Формы и методы развития воображения у детей дошкольного возраста
Формы и методы развития воображения у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается важнейшим (сенситивным), в котором надо развивать воображение, закладывать основы творчества. На это указывал Л. С. Выготский [7].
Способы развития воображения изучались многими учеными. Формирование и развитие процессов воображения в познавательной сфере изучали А. Жатсель[18]и др.
Развитие процессов воображения в игровой деятельности исследованы в рабатах А. Г. Маклакова[31] , П. И. Пидкасистого [37] и др.
Исследованием путей и средств формирования и развития процессов воображения занимались А. Жатсель [18] , Д. Б. Эльконин [56] и др.
Формирование воображения у детей делает возможным воспитать личность целеустремленную, волевую, креативную. От взрослых требуется особое внимание, чтобы в процессе формирования, развития и закрепления уровня воображения, не ограничивалась детская активность и природное стремление к постижению окружающего мира.
Воображение играет особую роль в деятельности психики личности, проявляется даже в несложных видах воспроизведения, когда происходит определенное изменение воспроизводимого образа. Целостность и непрерывность воспроизведения событий, связанных в логически построенное целое, говорит о переработке воспроизводимого материала, восполнении недостающих деталей с помощью деятельности воображения.
Формирование и развитие воображения детей происходит под руководством и с помощью взрослых, закладку механизмов воображения делает взрослый. Это происходит через общение, когда ребенок усваивает действия и речевые навыки, как возможность создавать новые образы, выработанные в обществе, закрепленные в культурных отношениях. Но при этом, внимательно наблюдая, помогая ребенку, нельзя лишать детей активности, любознательности, самостоятельности, подавлять инициативу, вводить ограничения на влечение познавать мир вокруг себя, поддерживать любые попытки проявлять фантазию.
Необходимо развивать способность инициативности воображения, чтобы процесс имел ясную и определенную цель, чтобы можно было проверить результат на практике, проконтролировав простыми вопросами – что, где, когда, зачем и др.
В психологии выделяются три ступени, по которым развивается воображение [23]:
в воображении преобладает вымысел, сказки, фантазии;
в воображении начинают сочетаться фантазия и практический расчет;
воображение полностью подчиняется интеллектуальным способностям.
Дети дошкольного возраста находятся на первой ступени, проходя путь от способности выражения новых образов с помощью слов, до создания образов, отличающихся оригинальностью и содержанием. В процессах воображения появляются творческие элементы, активность фантазии. Таким образом, воображение развивается от непроизвольных форм к произвольным, от воссоздающих к творческим, опираясь на умение представлять, развивая ясность и отчетливость этих представлений. Для этого нужны систематические, целенаправленные занятия, развивающие внимание в нужном направлении, помогающие формировать яркие и устойчивые представления.
Творческий процесс невозможен без развитого воображения, творческих способностей. Детей нужно обучать этому. Существуют различные стадии и уровни творчества. стадии творчества [19]:
Подготовка (зарождение идеи).
Созревание (концентрация).
Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
Проверка.
Подлинное творческое воображение должно решать встающие перед человеком задачи, кристаллизуясь во внешних образах, переходить из воображаемых в реальные предметы.
Формируя образы, объекты или явления, которые человек иногда не воспринимает, деятельность воображения активизируется, присутствует в значительно большей степени. Например, так представляется образ литературного героя, природных явлений.
Важным в формировании и развитии воображения является понятие переходного пространства или переходного предмета воображения, который может быть материальным и нематериальным, в виде слова, звука, музыки.
Развитое воображение облегчает познавательный процесс, помогает в освоении новых знаний и умений, обуславливает легкость и быстроту в применении полученных знаний для решения разнообразных задач, что упрощает подготовку к школе. Воображение тесно связано с основной деятельностью личности, развития его речевых способностей, жизненного опыта[22].
В своем дошкольном детстве, ребенок овладевает различными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, каждая из которых развивает его воображение.
Значение этой деятельности в развитии воображения специфично, так как позволяет ставить перед ребенком непосредственную творческую задачу, давая различные самостоятельные задания, что-то сочинить, изобразить. В этих видах деятельности, в отличии от игровой, возможна инструкция, так как она направлена на предмет, а не на процесс. Постановка прямой задачи для творчества актуализирует в полной мере творческие способности детей, потому что найти творческое её решение требует более полного проявления воображения, чем при постановке общей задачи.
Чтобы процесс воображения усложнялся и обогащался, необходимо находить приемы побуждения ребят самостоятельно обращаться к опыту своей жизни, используя фантазии для его наполнения. Для пробуждения фантазии, при составлении упражнений и заданий надо применять некие пусковые механизмы, чтобы началась её продуктивная работа. Воспитатель должен узнавать, изучать и направлять приемы и способы, используемые ребенком в процессе фантазирования. Кроме традиционных технологий и вариантов ситуаций для развития воображения, педагог должен применять инновационные технологии, новейшие виды ситуаций, отделяя реально существующие предметы от воображаемых.
Для полноценного формирования и развития процессов воображения существуют различные средства и методы. Основными из них являются:
речевое развитие, изобразительная деятельность, конструирование, художественный ручной труд, игра (Рис. 2).
Формы и методы развития воображения дошкольников
Формы и методы развития воображения дошкольников
речевое развитие (чтение, пересказ, словесные игры, сочинение, рассказывание)
художественный ручной труд
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др. )
конструирование (техническое, художественное)
игра (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и др.)
повышение уровня воображения дошкольников
Рисунок 2.Формы и методы развития воображения дошкольников
Рассмотрим подробнее значение и возможности этих средств и методов.
1. Развитие речи, усвоение речи — мощный фактор и стимул в развитии воображения дошкольника. Ребенок может, оставив непосредственные впечатления, выйти за пределы действительности, он может дать наименования частям воображенных образов, производить с ними действия, создать словесный портрет. Обладая речью, ребенок как бы создает вторую действительность (по А. Р. Лурия) [27]. Обнаружено, что при нарушении речи у детей слабо развивается воображение.
Речь ребенка развивается в быту, общении со взрослыми и сверстниками и в организованном виде в ДОУ. Она дает возможность развивать воображение, так как позволяет дошкольнику представлять предметы, которые он ещё не видел, размышлять о них, выходить за пределы непосредственных впечатлений, строить адекватные образы окружающего мира.
Для занятий можно использовать методы речевого развития, разработанные психологами А. Г. Арушановой, М. И. Лисиной, Н. Я. Михайленко [2,16,34] и др. и разрабатывать свои методики.
Методы развития речи [54]:
Чтение и пересказ.
Рассказывание, когда могут использоваться игрушки, картинки, личные переживания .
Сочинение сказок или пересказ их с изменением сюжета;
Словесные игры.
Слово имеет большое значение в представлении образа[10]. Оно помогает дошкольнику в выявлении личных мыслей и чувств, сопереживании партнерам, согласованности общих действий. Речь, игра, воображение взаимосвязаны. Играя, фантазируя, ребенок развивает речь, а сама игра получает дополнительное развитием с улучшением речи. Обозначая словом действия, дошкольник осмысливает их; слово он использует при дополнении, выражении чувств и мыслей [2].
2. Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию, нетрадиционные методы, такие как рисование на песке, рисование ладошками и др.
Во всех видах этой деятельности ведущим является воображение, используются и развиваются в процессе творчества его качества: в виде широты, яркости, произвольности, самобытности. В основе формирования воображения в изобразительной деятельности лежит восприятие, а оно зиждется на целенаправленном наблюдении. Взрослый учит дошкольников видению предметов творчества в целом и в деталях, умению вычленить характерное и особенное.
Ребенок рисует непонятные фигуры. Это занятие порой кажется взрослым бессодержательным, не приносящим пользы. Но оно развивает детскую психику, моторику, мышление и воображение. От простого подражания взрослым ребенок переходит к изображению того, что воображает себе.
При этом развиваются необходимее качества воображения: креативность, произвольность, широта, устойчивость. Ребенок должен иметь возможность экспериментировать, использовать разные материалы. Задача взрослых помогать в полноценном развитии воображения, организуя совместные занятия с детьми, давая возможность им наблюдать за деятельностью взрослых и принимать в ней участие.
Особое место в развитие творческого воображения детей занимают занятия лепкой, так как это осязаемый вид творчества [8]. Масштаб изделия не ограничен размером листа, как в изобразительной деятельности, а зависит от воображения ребенка, его умения, индивидуальности. Предмет изображается со всех сторон, его можно потрогать, изменить. Богатый выбор пластичных материалов для лепки, возможностей создать предметы, окружающие его, дает простор для развития творческого воображения, формируя образ в сознании на основе восприятия.
Использование педагогами игровых приемов в руководстве лепкой упрощают понимание поставленной задачи, быстрее включают работу мышления и воображения. В качестве таких методов приемов можно назвать: обыгрывание в процессе лепки предметов, материалов лепки, незаконченного изображения и т.д. Также можно использовать дидактические и развивающие игры по теме занятия, игры с элементами ролевого поведения. Все эти приемы способствуют развитию воображения детей.
Большой интерес у детей вызывают необычные задания, давая толчок к творчеству, например: лепка необычного предмета для необычного использования; оживление слепленного предмета; изменить предмет, чтобы получился совсем другой и т.д. ребенок не только улучшает умения и навыки, но развивает творческую активность, учится вносить изменения в конструкцию, планировать свою деятельность.
Даваемая при этом свобода в деятельности, возможность самому определить форму, метод реализации задуманного, способствует развитию творческого воображения. Это основное направление организации занятий в ДОУ на современном этапе. Задача взрослого: поддержать и развить задатки творчества и фантазии в ребенке, используя знания о специфике детского воображения, этапах его развития, не подавляя его самостоятельность, инициативу.
3. Конструирование — это создание всевозможных поделок из разнообразных материалов, конструкторов [42].
Выделяется техническое конструирование, когда ребенок работает со строительными материалами и конструкторами, и художественное, когда используется бумага и природные материалы. Занимаясь любым из них, ребенок учится планировать свою деятельность, обдумывать сюжет, воплощать задуманное с помощью формы, цвета, связывая действия конструирования с игрой. Дошкольник создает и исполняет свой замысел, его деятельность наполняется новым содержанием, способами воплощения идеи, появляются новые образы.
При этом виде деятельности развивается творческое воображение, при выполнении заданий используются любые материалы, давая простор воображению. Формы, сюжеты изделий, порядок выполнения – везде простор работе воображения, так как объекты могут быть реальными и придуманными, используя моделирование, преобразуя предметы с помощью настраивания, пристраивания, комбинирования, пользуясь подсказкой взрослого или по личной фантазии.
Конструирование с использование конструктора является сложным видом деятельности, носит репродуктивный характер[42]. Особое место среди конструкторов занимает лего-конструктор, который является любимой детской игрушкой, привлекая яркостью, наличием множества деталей, удобным и простым креплением, большим потенциалом в создании, изменении, улучшении создаваемых конструкций. При использовании этого конструктора, конструирование широко сочетается и игрой, в которой проявляется бурная фантазия, оригинальность, богатство воображения.
Развитие творческих качеств, становление личности ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитием воображения. Это развитие должно быть систематическим, активным, регулярным, приводящим к совершенствованию процесса воображения.
4. Художественный ручной труд — это трудовая деятельность дошкольника с использованием разнообразных материалов, при которой создаются вещи, которые полезны и одновременно имеют художественное значение и могут украсить свой быт, игры, отдых.
