Разное

Коррекция агрессивного поведения подростков: Коррекция агрессивного поведения у подростков

Коррекция агрессивного поведения подростка — Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

В связи с актуальностью темы развития психологического здоровья подростков, 28 апреля 2021 года психолог социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов — Эльза Ивановна Нацвлишвили, провела для родителей получателей социальных услуг групповую консультацию, ознакомительного характера с элементами тренинга.

Цель: коррекция агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста с учетом трех основных направлений – работу с родителями, работу со специалистами социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов (по профилактике и предупреждению агрессивного поведения подростков), работу с самими детьми с непременным учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Задачи: 1. Ознакомление родителей с индивидуальными и возрастными особенностями подростков, умение находить причины возникновения агрессивного поведения их детей, выработку оптимальной тактики поведения с агрессивными детьми. 2. Работа с родителями направлена на преодоление стереотипов, умение находить причины возникновения агрессивного поведения их детей, выработку оптимальной тактики поведения с агрессивными детьми. 3. В системе работы по эффективной коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста является тренинг конструктивного поведения, который должен включать в себя упражнения, направленные на:

  • знакомство с проблемой агрессивности;
  • развитие у подростков способов конструктивного поведения, работу с эмпатией, вниманием;
  • развитие умения выражать свои чувства;
  • развитие позитивного отношения к себе;
  • формирование ответственности за свои поступки и т.п.

Консультация проходила по адресу: ул. Маринеско, д. 2/7 в кабинете №26, в 17:30, присутствовало 3 человека.

Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее нуждается в помощи и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают как у взрослых, так и у сверстников открытую неприязнь и неприятие в целом.

Для коррекции такой формы девиантного поведения как агрессия, разработан целый ряд упражнений, правильное применение которых дает положительный результат. Некоторые варианты упражнений были рассмотрены на групповой консультации, которые включены в программу по коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста.

На занятии были рассмотрены критерии агрессивности подростка:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.

На групповой консультации для родителей получателей социальных услуг обсуждались вопросы: как создать благоприятную атмосферу и настроить подростка на активное взаимодействие во взрослыми.  Участники делились опытом в решении вопросов агрессивного поведения подростков, рассказывали о своих трудностях и достижениях.

Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивности у старших подростков

Аннотация. В статье представлен анализ основных подходов к коррекции агрессивного поведения; раскрыта проблема диагностики агрессивного поведения; поставлены задачи коррекционной работы с агрессивными подростками; раскрыты основные направления и методы агрессивного поведения подростков.
Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессия, агрессивные действия, коррекция агрессивного поведения, методы коррекции агрессивного поведения.

Подростковый возраст является сложным периодом в развитии личности человека. Это период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре, наркомания, суициды и т.д.

Подростки не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль без дезадаптивных форм поведения. Они еще не готовы противостоять социальному давлению и поступают так, как принято и модно [1].

«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия, психология сделала ряд важных открытий. Одно из них — о влиянии стиля общения взрослого с ребенком на развитие детской личности. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. Одно из важнейших условий формирования благоприятного климата — это эмоциональное принятие ребенка родителями.

Нередко, особенно в неблагополучных и не полных семьях, проявляется недостаток эмоциональной теплоты и холодность, формальность в отношении к ребенку, а иногда и агрессивные тенденции. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. В таких семьях дети чувствуют эмоциональное отвержение, и как результат, поиск компаний, способных компенсировать недостаток принятия и понимания в семье. Однако подростковые компании имеют тенденции к деструктивному поведению из-за несформированости «моральных ориентиров».

Таким образом, проблема влияния детско-родительских отношений на проявление агрессивного поведения подростков является актуальной в настоящее время.

Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так отечественных исследователей. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Этим вопросом занимались такие авторы [2].

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя диагностические критерии. С.Л.Колосова рассматривает особенности, истоки и генезис детской агрессивности. Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, анализирует возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками. Различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6-10лет предлагают Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др. [3].

В статье Вальковой В.С. рассматривается влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков, а также показано их отрицательное воздействие на психику. Анализ литературы по проблеме исследования выявил, что данное явление приобрело широкий общественный резонанс и является предметом внимания многих ученых. Вопрос о вреде агрессивных компьютерных игр, зачастую не соответствующих возрасту игрока, приобрел международный характер. В ходе исследования была поставлена цель — снизить уровень агрессивности, конфликтности и уровень стресса у подростков с игровой компьютерной зависимостью. Для этого была разработана коррекционная программа, продолжительность которой составила 10 недель. После было проведено повторное исследование с применением уже использованных ранее методик. Коррекционная программа, представленная в данной статье, может быть использована социальными педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности [4].

Подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже эффективным вспышкам. Порой подросток сначала что-то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало бы поступать наоборот.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции.

Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [5].

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей [6].

Становление агрессивного поведения у подростков — сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

В своей статье Шаяхметова В.К.и Брынских С.А. обсуждают возможности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Сделан вывод о том, что психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы будет более результативной, если: осуществить моделирование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы; разработать и реализовать программу психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы, включающую обучение конструктивным способам поведения и навыкам саморегуляции [7].

Рекомендации педагогам и родителям по коррекции агрессивного поведения у старших подростков:

 

А теперь дадим рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком:

1. При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль.

2. Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

3. Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.

4. Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, покинутым.

5. Помните, что истерические приступы, если они случаются, чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

6. Если вы замечаете у ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их.

7. Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

8. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

9. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева.

10. Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими, если такое наблюдается. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.

11. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.

12. После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

13. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

14. Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного [8].

Высказывания в книге Долговой В.И. и Капитанец Е. Г. посвящено проблеме психолого педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Так же в книге представлено теоретическое обоснование модели коррекции, на основе которой разработана психолого педагогическая коррекционная программа. Приведены данные экспериментального исследования, подтверждающие эффективность внедренной программы в образовательный процесс школы [9.].

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [10, 11, 12, 13].

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Исследование агрессивности у детей из алкогольно зависимых семей выявило у них в среднем нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности; у детей из семей, в которых не злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.

У детей из алкогольно зависимых семей в большей степени выражены враждебность и агрессивность [14].

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние агрессивного подростка: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, помочь ему почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков [15].

Журавель Марина Александровна рассматривает в своей статье формы агрессивного поведения подростков в образовательной среде и особенности коррекционной работы с ними. Анализируются ситуации и факторы, провоцирующие агрессивное поведение подростков. Программа коррекции агрессивного поведения включает три этапа: 1-й этап предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении; 2-й этап включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; 3-й этап основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На основе анализа психодиагностики определены особенности агрессивного поведения подростков [16].

Так же в своей статье Ощепков А. А. приводит результаты экспериментального исследования применения программы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы С целью анализа влияния социально-педагогического воздействия на агрессивное поведение подростков было использовано психологическое тестирование, экспертный опрос педагогов, наблюдение, которые проводились в два этапа — до и после внедрения программы. Результаты анализа подтвердили гипотезу о положительном влиянии программы коррекции на снижение уровня агрессии в подростковой среде [17].

Вывод: Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально — психологические факторы (дезинтеграция семьи, в том числе в результате её алкоголизации, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей. Необходима также комплексная работа психолога, социального работника и др. с алкогольно зависимой семьёй. Эти данные могут быть использованы в практической работе педагогов, социальных работников и психологов.

 

Ссылки на источники:

  1. Колесов Д.В., Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 222с.
  2. Миллер, А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя профилактика. – Киев: Наукова думка,2010. – 359с.
  3. овалев, С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 2012. – 159 с.
  4. Валькова Л.С., Попов В.А. Социально-психологическая коррекция агрессивного поведения подростков, склонных к компьютерной зависимости. //Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 5. с. 58-62.
  5. Коклюхин, В.В. Отклоняющееся поведение. Поиск моделей. Актуальные проблемы борьбы с антиобщественным поведением. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 250с.
  6. Коклюхин, В.В. Отклоняющееся поведение. Поиск моделей. Актуальные проблемы борьбы с антиобщественным поведением. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 250с.
  7. Шаяхметова В.К., Брынских С.А. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S2. с. 116-120.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 398с.
  9. Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. — Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
  10. Можгинский, Ю. Агрессия подростков. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. –328с.
  11. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.Д., КадыроваЭ.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во « Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
  12. Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
  13. Долгова В.И. Психолого-педагогическая  коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации — Челябинск: АТОКСО, 2010. – 112с.
  14. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) // Е.В.Змановская. – М.: Академия, 2013. –288 с.
  15. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения // Ю.А. Клейберг.– М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011. – 160 с.
  16. Журавель М.А. Особенности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (156). с. 81-84.
  17. Ощепков А.А. Эксперементальное исследование социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2014. № 3 (5). с. 132-141.

Экономические последствия, причины, профилактика и лечение

Рост насилия и агрессии среди молодежи за последние 50 лет называют «эпидемией». Эпидемия оказала огромное влияние на общество. С точки зрения экономики и общественного здравоохранения очевидна желательная первичная профилактика насилия среди молодежи.

Рост насилия и агрессии среди молодежи за последние 50 лет называют «эпидемией». 1 Эта эпидемия оказала огромное влияние на общество. С точки зрения экономики и общественного здравоохранения очевидна желательная первичная профилактика насилия среди молодежи. С клинической точки зрения оценка и лечение агрессии является первостепенной задачей. В этом обзоре мы обсуждаем экономические последствия молодежной агрессии с акцентом на необходимость первичной профилактики; использование современных знаний для оценки и лечения агрессии в клинических условиях; и недавние отчеты о фармакотерапии агрессивной молодежи.

Экономические последствия

Без учета затрат на программы и институты ювенальной юстиции одно только насилие среди молодежи обходится Соединенным Штатам более чем в 158 миллиардов долларов в год. 2 Пик насильственных преступлений приходится на поздний подростковый возраст, несмотря на то, что на воспитание и образование детей тратится почти 15% валового внутреннего продукта. 3 Очевидно, что насилие в отношении несовершеннолетних остается серьезной социальной проблемой со значительным финансовым бременем. Возможно, необходимо как перераспределить ресурсы, так и скорректировать отношение к борьбе, предотвращению и лечению насилия и правонарушений среди молодежи устойчивым и эффективным образом.

В 1998 году Донохью и Сигельман 4 исследовали компромисс между финансированием тюремного заключения и потенциальными социальными расходами. Они объяснили, что если бы они могли «выявлять и лечить худшие 6% правонарушителей и снижать уровень их преступности на 20%, [их] мысленный эксперимент по перераспределению ресурсов с тюремного заключения на социальные программы, вероятно, снизил бы преступность или сохранил ее на том же уровне. » 4

Важно отметить, что 20% были получены в результате корректировки гипотетического результата дошкольной программы вмешательства, которая смоделировала дошкольную программу Perry (которая привела к снижению преступности среди ее участников на 40%). 5 Социальные расходы в расследовании Донохью и Сигельмана 4 гипотетически могут быть применены к крупномасштабным программам, созданным по образцу существующих небольших, но успешных организаций, которые снижают уровень преступности среди несовершеннолетних и улучшают социализацию, самооценку, а также работу школы и семьи. Сегодня все более мелкие и успешные программы содержат следующие компоненты: начало в юном возрасте; привлечение семьи к обучению дисциплине и навыкам ухода; и «небольшой масштаб, высокое качество и высокая стоимость». 4 Однако тиражирование этих программ на макроуровне создает кривые высоких затрат, которые могут расти в геометрической прогрессии с ростом размера. Кроме того, обеспечение такого же качества медицинской помощи в больших масштабах будет сложной задачей.

Насилие среди молодежи является не только проблемой уголовного правосудия, но и проблемой общественного здравоохранения. Welsh 2 объяснял роль профилактики в общественном здравоохранении, включая занятия по борьбе с агрессией; кампании по информированию общественности; лечение и вмешательство отделения неотложной помощи; и раннее распознавание предупредительных знаков риска семьями, врачами, школьной администрацией, медсестрами и учителями.

Города США теряют почти 50 миллиардов долларов в год из-за преступности и насилия. 2 Столь значительные негативные внешние эффекты требуют внимания со стороны правительства и действий общества. Перераспределение ресурсов, новые инициативы по расходам на социальные нужды, программы с более высоким качеством обслуживания и лучшее отношение к общественному здравоохранению изменят жизнь нашей молодежи и снизят социальные издержки подростковой преступности в Соединенных Штатах.

Современные знания об агрессии

В то время как первичная профилактика относится к сфере общественного здравоохранения, лечение агрессивной молодежи является заботой каждого практикующего врача, занимающегося оказанием помощи детям и подросткам.

Агрессия — это сложное поведение, имеющее несколько подтипов. Начинающееся в детстве агрессивное поведение кажется более стойким, чем агрессия в подростковом возрасте, и может быть связано с большим количеством нейропсихиатрических проблем. 6 Открытая агрессия (например, запугивание и драка) может привлекать клиническое внимание чаще, чем скрытое антиобщественное поведение (например, воровство и вандализм).

Другой подтип, подтвержденный исследованиями на животных, делит агрессию на реактивных, раздражительных, и оборонительных поступков против запланированных, целенаправленных, и преднамеренных действий. 7 К психиатрам чаще всего обращаются для оценки и лечения детской, открытой и реактивной агрессии из-за связи с идентифицируемыми биопсихосоциальными нарушениями и их реакции на лечение.

Знание результатов исследований причин и патогенеза агрессивного поведения в юношеском возрасте должно служить ориентиром при оценке индивидуального состояния пациента ( Рисунок ). Многие дети и подростки с агрессивным поведением страдают психическими расстройствами. Исследование, посвященное оценке несовершеннолетних правонарушителей в центре содержания под стражей, показало, что более 60% из них имели диагностированное психическое расстройство, за исключением расстройства поведения. 8 Расстройства разрушительного поведения, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и расстройства настроения были особенно распространены.

В отличие от психиатрических диагнозов неадекватные черты, которые, по-видимому, играют главную роль в открытой и реактивной агрессии, такие как импульсивность и склонность интерпретировать благоприятные социальные сигналы как враждебные. 9

Существует множество доказательств того, что агрессивное поведение является результатом взаимодействия между индивидуальными факторами и факторами окружающей среды. Таким образом, родительские практики важны. Вопросы окружающей среды, такие как жестокое обращение и дисциплина, имеют первостепенное значение для понимания человека с агрессивным поведением. 10 Кроме того, психические расстройства родителей, в том числе расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, важны для оценки буйного ребенка или подростка.

Так как дети проводят много времени в школе, эта среда может существенно повлиять — как отрицательно, так и положительно — на агрессивные тенденции. 11 Также важно распознавать связь с девиантной группой сверстников, но, с другой стороны, остракизм со стороны сверстников связан с повышенной вероятностью агрессивного поведения. 12 Другие факторы окружающей среды, такие как чрезмерная подверженность насилию в средствах массовой информации и жизнь в бедном районе, явно играют свою роль. 13

Принимая во внимание многочисленные переменные (многие из которых являются внешними по отношению к человеку), которые играют роль в формировании агрессивного поведения, для обеспечения эффективного лечения необходима определенная форма «работы с домом и обществом». Многие из факторов, связанных с агрессией, не сразу проявляются в клинических условиях и могут быть неизвестны или не обсуждены родителем или ребенком. Посещения на дому могут помочь клиницистам легче выявить враждебное взаимодействие между членами семьи, непоследовательную дисциплину, признаки жестокого обращения, доказательства употребления психоактивных веществ, чрезмерное участие в телевидении и видеоиграх, а также неуместное участие или отсутствие участия в отношениях со сверстниками. Терапевты, которые могут посетить школу и принять пациента в сообщество, могут продолжить свои наблюдения и лечение. Таким образом, оказывается, что какая-либо форма терапии на дому/семейной основе является лучшим способом воздействия на психосоциальную среду агрессивного молодого пациента.

Фактические данные показывают, что этот тип выездной работы эффективен. 18-месячное наблюдение за молодыми людьми, участвующими в системе ювенальной юстиции, которые лечились мультисистемной терапией, показало улучшение показателей арестов и уровня функционирования по сравнению с когортой, получавшей обычное лечение. 14 Поскольку этот тип домашней терапии не всегда может быть доступен, разрабатываются другие модели, которые пытаются воздействовать на многие факторы, связанные с агрессией. 15

Такой план лечения может учитывать известные и наблюдаемые факторы агрессивного поведения. Психическое расстройство можно лечить с помощью фармакотерапии или психотерапии в зависимости от характера и тяжести расстройства. Неадаптивные черты можно лечить с помощью когнитивно-поведенческих методов, таких как этапы решения проблем, обучение социальным навыкам и управление гневом. 16 С родительскими факторами можно справиться посредством обучения родителей управлению, психиатрического лечения, направления в службы защиты детей или занятий для родителей. 17 Школьный персонал может участвовать в обобщении навыков, полученных в ходе терапии, и в создании более просоциальной среды для пациента. 18 На факторы сверстников можно ориентироваться посредством обучения социальным навыкам и академического консультирования для достижения успеха. Обучение и просвещение родителей по вопросам управления могут уменьшить подверженность десенсибилизирующим эффектам механистического насилия в средствах массовой информации.

Несмотря на то, что имеются убедительные данные об интенсивных психосоциальных программах по снижению агрессивного поведения у молодежи, психиатр чаще всего занимается фармакологической частью лечения. 19 Однако данные рандомизированных контролируемых исследований по медикаментозному лечению агрессии у молодежи немногочисленны. 19 Традиционные стабилизаторы настроения, такие как литий, дивалпроекс и атипичные нейролептики, часто используются для лечения агрессивного поведения у взрослых, независимо от диагноза биполярного расстройства или психоза. В настоящее время недостаточно доказательств эффективности одного типа лекарств по сравнению с другим для лечения насилия у детей и подростков. В то время как некоторые недавние контролируемые данные доступны для терапии дивалпроексом для лечения агрессии при расстройстве поведения, 20 Большинство исследований было сосредоточено на атипичных нейролептиках. 21,22

Недавние исследования в области фармакотерапии депрессивные расстройства, стабилизаторы настроения при биполярных расстройствах и нейролептики при психотических расстройствах. Однако у серьезно агрессивных пациентов часто требуются дополнительные фармакологические вмешательства.

Данн и его коллеги 24 провели открытое исследование с участием 24 подростков с СДВГ, оппозиционно-вызывающим расстройством или расстройством поведения, которые демонстрировали тяжелые вспышки агрессии в соответствии с Модифицированной шкалой явной агрессии. Первоначальное лечение состояло из 3 недель монотерапии метилфенидатом пролонгированного действия по 54 мг/сут, после чего в течение 9 недель применялась комбинация метилфенидата пролонгированного действия и кветиапина. Кветиапин назначали в дозах до 600 мг/сут. Через 12 недель словесная агрессия и физическая агрессия по отношению к себе, другим и имуществу значительно снизились. Улучшению способствовали как специфические для диагноза лекарства, так и атипичные нейролептики. Однако это было открытое исследование без плацебо или активного контроля. Неясно, насколько эффект плацебо, монотерапия метилфенидатом или комбинированное лечение повлияли на результаты.

Connor and Associates 25 провели рандомизированное плацебо-контролируемое исследование монотерапии кветиапином при агрессивном поведенческом расстройстве. В этом 7-недельном исследовании приняли участие 19 подростков. Дозирование было гибким; средняя доза кветиапина в конце исследования составляла 300–168 мг/сут. У 8 из 9 пациентов, принимавших лекарственные препараты, улучшилось состояние по сравнению с 1 из 10 пациентов, принимавших плацебо, согласно общему клиническому впечатлению (CGI) 2. Кветиапин хорошо переносился, хотя данные о массе тела и метаболических параметрах не сообщались.

Атипичные нейролептики стали основой фармакотерапии агрессии, и их использование у детей и подростков значительно увеличилось за последнее десятилетие. 26 Причиной такого увеличения может быть их эффективность; их быстрое начало действия, что делает их полезными при острых состояниях; и их улучшенный неврологический профиль безопасности. Однако недавно возникла серьезная озабоченность по поводу их метаболических побочных эффектов.

Американская психиатрическая ассоциация и Американская диабетическая ассоциация ранжировали атипичные нейролептики на основе их вероятности вызывать метаболические нарушения. Арипипразол и зипразидон были охарактеризованы как наименее вероятно вызывающие увеличение веса и метаболические побочные эффекты. Из-за этих потенциальных преимуществ было проведено открытое нерандомизированное исследование арипипразола или зипразидона в популяции агрессивных детей и подростков в поликлиниках. 27 Сороку шести пациентам (средний возраст 11,9 ± 2,6) было проведено мини-международное нейропсихиатрическое интервью и опросник детских/подростковых симптомов. Наиболее распространенными диагнозами были поведенческие, биполярные и депрессивные расстройства. Первичной конечной мерой была шкала явной агрессии. Пациентам со значительным агрессивным поведением назначали арипипразол (n = 24) или зипрасидон (n = 22). Восемнадцать пациентов принимали сопутствующие препараты против СДВГ.

Через 2 месяца 34 пациента продолжали лечение со средней дозой арипипразола 4,5 мг/сутки 6 2,3 мг/сутки и зипрасидона 42,9 мг/сутки.мг/сутки 618 мг/сутки. Средняя оценка по Шкале явной агрессии улучшилась на 63%, а средний балл по шкале CGI составил 2,1 (намного лучше). Статистически значимых различий между группой арипипразола и группой зипрасидона в первичном критериях исхода на исходном уровне и через 2 месяца лечения не было. Однако в 3 раза больше пациентов, принимавших зипрасидон, чем принимавших арипипразол, выбыли из исследования из-за седативного эффекта. Никаких других побочных эффектов не было заметно, хотя изменения веса и метаболические индексы требуют дальнейшего изучения.

Заключение

Агрессия в юношеском возрасте имеет огромное влияние на общество — экономическое, клиническое и с точки зрения человеческих страданий. Хотя первичная профилактика явно желательна, клиницист больше занимается вторичной и третичной профилактикой и лечением. Необходимы контролируемые исследования, чтобы выяснить, какие лекарства или комбинации лекарств наиболее эффективны для контроля агрессии у молодых пациентов. Лечение, воздействующее на многие биологические, психологические и социальные факторы, связанные с агрессией, и проводимое в среде пациента, может быть наиболее клинически эффективным и экономически обоснованным методом.

Д-р Бастианс является адъюнкт-профессором клинической психиатрии Питтсбургского университета и сотрудником Службы семейного обслуживания Западной Пенсильвании. Он сообщает, что работает в бюро докладчиков и является консультантом компаний Bristol-Myers Squibb, Eli Lilly, Forest Laboratories, GlaxoSmithKline, Pfizer и Takeda. Он получил гонорары за исследования от Forest Laboratories, McNeil Consumer Healthcare и Janssen.

Г-жа Бастианс учится в колледже Дэвидсона, Дэвидсон, Северная Каролина. Она сообщает об отсутствии конфликта интересов в отношении предмета этой статьи.

Ссылки:

Ссылки:

1.

Гликлих-Розенберг Л. Насилие и дети: проблема общественного здравоохранения.

Psychiatric Times.

1996;13(3):45-47.

2.

Уэльский Британская Колумбия. Профилактика подросткового насилия: роль общественного здравоохранения. Представлено на: Ежегодной конференции Комитета по промышленной теории и оценке; 7-9 ноября 2002 г.; Лоуэлл, Массачусетс,

3.

Haveman R, Wolfe B. Детерминанты достижений детей: обзор методов и результатов.

J Эконом Лит.

1995;33:1829-1878.

4.

Донохью Дж. Дж. III, Сигельман П. Распределение ресурсов между тюрьмами и социальные программы в борьбе с преступностью.

J Legal Stud

. 1998; 27:1-43.

5.

Schweinhart LJ, Montie J, Xiang Z, et al.

Пожизненные эффекты. The High/Scope Perry Preschool Study До

Возраст 40.

Ипсиланти, Мичиган: High/Scope Press; 2005.

6.

Моффит ТЭ. Антисоциальное поведение, ограниченное подростковым возрастом и сохраняющееся на протяжении всей жизни: таксономия развития.

Psychol Rev

. 1993;100:674-701.

7.

Витьелло Б., Бехар Д., Хант Дж. и др. Подтип агрессии у детей и подростков.

J нейропсихиатрия Clin Neurosci

. 1990;2:189-192.

8.

Теплин Л.А., Абрам К.М., Макклелланд Г.М., и соавт. Психические расстройства в местах лишения свободы несовершеннолетних.

Главный психиатр.

2002;59:1133-1143.

9.

McNiel DE, Eisner JP, Binder RL. Взаимосвязь между агрессивным атрибутивным стилем и насилием со стороны психиатрических больных.

J Consult Clin Psychol

. 2003 г.; 71:399-403.

10.

Конгер Р.Д., Неппл Т., Ким К.Дж., Скарамелла Л. Гневное и агрессивное поведение в трех поколениях: проспективное лонгитюдное исследование родителей и детей.

J Ненормальный ребенок

Психология

. 2003;31:143-160.

11.

Макэвой А., Велкер Р. Антиобщественное поведение, неуспеваемость и школьный климат: критический обзор.

J Emot Behav Dis

. 2000;8:130-140.

12.

Miller-Johnson S, Coie JD, Maumary-Gremaud A, et al. Отвержение сверстников и агрессия и ранние стартовые модели расстройства поведения.

J Психология аномального ребенка

. 2002;30:217-230.

13.

Johnson JG, Cohen P, Smailes EM, et al. Просмотр телевизора и агрессивное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Наука

. 2002; 295:2468-2471.

14.

Тиммонс-Митчелл Дж., Бендер М.Б., Кишна М.А., Митчелл К.С. Независимое исследование эффективности мультисистемной терапии с ювенальной юстицией.

J Clin Child Adolesc Psychol

. 2006;35:227-236.

15.

Smith EP, Gorman-Smith D, Quinn WH, et al. Многочисленные семейные группы на базе сообщества для предотвращения и сокращения насильственного и агрессивного поведения: программа GREAT Families.

Am J Prev Med

. 2004; 26:39-47.

16.

ван Манен Т.Г., Принс П.Дж., Эммелькамп П.М. Снижение агрессивного поведения у мальчиков с помощью социальной когнитивной групповой терапии: результаты рандомизированного контролируемого исследования.

J Am Acad Детская подростковая психиатрия

. 2004; 43: 1478-1487.

17.

Каздин А.Е., Уитли М.К. Лечение родительского стресса для усиления терапевтических изменений у детей, направленных по поводу агрессивного и антиобщественного поведения.

J Consult Clin Psychol

. 2003;71:504-515.

18.

Орпинас П., Хорн А.М.; Многосайтовый проект по предотвращению насилия. Ориентированный на учителя подход к предотвращению и уменьшению агрессивного поведения учащихся: программа GREAT Teacher.

Am J Prev Med

. 2004;26:29-38.

19.

Коннор Д.Ф., Карлсон Г., Чанг К. и др. Несовершеннолетняя дезадаптивная агрессия: обзор профилактики, лечения, конфигурации услуг и предлагаемой программы исследований.

J Clin Психиатрия

. 2006;67:808-820.

20.

Steiner H, Petersen ML, Saxena K, et al. Дивалпроекс натрия для лечения расстройств поведения: рандомизированное контролируемое клиническое исследование.

J Clin Психиатрия

. 2003; 64: 1183-1191.

21.

Findling RL, Steiner H, Weller EB. Применение нейролептиков у детей и подростков.

J Clin Психиатрия

. 2005;66(прил.7):29-40.

22.

Саксена К., Чанг К. , Штайнер Х. Лечение агрессии рисперидоном у детей и подростков с биполярным расстройством: серия случаев.

Биполярное расстройство

. 2006;8: 405-410.

23.

Штайнер Х., Саксена К., Чанг К. Психофармакологические стратегии лечения агрессии у несовершеннолетних.

ЦНС Спектр

. 2003;8:298-308.

24.

Dunn DW, Kronenberger WG, Giauque AL, et al. Улучшение специфических вспышек агрессии у подростков с СДВГ после усиления метилфенидата кветиапином. В:

Резюме новых исследований ежегодного собрания Американской психиатрической ассоциации 2006 года.

Арлингтон, Вирджиния: American Psychiatric Press; 2006: 270.

25.

Коннор Д.Ф., Маклафлин Т.Дж., Джефферс-Терри М. Рандомизированное контролируемое пилотное исследование кветиапина при лечении расстройств поведения у подростков. В:

Резюме новых исследований ежегодного собрания Американской психиатрической ассоциации 2006 года.

Арлингтон, Вирджиния: American Psychiatric Press; 2006: 268.

26.

Олфсон М., Бланко С., Лю Л. и др. Отечественные тенденции амбулаторного лечения детей и подростков антипсихотическими препаратами.

Главный психиатр

. 2006 г.; 63:679-685.

27.

Bastiens LJ. Арипипразол или зипразидон для лечения агрессии у молодежи. В:

Резюме новых исследований ежегодного собрания Американской психиатрической ассоциации 2006 года.

Арлингтон, Вирджиния: American Psychiatric Press; 2006: 261.

8 скрытых причин агрессии у подростков и детей (и как их устранить)

Проявляет ли ваш ребенок или подросток физическую агрессию — дерется в школе, толкает и пихает своих братьев и сестер, бьет собаку или кусает вас? Это может быть неприятно и может заставить вас бояться собственного ребенка. Многие родители с агрессивными, непостоянными или враждебно настроенными детьми не могут исправить свое поведение. Возможно, вы пытались дисциплинировать их, используя рекомендуемые стратегии воспитания, но безуспешно. Когда с точки зрения преодоления физической агрессии кажется, что ничего не работает, пора искать скрытые причины.

1. СДВ/СДВГ

У детей и подростков с СДВ/СДВГ импульсивность является основной характеристикой, которая может привести к агрессивному поведению. Эти молодые люди действуют импульсивно, не думая о последствиях своего поведения, и с большей вероятностью вступают в драки или ссоры. Исследования ОФЭКТ головного мозга в клинике Амен, располагающей крупнейшей в мире базой данных функциональных сканирований мозга, связанных с поведением, показывают, что СДВ/СДВГ связан с низким кровотоком в префронтальной коре. Эта область мозга связана с контролем импульсов, и низкая активность здесь связана с импульсивностью.

Исправление: детям и подросткам с СДВ/СДВГ может помочь увеличение притока крови к мозгу за счет интенсивных упражнений, диеты с высоким содержанием белка и низким содержанием углеводов, а также добавок, повышающих уровень дофамина (таких как зеленый чай и родиола). Кроме того, очень важно знать тип СДВ/СДВГ вашего ребенка. Работа по визуализации мозга в клинике Амен помогла выявить 7 типов СДВ .

2. Расстройства настроения

Молодые люди с биполярным расстройством часто проявляют агрессию в маниакальной фазе. Точно так же высокий уровень агрессивного поведения был отмечен у подростков с депрессией, согласно исследованиям, проведенным в Журнал Американской академии подростковой психиатрии .

Исправление: необходимо обратиться за лечением большого депрессивного расстройства и других расстройств настроения, но имейте в виду, что существует несколько типов депрессии . Знание типа вашего ребенка может помочь вам составить правильный план лечения.

3. Нарушения поведения

Это серьезная эмоциональная и поведенческая проблема, характеризующаяся агрессией, насилием и враждебностью. Эти дети могут кусаться, бить, толкать или запугивать других. Они также могут поджигать, проявлять жестокость по отношению к животным или портить собственность.

Исправление: с расстройством поведения можно справиться при наличии правильного плана лечения и поддержки семьи.

4. Нарушения обучения и проблемы с общением

Подростки с трудностями в обучении или проблемами общения, такими как расстройство аутистического спектра (РАС) или синдром Аспергера (теперь именуемый высокофункциональным аутизмом), могут испытывать тревогу или разочарование, когда не могут выразить свои чувства. Это может привести к тому, что они набросятся.

Исправить: решить проблемы с обучением и обратиться за лечением от РАС. Диета может быть очень важна для детей с аутизмом, поэтому убедитесь, что вы знаете 5 продуктов, которые усугубляют аутизм .

5. Травмы головы

Дети и подростки, перенесшие сотрясение мозга или повторяющиеся удары по голове (например, при ударе футбольным мячом или мячом головой), могут иметь основное повреждение головного мозга. С 2010 по 2015 год диагноз сотрясения мозга у детей в возрасте 10-19 лет.подскочил на 71%, согласно исследованию Blue Cross Blue Shield, проведенному в 2016 году. Области, которые обычно повреждаются, включают префронтальную кору, которая участвует в импульсном контроле, эмпатии и суждениях, а также височные доли, которые участвуют в стабильности настроения и контроле над собой. Повреждение этих областей связано с импульсивностью и проблемами с характером.

Устранение неполадок: ОФЭКТ-сканирование функционального мозга может помочь определить области повреждения, которые можно оптимизировать. Исцеление головного мозга после сотрясения возможно с помощью различных методов лечения, в том числе гипербарическая оксигенация (ГБО), нейробиоуправление , пищевые добавки и многое другое.

6. Быть жертвой физического или сексуального насилия

Исследование, проведенное в 2016 году в журнале Journal of Child & Adolescent Trauma , показало, что 72% жертв жестокого обращения в детстве проявляли физическую агрессию.

Исправьте это: поговорите со своими детьми и дайте им понять, что можно рассказать вам о любом жестоком обращении, с которым они могут столкнуться. Если вы подозреваете проблему, но не можете заставить их рассказать о том, что происходит, попросите их поговорить со специалистом в области психического здоровья.

7. Употребление наркотиков или алкоголя

Употребление алкоголя или наркотиков негативно влияет на работу мозга и может помешать его здоровому развитию. Это может способствовать принятию неверных решений, импульсивности и отсутствию сочувствия, что в совокупности может вызвать агрессию.

Устранение: если у вашего ребенка есть проблема с зависимостью , направьте его в план лечения зависимости , ориентированный на мозг .

8. Пищевая аллергия

У некоторых детей и подростков пищевая непереносимость может привести к широкому спектру проблем, включая агрессивное поведение, раздражительность, гиперактивность, беспокойство, плохое настроение, усталость и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *