Разное

Метафорические карты что это как работать: Как метафорические карты помогают разобраться в себе

Содержание

Как метафорические карты помогают разобраться в себе

23 января 2022 Ликбез Жизнь

Нет, это не гадание, а рабочий инструмент психологов.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.


Что такое метафорические карты

Название у них романтическое и немного загадочное, кажется, будто они связаны с магией и гаданием. Но нет. Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, которые используют для диагностики и проработки психологических проблем, а также для обучения, самопознания, игр и творчества. Иногда их ещё называют проективными, О‑картами или картами ассоциаций.

Метафорические карты. Фото: Irina Neyman / Shutterstock

Первую колоду метафорических карт создал в 1975 году художник и искусствовед Эли Раман. В 1983 году его колоду под названием OH‑Cards увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и решил использовать её в работе с пациентами.

С тех пор МАК стали одним из инструментов психологов, а позже — коучей, преподавателей, творческих натур и всех тех, кто хочет узнать себя получше.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Изначально метафорические карты были изобретены как «карманное искусство» и не имели отношения к психологии и психотерапии. Это позволяет думать, что действительно любое изображение при должной квалификации специалиста может использоваться в качестве МАК.

Для первой колоды, которая теперь считается классической, Эли Раман использовал самые разные образы и ситуации: пейзажи, играющих детей, пациента на приёме у врача, грустного клоуна, летящую в небе птицу. Позже художник создал ещё несколько колод. Например, Persona, которая состоит из портретов, или Mythos и Saga, в которых отражены мифические и сказочные сюжеты.

Сейчас помимо классических существует множество наборов МАК разных авторов. У каждой колоды своя стилистика и свой набор изображений. Но в целом в качестве метафорических карт можно применять практически любые иллюстрации и фотографии.

Мария Эриль

Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech.

Я не использую наборы карт, поскольку много путешествую по миру, бываю в художественных музеях и там покупаю открытки. Эта уникальная коллекция с яркими и довольно абстрактными произведениями современного искусства и служит мне метафорическими картами.

Основной принцип, которым я руководствуюсь, когда выбираю изображения: они должны вызывать эмоцию и быть противоречивыми. Причём нередко карты могут всколыхнуть и негативные переживания, и это нормально, ведь мы больше работаем с болью, нежели с чем‑то приятным.

Главное требование к МАК — они должны подстёгивать воображение, давать повод для размышлений, запускать каскад ассоциаций. Ну и, конечно, образы на картах не должны быть страшными, отталкивающими, порнографическими или способными травмировать человека.

Психологи часто отдают предпочтение именно абстрактным изображениям — они достаточно универсальны и позволяют не привязываться к конкретным образам.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Всё, что видит человек в этом мире, способно вызывать у него ассоциации. Однако абстрактные художественные изображения могут давать больший простор для работы именно через метафоры.

Собственно, кляксы Роршаха тоже являются проективной методикой, хотя полноценными изображениями их назвать сложно — акцент, как и при работе с МАК, делается на то, что клиент домыслит недостающие части и элементы целостной картины в своём сознании.

Какими бывают метафорические карты

Существует несколько классификаций МАК. Например, в зависимости о того, что на них изображено, они делятся на рисуночные, абстрактные и фотокарты.

Светлана Тропманн

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Есть универсальные колоды для решения широкого круга вопросов и узкоспециализированные, например, для работы с детьми, с эмоциями, личными границами, постановкой целей и так далее. Исходя из ситуации и запроса клиента, специалист выбирает те карты, которые будут наиболее подходящими и позволят максимально эффективно раскрыться подсознанию.

По цели использования МАК бывают такими:

  • Универсальными. Это колоды с большим набором самых разных образов и сценок, которые подходят для проработки почти любой ситуации.
  • Персонифицированные. На них так или иначе изображены лицо или фигура человека, а также животные. Психолог Оксана Коновалова отмечает, что такие карты помогают исследовать эмоции, настроение, реакции, характер человека. Клиент может говорить о себе и заниматься самопознанием, а может описывать других людей, исследуя своё к ним отношение.
  • Ресурсные. Это любые позитивные сценки, пейзажи и абстракции, которые призваны вдохновить человека, подарить ему силы и радость. Такие карты дают возможность сформулировать новое решение, по‑другому посмотреть на себя, обрести внутреннюю опору и найти внешний ресурс. По словам Оксаны Коноваловой, эти колоды помогают ответить на вопросы «Что я могу использовать?», «К кому я могу обратиться в текущей ситуации?»
  • Специальные. Например, наборы с изображениями детей, соответственно, для взаимодействия с клиентом‑ребёнком, или с картинками, на которых нарисованы пары — для семейного консультирования.

Как психологи используют метафорические карты

МАК относятся к проективным психологическим методикам. В основе работы с этим инструментом лежит такой защитный механизм психики, как проекции.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Чтобы понять, что такое проекции, можно обратиться к образу кинопроектора. Пока плёнка находится у него внутри, узнать содержание, «а какое у вас тут кино», практически невозможно. Точно так же и человек не может «разглядеть» своё подсознание.

Однако благодаря устройству проектора, то, что находится на плёнке, проецируется на белый экран, и мы теперь можем видеть его крупно, детально, даже в динамике.