В. А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд». [49]
Этот вид деятельности у дошкольников способствует развитию творческого, пространственного воображения [47].
Все перечисленные выше методы вносят свой вклад в развитие воображения дошкольников. При этом необходимо знать, что если эти занятия станут механическими, превратятся в монотонное изготовление поделок по теме, предложенной взрослым, то воображению места нет. Понятно, что в таком занятии важно не только воображение, и это не только воображение, если при этом отсутствует сотворчество с взрослым. Педагог или родитель, беседуя с ребенком в процессе труда, способствует развитию речи ребенка. Обсуждая итог деятельности со сверстниками и взрослыми, дошкольник формирует воображение, а взрослый получает возможность оценить общие и частные уровни развитости ребенка и его воображения.
Педагог должен уметь создать особую атмосферу на занятиях, задания должны быть открытыми, направляющими воображение на создание новых образов, отличающихся самобытностью, новизной, непохожестью. Если на занятиях будет особая атмосфера, полная положительных эмоций, интереса, то это увеличит возможности развития воображения и сопутствующих ему процессов психики. Эти усилия помогут формировать личности, которые будут способны решать в будущем непростые задачи.
Значимым является прием по формированию воображения через создание проблемных ситуаций, имеющих игровой характер. Немаловажна постановка творческих заданий при прочтении книг, сказок, стимулируя этим воображение. Необходимо поощрять замыслы ребят, разрабатывать его с ними, планировать и воплощать, учить и поддерживать создание мысленных ситуаций.
5. Игра или игровая деятельность, являясь жизненно необходимой для ребенка, самой объемной и распространенной сферой занятия , одновременно и сильнейший фактор в развитии воображения.
В игре происходит зарождение и развитие самых значительных сторон продуктивного воображения: его направленность в решении разнообразных задач, возможность, соединяя в одном предмете содержание двух объектов, используя специфические формы, открывать важнейшие характеристики реальной действительности.
Методики развития воображения в игре многогранны. Они должны поддерживаться и обогащаться, так как игра – граница между реальным и воображаемым, опытная возможность построить адаптивную связь между ними. Играя, ребенок открывает для себя мир, учится говорить , осваивая тонкости разговорной речи, активно думает, овладевает движениями собственного тела. Все виды игровой деятельности: ролевая, релятивная, социальная, дидактическая, способствуют развитию воображения.
Одним из основных факторов, развивающих воображение ребенка, является игра, особенно сюжетно-ролевая. Это ведущий вид занятия детей в дошкольном возрасте. Играя, дошкольник развивает эмоции, физические, умственные и психические способности. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие связной речи.
Малыш, играя, говорит вслух, разговаривая с игрушками, за себя и за них, воспроизводит звуки и голоса окружающего мира и предметов: автомобиля, самолета, животных. Он говорит о том, о чем думает, а не о том, что от него требуют взрослые. Игра помогает ему познавать не только реальный мир вокруг, но и себя, и свое место в окружающем мире.
Кроме игры развивают воображение рисунок, лепка, конструирование из бумаги. В этих видах деятельности дети активно используют воображение, пытаясь реализовать все, созданное им. Они не могут создать что-то новое в общественной культуре. Дети ощущают новизну с точки зрения собственного жизненного опыта, переживаний подобных эмоций ранее. Новые результаты занятий, полученные в воображении или реальности, помогают дошкольнику увидеть другую сторону мира. Выраженность их особенна для каждого возраста.
В возрасте 4-5 лет у дошкольников увеличиваются элементы творчества в занятиях, как то играх, ручном труде, рассказах и пересказывании. При включении в игру героев реальных и сказочных, у детей активно включается воображение.
Для эффективного стимулирования процессов воображения используют метод создания мнимых ситуаций.
Надо помогать ребенку обогащать запасы представлений, увеличивать и разнообразить их, чтобы не обеднялось воображение, и, имея богатые представления, плодотворно развивалось.
Можно подвести итог, изученной в этом параграфе темы.
1.В дошкольном возрасте, являющемся важнейшим для развития воображения, взрослые должны заниматься формированием и развитием воображения детей, закладывая механизмы воображения.
2.Дошкольники находятся на первой стадии, проходя путь от способности выражения новых образов с помощью слов, до создания образов, отличающихся оригинальностью и содержанием.
3.Основными средствами и методами развития воображения у детей дошкольного возраста являются речевое развитие, изобразительная деятельность, конструирование, художественный ручной труд, игра.
4.Во всех видах этой деятельности ведущим является воображение, используются и развиваются в процессе творчества его качества: в виде широты, яркости, произвольности, самобытности.
Развитие воображения у взрослых посредством упражнений
Под этим понятием – “воображение” – понимают определенный познавательный процесс, состоящий в мысленном создании образов посредством переработки уже накопленного материала представлений. Развитие воображения – это то, с помощью чего дети познают реальный окружающий мир. Оно заполняет нехватку знаний, позволяет объединять отдельные впечатления, формируя целостную картину мироздания.
Средства развития воображения
Основные способы качественного развития воображения – приобретение многостороннего и полноценного жизненного опыта посредством ежедневного общения с людьми, принятия участия во всевозможных мероприятиях, выполнения разных заданий. Чем больше накоплено приемов развития, тем больше взрослый человек достигает чувственного, умственного одновременно с эмоциональным опыта. В итоге мы начинаем устранять в сознании логические несоответствия, провоцируемые латеральным мышлением. Хотя универсальных рекомендаций в психологии, касающихся развития воображения у взрослого нет, стоит обратить пристальное внимание на процесс чтения, способствующего расширению моделей окружающей действительности.
Модель мира люди воспринимают по-разному, из-за чего сложно предполагать объективную интерпретацию действительности. В знакомой многим поговорке о том, что товарищей не бывает на вкус либо цвет, хорошо отображена именно такая формулировка различного восприятия реальности.
