяет то, к чему человек должен
стремиться, т.е. «мир должного». В то время как нравственность – это реально
практикуемые нормы повседневного поведения, т.е. «мир сущего».

Мораль – одна из самых ранних форм общественного
сознания, возникшая, скорее всего, еще в первобытном обществе. Уже тогда она
выступала главным регулятором поведения людей, имела всеобщее значение,
распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что
составляло ценностные основы общества.

Моральная регуляция
имеет оценочно-императивный характер. Это означает, что с помощью моральных норм и ценностей оцени­ваются
поступки, слова и намерения людей. Мораль либо одобря­ет их, либо не одобряет,
порицает. Моральные нормы представля­ют собой определенные правила или образцы
поведения. Одновре­менно они характеризуются той системой оценки, с помощью
которой человеческие действия определяются как хорошие или пло­хие, добрые или
злые, справедливые или несправедливые. Одобряя что-то или порицая, мораль
вместе с этим предписы­вает, повелевает, как следует себя вести, чтобы
соответствовать об­щественным требованиям. В этом проявляется ее императивный характер, т.е. она
ориентирована на идеалы, выраженные в моральных нормах.

Моральные
нормы опираются на общественные оценки, убеждения и привычки людей, идеалы
добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее
поведение чело­века, диктуют безусловное требование поступать в конкретной
ситуации так, а не иначе. В
то же время моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то
частных и ближайших результатов в опре­деленной ситуации, а следование общим
нормам и принципам по­ведения.

В отдельно взятом случае практический результат
действия мо­жет быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств. В
общесоциальном же масштабе в суммарном итоге выполнение моральной нормы
отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде
данной нормой. Поэтому форма выражения моральной нормы – это не правило внешней
целесооб­разности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то),
а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать
при осуществлении самых разных своих целей.

Например, во время Великой Отечественной войны многие
подвиги и невероятное мужество защитников нашей Родины были проявлены именно
потому, что в обществе было очень высоко значение моральных норм. Для
рационально мыслящего, индивидуализированного человека, очевидно, что высшую
ценность имеет только его жизнь, поэтому спасать ее следует любыми способами.
Однако моральные нормы, будучи важнейшим императивом для наших
соотечественников, требовали постоянного жертвования собой ради спасения своих
раненых товарищей, попавших в окружение солдат, и наконец, миллионов сограждан,
независимости своей страны. В моральных нормах отражаются потребности человека
и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на
основе громадного исторического опыта многих поколений. Именно поэтому они
оценивают как особенные цели, пресле­дуемые людьми, так и средства их
достижения. Российское общество всегда отличалось особым, подчеркнуто
уважительным отношением к моральным нормам. С этим связано неприятие многих реформ,
проводимых государством, поскольку они противоречат сформировавшимся
веками моральным установкам, пониманию должного сквозь призму справедливости и
общего (коллективного, общинного) блага.

Функции морали

Моральная регуляция (иначе это называется регулятивная
функция) отличается, например, от правовой тем, что влияние первой
определяется принципами, действующими изнутри самого человеческого сознания.
Право же является внешней надстройкой, контролирующей нижнюю границу
человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом.

Нравственные представления, нормы морали, как и нормы
права, изменяются, трансформируются с течением времени, по мере развития
общества. Однако,  одновременно, в различных общностях эти представления могут
носить свой специфический характер. Так религиозная мораль традиционно существенно
отличается от светской, мораль представителей старшего поколения – от
молодежной и т.п.

Помимо регулятивной функции, мораль выполняет воспитательную. Моральные
ценности всегда являются основанием социализации молодого поколения, подготовки
его к жизни в обществе. Однако следует помнить, что моральное воспитание – это
не просто возрастная педагогика. В определенном смысле моральное воспитание
продолжается всю жизнь.  Если в детстве ребенок получает первичные моральные
представления, то в дальнейшем человек самостоятельно развивает их, превращая в
свой нравственный мир. В этом мире моральные требования уже не являются только
чем-то внешним, требованиями социума, а выступают основанием самостоя­тельного
ценностного выбора, решения, ответственности. Они ста­новятся совестью
человека, его моральной рефлексией.

Третья функция морали – коммуникативная. Мораль создает
нормативную основу человеческого общения. Внешняя сторона этой основы в
требованиях этикета, правилах общения, правилах приличия. Но это внешние нормы.
Внутренние – это те, которые, бу­дучи пропущенными через нравственное сознание
индивида, ста­новятся его нравственной культурой общения. И эта культура сра­зу
отделяет человека воспитанного, нравственно зрелого, от тако­го, кому эти
ценности несвойственны.

Познавательная функция морали не касается познания окружающих
предметов, их физико-химических свойств и качеств. Мораль позволяет познавать и
оценивать человеческие качества. Моральное знание – это знание о долж­ном,
справедливом, о том, что находится под абсолютным запре­том, о добре и зле.