Метафорические карты — это образы фильма на стене. Изучая их, мы можем понять, что было на плёнке. Человек проецирует во внешний мир и видит в других людях, ситуациях и предметах то, что не может или не хочет видеть и принимать в себе. Таким образом, понимая, как он описывает, например, своё окружение, можно делать выводы о том, каково содержание его сознания и подсознания.

Специалисты используют МАК, чтобы разговорить клиента, помочь ему сформулировать свой запрос, выразить переживания и через образы проработать беспокоящие его ситуации.

Светлана Тропманн

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Метафорические карты позволяют человеку через разговор со своим подсознанием понять и устранить причины тех жизненных ситуаций, которые его беспокоят. МАК помогают заглянуть вглубь себя, быстро обнаружить и изменить установки, которые мешают наладить отношения в семье, встретить достойного партнёра, решить финансовые проблемы, найти призвание и просто стать счастливым.

Никаких жёстких правил, как именно использовать МАК, нет. Поэтому специалист может, например, попросить клиента вытянуть карту и просто рассказать, что он видит, какие ассоциации у него возникают. У изображений нет единой универсальной трактовки, каждый, по сути, видит в них себя, свою боль, свои острые ситуации и яркие переживания. А значит, и психотерапевт в рассуждениях о картинке «читает» самого человека.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Способы работы с МАК не универсальны. Практически каждый специалист может работать с ними по‑своему, в авторском подходе. Кто‑то предпочитает «расклады» — работу с определённым количеством карт, которые раскладываются в определённом порядке. Кто‑то работает спонтанно, интуитивно — идёт за ходом рассуждения клиента, привлекая наиболее подходящие колоды и схемы.

МАК можно использовать не только в индивидуальной работе, но и в групповой психотерапии, во время различных тренингов и тимбилдингов, на коуч‑сессиях.

Кроме того, Оксана Коновалова отмечает, что карты прекрасно работают и онлайн. Основатели метода считают, что человек должен сам вытаскивать карту, а значит, при онлайн‑работе одна колода должна быть у психолога, а другая такая же — у клиента. Однако практика показывает, что можно работать иначе.

Например, карту может вытаскивать специалист; карты могут быть предварительно отсканированы или сфотографированы и предложены для выбора клиенту; наконец, существуют программы, которые позволяют клиенту «вытягивать» карту онлайн.

Кому ещё могут пригодиться метафорические карты

Работа с проекциями и ассоциациями может помочь не только психологам и их клиентам. МАК принесут пользу и в других ситуациях.

Творческим людям

Карточки могут помочь придумать историю, найти интересный образ для работы над творческим проектом, просто расшевелить воображение.

Аналоги метафорических карт используют и известные творческие личности. Например, писатель Филип Пулман, автор книжной серии «Тёмные начала», говорил, что найти вдохновение ему помогает колода Myriorama — нечто среднее между ассоциативными картами и игрой. Из карточек этой колоды можно составлять разные пейзажи и сценки.

Любителям настольных игр

Что‑то похожее на МАК лежит в основе многих настолок. Например, известной и в некотором роде культовой игры «Имаджинариум» со всеми её дополнениями. Она построена на том, что один участник должен рассказать об ассоциациях, которые у него вызывает картинка, а остальные — угадать, какую именно карточку он имел в виду.

Также существуют игры в формате сторителлинга, например «В некотором царстве» и «Однажды в сказке», которые предлагают рассказать историю с помощью изображений персонажей, мест и событий. Картинки в таких играх — это тоже, по сути, метафорические карты.

Всем, кто хочет узнать себя получше

У психологов нет единого мнения о том, стоит ли человеку самостоятельно работать с метафорическими картами или он может столкнуться со слишком сильными эмоциями и не суметь их правильно прожить без поддержки специалиста.

Мария Эриль

Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech.

Метафорические карты можно использовать и самостоятельно, наедине с собой, но с одним условием: только после того, как вы уже получили опыт такой практики у психолога.

И тем не менее МАК часто используются именно для самостоятельной работы. Человек медитирует, концентрируя внимание на образах, и делает упражнения, в которых нужно так или иначе пофантазировать о нарисованных сценах и ситуациях. Таким образом он может лучше понять себя, свои переживания, мотивы своих поступков.

Кому не стоит использовать метафорические карты

Психологи считают, что в целом это достаточно мягкий и безопасный инструмент, у которого нет противопоказаний. И всё же в некоторых обстоятельствах с ним стоит быть осторожными.

Светлана Тропманн

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Метафорические карты — один из самых безопасных и экологичных инструментов в психологии. Они позволяют работать с психикой бережно и мягко, поэтому подходят даже для подростков и детей от 6 лет. Человек при взаимодействии с МАК чувствует себя спокойно, расслабленно, так как не нужно затрачивать усилия и ресурсы, думая над тем, как лучше описать те или иные события своей жизни.

С осторожностью карты применяют при лечении людей с психическими заболеваниями и отклонениями, так как МАК способны поднять старые эмоциональные травмы, послужившие толчком к возникновению болезни.

