Логотерапия Франкла: основные принципы
Двадцатый век стал периодом изучения человека. Буквально за сто лет возникли и развились многие научные дисциплины, целью которых стало раскрытие тайн человеческого существования. Ослабление влияния церкви на умы населения, связанное с техническим прогрессом, вызвало большой интерес к человеческой душе и методикам самопознания. Это послужило толчком к развитию психологии и психотерапии. Одно из ее направлений называется логотерапия. Франкл, автор методики, сумел создать уникальную научную теорию, с помощью которой можно вылечить широкий диапазон психозов разного характера и провести эффективный самоанализ. Данной методике и ее основным принципам посвящена сегодняшняя статья.
Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
Франкл — фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.
Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.
В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.
В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.
Логотерапия Франкла: кратко
Методика австрийского психиатра является разновидностью психотерапии. Теория логотерапии Франкла становится более понятной, если учесть, что греческое слово «логос» здесь используется в значении «смысл». Иные интерпретации перевода будут только путать и не передадут истинного значения метода.
Дело в том, что Франкл считал человеческую жизнь бесконечным поиском смысла. Он был уверен, что отсутствие смысла приводит людей на грань безумия и самоубийства, ведь они начинают испытывать психологический вакуум. Логотерапия не пытается дать пациенту ответы на вопросы и навязать свое видение ситуации. Она всего лишь направляет человека и позволяет ему самому определить свой смысл, ради которого стоит жить и идти вперед.
Основы логотерапии
Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.
Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.
Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.
Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность — залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.
Цели логотерапии
Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.
Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.
Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл. К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед. Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.
Логотерапия Франкла: основные принципы
Франкл утверждал в своих работах, что человек — создание свободное. Его ничто не может ограничить, он двигается по своей духовной вертикали и внутри ее способен принимать абсолютно любые решения. Работая с душевными расстройствами различной тяжести, психотерапевт считал, что внутри личности всегда остается ее часть или основа, которую невозможно нарушить. Она остается свободной даже в случае тяжелых заболеваний, когда создается впечатление о полной неадекватности пациента. Именно до этой основы необходимо «достучаться» логотерапевту, она всегда является статичной величиной.
В связи с этим Франкл выделил три основных принципа своей научной теории:
1. Свобода воли.
В любых заданных условиях у человека остается возможность выбирать и самостоятельно принимать решения. Причем личность пользуется этой свободой во внутренних решениях, обусловленных воспитанием, темпераментом и опытом. А также во внешних или социальных, когда определенные условия предложены социумом и ситуацией.
Данная свобода позволяет пациентам выйти из различных заболеваний, ведь личность приходит к пониманию того, что здоровье и болезнь тоже являются ее собственным свободным выбором. Этот факт наполняет жизнь многих пациентов новым смыслом.
2. Воля к смыслу.
Свобода сама по себе не имеет никакого значения, но стоит только понять, что она дается с какой-то целью, как все встает на свои места. Самореализация, то есть стремление к достижению своей цели, является самым главным жизненным смыслом личности. Любые препятствия на данном пути, которые явно или подсознательно мешают выполнению намеченных задач, приводят к психологическим проблемам разной тяжести.
Логотерапевт дает возможность пациенту видеть и осознать эти препятствия для того, чтобы устранить их и вернуться на свой первоначальный путь. Причем сделать эту работу должен сам пациент всего лишь с помощью психотерапевта.
3. Смысл жизни.
Логотерапия объясняет существование человека не просто поисками смысла, но и совокупностью определенных преобразований в результате данной деятельности. Каждый индивид должен сделать лучше себя и окружающий его мир, но это вовсе не означает некоторую общность смысла. У каждой личности он свой и может меняться в зависимости от обстоятельств. Это обусловлено первыми двумя принципами логотерапии.
Смысловые системы Франкла
В процессе своего развития у человечества образовалось несколько смысловых систем, на которых акцентирует внимание логотерапия. Франкл выделял три ценностно-смысловые установки:
- творчество;
- переживания;
- отношения.
Ценности творчества заключают в себе то, что создает личность и дарит ее миру. Эти творения всегда вызывают массу эмоций и дарят смысл определенным категориям индивидов. Окружающий мир дает ценность переживаний, они перерастают в опыт и становятся частью личности, срастаются с ней. Ценность отношений является самой противоречивой величиной. Ведь она выражается не только в личностных отношениях, но и в позиции относительно своей судьбы и общении с окружающим миром.
Особое внимание психиатр уделял совести. Методы логотерапии Франкла выделяли ее в особый душевный орган, который является неотъемлемой частью существования личности. Совесть функционирует как некая система, координаты которой нацелены на поиски общего смысла, можно сказать вселенского. Он направляет человека и координирует его поступки независимо от оценки отдельных индивидов и социума.
Техники логотерапии
Логотерапия Франкла техники использует весьма эффективные. Чаще всего их применяют в работе с пациентами, которые страдают различными неврозами и тревожными синдромами. Франкл доказал, что фобии и тревожные состояния отлично лечатся с помощью логотерапии. Но каждый из методов является весьма глубоким и приносит эффективность только при слаженной работе врача и пациента. Логотерапия Франкла основные техники представляет тремя следующими методами:
- парадоксальной интенцией;
- дерефлексией;
- логоанализом.
Каждая технология заслуживает пристального внимания.
Парадоксальная интенция
Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.
Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.
Дерефлексия
Данная методика отлично работает в случаях, когда повышенный уровень самоконтроля и внимания не позволяет пациенту достичь желаемого. Чаще всего это связано с различными интимными проблемами, такими как мужское бессилие и женская аноргазмия, не имеющими под собой физических оснований. С помощью дерефлексии пациент отвлекается от своей персоны и полностью переключается на своего партнера. В итоге отпадает проблема соответствия ожиданиям и усиленного самоконтроля.
Логоанализ
С помощью логоанализа психотерапевт получает возможность изучить ценностную шкалу пациента. Он стимулирует творческое начало и позволяет в кратчайшие сроки проанализировать всю жизнь, чтобы определить индивидуальный смысл.
В связи с этим у личности пропадает ощущение бессмысленности и пустоты. Как следствие, пропадают неврозы, тревоги и депрессии.
Заключение
Логотерапия уже нашла свое применение во многих областях психологии. Она весьма эффективна в работе с различными психологическими проблемами, которые решаются с помощью логоанализа и терапии. Настолько же эффективно данное направление в лечении людей с тяжелыми формами психозов, в том числе шизофрении. Ведь логотерапия позволяет осознать смысл своего существования абсолютно в любой ситуации, а, значит, помогает продвигаться к поставленной цели.
fb.ru
Логотерапия Франкла — основные принципы, техники, цель, методы
Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах.
Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.
Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.
Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.
Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.
То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.
Логотерапия Франкла
Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.
В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной мотивацией человека.
Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.
Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».
Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение фрустрации, если этого не состоится.
В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.
Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.
В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.
Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).
Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.
Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.
Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные шизофренией, которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.
Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.
С возникновением направления логотерапия психология приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.
В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в психоанализе к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.
Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.
Фобиям и тревожным неврозам характерна предупреждающая тревога, которая порождает те обстоятельства, ситуации, явления, которых боится пациент. Появление таких обстоятельств активизирует антиципаторную тревогу, тем самым, создает порочный круг, который существует до тех пор, пока человек не начнет избегать ситуаций, которые, по его мнению, способны вызвать его страх. Такое избегание называется «ложной пассивностью».
Человек, у которого обсессивно-компульсивный невроз как раз таки занимается этой «ложной пассивностью», когда делает попытки в противодействии навязчивым действиям и мыслям. Такая «ложная деятельность» присуща и пациентам с неврозами интимного характера, проявляясь тем, что человек, стремясь добиться половой компетентности, неадекватно реагирует на ситуацию. Желаемое действие остается невыполнимым через действие «чрезмерной интенции», «чрезмерного внимания» и навязчивого самонаблюдения. В таких случаях эффективной является логотерапевтическая техника парадоксальной интенции.
Парадоксальная интенция логотерапии заключается в том, чтобы вызвать страх у пациента тем, что он делает то, чего боится. Следовательно, пациент с обсессивно-компульсивным расстройством прекращает оказывать сопротивление навязчивым действиям и мыслям, а пациент с фобическим неврозом больше не борется со своими страхами, прекращая антиципаторный круг тревоги. В таком состоянии пациент полностью изменяет свое отношение к ситуации.
Техника парадоксальной интенции логотерапии является эффективной и применяемой, независимо от происхождения симптома, то есть это абсолютно неспецифический метод. Симптоматической терапией его также не назовешь, потому что, используя метод парадоксальной интенции, логотерапевт работает не с симптомами, а с отношением самого пациента к его неврозу и симптоматическим проявлениям.
Иногда этот метод логотерапии помогает даже в самых тяжелых и затянувшихся случаях.
Такой метод однозначно оказывает влияние на глубинные уровни психики, хотя он и отошел в своей теории от глубинного психоанализа, но поверхностным его также не назовешь. Сам Виктор Франкл утверждал, что парадоксальная интенция – это «экзистенциальная переориентация», сложный процесс переучивания человека, а не просто внесение изменений в поведенческие стереотипы.
Вторая техника логотерапии – дерефлексия, ее воздействию поддается самонаблюдение, интенция, чрезмерное внимание. Этот метод особенно является эффективным в применении его в лечении мужской импотенции и невозможности женщины достигать оргазма.
Дерефлексия действует таким образом, что она отвлекает внимание пациента от собственной персоны, в первую очередь, и от выполняемого действия, переключаясь полностью на партнера, что в свою очередь, убирает требования к выполнению определенных действий.
Техники логотерапии (парадоксальной интенции, дерефлексии, логоанализа) очень эффективны в применении, с их помощью устраняется основная проблема, которая не дает покоя, мешает жить и вместе с ней стирается смысл существования. Разрешив мучительную ситуацию, человек может открыть глаза пошире и увидеть, сколько есть всего, чем он может заняться.
Методы логотерапии разработаны с целью – помочь человеку в разрешении его проблем. Поскольку он в них принимает участие, то и результат в большей части зависит от него, его стараний и желания изменить ситуацию.
Логоанализ («логос» – «смысл», «дух») разработан с целью изучения жизни и ценностей пациента.
Цель логотерапии в логоанализе выражается в способности к расширению поля сознания человека, стимулировании его творческого воображения, с целью найти ответы на возникшие вопросы внутри себя самого. В процессе логоанализа пациент должен произвести оценивание отдельных этапов своей жизни, сделав это, обсудить их вместе с психотерапевтом. Благодаря методу логоанализа в логотерапии, человек способен достигать духовного инсайта и переоткрывать для себя заново, существенные значимые составляющие жизни. С помощью использования логотерапии человек способен проникнуть в глубинный смысл переживаний, любви, познать смысл страданий, и найти для себя ответ на вопрос о том, в чем состоит его смысл жизни.
Цель логотерапии состоит в том, чтобы исследовав свои внутренние потребности, человек осознал ответственность за свою жизнь.
Логотерапия – смысло-центрированная терапия, поэтому в ней заложена идея о «стремлении к смыслу». Количество людей жалующихся на бессмысленность существования все время растет, виной этому есть неудачный опыт раннего поиска смысла, а это, в свою очередь, приводит к депрессии, аддикциям и агрессии.
Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.
Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.
Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.
psihomed.com
Логотерапия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Логотерапи́я — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Разработан Виктором Франклом в середине XX века.
Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни[1]. Концепция логотерапии утверждает, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых человеческих свойств, по мнению Франкла, является воля к смыслу, которую Франкл противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству[2], самоутверждению, направленному на компенсацию комплекса неполноценности и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.
Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом, о котором писали философы-экзистенциалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.
В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.
С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной[3]:
- созидание;
- получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;
- нахождение смысла в жизни, в том числе в страданиях.
Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях — нужно использовать, только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время
ru.wikipedia.org
Франкл — логотерапия
Логотерапия: Виктор Франкл
Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоанализа, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. В 1938 г. он впервые употребил термины экзистенциальный анализ и логотерапия в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, Франкл остановился на термине логотерапия.
Термин экзистенциальный анализ продолжает использоваться и относится к анализу существования индивида, логотерапия обозначает собственно вмешательство. Термин логотерапия употребляется гораздо чаще, и под ним подразумеваются оба аспекта.
Природа человека. Логотерапия делает акцент на духовном, измерении. Франкл называет 3 характеристики человеческого существования, отличающие людей от животных:
Духовность — главный атрибут человека. Из духовности происходят совесть, любовь и эстетическое сознание.
Свобода от инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения. В связи с возможностью подняться над этими условиями, на которых строятся прогнозы, люди непредсказуемы. Свобода — это не только свобода от, но также свобода для чего-либо.
Ответственность: человек ответственен перед собой, своей совестью или Богом. Ответственность соотносится с сознанием через совесть. Категорический императив логотерапии: «Живи так, как будто ты живешь уже второй раз, и как будто в первый раз ты поступил неправильно, именно таким образом, как собираешься поступить сейчас!»
Природа неврозов.
Пациенты часто жалуются на проблемы, касающиеся смысла жизни, то есть философские или духовные проблемы. Эти проблемы могут быть признаком заболевания или невроза.
Экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, но каждый невроз имеет экзистенциальный аспект.
1. Ноогенные неврозы. Термин ноэтический относится к духовному измерению. Ноогенные неврозы возникают из экзистенциальных проблем, ведущую роль среди которых играет фрустрация воли к смыслу. Ноогенные неврозы есть заболевания «из-за духа», но это не болезни самого «духа».
Экзистенциальный вакуум — переживания внутренней пустоты, вакуума внутри себя. Проявляется преимущественно в состоянии скуки.
Экзистенциальная фрустрация — это фрустрация воли к смыслу. Иногда она компенсируется жаждой власти, удовольствия, в т.ч. сексуального. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологической.
Озабоченность или даже отчаяние человека по поводу смысла жизни есть экзистенциальное страдание, но не психическое заболевание. Поиск смысла может привести к напряжению, но это не патологическое напряжение. Психическое здоровье основывается на определенной степени напряжения между уже достигнутым и еще требующим завершения, или разрывом между тем, каков человек, и тем, каким он должен стать. В первую очередь человеку требуется не разрядка напряжения, а «ноодинамика» — экзистенциальные движущие силы в поляризованном поле напряжения, где один полюс представлен смыслом, который предстоит реализовать, а другой полюс — человеком, который должен это сделать.
2. Коллективный невроз. Некоторые особенности современного человека могут быть определены как коллективный невроз:
беспорядочное отношение к жизни без долгосрочного планирования;
фаталистическое восприятие жизни;
коллективное мышление;
фанатизм.
В конечном счете все эти симптомы берут свое начало из страха ответственности и бегства от свободы.
Неврозы и психозы, включая органические, имеют экзистенциальный, конституциональный и психогенный аспекты. Они затрагивают как свободу духовного отношения к конституциональным и психологическим факторам, так и способ существования. Следовательно, лечение должно должно также рассматривать экзистенциальные аспекты.
Логотерапия направлена именно на эти проблемы. Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека.
Общее содержание логотерапии
Логотерапия восполняет пробел в психотерапии, это «проникая за психическое заболевание невротика к его духовной борьбе» (Frankl, 1986).
Философских и экзистенциальных, или духовных, проблем невозможно избежать, их нельзя также устранить путем сосредоточения на их патологических корнях или последствиях — физических или психологических.
«Необходимо встретиться с пациентом лицом к лицу, честно и открыто. Вместо того чтобы уклоняться от дискуссии, надо вступить в нее. Надо обсудить интересующие пациента вопросы на понятном ему языке. Пациент имеет право требовать, чтобы идеи, которые он выдвигает, были рассмотрены на философском уровне… Философский вопрос нельзя решить, сводя обсуждение к патологическим корням, из которых вопрос произрастает, или намекая на нездоровые последствия философских размышлений… Уже ради одной философской справедливости мы должны использовать то же самое оружие» (Frankl, 1986, pp. 11-12).
Психотерапия не способна решать философские вопросы. Мировоззрение страдающего неврозом может быть ложным, однако коррекция его входит скорее в задачи логотерапии, чем психотерапии. «Психотерапия как таковая превышает свои полномочия, когда пытается решать философские вопросы… Логотерапия должна дополнить психотерапию» (Frankl, 1986, р. 17).
Вместе с тем в реальной практике психотерапия и логотерапия не могут быть разделены, поскольку психологический и философский, или духовный, аспекты индивида неразрывно связаны и могут быть разделены лишь на уровне логики. Тем не менее они представляют различные сферы. Психотерапия раскрывает психологическую подоплеку идей, в то время как логотерапия обнаруживает изъяны в основах мировоззрения.
Терапия и ноогенные неврозы
Логотерапия — специфическая терапия при экзистенциальной фрустрации, экзистенциальном вакууме или либо при жалобах на отсутствие смысла жизни (ноогенных неврозах).
Цели логотерапии — помочь пациенту:
— устранить фрустрацию путем заполнения вакуума и обрести цель и смысл своего существования;
— достичь наиболее полной активизации своей жизни;
— переживать существование как постоянное усилие по актуализации ценностей,
— сознательно принять ответственность за себя и ощутить ценность признания ответственности за конкретную задачу. Клиенту должно быть предоставлено право выбора: за что, перед кем или перед чем нести ответственность.
При лечении психогенных невротических реакций логотерапия направлена не на симптомы или их психогенез, а на отношение пациента к симптомам.
Общая логотерапия, применимая к ноогенным неврозам, пригодна и для лечения психозов, так как направлена на существующие экзистенциальные или духовные проблемы.
Техники логотерапии
Логотерапия делает акцент на отношениях между пациентом и психотерапевтом: психотерапевтический процесс состоит из непрерывной цепочки импровизаций. Отношения требуют равновесия между двумя крайностями — человеческой близостью и научной отстраненностью.
Много времени уделяется обсуждению экзистенциальных, духовных или философских проблем. Может быть использован вспомогательный диалог в сократовском стиле.
Терапевту следует остерегаться навязывать свою философию пациенту. Не должен иметь места перенос (контрперенос) личной философии, личных представлений о ценностях на пациента.
Основанием служит концепция ответственности пациента за самого себя. Терапевт лишь подводит пациента к переживанию этой ответственности; он не сообщает пациенту, перед кем или чем — перед совестью, обществом, Богом или другой высшей силой — и за что — за реализацию ценностей, личных задач, за конкретный смысл жизни — пациент ответственен.
Для работы с состояниями тревоги, с обсессивно-компульсивными и сексуальными неврозами специально разработаны две логотерапевтические техники:
Техника парадоксальной интенции (Франкл, 1939 г.) требует или поощряет пациента делать то, что вызывает у него страх. Страдающий обсессивно-компульсивным расстройством пациент перестает сопротивляться навязчивым мыслям и действиям, а страдающий фобией прекращает бороться со страхами, разрывая тем самым порочный круг антиципаторной тревоги. Это полностью меняет отношение пациента к ситуации. Кроме того,
«все это делается в максимально шутливой форме. Изменение отношения к симптому позволяет пациенту дистанцироваться от него, отстраниться от своего невроза… Если удается успешно подвести пациента к тому, чтобы он перестал бороться или избегать своих симптомов, а наоборот, стал бы их преувеличивать, можно наблюдать, как симптомы постепенно ослабевают, и пациент более не находится под их властью…
Дерефлексия особенно полезна в случаях мужской импотенции и неспособности достичь оргазма у женщин. Дерефлексия отвлекает внимание от выполняемого действия и собственной персоны, переключая его на партнера, что устраняет требования к выполнению действия.
Пациенту необходимо переключение с антиципаторной тревоги на что-либо иное… Благодаря дерефлексии пациент способен игнорировать свой невроз, фокусируя внимание вовне. Он нацеливается на жизнь, полную потенциальных смыслов и ценностей, которые апеллируют к его личным возможностям.
Продолжительность. Не существует даже приблизительных рамок логотерапевтического вмешательства. Согласно Герцу (Gerz, 1962), число терапевтических сессий зависит преимущественно от длительности заболевания пациента. В случае острого заболевания… большинство пациентов реагируют на эту (парадоксальную интенцию) терапию в течение 4-12 сессий. Тем же, кто страдает на протяжении нескольких лет… требуется от 6 до 12 месяцев лечения с сессиями дважды в неделю, чтобы достичь успеха.