Итак, моральные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие
отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока,
чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его
деятельности. Норма морали формируются в практических отношениях людей между
собой. То, что плохо и вредно для общества (т.е. поведение, не способствующее
его стабильности), осуждается и запрещается, а то, что способствует согласию и
мирному сосуществованию людей, оценивается положительно и одобряется
большинством. Носителями общественной морали является как общество в целом, так
и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек
руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.

Реализация моральных норм

Реализация норм морали контролируется общественным
мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается
с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для
человека лиц. В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в
соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о
справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы
определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более
того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы,
причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном
климате.

В морали не существует четкой разницы между нормой и
взглядами. То, что для одного является правилом поведения, для другого – не
более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд). Тем не менее,
существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются
общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это, прежде всего,
нормы, выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям –
гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность,
трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности
и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов
общества.

Моральные нормы
тесным образом связаны с понятием красоты, прекрасного в человеке, в его
поступках, в окружающем мире. Как справедливо отметил великий русский писатель
А.П. Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда,  и душа, и
мысли». Прекрасное в обществе формируется  и выражается эстетическими нормами.
Эстетические нормы – это представление общества (конкретного социума) о красоте
(что красиво, а что нет; что подобает носить; какая должна быть прическа, если
говорить о приземленных вещах). Вообще, что есть красота, каковы ее каноны; что
такое прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и
комическое. Таким образом, эстетические нормы являются наряду с моралью
важнейшими ценностными регуляторами общественных отношений.

xn—-ptblgjed.xn--p1ai

Мораль и право. Функции морали. Моральные ценности, принципы и нормы.










ТОП 10:







Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции поведения и деятельности людей. В то же время мораль представляет собой особую форму сознания (моральное сознание) и вид отношений между людьми (моральные отношения), состав­ляющих предмет специального изучения этики.

Как вид сознания и способ поведения, мораль возникла из необходимости совместной жизни людей и обусловлена самой природой человека, уникальной по своему характеру и выделяющей его среди других живых существ. В отли­чие от всех других биологических особей с изначально заданными стереотипами поведения, закрытыми для даль­нейшего совершенствования, человек не только открыт для постоянного развития и самосовершенствования, но и, обладая самосознанием, способен осознавать свое собствен­ное существование и отличать хорошее от плохого, быть нравственным существом. В то же время нравственность, человеческие добродетели могут реализоваться, как отме­чал Аристотель, только в конкретной деятельности чело­века, в его отношениях с другими людьми, без чего невоз­можно само существование морали. В этом смысле можно говорить об общественной функции морали как регулятора отношений в обществе, в котором люди живут по некото­рым общим правилам, следуют общим принципам и нор­мам поведения.

Функцию поддержания человеческого общежития выполняют и другие институты социальной регуляции (такие как право, традиции, обычаи, административные нормы, другие формы принудительного воздействия), с которыми мораль тесно переплетается и от которых вме­сте с тем существенно отличается.

Традиционно «мораль» рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек способен отвечать за то, что он делает. Именно так мы понимаем совесть как наиболее совершен­ную форму самоконтроля, сознание и чувство моральной ответственности за свои поступки перед самим собой и вну­треннюю потребность поступать справедливо.

Право — универсальный регулятор общественных отношений, основанный на нормах морали. В отличие от морали оно обладает уникальным ресурсом — воз­можностью применения государственного принуждения и карательных санкций.



Под функциями морали обычно понимают те ее основ­ные роли, которые она выполняет в жизни общества, обе­спечивая его целостность, его существование и развитие.

Известно, что мораль не только выступает регулято­ром отношений между людьми, оценивает их поведение и поступки, но и формирует нормы поведения. Она явля­ется важнейшим средством нравственного становления и развития личности, позволяет человеку ориентироваться в ценностно-ориентированном мире, где различаются добро и зло как в самих поступках людей, гак и в ситуациях, скла­дывающихся в результате этих поступков.

В связи с этим ученые выделяют целый ряд функций морали, характеризующих ее как относительно самостоя­тельную область человеческой культуры. К основным функциям морали обычно относят следующие.

Оценочная. Ее особенность состоит в том, что, во-первых, в отличие от норм права и политических оценок моральные оценки носят универсальный характер и рас­пространяются практически на все поступки и действия человека. Во-вторых, эти оценки осуществляются через сравнение должного и сущего, соотнесение наличного пове­дения с ценностью и идеалом и исходят как извне от обще­ственного мнения, так и изнутри самой морально развитой личности, из моральных убеждений индивида.

Познавательная, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравствен­ное существо, приобретать моральные знания о должном, о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких усло­виях.

Коммуникативная. Ее значение определяется той огромной ролью, которую выполняет коммуникация как важнейшая цивилизационная потребность современного мира, подразумевающая процесс гуманизации человече­ского общения, ведущий к взаимному пониманию. Она не сводится только к этикету. Более важным в человече­ском общении является признание в каждом человеке лич­ности, уважение того, с кем общаешься.

Воспитательная. Это одна из важнейших функций морали, характерная для всех обществ. Особенность воспи­тательной функции морали заключается в том, что мораль­ное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека, способствует становлению личности. В центре нравственного воспитания лежит личный пример, внутрен­нее стремление к нравственной безупречности. Для данной функции характерно ненасильственное воздействие, ибо моральные нормы только тогда действенны, когда пере­житы человеком на собственном опыте.




Регулятивная. Сущность и особенности этой функ­ции морали были раскрыты в предыдущем параграфе. Заметим только, что мораль — не рецепт от нравственных болезней и пороков, она не всесильна. Она учит, но только тех, кто хочет научиться. Однако всем приходится когда- нибудь принимать то или иное решение. И в этом смысле основные моральные ориентации неизбежно проявляют себя в практическом поведении.

Отмечая важность указанных функций морали, позволя­ющих лучше понять сущность моральной регуляции, необ­ходимо в то же время признать, что проблема воздействия морали на человека сложна и неоднозначна. Решая ее, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о том, что и кто опре­деляет моральность наших поступков, т.е. с той ситуацией, которая в этической науке получила название парадокса моральной оценки («не судите других»). Но дело не только в этом. Вопрос о сущности моральной регуляции не может быть осмыслен без учета самой важной проблемы этики — проблемы соотношения бытия и морали, этических знаний и поведения.

Моральные ценности— высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и как критерий оценки, и как моральная норма (требова­ние), и как принцип поведения.

Наиболее сложным из всех компонентов мораль­ной регуляции является понятие моральной ценности,поскольку если рассматривать ее только с позиции наличия в предмете признаков и свойств, выражающих его значи­мость для субъекта, то всегда есть опасность отождествле­ния ценности с самим предметом. В то же время значимость предмета, как известно, не обязательно автоматически означает его ценность. Как ни покажется это кому-то странным, но ответ на эти вопросы ученые находят у К. Маркса, в его классическом анализе свойств товара. Вещь, согласно Марксу, может обладать потребительской стоимостью (воз­дух, дикорастущий лес и т.д.) и в то же время не быть стои­мостью, если ее полезность не опосредована трудом. Когда потребность удовлетворяется автоматически, ценностных отношений не возникает. Иначе говоря, полезность, зна­чимость вещи для субъекта, сами по себе еще не образуют ценностных отношений, а сама вещь не становится ценностью. И напротив, чем проблематичная возможность удов­летворения потребности и чем актуальнее потребность, тем выше ценность предмета.

Моральные принципы— нравственные установки, в общей форме выражающие выработанные в мораль­ном сознании общества требования, касающиеся нрав­ственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

Важным компонентом системы моральной регуляции являются моральные принципы.В самой краткой форме их можно определить как наиболее общие требования, с помо­щью которых регулируются отношения между людьми. В этом своем значении принципы выступают своеобразным духовным ориентиром человека в его практических действиях. В то же время они представляют собой наиболее общее обоснование существующих норм и служат крите­рием выбора правил поведения.

Моральные нормы(от лат. пота — правило, обра­зец) — наиболее простые, имеющие характер обязатель­ных предписаний, нравственные требования к поступкам и поведению людей.

Коротко остановимся на характеристике моральных норм,особенностью которых, как уже было отмечено, является жесткая заданность границ поведения и требова­ние обязательности их выполнения. Они не терпят неопре­деленности и требуют от человека поступать именно так, а не иначе, следовать общепринятым стандартам поведе­ния. В их основе лежит признание несовершенства челове­ческих нравов и связанная с этим необходимость мораль­ного запрета: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого добра и другие известные по 10 ветхозаветным заповедям запреты. В этом значение морального запрета, без чего, как уже говори­лось, мораль превращается в область только «добрых намерений».

ЛЕКЦИЯ 2











infopedia.su

Нравственные нормы, ценности и правила

Нравственные нормы сходны с правовыми в том, что и те, и другие играют роль главнейшего механизма, с помощью которого регулируется человеческое поведение. Нормы морали представляют собой неписанные законы, которые сложились в ходе столетий. В праве же законы закреплены юридически.

Нравственная культура

Нравственные нормы, ценности являются практическим воплощением морали. Их особенность заключается в том, что они определяют сознание и особенности поведения людей во всех жизненных сферах: быт, семья, профессиональная деятельность, межличностные отношения.

Морально-нравственные нормы – это свод определяющих человеческое поведение правил, нарушение которых приносит ущерб обществу или группе людей. Их формулируют в виде конкретного набора поступков. Например:

  • нужно уступать место тем, кто старше;
  • здороваться, встречая другого человека;
  • быть великодушными и защищать тех, кто слабее;
  • приходить вовремя;
  • говорить культурно и вежливо;
  • носить ту или иную одежду, и т.д.

Фундамент построения здоровой личности

Духовно-нравственные нормы и ценности составляют образ человека, совершенного в смысле соответствия шаблону благочестия. Именно к этому портрету нужно стремиться. Таким образом выражаются конечные цели того или иного поступка. В виде идеала используется такой образ, как Иисус в христианстве. Он пытался заложить в человеческих сердцах справедливость, был великомучеником.

Нравственные правила и нормы играют роль персональных жизненных ориентиров для того или иного человека. Личность задает свои собственные цели, в которых проявляется ее позитивная или негативная сторона. Большинство людей стремятся к счастью, свободе, познанию смысла жизни. Нормы нравственности помогают им регулировать свое моральное поведение, мысли и чувства.

Мораль функционирует в обществе в виде совокупности трех структурных элементов, каждый из которых представляет собой одну из сторон нравственности. Этими элементами являются моральная деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.

Мораль в прошлом и настоящем

Данные явления начали проявляться достаточно давно. У каждого поколения и общности людей формировалось свое понимание доброго и злого, собственные способы интерпретации моральных норм.

Если обратиться к традиционным обществам, мы увидим, что там нравственный облик рассматривался как неизменное, фактически принятое в условиях отсутствия свободы выбора, явление. Человек того времени не мог делать выбор между принятием и непринятием господствующих тенденций, он должен был безоговорочно следовать им.

В наше же время, в отличие от правовых, нравственные нормы больше рассматриваются как рекомендации по достижению счастья для себя и окружающего общества. Если ранее мораль определялась как нечто, данное свыше, прописанное самими богами, то сегодня это что-то похожее на негласный общественный договор, которому желательно следовать. Но если вы ослушаетесь, по сути, вас могут только осудить, но не призвать к реальной ответственности.

Вы можете принять моральные законы (для своего же блага, ведь они являются полезным удобрением для ростка счастливой души), либо же отвергнуть, но это останется на вашей совести. В любом случае вокруг нравственных норм вращается все общество, и без них его функционирование было бы неполноценным.

Разнообразие нравственных норм

Все нравственные нормы и принципы можно условно разделить на две группы: требования и позволения. Среди требований выделяют обязательства и естественные обязанности. Позволения тоже можно разделить на безразличные и сверхдолжные.

Есть мораль общественная, которая подразумевает под собой самые унифицированные рамки. Есть же негласный свод правил, действующий в той или иной стране, компании, организации или семье. Также существуют установки, в соответствии с которыми свою линию поведения выстраивает отдельная личность.

Дабы познать нравственную культуру не только в теории, но и на практике, нужно совершать правильные поступки, которые окружающие будут принимать и одобрять.

Возможно, значение морали преувеличено?

Может показаться, что следование нормам морали заковывает человека в узкие рамки. Однако мы не считаем себя узниками, используя инструкцию к тому или иному радиоприбору. Нормы морали – это та же схема, которая помогает нам правильно выстраивать свою жизнь, не вступая в конфликт с совестью.

Нравственные нормы в большинстве своем совпадают с правовыми. Но случаются ситуации, когда мораль и право вступают в конфликт. Разберем данный вопрос на примере нормы «не укради». Попробуем задаться вопросом «Почему тот или иной человек никогда не пойдет на кражу?». В случае, когда основанием служит страх перед судом, то мотив нельзя назвать моральным. А вот, если человек не крадет, исходя из убеждения, что воровство – это плохо, то, поступок основывается на моральных ценностях. Но в жизни бывает, что некто считает своим моральным долгом то, что с точки зрения права, является нарушением закона (например, человек решается на кражу лекарства, чтобы спасти жизнь родного человека).

Важность морального воспитания

Не стоит ждать, что морально-нравственная среда сложится сама. Её тоже нужно строить, познавать, то есть работать над собой. Просто, наряду с математикой и русским языком, школьники не изучают законы морали. И, попадая в общество, люди могут подчас чувствовать себя такими же беспомощными и беззащитными, как если бы они в 1-ом классе вышли к доске и были вынуждены решить уравнение, которого до этого и в глаза не видели.

Так что все слова о том, что благонравие сковывает, порабощает и делает из человека раба, справедливы лишь в том случае, если моральные нормы извращены и подстроены под материальные интересы той или иной группы людей.

Социальная голодовка

В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.

Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.

Нравственные нормы и поведение людей тесно взаимосвязаны. Однако, задумываясь о законах морали, человек не должен отождествлять их с регламентом, а выполнять их, руководствуясь собственным желанием.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о