2. Методы познания в психологии.
Методы психологии классифицируют на три группы: методы объяснительной (естественнонаучной, академической) психологии, методы описательной (гуманитарной, понимающей) психологии, методы практической психологии, или психотерапевтической практики. Такое различение методов находится в соответствии с их назначением и познавательными возможностями.
Методами объяснительной (естественнонаучной) психологии являются объективные методы.
Основное требование естественнонаучной парадигмы в науке — объективность исследования, т. е. получение достоверных, надежных, однозначно понимаемых данных. Объективное изучение человеческой субъективности предполагает исследование таких ее реалий, которые выражены во внешнем поведении, запечатлены в продуктах деятельности человека, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с другими.
Основными исследовательскими методами в психологии — как и в естествознании в целом — являются наблюдение и эксперимент.
2. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др.
Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. Успешность наблюдения и объяснения его результатов в конечном счете зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении.
Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться.Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т. е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т. е. необходима полнота наблюдения. Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например видеомагнитофон.
В таком наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом метода наблюдения в психологии считалось наблюдение с использованием «зеркала Гезелла», пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного же эффекта можно достичь с использованием видеомагнитофона.
Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения в психологических понятиях. На результатах наблюдения в существенной степени сказывается уровень опыта и квалификация наблюдателя. Иначе говоря, внешнее наблюдение может быть объективным в отношении систематической и полной регистрации поведенческих фактов, но субъективным при их психологическом истолковании. Отмеченную трудность можно преодолеть путем использования других объективных методов психологии.
Метод эксперимента является основным методом объяснительной психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Но от наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический). Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека. Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования.
Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизнедеятельности людей принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Воздействие исследователя на испытуемых, основанное на предварительном предположении (гипотезе) о его характере, осуществляется в привычных условиях деятельности или поведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.
Формирующий эксперимент — это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Существо этого эксперимента проявляется в его названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, метод активного формирования психики, генетико-моделирующий. Формирующий эксперимент стал основным методом отечественной педагогической психологии.
К объективным методам психологии относится также тестирование, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д. В этом отношении тест подобен эксперименту. Объединяет их также то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Подлинное же родство эксперимента и теста состоит в том, что тест вырастает из эксперимента, создается на его основе.
Окончательное превращение экспериментального приема в тест происходит при определении норм и стандартов его выполнения. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях.Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Достаточно длительное время к тестам в нашей стране относились критически; в педагогической практике они были вовсе запрещены. Тесты критиковались за их слабую теоретическую обоснованность, за игнорирование индивидуальных особенностей человека и т. п. В настоящее время в психологии общепризнано, что критиковать следует конкретные тестовые методики, но не метод теста как таковой. Существует особая область психологии — тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Особое значение имеют тесты в педагогической практике. Здесь они выполняют ряд существенных функций, главная среди которых — это диагностика.
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых.
Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.
Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Правомерность пользования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений.
В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности — контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Метод контент-анализа широко использует математические модели исследования текстовой информации с использованием ЭВМ.
Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.
3. Гуманитарная (описательная) психология ориентируется на специфические методы познания человека. Предметом описательной психологии является душевная жизнь человека в ее целостности и связи. Гуманитарная психология выявляет структуру душевной жизни как целого, а не суммирует его из отдельных частей. Назначение методов описательной психологии, в отличие от объяснительной, состоит не в построении причинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей.
Основной подход к психологии человека — это не объяснение ее в терминах причинных зависимостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого. Объяснению в естествознании гуманитарная психология противопоставляет понимание. Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание — это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни.
В качестве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика.
Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики — ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов — различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения. Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т. п. Однако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе.
Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими. Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники.
Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т. п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследователя. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы.
Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему — переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Использование данного метода требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание.
Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.
Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание усматривается только через понимание. В беседе как диалоге исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия.
Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т. п.
Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат «непосредственного усмотрения», внутреннего постижения. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у людей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психологов и т. п.).
Герменевтика — метод, общий наукам об обществе, культуре, человеке, — представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов — литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов.
3. Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. (рис. 5). Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующиеся в психологической практике; их арсенал непрерывно пополняется. Мы приведем обобщенную характеристику наиболее известных методов психологической практики. Укажем, что освоение методов практической психологии предполагает особые формы обучения и подготовки.
Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различают клиническую и личностно ориентированную психотерапию.
Клиническая психотерапия — это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях.
Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно ориентированной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успехом использоваться и здесь, и там.
Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ. Психоанализ как способ работы с психологической реальностью применялся в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов.
Однако наиболее старым методом психотерапии, является гипноз, или внушение.
Гипноз — это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения психотерапевтического эффекта.
Наибольшую популярность в современной психотерапии завоевали групповые формы терапии и коррекции. Существует различное наименование таких групп: групповая терапия, психокоррекционные группы, группы встреч, тренинг-группы и др. Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения и роста. Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретными участниками группы. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других.
Т-группы (группы тренинга) основаны Куртом Левиным. Он исходил из убеждения, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит под воздействием других. Чтобы выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Эти группы ориентированы на: а) развитие умений для более эффективной организационной (управленческой) деятельности; б) обучение участников межличностному поведению и изучение процессов, происходящих в малых группах, сознанию вклада каждого участника в групповой процесс; в) выявление жизненных ценностей и развитие личности (группа сензитивности). В Т-группах выражена ориентация на применение научно-психологических знаний и объективных методов.
Группы встреч ориентированы на личностный рост участников, на их самовыражение и самораскрытие. Один из лидеров движения групп встреч У. Шутц так определяет ключевое понятие: Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического Я, ответственности, внимания к
чувствам, ориентации на принцип «здесь и теперь».
Гештальттерапия была создана Фрицом Перлзом. В отличие от Т-групп и групп встреч, которые вовлекают в работу всех членов групп и поощряют взаимодействие между ними,
гештальттерапия по способу работы представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника. Один из участников группы добровольно соглашается стать пациентом и работать с терапевтом. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Каждый член группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинает лучше понимать себя и собственные проблемы. Предполагается, что наблюдение само по себе способствует изменению личности.
Психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Психодрама отражает актуальные
проблемы клиента, которые становятся содержанием разыгрываемых сцен.
Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участников с собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разрешению конфликтов в этой области.
В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредством движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использование возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, совершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опита групповой работы.
Терапия искусством как метод основывается на предположении, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом
уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации и т. п.
Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и направлены на обучение приспособительным умениям, полезным при столкновениях со сложными жизненными
ситуациями. Терапевты имеют дело непосредственно с поведенческими проблемами и не касаются внутренних, психологических причин неуспешного поведения.
Особое место в психотерапии занимает логотерапия, созданная австрийским психологом и терапевтом Виктором Франклом. Его терапия основана на убеждении, что фундаментальной потребностью человека является потребность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация
смысла жизни является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотерапия есть терапия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить человеку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Основной метод, которым пользуется логотерапевт, — метод диалога. С его помощью он побуждает пациента к открытию уникального личного смысла жизни.
Методы психологического познания человека
⇐ Предыдущая123
Методологической основой психологии является философия. Философия диалектического материализма. Единство и ценность различных отраслей психологии обеспечивается единством предмета и методологии. Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых явлений.
Методы психологического исследования позволяют изучить психологические особенности личности путем оценки ее развития в перцептивной, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.
Своеобразие психологической науки определяется сложностью и специфичностью проявления психики. В связи с предметом изучения каждый метод имеет свою специфику, значимость, эффективность, преимущество и недостаток.
Методы научных исследований – приемы и средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Классификация методов:
1) организационные: сравнительные, лонгитюдные, комплексные;
2) эмпирические: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, тест, опросник, анализ продуктов деятельности, биографические методы;
3) методы обработки данных: количественный и качественный;
4) интерпретационные: генетический (в характеристиках развития), структурный (структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками).
Психология использует не один метод, а систему методов. Остановимся лишь на некоторых методах психологического познания человека:
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемого на конкретные вопросы исследователя в устной или письменной форме. Опрос может осуществляться в форме беседы, интервью, анкетирования и других.
Анализ результатов (продуктов) деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.
Моделирование – метод, предполагающий построение модели изучаемого объекта, явления. Модель – это копия изучаемого явления в каком-либо аспекте, это редукция (упрощение) объекта. Оно облегчает процесс качественного и количественного анализа.
5.Этапы проведения психологического исследования:
1) Подготовительный: и зучение состояния, определение задач, вопроса, рабочей гипотезы исследования; разработка методики.
2) Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов, используя различные методы.
3) Количественная обработка данных исследования: определение средних величин, меры, рассеивание данных, коэффициент корреляции, построение графиков.
4) Интерпретация данных и формулирование выводов.
⇐ Предыдущая123 |
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
1.
1 Методы познания – методы исследования в психологии1.1 Методы познания
Цели обучения
- Описать 5 методов приобретения знаний
- Поймите преимущества и недостатки каждого из них.
Найдите минутку, чтобы подумать о том, что вы знаете и как вы приобрели эти знания. Возможно, вы знаете, что вам следует заправлять постель по утрам, потому что ваши мать или отец сказали вам, что вы должны это делать, возможно, вы знаете, что лебеди белые, потому что все лебеди, которых вы видели, белые, или, возможно, вы знаете, что ваш друг лжет вам, потому что она ведет себя странно и не смотрит вам в глаза. Но стоит ли доверять знаниям из этих источников? Методы приобретения знаний можно разделить на пять категорий, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны.
ИнтуицияПервый метод познания — это интуиция. Когда мы используем нашу интуицию, мы полагаемся на свою интуицию, наши эмоции и/или наши инстинкты, чтобы вести нас. Вместо изучения фактов или рационального мышления интуиция предполагает веру в то, что кажется истинным. Проблема с опорой на интуицию заключается в том, что наша интуиция может быть ошибочной, поскольку она обусловлена когнитивными и мотивационными предубеждениями, а не логическими рассуждениями или научными данными. Хотя странное поведение вашего друга может навести вас на мысль, что он/она лжет вам, возможно, он/она просто затаился или занят каким-то другим вопросом, который вас не касается. Однако взвешивание альтернатив и размышление обо всех различных возможностях может парализовать некоторых людей, и иногда решения, основанные на интуиции, на самом деле превосходят решения, основанные на анализе (людям, интересующимся этой идеей, следует прочитать книгу Малкольма Гладуэлла «Озарение») 9.0021 [1] .
АвторитетВозможно, один из самых распространенных методов получения знаний — через авторитет. Этот метод включает в себя принятие новых идей, потому что некоторые авторитетные лица утверждают, что они верны. К этим органам власти относятся родители, средства массовой информации, врачи, священники и другие религиозные авторитеты, правительство и профессора. Хотя в идеальном мире мы должны быть в состоянии доверять авторитетным фигурам, история научила нас другому, и многие случаи зверств против человечества являются следствием того, что люди беспрекословно следуют авторитетам (например, Салемские процессы над ведьмами, военные преступления нацистов). На более мягком уровне, хотя ваши родители, возможно, и говорили вам, что вы должны заправлять постель по утрам, заправленная постель создает теплую влажную среду, в которой процветают клещи. Открытые простыни создают менее благоприятную среду для клещей. Эти примеры показывают, что проблема с использованием авторитета для получения знаний заключается в том, что они могут ошибаться, они могут просто использовать свою интуицию, чтобы прийти к своим выводам, и у них могут быть свои собственные причины, чтобы ввести вас в заблуждение. Тем не менее, большая часть информации, которую мы получаем благодаря авторитету, потому что у нас нет времени подвергать сомнению и независимо исследовать каждую часть знания, которую мы получаем благодаря авторитету. Но мы можем научиться оценивать полномочия авторитетных фигур, оценивать методы, которые они использовали для своих выводов, и оценивать, есть ли у них причины вводить нас в заблуждение.
РационализмРационализм предполагает использование логики и рассуждений для получения новых знаний. Используя этот метод, формулируются предпосылки и следуют логическим правилам, чтобы прийти к обоснованным выводам. Например, если мне дали предпосылку, что все лебеди белые, и предпосылку, что это лебедь, то я могу прийти к рациональному заключению, что этот лебедь белый, не видя лебедя на самом деле. Проблема с этим методом заключается в том, что если посылки неверны или есть ошибка в логике, то вывод будет неверным. Например, предположение, что все лебеди белые, неверно; в Австралии есть черные лебеди. Кроме того, если вы не обучены правилам логики, легко сделать ошибку. Тем не менее, если посылки верны и логические правила соблюдаются надлежащим образом, то это надежный способ приобретения знаний.
ЭмпиризмЭмпиризм предполагает получение знаний посредством наблюдения и опыта. Опять же, многие из вас, возможно, поверили, что все лебеди белые, потому что вы когда-либо видели только белых лебедей. На протяжении веков люди верили, что мир плоский, потому что он кажется плоским. Эти примеры и множество зрительных иллюзий, которые обманывают наши чувства, иллюстрируют проблемы, связанные с опорой на эмпиризм для получения знаний. Мы ограничены в том, что мы можем испытывать и наблюдать, и наши чувства могут обмануть нас. Более того, наш предыдущий опыт может изменить то, как мы воспринимаем события. Тем не менее эмпиризм лежит в основе научного метода. Наука опирается на наблюдения. Но не просто любые наблюдения, наука опирается на структурированные наблюдения, известные как систематический эмпиризм.
Научный методНаучный метод — это процесс систематического сбора и оценки данных для проверки идей и ответов на вопросы. Хотя ученые могут использовать интуицию, авторитет, рационализм и эмпиризм для создания новых идей, они не останавливаются на достигнутом. Ученые делают еще один шаг вперед, используя систематический эмпиризм для проведения тщательных наблюдений в различных контролируемых условиях, чтобы проверить свои идеи, и они используют рационализм, чтобы прийти к обоснованным выводам. Хотя научный метод является наиболее вероятным из всех методов получения достоверных знаний, как и все методы приобретения знаний, он также имеет свои недостатки. Одна из основных проблем заключается в том, что не всегда возможно использовать научный метод; этот метод может потребовать значительного времени и ресурсов. Другая проблема с научным методом заключается в том, что с его помощью нельзя ответить на все вопросы. Как описано в следующем разделе, научный метод можно использовать только для решения эмпирических вопросов. Эта книга и ваш курс по методам исследования предназначены для того, чтобы предоставить вам углубленное изучение того, как психологи используют научный метод для улучшения нашего понимания человеческого поведения и разума.
- Gladwell, ME (2007). Блинк: сила мышления без размышлений. Как правильно мыслить о психологии (9-е изд.). Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания. ↵
5 Наиболее популярные методы исследования в психологии, используемые экспертами
Какие методы исследования в психологии ? Правда их много. Но основными типами методов исследования, используемых в психологии, являются количественные и качественные.
Количественные исследования включают использование данных для:
- Составления описаний
- Предсказать результаты
- Проверка независимой переменной
В качественных исследованиях используется сбор качественных данных из:
- Речь
- Текст
- Видео
Вы используете эти количественные и качественные данные для понимания и интерпретации явлений. Это включает в себя социальное или индивидуальное поведение и убеждения. Это также может означать проведение интервью или опросов.
Другими словами, количественные исследования имеют дело с числами. А качественные исследования опираются на описания. Оба имеют свои сильные стороны и ограничения. Но некоторые группы считают, что количественные исследования лучше.
В психологии важны качественные исследования. Количественным показателям не хватает нюансов. Они не могут измерить весь человеческий опыт. Итак, важно отметить, что оба метода исследования психологии имеют решающее значение. У вас не должно быть одного без другого!
А теперь давайте перейдем к частностям. Два основных типа методов исследования, используемых в психологии, представляют собой разные методы исследования. Читайте дальше, чтобы узнать о пяти самых популярных типах психологических исследований.
Тематическое исследование
Методология тематического исследования является разновидностью качественного метода. Тематические исследования включают глубокое изучение:
- Сообществ
- События
- Группы
- Физические лица
Они используют многометодный подход. Этот метод сбора данных сочетает в себе интервью и наблюдения. Кроме того, тематические исследования по психологии, как правило, сосредоточены на конкретных людях.
Сначала они соберут биографические данные участников. Затем они зафиксируют важные события в жизни участников. Этот метод исследования обнаруживает любое неадекватное поведение или убеждения участников.
Одним из известных практикующих специалистов по изучению конкретных случаев является Зигмунд Фрейд. Он использовал тематические исследования для:
- помощи пациентам с психологическими заболеваниями
- Диагностика пациентов
- Понять проблемы
Но важно отметить, что Фрейд не все понял правильно. Современные психологи развенчали большую часть его работы. Например, теория психосексуального развития Фрейда не заслуживает доверия. Но он остается известным психологом, который использовал тематические исследования в качестве метода исследования.
Как использовать метод изучения конкретных случаев
Вы проводите изучение конкретных случаев, опрашивая пациентов и наблюдая за ними. Затем вы описываете поведение пациента. И вы обсуждаете события с точки зрения пациента.
Интервью должны быть случайными. Вы хотите, чтобы человек чувствовал себя расслабленным. Случайные отношения дают наилучшие результаты. А ваши наблюдения исходят из наблюдения за человеком в его повседневной жизни.
Случайные отношения не являются причинно-следственными отношениями. Они имеют разные значения. Причинно-следственная связь существует, когда одна переменная напрямую влияет на другую переменную. Ваше будущее исследование зависит от этих переменных. Но в тематическом исследовании ваши источники данных включают:
- Журналы
- Примечания
- Фото
Они не включают структурированное наблюдение или данные, собранные в ходе исследований. Затем вы проверяете свои данные, чтобы найти общие интерпретации.
Контент-анализ
Эта методология психологии включает текстовые данные. Вы используете эти данные для определения значений и тем. Он может быть как количественным, так и качественным.
Например, количественные исследователи могут искать определенные фразы. Затем они могут добавить их для окончательного подсчета. Таким образом, они превращают текст в числовые данные.
Качественный контекстный анализ ищет смысл текстов. Вы делаете это, определяя темы в данных. Это означает кодирование и категоризацию текста, чтобы понять его. Кроме того, исследователи используют технику, называемую внимательным чтением.
Close Reading
С помощью метода исследования Close Reading вы превращаете текст в закодированные единицы. Это требует многократного прочтения текста. Вы читаете его, пока не достигнете насыщения данными. Это означает, что весь текст должен стать кодом.
Внимательное чтение — это индуктивный анализ. Это потому, что вы не проверяете теории при внимательном чтении. Скорее вы кодируете данные, чтобы увидеть, появится ли теория. Этот процесс также известен как обычный или формативный анализ.
Существует также направленный анализ. Это похоже на формативный анализ, но не то же самое. Направленный подход является дедуктивным. С самого начала исследователь начинает с гипотезы. Затем они создают единицы кодирования оттуда.
Далее вы ищете эти типы кода в тексте. Это похоже на прогон данных через фильтр. А исследования и гипотезы — это фильтр. Именно это мы подразумеваем под тематическим контент-анализом.
Итоговый анализ
После завершения тематического анализа вы проводите итоговый анализ. Здесь вы сравниваете темы в разных текстах. Суммарный анализ бывает количественным и качественным. Это зависит от того, как вы его используете.
Это количественно, если вы преобразуете текст в числа. Например, вы можете подсчитать общее количество вхождений определенных фраз.
Исследователи также могут проводить качественный анализ. Таким образом, они ищут смысл в тексте. Для этого они могут смотреть на определенные контексты во время анализа.
Теория заземления
Другая методология в психологии — это теория заземления. Теория оснований — это индуктивный стиль анализа. В этом смысле это похоже на итоговый анализ. И он популярен среди типов исследований, которые используют эксперты в области психологии.
Вы используете теорию земли для развития теории. И этому методу уже 50 лет. В отличие от суммативного анализа, основная теория никогда не бывает количественной. Но она носит дедуктивный характер. Вы используете его для выдвижения гипотез путем сбора и анализа данных.
Теоретические исследования — сложный процесс. Исследователи должны анализировать литературу и существующие данные. Это сформирует их текущие психологические исследования.
Также на этом этапе вы можете обнаружить интересные вещи. Это включает в себя поиск уникальных точек зрения и альтернативных ответов на ваши вопросы.
Как и другие в этой категории, основная теория возникает во время контент-анализа. Он включает в себя критические обзоры ответов акторов на коды или темы. Это может быть анкета или интервью. Но что бы это ни было, оно должно пройти определенные этапы.
Стадии теории грунта
- Код
- Категории
- Концепции
- Теория
Кодирование
Кодирование — утомительный процесс. Он помещает текст в категории. Это делается с помощью построчного анализа. Он называет понятия и категории, затем процесс повторяется.
Эксперты называют это открытым кодированием в психологических исследованиях. И это позволяет вам собирать важные биты количественных данных.
Классификация
Теперь мы установили коды. Что дальше? Ответ — организация. Исследователи должны объединить похожие коды в группы.
Концептуализация
Затем вы должны найти смысл в этих категориях. Группы помогут вам создать теорию. Для этого вы строите категории вокруг центральной идеи. Эта идея связывает понятия воедино.
Теоретизация
Теория возникает на каждом этапе. Но чаще всего вы используете его в конце вашего исследования. Последний шаг включает в себя анализ вашей работы. Это приведет к развитию теории.
Эксперимент
В психологии существует множество видов экспериментов. Это широкое исследование. И это может быть частью многих других методов исследования в психологии.
Мы используем термин «эксперимент» для описания конкретной процедуры. В науке эксперименты являются популярным методом исследования.
Существует множество компонентов экспериментального дизайна:
- Консистенция
- Группа управления
- Управление переменными
- Отображение причины и следствия
Согласованность измерений имеет решающее значение. Если вы используете разные стандарты, репликация становится невозможной. И результаты ненадежны.
Контрольная группа — это человек или группа людей, которыми исследователи не манипулируют. Они служат основой эксперимента. Вы сравниваете все остальные группы с контрольной группой.
Далее вы должны управлять своими переменными. В эксперименте не должно быть лишних данных. Это позволяет психологам повторить эксперимент. Как и последовательность, контроль делает ваш эксперимент надежным.
Четвертый принцип — причина и следствие. Вы должны доказать, что ваш эксперимент повлиял на ваши результаты. Другими словами, ничто другое не привело к вашим результатам. Одни только ваши манипуляции должны быть причиной эффекта.
Вы можете применять эти принципы ко всем экспериментам.
3 основных вида экспериментов
- Полевые эксперименты
- Лабораторные эксперименты
- Природные эксперименты
Лабораторные эксперименты проводятся в контролируемых условиях. Они могут проходить в научной лаборатории. Но это не строгое правило. Примеры лабораторных экспериментов включают:
- Исследования человеческого поведения
- Человеческое развитие
- Исследования сна
Лабораторные эксперименты имеют много преимуществ. Их легко контролировать и воспроизводить. Это делает их надежными. Но они не идеальны.
В лабораторных экспериментах отсутствуют естественные условия. А искусственная обстановка может вызвать неестественные реакции. Это также может привести к предвзятости психологических исследований.
Наблюдательное исследование
В психологии существует множество видов исследований. Наблюдательные исследования относятся к одному типу, и они качественные. Вы можете выполнять их разными способами. Сюда входят и неэкспериментальные средства.
Основная часть наблюдательных исследований – это (как вы уже догадались) наблюдение! В психологии вы наблюдаете за поведением. Цель состоит в том, чтобы обнаружить переменные, влияющие на поведение в:
- Группы
- Физические лица
- Социальные конструкции
Психологическое исследование не является экспериментальным, поскольку оно проводится в естественных условиях. Это означает, что в экспериментальных исследованиях нет контроля.
Наблюдательные исследования включают смешанные методы. Смешанные методы включают качественные данные и количественные методы.
Естественные наблюдения происходят в естественной среде участника. Например, психологи изучают психическое здоровье в пенитенциарной системе. Они наблюдают за людьми в тюрьмах и тюрьмах для своего метода исследования.
В некоторых случаях наблюдение может происходить тайно. Это означает, что участник не знает об исследовании. Мы называем это замаскированным натуралистическим наблюдением. Но будьте осторожны и оставайтесь этичными!
Чтобы провести замаскированное исследование, используя исследовательскую этику, следуйте приведенным ниже инструкциям.
Руководство по обсервационному исследованию
- Лица должны сохранять анонимность
- Наблюдения должны происходить в общественных местах
- Вы не должны ожидать частных наблюдений
Но иногда замаскированные наблюдения невозможны. В этом случае придерживайтесь неприкрытых методов исследования в психологии. Они тоже эффективны. Но у откровенных исследований есть свои недостатки.
Неприкрытое натуралистическое наблюдение может вызвать реактивность. Психологи говорят, что реактивность возникает, когда пациенты знают об исследовании. Это приводит к изменению их поведения и скрывает данные. Итак, вы можете спросить, как этого избежать?
Вы можете снизить реактивность, проводя более длительные исследования. Вспомните реалити-шоу. Участники начинают со своего лучшего поведения. Потом они привыкают к камерам. И их поведение становится более естественным.
Включенное наблюдение для натуралистических исследований отличается. Цели те же. Но исследователь будет взаимодействовать с участниками. Это потому, что вы не можете собрать некоторые данные без влияния исследователя.
Включенное наблюдение также включает замаскированный метод. Например, психологи и раньше проникали в экстремистские группы. Они делают это для изучения экстремистов и сбора данных. И чтобы добиться успеха, они должны работать под прикрытием.
Одним из основных преимуществ маскировки является положение исследователя. Исследователи под прикрытием находятся в идеальном месте для экспериментов. Они могут лучше понять людей, живя среди них.
Но есть критические замечания по этому методу. Во-первых, активные исследователи могут влиять на групповую динамику. Кроме того, исследователь мог развивать отношения с участниками. Это приведет к предвзятости в исследовании.
Метод опроса
Теперь о последнем из типов методов исследования в психологии . Опросный метод исследования. Этот метод исследования может быть качественным исследованием или количественным исследованием. И этим пользуются ученые всех мастей, не только психологи.
В этом исследовании исследователи рассылают участникам опросы. Это серия вопросов, которые задают сами участники:
- Действия
- Чувства
- Мысли
Опросы измеряют, как определенные переменные влияют на них.
Наиболее важным аспектом обследований является метод выборки. Большинство исследователей отдают предпочтение большим и случайным выборкам. Они случайным образом назначают участников. Это может обеспечить более точное представление их населения.
Опросы могут быть разными. Они могут быть длинными или короткими. И вы можете проводить их по многим каналам связи.
Каналы связи для сбора данных обследования Исследования
- Лично
- Почта
- Телефон
- Интернет
- Видеочат
Вы можете использовать эти данные для количественных или качественных целей. Ваш научный метод зависит от цели и дизайна вашего исследования.
В социальных науках популярны опросы всех типов. Они входят в число 9 лучших0017 методы исследования в психологии . В целом, они документируют распространенность социальных проблем, таких как:
- Гендерное неравенство
- Бедность
- Расизм
Поставщики медицинских услуг также используют опросы в качестве исследования. Конечно, они обращаются за профессиональной медицинской консультацией к экспертам, но они также используют разные схемы исследований. Как и эксперты в области психического здоровья, психологи, специалисты в области общественного здравоохранения и ученые. В здравоохранении они измеряют распространенность проблем с психическим здоровьем, а также исследуют процессы и причины:
- Беспокойство
- Депрессия
- Злоупотребление психоактивными веществами
Как и некоторые качественные и количественные методы, исследование методом опроса имеет свои плюсы и минусы. Его сильные стороны — сбор больших объемов данных и низкая стоимость. Но это также может привести к предвзятости исследователя и плохой выборке.
Другие виды методов исследования, применяемых в психологии
- Корреляционные исследования
- Зависимая переменная
- Независимая переменная
- Дизайн экспериментальной задачи
- Положительная корреляция (также корреляционное исследование)
- Структурированное наблюдение
- Случайная выборка в экспериментальном плане
- Статистическая оценка
Заключительные мысли
Вышеуказанные пять методов исследования дают представление о различных методах исследования психологии. На самом деле они сложнее. Они содержат больше деталей по размеру и охвату, чем представлено здесь. Но наш обзор показывает, насколько разными и тщательными могут быть исследования.
Существует множество других методов, не перечисленных здесь. Но большинство попадают в пять вышеперечисленных категорий.
Исследования проводятся на всех уровнях научных кругов и в других местах. Магистр и доктор философии. студенты изучают исследовательские навыки, готовясь к карьере.
И предметы, которые они изучают, разные. Они могут исследовать биологию, науку о данных, визуальные медиа или литературу. Их будущие методы исследования и выборки широки. И вы можете применить их ко всем формам обучения.
В общем, методы исследования не безупречны. Но со временем они оказались строгими и надежными. И они сделали отличные открытия в области психологии.
Все методы пытаются понять человеческий разум. Мы хотим знать, как он функционирует и влияет на поведение. И нам еще предстоит это сделать.