Но любую воображаемую модель можно мысленно расширить, пытаясь понять, почему остальные по иному воспринимают определенное событие. Методы развития собственного воображения предполагают стремление попытки посмотреть на мир глазами собеседника. Экспериментируйте, используя различные упражнения для развития творческого воображения. Сегодня ощущайте себя подростком, завтра – пенсионером, послезавтра – женщиной, кормящей грудничка. Подобные мысленные перевоплощения положительно повлияют на мышление, станут способом развития фантазии вместе с воображением.
Зачем развивать воображение
Используя различные способы развития собственного воображения, человек приобретает уникальную способность расширить сознание, создавать мысленные образы, формировать новые идеи, представляя предметы, не воспринимаемые в реальности, как сопоставимые. Благодаря этому качеству мы развиваем образное мышление, а уже оно позволяет нам решать разнообразные задачи, даже не используя практических действий.
Применяя рекомендованные психологией игры на развитие воображения и задания, человек учится преобразовывать привычные предметы, используя их для собственных нужд непривычным способом. Это позволяет планировать новые цели, моделировать поведение, творить средствами изобразительной деятельности, играть, лучше запоминать информацию.
Игры, направленные на развитие воображения, начинаются в детстве, а затем они лишь усовершенствуются взрослыми при постоянных тренировках. Если не знаете хороших способов развития воображения – уделяйте внимание чтению книг.
Способы развития фантазии
Немало взрослых людей практически полностью лишены этого качества. Им сложно придумать задания на развитие их воображения, поскольку они не способны даже сочинить сказку для ребенка, придумать интересную шутку, нарисовать юмористическую картинку либо создать карнавальный костюм.
Виной совсем не отсутствие таланта – в действительности проблема заключается в том, что человеку неведомы приемы развития собственного воображения. Необходимо выполнять специальные упражнения для развития творческого воображения, которые помогают победить отсутствие фантазии.
Разработка ритма внимания
Чтобы выполнить упражнение, которое рекомендуют методы развития воображения, следует полностью расслабиться, сконцентрировать все свое внимание, направив его на кисти. Черепную коробку полностью освободите, отбрасывая любые посторонние мысли. Ежедневно повторяйте такую тренировку по 10 минут, периодически меняя угол обзора либо положение тела.
Основная цель – полная концентрация на кистях одновременно с отсутствием любых посторонних мыслей. Позволено моргать, но нежелательно отводить взгляд в сторону, следите только за руками.
Запечатление
Для развития фантазии и хорошего пространственного воображения найдите в помещении предмет, сразу привлекающий взгляд. Затем сконцентрируйте именно на нем свое внимание хотя бы 5 секунд, выполняя мысленное фотографирование этой вещи.
Закройте глаза, на несколько секунд задержите дыхание, попытайтесь в памяти воспроизвести увиденное. Выдыхая воздух, освободите от картинки свое сознание, словно стирая ее из памяти. Это неплохой вариант развития своего творческого воображения.
Манипуляция фотографиями
Хорошим способом развития пространственного воображения становится мысленное представление конкретного предмета, который затем необходимо перемещать в пространстве, изменяя его габариты и форму. Соединяйте вместе несколько предметов либо раскладывайте цельную картину на отдельные ее фрагменты.
Каждый мысленно сфотографированный предмет передвигайте, изменяйте его форму, предварительно определив желаемое направление. Так тренироваться следует до момента, пока не начнет получаться все легко.
Умение видеть
Еще один вариант рекомендаций, касающихся упражнений для развития пространственного воображения – тренировка со спичками. Требуется приготовить пару сотен спичек. Найдите помощника, который будет диктовать определенные слова. Вам необходимо ассоциировать их с соответствующим образом, выкладывая его из спичек. Упражнение можно заканчивать, когда получилось воспроизвести хотя бы 50 слов. После диктанта вам нужно вслух воспроизвести услышанные слова, рассматривая комбинации спичек. Используя такие варианты развития воображения разными средствами, получится достичь существенных успехов.
Создание образов
Для развития воображения средствами изобразительной деятельности применяются разнообразные приемы:
- Комбинирование. Для получения новой уникальной комбинации требуется выполнить такое упражнение на развитие воображения, как перестановка отдельных элементов. Часто такую формулу используют в своей работе писатели, художники и ученые для совершения инновационных открытий. Для комбинирования элементов не прибегают к обычному механическому сочетанию каждой отдельной грани этой вещи. Получение нового образа формируется на базе сложной аналитической и синтетической работы. С помощью этого происходит преобразование предметов до неузнаваемости.
- Агглютинация (психоанализ). Суть данного метода, направленного на развитие творческой части воображения, заложена в визуальном склеивании отдельных визуальных представлений, которые впоследствии создадут одно целое и новый образ. Примеры: в конструкции троллейбуса присутствуют одновременно элементы как трамвая, так и автобуса, некоторые сказочные персонажи наделены одновременными частями тела животных и человека.
- Акцентирование. Упражнение на развитие воображения при создании нового образа представляет собой выделение конкретных вещей и упущение несущественных. Обращается внимание на цветовую гамму выбранного участка, но не учитывается ее естественный размер, что приводит к созданию нового объекта.
- Типизация. В процессе этого действия на развитие творческого воображения проецируются повторяющиеся предметы на отдельный новый образ. Это приводит к синтезу отдельных изображений. Часто к такой манипуляции прибегают писатели, когда описывают в романе определенные мысленные ассоциации.
- Заострение. Отдельный случай акцентирования изобразительной деятельностью. Свое внимание следует концентрировать на габаритах персонажа, его весе. Для примера стоит использовать сказочную Дюймовочку и гигантских великанов из фантастических произведений.
- Схематизация. Методика предполагает упражнения для развития своего творческого воображения, при которых стираются различия при рассмотрении. Другие представления сглаживаются, только общие черты могут выставляться напоказ. Эти приемы используют нередко научные деятели при технических описаниях промышленных объектов.
Используя эти методики, взрослые способны решить поставленную задачу.
Развитие творческого восприятия
Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить творческое воображение абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.
При дефиците времени рекомендуется выполнять специальные игры, улучшающие развитие воображения:
- Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг. Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
- Называем и описываем. Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.
Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:
- улучшить собственные творческие способности;
- развить память одновременно с мышлением;
- интеллектуально обогатиться.
Развивающие книги
Многие люди скептические относятся к жанру фантастики, полагая, что подобная литература уместна лишь для детей. Но это далеко не соответствует действительности. Фантастические повести и сказки способствуют развитию описываемого качества как у подростков, так и их родителей. Если нет желания читать подобную литературу, можно ознакомиться со специальными произведениями ученых:
- М. Михалков;
- Эдвард де Боно;
- И. Матюгина.
Полезно ознакомиться с интересными книгами таких авторов, как:
- Михаил Булгаков;
- Джоан Роулинг;
- Стивен Кинг;
- Майкл Крайтон;
- Патрик Зюскинд.
Чтение литературы фантастического жанра способствует улучшению детской восприимчивости действительности. По этой причине маленькие дети способны с легкостью рассказывать вымышленные рассказы о своих игрушках, друзьях, родителях, а вот взрослым такие описания даются невероятно сложно.
youtube.com/embed/POQSNdgZ-io?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>В детстве этот навык фантазирования всегда присутствует, а при взрослении мы его утрачиваем. Существуют и без него, но мир тогда беднеет.
Важность развития воображения | Узнайте больше
Важность воображения в развитии ребенка
Воображение необходимо, чтобы помочь детям освоить многие жизненно важные навыки. Почти все дети могут использовать силу воображения, чтобы превратить коробку или кусок ткани в крепость или плащ супергероя. Они могут часами играть понарошку, притворяясь бытовыми предметами чем-то другим. Хотя игра может показаться обычной частью детства, она имеет решающее значение для развития детей. Игра с воображением помогает детям развивать творческие способности и навыки решения проблем, которые они будут использовать во взрослом возрасте. Взрослые должны как можно больше поощрять этот тип игры, чтобы дать детям возможность расти и учиться с помощью воображения.
Прочитать статью полностью или перейти к определенному разделу:
- Что такое творческая игра?
- Почему воображение важно для развития ребенка
- Поощрение творчества детей
- Игровые площадки для творческих игр
Что такое творческая игра?
Игра с воображением, также называемая драматической игрой, игрой в притворство или понарошку, относится к детям, играющим без установленных правил или структуры.
Дети, которые притворяются другим человеком, существом или объектом или воображают, что предмет является чем-то другим, вовлечены в творческую игру. Это может включать в себя любые действия, например, притворяться, что их куклы ходят по магазинам, гонять игрушечные машинки по трассе, готовить воображаемую еду или строить города из пластиковых блоков.
Тем не менее, дети могут участвовать в творческих играх без специального реквизита или даже без игрушек. Иногда детям больше всего нравятся бесплатные или перепрофилированные предметы. Почти всем детям нравится превращать простыню и стулья в крепость из одеял или создавать дом, пиратский корабль или ракету из гигантской картонной коробки.
Поскольку игра с воображением открыта и неструктурирована, этот тип игры ограничен только детским воображением. Дети могут быть кем угодно — пятизвездочным шеф-поваром, космонавтом, доктором, балериной, животным или мифическим существом. Ваши дети могут создавать фантастические сцены в роли супергероя, спасающего мир, или подражать родителям, учителям и другим взрослым в их жизни, разыгрывая сцены, которые они регулярно переживают. Как бы дети ни предпочитали играть, игра с воображением помогает им развивать важные жизненные навыки.
Почему воображение важно для развития ребенка?
Воображение помогает ускорить социальное, эмоциональное, творческое, физическое, языковое и когнитивное развитие детей – важные навыки , которые дети приобретут во взрослой жизни. Самое главное, игра в притворство — это приятное занятие. Детям будет слишком весело, чтобы заметить, что они учатся жизненно важным навыкам.
Социальное и эмоциональное развитие
Когда дети играют в роли других персонажей, они развивают эмпатию и понимание других, тренируясь, каково это быть кем-то другим. Притворство также помогает повысить самооценку детей, давая им уверенность в том, что они могут быть теми, кем они хотят. Когда дети играют в притворство с другими, они работают над сотрудничеством, переговорами, сотрудничеством и распределением обязанностей. Притворная игра — отличный способ для детей проверить свои границы, научиться контролировать импульсы и поэкспериментировать с социальным взаимодействием.
Креативное развитие
Возможно, одним из самых очевидных преимуществ игры с воображением является усиление творческих способностей. Игра с воображением дает детям навыки, которые им понадобятся в дальнейшей жизни для творческого решения проблем и оценки творческих усилий. Творчество детей может впоследствии помочь в открытиях и изобретениях. Развитие творческих способностей также может познакомить детей с различными видами искусства и помочь им визуализировать персонажей и ситуации из книг и фильмов.
Физическое развитие
Многие виды творческих игр дают детям прекрасную возможность быть активными и заниматься спортом. Творческая игра может дать много практики для крупной и мелкой моторики, особенно для детей младшего возраста.
Играя, дети используют навыки крупной моторики, такие как лазание и прыжки, притворяясь животными, супергероями и т. д. Мелкая моторика развивается, когда вы играете с деньгами и монетами, играете с едой, одеваете кукол и играете с машинками или фигурками. Притворная игра также помогает маленьким детям научиться самостоятельно регулировать свои движения и поведение.
Развитие речи и навыки общения
Участие в творческой игре позволяет детям разыгрывать ситуации, которые они видят каждый день или выдумывают из сказок. Они могут выдавать себя за родителей, других людей, которых они видят, или персонажей из фильмов. Дети экспериментируют с языком и словарным запасом , когда они притворяются другими, учатся правильно использовать слова и общаться со сверстниками. Они практикуют навыки слушания и узнают значение слов, укрепляя связь между написанными и произнесенными словами.
Мышление и решение проблем
Все виды творческих способностей к решению задач применимы во время игры с воображением. Это может быть выбор материалов для строительства форта или создание чего-то нового из обычных бытовых материалов. Это также связано с проблемами, которые могут возникнуть во время игры, например, двое детей хотят сыграть одну и ту же роль или что-то пойдет не так в их воображаемом сценарии. Все эти и многие другие примеры помогут ребенку развить когнитивные способности и навыки, которые он будет использовать на протяжении всей жизни.
Поощрение творчества детей
понятно, и родители и опекуны должны поощрять такие игры у детей. Во время творческой игры пусть ваши дети берут на себя инициативу. Хотя вы можете предложить общие предложения или рекомендации, если вашему ребенку нужна помощь с идеями, позволение детям взять на себя ответственность во время игры поможет им развить лидерские качества, навыки решения проблем и принятия решений.
Вот несколько идей для творческих игр и притворных игр, которые вы можете использовать для развития творчества и решения проблем у детей всех возрастов:
- Создание сценариев: Помогите детям придумать идеи для притворной игры, предложив ситуации, которые могут их заинтересовать. Играйте в дом, космонавта, доктора, школу, магазин, ресторан, супергероя, ветеринара или во что угодно. Предложите детям разыграть сценарий, с которым они недавно столкнулись, или помогите уменьшить тревогу по поводу предстоящей встречи с помощью ролевой игры.
- Игра с кубиками: Дети всех возрастов могут получить пользу от игры со строительными кубиками. Независимо от того, является ли ребенок малышом или учеником начальной школы, блоки поощряют творчество, логическое мышление и моторику. Дети будут развивать свои творческие способности, создавая чертежи сложных конструкций или создавая импровизированную структуру.
- Провести Олимпиаду в закрытых помещениях: Дождливый день? Не отчаивайтесь! Включите некоторую физическую активность во время творческих игр, проведя Олимпийские игры в помещении. Соревнуйтесь в различных соревнованиях, таких как конькобежный спорт с коробкой для салфеток или метание копья с соломинкой. Вы даже можете сделать картонные медали, чтобы раздать их и нарядить, чтобы провести воображаемую церемонию открытия и закрытия. Это занятие особенно интересно во время настоящих Олимпийских игр, так как дети любят отражать реальный мир.
- Трансформация картонной коробки: Большая картонная коробка — один из лучших бесплатных ресурсов для творческой игры. С помощью ножниц, маркеров и скотча ваш ребенок может превратить коробку практически во что угодно. Дети могут представить, что их коробка — это машина, дом, ракета или что-то еще, что они могут себе представить. Они могут даже сгладить и украсить коробку, чтобы представить, что они застряли на необитаемом острове.
- Привыкните к чтению: Читайте каждый день, чтобы ваш ребенок представлял персонажей и ситуации из сборников рассказов. Ежедневное чтение способствует развитию грамотности и развитию воображения.
- Поощрение художественных проектов: Посещайте художественные музеи и выполняйте художественные проекты дома. Исследуйте все виды медиа, включая рисунок, живопись, скульптуру, украшения, коллаж и текстиль. Дайте детям свободу исследовать цвета, текстуры, материалы и новые идеи.
- Задавайте вопросы: Задавайте детям интересные и гипотетические вопросы, чтобы заставить их задуматься. Задавайте вопросы типа «что бы вы сделали, если…», чтобы поощрить обсуждение или подтолкнуть к идее для творческой игры.
- Поддержите творчество с помощью игрушек: Хотя следование инструкциям также является важным навыком для обучения, поощрение детей отклоняться от инструкций может стимулировать творческие способы использования игрушек. Предоставление детям возможности смешивать и сочетать детали из разных игровых наборов вдохновляет их создавать творения из своего воображения.
- Разрешить время простоя: Помните, что вам не нужно планировать или организовывать каждый час дня вашего ребенка. Оставьте место для большого количества неструктурированного игрового времени, чтобы они могли придумать свои собственные идеи. Ограничьте время, проводимое за экраном, и допускайте периоды скуки, так как в это время дети будут использовать свои творческие способности, чтобы найти себе занятие.
- Выход на улицу: Проводите много времени на природе. Наблюдайте за постоянно меняющимися погодными условиями и временами года. Наблюдайте за облаками и ищите интересные формы. Пусть дети играют в песке, грязи и воде. Собирайте ветки, листья и камни и стройте крепости, замки из песка и многое другое.
Посмотреть оборудование для уличных игровых площадок
Вы также можете использовать творческую игру для достижения целей развития в определенном возрасте:
- От 0 до 2 лет: Младенцы и малыши любят подражать опекунам и окружающему миру. К тому времени, когда ребенку исполняется 2 года, он начинает представлять сценарии реальной жизни через игру. Предоставление младенцам различных игрушек с разными целями может способствовать развитию символической игры. Когда малыши начинают отражать структуру в своей игре, поощряйте их, предлагая творческие возможности для сценариев.
- От 3 до 4 лет: На этом этапе дети начинают участвовать в более сложных игровых сценариях. Они узнают больше о том, как отличать реальность от вымысла, выражать свои чувства и сотрудничать с другими. Предоставьте детям широкий выбор игрушек, в том числе открытые предметы, такие как картонные коробки или ткань для изготовления костюмов.
- Школьный возраст: К этому моменту дети уже достаточно взрослые, чтобы брать на себя инициативу во время творческих игр. Поощряйте детей работать вместе, чтобы поставить театральную постановку, разыграть книги или написать рассказы. Несколько детей также могут работать вместе, чтобы импровизировать или создать историю, развивая свои навыки решения проблем, совместной работы и общения. Затем попросите их поделиться своими историями или разыграть свою пьесу для сверстников или родителей.
Игровые площадки для творческих игр
Игровые площадки — идеальная среда для творческих игр, поощряющая физическую активность и творчество. Детское игровое оборудование может стать домом, крепостью, секретным убежищем, автобусом или чем-то еще, что дети себе представляют. Игровая площадка закладывает основу для развития ролевых игр и творчества, создавая основу, на которой дети могут строить. Тематические игровые площадки помогают еще больше пробудить творческий потенциал , создав условия для расцвета детского воображения. Детская площадка внезапно становится замком, пожарной станцией, пиратским кораблем или лесом.
Свяжитесь с Miracle® Recreation, чтобы найти идеальное игровое оборудование для ваших нужд. Мы можем помочь вам найти игровую площадку, которая поощряет творческую игру, но при этом соответствует вашему пространству и бюджету.
Свяжитесь с нами
10 способов развивать воображение вашего ребенка и пробуждать творческий потенциал!
Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение окружает мир».
– Альберт Эйнштейн
Уникальная программа изучения иностранных языков«Карусель языков» для младенцев, малышей и детей младшего возраста основана на многолетних исследованиях, демонстрирующих огромные интеллектуальные и образовательные преимущества раннего изучения более чем одного языка.
Это гораздо больше, чем просто слова. Мы фокусируемся на всем ребенке . Мы знаем, что маленьким детям нужен позитивный, любящий социальный опыт — настоящая человеческая связь — для роста мозга и развития речи.
Учебная среда «Карусели» — очная или онлайновая — теплая, заботливая и игривая, полная удовольствий для маленького ребенка. Наша методология и изысканные учебные материалы призваны пробудить любопытство и вдохновить воображение.
Мы призываем наших крошечных учеников брать на себя инициативу — задавать вопросы, предлагать идеи, исследовать, использовать все свои чувства, пробовать новые слова и звуки и творить всеми возможными способами!
Все дети творческие! Развитие воображения важно не только для детей, проявляющих интерес к художественным занятиям.
Креативность считается жизненно важным навыком 21 st века, необходимым для инноваций в бизнесе, науке, технологиях и многом другом. В последние годы оно резко возросло как качество, которое работодатели больше всего ищут в работнике.
«В отчете Всемирного экономического форума Future of Jobs прогнозируется креативность , инновации и идеи будут ключевыми навыками для рабочей силы будущего».
– weforum.com
У родителей есть так много простых и приятных способов разжечь воображение ребенка и развить его врожденную креативность.
1. Читайте, говорите и рассказывайте истории
Читайте, читайте, читайте!
«Чтение — один из лучших способов развития воображения . Чем больше мы читаем, тем лучше мы можем накапливать и расширять наши знания. Мы можем быть открытыми для новых идей и понимать новые вещи. Чтение помогает нам тренировать воображение, позволяя словам описывать определенный образ, в то время как читатель манипулирует картинкой в уме. Эта практика укрепляет ум, поскольку он действует как мышца».
– literacyworks.org
Также важно рассказывать ребенку свои придуманные истории. Пусть они увидят, что вы можете придумывать их по мере продвижения — воображение может привести вас куда угодно, и оно полно поворотов, сюрпризов и веселья!
Начните рассказ и по очереди рассказывайте следующий фрагмент; пусть ваш ребенок придумает концовку или предложит вам идею рассказа или вступительную строчку.
Разговаривайте с ребенком все время, когда занимаетесь повседневной жизнью. В обычной беседе задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить простым да или нет или даже одним словом. Нет правильного или неправильного ответа, но ваш ребенок должен думать, описывать, предоставлять детали, формулировать мнения и выражать чувства. Такие вопросы будят воображение, способствуют творчеству, развитию речи и языка, независимому мышлению и памяти.
» Что, по вашему мнению, произойдет дальше в этой истории? Что мы можем сделать с этой трубкой от бумажных полотенец? На что похоже это облако?»
2. Неструктурированное время, неструктурированная игра
Неструктурированное время для игр, особенно активных игр, жизненно важно для разума и тела вашего маленького ребенка. Эксперты советуют, чтобы дети ежедневно проводили в два раза больше неструктурированных игр, чем структурированных занятий.
Согласно статье «Преимущества скуки» из Melbourne Child Psychology,
«Скука дает детям внутреннюю тишину, которая помогает воображению и самосознанию.
Творческие процессы могут стимулировать интересы, которые останутся с ребенком на всю жизнь. Дети развивают творческие способности, когда им приходится придумывать решения от скуки».
3. Предложите открытые материалы, игрушки и занятия
Вы когда-нибудь дарили маленькому ребенку идеальный подарок только для того, чтобы обнаружить, что они были в восторге от коробки, оберточной бумаги и банта?
Свободная игра с открытыми игрушками и материалами развивает творческие способности, воображение и навыки решения задач вашего ребенка. Картонные коробки, магнитные плитки, строительные блоки, песок, вода, грязь, глина для лепки и тесто для лепки имеют свободную форму и поощряют эксперименты и свежие идеи.
Держите под рукой много безопасных нетоксичных художественных материалов. В большинстве случаев выбирайте обычную бумагу — чем больше, тем лучше — вместо раскрасок или тетрадей. Смываемая краска и фломастеры, мелки, клей, безопасные ножницы, обрезки ткани и пряжи, помпоны, глазные яблоки, бумажные пакеты, пайетки… возможности безграничны.
Запаситесь нарядной одеждой и аксессуарами. Не нужно покупать много красивых костюмов. Специальный костюм супергероя или персонажа — это весело, но с красным шарфом или кухонным полотенцем, которое превращается в накидку, они могут быть кем угодно! Наведите порядок в шкафу и дайте детям пошалить. Поездка в благотворительный или долларовый магазин принесет всевозможные сокровища.
Все эти открытые задания отлично подходят для самостоятельной игры, в которой нуждаются дети, но они также способствуют взаимодействию и сотрудничеству с родителями, братьями, сестрами и друзьями. Что вы хотите сделать/построить/играть? Замок? Ракета? Динозавры? Можем ли мы сделать это вместе?
Когда дети разговаривают друг с другом и играют в игры, они не только осваивают творческую жизнь, но и практикуют сотрудничество, решение проблем и разрешение конфликтов, а также развивают язык и словарный запас.
4. Выключите экран
Когда вы занятый родитель, возникает соблазн использовать устройство в качестве няни. Мы понимаем! Прочтите нашу статью о здоровой цифровой жизни, чтобы узнать, как ваш ребенок проводит время за экраном.
(Подсказка: некоторые подходят, а некоторые лучше других!)
Эксперты Parents.com говорят:
«Поощряйте активные, а не пассивные занятия. Думайте о воображении как о мышце: если ее не тренировать, она атрофируется. Дети, занятые пассивной деятельностью — например, смотрящие телевизор — воспринимают образы и идеи других людей вместо того, чтобы придумывать свои собственные, говорит Джейн М. Хили, доктор философии, педагог-психолог и автор книги «Неспособность установить связь». (Саймон и Шустер, 19 лет)98). Обычные занятия, такие как чтение вслух или прогулка на свежем воздухе, делают гораздо больше, чем телевизор, для развития творческой стороны ребенка…».
5. Выйдите на улицу и побродите, как Вордсворт
Поэты-романтики были правы — природа, естественно, вдохновляет и расширяет наше воображение!
Беззаботные мечты на свежем воздухе и свободная игра прекрасно развивают творческие способности вашего ребенка и предлагают множество других когнитивных и социально-эмоциональных преимуществ.
Лягте на спину и наблюдайте, как пушистые облака плывут по большому голубому небу; какие фигуры вы видите? Всмотритесь в ночное небо, полное мерцающих звезд и сияющую луну. Взгляните на листву, усыпанную светлыми пятнами, на кроне огромного дерева или заберитесь на его ветви! Прислушайтесь к хрусту листьев под ногами. Наблюдайте за пылью в солнечном луче или за падающими снежинками. Бросьте камни в озеро или лужу и следуйте по ряби, насколько вы можете видеть. Бегите свободно по открытому полю или встаньте на колени и наблюдайте, как маленький жук карабкается по единственному стеблю. Сядьте и послушайте океанские волны, приложив к уху ракушку. Возьми палку и убей дракона, размешай каменный суп, отправляйся на рыбалку…
6. Пусть дети сами разберутся во всем
Трудно устоять перед желанием показать нашим детям, как все делать, когда мы знаем, как проще, быстрее или «правильно». Но когда дети не знают, как что-то делать, эксперименты и открытия развивают их творчество, мышление, способность решать проблемы, уверенность в себе, саморегуляцию, моторику и многое другое.
По возможности пусть думают и пробуют сами. Держите вещи в безопасности, предлагая хороший выбор, но давайте свободу и свободу действий.
7. Модельное творчество и образное мышление
Чтобы творчески моделировать жизнь, не обязательно быть профессиональным художником! Убедитесь, что ваш ребенок видит, как вы занимаетесь новыми хобби, изобретаете рецепты, играете на гитаре для развлечения. Потанцуйте, раскрасьте гостиную, посадите сад, напишите стихотворение или песню. Будьте свободны, не бойтесь неудач, смейтесь, стремитесь попробовать еще раз, будьте готовы иногда выглядеть глупо.
8. Делайте с ребенком вещи, стимулирующие воображение
Это может быть так же просто, как построить замок из песка или устроить праздник из глиняных пирогов, устроить битву с конструктором Lego, рисовать мелом на тротуаре, вместе играть в переодевания или отправиться на прогулку на природе. Позвольте ребенку взять на себя инициативу, а затем просто следуйте за ним. Чем больше вы погружаетесь и позволяете себе чудесным образом раствориться в воображении и игре, тем больше они будут делать то же самое.
9. Сосредоточьтесь на процессе, а не на конечном продукте
Речь идет не о том, чтобы стать новым Пикассо или Шекспиром. Хвалите ребенка за творчество, за его огромное воображение, за большие мечты. Попросите ее рассказать вам о том, что она сделала, сыграла или написала, и отпразднуйте это.
10. Меньше беспокойтесь о том, как выглядит (или звучит) дом
Дети неряшливые и шумные. Творчество беспорядочно. Воображению нужно раскрасить за пределами линий… и выбросить всю одежду, и смешать цвета глины для лепки, и рассыпать повсюду блестки.
Создайте безопасное пространство для радостного хаоса. Старайтесь не парить над гулянием с пылесосом и бутылкой дезинфицирующего средства. (Это сложно. Мы знаем.)
После этого сыграйте здоровую игру в
«Всем убраться!»
– Вилли Вонка
«Чистое воображение»
Песня Энтони Ньюли / Лесли Брикус
По мотивам романа известного детского писателя «Чарли и шоколадная фабрика» 5 Роальда Даля 9023
Источники и дополнительная литература:
www.parents.com
www.nytimes.com
www.todaysparent.com
www.rootsofaction.com
www.parenting.com
www.medium.com
www.ascd.org
www.