Область применения. Люди на всех этапах жизни, с проблемами и без них, психически здоровые и не очень могут воспользоваться теми преимуществами, которые предлагает логотерапия (Sahakian, 1980). Логотерапия оптимально подходит для невротических состояний — коллективных, ноогенных, фобических и обсессивных.
4
studfiles.net
Логотерапия Виктора Франкла | Блог 4brain
Среди множества существующих сегодня направлений психотерапии есть особое направление, которые было разработано относительно недавно – в середине XX века. Да, оно, как и все остальные психотерапевтические методики, предполагает лечебное воздействие на организм человека и его психику, однако основано на поиске и анализе смыслов его жизни. И как сайт по саморазвитию мы просто не могли позволить себе не рассказать об этом интереснейшем направлении под названием «логотерапия».
Что такое логотерапия?
Если говорить более научным языком, под термином «логотерапия» подразумевается вид психотерапии, основанный на психолого-антропологической модели, которая была разработана австрийским психиатром, психологом и неврологом Виктором Франклом.
Слово «логос» греческого происхождения интерпретируется в представленном контексте как «смысл». Если же говорить о других столь же верных переводах слова «логос», таких как «рациональный порядок» и «слово», то они для трактовки основных положений логотерапии вряд ли подойдут, ведь задачей логотерапевтов является не убеждение своих клиентов в чём-либо посредством рациональных доводов, а помощь в определении глубинного, особенного и индивидуального смысла.
Коротко о происхождении логотерапии
История логотерапевтического подхода своими корнями восходит к 30-м годам минувшего столетия. Впервые основы логотерапии были представлены в 1938 году вышеупомянутым Виктором Франклом, который разработал их, беря за основу индивидуальную психологию Альфреда Адлера и психоанализ Зигмунда Фрейда.
В настоящее время логотерапия, которую нередко называют «третьей венской психотерапевтической школой», является эмпирически обоснованным и признанным на международном уровне психотерапевтическим подходом.
Основы логотерапии
Основная мотивационная сила человека, согласно логотерапии, заключается в его стремлении к смыслу. По мнению Виктора Франкла, люди в любых ситуациях и состояниях стремятся к смыслу и стараются обосновать своё существование, соотнося его с окружающими людьми и миром вообще.
Франклом была представлена трёхмерная модель личности, которая содержала два измерения в горизонтальной плоскости (психическое и физическое) и одно – в вертикальной (ноэтическое или духовное). Все три этих измерения составляют одно неделимое целое.
Духовное является в человеке тем, чем он отличается от животных. Особенности развития духовного измерения противопоставляются гомеостатическим процессам, в результате чего создаётся напряжение между тем, что уже достигнуто, и тем, что только нужно реализовать – это то напряжение, которое поддерживает стремление человека воплощать ценности и осуществлять смысл.
Франкл указывал на то, что психическое здоровье может быть только тогда, когда есть определённое напряжение между человеком и внешним смыслом, который он должен реализовать. Являться человеком – это значит, по своей сути, являться открытым для чего-то извне, для чего-то, что отличается от человека, существующего самостоятельно. Помимо этого, человек является свободным, ответственным и духовным существом. И к сфере духовного здесь относится смысл, свобода выбора, интуиция, креативность, вдохновение, идеалы, совесть, ответственность, идеи и юмор.
В доказательство всему этому Виктор Франкл приводил результаты своих исследований.
Основания логотерапии
У Виктора Франкла было своё профессиональное кредо, смысл которого заключался в том, что человека нельзя сводить к его болезни или её симптомам. В своём труде «Человек в поисках смысла» учёный представляет своё кредо посредством примера работы с душевнобольными людьми.
Так, он говорил, что ни одно из мыслимых обстоятельств не может так ограничить личность, чтобы она была на все 100% лишена свободы. Исходя из этого, у человека остаётся даже небольшая часть свободы, независимо от ограничений, создаваемых неврозами или психозами. Даже самый тяжёлый психоз не способен затронуть сокровенную сердцевину личности.
Для логотерапевта человек всегда является «чем-то большим», и он всегда преследует цель найти точки соприкосновения с той частью нутра клиента, которое «не поражено болезнью», и будет стараться помочь ему прийти к осознанию своих возможностей и ресурсов.
Основу же логотерапевтического подхода составляют три философско-психологических компонента:
- Свобода воли
- Воля к смыслу
- Смысл жизни
Что под этим понимается:
Свобода воли
Логотерапия говорит о том, что человек обусловлен лишь частично и у него есть как изначальная свобода для принятия решений, так и способность занимать какую-либо позицию в отношении психологических, биологических и социальных условий. Свободу здесь стоит понимать как пространство, в котором человек может формировать свою жизнь в пределах конкретных возможностей.
Свобода исходит их сферы духовности, преобладающей над телесным и психическим. Будучи духовными существами, люди не только реагируют на стимулы, но имеют также определённую независимость, а значит, и возможность строить свою жизнь.
Свобода воли имеет большое значение в психотерапии и предоставляет возможность людям действовать автономно, даже если их беспокоят духовные или телесные заболевания. Благодаря этому ресурсу люди могут справляться с симптомами недугов и вновь обретать способность к самоопределению и контроль над жизнью.
Воля к смыслу
Человек не просто свободен, но свободен для достижения конкретных целей. Стремление к смыслу является первичной мотивирующей силой. Если человек не имеет возможности реализовать свои смыслы, его будет беспокоить ощущение пустоты и бессмысленности. Также его могут начать беспокоить депрессия, зависимость, агрессия, психосоматические недуги и расстройства невротического характера.
При помощи логотерапии люди могут понять и нейтрализовать факторы, которые мешают им преследовать осмысленные цели в своей жизни. Логотерапия развивает у людей чуткость, позволяющую воспринимать возможности смысла, но нужно понимать, что её не следует использовать как средство для определения целей. Логотерапевт выступает в процессе логотерапии лишь как сопровождающий клиента, который помогает ему реализовать возможности смысла, которые последний должен обнаружить самостоятельно.
Смысл жизни
Основной логотерапии является идея, по которой смысл – это объективная реальность. Логотерапия постулирует, что задачей человека является создание лучшего себя из «исходного материала», а также создание лучшего окружающего мира, посредством реализации своей свободы и ответственности, а также через распознавание и реализацию смысла всех происходящих событий.
Особое внимание также нужно уделить тому, что потенциал смысла, который по своей природе объективен, относится к конкретным ситуациям и людям, и, следовательно, находится в процессе постоянной трансформации.
Исходя из этого, человек, прибегший к логотерапии, получает неоценимую поддержку в своём стремлении к максимальной гибкости и открытости, которые способны помочь ему придать своей повседневной жизни максимально возможный смысл.
Логотерапия на практике
На сегодняшний день логотерапия практикуется специалистами и как отдельный метод, и в комплексе с другими методиками, а применяется и в индивидуальной и в групповой работе. Помимо области психотерапии, к логотерапии части прибегают и в педагогике.
Эффективность логотерапии была доказана в предупреждении кризисов, нейтрализации кризисов и посткризисной работе; она оказалась очень действенной в профилактике депрессий, агрессии и суицидального поведения, а также в устранении неврозов. Особенно результативной оказалась она в работе с психиатрическими больными и заключёнными.
Подводя итог, можно сказать, что логотерапия, разработанная Виктором Франклом, является предельно действенным методом психотерапевтической помощи людям, испытывающим затруднения, связанные с поиском смысла жизни и расстановкой приоритетов. Однако мы искренне надеемся на то, что никому из наших читателей не потребуется помощь логотерапевтов.
НАСЧЁТ СМЫСЛА ЖИЗНИ: Смысл жизни должен быть у каждого человека, но если его нет или же очертания его размыты, это ещё не говорит о том, что пора обращаться к помощи специалиста. Возможно, нужно просто немного пораскинуть мозгами и получше разобраться в себе. И чтобы это сделать, мы предлагаем вам пройти наш курс по самопознанию, который расскажет вам о вас же самих очень много интересного. Впрочем, пройти курс мы рекомендуем каждому нашему читателю, независимо от наличия или отсутствия смысла жизни, ведь, согласитесь, самопознание – это всегда к лучшему.
Так что идите навстречу к лучшему – вот сюда, а мы желаем вам успехов и смысла абсолютно во всём!
4brain.ru
3. Логотерапия в. Франкла.
В.Франкл (1905-1997) считается третьим основателем венской школы психотерапии (1 – Фрейд, 2 – Адлер).
В его теории можно выделить 3 части:
Учение о смысле жизни
Учение о стремлении к смыслу жизни
Учение о свободе воли
Отличие подхода Франкла от психоанализа и индивидуальной психологии состоит в трактовке базисных мотивов человеческого существования (поведения).
Основная движущая сила – борьба за смысл жизни(т.е. стремление к обретению смысла жизни). Такое стремление является врожденным. Человеку всегда необходимо обнаружить смысл своего существования. Поиск смысла жизни является характеристикой человеческого бытия.
Отсутствие или потерю смысла жизни Франкл называет экзистенциальным вакуумом. В этом случае человек начинает терять содержание своего существования => испытывать скуку, тяжелые эмоциональные переживания, предаваться порокам => отсутствие смысла, невозможность его осознать и реализовать приводит кневрозу.
Причина экзистенциального вакуума– современное общество.
Смысл жизни индивидуален для каждого человека, составляет сущность каждого конкретного человека, т.к. всегда связан с реализацией человеком своих возможностей. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.
Смысл жизни человек может найти только обращаясь к окружающему миру, т.е. не может найти в внутри себя, в своей душе => Франкл не соглашается с Маслоу, который считал, что человеческая сущность – это стремление к самоактуализации (внутри себя).
По Франклу смысл может быть достигнут 3 путями:
Путем совершения деятельности, т.к. с его точки зрения жизнь – это творчество выполнения работы.
Человек находит смысл в заботе и любви к другим.
Выработка четких позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.
В центре теории Франкла находится – концепция ценностей.Ценности– это понятия, несущие в себе обобщенный опыт человечества в типичных ситуациях
Существует 3 класса ценностей:
Ценности творчества(труд).
Ценности переживания(любовь).
Ценности отношения(это отношение к критическим жизненным обстоятельствам, которые человек не в состоянии изменить).
Франкл выделяет 3 уровня существования человека:
Биологический
Психологический
Духовный (ноэтический). Здесь находятся смыслы и ценности, которые определяют два других уровня.
На основе своих представлений он разрабатывает психотерапию – логотерапию.
Основная задача логотерапии– помочь человеку в поиске смысла.
Специфика логоторапии– ее можно применять и к больным и к здоровым людям как профилактическое средство.
Логотерапия имеет свои процедуры (техники) и методики, которые направлены на диагностику экзистенциального вакуума.
4. Женевская школа генетической психологии ж. Пиаже.
С юности научные интересы Ж.Пиаже (1896-1980) касались биологии и математики. На первых порах он знакомиться с исследованиями Юнга и техникой психоанализа => он стремиться соединить экспериментально-лабораторный метод с более информативным свободным методом беседы, который используется в психоанализе. Этот метод он применял исследования мышления детей – метод клинической беседы.
В 1919г. Пиаже приглашают для работы над шкалами измерения интеллекта (автор Бине). Свою теорию детского мышления Пиаже строит на основе логики и биологии.
Основная идея: основой психического развития ребенка является развитие интеллекта. В серии экспериментов Пиаже доказывал, что уровень понимания и интеллекта влияет на речь, ВОС и память.
Этапы психического развития представляют собой этапы развития интеллекта, через которые постепенно происходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации.
Основной задачей Пиаже стало изучение сферы человеческого интеллекта => строение интеллекта рассматривает как естественное развитие в ходе эволюции более просто организованных органических структур.
По мнению Пиаже, структура интеллекта в отличие от инстинкта является результатом взаимодействия организма с постепенно меняющимися внешними условиями. Но, тем не менее, подчеркивая отличие интеллектуальных структур от низших органических образований, Пиаже для анализа интеллекта использует понятия, применяемые для характеристики биологических систем => за этого его критиковали.
В процессе развития происходит адаптация организма к среде => именно интеллект является стержнем развития психики, т.к. понимание и создание правильной схемы окружающего мира обеспечивает адаптацию к окружающему миру.
Адаптация (по Пиаже) – это активный процесс взаимодействия организма со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит при помощи 2-х механизмов:
Ассимиляция (жесткая схема, ребенок подстраивается под схему).
Аккомодация (ребенок изменяет схему).
Процесс развития представляет собой чередование ассимиляции и аккомодации. По Пиаже понятия ассимиляции и аккомодации необходимо использовать для замены понятия ассоциация.
Выделяют 2 этапа в исследованиях развития мышления:
1. этап: 20-х гг. ХХв. Пиаже строил исследования развития мышления через исследование речи детей => процесс развития мышления – это процесс экстериоризации, мышление сначала проявляется как внутреннее аутистическое, затем проходит стадию эгоцентричной речи и становиться внешним, реалистичным. Также такой же процесс проходит развитие речи, которая из эгоцентричной речи (для себя) становиться рациональной речью (для других). Но несмотря на критику, Пиаже были сделаны открытия, которые имели большое значение для формирования интеллекта детей.
Особенности детского мышления:
Синкретизм – это тенденция связывать все со всем.
Эгоцентризм – это неумение встать на другую точку зрения отличную от своей.
Трансдукция – это переход от частного к частному, минуя общее.
Артифициализм – это искусственность, созданность мира.
Анимизм – это одушевление предметов.
Нечувствительность противоречиям.
2. этап: с 30-х гг. Исследование операциональной стороны мышления. Психическое развитие связанно с интериоризацией, т.к. первые мыслительные операции внешние сенсорномоторные впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические мыслительные операции. Главнее свойства операций – это обратимость. => до 7 лет дети находятся на предоперациональной стадии, затем начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще не совершенны и необратимы.
Только к 7-ми годам дети начинают правильно решать логические задачи, но их мышление связанно с конкретными проблемами, а формальная логика только начинает развиваться.
В подростковом возрасте у них происходит формирование как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.
=> периодизация по Пиаже включает в себя 3 стадии:
Стадия сенсорномоторного интеллекта.
Стадия конкретных операций.
Стадия формальных операций.
В каждой стадии Пиаже выделяет 2 уровня: появление необратимой операции данного уровня и развитие обратимости данной операции.
Пиаже выделяет 3 типа интеллекта:
Практическая интеллектуальная деятельность.
Репрезентативная мысль.
Операциональный (логический) интеллект.
Заслуга Пиаже: исследовал своеобразие детского мышления и доказал, что мышление ребенка отличается от мышления взрослого. Он разработал методы уровня развития IQ, которые и в настоящие время считаются диагностическими.
Критика: недооценивал роль среды обучения, взрослого в развитии ребенка.
Активно разрабатывается в зарубежной психологии
studfiles.net
ЛОГОТЕРАПИЯ В.ФРАНКЛА — ВОЛЯ К СМЫСЛУ (ПРАКТИКА)
ЦЕЛИ
Франкл выделяет следующие три категории психических болезней: ноогенные болезни (неврозы), психогенные болезни (неврозы) и соматогенные болезни (психозы). Экзистенциальный вакуум сам по себе не является неврозом. Однако цели лого-терапевтического консультирования одинаковы, независимо от того, существует экзистенциальный вакуум сам по себе или же он является элементом ноогенного невроза.
Логотерапевты концентрируют внимание клиентов на выборе, который позволяет справляться с экзистенциальным вакуумом. Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся «столкнуть» клиентов с их жизненными задачами и переориентировать клиентов на решение этих задач. Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя ответственности, а также попытки разблокировать стремление клиентов к смыслу. Когда стремление к смыслу у клиентов будет разблокировано, они с большей долей вероятности найдут пути самотрансценденции через ценности творчества, переживания и отношения. Клиенты должны осознать свою экзистенциальную ответственность за поиски смысла жизни. Однако превращение духовного бессознательного в сознательное — только одна из стадий процесса консультирования.
Консультанты прежде всего стремятся помочь клиентам преобразовать имеющийся у них бессознательный потенциал в сознательный акт, а затем дать возможность сформироваться бессознательной привычке. Франкл (Frankl, 1975a) подчеркивает, что если религиозные консультанты могут привносить религию в консультирование, то логотерапевтические консультанты должны воздерживаться от постановки религиозных целей.
Ликвидация признаков экзистенциальной фрустрации, таких как апатия и скука, является «побочным продуктом» лоиска и обнаружения смысла. Кроме того, когда клиенты начинают видеть больше смысла в своей жизни, выраженность любых имеющихся у них симптомов, относящихся к массовой невротической триаде (депрессии, наркоманиии, агрессии), обычно уменьшается, данные симптомы могут даже полностью исчезнуть.
Психогенные неврозы включают в себя обсессивные мании и фобии. При наличии у клиентов таких неврозов главная задача консультанта — помочь клиентам преодолеть имеющуюся у них тенденцию к гиперинтенции, или к чрезмерному усердию. В основе психогенных неврозов также могут лежать сексуальные проблемы и расстройства сна, в таких случаях консультант должен стремиться помочь клиентам преодолеть имеющуюся у них тенденцию к гиперрефлексии или к чрезмерно высокому самоосознанию.
При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении логотерапию можно применять в сочетании с лекарственной терапией, которая позволит провести коррекцию соматических нарушений. Сама по себе логотерапия имеет дело со здоровой частью индивидуальности, и часто целью консультантов является помощь клиентам в их поисках смысла в страдании.
Более широкая цель логотерапии Франкла — регуманизация психиатрии. Психиатры и консультанты не должны рассматривать сознание как некий механизм, а лечение психической болезни не должны оценивать только с учетом технических аспектов. В границах ближайшей окружающей среды и своих дарований люди, в конечном счете, являются самодетерминирующимися. В концентрационных лагерях одни заключенные предпочитали вести себя подобно свиньям, а другие — подобно святым.
ЛОГОТЕРАПИЯ КЛИЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА
Как логотерапевт обращается с клиентами, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума? Хотя в своих работах Франкл не перечисляет систематически используемые им методы, ниже приводятся некоторые рекомендации, извлеченные из его трудов.
ГУМАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Франкл (Frankl, 1988) отмечает, что консультирование подразумевает наличие как стратегий, так и «я — ты» отношений. Франкл также подчеркивает, что логотерапия не может стать слишком индивидуализированной. Таким образом, хотя логотерапевт по своей сути является воспитателем ответственности, он обучает клиентов брать на себя ответственность именно в контексте наполненных чувствами долга и заботы отношений, которые отражают уважение к уникальности каждого клиента. Франкл ценит гуманных людей и заинтересован в регуманизации психиатрии. Работа Франкла демонстрирует присущие ему способность к состраданию и мудрость. Предлагая клиентам гуманные отношения, логотерапевты создают благоприятные условия для оказания им эффективной помощи в поисках собственного смысла.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА
Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального вакуума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скрытым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощущают внутреннюю пустоту. Клиенты успешно работают с проблемами, связанными со смыслом, хотя ноогенные неврозы составляют «лишь около 20% случаев неврозов, приходящихся на долю наших клиник и офисов» (Frankl, 1988, р. 68). Часто Франкл успокаивает «не-пациентов», говоря, что их экзистенциальное отчаяние — скорее достижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.
УГЛУБЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ
Ниже описываются методы, которые Франкл применял с целью углубления экзистенциального осознания конечности жизни и важности взятия на себя ответственности за нее.
ОБЪЯСНЕНИЕ. Клиентам следует объяснять, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ МАКСИМ (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения). Одна из главных максим Франкла: «Живите так, будто вы живете второй раз и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь» (Frankl, 1955, р. 75).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРАВНЕНИЙ. Клиентам можно предложить представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. Клиенты осознают, что жизнь необратима, когда слышат от консультанта, что они не могут ничего «вырезать» и что ничего нельзя изменить «задним числом». Можно предложить клиентам другое сравнение — пусть они представят себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства, но не знают, когда наступит крайний срок.
ФОКУСИРОВАНИЕ НА ПОИСКАХ СМЫСЛА
Франкл подчеркивает, что вопрос о смысле — это индивидуальный вопрос. Логотерапевты должны и индивидуализировать свои методы работы, и импровизировать. Логотерапия не является ни учением, ни проповедью, ни моральным увещеванием. Франкл (Frankl, 1963) проводит аналогию с офтальмологом, который дает людям возможность видеть мир таким, каков он есть на самом деле. Точно так же задачей логотерапевтического консультанта является расширение полей зрения клиентов таким образом, чтобы весь спектр жизненных смыслов и ценностей оказался видимым для них.
Ниже приведены некоторые методы, с помощью которых Франкл фокусирует внимание клиентов на проблемах, связанных со смыслом.
ОКАЗАНИЕ КЛИЕНТАМ ПОМОЩИ В ОСОЗНАНИИ ИМИ ВАЖНОСТИ ВЗЯТИЯ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАХОЖДЕНИЕ СМЫСЛА.
Франкл считает своей задачей оказание помощи клиентам в достижении ими высочайшей из возможных «активаций» их жизни. Он делится своими представлениями, согласно которым человеческая жизнь никогда, ни при каких обстоятельствах не теряет смысл. Клиенты должны усвоить, что они всегда ответственны за нахождение смысла в любой ситуации, сложившейся в их уникальной жизни. Логотерапия учит клиентов рассматривать свою жизнь как некое предопределение. Религиозные логотерапевты, работающие с религиозными клиентами, могут продвинуться на одну ступень дальше — такие консультанты могут помочь клиентам осознать, что они не только ответственны за выполнение своих жизненных задач, но также ответственны перед тем, кто ставит задачи.
ОКАЗАНИЕ КЛИЕНТАМ ПОМОЩИ В ВЫСЛУШИВАНИИ ИМИ ГОЛОСА СВОЕГО СОЗНАНИЯ.
Франкл часто повторяет, что смысл должен быть найден и не может быть дан. Клиенты руководствуются в поисках смысла голосом своего сознания. Клиенту необходимо бдительное сознание, если он должен «выслушивать десять тысяч различных требований и заповедей, скрытых в десяти тысячах ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, и повиноваться этим требованиям» (Frankl, 1975a, р. 120). Хотя консультанты не могут давать клиентам смысл, они могут приводить экзистенциальные примеры своих личных неустанных поисков смысла.
ПОСТАНОВКА ПЕРЕД КЛИЕНТАМИ ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ. Консультанты могут спрашивать клиентов о том, каких творческих успехов они могли бы добиться, и помогать им искать ответы на заданные вопросы. Кроме того, консультанты могут помогать клиентам обнаруживать смысл в их отношениях и в их страдании.
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ИСТОЧНИКОВ СМЫСЛА. Логотерапевтические консультанты могут помогать клиентам приобретать более широкое представление об источниках смысла. Франкл (Frankl, 1955) цитирует клиентку, которая заявляла, что ее жизнь была бессмысленна и что ей станет лучше только в том случае, если она найдет работу, которая сможет удовлетворить ее запросы, например работу, связанную с лечением больных людей. Франкл помог этой клиентке увидеть, что не только работа, которую она выполняла, но и соответствующее отношение к своей работе могли бы дать ей уникальную возможность для реализации потенциальных возможностей. Кроме того, в личной жизни, не связанной с работой, она могла бы найти смысл в роли жены и матери.
ВЫЯВЛЕНИЕ СМЫСЛА ЧЕРЕЗ СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ. Франкл (Frankl, 1988) приводит следующий пример. Одну его клиентку постоянно мучило ощущение мимолетности жизни. Франкл попросил женщину назвать человека, которого она уважает и чьи достоинства она высоко ценит, и она вспомнила семейного доктора. Затем с помощью ряда вопросов Франкл подвел клиентку к признанию того, что, хотя доктор умер и некоторые неблагодарные пациенты, возможно, не помнят, чем они ему обязаны, жизнь этого доктора не потеряла смысл.
ВЫЯВЛЕНИЕ СМЫСЛА ЧЕРЕЗ ЛОГОДРАМУ.
Франкл (Frankl, 1963) приводит пример выявления смысла через «логодраму» в группе консультирования. Женщина, помещенная в его клинику после попытки самоубийства, потеряла младшего сына, который умер в возрасте 11 лет, и осталась одна со старшим сыном, пораженным детским параличом. Франкл сначала попросил другого члена группы, женщину, вообразить, что ей 80 лет, и оглянуться на прожитую жизнь, в которой не было детей, но было много финансовых успехов и престижа. Эта женщина в итоге признала свою жизнь бесцельной. Затем Франкл попросил мать сына-инвалида таким же образом оглянуться на свою жизнь. Отвечая, клиентка поняла, что ее жизнь была наполнена смыслом, потому что она сделала жизнь своего искалеченного сына более полной и легкой.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ СМЫСЛА.
Франкл приводит следующий пример. Пожилой доктор, находящийся в состоянии жестокой депрессии, не мог в течение двух лет справиться с горем после смерти любимой жены. Прежде всего Франкл спросил клиента, что случилось бы, если бы сначала умер он сам. Доктор ответил, что, оставшись одна, жена ужасно страдала бы. После чего Франкл сказал: «Вы видите, доктор, от такого страдания она была избавлена, и это вы ее от него избавили; но теперь вы должны платить за это, пережив жену и оплакивая ее» (Frankl, 1963, 178-179).
АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ.
Логотерапевты могут работать со сновидениями клиентов, чтобы извлечь духовные явления на уровень сознания. Франкл (Frankl, 1975) приводит следующий пример. Женщине приснилось, что вместе с грязным бельем она взяла в прачечную грязного кота. Когда она пришла забирать белье, то нашла кота мертвым. У этой женщины возникли следующие свободные ассоциации: «кот» был символом «ребенка», а «грязным бельем» была «грязь» сплетен, окружавшая личную жизнь дочери и ее любовный роман, к которому мать относилась очень критически. Франкл увидел в этом сновидении предупреждение матери, призыв к женщине перестать мучить дочь, ведь иначе она может ее потерять. Религиозные логотерапевты могут также анализировать сновидения с целью перевода религиозного бессознательного в сознательное. Франкл полагает, что многие люди скрывают и подавляют свою религиозность из-за того, что «подлинной религиозности свойственна интимность» (Frankl, 1975a, р. 48).
ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПСИХОГЕННОМ НЕВРОЗЕ
Парадоксальная интенция и дерефлексия — два основных логотерапевтических» метода, которые применяются при психогенных неврозах (Frankl, 1955, 1975b). В основе обеих методик лежит обращение к таким важным человеческим качествам, как самотрансценденция и самоотстранение.
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ
Использование парадоксальной интенции рекомендуется для краткосрочного лечения клиентов с обсессивно-компульсивными и фобическими психическими расстройствами. При фобиях парадоксальная интенция применяется с целью уменьшения выраженности преждевременной тревоги, которая является реакцией клиентов на события и отражает страх повторения этих событий. Эти тревожные ожидания вызывают чрезмерное внимание, или гиперинтенцию, которая мешает клиентам осуществлять то, что было задумано ими ранее. Короче говоря, преждевременная тревога вызывает именно то, чего опасаются клиенты.
Суть парадоксальной интенции заключается в том, что клиентам предлагают намеренно сделать именно то, чего они боятся. Их опасения заменяются парадоксальными желаниями, в результате чего «у парусов фобии отнимается ветер» (Frankl, 1955, р. 208). Кроме того, парадоксальная интенция задействует чувство юмора клиентов и поддерживается им; благодаря чувству юмора у клиентов усиливается ощущение отстраненности от неврозов, так как они начинают смеяться над ними.
Франкл приводит много примеров парадоксальной интенции. Так, один молодой врач боялся, что у него начнется усиленное потоотделение при встрече с людьми. Всякий раз, встречая кого-либо, кто ранее вызывал у него преждевременную тревогу, этот клиент говорил себе: «Я раньше выделял только литр пота, но теперь я собираюсь выделить, по крайней мере, десять литров!» (Frankl, 1955, р. 139). После всего лищь одного сеанса парадоксальной интенции молодой человек освободился от фобии, которая беспокоила его в течение четырех лет. Рассмотрим другой пример. Одна студентка-медик так сильно боялась дрожи, что начинала дрожать, как только преподаватель анатомии входил в препараторскую. Девушка разрешила эту проблему, используя методику парадоксальной интенции. Всякий раз, когда преподаватель входил в помещение, она говорила себе: «О, вот и преподаватель! Теперь я покажу ему, какая я хорошая «дрожалка» — я действительно покажу ему, как можно сильно дрожать!» (Frankl, 1955, р. 140). Но, всякий раз, когда она старалась это сделать, дрожь прекращалась. Хотя обсессивно-компульсивные невротики также проявляют страх, их страх — это в большей степени боязнь самих себя, чем «боязнь страха». Они боятся потенциальных эффектов своих странных мыслей. Но чем больше эти клиенты борются со своими мыслями, тем выраженнее становятся симптомы невроза. Если консультантам, применяющим парадоксальную интенцию, удается помочь клиентам прекратить борьбу, которую те ведут со своими навязчивыми идеями и маниями, выраженность имеющихся у клиентов симптомов вскоре уменьшается и эти симптомы могут даже окончательно исчезнуть.
Франкл приводит следующий пример применения парадоксальной интенции при обсессивно-компульсивном неврозе. Одна замужняя женщина в течение 14 лет страдала от мании подсчета и мании проверки, в порядке ли ее кухонные ящики и надежно ли они заперты (Frankl, 1955, р. 143). Доктор показал клиентке, как надо заниматься парадоксальной интенцией. Он показал женщине, как ей следует небрежно бросать вещи в кухонный стол и при этом говорить себе: «Эти ящики должны быть как можно более грязными!» Через два дня у клиентки исчезла мания подсчета, а через четыре дня она перестала ощущать потребность постоянно проверять содержимое своего кухонного стола. Состояние женщины постепенно нормализовалось, и всякий раз, когда время от времени у нее вновь появлялись какие-либо обсессивно-компульсивные идеи, она была в состоянии игнорировать их или превращать в шутку.
ДЕРЕФЛЕКСИЯ
Подобно тому, как с помощью парадоксальной интенции можно противодействовать гиперинтенции, с помощью дерефлексии можно противодействовать гиперрефлексии, или чрезмерному вниманию. Франкл (Frankl, 1988) считает развитие компульсивной тенденции к самонаблюдению одной из наиболее серьезных проблем, существующих в Соединенных Штатах. Цель применения парадоксальной интенции — помогать клиентам высмеивать имеющиеся у них симптомы невроза, а цель применения дерефлексии — помогать клиентам игнорировать эти симптомы.
Сексуальные неврозы, такие как фригидность и импотенция, являются одной из областей применения дерефлексии. Клиентов следует перерефлексировать (переориентировать) от их тревоги на решение доступной для них задачи. Франкл (Frankl, 1963) приводит следующий пример. Одна молодая женщина жаловалась на свою фригидность. В детстве над ней совершил сексуальное насилие отец. Однако этот случай сам по себе не был причиной ее фригидности. Женщина читала популярную психоаналитическую литературу и все время боялась, что ее травмирующие переживания сексуального насилия создадут сексуальные трудности. Оргазм, в результате чрезмерного стремления женщины доказать свою женственность и чрезмерного внимания к себе, перестал быть непроизвольным проявлением преданности партнеру. Когда внимание женщины было отвлечено (дерефлексировано) от самой себя и перефокусировано на партнера, она испытала непроизвольные оргазмы. Рассмотрим другой пример дерефлексии. Одна женщина стала очень худой, так как она с маниакальным вниманием следила за своим глотанием и боялась, что пища отправится по неправильному пути. Клиентка была дерефлексирована формулой: «Я не должна наблюдать за своим глотанием, потому что на самом деле я не дол*жна глотать, ибо фактически я не глотаю, а скорее оно глотается» (Frankl, 1955, р. 235). В итоге клиентка научилась доверять автоматически регулируемому функционированию своего организма.
МЕДИЦИНСКАЯ ОПЕКА ПРИ СОМАТОГЕННЫХ ПСИХОЗАХ
Франкл (Frankl 1988) использует термин «медицинская опека» при описании работы логотерапевтического консультанта с клиентами, имеющими какое-либо соматическое заболевание, когда источник соматической патологии не может быть устранен. Франкл считает, что медицинские работники должны приносить успокоение и утешение больным. Медицинскую опеку не следует путать с пасторским служением. Как правило, логотерапевтическое лечение при наличии у клиентов эндогенных депрессий и психозов подразумевает работу с той частью их личности, которая не захвачена болезнью. Цель логотерапии — помочь клиентам найти смысл в позиции, которую они занимают относительно своего страдания. Некоторая степень свободы имеется даже у людей с психозами, психоз не затрагивает самого глубокого внутреннего ядра. Больных людей чрезвычайно деморализует уверенность в том, что их страдание бессмысленно.
Рассмотрим пример медицинской опеки при наличии у клиента соматического заболевания.
Семнадцатилетнего юношу-еврея, шизофреника, поместили в психиатрическую больницу в Израиле на 2,5 года, так как симптомы заболевания были у него очень сильно выражены. Юноша начал сомневаться в своей вере в Бога и стал обвинять Бога в том, что тот сделал его не похожим на других людей. Франкл намекнул больному, что, возможно, Бог хотел поставить перед ним задачу в течение определенного периода жизни вынести уединение. Молодой человек сказал, что именно поэтому он все еще верит в Бога и что, может быть, Бог хочет, чтобы он выздоровел. На это Франкл ответил, что Богу нужно не только его выздоровление, но и повышение его духовного уровня. Впоследствии юноше стало гораздо лучше, и Франкл уверен, что он помог этому клиенту найти смысл «не только несмотря на, но и благодаря психозу» (Frankl 1988, р. 131).»
/Р.Нельсон-Джоунс: «Теория и практика консультирования»./
complementar-psychotherapy.mirtesen.ru