Также специалисты внимательно относятся к выбору колоды и к особенностям личности клиента.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Противопоказаний в работе с метафорическими картами, в общем‑то, нет. Есть отдельные темы и колоды, которые предполагают участие высококвалифицированного специалиста. Например, колода Lidya Jacob Story не подойдёт новичку или для самостоятельной работы с картами. Эта колода нередко вызывает сопротивление у клиентов, поднимает очень глубокие темы, связанные с травмами, страхами. Чтобы работать с МАК на этом уровне, нужна подготовка и опыт.

Колода COPE ориентирована на проработку травмирующих событий, поэтому работа с ней также может сопровождаться определёнными трудностями.

«Противопоказание» может быть связано с особенностями клиента. У некоторых людей не развито образное, ассоциативное мышление. Если к этому добавить нежелание работать, то такой клиент выдаст заявление о том, что «он ничего не видит и ничего эта картинка у него не вызывает».

И, конечно, стоит всегда держать в голове, что МАК, как и любой другой инструмент самопознания, — не универсальная таблетка, способная вылечить любую проблему. Если вам очень плохо или вы в трудной ситуации, из которой не можете выбраться сами, лучше сразу обратиться за помощью к специалисту.

Как работать с метафорическими картами самостоятельно

1. Выберите подходящие картинки

Можно остановиться на классических колодах Эли Рамана OH‑Cards, Persona, Personita, Mythos, Saga и других. Или выбрать любую из современных колод, которая вас вдохновляет и кажется вам интересной. Купить их можно в книжных магазинах и на сайтах, посвящённых МАК.

Также вы можете «вытащить» карту онлайн или самостоятельно собрать необычные изображения в хранилищах картинок, например в Pinterest.

2. Сочините историю

Разложите перед собой несколько картинок и попробуйте пофантазировать. Что на них происходит? Кто главный герой? В чём его проблема и как он попытается её решить? Куда он отправится? В конце получится небольшая история или сказка, которую при желании можно даже записать.

Веселее играть в такую игру в компании хотя бы из двух‑трёх человек, но можно делать это и самостоятельно.

3. Выбирайте из двух вариантов

Метафорические карты могут помочь с трудным выбором.

Оксана Коновалова

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Представим, что человек оказался перед дилеммой. В таком случае можно не глядя вытащить из колоды две карты. Затем спросить себя «Что будет, если я отвечу „да“?», взять одну из двух карт и постараться её интерпретировать. Затем задать вопрос «Как будут развиваться события, что я получу, если отвечу „нет“?» и рассмотреть вторую карту.

Допустим, девушка не знает, увольняться ли ей с работы. Она вытягивает две карты. Левая, на которой изображён спортсмен, для неё означает ответ «Да, уволиться», а правая, с портретом ребёнка, — ответ «Нет, не увольняться (по крайней мере пока)».

Рассуждения могут быть такими: «Если я уволюсь, мне придётся нелегко, но я справлюсь. Видно, что спортсмен в прекрасной форме, ему, возможно, и тяжело, но нагрузка ему по силам. Если я не уволюсь, с моей стороны это будет инфантильным решением — ребёнок на картинке грустный, похоже, он не знает, что делать. По ощущениям мне больше откликается карта с ответом „да“».

4. Ищите ответы

Это упражнение поможет разобраться с проблемой, которая вас беспокоит.

Мария Нечаева

Психолог, МАК-эксперт.

Сформулируйте запрос или вспомните трудную ситуацию, из которой хотелось бы достойно выйти. Достаньте карту из универсальной колоды, переверните, чтобы увидеть, что на ней изображено, и спросите себя: «В чём основная трудность при решении моего вопроса?»

Рассматривайте все детали на картинке, расскажите, кто на ней изображён и что происходит. Подсознание выдаст ассоциативный ряд, и вы сможете ответить на вопрос.

Потом достаньте ещё одну карту и задайте себе другой: «Что мне поможет решить мою проблему?»

Наконец, возьмите третью карту — для поиска ресурса и спросите себя: «В чём я смогу найти ресурс для достижения цели?»

Психолог Светлана Тропманн обращает внимание, что очень важно сформулировать запрос правильно — так, чтобы на него можно было получить ответ, который зависит от ваших действий и учитывает вашу ответственность.

Светлана Тропманн

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Например, «Когда я выйду замуж?» — это не запрос, а гадание, поскольку в такой формулировке нет вас, вашей фигуры и вашего вклада в желаемый результат. Совсем другое дело, если вы задаёте вопрос «Что я могу сделать, чтобы выйти замуж?» Здесь уже вы работаете с собой и своими внутренними установками, которые или мешают вам, или помогают.

5. Следуйте инструкциям

К большинству колод метафорических карт прилагаются брошюрки, в которых есть интересные упражнения — на проработку трудных ситуаций, поиск ответов, развитие творческого потенциала. Часто такие инструкции делают сами авторы колод — психологи, коучи, психотерапевты. Поэтому там можно найти хорошие способы самоанализа, наводящие вопросы и другие полезные приёмы.

Читайте также 🧐

  • 7 распространённых заблуждений о психотерапии
  • Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
  • 8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы

11 вопросов для работы с метафорическими картами

83 435

Познать себя

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и подсказывают, где содержатся наши ресурсы — внешние или внутренние силы, которые мы можем использовать себе во благо.

Основные правила работы с метафорическими картами

Для начала мы обозначаем актуальную ситуацию или проблему, с которой мы хотим работать. Один вопрос — одна карта. Если возникают дополнительные вопросы, добавляем карты к той, которая уже лежит на столе.

Карты можно доставать в открытую, когда мы видим картинки и выбираем их осознанно, или в закрытую, когда карты перевернуты рубашками вверх. Как доставать ту или иную карту, решаете вы сами.

Если мы вытягиваем карту в открытую, то можем увидеть осознанный образ, личную историю, которая уже есть в голове. Если же мы достаем карту в закрытую, нам открывается то, в чем мы не отдаем себе отчет или что хотели бы скрыть от себя.

Как работать с картой? Картинка, которая лежит перед нами, содержит в себе множество посланий, которые отражают наши подсознательные страхи, стремления и ценности. Рассказ о том, что мы видим на карте и что по этому поводу чувствуем, порой сам по себе обладает терапевтическим эффектом. Новые акценты помогут увидеть проблему с другой точки зрения, заметить то, что до этого было сложно увидеть.

Таким образом, каждая карта может принести нам множество новых мыслей, инсайтов, озарений. Во время работы запрос может корректироваться. Например, могут возникать новые вопросы или необходимость посмотреть варианты развития событий. В таких случаях можно и нужно доставать новые карты.

Вопросы к картам

Ключ к успешной работе с метафорическими картами — правильно поставленные вопросы. Они помогут распознать смутные ощущения, разобраться в происходящем и сделать выводы.

  1. Что вы видите на этой карте? Что здесь происходит?
  2. Что вы чувствуете, глядя на карту? Какие мысли, эмоции возникают?
  3. Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?
  4. Что на карте не нравится? Почему?
  5. Видите ли вы себя на этой картинке? Это может быть один из персонажей, неодушевленный предмет, цвет или же вы остаетесь сторонним наблюдателем.
  6. Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать? Персонаж может быть неодушевленным, например, дерево или игрушка.
  7. Что мог бы рассказать, посоветовать персонаж?
  8. Как дальше будут развиваться события на картинке?
  9. Что эта карта говорит о вас? О вашей ситуации?
  10. Что на картинке есть, а вы не заметили?
  11. Какие выводы вы можете для себя сделать?

Ответы на вопросы желательно проговаривать вслух как можно более подробно, даже если вы работаете самостоятельно и в одиночестве. В деталях часто скрывается то, что сразу не бросается в глаза. Кому-то удобно записывать ход своих мыслей на бумагу или в текстовый файл. Проговаривая или записывая все это, вы сможете извлечь максимальное количество полезной информации.

Важно! Подсказывать тому, кто достает карты, отвечать на вопросы за него и тем более спорить с ним нельзя. Каждый из нас имеет свою картину мира. Имеет значение и верно только то, что человек видит сам.

Поиск ресурсов и хорошего настроения

Это один из самых полезных и безопасных вариантов применения метафорических карт. Обычно для него берут так называемые ресурсные колоды, в которых все сюжеты имеют положительную направленность, повышают настроение или побуждают к конструктивным действиям. Также могут пригодиться колоды с аффирмациями, ободряющими цитатами, мудрыми изречениями.

Карты можно рассматривать в случае различных затруднений, при плохом настроении, унынии и растерянности, в любое время и практически в любой ситуации.

  • Сначала нужно задать себе один из следующих вопросов: «Что мне поможет? В чем мой ресурс? Каковы мои сильные стороны? На что я могу опереться? Какие свои качества я могу использовать? Что у меня есть хорошего? Чем я могу гордиться?»
  • Затем следует вытянуть карты — в открытую или в закрытую.

Ресурсную карту можно посмотреть, к примеру, утром, чтобы понять, на что можно внутренне опереться в течение рабочего дня. Либо вечером, перед сном, чтобы знать, за что вы можете быть благодарны прошедшему дню.

Сколько карт можно тянуть за один раз? Столько, сколько вам нужно, чтобы поднять себе настроение. Может быть, это будет всего лишь одна карта, а может быть, и все десять.

Пример из практики

Наталья пребывала в подавленном настроении из-за проблем на работе и в личной жизни. Она понимала, что с каждым днем погружается в уныние все глубже и уже не видит вокруг себя ничего хорошего. К колоде метафорических карт «Просто счастье» женщина обратилась с вопросом: «Что есть в моей жизни хорошего, чего я не замечаю?»

Наталья вытянула для себя 3 карты и описала их так: «Первая карта говорит мне о том, что нужно уметь расслабляться и баловать себя в повседневной жизни. Купить себе каких-то душистых пенок для ванны. Может быть, сходить в спа-салон или на расслабляющий массаж. Это то, что можно сделать прямо сейчас.

Вторая карта намекает мне на то, что во всем этом забыла про своего ребенка. Нужно обязательно его чем-то порадовать, куда-то сходить вместе. Увы, мы часто забываем за своими хлопотами и мелкими неприятностями о чем-то очень важном в своей жизни.

А третья говорит о том, что нужно уделить внимание таким занятиям, которые приводят к творческому удовлетворению. Хобби, рукоделие. Кстати, я раньше очень любила заниматься декупажем. Это приносило мне много удовольствия!»

Найти ответ на главный вопрос:Метафорические карты Psychologies

Источник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«После рождения ребенка воспринимаю свекровь как врага. Как изменить свое отношение?»

По-хорошему или по-плохому: 7 способов закончить дружбу — какие наиболее популярны

Безопасность в любви: как помочь дочери избежать абьюзивных отношений — 7 советов родителям

«Убила детей, чтобы отомстить мужчине»: Медея — как менялась интерпретация древнегреческого мифа

7 типов неудобных собеседников: как с ними общаться?

«Все чувствуют себя в безопасности»: 5 принципов здоровой семьи — простой чек-лист

«Мужчина врет, что почти не сидит на сайте знакомств. Стоит ли продолжать общение?»

Почему мы наказываем себя и как перестать это делать?

Уникальная колода метафорических ассоциативных карт – OH Cards Institute

Оригинальная русскоязычная статья (Скачать PDF) была опубликована в русскоязычном журнале (английский перевод названия журнала Педагог – Журнал неформального образования ), № 1(19), 2011 г. , изданный сетью образовательных НПО в Минске, Беларусь. Перевод русской статьи на английский ниже.

Об авторах

Александр Горобченко Психолог, руководитель творческой студии «OH-STUDIO», старший преподаватель кафедры психологии Женского института «ЭНВИЛА», выпускница Академии управления. Деятельность и интересы: психологическая помощь, экзистенциальное консультирование, неформальное образование, помощь специалистам помогающих профессий.

Марина Евменчик Психолог, Дизайнер, Деятельность и интересы: психологическая помощь, тренинги личностного роста, гендерная психология, флористика и фитодизайн.

Уникальная колода метафорических ассоциативных карт

Метафорически-ассоциативные карты — уникальный инструмент в помощь специалистам, работающим с группами (психологам, консультантам, коучам, педагогам, воспитателям и т.д.). В профессиональных кругах эти карты называются по-разному: «Карты ОХ» (название первой колоды), «проективные карты», «терапевтические карты», «интерактивные карты» и т. д. Благодаря усилиям терапевта и издателя Морица Эгетмейер, карты распространились по всему миру. В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Карточки с энтузиазмом приняли психологи, социальные педагоги, терапевты, социальные работники и широкий круг людей, интересующихся самопознанием и саморазвитием. Метафорические ассоциативные карты стали использоваться специалистами как качественный, удобный, проективный и образовательный материал. Сегодня мы можем использовать 17 уникальных колод карт.

Колоды ассоциативных карт представляют собой наборы изображений – картинок в карточном формате. Существуют следующие колоды метафорических карт:

  1. OH CARDS
  2. PERSONA
  3. HABITAT
  4. ECCO
  5. MORENA
  6. MYTHOS

    4

  7. SA4GA
  8. ШЕН ХУА
  9. ПЕРСОНИТА
  10. КОПЕ
  11. КЛАРО
  12. QUISINE
  13. BOSCH
  14. LYDIA JACOB STORY
  15. TAHITI
  16. BEAUREGARD

Описание всех колод представлено на официальном сайте издательства Moritz Egetmeyer www. OH-Cards.com и на Творческой студии «OH-STUDIO» www.oh-studio.narod.ru.

История карт

Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором истории искусств. Он хотел вывести искусство из галерей и приблизить его к людям. Он считал, что произведения искусства не должны быть «искусством для искусства», предметом пассивного созерцания человека. Искусство должно быть доступно каждому, а это значит, что оно должно быть в руках людей. Первая колода карт называется «ОН» (это английское междометие, выражающее удивление).

Карты OH были выпущены в 1981 году в Канаде. Этот набор состоит из двух колод – первая состоит из ситуационных картинок (88 карт), вторая состоит из рамок со словами (88 карт) – обе от Эли Рамана. Слова для фреймовой колоды были выбраны с использованием ряда предложений психотерапевта Йозефа Шлихтера. Колода слов имеет больший формат, чем колода картинок. Колоды составлены таким образом, что карточки-изображения можно помещать в рамки карточек-слов. Следовательно, этот инструмент включает в себя образ и слово как два полюса – эмоциональный и познавательный. Образы обращаются непосредственно к чувствам и интуиции и, таким образом, часто способны обойти рациональный барьер, «умный фильтр». Напротив, слова обращаются главным образом к сознанию и выражению аналитического, рационального мышления.

Таким образом, сочетание карточек-картинок и карточек-слов можно рассматривать как единство познавательных и зрительных стимулов, относящееся как к левому полушарию головного мозга (аналитическое, логическое мышление), так и к правому полушарию (эмоции, интуиция) . Когда две колоды используются вместе, можно получить 7744 различных комбинации. Это сочетание побуждает людей раскрывать свой творческий потенциал.

В 1983 году Эли Раман познакомился с Морицем Эгетмейером, психотерапевтом по образованию. Он смог увидеть в OH Cards инструмент, с помощью которого он мог побудить пациентов к откровенному разговору о себе и своих проблемах.

Согласно соглашению с Эли Раманом, Морицу Эгетмайеру было разрешено продавать ОХ только в Германии и Европе. После удивительной встречи с картами OH М. Эгетмейер и его семья вернулись в Германию, но не нашли издателей, которые согласились бы издать метафорические карты.

Издатели посчитали карты недостаточно востребованными для получения прибыли, поскольку метафорические карты не соответствуют основному принципу карточных игр, где есть победитель и проигравший. Получив отказ от всех издателей, Мориц Эгетмейер основал в Германии OH Verlag (OH Publishing) и сам начал издавать карты OH. С тех пор OH Verlag сосредоточился на публикации и продвижении этих ассоциативных метафорических карт как игры и как уникального инструмента для работы с людьми. Так началось путешествие OH Cards по всему миру.

Первая колода OH Card появилась в Германии в 1985 году. Мориц и Эли впервые представили игру публике на Games Fair в Эссене.

Их презентация была выполнена в оригинальном, терапевтико-ассоциативном формате: карты выбирались вслепую – одна из колоды картинок, другая из колоды слов – и одна комментировала любые возникающие спонтанные чувства, мысли или ассоциации. Многие представители крупных производителей с любопытством разглядывали карты. Но случилось неожиданное осложнение. В выставочных залах невозможно было создать атмосферу взаимного доверия, необходимую при использовании карт в терапевтических целях.

Внезапно Мориц спас момент, придумав использовать карточки с картинками для рассказывания историй, что способствовало разработке совершенно новых типов публичных игр. Эта идея послужила толчком к созданию колоды SAGA, второй колоды метафорических ассоциативных карт. История карт продолжается — сама работа и взаимодействие с картами и людьми, которые их используют, поощряются и облегчаются появлением новых концепций с картами и новыми колодами.

Например, психологи и психотерапевты, работающие в кризисных ситуациях с жертвами насилия и травм, обратились в издательство ОШ с просьбой создать особую колоду карт. Впоследствии в результате международного сотрудничества издателя из Германии (Мориц Эгетмейер), художницы из России (Марина Лукьянова) и всемирно известного терапевта из Израиля (доктор Офра Аялон) родилась колода COPE.

Общие принципы и «OH Этикет»

Если кто-то хочет понять, в чем уникальность этих колод ассоциативных карт, для начала нужно избавиться от привычного мышления о том, как «играть» в карты. Традиционные игры предполагают соревновательный процесс выигрыша/проигрыша и интригу одного игрока, побеждающего за счет слабости другого. Использование OH Card предполагает сотрудничество, а не соревнование и победу. Таким образом, все внутригрупповые методы, игры или упражнения (называйте как хотите, в зависимости от применения) предполагают сотрудничество как принцип совместной, последовательной, гармоничной работы — готовность поддерживать и помогать друг другу (в отличие от к соревнованиям).

Использование карточек в группах по принципу сотрудничества предполагает принцип деятельности , потому что каждый участник совместного действия является его активным агентом не только через слушание, понимание, познание и изучение людей, но и через самодеятельность и помощь людям.

Метафорические образы обеспечивают зрительный стимул для проецирования отдельных явлений, что является одним из основных и важных принципов использования карт. Карточка с картинками в качестве визуального стимула также имеет размер 9.0009 символ или метафора . Карточка-картинка как символ или метафора представляет собой самостоятельный художественный формат, имеющий эмоционально-аллегорическое значение, соответствующее феномену жизни, в котором мы способны связывать объективный смысл с нашими чувствами и переживаниями.

Использование метафорического (более безопасного) языка в работе с группами с различными проблемами может снять многие защитные механизмы, создать атмосферу доверия и наладить общение. Клубника за моим окном — это метафорическое название книги о метафорических ассоциативных картах, написанной Вальтраудом Киршке. Метафора «клубника за моим окном» символизирует то, что внутри нас, но мы не можем «прикоснуться» из-за окна/препятствий. Метафорические карты позволяют войти в контакт с внутренним миром безопасно, нежно, любовно. Используя метафорическое пространство для поиска новых способов решения наших проблем и получения ответов, мы часто находим быстрые решения.

Искусство — основа творчества . Упражнения и игры с картинками в формате карточек создают условия для раскрытия творчества, для создания чего-то нового, ранее не существовавшего. При работе с картами дайте полную свободу ассоциациям .

Искренность — следующий важный принцип, который следует рекомендовать при работе с картами. Будьте честны и открыты, работая с картами и придерживайтесь простой сюжетной линии .

Важно, чтобы каждый участник знал и чувствовал, что с ним считаются, его мнение важно, и он может свободно высказываться, выдвигать предложения, делать выбор, что он уникален.

Поэтому запрещается интерпретировать или переинтерпретировать чужую интерпретацию, потому что каждый из нас по-своему отражает одну и ту же картинную ситуацию.

Еще одна важная рекомендация – говорить в настоящем времени и описывать события, изображенные на картах, как динамические и происходящие в процессе.

Что отличает людей от других существ? Это наша субъективность – наша способность быть спонтанной и быть отражением этой спонтанности. Что нас удивляет и очаровывает в маленьких детях? Это непосредственность их поведения, их абсолютная честность и открытость в любых проявлениях. Когда мы становимся взрослыми — нас учат правильно реагировать, не быть спонтанными, — мы вдруг приходим к тому, что спонтанное поведение — это поведение, утверждающее собственную внутреннюю ценность, что спонтанность позволяет нам делать открытия внутри себя, развиваться и творить. Часто мы пытаемся быть спонтанными и ничего не придумываем. Нарушение спонтанности препятствует полной самореализации, полному ощущению себя как субъекта самого себя, как самодостаточной индивидуальности. Когда мы позволяем себе быть спонтанными в метафорической ассоциативной деятельности, как с картами, мы используем больше воображения, чем логики .

Последняя рекомендация — разрешить возможность повторного выбора карты без объяснения причин. Автор любого предложенного действия с картами может заменить любые неподходящие или неважные карты.

Рекомендации, предложенные первоначальными авторами открыток, называются «ОН ЭТИКЕТ». Их могут использовать участники в группах.

Огайо Этикет:

  • В Огайо мы уважаем частную жизнь друг друга. Я могу решить пройти, не разыгрывая карты, которые я вытянул. Я могу сделать это с объяснением или без объяснения, раскрывая свои карты или нет.
  • В штате Огайо мы уважаем друг друга. Я не буду прерывать вас.
  • В штате Огайо мы чтим интеллект и воображение друг друга. Я не перетолковываю (или интерпретирую) ваши карты — даже в тайне своего разума.
  • В штате Огайо мы чтим честность друг друга. Я не противоречу вам и не спорю о ваших интерпретациях. Я стараюсь помнить, что нет «правильных» или «неправильных» интерпретаций картинок, нет неправильного прочтения слов.
  • В штате Огайо мы чтим индивидуальность друг друга. Когда я интерпретирую свои карты ОН, я не предполагаю, что вы видите то, что вижу я, чувствуете то, что чувствую я, читаете то, что читаю я.

Области применения

Существует множество способов использования карточек в качестве проективного стимулирующего материала в группах и при индивидуальной работе со взрослыми и детьми. Метафорические карты эффективно используются в работе с семьей, в психодраме, гештальт-терапии, арт-терапии, трансактном анализе, психосинтезе. Посттравматический синдром, работа с психосоматическими заболеваниями и зависимостями, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, взаимоотношения в коллективе, построение команды, разрешение конфликтов, личностный рост… вот неполный перечень областей, в которых использование терапевтических карт для обращения к воображению, фантазия, и поток ассоциаций может быть очень эффективным и полезным.

Метафорические карты обладают всеми преимуществами проективных техник, значительно расширяя терапевтический арсенал психолога или терапевта. Карты помогают получить полное представление о «внутреннем мире» клиента, его личном мифе о мире и о себе в нем, а также субъективное представление о ситуации с точки зрения клиента. Карты помогают очень быстро прояснить и понять реальный опыт и потребности внутренних процессов клиента. Ассоциативные карты дают нам возможность увидеть четкую картину любых межличностных отношений, или отношений, с представлениями и образами своей внешней или внутренней реальности. Использование карт для обозначения травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной травматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решений. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути к выздоровлению. Работа со временем позволяет моделировать и исследовать любой процесс в прошлом и будущем. Люди могут делать это, находя образы решений с помощью метафорических карт и создавая их конкретно, воплощая потом в реальности.

Метафорические ассоциативные карты как проективный материал успешно используются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях. Они очень помогают тем, кто работает с другими людьми, потому что позволяют заговорить (общаться) и создают атмосферу доверия и заинтересованности в самопознании и саморазвитии. Карты — это руководство по созданию необходимого контекста, посредством которого клиенты получают доступ к своим внутренним творческим началам.

Ассоциативные карточки — уникальный образовательный инструмент. Во-первых, карточки — это повод начать разговор в группе, даже если у участников заранее не было точек соприкосновения или общих тем. Во-вторых, можно путем объяснения правил использования карт продемонстрировать и проиллюстрировать основные принципы гуманного, личностно ориентированного отношения (отношения), уважения и сотрудничества в группе как сообществе. В-третьих, карточки можно использовать в качестве старта для развития творческого потенциала и поиска альтернатив каждым из участников группы (например, написание сочинения или эссе путем выбора карточки вслепую, либо поиск новых способы разрешения конфликтов при работе с картами и изображениями). В-четвертых, работа с карточками по предложенным правилам снижает боязнь критики. Участники учатся слушать других и слышать их. Также карточки можно использовать как тематический материал для изучения гуманитарных наук (социальная психология, семейная психология и психотерапия, организационная психология, кризисная психология и др.). Способов успешного использования карт много: стимулирование личностного роста; совладание с кризисом и восстановление после последствий травмы; исправление отношений; Решение конфликта; диагностика и оценка профессиональных компетенций будущих специалистов; анализ психологических особенностей представителей разных профессий, культур и национальностей; и развитие основных компетенций будущих специалистов.

Примеры приемов (игр) с карточками

Восточная поэзия [1]

Категория: Творчество

Цель: Открытие и развитие творчества

5

2 -30 минут

Количество участников: 8-14

Необходимые материалы: Для этого упражнения вы можете использовать карточки ECCO, BEAUREGARD, LYDIA JAKOB STORY

Процесс: Участникам раздаются правила восточной поэзии. Затем каждый участник вслепую выбирает карточку и стихийно произносит слово по правилам стихосложения. Карточка выбирается за каждое слово или фразу из правил.

Правила восточной поэзии: Главное слово (существительное) Прилагательное, Прилагательное Глагол, Глагол, Глагол Словосочетание, выражающее соотношение 9 901 0 4 существительное 900 Например : Осень… Серый, грустный. Приходит, стучит, не отступает. Неопределенное состояние горя и печали. Воспоминания.

ПЕРСОНА

Категория: Взаимодействие
Цель: Обучение распознаванию портретов личности по описательным характеристикам, установление контакта и общения, развитие эмпатии.
Время: 30-40 минут
Количество участников: 8-14

Необходимые материалы: Колоды метафорических карт – ПЕРСОНА, ПЕРСОНИТА с что напоминает «психологический портрет» любого из членов группы. Не стоит выбирать по внешним признакам (рост, телосложение и т. д.), которые бы сразу идентифицировали конкретного человека. Рисунок подбирается на основе изображения черт, привычек, психологических особенностей, характеризующих конкретного человека (минимум 10 черт). Затем каждый участник представляет свой портрет группе, а остальные участники пытаются определить, какой человек в группе изображен. Может иметь место сравнение видений одного и того же человека разными членами группы.

Итак, метафорические ассоциативные карты можно рассматривать как глубокую психологическую игру, как стимулирующий, проективный материал для групповой или индивидуальной работы. Карты не ориентированы на игры, в которых есть победитель или проигравший. Они созданы для чего-то большего, чем использование в качестве простой коллективной настольной игры, но и не являются картами для гадания, как, например, карты Таро. Эти карты скорее нечто совершенно новое и захватывающее дух. Они являются инструментом для доступа к нашему собственному воображению и творчеству; инструмент самореализации; катализатор, создающий атмосферу раскрепощения, когда пользователь начинает говорить о себе свободно и открыто. Карточные изображения не имеют общепринятых значений, которые можно было бы предполагать независимо от конкретной игровой ситуации.

Карты призывают игрока раскрыть их значение, а именно уникальное значение, которое они имеют для игрока сейчас, в данный момент, в данной ситуации. Завтра это может быть совсем другое значение.

РЕЗЮМЕ

С помощью данного материала читатели могут познакомиться с метафорическими ассоциативными картами – это уникальный инструмент и помощник специалистов, работающих с группами (психологов, тренеров, консультантов, педагогов, воспитателей и др.), их история и происхождение, основные принципы использования и области применения.

[1] Методы «Восточная поэзия» и «Персона» здесь А. Горобченко

Психолог | ДР.МУДРЫЙ

Метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок размером с игральную карту или открытку, на которых изображены люди, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животные, предметы быта, абстрактные картины. Одни наборы карточек сочетают в себе картинку с надписью, другие включают отдельно карточки с картинками и карточки со словами. Сочетание слов и картинок создает игру смыслов, обогащающихся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучении той или иной темы, актуальной для человека в настоящее время.

Это проективная психологическая методика: важен не изначально заданный исследователями смысл, а душевный отклик каждого индивидуума на полученный им образ. В одной и той же картине разные люди увидят совершенно разные явления, в ответ на раздражитель вынесут наружу все свое внутреннее содержание реальных переживаний.

Как метафорические карты служат взаимопониманию между людьми? В первую очередь карты помогают навести мостик от человека к человеку в тех случаях, когда людям сложно говорить друг с другом на какую-то острую тему. Метафорические ассоциативные карты помогают выразить мысли, сформулировать их, конкретизировать сообщение, которое необходимо передать. Помимо облегчения вербального выражения эмоций, карта как посредник между эмоциональными мирами двух людей сама по себе несет определенный эмоциональный заряд, и может восприниматься как сообщение даже без вербального сопровождения.

Метафорические ассоциативные карты – это инструмент профессионального психолога, психотерапевта и коуча, используемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Это инструмент бизнес-тренера и ведущих психологических групп, используемый для «разогрева» группы, установления доверительных отношений между членами группы, диагностики актуальных потребностей группы и как метод групповой работы.

В то же время метафорические ассоциативные карты — это игра, в которую можно смело и с удовольствием играть со своими и чужими детьми, родителями, супругами, коллегами, друзьями, знакомыми и первыми встречными — игра без правил, но с тысячей способов поиграть в нее, и возможность придумать тысячу и одну! При использовании в работе профессиональных психологов, психотерапевтов, коучей, ведущих тренеров метафорические ассоциативные карты имеют следующие преимущества:

ассоциативные карты интернациональны и могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов;
работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;
метафорические карты помогают нам осуществить диалог внутреннего и внешнего, вывести на поверхность глубинное;
метафорические карты – это трамплин для нашей фантазии, запускающий причудливые ассоциации, приводящий нас к неожиданным открытиям;
ассоциативные карты помогают снять защитные барьеры психики;
метафорические карты создают людям условия для самопознания и самопознания;
ассоциативные карты создают безопасную и комфортную среду для самопознания в паре или группе, помогают «вылезти из своей скорлупы» и «растопить лед» в тревожной обстановке;
метафорические ассоциативные карты могут использоваться как заменители схем Хеллингера — когда терапевт-клиент работает один на один.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *