Разное

Личность это в психологии: определение, структура и основные теории развития.

Содержание

что это такое, структура и типы личности в психологии

Феномен личности слишком сложен, чтобы дать ему однозначное определение. Можно рассматривать ее, как социальный субъект или цепочку психологических связей. Ценность понимания, что такое личность, состоит в том, оно помогает лучше разобраться в себе, изучить свои способности, мотивацию, темперамент. Позволяет научиться применять полученные знания на практике, выстраивая взаимоотношения с другими людьми.

Что такое личность?

Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических свойств характера и поведения. Существуют определенные свойства, структура и типы личности. Они отличаются, так как в основу каждого метода классификации положены исследования и точки зрения разных ученых в области психологии и социологии. Объединяют их разве что некоторые свойства, помогающие «нарисовать» социальный и психологический портрет личности.

  • Характер. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
  • Темперамент. В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
  • Мотивация. У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
  • Способности. Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
  • Эмоциональность. Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
  • Направленность. Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
  • Мировосприятие. Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
  • Опыт. Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
  • Рисунок тела. Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.

Пройти тест на тип личности

Социальная структура личности.

Структуру личности социология определяет, как совокупность объективных и субъективных свойств, формирующих ее детальность, зависящих от общества.

Существует 2 подхода, в каждом из которых выделяются свои важные компоненты:

  • Деятельность, культура, память. Деятельность предполагает осознанные поступки по отношению к объекту или субъекту. Культура затрагивает социальные нормы, тяготеющие над поступками индивидуума. Память является кладезем знаний, сформированных в опыт.
  • Ценностные ориентации, социальные роли, культура. Это трио отражает свойства характера, приобретенные при взаимодействии с субъектами социума, привитые родителями, доставшиеся «по наследству», сформированные жизненным опытом.

Структура личности.

Психологическая структура личности в основном состоит из следующих компонентов:

  • Направленность. Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.
  • Способности. Эта составляющая влияет на предыдущую. Например, у индивидуума есть способности к рисованию, это порождает интерес, который является ведущим компонентом направленности и побуждения к развитию именно в этой сфере.
  • Характер. Самая важная компонента, порой человека судят именно по ней, а не по направленности или способностям.
    Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере.
  • Самоконтроль. Определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.

Структура личности по Фрейду.

В структуре личности, предложенной Фрейдом, следующие компоненты:

  • Оно. Неосознанная часть, порождающая желания, внутренние инстинкты, либидо. Составляющая, основывающаяся на биологическом влечении, движимая стремлением к удовольствию. Если есть напряжение, разрядить его можно за счет фантазий, рефлекторных действий. Нереализованные желания часто выливаются в проблему в социальной жизни.
  • Эго. Сознание, которое контролирует Оно. Эго отвечает за удовлетворение желаний Оно. Но это происходит после того, как будут проанализированы обстоятельства, реализация желаемого не должна противоречить общественным нормам.
  • Суперэго. Совокупность морально-этических принципов и табу, влияющих на поведение человека. Они зарождаются в детстве (3 – 5 лет), в период, когда родители уделяют наибольшее внимание воспитанию детей. Эти правила закрепляются в детской направленности, позже дополняются собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Три компонента должны развиваться одинаково, если один из них будет более активным, баланс нарушается. Сбалансированная работа трех составляющих позволяет выработать защитный механизм:

  • Отрицание. Вызывает подавление импульсов, исходящих изнутри.
  • Проекция. Когда человек приписывает свои негативные черты другим людям.
  • Замещение. Когда недостижимый объект заменяется тем, который доступен.
  • Рационализация
    . Человек способен логически объяснить свои действия.
  • Формирование реакции. Совершение поступков, противоположных внутренним импульсам, которые человек считает запретными.

Фрейд также выделил комплексы Электры и Эдипа. Дети неосознанно рассматривают одного из родителей, как полового партнера, чувствуя ревность ко второму. Девочки видят угрозу в матери, мальчики в отце.

Пройти тест на темперамент

Структура личности по Рубинштейну.

Рубинштейн называл 3 компонента структуры:

  • Направленность. Она включает убеждения, мотивированность, потребности, мировоззрение, поведенческие факторы. Выражает социальную сущность, определяет вид деятельности.
  • Навыки, знания. Средства, полученные через познания и предметную деятельность. Знания помогают ориентироваться в мире, умения позволяют заниматься конкретной деятельностью, навыки способствуют достижению результатов.
  • Типологические свойства. Сюда относится темперамент, характер, способности, делающие человека уникальным.

Кроме того, Рубинштейн выделял уровни организации:

  • Жизненный. Включает опыт, нравственность, мировоззрение.
  • Личностный. Индивидуальные особенности характера.
  • Психический. Психологические процессы, специфичность, активность.

Рубинштейн считал, что формирование личности происходит благодаря взаимодействию с социумом и миром в целом. Структура направленности личности складывается из осознанных действий и подсознания.

Структура личности по Юнгу.

Юнг выделил такие компоненты:

  • сознание;
  • коллективное бессознательное;
  • индивидуальное бессознательное.

Сознание делится на человеческое Я (персону), показываемое другим и Эго, реальную сущность человека. Персона помогает социализироваться. Это маска, которую человек носит, чтобы войти в контакт с другими индивидуумами. Это позволяет производить впечатление, привлекать внимание. Заставляет покупать модные вещи, дорогие автомобили, большие дома, чтобы соответствовать и вписаться в определенный слой общества.

Эго – ядро, сформированное из переживаний, мыслей, осознания своих действий, решений. Это опыт, знания, навыки. Благодаря Эго человек является целостной личностью.

Индивидуальное бессознательное сформировано из мыслей, убеждений, переживаний, желаний. Ранее они были для человека актуальны, но после того как он их пережил, превратились в воспоминания. Они хранятся в бессознательном, иногда выходят наружу. Делятся на архетипы:

  • Тень
    . Своеобразный темный двойник. Это порочные желания, негативные чувства, аморальные мысли, которые личность подавляет, так как боится столкнуться с ними в открытую. Юнг считал, что вытеснять темную сторону вредно, ее нужно принять и на ее фоне рассматривать свои хорошие черты.
  • Анима и анимус. Мужское и женское начало. Анимус придает женщинам мужские черты – твердость воли; анима дает возможность мужчинам иногда побыть слабыми – показать мягкость. Юнг объяснял это присутствием мужских и женских гормонов у противоположных полов. Присутствие понятий анима и анимус дает возможность женщинам и мужчинам лучше понимать друг друга.
  • Самость. Юнг называл его стержнем, формирующим целостность. Самость развивается только при сбалансированном развитии всех компонентов структуры.

Пройти тест на характер человека

Структура личности по Леонтьеву.

А. Н. Леонтьев определяет личность как опыт, совокупность поступков, решений. Он делил структуру личности на уровни:

  • Психофизические предпосылки. Сюда относятся темперамент, задатки, которые могут перерасти в способности.
  • Экспрессивно-инструментальный. Роли, характер, способности. Это внешняя оболочка человека, через которую он взаимодействует с миром.
  • Внутренний мир. Ценности, смысл, отношения. Это взгляд человека на мир сквозь призму собственного мнения о нем.
  • Экзистенциальный уровень. Включает свободу, духовность, ответственность.

Леонтьев выделил в своей теории понятие «второе рождение личности». Оно происходит, когда человек корректирует свое поведение, находя новые методы решения конфликтных и сложных ситуаций.

Структура личности по Платонову.

К. К. Платонов выстроил пирамидальную структуру личности, имеющую четыре подструктуры (от фундамента к вершине):

  • Биологическая обусловленность. Генетика и физиология. Сюда относятся возраст, пол.
  • Формы отображения. Мышление, внимание, память, восприятие, ощущения. Чем более они развиты, тем шире у человека возможности.
  • Социальный опыт. Навыки, умения, знания, приобретенные через опыт.
  • Направленность. Мировоззрение, стремления, убеждения, идеалы.

Соционические типы личности в психологии.

Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.

Аналитики:

  • INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
  • INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
  • ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
  • ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.

Дипломаты:

  • INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
  • INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
  • ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
  • ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.

Хранители:

  • ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
  • ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
  • ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
  • ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.

Искатели:

  • ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
  • ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
  • ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
  • ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.

Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Понятие личности в психологии: сущность и структура

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Суть понятия личности
  • 2 Структура личности
    • 2.1 Направленность личности
    • 2.2 Темперамент
    • 2.3 Характер
    • 2.4 Способности
  • 3 Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
  • 4 Аспекты личности
  • 5 Сложности понимания человека как личности
  • 6 Послесловие

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

Личность можно рассматривать в 3 категориях:

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Личность | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

От эксцентричного и интровертного до шумного и смелого, человеческая личность представляет собой сложную и красочную вещь. Личность относится к отличительным моделям мышления, чувств и поведения человека. Это происходит из сочетания врожденных предрасположенностей и склонностей, а также факторов окружающей среды и опыта. Хотя личность может меняться в течение жизни, основные черты личности, как правило, остаются относительно постоянными во взрослой жизни.

Хотя существует бесчисленное множество характеристик, которые комбинируются почти бесконечным числом способов, люди пытались найти способ классификации личностей с тех пор, как Гиппократ и древние греки предложили четыре основных темперамента. Сегодня психологи часто описывают личность с точки зрения пяти основных черт. Так называемая Большая пятерка — это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Более новая модель, названная HEXACO, включает честность и скромность в качестве шестой ключевой черты.

Какой у меня тип личности?

Довольно широко распространено представление о «типе» личности. Например, многие люди ассоциируют личность «типа А» с более организованным, жестким, конкурентоспособным и тревожным человеком. Тем не менее, у этой идеи мало эмпирических подтверждений. Ученые также поставили под сомнение типы личности, представленные в популярном индикаторе типов Майерс-Бриггс (MBTI).

Психологи, изучающие личность, считают, что такие типологии, как правило, слишком упрощены, чтобы объяснить различия между людьми. Вместо этого они, как правило, полагаются на такие структуры, как модель измерения характеристик «Большой пятерки». В модели «Большой пятерки» каждый человек попадает в какую-то часть континуума по каждой черте — по сравнению с остальной частью населения человек может оценивать относительно высоко или низко какую-либо черту, такую ​​как экстраверсия или доброжелательность, или более специфические аспекты каждой из них. такие как настойчивость или сострадание). Сочетание этих различных уровней черт описывает личность.

Для оценки этих индивидуальных различий были созданы различные личностные тесты. Эти тесты обычно побуждают людей указать, в какой степени различные описания мышления или поведения отражают их собственные тенденции. Основываясь на ответах человека, тест дает описание «типа личности» (в случае такого теста, как MBTI) или показывает, как человек сравнивается с другими респондентами по ряду характеристик (в случае опросника «Большая пятерка» или аналогичного теста). меры).

Чтобы узнать больше, см. Черты характера и Тесты личности.

Почему важна личность

Психология личности — с ее различными способами организации, измерения и понимания индивидуальных различий — может помочь людям лучше понять и сформулировать, что они из себя представляют и чем они отличаются от других. Но детали личности имеют отношение не только к самооценке человека.

Тенденции в мышлении и поведении, которые представляют такие понятия, как Большая пятерка, связаны со множеством других характеристик и результатов, по которым люди сравнивают друг друга. К ним относятся различия в личном успехе, здоровье и благополучии, а также в том, как люди ладят с другими. Даже риск смерти, по-видимому, в некоторой степени связан с различиями в личностных чертах.

Личность также пересекается с областью психического здоровья: специалисты используют список расстройств личности, включающих длительные дисфункциональные тенденции, для диагностики и лечения пациентов. Среди категорий, используемых психиатрами и клиническими психологами, есть обычно обсуждаемое нарциссическое расстройство личности, пограничное расстройство личности и антисоциальное расстройство личности, но основное диагностическое руководство, DSM, включает в общей сложности 10 расстройств личности.

Подробнее см. Личность и жизненные результаты и Расстройства личности.

Откуда берется личность?

Почему люди развивают свою личность и насколько чья-то личность обычно меняется с течением времени, являются одними из самых больших вопросов в психологии личности. Наука дает некоторые ответы, но остается еще много места для дискуссий и исследований.

Генетика частично помогает объяснить различия в личностных чертах, но другие факторы, безусловно, играют роль. Был предложен ряд теорий личности, чтобы объяснить, что такое личность и почему люди становятся теми, кто они есть, причем некоторые из них в большей степени, чем другие, сосредоточены на потенциальных негенетических факторах, таких как принятие человеком новых социальных ролей (например, супруга или родителя). ).

Несмотря на свою повседневную стабильность, личность может изменяться в долгосрочной перспективе, потенциально в значительной степени, в течение жизни человека. Исследования показывают, что люди, как правило, проявляют признаки возрастающей зрелости (включая, например, повышенную социальную чувствительность) в результатах тестов личности по мере взросления. Можно даже намеренно изменить аспекты собственной личности, постоянно прилагая усилия, чтобы вести себя по-другому.

Подробнее см. Теории личности и Может ли измениться личность?

Далее: Черты характера

Необходимые материалы для чтения

Последние сообщения

Что такое психология личности? | Лаборатория личности Университета Нью-Гэмпшира

Психология личности как научная дисциплина

Содержание

  • Преамбула
  • Как определяется личность?
  • Большие вопросы личности психологии личности (также: слайд-шоу с рассказом),
  • Что такое область психологии личности
  • Кто такие психологи личности?
  • Немного истории для интересующихся

Преамбула

Одна из миссий нашей лаборатории заключалась в разработке, расширении и продвижении нового единого видения психологии личности, в общих чертах описанного под лейблом «Система личностных систем» и опубликованного далее на этом сайте. .

В течение большей части конца 20-го века психология личности часто рассматривалась как область конкурирующих «больших теорий», предложенных такими людьми, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Карл Роджерс и Ганс Айзенк, часто с плохим эмпирическим подтверждением и несколькими способы разрешения конфликтов между ними. Действительно, во многих учебных заведениях до сих пор преподают таким образом, хотя есть и лучшие альтернативы.

Продвигая единую структуру для преподавания дисциплины и исследований, мы надеемся улучшить и продвигать эту область, разъясняя ее основные проблемы и сильные стороны.

Ключевая часть философии, лежащей в основе нашей теоретической работы, заключается в том, что важно начать как с понимания истории дисциплины психологии личности, так и с понимания ее эмпирических преимуществ и разнообразия сегодня. Отчасти это помогает определить естественные области согласия, которые могут обеспечить основу для единого взгляда на дисциплину.

Как определяется личность?

Утверждение определения личности

В рамках дисциплины существует много точек соприкосновения — например, широко распространено согласие в отношении определения личности.

Личность касается наиболее важных, наиболее заметных сторон психологической жизни человека. Личность касается того, счастлив человек или печален, энергичен или апатичен, умен или уныл. На протяжении многих лет было предложено множество различных определений личности. Большинство определений относятся к психической системе — набору психологических частей, включая мотивы, эмоции и мысли. Определения этих частей немного различаются, но они сводятся к идее, что личность включает в себя паттерн или глобальное функционирование ментальных систем. Вот некоторые определения:

  • «Личность — это вся психическая организация человека на любой стадии его развития. Она охватывает все стороны человеческого характера: интеллект, темперамент, мастерство, нравственность и все отношения, которые сформировались в ходе его жизнь.» (Уоррен и Кармайкл, 1930, стр. 333)
  • (В признанном преувеличении…)  «Личность есть сущность человека.» (Hall & Lindzey, 1957, стр. 9, характеризующие высказывания Гордона Олпорта)
  • «Индивидуальная модель психологических процессов, возникающих из мотивов, чувств, мыслей и других основных областей психологической функции. Личность выражается через ее влияние на тело, в сознательной психической жизни и через социальное поведение человека». (Майер, 2005)

В 2007 году на собрании Ассоциации исследований личности президентская группа занималась вопросом «Будущее психологии личности». Один участник этой группы выразил обеспокоенность по поводу того, были ли определения личности расплывчатыми и противоречивыми. Это было удивительно, так как действительно существует довольно широкое согласие в отношении того, что личность — это исследование общей психологической системы человека. Возможно, одна из причин того, что определения личности расходятся, заключается в том, что другие психологи — те, кто не занимается психологией личности, — часто неправильно понимают нашу область и определяют ее ошибочно. Статья под названием Asserting the Definition of Personality (PDF) описывает такое положение дел.

Большие вопросы психологии личности

Психология личности возникла у людей, которые искали ответы на большие вопросы. В статье 2007 года из лаборатории исследована интеллектуальная история больших вопросов, которые вдохновляли эту дисциплину, и были определены 20 вопросов, которые были наиболее важны для этой области. Из них четыре представлялись особенно актуальными.

Чтобы узнать немного об исследовании, попробуйте это слайд-шоу со звуковым сопровождением в PowerPoint.

Слайд-шоу с рассказом:  Большие вопросы личности

Диаграмма некоторых очень важных центральных вопросов поместила их в четыре группы следующим образом:

Область психологии личности?

Психология личности как научная дисциплина

Психология личности — это научная дисциплина, изучающая систему личности. Дисциплина стремится понять основные психологические модели человека и то, как эти модели выражаются в жизни человека. Психологи личности проводят научные исследования личности, преподают о личности (обычно на уровне колледжей и университетов) и участвуют в более широкой дисциплине психологии.

Размышление о проблеме

На вопрос «Зачем изучать личность?» возможны разные ответы. Вот один из ответов, который может помочь вам понять, что такое личность и ее изучение.

Каждый из нас, как человеческие существа, влияет на многое, что находится внутри нас и вокруг нас. У каждого из нас есть множество психологических атрибутов — чувства, мысли, мотивы и тому подобное. Именно наша личность управляет нашими психологическими качествами.

  • Наши чувства — сильные или слабые — отчасти определяют то, как мы действуем и реагируем. Наши мысли направляют нас и влияют на других, которых может развлечь наше остроумие или привлечь наша мудрость.
  • Наше самоощущение помогает нам понять, как сделать выбор среди альтернатив — выбор, который может помочь нам расти или может навредить нам.
  • Эта наша личность медленно и настойчиво влияет на то, как мы себя чувствуем, что мы делаем, кто мы есть и как мы влияем на окружающий мир.
  • Большинство из нас не могут не задаться вопросом, как устроена наша личность, как она возникла и что это может означать для нашего будущего.
  • Мы также задаемся вопросом о личностях других — насколько они такие же или отличные от нас.
  • Психология личности касается того, что представляют собой наши личности, как они работают и что они могут значить для нашего собственного будущего и будущего других людей.

Психология личности помогает ответить на некоторые из этих вопросов. Если такие вопросы вас интересуют, вы можете узнать больше.

Кто такие психологи личности?
Современные психологи личности

Психологи личности — это психологи, которые заинтересованы в изучении того, как основные психологические подсистемы человека — мотивы, эмоции, самость и другие — функционируют вместе, создавая модели жизни человека.

Сегодня большинство личностных психологов имеют докторскую степень в области психологии, обычно со специализацией в личностной, социальной или клинической психологии. Однако так было не всегда, и некоторые более ранние личностные психологи обучались медицине и другим областям.

Сегодня многие психологи личности работают в колледжах и университетах, где они преподают курсы по психологии личности и смежным областям, а также проводят исследования личности и того, как она влияет на жизнь людей.

Другая группа личностных психологов работает в организациях, где их часто можно найти в отделах кадров. В таких ролях они могут попытаться понять, например, определенные черты личности, которые помогут людям успешно работать на определенной работе.

Другие личностные психологи работают консультантами в организациях, помогая в подборе и удержании ключевого персонала.

Узнайте больше о современных психологах

Если вам интересно ознакомиться с краткими описаниями современных психологов личности и посетить их веб-страницы, вы можете найти их на веб-сайте, поддерживаемом Ассоциацией исследований личности. Нажмите здесь, чтобы перейти к профилям участников для многих из этих людей.

Других психологов, интересующихся психологией личности, можно найти в сети социальной психологии. Чтобы найти их (список будет частично перекрываться со списком ARP), перейдите в область «Список участников» на веб-сайте SPN и в поле поиска вверху введите термин «личность».

Конечно, на сайтах ARP или SPN, если у вас есть имя особенно интересующего вас психолога, вы можете выполнить поиск по этому имени.

Психологи личности в истории:
Великие теоретики начала и середины 20 века

Когда люди думают о психологах личности, на ум часто приходят определенные имена: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Карл Роджерс, и другие. Эти люди были выдающимися теоретиками и исследователями человеческой природы в начале-середине 20 века. Их иногда называют великими теоретиками в этой области.

Сегодня, безусловно, есть выдающиеся теоретики личности, но эта область больше не зависит от великих теоретиков в своей миссии(ях). Скорее, сегодня он сосредоточен на исследованиях того, как работает система личности.

Узнайте больше о великих теоретиках

Если вам интересно узнать больше о великих теоретиках из онлайн-источника, отличным ресурсом является онлайн-учебник профессора К. Джорджа Бори с открытым доступом « Теории личности».

Немного истории для тех, кто интересуется:

Некоторые обоснования области, описанной в ранних учебниках

Некоторые идеи о том, зачем изучать личность, также можно найти в учебниках по этой области. Среди первых (если не самых ранних) учебников в США был Робак (1928) « Психология характера ». заметно удивленное выражение лица, воспитатели теперь скорее приветствуют… (Робак, 19 лет)28, с. ix)

Робак писал до институционализации слова «личность», часто предпочитая термин «характер» — хотя он признает «личность» несколько более широким термином. В ряде отрывков Робак отмечает, что личность, особенно та часть личности, которую называют характером, является моральным достоянием человека.

  • …Самое общее употребление слова «характер» в повседневной жизни неизменно окрашено моральными предикатами… Народный ум никогда не различал более двух типов характеров. Они были либо хорошими, либо плохими, сильными или слабыми, благородными или низкими, высокого или низкого типа… Сказать, что у человека нет характера, — это эвфемистический эквивалент выражения, что у него низкий тип характера. .(Робак, 1928, с. 6)
  • . … чем сильнее моралисты подчеркивали кардинальную важность характера для этики … тем больше психологи-экспериментаторы были склонны решить весь вопрос одним или двумя словами … (Робак, 1928, стр. 7)
  • …Этические и педагогические аспекты, касающиеся формирования характера и содержащие по большей части хораторские призывы в пользу нравственной жизни, сюда не входят… Совершенно очевидно, что теоретическое исследование характера должно предшествовать обоим этим запросов, особенно последнего. (Робак, 19 лет28, с. 7)

В общем, мне кажется, что Робак заинтересован в развитии персонажей и построении персонажей. Однако для этого, утверждает он, научное исследование, то есть изучение личности, должно иметь приоритет.

Гордон Олпорт прочитал и извлек пользу из работы Робака (Робак признает его помощь).

Девять лет спустя собственная книга Олпорта представила новую причину для изучения личности. Олпорт обращался не к потребности общества в науке, а скорее к потребности своих научных коллег.

  • …Как правило, наука рассматривает человека как простую докучливую случайность. Психология тоже обычно относится к нему как к чему-то, от чего следует отмахнуться, чтобы можно было приступить к основному делу объяснения единообразия событий. В результате со всех сторон мы видим, как психологи с энтузиазмом работают над несколько туманным портретом под названием «обобщенный человеческий разум»… Он кажется нереальным и эзотерическим, лишенным локуса, самосознания и органического единства — все существенные характеристики разума, который мы знаем.
  • …[A] Новое движение в психологической науке постепенно выросло. Он пытается… изобразить и объяснить проявленную индивидуальность ума. Это новое движение стало известно (в Америке) как психология личности . (Олпорт, 1937, стр. VII)

Зачем нужно было такое новое движение? Олпорт резюмировал некоторые аргументы, высказанные другими.

Без координирующего понятия Личности (или некоторого эквивалента, такого как Я или Эго) невозможно объяснить или даже изобразить взаимодействие психических процессов друг с другом. Память влияет на восприятие, желание влияет на смысл, смысл определяет действие, а действие формирует память; и так далее…

Феномен психической  организации  не может иметь никакого значения, если он не рассматривается как происходящий в определенных рамках… личной жизни. (Олпорт, 1937, стр. 550).

Опять же, продолжая говорить о психологии в целом, Оллпорт утверждает, что психология личности может внести такой вклад (Allport, 1937, стр. 550-566), который я резюмировал следующим образом:

  • развитие общего законы о том, как возникает уникальность человека
  • прогнозировать поведение человека на основе его индивидуальных особенностей
  • узнать точку зрения отдельного человека на то, кто он или она
  • обнаружить части личности
  • обнаружить структуру, которая удерживает эти части вместе
  • отдавать предпочтение определенным понятиям — например, эго-система, черта, история жизни — которые признают индивидуальность человека
    обнаруживают общие черты
  • систематизировать знания о природе человека
  • превратить межличностные впечатления в более надежные знания
  • адекватно представлять человека в науке и оказывать этому человеку уважение

Генри Мюррей и Гарвардская консультационная клиника (Мюррей, 1938 г. ) сказали следующее:

  • Сегодня человек представляет собой большую проблему. Что мы можем знать о нем и как это можно сказать словами, имеющими ясное значение?… Точка зрения, принятая в этой книге, состоит в том, что личности составляют предмет психологии, а история жизни отдельного человека является единицей с которыми эта дисциплина имеет дело. (Мюррей, 1938, с. 3)
  • Мы пришли к выводу, что настало время, когда можно будет проводить систематические полномасштабные исследования отдельных лиц для получения результатов. Более того, это действительно казалось необходимым. Ибо если составляющие процессы личности взаимозависимы, то надо много знать, чтобы мало понимать. (Мюррей, 1938, стр. 5)

Для таких исследований можно было бы легко выдвинуть причины, помимо основных, что знание есть  per se  конечное благо и что из всех объектов наиболее привлекательным является человек. Многие считают, что понимание человеческой природы является величайшим требованием этого века; что современный человек «борется с этим», растерянный, неудовлетворенный, отчаявшийся и готовый регрессировать; что ему нужна сила изменить и перенаправить себя и других; и что обладание этой особой силой может быть достигнуто только через знание. Если правда, как утверждают некоторые разумные люди, что культура — лучшее из высокого наследия человечества — находится в опасности и что для ее спасения и дальнейшего развития человек, ее создатель и хранитель, должен измениться — возродиться или иначе развиться от рождения — тогда непосредственным требованием является наука о человеческой природе. (Мюррей, 1938, с. 35)

Ссылки
  • Allport, GW (1937). Личность: психологическая интерпретация . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
  • Холл, К.С., и Линдзи, Г. (1957). Теории личности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons.
  • Майер, Дж. Д. (2005). Классификация психических расстройств DSM-IV-TR в соответствии с их отношением к системе личности. В JC Thomas & DL Segal (Eds.), Всеобъемлющий справочник по личности и психопатологии (CHOPP) Vol. 1: Личность и повседневное функционирование . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons.
  • Murray, H.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *